Содержание


Введение. 3

Часть 1. Стандартизация. 5

Часть 2. Метрология. 7

Часть 3. Сертификация. 10

Заключение. 18

Список литературы.. 19























Введение

Стандартизация, метрология и сертификация – вот составляющие, необходимые для производства качественной и безопасной продукции (проведения работ, оказания услуг).

Стандартизация – деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества, а также право на безопасность и комфортность труда [3].

Метрология – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства.

Измерения ─ один из важнейших путей познания природы человеком. Они играют огромную роль в современном обществе.

Наука и промышленность не могут существовать без измерений. Каждую секунду в мире производятся многие миллиарды измерительных операций, результаты которых используются для обеспечения надлежащего качества и технического уровня выпускаемой продукции, обеспечения безопасной и безаварийной работы транспорта, для медицинских и экологических диагнозов и других важных целей.

Другой причиной важности измерений является их значимость. Основа любой формы управления, анализа, прогнозирования, контроля или регулирования достоверная информация, которая может быть получена лишь путем и требуемых физических величин, параметров и показателей. И  естественно, что только высокая и гарантированная точность результатов измерений обеспечивает правильность принимаемых решений [5].

Термин «Сертификация» впервые сформулирован и определен специальным Комитетом ИСО по вопросам сертификации СЕРТИКО (ныне КАСКО) и включен в Руководство № 2 ИСО (ИСО/МЭК 2) версии 1982 г. Согласно этому документу «сертификация соответствия представляет собой действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие или услуга соответствуют определенным стандартам или другому нормативному документу». Данное определение положено в основу принятому сегодня понятию сертификации соответствия в системе сертификации ГОСТ Р.

В настоящее время под сертификацией соответствия понимается «действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу» [2].

Все виды сертификации базируются на высокой компетенции специалистов, которые реализуют ее процедуры, а также разрабатывают нормативно-методические документы. Опыт работ по сертификации в России указывает на острую необходимость в подготовке специалистов по вопросам стандартизации, сертификации и управления качеством. Причем не столько для органов по сертификации и испытательных лабораторий, сколько для предприятий промышленности и сферы услуг, т.е. для тех, кто работает на стадии обеспечения соответствующего уровня качества и занимается подготовкой к сертификации результатов своего труда [6].















Часть 1. Стандартизация.

Вопрос 1. Обеспечение единства мер и измерений.

При проведении измерений необходимо обеспечить их единство. Обеспечение единства мер и измерений является основной задачей стандартизации и метрологии.

Под единством измерений понимается характеристика качества измерений, заключающаяся в том, что их результаты выражаются в узаконенных единицах, размеры которых в установленных пределах равны размерам воспроизведенных величин, а погрешности результатов измерений известны с заданной вероятностью и не выходят за установленные пределы. Понятие «единство измерений» довольно емкое. Оно охватывает важнейшие задачи: унификацию единиц физических величин (ФВ), разработку систем воспроизведения величин и передачи их размеров рабочим средствам измерений с установленной точностью и ряд других вопросов. Единство должно обеспечиваться при любой точности, необходимой науке и технике. На достижение и поддержание на должном уровне единства измерений направлена деятельность государственных и ведомственных метрологических служб, проводимая в соответствии с установленными правилами требованиями и нормами. На государственном уровне деятельность по обеспечению единства измерений регламентируется стандартами Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ) или нормативными документами органов метрологической службы.

Для обеспечения единства измерений необходима тождественность единиц, в которых проградуированы все существующие СИ одной и той же величины. Это достигается путем точного воспроизведения и хранения в специализированных учреждениях установленных единиц ФВ и передачи их размеров применяемым СИ.

Воспроизведение единицы физической величины – это совокупность операций по материализации единицы ФВ с наивысшей в стране точностью посредством государственного эталона или исходного образцового СИ. Различают воспроизведение основной и производной единиц.

Воспроизведение основной единицы – это воспроизведение единицы путем создания фиксированной по размеру ФВ в соответствии с определением единицы. Оно осуществляется с помощью государственных первичных эталонов. Например, единица массы – 1 килограмм (точно) воспроизведена в виде платиноиридиевой гири, хранимой в Международном бюро мер и весов в качестве международного эталона килограмма. Розданные другим странам эталоны имеют номинальное значение 1 кг. На основании последних международных сличений (1979) платиноиридиевая гиря, входящая в состав Государственного эталона РФ, имеет массу 1,000000087 кг.

Воспроизведение производной единицы – это определение значения ФВ в указанных единицах на основании косвенных измерений других величин, функционально связанных с измеряемой. Так, воспроизведение единицы силы – Ньютона – осуществляется на основании известного уравнения механики F = mg, где m – масса тела; g – ускорение свободного падения.

