Проблемы развития малого предпринимательства в рыночной экономике (отечественный и зарубежный опыт)
Содержание
Введение....................................................................................................................................................................... 3
1. Роль малого предпринимательства в развитии экономики.................................. 6
2. Проблемы развития малого бизнеса........................................................................................... 11
3. Перспективы развития малого предпринимательства............................................ 22
Заключение............................................................................................................................................................. 26
Список используемой литературы.................................................................................................. 29
Введение
Формирование и развитие рыночных отношений предполагают свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и секторов внутри каждой формы собственности. Особое место в экономике России на этапе рыночных преобразований принадлежит малому предпринимательству.
В современной России на протяжении последних лет становление малого предпринимательства проходит на фоне серьезных социально-политических преобразований, внося существенный вклад в экономическую жизнь общества.
Роль малого бизнеса в экономике государства крайне важна. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. А развитие малого бизнеса в нашей стране поможет решить ряд острейших социально-экономических проблем переходного периода. Это формирование эффективной структуры экономики, создание среднего класса, смягчение безработицы, распределение доходной части бюджетов всех уровней, обеспечение политической стабильности в обществе.
В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 1/4 всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.
Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.
Малое предпринимательство по накопленному в нем человеческому потенциалу, по неисчерпаемому запасу идей, по масштабам рынка, который ему предстоит освоить, призвано стать важнейшим фактором ускорения рыночных преобразований и обеспечения достойных условий жизни миллионов граждан.
Особо отметим следующие социальные факторы этого сектора.
Во-первых, развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, чье благосостояние и достойный уровень жизни являются основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.
Во-вторых, малый бизнес - не только источник средств существования, но и способ раскрытия внутреннего потенциала личности.
В-третьих, объективно расширяющая реструктуризация средних и крупных предприятий вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.
В-четвертых, сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а потому может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.
В-пятых, массовое развитие малого предпринимательства способствует изменению общественной установки и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.
Малое предпринимательство как полноправный субъект экономики существует в России более десяти лет. На эти годы пришелся, пожалуй, самый трудный период – период становления, когда заново создавались нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в специфических малых формах, когда вырабатывались основные цели и первоочередные задачи государственной политики в области малого предпринимательства, разрабатывались механизмы реализации целевых установок.
Российский малый бизнес вступил во второе десятилетие. Однако его масштабы, отраслевая структура и занятость в последние 5-6 лет практически не изменилась.
Цель курсового проекта: разработать модель системы поддержки и развития малого предпринимательства.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
1. дать характеристику основным критериям отнесения предприятий к малым;
2. определить роль малого предпринимательства в развитии экономики;
3. определить проблемы развития малого бизнесы;
4. описать перспективы развития малого бизнеса в России.
Становление малого бизнеса исследовали как зарубежные, так и отечественные ученые экономисты, среди них можно выделить следующих Архиев А.О., Бусыгин А., Виленский А., Голубцов С., Дымов Т., Иванова Л., Крайний В., Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л., Подпорин Ю., Савельев С., Михеев Ю., Крайнов В., Крайнов А., Фадеева Е. и др.
1. Роль малого предпринимательства в развитии экономики
Основу рыночной экономики любой страны составляет малый бизнес, осуществляемый малыми предприятиями. Статистика показывает, что в развитых странах на долю их производства приходится более половины всей продукции.
В соответствии с Федеральным законом от 1995 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" (с изм. и доп. от31 июля 1995, 21 марта 2001г.) (статья 3)
Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности – 100 человек; в строительстве – 100 человек; на транспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве – 60 человек; в научно-технической сфере – 60 человек; в оптовой торговле – 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
В случае превышения малым предприятием установленной численности указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или прибыли. В зарубежных странах к малому бизнесу, как правило, относят предприятия с численностью занятых от одного до 500 чел., при этом: от одного до 20 – это ремесленные, 20-100 – малые, 100-500 – средние предприятия. В Германии, например, действуют такие группировки малых предприятий: от 1 до 19, от 20 до 49, от 50 до 99, от 100 до 199, от 200 до 499 чел.
В Японии в зависимости от численности персонала разделяют семь групп предприятий: 1-4, 5-9, 10-29, 30-49, 50-99, 100-299 и 300-499.
В качестве критерия размера предприятия, кроме численности персонала, используют также объем капитала. Так, Белая книга по малым и средним предприятиям Японии относит компании с капиталом от 10 до 100 млн. иен к малым и средним, а с капиталом свыше 100 млн. – к крупным.
Малые предприятия не требуют больших средств на свое создание. Они оперативно реагируют на колебания рыночной конъюнктуры, быстро и гибко перестраивают свою хозяйственную деятельность. Малый бизнес является питательной средой, необходимой для развития инициативы и предприимчивости, без которых не может быть полноценной, эффективной экономики, развитого общества. Большинство новых, прогрессивных идей, связанных с развитием бизнеса, появляется и реализуется на практике именно на малых предприятиях.
Из 2 млн. всех предприятий Германии 95% составляют малые и средние фирмы. На их долю приходится 65% рабочей силы, 57% национального дохода, 41% годового объема капиталовложений.
