Содержание
Вопрос 18. 3
Анализ поступления товаров. Комплексный анализ показателей оборота розничной торговли. 3
Задача 58. 10
Задача 78. 11
Задача 115. 11
Список литературы.. 12
Вопрос 18
Анализ поступления товаров. Комплексный анализ показателей оборота розничной торговли
Изучение существующих тенденций и возможностей предприятия, касающихся реализации товаров, определение факторов, которые позитивно и негативно влияют на объем товарооборота предприятия, достигаются в процессе анализа объема и структуры товарооборота предприятия.
Проведение экономического анализа разрешает (1, стр. 38):
o Изучить состояние выполнения планов товарооборота, ритмичность и сезонность реализации товаров в ретроспективному периоде;
o Изучить состав товарооборота по формам, видам, методам продажи, ассортиментной структуре;
o Выявить основные тенденции и закономерности в реализации товаров;
o Проанализировать и количественно оценить влияние отдельных факторов на объем, состав и структуру товарооборота.
Проведение анализа основывается на информационной базе, состав которой был рассмотрен выше.
Анализ объема и структуры товарооборота предприятия предусматривает проведение следующей аналитической работы (рис.1).
Рис. 1 Последовательность и этапы анализа товарооборота предприятия
Определение общего объема товарооборота и анализ степени выполнения планов |
|
|
|
Анализ динамики общего объема товарооборота |
|
|
|
Анализ товарно-групповой структуры товарооборота |
|
|
|
Анализ состава товарооборота по его определенным видам |
|
|
|
Анализ ритмичности и сезонности реализации товаров |
|
|
|
Количественная оценка факторов, которая обуславливает изменение товарооборота |
|
|
|
Анализ запаса финансовой прочности предприятия |
1 этап – определение общего объема товарооборота предприятия за отчетный период и оценка степени выполнения плана товарооборота.
На этом этапе анализа определяют общий объем реализации товара и платных услуг в стоимостном размере, а по некоторым товарным группам и видам товаров - так же в натуральном размере.
Оценка степени выполнения плана товарооборота осуществляется путем оценки относительного и абсолютного размеров отклонения в связи с негативным влиянием факторов, которые не были учтены в процессе планирования. Изучение степени выполнения планов проводится не только для оценки качества планирования и степени профессионализма работников планово-экономических служб предприятия, а, прежде всего – с целью оценки изменчивости внешней среды предприятия и чувствительности к изменению объемов реализации товаров на данном предприятии.
2 этап – анализ динамики общего товарооборота на протяжении определенного аналитического периода (поквартально, на протяжении года или за 2-3 года).
Для исследования динамических изменений в объеме товарооборота предприятия строится сопоставимый динамический ряд товарооборота. Приведение фактического товарооборота в сопоставимый вид осуществляют по площади торговой сети предприятия, длительности его работы, а так же по ценам реализации товаров.
Корректировка фактического товарооборота в связи с вводом (выбытием) торговой сети и изменениями в графике реализации товаров осуществляется методом прямого расчета.
Определение объема товарооборота, сопоставленного с ценами реализации Тс.ц., проводится по следующим формулам:
где Тфi – фактический товарооборот за i-тый период ;
Iцi – средний индекс изменения цен реализации товаров за i-тый период по сравнению с базовым.
Средний индекс изменения цен рассчитывается непосредственно предприятием с учетом структуры товарооборота и информации об изменении цен реализации на определенные товары. Использование для корректировки индекса инфляции за соответствующий период является некорректным в связи с отличиями в структуре товарооборота определенного торгового предприятия.
На базе построенного динамического ряда сопоставимого товарооборота вычисляются абсолютные изменения в объеме реализации товаров, а так же темпы роста и прироста что касается предыдущего и базового периода (1, стр. 120).
Важное значение для планирования и управления имеет так же определение средних темпов изменения объема товарооборота (среднеквартальных или среднегодовых) по формуле среднегеометрической:
где - среднегеометрический темп роста;
- конечный показатель динамического ряда;
- начальный показатель динамического ряда
n – количество показателей в динамическом ряду.