Передача размера единицы – это приведение размера единицы ФВ, хранимой поверяемым средством измерений, к размеру единицы, воспроизводимой или хранимой эталоном, осуществляемое при их поверке или калибровке. Размер единицы передается «сверху вниз» – от более точных СИ к менее точным.

Хранение единицы – совокупность операций, обеспечивающая неизменность во времени размера единицы, присущего данному СИ. Хранение эталона единицы ФВ предполагает проведение взаимосвязанных операций, позволяющих поддерживать метрологические характеристики эталона в установленных пределах. При хранении первичного эталона выполняются регулярные его исследования, включая сличения с национальными эталонами других стран с целью повышения точности воспроизведения единицы и совершенствования методов передачи ее размера [4].

Для обеспечения единства измерений необходимо также совпадение погрешностей. Погрешность измерений – это разница между результатом измерений и истинным значением величины. Основная погрешность – погрешность измерения, присущая данному средству измерения в нормальных условиях его эксплуатации. Погрешность характеризуется классом точности, который указывает предел допускаемой  основной погрешности.

Кроме того, для обеспечения единства измерений требуется еще и достоверность измерений, которая говорит о том, что погрешность не выходит за пределы отклонений, заданных в соответствии с поставленной целью измерений. Есть еще и понятие точности измерений, которое характеризует степень приближения погрешности измерений к нулю, т.е. к истинному значению измеряемой величины.

Обобщает все эти положения современное определение понятия единство измерений — состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах, а погрешности известны с заданной вероятностью и не выходят за установленные пределы.

Мероприятия по реальному обеспечению единства измерений в большинстве стран мира установлены законами [2].

Часть 2. Метрология.

Вопрос 1. Методы измерений.

Метод измерений – прием или совокупность приемов сравнения измеряемой физической величины с ее единицей в соответствии с реализованным принципом измерений. выбор принципа, метода и средства измерений [2]. (Принцип измерений — физическое явление или эффект, положенные в основу измерений).

Метод измерения должен, по возможности, иметь минимальную погрешность и способствовать исключению систематических погрешностей или переводу их в разряд случайных.

Методы измерения можно классифицировать по различным признакам. Известна классификация по основным измерительным операциям. Она тесно связана с элементарными средствами измерений, реализующими эти операции. Данная классификация ориентирована на структурное описание средств измерений и поэтому важна для измерительной техники, а также метрологии информационно-измерительных систем [5].

По общим приемам получения результатов измерений различают: 1) прямой метод измерений; 2) косвенный метод измерений. Первый реализуется при прямом измерении, второй – при косвенном измерении.

По условиям измерений различают контактный и бесконтактный методы измерений.

Контактный метод измерения основан на том, что чувствительный элемент прибора приводится в контакт с объектом измерения (измерение температуры тела термометром). Бесконтактный метод измерений основан на том, что чувствительный элемент прибора не приводится в контакт с объектом измерения (измерение расстояния до объекта радиолокатором, измерение температуры в доменной печи пирометром) [3].

Для метрологического анализа используются традиционные классификации, основанные на следующих признаках. Первым из них является физический принцип, положенный в основу измерения. По нему все методы измерений делятся на электрические, магнитные, акустические, оптические, механические и т.д. В качестве второго признака классификации используется режим взаимодействия средства измерений с объектом измерений. В этом случае все методы измерений подразделяются на статические и динамические. Третьим признаком может служить вид применяемых в средствах измерений измерительных сигналов. В соответствии с ним методы делятся на аналоговые и цифровые.

Наиболее разработанной является классификация по совокупности приемов использования принципов и средств измерений. По ней все методы делятся на метод непосредственной оценки и методы сравнения (рис. 1).

Сущность метода непосредственной оценки состоит том, что о значении измеряемой величины судят по показанию одного (прямые измерения) или нескольких (косвенные измерения) средств измерений, которые заранее проградуированы в единицах измеряемой величины или единицах других величин, от которых она зависит. Это наиболее распространенный метод измерения. Его реализуют большинство средств измерений [4].


Метод непосредственной оценки

 



 

 

Методы измерений


 



 

Методы сравнения

 






 

Дифференциальный метод


Метод замещения



 




Нулевой метод


Метод совпадений

 


Рис. 1. Классификация методов измерения

Другую группу методов измерений образуют методы сравнения: дифференциальный, нулевой, замещения и совпадений. К ним относятся все те методы, при которых измеряемая величина сравнивается с величиной, воспроизводимой мерой. Следовательно, отличительной особенностью методов сравнения является непосредственное участие мер в процессе измерения.