По расчетам Международной Федерации мелких и средних промышленных предприятий в среднем по 18 странам (с общей численностью занятых 30 млн. чел.), на долю малых и средних предприятий приходится свыше 30% капитальных вложений. Кроме того, в таких странах, как США, Германия, Великобритания, Италия, за счет малого бизнеса создаются две трети новых рабочих мест.
Наибольшую долю и значимость малый бизнес представляет в торговле. По характеру своей деятельности торговые предприятия, особенно магазины, торгующие товарами повседневного спроса, максимально приближены к покупателю. В связи с этим города, их районы и даже микрорайоны должны быть охвачены густой сетью мелких магазинов. Статистика США показывает, что если общее количество занятых в малом бизнесе здесь составляет 3 млн. 806 тыс. чел., то в розничной торговле их насчитывается 1 млн. 45 тыс. (27,5%), а в оптовой – 421 тыс. (11,1%).
В челябинской области насчитывалось в 2001 году 19136 малых предприятий с численностью 133706 человек.
В развитых же странах на долю малых предприятий приходится около 50 % объема выпускаемой продукции и сосредоточено 50-60% трудоспособного населения.
В России при общем количестве малых предприятий около 1 млн. (85% из них – частные) на оптовую, розничную торговлю и занятых на общественное питание приходится свыше 40%, на строительство – 16, промышленность – 15, общую коммерческую деятельность по обслуживанию рынка – 6, науку и научное обслуживание – 6, транспорт и связь – два, сельское хозяйство – один и на другие отрасли экономики – около 10%. В настоящее время в малом бизнесе работают свыше 15 млн. чел. Диапазон вовлеченности трудоспособного населения в малый бизнес колеблется от 2% в Мордовии до 31% в Москве. Объем инвестиций малых предприятий составил 11% от общих инвестиций в стране. Согласно экспертным оценкам, в России малые предприятия в состоянии дать ежегодную прибыль в 500 млн. руб., а также ежегодные поступления в бюджет налога на добавленную стоимость более 83 млн. руб. Таких показателей можно достичь в случае передачи малым предприятиям безвозмездно или в льготную аренду пятой части тех основных фондов, которые не используются на данный момент крупными промышленными предприятиями.
По данным Торгово-промышленной палаты РФ, в настоящее время отечественный малый бизнес становится надежной опорой стабильных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Так, в Москве налоговые сборы с малых предприятий дают до 50% поступлений в городской бюджет, в Зеленограде – до 80%. В Самарской и Новосибирской областях такие показатели составляют соответственно 29 и 20%. По оценкам экспертов ТПП РФ, на один рубль государственных средств, вложенных в поддержку малого предпринимательства, включая незначительные налоговые льготы, страна получает от 20 до 100 рублей дополнительной продукции и услуг. На долю малого бизнеса приходится 10-12% валового внутреннего продукта страны, а также 9% продукции промышленности.
В целом же российский малый бизнес находится на начальном этапе своего развития, еще далеком от потребностей реального рыночного хозяйства.
Итак, можно сделать следующие выводы.
1. Формирование рынка – процесс многоплановый. Требуется взаимодействие многих составляющих, одной из которых являются становление и развитие малых предприятий. Понятие «малое предприятие» предполагает предпринимательскую деятельность небольших предприятий в традиционных областях.
2. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; идет насыщение ранка товарами и услугами; создаются дополнительные рабочие места; расширяется потребительский сектор; лучше используются местные сырьевые ресурсы.
3. Социальная функция малых предприятий состоит в их способности в больших масштабах поглощать незанятую рабочую силу, снижать социальную напряженность, безработицу. Поэтому развитие малых предприятий – это наиболее дешевый путь к рынку, закладывающий глобальные основы ресурсосберегающего экономического роста в стране.
4. Малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждается в разносторонней государственной поддержке.
2. Проблемы развития малого бизнеса
В последние несколько лет (после 1998 г. и до 2001 г.) российское малое предпринимательство оставалось на «точке замерзания» – 875,5 тыс. малых предприятий или 27 % общего числа предприятий и организации, учитываемых Единым государственным регистром предприятий и организаций (ЕГРПО). Это свидетельствует о том, что данный сектор экономики столкнулся с рядом серьезных проблем, решение которых будет способствовать не только дальнейшему развитию малого бизнеса, но и совершенствованию его структуры.
По мнению А. Орлова, доктора экономических наук, профессора, директора Института малого бизнеса и рынка, резкое ухудшение финансового положения малых предприятий, возникшие трудности с доступом к кредитно-финансовым ресурсам связаны в первую очередь с кризисом августа 1998 г. Продолжился уход с легального рынка большого числа малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, ужесточились административно-бюрократические барьеры, усилился налоговый пресс, был введен весьма противоречивый единый налог на вмененный доход.
На малых предприятиях, подавляющая часть которых (более 90 %) – частные, заняты 7,5 млн. человек. В общем количестве занятых всех категорий предприятий и организаций удельный вес работников малых предприятий составил 14,8 %. Объем произведенной продукции малыми предприятиями за 2000 год составил почти 460 млрд. руб., инвестиции в основной капитал – около 22 млрд. руб.
Значительная доля малых предприятий – более 50 % - функционирует в торговле, общественном питании, сфере услуг. На промышленность и строительство с равными долями приходится 30,6 % общего количества малых предприятий. Число инновационных малых предприятий, по данным Федерального фонда поддержки малых предприятий (ФФПМП), составляло около 40 тыс.