3 этап – анализ товарно-групповой структуры товарооборота торгового предприятия за отчетный период и в динамике, определение закономерностей развития объема продажи по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров).
На этом этапе аналитической работы изучаются темпы роста и прироста, абсолютный объем изменения объема товарооборота по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров), определяется вес отдельных товарных групп (видов товаров) в общем объеме товарооборота предприятия. Использование в процессе проведения этой работы информации, приведенной в конъюнктурных рейтингах (изучение рынка соответствующих товаров) дает возможность определить объективные (изменение объема и структуры спроса, специализации предприятия, объемов и структуры товарного предложения, налогового регулирования) и субъективные (недочеты в организации закупки и продажи товаров, просчеты в планировании, недобросовестность персонала и др.) причины изменения ассортиментной структуры товарооборота предприятия и объема реализации товаров.
Изучение ассортиментной структуры товарооборота позволяет производить ранжирование товарных групп по степени их значимости (вклада) в общий товарооборот предприятия, а также количественно оценивать положительное или негативное влияние динамики реализации отдельных видов товаров на общий объем товарооборота предприятия и дальнейшие возможности его увеличения.
4 этап – анализ состава товарооборота предприятия в зависимости от положения конечных потребителей, форм и сроков расчетов, характера реализуемых товаров, организационных форм и методов торговли.
Исследование состава товарооборота предприятием проводится за отчетный период и в динамике. Предвидит определение основных закономерностей отдельных видов товарооборота – реализацию товаров населению и мелкооптовым потребителям, с немедленной оплатой и в кредит, оплата наличными и по безналичному расчету, новых и бывших в употреблении товаров, в стационарной торговой сети и в пунктах мелкооптовой торговли и др.
Для проведения исследования рассчитывают и сопоставляют между собой объемы реализации товаров по отдельным видам товарооборота, темпам их роста и прироста, исследуют изменение их веса в общем объеме товарооборота (1, стр. 128).
5 этап – анализ объемов реализации товаров поквартально и помесячно, исследование ритмичности работы и сезонности реализации товаров и определение факторов, которые их обуславливают.
Для проведения анализа за отчетный период и в динамике рассчитывают показатели, которые характеризуют ритмичность реализации товаров: среднеквадратическое отклонение от среднего объема товарооборота () и коэффициент вариации (v):
где хi – товарооборота за i-тый период;
- средний объем товарооборотов за n периодов;
n – количество периодов исследования (месяцев, кварталов).
Среднеквадратическое отклонение определяет диапазон колебания реализации товаров, то есть минимальный и максимальный объем товарооборота предприятия в среднем за период исследования.
Коэффициент вариации оценивает равномерность реализации товаров на протяжении периода, который исследуется, то есть относительный (в %) размер отклонения объема товарооборота от среднего размера.
Исследования названных показателей дает возможность установить степень равномерности продажи товара по месяцам и кварталам, выявить особенности торговли и спроса на товары, которые реализует предприятие. Чем выше значение имеют показатели, тем не ритмичнее является процесс реализации товаров на данном предприятии.
6 этапом – анализа разно оптового товарооборота является изучение факторов, которые имели влияние в отчетном периоде на его объем и структуру. С этой целью дается количественная оценка влияния факторов внутреннего порядка (факторов, связанных с товарными ресурсами; с численностью работников, организацией и продуктивностью работы; с использованием основных способов) исследуется характер влияния факторов внешней среды (спрос потребителей на товары, предложение товаров на рынки, цены на товары, деятельность конкурентов на потребительском рынке, уровень жизни и реальные денежные доходы населения, которые обслуживаются, социально-демографические факторы и др.)
Количественная оценка влияния отдельных факторов проводится методом цепных подстановок и индексным методом на базе моделей связи факторов и объема товарооборота предприятия.
Завершается анализ товарооборота предприятия – 7 этап – исследование запаса финансовой прочности предприятия, в ходе которого определяется возможное падение товарооборота (в абсолютном и относительном измерении) к достижению критической таблицы «точки безубыточности деятельности».