При дифференциальном методе измеряемая величина х сравнивается непосредственно или косвенно с величиной хм, воспроизводимой мерой. О значении х судят по измеряемой прибором разности ∆х = х — хм одновременно измеряемых величин х и хм  и по известной величине хм, воспроизводимой мерой. Следовательно, х = хм + ∆х. При дифференциальном методе производится неполное уравновешивание измеряемой величины. Он может дать весьма точный результат измерения, если только измеряемая величина и мера мало отличаются друг от друга.

Нулевой метод является разновидностью дифференциального метода. Его отличие состоит в том, что результирующий эффект сравнения двух величин доводится до нуля, что контролируется с помощью специального измерительного прибора высокой точности — нуль-индикатора. В этом случае значение измеряемой величины равно значению, которое воспроизводит мера. Вследствие высокой чувствительности нуль-индикаторов, а также большой точности выполнения меры получается малая погрешность измерения.

Метод замещения заключается в поочередном измерении искомой величины прибором и измерении этим же прибором выходного сигнала меры, однородного с измеряемой величиной. По результатам этих измерений вычисляется искомая величина. Поскольку оба измерения производятся одним и тем же прибором в одинаковых внешних условиях, а искомая величина определяется по отношению показаний прибора, то в значительной мере уменьшается погрешность результата измерения. Так как погрешность прибора неодинакова в различных точках шкалы, наибольшая точность измерения получается при одинаковых показаниях прибора.

При методе совпадений разность между измеряемой величиной и величиной, воспроизводимой мерой, измеряют, используя совпадение отметок шкал или периодических сигналов. Этот метод широко используется в практике неэлектрических измерений.

Метод измерений реализуется в средстве измерений. Средство измерений — техническое средство, предназначенное для измерений, имеющее нормированные метрологические характеристики, воспроизводящее и (или) хранящее единицу физической величины, размер которой принимают неизменным (в пределах установленной погрешности) в течение известного интервала времени [5].

Часть 3. Сертификация

Вопрос 1. Законодательная база сертификации

Сертификация продукции и услуг стала обязательной. Она рассматривается как официальное подтверждение качества и во многом определяет конкурентоспособность продукции, а значит и развитие производства, его рентабельность и эффективность [6].

Сертификация в переводе с латыни означает «сделано верно». Для того чтобы убедиться в том, что продукт «сделан верно», надо знать, каким требованиям он должен соответствовать и каким образом возможно получить достоверные доказательства этого соответствия. Общепризнанным способом такого доказательства служит сертификация соответствия.

Установление соответствия заданным требованиям сопряжено с испытанием. Под испытанием понимается техническая операция, заключающаяся в определении одной или нескольких характеристик данной продукции в соответствии с установленной процедурой по принятым правилам. Испытания осуществляют в испытательных ла6оратпория, причем это название употребляют по отношению как к юридическому, так и к техническому органу.

Систематическую проверку степени соответствия заданным требованиям принято называть оценкой соответствия. Более частным понятием оценки соответствия считают контроль, который рассматривают как оценку соответствия путем измерения конкретных характеристик продукта.

В оценке соответствия наиболее достоверными считаются результаты испытаний «третьей стороной». Третья сторона — это лицо или орган, признанные независимыми ни от поставщика (первая сторона), ни от покупателя (вторая сторона).

 С оценкой соответствия связаны проверка соответствия, надзор за соответствием, обеспечение соответствия. Проверка соответствия — подтверждение соответствия продукции (процесса, услуги) установленным требованиям посредством изучения доказательств. Надзор за соответствием — это повторная оценка с целью убедиться в том, что продукция (процесс, услуга) продолжает соответствовать установленным требованиям. Обеспечение соответствия — это процедура, результатом которой является заявление, дающее уверенность в том, что продукция (процесс, услуга) соответствуют заданным требованиям.

Подтверждение соответствия через сертификацию предполагает обязательное участие третьей стороны. Такое подтверждение соответствия независимое, дающее гарантию соответствия заданным требованиям, осуществляемое по правилам определенной процедуры.

Сертификация считается основным достоверным способом доказательства соответствия продукция (процесса, услуги) заданным требованиям.

Процедуры, правила, испытания и другие действия, которые можно рассматривать как составляющие самого процесса (деятельности) сертификации, могут быть различными в зависимости от ряда факторов. Среди них — законодательство, касающееся стандартизации, качества и непосредственно сертификации [2].