Большая часть малых предприятий сосредоточена в Центральном и Северо-Западном регионах, Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Ленинградской, Самарской, Саратовской, Нижегородской областях. В обоих столицах на 1000 жителей приходится порядка 20 малых предприятий (в отличии от 6 – 7 малых предприятий в среднем по России), что приближается к уровню стран Центральной и Восточной Европы.
Структура малого бизнеса далека от той, которая может способствовать экономическому росту, расширению количества новых рабочих мест и формированию высокотехнологических направлений. По вкладу малого бизнеса в ВВП (11 – 12 %) Россия остается не только от развитых стран (50 – 60 %), но и от многих стран Восточной и Центральной Европы. (Таблица 1.)
Таблица 1
Уровень развития малого предпринимательства в некоторых странах
Страны |
Количество малых предприятий (тыс.) |
Занято на малых предприятиях (млн. чел.) |
Доля малых предприятий в общей численности занятых (%) |
Доля малых предприятий в ВВП (%) |
Великобритания |
2630 |
13,6 |
49 |
50 – 53 |
Германия |
2290 |
18,5 |
46 |
50 – 52 |
Италия |
3920 |
16,8 |
73 |
57 – 60 |
Франция |
1980 |
15,2 |
54 |
55 – 62 |
Страны ЕС |
15770 |
68 |
72 |
63 – 67 |
США |
19300 |
70,2 |
54 |
50 – 52 |
Япония |
6450 |
39,5 |
78 |
52 – 55 |
Россия |
875 |
7,5 |
15 |
11 – 12 |
Источник: Ресурсный центр поддержки малого предпринимательства, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства.
В российских регионах-лидерах (Москва, Санкт-Петербург и др.) вклад малого бизнеса в ВВП составляет более 20–25 %. Следовательно, есть реальные возможности уже в ближайшие годы обеспечить благоприятные условия для роста числа субъектов малого предпринимательства. Речь идет в первую очередь об успешной реализации Федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства. Но для этого необходимо: формирование пакета законов и соответствующей нормативно-правовой документации; совершенствование налогообложения; интенсивные институциональные преобразования с целью преодоления административно-бюрократических барьеров на пути становления новых малых предприятий; развитие инновационного и семейного предпринимательства.
Наибольшее число зарегистрированных малых предприятий приходится на сферу торговли и общественного питания, более того, ее удельный вес продолжает расти. В 2000 г. число малых предприятий здесь составило 405,8 тыс. или 46,4 % общего числа малых предприятий (рост на 3,4 % по сравнению с 1999 г.), а численность занятых составила 2,6 млн. человек, увеличившись по сравнению с 1999 г. на 3,9 %.
Следующим по численности малыми предприятиями и количеству занятых являются промышленность и строительство. Удельный вес предприятий каждой из этих отраслей в общем количестве малых предприятий составил 15,3 и 14,4 % соответственно, в общем количестве занятых – 21,2 и 14,4 % соответственно. Наибольшее развитие малые предприятия получили в таких отраслях промышленности, как машиностроение и металлообработка, легкая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, а также пищевая промышленность. На эти отрасли приходится свыше ¾ промышленных малых предприятий, так же, как и занятых на них. Строительство – сфера, где предприятия малых размеров занимают самое видное место среди всех предприятий отрасли: доля малых предприятий в общей численности предприятий здесь составила 39,7 % (в промышленности – 35,2 %, в торговле и общественном питании – 36,3 %). В строительстве малые предприятия выполняют около 30 % подрядных работ. В торговле свыше 60 % розничного оборота приходится на субъекты малого предпринимательства. (Таблица 2).
Таблица 2
Распределение малых предприятий и занятых на малых предприятиях работников по отраслям
Отрасли |
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
|||||||
А |
Б |
А |
Б |
А |
Б |
А |
Б |
А |
Б |
А |
Б |
||
Промышленность |
14,6 |
24,0 |
15,7 |
21,8 |
15,6 |
22,1 |
15,7 |
21,4 |
15,3 |
21,8 |
15,3 |
21,2 |
|
Строительство |
16,6 |
29,9 |
16,4 |
26,4 |
16,5 |
25,3 |
15,8 |
21,6 |
15,3 |
21,9 |
14,4 |
20,7 |
|
Транспорт |
2,1 |
1,8 |
2,1 |
2,7 |
2,2 |
3,1 |
2,1 |
2,8 |
2,4 |
3,1 |
2,2 |
3,0 |
|
Торговля и общественное питание |
42,7 |
24,6 |
42,7 |
27,3 |
43,3 |
28,3 |
44,5 |
34,0 |
44,9 |
33,5 |
46,4 |
34,4 |
|
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирова-ния рынка |
4,8 |
3,9 |
4,3 |
3,6 |
4,2 |
2,9 |
4,0 |
3,2 |
4,1 |
2,8 |
4,1 |
2,8 |
|
Наука и научное обслуживание |
5,6 |
5,3 |
5,5 |
5,5 |
5,1 |
5,9 |
4,5 |
3,6 |
4,2 |
2,8 |
3,5 |
2,5 |
|
Другие отрасли |
13,6 |
10,5 |
13,3 |
12,7 |
13,1 |
12,3 |
13,4 |
13,3 |
13,8 |
14,2 |
14,1 |
15,4 |
|
Источник: Госкомстат России.
