Содержание

Введение. 3

1. Краткая характеристика организации. 4

2. Резюме проекта. 6

3. Анализ возможностей организации с учетом положения дела в отрасли. 7

4. Производственный план. 11

5. Маркетинговый план. 15

6. Финансовый план. 19

7. Анализ сильных и слабых сторон реализации проекта, опасностей и благоприятных возможностей. 23

8. Сетевой и календарный графики реализации инновационного проекта. 25

Заключение. 28

Список литературы.. 29

Введение

Целью проекта является создание в г.Новосибирске досугового центра с комплексом услуг для организации досуга населения и гостей цирка, а также проведения культурно-массовых мероприятий на коммерческой основе.

Для обеспечения разнообразного досуга населения и гостей города на самом высоком уровне проектом предусматривается создание единого комплекса услуг, включающего:

·     гостиничный комплекс VIP-класса на 30 мест,

·     сеть точек питания, включая мини-бары и ресторан на 110 посадочных мест,

·     казино,

·     боулинг (6 дорожек),

·     кинотеатр на 200 посадочных мест,

·     комплекс саун, помещение с тренажерами.

Создание досугового центра планируется осуществить на базе реконструкции незавершенного капитальным строительством объекта, являющегося пристроем к зданию Новосибирского городского цирка.


1. Краткая характеристика организации


Новосибирский Городской Цирк осуществляет деятельность по развитию различных направлений в сфере оказания услуг населению и предприятиям г. Новосибирска.

В текущем году, учитывая сложившиеся тенденции развития рынка услуг социального-культурного характера, Новосибирский Городской Цирк принято решение о создании в г.Новосибирске досугового центра с целью организации досуга населения и гостей посещающий цирк, а также проведения культурно-массовых мероприятий на коммерческой основе.

Для обеспечения разнообразного досуга населения и гостей города на самом высоком уровне проектом предусматривается создание единого комплекса услуг, включающего:

·     гостиничный комплекс VIP-класса на 30 мест,

·     сеть точек питания, включая мини-бары и ресторан на 110 посадочных мест,

·     казино,

·     боулинг (6 дорожек),

·     кинотеатр на 200 посадочных мест,

·     комплекс саун, помещение с тренажерами.

Создание досугового центра планируется осуществить на базе реконструкции недостроенного здания, расположенного на территории цирка и являющегося собственностью Новосибирского Городского Цирка. Стоимость указанного здания на сегодняшний день составляет 6 251 873 рубля.

По оценке специалистов Новосибирский Городской Цирк, оптимальным по соотношению цены и качества оборудованием для оказания данного вида услуг является оборудование, поставляемое фирмой "AC-AC-BAU-und Handels Gesmbh" (Австрия).

Приобретение необходимого оборудования и проведение проектных и строительно-монтажных работ фирмой "AC-AC-BAU-und Handels Gesmbh" предполагает получение долгосрочного кредита в размере 5 миллионов долларов США на срок до 6 лет. При этом рассматривались следующие условия кредитования: погашение кредита - равными полугодовыми платежами в течении 4 лет, начиная со 2-го года после пуска проекта в эксплуатацию; процентная ставка - 12% годовых с полугодовым периодом начисления и выплаты процентов; отсрочка выплаты процентов (льготный период) - 1 год; оплата страховки - разовый единовременный платеж в размере 1% от суммы кредита.

Общая стоимость проекта на сегодняшний день оценивается на уровне 6,3 млн. долларов США без учета стоимости существующего здания.

Экономическая эффективность данного проекта достаточно высока и представлена следующими основными показателями :

-                 простой срок окупаемости проекта без учета времени строительства составляет около 3,8 года;

-                 дисконтированный срок окупаемости проекта при реальной ставке сравнения 10% годовых составляет около 6 лет с начала реализации проекта что значительно ниже периода жизни самого проекта;

-                 внутренняя реальная норма доходности, без учета инфляции, составляет 22% годовых, значительно превышает используемую ставку сравнения и определяет максимальную номинальную “банковскую” ставку кредита, погашаемого в пределах срока жизни проекта (при отсутствии собственного капитала) на уровне 39% годовых (при уровне инфляции 14% годовых);

-                 чистая текущая стоимость проекта при горизонте планирования 11 лет и реальной ставке сравнения 10% годовых положительна, а ее величина около 110 000  тыс. руб. показывает значительную устойчивость проекта к возможному колебанию ценового фактора как стоимости инвестиций, так и реализуемой продукции.



2. Резюме проекта

Так как предприятие новосибирский городской цирк создана сравнительно давно, то на предприятии в данный момент ведутся разработки, основанные на изучении потребительского рынка, а также изучение информации о новейших разработках фирм-партнеров, на аппаратуре которых фирма планирует организовать досуг своих посетителей. Приведенная ниже таблица характеризует состояние исследований и разработок предприятия.

Таблица 1.