Допустимая граница снижения объема товарооборота характеризует порог безопасности предприятия (ПБто) и запас финансовой прочности (ЗФПто). Их значения рассчитываются так (6, стр. 228):
ПБто= Тф – Тб/з
где Тф – фактический объем товарооборота предприятием;
Тб/з – объем товарооборота, при котором обеспечивается безубыточная деятельность.
Чем большее значение имеют порог безопасности и запас финансовой прочности предприятия, тем лучше осуществляется процесс управления объемом, составом, динамикой, скоростью и структурой товарооборота с точки зрения обеспечения условий для его самоокупаемости и самофинансировании.
Задача 58
Определить долю торгового предприятия «Восход» на рынке района, если ёмкость рынка в отчётном году составила 38,72 млн. руб., в том числе доля покупательных фондов населения 73,2%. Процент охвата оборотом розничной торговли покупательных фондов 95,3%. Оборот розничной торговли «Восхода» в обороте района 3,35%.
Обосновать размер оборота розничной торговли исследуемого предприятия на планируемый период, если величина покупательных фондов увеличится на 4,3%, также предполагается увеличение процента охвата оборотом розничной торговли покупательных фондов на 0,53 пункта, а для эффективного функционирования торговому предприятию необходимо увеличить свою долю в обороте розничной торговли района на 1,9 пункта.
Решение:
Плановый период:
Величина покупательных фондов = ПФ * 1,043 = (38,72 * 0,732) * 1,043 = 29,56 млн. руб.;
Процент охвата оборотом розничной торговли покупательных фондов 95,3 + 0,53 = 95,83%;
Доля предприятия = (РТО – Мопт) / ПФ = (95,3 – 3,35) / 29,56 = 3,11%;
Размер оборота розничной торговли исследуемого предприятия = 29,56 * 0,9583 * 0,0311 = 0,88 млн. руб.;
Задача 78
Начислить зарплату по бригадной расценке работникам коммерческого магазина за декабрь: продавцам 1 и 3 категории. Ассортимент универсальный. Бригадная расценка – 50 руб. за 1000 руб. оборота. Продавец 1 категории (оклад 700 рублей) отработал 17 дней, продавец 3 категории (оклад 600 рублей ) 19 из 23 рабочих дней. Фактический оборот составил 67 тыс. руб. при плане 65 тыс. руб. Условия премирования выполнены: за 100% выполнения плана по обороту розничной торговли – 20%.
Решение:
Зарплата продавца 1 категории = оклад продавца 1 категории + бригадная расценка + премия = (700 * (17/23) + 50 * (67000/1000)) * 1,2 = 4537,39 руб.
Зарплата продавца 3 категории = оклад продавца 3 категории + бригадная расценка + премия = (600 * (19/23) + 50 * (67000/1000)) * 1,2 = 4515,62 руб.
Задача 115
Обоснуйте сумму доходов и средний процент надбавки по торговому предприятию «Полёт» на предстоящий период.
Оборот розничной торговли предполагается в сумме 1138 тыс. руб. Уровень затрат отчётного года – 18,9%, темп его прироста составит 7%. Определена необходимая сумма прибыли на предстоящий период – 84,2 тыс. руб. средний размер НДС – 15%.
Для обоснования использовать формулу: Утн;
Решение:
Сумма доходов = 1138 – (1138 * 0,259) = 843,26 тыс. руб.;
Уровень прибыли (Уп) = 84,2 / 1138 = 0,073;
Уп = ;
Список литературы
1. Абдукаримов И. Т. Анализ хозяйственной деятельности потребительской кооперации: Учеб. Для вузов. – 2-е изд.,перераб.- М.: « Экономика», 2000.
2. Архипов А. И. Экономика – М.: «Проспект» 1998.
3. Волков О. И. Экономика предприятия. – М.: «ИНФРА – М»., 1997.
4. Гребнев А.И. Экономика торгового предприятия. Учебник. – М.: Экономика, 1996.
5. Казаков А. П. Экономика: Курс лекций – М., 1996.
6. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. – 4-е изд., пераб. и доп. – Мн.: «Высшая школа»,1995.