Условные обозначения:
А – доля малых предприятий от общего количестве малых предприятий (%);
Б – доля занятых на малых предприятиях отрасли от общего числа занятых (%)
Из отраслей с наименьшей долей малых предприятий в количестве всех предприятий следует отметить сельское хозяйство, где этот показатель составляет только 4,5 %. Вклад малых предприятий в производство сельскохозяйственной продукции вообще ничтожен – 0,8 % в 1999 г.
Распределение малых предприятий по сферам деятельности определяется рядом факторов, среди которых можно назвать специфику конкурентной среды на разных отраслевых рынках, барьеры для входа на рынок, в том числе и административные, особенности лицензирования деятельности, спрос на соответствующую продукцию и услуги, рентабельность, характер разгосударствления собственности.
Одним из условий обеспечения экономического роста сферы малого бизнеса является предельное упрощение доступа малых предприятий к финансово-кредитным и инвестиционным ресурсам. Как свидетельствует исторический и зарубежный опыт, одним из направлений решения данной проблемы могут стать создаваемые малыми предприятиями кредитные кооперативы или кредитные союзы. Этот социально-финансовый механизм обеспечивает «прозрачный» доступ к кредитам и сбережениям. О кредитах под низкий процент малые предприятия просто стали забывать.
Кредитные союзы могут создаваться работниками одной организации. Решения в кредитных союзах, как и в других кооперативах, принимаются на собраниях. Каждый из пайщиков независимо от величины взносов имеет на собрании один голос. Кредитные союзы могут вкладывать временно свободные денежные средства в акции, облигации и другие ценные бумаги. В Калининградской, Московской, Смоленской, Нижегородской и других областях их насчитывают уже более 2 тыс.
Лига кредитных союзов прошла регистрацию еще в 1995 г. Но до сих пор кредитные союзы функционируют на основе Гражданского кодекса. Соответствующий закон уже дважды проходил парламент и дважды Президент РФ накладывал на него вето. Кредитные союзы могут не столько составить конкуренцию коммерческим банкам, сколько стать привлекательными партнерами с позиции увеличения собственного капитала.
Финансирование федеральных и региональных программ поддержки малого предпринимательства остается одним из слабых звеньев государственной политики в этой сфере. По информационно-технологическому, инфраструктурному направлениям в области финансирования малого бизнеса следует использовать опыт Москвы. Здесь принято решение выделять на финансирование программ не фиксированную жесткую сумму, а определенный процент от бюджета города (0,5 %).
Система правового и ресурсного обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства в ее сложившемся виде стала тормозом на пути развития сектора малого предпринимательства, консервируя его стагнацию и застревание в большинстве регионов (за исключением лидеров) на фазе «растянутого» старта. Правительству РФ и Центральному банку России не удается в условиях высокого уровня инфляции и высоких рисков развернуть в сторону малого бизнеса систему Сбербанка России и коммерческих банков. Тем самым проблема упрощения доступа малых предприятий к финансово-кредитным и инвестиционным ресурсам не решается.
Что касается инвестиционной сферы, то здесь малое предпринимательство находится в кризисном состоянии. Кризис 1998 года обусловил снижение инвестиционной активности. Результатом резкого сокращения объема капиталовложений малых предприятий стало снижение их удельного веса в общем объеме инвестиций в основной капитал: в 1999 г. он составил всего 2,9%, в промышленности – 2,3%. В 1999 г. наибольшая доля инвестиций малых предприятий в общих инвестициях отрасли отмечалась в строительстве – 31,0%, торговле и общественном питании – 25,6% (Таблица 3).
Таблица 3
Инвестиции в основной капитал малых предприятий и крупных предприятий по некоторым отраслям экономики (в % к общей сумме).
1999 г. |
2000 г. |
|||
малые |
крупные |
малые |
крупные |
|
Всего, млрд. руб. |
17,0 |
565,6 |
18,7 |
642,7 |
Промышленность |
32,4 |
41,9 |
33,6 |
42,9 |
Строительство |
34,1 |
2,3 |
23,0 |
2,5 |
Транспорт |
1,8 |
18,6 |
2,0 |
22,1 |
Торговля и общественное питание |
17,6 |
1,5 |
18,4 |
1,7 |
Общественная коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка |
1,2 |
1,5 |
1,3 |
0,8 |
Наука и научное обслуживание |
0,6 |
0,5 |
1,5 |
0,4 |
Другие отрасли |
12,3 |
33,7 |
20,2 |
29,6 |
Источник: Госкомстат России.
Отраслевая структура инвестиций в основной капитал малых предприятий резко отличается от структуры инвестиций крупных предприятий. На малых предприятиях основной объем капиталовложений приходится на промышленность, строительство, торговлю и общественное питание (в 1999 г. в сумме 84,1%), на крупных предприятиях – на промышленность транспорт и жилищно-коммунальное хозяйство (78,3%). В структуре инвестиций крупных предприятий строительство, торговля и общественное питание составляют несколько процентов.
О развитии малого предпринимательства в федеральных округах можно судить по данным таблицы 4.