Сильные и слабые стороны состояния исследований и разработок

Сильные стороны

Слабые стороны

Наличие реальных результатов разработок, имеющих практическое значение.

Отсутствие материальной базы для разработок

Тесные контакты с фирмами-партнерами

Ниже приведены профили проектов по установленным критериям с учетом экспертных оценок.

Таблица 2.

Профиль и экспертная оценка проекта расположения линии на сомом предприятии

Наименование критерия

Оценка

Значение

Итог

Совместимость проекта с текущей стратегией

5

4

3

2

1

1.0

5.0

Стоимость проекта

5

4

3

2

1

1.0

4.0

Оценка стартовых затрат

5

4

3

2

1

0.8

4.0

Время реализации проекта

5

4

3

2

1

0.7

2.8

Потребность в доп. мощностях

5

4

3

2

1

0.7

1.4

Прибыльность проекта

5

4

3

2

1

0.6

2.4

Качество изготовляемой продукции

5

4

3

2

1

0.6

1.8

Отсутствие сбоев и перерывов в работе системы

5

4

3

2

1

0.6

2.4

Независимость, автономность работы системы

5

4

3

2

1

0.5

2.0

Итого



25.8

3. Анализ возможностей организации с учетом положения дела в отрасли


Создание досугового центра позволит цирку в короткие сроки организовать единый комплекс взаимосвязанных услуг.

Высокий уровень качества указанных видов услуг будет обеспечиваться двумя основными факторами:

-       техническими преимуществами оборудования, поставляемого фирмой "AC-AC-BAU-und Handels Gesmbh", а также, высоким уровнем проектных и стоительно-монтажных работ, осуществляемых с участием этой компании;

-       имеющимся опытом работы на данном рынке специалистов заинтересованных сторон (отель "Европа").

Основные технические преимущества оборудования, необходимого для осуществления планируемых услуг в полном объеме и в соответствии с требуемым уровнем качества, заключаются в принципах реализации проекта "под ключ":

-       поставка всего оборудования, необходимого для рассматриваемого комплекса будет осуществляться генеральным подрядчиком, что обеспечит одинаково высокий уровень качества каждого вида оборудования по каждому виду услуг, а также, наиболее оптимальное сочетание различных видов оборудования в плане как технологической, так и эстетической совместимости;

-       проектирование комплекса и монтаж оборудования в полном объеме будет также осуществляться генеральным подрядчиком, что обеспечит единство и преемственность каждого этапа проекта на протяжении всего процесса его реализации.

Выбор указанного месторасположения комплекса также имеет ряд существенных преимуществ:

-       наличие существующего трехэтажного здания;

-       часть города, в которой планируется создание досугового комплекса является культурным и деловым центром;

-       прекрасная связь с городской системой транспортных коммуникаций, благодаря чему до комплекса без труда можно добраться практически из любой части города.

Любое другое размещение досугового центра в пределах города а не будет иметь очевидных преимуществ по перечисленным параметрам перед рассмотренным вариантом месторасположения.

Организация в городе досугового центра подобного уровня позволит обеспечить высокие потребительские качества всех видов предлагаемых услуг:

-       гостиничный комплекс категории 4**** на 30 номеров типа "люкс". Площадь каждого номера не менее 30 м2. В соответствии с требуемым высоким уровнем комфортности все номера будут оснащены душевыми кабинами (либо ванными комнатами), кабельным телевидением (не менее 20 каналов), телефоном, минибаром и прочими видами необходимых удобств;

-       сеть точек питания, включающая мини-бары и ресторан на 110 посадочных мест с уровнем обслуживания, не уступающим лучшим ресторанам и барам. Комплекс ресторана будет включать в себя 70 посадочных мест, расположенных в общем зале, и 40 мест, расположенных в отдельных кабинах по 10 мест каждая. Сеть баров (общим количеством мест до 40) планируется организовать в непосредственной близости от прочих видов услуг;

-       комплекс казино, отвечающий лучшим европейским стандартам игорного бизнеса, предоставляющий широкий ассортимент соответствующих услуг;

-       комплекс боулинга, состоящий из 6 дорожек, отвечающий требуемым стандартам;

-       кинотеатр на 200 посадочных мест, соответствующий сертификационным требованиям для данного вида услуг и обеспечивающий прокат фильмов в стандарте DVD при звуковом сопровождении в стандарте Dolby Digital;

-       комплекс саун, общего пользования, включающий финскую и турецкую бани, оснащенный бассейном и помещением с тренажерами;

-       торговый комплекс общей площадью 100 м2.

На основании вышеперечисленного можно выделить следующие основные конкурентные преимущества данного досугового центра:

-       объединение всех услуг в единый комплекс,

-       организация ряда услуг, не имеющих аналогов в пределах города,

-       повышенный уровень обслуживания по сравнению с существующими конкурентами в рамках всего комплекса предлагаемых услуг,

-       удобное месторасположение досугового центра,

-       наличие развитой инфраструктуры.

