Теория государства и права
1. Выпишите научное определение нормы права, раскройте признаки, отличающие ее от иных социальных норм.
2. Дайте научно- теоретическую характеристику системы Российского права. Каково место публичного и частного права в этой системе?
3. Изобразите схематично структуру правоотношения. Всякая ли норма реализуется через правоотношения? Обоснуйте свой ответ.
4. Ознакомьтесь с содержанием ч. 1 ст. 263 УК РФ, выпишите из нее структурные элементы нормы и определите их виды.
При рассмотрении первого вопроса необходимо, ссылаясь на конкретного автора, дать понятие нормы права и раскрыть признаки, отличающие данную категорию от иных социальных регуляторов. Далее необходимо показать практическую значимость указанных признаков, делающих право наиболее эффективным регулятором общественных отношений.
К третьему вопросу необходимо подойти творчески, подумать и показать на конкретных правоотношениях их внутреннее строение. Отвечая на вопрос, следует учесть, что он не имеет однозначного ответа, поэтому ваш ответ должен быть мотивированным.
При ответе на четвертый вопрос следует вспомнить структуру нормы права. После анализа нормы, содержащейся в указанной статье, выпишите ее элементы и укажите их виды, объясняя свою позицию.
Логика
Законы (принципы) правильного мышления.
1. Какой закон логики нарушен в следующем рассуждении? Отредактируйте его в соответствии с требованиями логики.
Нам предложили почтить память умерших адвокатов вставанием. К ожалению, это происходит редко.
2. Применим ли закон исключенного третьего к следующим двум версиям?
а) недостача, установленная в магазине № 2 – результат кражи, совершенной неизвестными лицами.
б) недостача установленная в магазине № 2 – результат систематических краж, совершаемых сторожем С.
Понятие.
1. Дайте логическую характеристику следующим понятиям, ограничьте и обобщите каждое из них.
Шерлок Холмс; Женственность.
2. Изобразите с помощью кругов Эйлера отношения между следующими понятиями.
Мужчина, женщина, милиционер, милиция, милиция г. Екатеринбурга.
3. Установите правильность определения.
Милиционер – это человек, работающий в правоохранительных органах.
4. Установите правильность деления.
Преступники бывают рецидивистами, впервые судимые за тяжкие преступления.
Суждение.
1. Табличным способом обоснуйте правильность вывода.
Если Кондратьев видел, как Федоров садился в машину, то он за ним следил. Если Федоров поехал на машине, то он очень спешил. Если он очень спешил, то он боялся опоздать к Шефу. Кондратьев хорошо знаком с Шефом. Следовательно, Кондратьев следит за Федоровым
2. Определите субъект, предикат, распределенность терминов и вид суждения по объединенной классификации.
Ничто не вечно под луной.
Умозаключение
1. Определите структуру, фигуру и модус силлогизма. Какие правила силлогизма нарушены в следующем случае?
Хирурги режут людей. Те, кто режет людей, поступают жестоко. Все хирурги жестокие люди.
2. Сделайте вывод из следующих суждений (решите сорит).
Ни одно имя в этом списке не годится для героя романа. Имена начинающиеся с гласной, всегда мелодичны. Ни одно имя не годится для героя романа, если оно начинается с согласной.
3. Дополните недостающую часть следующего силлогизма.
Некоторые удовольствия не заслуживают одобрения. Поэтому некоторые удовольствия не суть почетны.
4. В следующем умозаключении покажите, к какому типу он принадлежит. Где недостает заключения, следует вывести его. Если в умозаключении есть ошибка, то следует показать, какая и почему.
Если бы я не был злопамятен, то я забыл бы обиду. Если бы я был кроток, то я простил бы ему. Но я не забыл обиды и не простил ему. Следовательно?
Логические основы теории аргументации.
1. Определите, какие ошибки допускаются в следующем доказательстве.
Что является естественным, то является хорошим. Делать ошибки естественно. Значит делать ошибки хорошо.
2. В чем ошибка данного рассуждения?
В одном старом софизме доказывается, что глаза не являются необходимыми для зрения: « Для того чтобы видеть, не обязательно иметь глаза. Без правого глаза мы видим. Без левого тоже видим. Поскольку кроме левого и правого других глаз у нас нет, оказывается, что ни один глаз не является необходимым для зрения».
КСЕ
1. Основные черты современной науки. Кризис современной науки.
2. Современные проблемы астрофизики.
3. Современные концепции происхождения и сущности жизни. Голобиоз и генобиоз.
Примерный список литературы
1. Горелов А. А. Концепции современного естествознания. М., 2000.
C. 61-78,227-233.
2. Грушевицкая Т. Г., Садохин А. П. Концепции современного естество знания: Учеб. пособие для студентов дневного и заочного отделений вузов. М.. 1998. С. 93-97, 171-200, 263-272.
3. Концепции современного естествознания / Под ред. С. И. Самыгина. Ростов н/Д, 2000. С. 347-356.
4. Найдыш В. М. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. М., 2000. С. 304-355.
5. Хорошавина С. Г. Концепции современного естествознания: Курс лек ций для студентов вузов. Ростов н/Д, 2000. С, 185-187.