Таблица 4
Основные показатели уровня развития малых предприятий по федеральным округам РФ в 1999 г.
|
Количество зарегистрированных малых предприятий на 10 тыс. жителей, единиц |
Изменение количества зарегистрированных малых предприятий на 10 тыс. жителей в 1996 – 1999 гг., единиц |
Доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятых в экономике, % |
Доля продукции (работ, услуг) малых предприятий на душу населения, тыс. руб. |
Относительная производительность труда на малых предприятиях, в % от среднего по РФ |
Относительная производительность труда на малых предприятиях на 1 занятого в % от среднего по РФ |
Доля инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в общем объеме инвестиций в основной капитал, % |
Доля продукции (работ, услуг) малых предприятий в ВРП, % |
РФ |
61,0 |
1,4 |
12,8 |
2,9 |
100,0 |
100,0 |
2,6 |
9,5 |
Центральный |
81,9 |
4,8 |
16,7 |
3,9 |
100,0 |
100,0 |
2,5 |
12,4 |
Северо-Западный |
108,6 |
31,2 |
18,8 |
4,6 |
88,8 |
101,4 |
3,3 |
15,8 |
Южный |
42,4 |
- 10,9 |
12,0 |
1,7 |
84,1 |
78,6 |
2,3 |
11,: |
Приволжский |
42,5 |
0,9 |
9,4 |
2,1 |
104,2 |
94,7 |
2,3 |
9,1 |
Уральский |
52,3 |
- 9,5 |
8,5 |
3,3 |
130,9 |
153,1 |
1,7 |
8,0 |
Сибирский |
46,4 |
- 2,7 |
10,5 |
2,0 |
88,8 |
86,0 |
4,7 |
8,4 |
Дальневосточный |
53,2 |
- 5,3 |
11,5 |
3,7 |
145,6 |
145,1 |
2,3 |
11,8 |
Источник: Госкомстат России.
Даже в таком укрупненном территориальном разрезе, как федеральные округа, можно наблюдать диспропорции в уровнях развития малого предпринимательства. Округа сильно различаются по удельному весу занятых на малых предприятиях в общей численности занятых в экономике. Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что сектор малых предприятий оказывает решающее влияние на занятость, а развитие этого сектора выступает одним из факторов социальной стабилизации общества. Оценка же современной ситуации в целом по России и по федеральным округам свидетельствует, что о существенном воздействии малых предприятий в аспекте снижения общего уровня безработицы говорить пока рано. Более того, под влиянием августовского кризиса численность работников малых предприятий в большей части округов сократилась. В относительном выражении более всего пострадал Уральский федеральный округ, где в 1997 – 1998 гг. среднесписочная численность работников малых предприятий сократилась на 38,1%.
Рис. 1 Число малых предприятий по федеральным округам РФ на конец 2000 г. (тыс.)
О ситуации в Уральском регионе можно судить по поданным таблицы 5.
Таблица 5
Показатели развития и динамики малых предприятий Уральского региона
Объем товаров и услуг, млн. руб. |
Инвестиции, млн. руб. |
Число малых предприятий, тыс. |
||||
1999 г. |
2000 г. |
1999 г. |
2000 г. |
1999 г. |
2000 г. |
|
Челябинская область |
6989,1 |
12844,7 |
287,5 |
248,1 |
19,2 |
17,5 |
Курганская область |
991,1 |
1396,4 |
23,8 |
33,8 |
2,9 |
3,1 |
Оренбургская область |
7135,6 |
9010,6 |
242,3 |
326,4 |
7,6 |
7,6 |
Свердловская область |
11830,5 |
18665,8 |
978 |
755,2 |
31,9 |
21,6 |
Тюменская область |
21220 |
29319,9 |
647,7 |
3080,2 |
13,4 |
12,5 |
Республика Башкортостан |
5762,9 |
9307 |
161,8 |
187,2 |
14,5 |
14,2 |
Удмуртская республика |
4206,7 |
5480,1 |
171,5 |
721,6 |
8,3 |
8,0 |
Пермская область |
6969,4 |
9406,8 |
524,2 |
914,6 |
11,0 |
8,2 |
Всего по региону около 94 тыс. малых предприятий.
По данным Минэкономразвития РФ, к 1 января 2002 г. количество малых предприятий в России сократилось до 840 тыс., в январе 2001 г. их насчитывалось 890 тыс. Общая численность постоянных работников малых предприятий достигла 7 млн. 621 тыс. человек, что превышает численность занятых на МП на 1 января 2000 г. на 78 тыс. человек, или на 1,1%. В целом за последние пять лет темпы прироста количества малых предприятий в основных отраслях экономики практически не изменились. В структуре малого предпринимательства преобладают предприятия торговли, общественного питания, по ремонту и услугам (около 50% общего количества на начало 2001 г.). В течении пяти-шести лет отраслевая структура малых предприятий остается без существенных изменений.
Челябинской областной администрацией для малых предприятий предусмотрены две формы материальной помощи. Во-первых, компенсируется часть процентной ставки за пользование кредитами коммерческих банков, правда, предоставленных на финансирование инвестированных проектов. Во-вторых, администрация области предоставляет гарантии для реализации все тех же инвестиционных проектов. Размер компенсации при этом составляет 0,5 действующей ставки рефинансирования Центробанка. Условия кредитования: два года на реализацию проекта; создание новых рабочих мест; проценты за пользование кредитом банка не должны превышать ставку рефинансирования ЦБ РФ; более высокое относительно других инвестиционных проектов бюджетная эффективность.