В соответствии с проектом создание досугового центра планируется осуществить на базе реконструкции существующего строительного объекта, представляющего собой недостроенное здание в центральной части.

Указанный объект состоит из подвала и трех надземных этажей, общая площадь которых на сегодняшний день составляет около 4043 м2, а объем здания равен 15726 м3.

Согласно предварительному проекту на данном объекте планируется проведение строительно-монтажных работ, включая работы по достройке четвертого этажа. При этом этажи со 2-го по 4-й по причине высоты кинозала и помещения казино частично пересекаются. Общая площадь объекта после реконструкции составит около 5900 м2, а объем по наружному обмеру - около 21700 м3. При составлении проекта были максимально учтены размеры существующего строения, его стены и лестничные клетки.

Подвальные помещения (цокольный этаж) планируется оснастить оборудованием для игры в боулинг, а также для комплекса саун с тренажерами. Здесь же планируется расположить прачечную и помещения персонала.

На первом этаже планируется разместить торговый комплекс и комплекс ресторана.

На втором этаже, с учетом его высоты, предвидены галереи для кинотеатра и казино, а также офисы и служебные помещения.

Следующие два этажа отведены под гостиницу и служебные помещения.

Снабжение комплекса необходимыми энергетическими ресурсами будет осуществляться от общегородских сетей.

Основные положительные и отрицательные стороны финансового положения предприятия представлены в следующей таблице.

Таблица 3.

Сильные и слабые стороны финансового состояния предприятия

Сильные стороны

Слабые стороны

Высокая скорость оборота капитала

Усиление инфляционных процессов

Возможность получения предоплаты за услуги

Дефицит собственных оборотных средств

Также можно перечислить ряд достоинств и недостатков маркетингового и производственного потенциала фирмы.

Таблица 4.

Сильные и слабые стороны маркетингового потенциала

Сильные стороны

Слабые стороны

Высокий уровень качества производимой продукции, использование новейших  разработок;

Отсутствие отдела маркетинга и как следствие небольшие затраты на маркетинг;

Высокая конкурентоспособность предоставляемых услуг.

Высокий уровень конкуренции на рынке


Таблица 5.

Сильные и слабые стороны производства

Сильные стороны

Слабые стороны

Высокая квалификация работников;

Отсутствие собственной транспортной инфраструктуры;

Небольшая производственная площадь;

Наличие срывов в поставке оборудования от партнеров;

Высокие требования к качеству услуг;

Необходимость создания специальных технологических условий;

Малая энергоемкость производства;

Недостаточно высокая степень обновляемости товара.

Прогрессивность технологий.



4. Производственный план


При определении полной себестоимости в целом по досуговому центру были учтены следующие факторы:

-       объемы расхода в натуральном выражении сырья, материалов и энергоресурсов, необходимых для реализации всего комплекса услуг (см. раздел 3.4. настоящего бизнес-плана);

-       текущие, на дату подготовки бизнес-плана, цены на сырье, материалы и энергоресурсы (см. раздел 3.4. настоящего бизнес-плана);

-       данные по численности и заработной плате персонала комплекса;

-       интегральная ставка отчислений на социальное страхование - 38,5% от ФОТ;

-       ставка страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве (для II группы риска, к которой относится планируемое производство - 0,3%);

-       стоимость прочего хозяйственного инвентаря;

-       методика списания на издержки производства затрат по приобретенному хозяйственному инвентарю со сроком службы до 1 года для позиций: "постельное белье со сроком службы до 1 года для гостиницы", "санитарно-гигиенические средства многоразового использования для гостиницы", "столовое белье со сроком службы до 1 года для ресторана" (100% затрат списываются ежегодно, так как период полного оборота указанных предметов инвентаря составляет 1 год);

-       методика списания на издержки производства затрат по приобретенному хозяйственному инвентарю для позиции "постельное белье со сроком службы до 5 лет для гостиницы" (50% затрат списываются при вводе актива в эксплуатацию, оставшиеся 50% стоимости указанных предметов инвентаря списываются в 5-й год их эксплуатации);

-       методика списания на издержки производства затрат по приобретенному хозяйственному инвентарю для позиции "набор столовых приборов и посуды для ресторана" (50% затрат списываются при вводе актива в эксплуатацию, оставшиеся 50% стоимости указанных предметов инвентаря списываются равными суммами на протяжении последующих 4-х лет их эксплуатации);

-       данные по прочим общепроизводственным расходам, включая затраты на содержание основных средств (3% от величины прямых затрат);

-       прочие общехозяйственные расходы (определены в сумме 1000 долл. США в месяц);

-       средний срок службы принимаемых в эксплуатацию постоянных активов определен в соответствии с действующими в РФ нормами амортизационных отчислений на соответствующие виды основных средств (для зданий - 50 лет, для оборудования - 10 лет);

-       действующее, на дату подготовки бизнес-плана, налоговое законодательство РФ (налоговый кодекс РФ от 01.01.2004);

-       планируемый кредит на финансирование проекта относится к категории кредитов на инвестиционные цели. В связи с этим проценты по указанному источнику финансирования выплачиваются из чистой прибыли предприятия;

-       стоимость прочего хозяйственного инвентаря по всем позициям устанавливается поставщиками в долларовом эквиваленте;

-       курс доллара США по отношению к рублю принят на уровне 30 руб./$ US.