Деятельность по сертификации в России законодательно регулируется и обеспечивается:

• законами РФ «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О защите прав потребителей»;

• подзаконными актами, направленными на решение отдельных социально-экономических задач и предусматривающими использование для этой цели обязательной сертификации;

• указами Президента и нормативными актами Правительства России (Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 100 «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг», распоряжение Правительства РФ от 20 февраля 1995 г. № 255-р «О программе демонополизации в сферах стандартизации, метрологии и сертификации», постановление Правительства РФ от 7 июля 1999 г. № 776 «Об утверждении перечня продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии и ее регистрации» и др.).

Нормативно-методическая база сертификации включает:

• совокупность нормативных документов, на соответствие требованиям которых проводится сертификация продукции и услуг, а также документов, устанавливающих методы проверки соблюдения этих требований (примерно 12 тысяч наименований);

• комплекс организационно-методических документов, определяющих правила и порядок проведения работ по сертификации (серия правил по сертификации и комментариев к ним).

Структура нормативного обеспечения сертификации представлена на рис. 2.


 

ЗАКОНЫ РФ

 

                                            ПОДЗАКОННЫЕ


АКТЫ





Указы Президента и Правительства


Постановления Госстандарта РФ


Нормативные акты министерств и ведомств






НОРМАТИВНАЯ БАЗА СЕРТИФИКАЦИИ





Организационно-методические документы по

правилам и порядку сертификации


Нормативные

документы, на соответствие требованиям

которых проводится сертификация


Нормативные документы на

методы (способы) оценки соответствия при сертификации

Правила по сертификации

ГОСТы, ТУ и т.д.

ГОСТы, методические указания и т.д.


Рис. 2. Структура законодательной и нормативной базы сертификации


Закон «О Защите прав потребителей»,  принятый в 1992 г., установил ряд принципиально новых положений: закрепил права потребителей, признаваемые во всех цивилизованных странах, – право на безопасность товаров, работ и услуг для жизни и здоровья; право на надлежащее качество приобретаемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг; право на возмещение ущерба и. судебную защиту прав и интересов потребителя; предусмотрел механизм защиты потребителей, права которых нарушены при продаже недоброкачественных товаров либо при ненадлежащем выполнении работ и оказании услуг [1].

Основу законодательства о защите прав потребителей составляют нормативные акты гражданского законодательства, и данный закон среди них занимает центральное место. Все законодательные акты, действующие на территории РФ, приведены в соответствие с Законом «О защите прав потребителей».

На основании отдельных статей закона Правительство РФ утверждает разного рода подзаконные акты, правила по договорам купли-продажи, по продаже отдельных видов товаров, выполнению отдельных видов работ и т.д.

В целях обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) Закон «О защите прав потребителей» предусматривает сертификацию. Обязательная сертификация введена в России именно этим Законом. Сертификация подтверждает соответствие качества товара обязательным требованиям государственных стандартов [2].

Реализация товаров (в том числе импортных), выполнение работ и оказание услуг без сертификата соответствия, подтверждающего их соответствие обязательным требованиям стандартов по безопасности, Законом запрещена. Товары могут сопровождаться сертификатом, выданным национальными органами по сертификации, а также зарубежными сертификатами, признаваемыми в России.

Закон предусматривает систему мер, предотвращающих поступление в продажу товаров, в отношении которых известны факты причинения вреда человеку и окружающей среде, несмотря на соблюдение потребителем правил пользования, хранения и транспортировки.

Информация, которую дает о себе и своем товаре изготовитель, содержащаяся в заявлении-декларации, на этикетках и пр., не указывает на то, что изделие сертифицировано третьей страной.

Это еще раз подчеркивает важную роль сертификации соответствия в защите прав потребителей. Потребитель должен знать свои права и пользоваться ими. Известно, что в ряде случаев подлет представляют спасать для жизни и здоровья, а в их производстве нередко просматривается организованная преступность. Вот почему сертификат соответствия, который вправе потребовать от изготовителя и продавца покупатель, Законом «О защите прав потребителя» рассматривается как гарантия права на безопасность потребляемых товаров. Безопасность изделий, процессов, услуг, определяемая Законом как основной аспект сертификации, характеризуется конкретными параметрами и требованиями к ним [2].

Полномочия государственных органов управления по установлению этих требований и контролю за их соблюдением определяются в ст. 42 Закона «О защите прав потребителей». Основные государственные органы, ответственные за обеспечение безопасности товаров (работ, услуг) – это Госстандарт РФ, федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации, федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора и другие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции [1]. Согласно данному Закону они устанавливают обязательные требования по безопасности товаров (работ, услуг) и осуществляют контроль за их соблюдением; направляют предписания об устранении нарушений требований по безопасности, о снятии с производства, прекращении реализации, отзыве таких товаров от потребителей и информировании потребителей; предъявляют иски в суды к изготовителям в случае нарушения ими требований по безопасности.