При комитете экономики Челябинской областной администрации в 2000 году был создан Центр поддержки и развития предпринимательства. Эта структура пролоббировала в местном парламенте «Программу поддержки и развития малого бизнеса на 2001 – 2002 годы» стоимостью 27,3 млн. руб. Часть этих средств направлена на издание специальной литературы и создание консультационных пунктов для малого бизнеса, около 13,4 млн. руб. предназначено для финансовой поддержки предпринимателей.
Челябинская ассоциация предпринимателей надеется завести так называемый «коммерческий фонд», что-то похожее на кассу взаимопомощи, куда одни члены ассоциации будут предоставлять свободные средства для кредитования других под ликвидный залог.
Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, а также некоторых восточноевропейских стран с переходной рыночной экономикой, развитие малого предпринимательства способствует решению ряда важных для поступательного социально-экономического развития страны задач, таких, как демонополизация, формирование рыночной структуры экономики и конкурентной среды; насыщение рынка товарами и услугами; занятость и самозанятость; экономический рост и увеличение налоговых поступлений; формирование среднего класса; укрепление деловой этики, в том числе и налоговой дисциплины. Именно такие конечные цели изначально ставились при выработке государственного подхода в отношении поддержки развития малого бизнеса в России. Однако, как показывают результаты проведенного анализа, сектор малого предпринимательства пока весомой роли в России не играет. Задача развития данного сектора по-прежнему должна оставаться одним из приоритетов экономической политики государства. Однако ее решение невозможно в отрыве от других направлений реформирования экономики и без координации усилий федерального центра и региональных властей.
Наибольшее число зарегистрированных малых предприятий приходится на сферу торговли и общественного питания, более того, ее удельный вес продолжает расти. В 2000 г. число малых предприятий здесь составило 405,8 тыс. или 46,4 % общего числа малых предприятий (рост на 3,4 % по сравнению с 1999 г.), а численность занятых составила 2,6 млн. человек, увеличившись по сравнению с 1999 г. на 3,9 %.
Актуальными проблемами развития малого и среднего бизнеса в РФ являются:
1. Внешние
· высокий уровень налогообложения;
· противоречия и пробелы в правовом поле, в т.ч. беззащитность интеллектуальной собственности;
· административные барьеры (оформление предприятия, аренды помещения, земельного участка, деятельность контролирующих органов),
· искаженная структура цены, обусловленная высокими тарифами на энергоресурсы;
· внешние факторы микро- и макроуровня, которые поддаются слабому влиянию со стороны местной администрации, за исключением может быть стимулирования платежеспособного спроса через создание новых рабочих мест, оказания связанной социальной помощи малоимущим слоям населения и других мер
2. Внутренние
· недостаток квалифицированных кадров, прежде всего управленческих;
· слабость регулярного менеджмента;
· непродуктивная инвестиционная среда (недостаток доступных инвестиционных ресурсов),
· маркетинговые проблемы (например, по утверждению экспертов, 90% российских предприятий могут повысить эффективность как минимум на треть, изменив свою ценовую политику).
3. Перспективы развития малого предпринимательства
Для начала следую определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования: консультационные услуги; бытовое обслуживание население. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.
Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризис, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источников формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.
Следует заметить, что наблюдавшийся до 1992 года бурный рост малых предприятий в 1993 году резко замедлился. И сейчас у нас занято в малом частном бизнесе менее 1 млн. чел.
Развитие малого предпринимательства в 2003-2005 гг. в значительной мере будет зависеть от масштабов его финансовой поддержки со стороны государства.
Для оценки возможностей повышения темпов развития малого предпринимательства и влияния этого процесса на экономическую динамику в субъектах Российской Федерации рядом экономистов, например, В.Тихомировым, И.Тихомировой, А.Духон, предложено использовать региональный рейтинги инвестиционной и предпринимательской активности. Для этого предусматриваются показатели, сочетающие основные экономические факторы (объем валового регионального продукта, объем произведенной малыми предприятиями продукции, число малых предприятий, величина инвестиций в основные фонды малых предприятий), социальные (среднедушевой доход, число безработных в регионе), демографические (плотность населения в регионе), институциональные (степень развития инфраструктуры и институтов рыночной экономики).
На основе предложенных показателей были определены рейтинги развития малого бизнеса по федеральным округам (табл. 6). Лидирующее положение Центрального федерального округа определяется прежде всего высоким уровнем развития малого бизнеса в Москве. Изменения в экономической ситуации после дефолта 1998 г. привели к тому, что в лидеры вышел Северо-Западный округ. Почти половила малых предприятий сосредоточена в этих двух округах: в Центральном - 35% и Северо-Западном - 15%.