Таблица 6

СЕБЕСТОИМОСТЬ И ПОЛНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАТРАТЫ ДЛЯ ПЕРВОГО ГОДА ЭКСПЛУАТАЦИИ

Наименование статьи затрат

Сумма затрат, тыс. руб.

1

2

Санитарно-гигиенические средства одноразового применения для комплекса гостиницы

388,8

Продукты питания для комплекса ресторана

3 628,8

Постельное белье со сроком службы до 1 года для гостиницы

195,2

Постельное белье со сроком службы до 5 лет для гостиницы

299,4

Санитарно-гигиенические средства многоразового использования для гостиницы

175,7

Столовое белье со сроком службы до 1 года для ресторана

126,0

Набор столовых приборов и посуды для ресторана

414,2

Стоимость проката кинофильмов

105,0

Вода холодная на весь комплекс

81,6

Вода горячая на весь комплекс

121,4

Отопление на весь комплекс

313,1

Электроэнергия на весь комплекс

216,0

З/плата всего персонала

2 604,0

Отчисления на з/пл

931,7

Прочие общепроизводственные расходы

183,6

Амортизация

6 751,1

Прочие общехозяйственные расходы

360,0

Налоги, относимые на себестоимость

525,5

Проценты за кредиты, относимые на себестоимость

-

Итого затрат

17 421,2

НДС к затратам

1 464,5


Следует отметить, что в первый год эксплуатации проекта предполагается достичь 80% от планируемого объема всех предоставляемых услуг. В связи с этим, расход ресурсов по таким статьям затрат, как санитарно-гигиенические средства одноразового применения для комплекса гостиницы и продукты питания для комплекса ресторана, также составляет 80% от расходов по этим же статьям в каждый последующий год.

Кроме того, при проведении финансово-экономической оценки нового досугового комплекса не рассматривалась такая сфера его будущей деятельности, как казино. Поэтому при планировании себестоимости проекта текущие затраты по предоставлению данного вида услуг также не рассматривались.

Цены на все виды предоставляемых услуг рассматриваемого комплекса устанавливаются, исходя из существующих расценок на аналогичные услуги в на начало 2005 года. Информация по текущим ценам на соответствующие виды услуг представлена настоящего бизнес-плана.

Таким образом, сложившиеся в настоящее время на рынке средние цены на указанные виды услуг в полной мере соответствуют запланированным для нового досугового центра.

Среди факторов, определяющих тенденции формирования цены на услуги нового досугового комплекса основными являются следующие:

-       цены на энергоносители (стоимость коммунальных платежей);

-       цены на продукты питания;

-       тенденции, складывающиеся на рынке услуг социально-культурного характера.

"Цирк" при планировании деятельности нового досугового центра предполагает ориентироваться на существующий уровень цен, индексируя их в зависимости от изменения указанных факторов.


5. Маркетинговый план

Основными конкурентными факторами на рынке услуг, имеющих социально-культурную направленность, в настоящее время являются:

-       цена,

-       качество предлагаемых услуг.

При этом для разных групп потребителей превалирующими являются разные факторы.

Фактор цены является основным для потребителей со средним уровнем достатка, испытывающих потребность в услугах социально-развлекательного характера.

Качество услуг более важно для потребителей с высоким уровнем доходов, нуждающихся, прежде всего, в повышенном уровне обслуживания.

Существующие прямые конкуренты "Цирк" на рынке рассматриваемых услуг расположены и имеют круг постоянных потребителей и сложившийся уровень цен на свою продукцию.

Характеристика и анализ основных конкурентов "Цирк" по видам услуг  представлена ниже.

В настоящее время на рынке гостиничного бизнеса наблюдается значительное повышение спроса на данный вид услуг, особенно, на номера, располагающие максимально комфортными условиями проживания.

Сравнительный анализ гостиниц города  представлен в таблице 5.

На основании указанной информации можно сделать вывод, что основными потребителями данного вида услуг являются рабочие и служащие иногородних предприятий и учреждений, представители иностранных фирм, лица, прибывающие на спортивные соревнования и на различные общегородские мероприятия.

При этом услуги фирм-конкурентов в данном виде бизнеса ориентированы, в основном, на удовлетворение спроса потребителей, имеющих средний уровень доходов и нуждающихся в недорогих номерах со средним уровнем комфорта и предлагаемых услуг.

Потребность в комфортабельных номерах с повышенным уровнем обслуживания в настоящее время обеспечивают лишь две городские гостиницы:

-       отель "Европа" категории 4****,

-       гостиница "Валентино".