Национальным органом по сертификации товаров выступает Госстандарт РФ и на него же Законом возложена координация деятельности органов государственного управления, осуществляющих контроль за безопасностью товаров.

В области сертификации Законом определены обязанности Госстандарта РФ.

Ст. 43 Закона устанавливает основания для применения санкций государственными органами, осуществляющими контроль за безопасностью товаров для потребителей.

В более широком аспекте правовые основы сертификации обеспечивает Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» [2].

Раздел первый «Общие положения» включает в себя шесть статей.

Статья 1 «Понятие сертификации» содержит общее определение сертификации продукции и устанавливает цели проведения сертификации.

Статья 2 «Законодательство Российской Федерации о сертификации» гласит, что отношения в области сертификации регулируются настоящим Законом и издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства. Правовое регулирование в области сертификации в соответствии с настоящим Законом является компетенцией федеральных органов власти РФ.

Статья З «Международные договоры» указывает на руководство международными правилами по сертификации в случаях, когда Россия является участником международных систем сертификации.

Статья 4 «Полномочия специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области сертификации» устанавливает координирующую роль Госстандарта по проведению сертификации как в обязательной, так и в добровольной области.

Статья 5 «Система сертификации» определяет понятие и требования к созданию и регистрации систем сертификации в России.

Статья 6 «Сертификат и знак соответствия» дает определение сертификата соответствия как документа, выданного по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям. Общепринятые понятия этих атрибутов сертификации звучат так:

Сертификат соответствия — название документа, которым завершается процесс сертификации. Это название единое для сертификатов, выдаваемых в системах обязательной и добровольной сертификации. Порядок и условия оформления, выдачи и регистрации сертификатов устанавливается в каждой системе сертификации.

Знак соответствия — зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям. Знак соответствия должен быть зарегистрирован в установленном порядке в Госстандарте РФ.

Закон  раскрывает вопросы об обязательной и добровольной сертификации, принципах их организации, правах заявителя и правах органа по сертификации; устанавливает ответственность за нарушение положений данного документа.

В соответствии с  Законами «О защите прав потребителей и «О сертификации продукции и услуг» в России организованы испытательные центры, система аккредитации испытательных лабораторий, работы по сертификации в рамках большого количества систем как обязательного, так и добровольного характера. Для упрочения доверия к результатам сертификации, защиты от необъективной информации, возможности взаимного признания и сопоставления результатов испытаний требуется гармонизация правил, принципов и целей сертификации. Для этого и были приняты Правила сертификации в РФ и другие документы [2].



Заключение

Динамичное развитие экономики России невозможно без повышения конкурентоспособности отечественных товаров и услуг как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Ориентация только на ценовую конкуренцию в современных условиях решающего успеха уже не гарантирует. Определяющим для потребителя во всех странах мира стало качество. Очевидно, что производители должны знать требования, предъявляемые к качеству выпускаемых  ими товаров, изучать их. Эти требования, как правило, не одинаковы для различных групп потребителей и отличаются в зависимости от покупательной способности населения, уровня конкуренции, климатических условий, культурных традиций и многих других факторов. А это означает, что качеством продуктов и услуг необходимо управлять, уметь количественно оценивать и анализировать их показатели, варьировать влияющими на них процессами [2]. Наука, промышленность, экономика и коммуникации не могут существовать без измерений, они являются одним из важнейших путей познания и играют огромную роль в современном обществе. Каждую секунду в мире производятся миллиарды измерительных операций, результаты которых используются для обеспечения качества и технического уровня выпускаемой продукции, безопасной и безаварийной работы транспорта, обоснования медицинских и экологических диагнозов, анализа информационных потоков.

        На современном этапе развития мирового сообщества, характеризующегося высокими темпами интенсификации производства очень важны результаты измерений, испытаний и контроля.

 







Список литературы


1. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003. – 48 с.

2. Латышев М.В., Сергеев А.Г., Терегеря В.В. Метрология, стандартизация, сертификация: Учебное пособие. – М.: Логос, 2003. – 536 с.

3. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-М, 2001. – 268 с.

4. Сергеев А.Г., Крохин В.В. Метрология: Учебное пособие для вузов. – М.: Логос, 2002. – 408 с.

5. Сергеев А.Г., Латышев М.В. Метрология. Карманная энциклопедия студента. М.: Логос, 2003.

6. Сергеев А.Г., Латышев М.В. Сертификация: Учебное пособие для студентов вузов. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Логос, 2001. 264 с.