Таблица 6
Рейтинги развития малого бизнеса в федеральных округах РФ (на основе ИРМБ)
Федеральные округа |
Индекс развития малого бизнеса |
Рейтинг на основе ИРМБ |
||||||
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
|
Центральный |
0,782 |
0,636 |
0,874 |
0,739 |
1 |
2 |
2 |
2 |
Северо-Западный |
0,411 |
0,667 |
1,000 |
0,861 |
4 |
1 |
1 |
1 |
Южный |
0,623 |
0,295 |
0,067 |
0,017 |
2 |
5 |
7 |
7 |
Приволжский |
0,127 |
0,194 |
0,070 |
0,070 |
7 |
7 |
6 |
6 |
Уральский |
0,368 |
0,475 |
0,469 |
0,548 |
5 |
3 |
3 |
3 |
Сибирский |
0,529 |
0,237 |
0,324 |
0,112 |
3 |
6 |
5 |
5 |
Дальневосточный |
0,347 |
0,336 |
0,435 |
0,368 |
6 |
4 |
4 |
4 |
В качестве обобщающего показателя А. Духон предложила использовать индекс развития малого бизнеса (ИРМБ), который формируется па основе трех индексов: занятости на малых предприятиях: капитальных вложений, произведенной МП продукции (работ, услуг). Рассчитанные показатели ПРМБ для субъектов РФ в период с 1997 по 2000 г. позволили провести классификацию регионов с помощью кластерного анализа. В результате были выделены четыре группы регионов.
Классификация регионов проведена по следующим показателям: число малых предприятий (тыс. единиц); численность безработных (тыс. человек); среднедушевой доход (тыс. руб.); плотность населения в регионе (число жителей на 1 кв. км); инвестиционная активность малых предприятий (млн. руб./чел.); производительность труда (млн. руб./чел.). На основе этих данных можно судить о потенциале развития малого предпринимательства в регионах и их возможностях в обеспечении экономического роста (табл. 7).
Таблица 7
Классификация 79 регионов РФ по уровню развития малых предприятий
Группы регионов по уровню развития МП |
Регионы |
Число регионов |
Регионы с положи тельной тенденцией развития малых предприятий |
Москва, Санкт-Петербург, Камчатская и Магаданская области |
4 |
Регионы, отброшенный дефолтом 1998 г. (с тенденцией роста секторе МП) |
Волгоградская, Иркутская, Нижегородская, Сахалинская области, Республика Дагестан |
5 |
Регионы со средним уровнем развития малого бизнеса (с тенденцией к снижению динамики развития в нем) |
Алтайский край, Астраханская, Владимирская, Вологодская, Воронежская, Калининградская, Калужская, Кемеровская области, Краснодарский край, Красноярский край Ленинградская, Московская, Новгородская, Новосибирская Омская, Оренбургская. Пензенская, Пермская области, При морским край, Республика Алтай, Республика Хакасия, Ростовская, Самарская, Свердловская области, Ставропольский край, Тюменская область, Удмуртская Республика, Хабаровский край, Челябинская область, Чукотский автономный округ, Ярославская область |
31 |
Регионы с изначально низким уровнем развития малого предпринимательства (регионы - аутсайдеры) |
Амурская, Архангельская, Белгородская, Брянская области, Еврейская автономная область, Ивановская область, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Кировская, Костромская, Курганская, Курская. Липецкая, Мурманская, Орловская, Псковская области, Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия. Республика Карелия, Республика Коми, Республика Маши Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия -Алания, Республика Татарстан, Республика Тыва, Рязанская, Саратовская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Ульяновская, Читинская области, Чувашская Республика |
39 |
Для регионов, в которых преобладают отрасли пищевой и легкой промышленности, необходимо разработать специальные программы поддержки МП с мерами защиты потребительского рынка от низкокачественной и фальсифицированной продукции, которая и ныне поступает из Турции, Китая и ряда других стран, а также ввести заслоны против ее нелегального, контрабандного ввоза.
Нехватка инвестиций в перерабатывающий сектор остается одной из острых проблем малого предпринимательства. Обновление производственных фондов и внедрение новых технологий в мясо-перерабатывающей, обувной, швейной, трикотажной отраслях требуют многомиллиардных вложений - от 30 млрд. до 50 млрд. руб. Львиная доля всех инвестиций приходится на добывающие, экспортоориентированные отрасли. В итоге большинство отечественных малых и средних производителей товаров и услуг просто не в состоянии конкурировать с западными предприятиями (и это при невысоком уровне потребительского спроса). Импорт продукции указанных отраслей в последние годы продолжает расти.
Для стабильной работы малых и средних предприятий в условиях глобализации с учетом международного опыта целесообразно, чтобы Минэкономразвития РФ, МАП РФ, ФФПМП и др. совместно с Торгово-промышленной палатой РФ, Российским агентством малых и средних предприятий обеспечили условия для создания оперативнодействующей справочно-информационной системы о положении дел в России и в других странах СНГ.
Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг).
Заключение
В ходе теоретического и методологического исследования были сделаны следующие выводы.
Малое предпринимательство – неотъемлемый элемент современной рыночной схемы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
Малое предпринимательство есть вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка труда и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого предпринимательства являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке.
Малое предпринимательство за последние годы стало важнейшим сектором народного хозяйства, который оказывает значительное влияние на социально-экономическую ситуацию в России. Именно в этом секторе экономики динамично создаются новые рабочие места.
Данный сектор образует разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потреблением товаров и услуг. В нем создается и циркулирует основная масса национальных продуктов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.