Указанные фирмы могут рассматриваться в качестве основных конкурентов будущей гостиницы, входящей в комплекс нового досугового центра. При этом следует отметить существенные слабые стороны данных конкурентов:

-       отель "Европа" расположен на окраине города вдали от основной системы транспортных коммуникаций, что значительно ограничивает свободу передвижения его клиентов;

-       гостиница "Валентино" на сегодняшний день не имеет официального сертификата, подтверждающего ее категорию 4****. Более того, уровень проживания и качество обслуживания в указанной фирме ниже, чем в отеле "Европа".

Таким образом, в настоящее время нет гостиниц такого класса, которые могли бы достойным образом удовлетворить потребности зарубежных и российских бизнесменов.

В настоящее время ресторанный бизнес представлен крайне ограниченным количеством предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере услуг общественного питания повышенного качества и уровня обслуживания. Вместе с тем, спрос на данный вид услуг стабилен, платежеспособен, низкоэластичен по цене и имеет некоторый потенциал роста.

Сравнительный анализ ресторанов и кафе-баров города, максимально соответствующих предъявляемым к подобным заведениям требованиям, представлен в таблице 6.

При этом основную массу фирм-конкурентов в данном виде бизнеса составляют ночные клубы, бары и кафе-бары.

Ресторанный бизнес в классическом виде представлен единственным в своем роде предприятием - рестораном "Магнитка".

Указанная фирма, на сегодняшний день, является основным конкурентом будущего ресторана, входящего в комплекс нового досугового центра.

В настоящее время индустрия игорного бизнеса в развита очень слабо и представлена только двумя фирмами работающими на данном рынке:

-       клуб "Премьер" (казино "Премьер"),

-       "Кредо-клуб" (казино "Пирамида").

Вместе с тем, существует стабильный повышенный спрос на данный вид услуг, имеющий исключительно психологическую мотивацию для всех потенциальных групп потребителей, что обусловлено полным отсутствием в данном виде услуг такого конкурентного фактора как цена.

Единственными конкурентными факторами на рынке игорного бизнеса является высокий профессионализм организаторов и качество предлагаемых услуг.

Таким образом, организованное на должном уровне казино, безусловно, будет являться стабильным источником повышенных доходов.

В соответствии с целью проекта по созданию нового досугового центра одним из направлений его деятельности будет являться организация услуг, носящих массовый развлекательный характер.

В частности планируется создание боулинг-центра, а также, кинотеатра, обеспечивающего прокат фильмов в стандарте DVD/Dolby Digital.

Единственными конкурентами на данном рынке услуг в настоящее время являются:

-       фирма "Боулинг-центр-Универсал",

Характеристика указанных предприятий представлена в таблице 7.

На основании представленной информации можно сделать вывод о том, что создание нового развлекательного комплекса позволит в большей степени и на качественно новом уровне удовлетворить существующий спрос на данный вид услуг.

В настоящее время в не имеется достаточного количества специализированных предприятий, оказывающих населению подобного рода услуги.

Об этом свидетельствуют следующие статистические данные, собранные в процессе предварительных маркетинговых исследований:

-       общее количество наиболее крупных фирм, работающих на данном рынке, не превышает 5-ти, в том числе отель "Европа", имеющий комплекс саун самого высокого уровня обслуживания;

-       загруженность данных предприятий по времени работы в среднем составляет около 12 часов в сутки, преимущественно в вечернее и ночное время (с 3 часов дня до 3 часов ночи). В эти часы спрос на рассматриваемые услуги, как правило, превышает существующее предложение, поэтому широко практикуется система предварительной записи клиентов;

-       комплекс саун отеля "Европа", состоящий из финской и турецкой бани и помещения с тренажерами, является, на сегодняшний день, единственным комплексом подобного уровня. Эффективное использование данного комплекса составляет около 8 часов в сутки. При этом около 90% его посетителей составляют жители города;

-       средний уровень цен на услуги саун составляет около 200-300 руб. за один час. Исключение составляет комплекс саун отеля "Европа", где стоимость сеанса с минимальной продолжительностью 2 часа составляет 1200 руб.

На основании приведенной информации можно сделать вывод о том, что существующие конкуренты не в состоянии полностью удовлетворить имеющийся спрос на данный вид услуг. Кроме того, при наличии платежеспособного спроса на услуги саун самого высокого уровня обслуживания, в жилой части, на сегодняшний день, не существует ни одного подобного комплекса.


6. Финансовый план


Финансовый план составлен на перспективу 11 лет, исходя из срока погашения кредита и норм амортизации технологического оборудования. Информация для расчета подготовлена по годам.

Методика оценки, используемая в расчетах, соответствует принципам бюджетного подхода. В соответствии с принципами бюджетного подхода горизонт исследования (срок жизни проекта) разбивается на временные интервалы (интервалы планирования), каждый из которых рассматривается с точки зрения притоков и оттоков денежных средств. На основании потоков денежных средств определяются основные показатели эффективности и финансовой состоятельности проекта.

Расчеты выполнены в постоянных ценах, принимаемых на момент формирования бизнес-плана (1 квартал 2005 года).

Источниками доходов проекта является реализация всего комплекса услуг нового досугового центра, включая сдачу 100 м2 площадей комплекса в аренду. При этом финансово-экономическая оценка проводилась без учета такого высокоприбыльного направления деятельности комплекса, как казино, что в целом соответствует принципам консервативного подхода.

Предполагаемые объемы реализации услуг и цены при достижении проектом планируемых показателей выручки представлены в таблице 13.

Таблица 13

ОБЪЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВСЕГО КОМПЛЕКСА УСЛУГ

Наименование услуг

Ед. измерения услуг

Объем реализации в год

Цена реализации без НДС, руб.

1

2

3

4

Проживание в гостинице VIP-класса

Койка-день

9 720

2 500

Питание в ресторане

Чел.-место

32 400

350

Услуги боулинга

Дорожка-час

31 104

500

Просмотр кинофильмов

Чел.-место

129 600

75

Услуги комплекса саун

Час

8 640

500

Сдача площадей в аренду

м2 в год

100

3 600

Анализ рынка потребителей данного вида услуг показывает, что закладываемые в расчет объемы реализации услуг можно считать обоснованными.

В составе текущих затрат проекта выделяются и обосновываются:

-       материальные затраты, включая затраты на приобретение различного хозяйственного инвентаря;

-       затраты на оплату труда;

-       общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Инвестиционные затраты проекта складываются из капитальных вложений, направленных на создание самого комплекса, а также средств, необходимых для формирования чистого оборотного капитала проекта.

Капитальные вложения

Общая величина капитальных вложений, необходимых для осуществления проекта составляет 5134,3 тыс. долл. США. Из них 5000 тыс. долл. США составляют затраты на приобретение импортного оборудования и проведение строительно-монтажных работ в соответствии с предварительным предложением фирмы "AC-AC-BAU-und Handels Gesmbh", а 134,3 тыс. долл. США составляют таможенные выплаты по указанным активам.

Капитальные вложения осуществляются в первом интервале планирования.

Реализация проекта планируется на базе существующего недостроенного здания стоимостью 6 251 873 рубля.

Оборотный капитал

Помимо инвестиций в постоянные активы организации необходимо создать запас оборотных средств, обеспечивающий бесперебойную работу проекта.

Потребность в оборотном капитале определена с учетом планируемых периодов оборота основных составляющих текущих активов и текущих пассивов. В частности:

-       расчет потребности в санитарно-гигиенических средствах одноразового применения, используемых клиентами гостиничного комплекса производится на основании предполагаемой периодичности закупок данного оборотного актива: объем страхового запаса - 7 дней, оборот - 14 дней;

-       расчет потребности в продуктах питания, используемых для приготовления пищи в комплексе ресторана также производится на основании предполагаемой периодичности закупок данного оборотного актива: объем страхового запаса (продукты длительного срока хранения, спиртное) - 5 дней из расчета общей ежедневной потребности в активе, оборот - 2 дня;

-       расчет суммы хозяйственного инвентаря, находящегося постоянно в обороте, производится на основании нормативов списания затрат по каждой позиции указанного актива и периодичности его обновления;

-       понятия "незавершенной продукции" и "готовой продукции" для данного специфического направления деятельности, связанного не с производством, а с предоставлением различных видов услуг не являются актуальными;

-       условием оплаты за предоставленные услуги является оплата по факту;

-       условием поставки сырья и материалов для всего комплекса услуг является оплата по факту;

-       частота выплат заработной платы составляет 1 раз в месяц.

При заложенном в расчетах уровне доходов и затрат проект необходимо признать как эффективный. Рассматриваемая инвестиционная идея характеризуется следующими показателями:

Таблица 7

Анализ чувствительности проекта при различном уровне цен на услуги.

Уровень цен на услуги, % от базового варианта

(80%)

(90%)

(100%)

(110%)

(120%)

Чистая текущая стоимость (NPV), тыс. руб.

55 281

82 995

110 123

136 866

163 609

Простой срок окупаемости, лет

6,0

5,3

4,8

4,4

4,1


Таблица 8

Анализ чувствительности проекта при различных объемах реализации услуг.

Уровень реализации услуг, % от базового варианта

(80%)

(90%)

(100%)

(110%)

(120%)

Чистая текущая стоимость (NPV), тыс. руб.

61 956

86 375

110 123

133 431

156 391

Простой срок окупаемости, лет

5,8

5,2

4,8

4,5

4,2


Таблица 9

Анализ чувствительности проекта при различных объемах первоначальных инвестиций в постоянные активы.