На сегодняшний день сектор малого предпринимательства уже не характеризуется такими бурными темпами роста, какие наблюдались в начале 90-х годов.
Малый бизнес России, несмотря на огромный потенциал, все еще не стал стратегическим фактором социально-экономического возрождения страны, что явится прямым следствием недальновидности политики, проводимой федеральными властями.
Основными факторами ухудшения ситуации в сфере малого предпринимательства по оценкам предпринимателей, являлись нехватка собственных денежных средств, неплатежеспособность потребителей продукции, нестабильность правовых норм и налоговой политики, недостаточное развитие рынков сбыта, а также рынков сырья и материалов.
Сами малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей жизнеспособности МП активно диверсифицируют хозяйственную и инвестиционную деятельность. Более чем половина МП неторгового профиля помимо основной деятельности занимается еще и торговлей как несложной, но относительно прибыльной деятельностью с быстрым сроком оборачиваемости капиталов. А торговые капиталы все чаще устремляются в производство, хотя и в самых простых его формах.
Пройдя определенный путь развития, малое предпринимательство в России не стало еще конкурентным сектором экономики. Эта проблема остается насущной на обозримое будущее.
Для закрепления и дальнейшего развития позитивных тенденций роста российского малого предпринимательства, кардинального расширения поля его деятельности требуется активизация государственной поддержки малого предпринимательства на всех уровнях. В первую очередь в поддержке нуждается сфера кредитования и страхования малого бизнеса, стимулирования его инвестиционной активности. Чрезвычайно важно также расширение инновационной и научной деятельности малого предпринимательства в интересах развития всех сфер российской экономики. Начало реального подъема в экономике позволит перейти к четвертому этапу по-настоящему рыночного развития российского малого предпринимательства.
К основным направлениям государственной поддержки, позволяющим реализовывать потенциальный эффект от развития малого предпринимательства, относятся: формирование благоприятного предпринимательского климата; устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров; расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам; развитие лизинга оборудования и технологий; системное развитие инфраструктуры для предоставления малым предприятиям интеграционной финансовой, материальной, информационной, консультационной и организационно-методической помощи.
Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.
Список используемой литературы
1. «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» Федеральный закон от 14.06.95г. № 880ФЗ.
2. Архиев А.О. Становление механизма реализации потенциала малого предпринимательства // Внешнеэкономический бюллетень. 1999 № 7.
3. Бусыгин А. Предпринимательство: Основной курс. - М., 1997
4. Виленский А. Этапы развития малого бизнеса. //Вопросы экономики. 1996. -№7.
5. Виленский Л. Почему не востребован малый бизнес в России // Бизнес для всех. - 2000. - № 2. С. 34-37
6. Голубцов С. Большие ставки на деньги для малого бизнеса // Экономика и жизнь. 1999г. № 32.
7. Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности // Экономика предприятия. - М., 1996
8. Дымов Т. Малые предприятия в капкане аренды // Малое предприятие. - 2001. - № 1. С. 12-18.
9. Закон Челябинской области от 28.09.00 №142-30 "О государственной поддержке малого предпринимательства в Челябинской области".
10. Зевелев В.А. Малый бизнес – большая проблема России – М., 1994.
11. Земляк С. Концептуальные подступы к разработке региональной модели устойчивого функционирования и развития малого предпринимательства //Ресурсы Информация Снабжение Конкуренция (РИСК) 2001 №4 стр.47-51
12. Иванова Л. Есть ли потенциал у малого предпринимательства // Малое предприятие. - 2000. - № 1. С. 30-36.
13. Каретников М.В. Государственное регулирование экономики. Челябинск, 1998.
14. Крайний В. Большая борьба малого бизнеса // Финансовая Россия. - 2000. - № 12. С. 7-15.
15. Ксенофонтова Н., Шуткин А. Лизинг как альтернатива имущественной поддержки малого предпринимательства // Финансовая газета. - 2000. - № 2. С. 23-30.
16. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА – М, 1998.
17. Орлов А. Перспективы развития малого предпринимательства в России //Вопросы экономики №7 2002 стр.119-126.
18. Подпорин Ю. Малых не становится больше. // Экономика и жизнь. - 2001. - № 6. С. 32-39.
19. Попов С. Г. Внешнеэкономическая деятельность фирмы. Особенности менеджмента и маркетинга. Учебное пособие. — М.: «Ось - 89», 1999 г.
20. Предпринимательство: Учебник/ под ред. М.Г. Лапусты – М.: ИНФРА – М, 2000. – (Серия «Высшее образование»).
21. Проект Программы Общероссийской политической общественной организации «Отечество» О развитии малого и среднего предпринимательства России // Малое предприятие. - 2000. - № 10. С. 21-25
22. Рыбина М.Н. Основные этапы становления малого предпринимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ в России //Менеджмент в России и за рубежом №2 200 стр.44-59
23. Савельев С., Михеев Ю., Крайнов В., Крайнов А. Взаимодействие малых предприятий малых предприятий с крупным производством // Журнал для акционеров. 1999г. № 4.
24. Фадеева Е. Выживание не грани вымирания. Число малых предприятий неуклонно сокращается. // Учет, налоги, право. 2000г. № 28.
25. Федеральный закон от 14.07.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». В ред. от 31.07.98.