Уровень инвестиций в постоянные активы, % от базового варианта

(80%)

(90%)

(100%)

(110%)

(120%)

Чистая текущая стоимость (NPV), тыс. руб.

133 906

122 014

110 123

98 147

86 071

Простой срок окупаемости, лет

4,1

4,4

4,8

5,2

5,5

Из приведенных таблиц видно, что проект является достаточно устойчивым к изменению указанных внешних факторов.

Колебания любого из рассмотренных параметров как в сторону уменьшения, так и в сторону его увеличения, существенным образом не влияют на конечные показатели эффективности проекта.

Для принятого диапазона значений указанных параметров от 80% до 120% их базовой величины изменение такого показателя, как простой срок окупаемости проекта составляет менее 1 года.

Таким образом, приведенные результаты финансово-экономической оценки данного инвестиционного проекта свидетельствуют о высокой степени его привлекательности с точки зрения потенциальных инвесторов и целесообразности дальнейшей реализации на Цирк


7. Анализ сильных и слабых сторон реализации проекта, опасностей и благоприятных возможностей

Для комплексной оценки возможности успешной реализации проекта в существующей рыночной ситуации необходимо учитывать влияние различных внешних и внутренних факторов окружающей среды. Проведение пофакторного анализа влияния как внешнего, так и внутреннего окружения представлено в таблице 16.

Таблица 16.

Угрозы и возможности внешней среды

Фактор

Угроза (балл)

Возм-ть (балл)

Ответные меры предприятия

ОБЩАЯ СРЕДА

1. Экономические факторы

1.1. Рост курса доллара

– 2


Осуществление расчетов в СКВ

1.2. Увеличение длительности перевода платежей

– 4


Контроль за движением платежей

1.3. Прибыльность предприятий – потенциальных потребителей


+3

Расширение рынков сбыта

1.4. Высокие процентные ставки по кредиту

– 3


Возвращение кредита в более короткий срок, за счет получения предоплаты за работы

1.5. Рост уровня безработицы


+3

Найм высококвалифицированных работников

1.6. Увеличение ставки налоговых платежей

– 3


Максимальное использование льгот по налогам

2. Политические факторы

2.1. Снижение политической стабильности

–1


Страхование от политических рисков

3. Технологические факторы

3.1. Отсутствие информации по новейшим технологиям


+1

Анализ аналогичной продукции, поиск информации

ОПЕРАТИВНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

1. Потребители

1.1. Невысокий платежеспособный спрос

– 2


Ценовая конкуренция

1.2. Заинтересованность в услугах предприятия


+4

Повышение цены на продукцию

2. Конкуренты

2.1. Большое количество конкурентов

– 2


Активизация на рынке

2.2. Отсутствие аналогов некоторых видов рецептур, новейших разработок


+3

Повышение цены на конкретные виды товаров

3. Поставщики

3.1. Географическая удаленность поставщиков

– 2


Сложность перевозок

3.2. Надежность


+3

Укрепление связей с поставщиками

4. Государственные органы

4.1. Отсутствие стабильного законодательства

–1


Ориентация на соблюдение законодательных актов

Для рассматриваемого проекта анализ таблицы угроз и возможностей внешней среды показывает, что факторы внешней среды несут 9 угроз и рождают 6 возможностей. Однако в балльном отношении интегральная оценка влияния угроз равна –20, а интегральная оценка возможностей +17 баллам. Таким образом, интегральная оценка угроз выше интегральной оценки возможностей на 3 балла. Это характеризует внешнюю среду, как не вполне благоприятную в существующих условиях функционирования. Самую большую угрозу для реализации проекта среди факторов, характеризующих общую среду, представляют экономические факторы. Интегральная оценка угроз и возможностей по этим факторам соответственно составляет –12 и +6. Положительное влияние на деятельность предприятия оказывают технологические факторы, а также оперативное окружение в целом. Интегральная оценка влияния угроз и возможностей оперативного окружения равна соответственно –7 и +10 баллов.


8. Сетевой и календарный графики реализации инновационного проекта

Рабочий процесс в управлении проектом целесообразно осуществлять с применением методов сетевого планирования и управления (СПУ). Основным инструментом СПУ является сетевой график. Для построения сетевого графика, необходимо определить состав и последовательность работ и оценить их длительность. Сетевые графики строят исходя из дерева целей. Для определения состава работ проекта “Развертывание и ввод в эксплуатацию системы персонального радиовызова“ необходимо реализовать следующие работы:

1-2

Разработка технического проекта

2-3

Оформление разрешения на производство сыра

2-4

Подготовка помещений к монтажу

2-6

Набор персонала

3-5

Организация производственной линии

3-8

Проведение рекламной кампании

4-5

Поставка оборудования и программного обеспечения

4-7

Приобретение вспомогательного оборудования

5-7

Монтаж оборудования

6-7

Обучение персонала

7-8

Прием линии в эксплуатацию








Рис 1. Сетевой график реализации проекта

На основе сформированной сетевой модели, включающей определение состава и последовательности работ и зная их длительность , можно произвести расчеты следующих параметров сетевого графика: раннее начало выполнения работы Трн; раннее окончание выполнения работы Тро; позднее начало выполнения работы Тпн; позднее окончание выполнения работы Тпо; полный резерв работы ; частный резерв первого рода ; частный резерв второго рода .

Таблица 17.

Расчет параметров сетевого графика

Работы

Наименование

, нед.

Tрн

Тро

Тпн

Тпо

1-2

Разработка тех. проекта

2

0

2

0

2

0

0

0

2-3

Оформление лицензии

4

2

6

2

6

0

0

0

2-4

Подготовка помещений

2

2

4

5

7

3

3

0

2-6

Набор персонала

3

2

5

6

9

4

4

0

3-5

Организация производственной линии

3

6

9

8

11

2

2

0

3-8

Проведение рекламной кампании

8

6

14

6

14

0

0

0

4-5

Поставка оборудования

4

4

8

7

11

3

0

1

4-7

Приобретение вспомогательного оборудования

2

4

6

11

13

7

4

5

5-7

Монтаж оборудования

2

9

11

11

13

2

0

0

6-7

Обучение персонала

4

5

9

9

13

4

0

2

7-8

Прием линии в эксплуатацию

1

11

12

13

14

2

0

2

Исходя из перечня предложенных работ по выполнению проекта, затрат на каждый этап реализации и персонала фирмы, необходимо составить календарный план работ с указанием ответственных исполнителей (см. таблицу 18).

Таблица 18.

Календарный план работ по реализации инновационных проектов

Работы

Прод-ть, нед.

Даты

Затраты на этап

Ответств. исполнитель

1-2

2

1.01 – 14.01

500

Экономист

2-3

4

14.01 – 14.02

4 000

Президент

2-4

2

14.01 – 1.02

9 000

Инженер по эксплуатации

2-6

1

14.01 – 21.01

6 000

Менеджер по кадрам

3-5

2

14.02 – 28.02

10 000

Инженер по эксплуатации

3-8

3

14.02 – 6.03

4 500

Маркетолог

4-5

3

1.02 – 21.02

6 300

Маркетолог

4-7

2

1.02 – 14.02

4 000

Маркетолог

5-7

3

21.02 – 12.03

2 700

Инженер по эксплуатации

6-7

1

5.03 – 12.03

3 600

Инженер по эксплуатации

7-8

2

12.03 – 19.03

2 000

Президент

Заключение


Простой срок окупаемости полных инвестиционных затрат без учета времени строительства составляет 3,8 года.

Дисконтированный срок окупаемости с учетом реальной ставки сравнения 10% годовых составляет около 6 лет от начала реализации проекта.

В качестве ставки сравнения принята существующая на момент проведения оценки ставка рефинансирования ЦБ РФ, очищенная от инфляционной составляющей (поскольку оценка проекта производится в постоянных ценах, т.е. без учета влияния фактора инфляции на результаты проекта).

Годовой объем чистой прибыли проекта оценивается на уровне 25-30 млн. руб.

Чистая текущая стоимость проекта (NPV) при ставке сравнения 10% годовых и интервале планирования 11 лет составляет около 110 млн. руб. (или 3700 тыс. долл. США при курсе 30 руб./$ US). Положительная величина NPV подтверждает целесообразность вложения средств в рассматриваемый проект.

Реальная внутренняя норма прибыли проекта (IRR), т.е. условная ставка дохода по проекту без учета инфляции, составляет 22% годовых, значительно превышает используемую ставку сравнения (10% годовых) и определяет максимальную номинальную “банковскую” ставку кредита, погашаемого в пределах срока жизни проекта (при отсутствии собственного капитала) на уровне 37% годовых (при уровне инфляции 14% годовых);

Доходность полных инвестиционных затрат определяется как отношение чистой текущей стоимости проекта (NPV) к дисконтированной величине инвестиционных затрат и составляет 65%.


Список литературы


1.            Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. –М.: Финансы и статистика, 1997. – 248 с.

2.            Вайнштейн С.Ю. Инвестиционное проектирование: учебное пособие. – НГАЭиУ, 2000. – 125 стр.

3.            Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Грамотенко Т.А., Олейникова Ю.А. Бизнес-план, Учебно-практическое пособие. – М.: «Издательство ПРИОР», 1998. – 96 с.

4.            Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998. – 440 с.

5.            Уткин Э.А., Кочетова А.И. Бизнес-план. Как развернуть собственное дело. – М.: АКАЛИС, 1996. – 175 с.

6.            Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 447 с.

7.            Финансовый менеджмент: Учебник для вузов/ Г.Б. Поляк, И.А. Акодис, Т.А. Краева и др.; Под ред. Г.Б. Полякова. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. – 518 с.

8.            Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. – М.; ИНФРА-М, 1997. – 343 с.