Содержание

Введение. 3

1. Понятие и классификация организационных структур управления. 5

2. Процесс формирования организационной структуры и  оценка эффективности организационных решений. 11

3. Организационная структура управления школой. 14

Заключение. 24

Список  литературы.. 25

Введение

Организационная структура показывает область ответственности каждого работника и его взаимоотношения с другими работниками структурных подразделений. Если все взаимосвязи, описываемые организационной структурой управления, применены правильно, то они ведут к гармоничному сотрудничеству и общему стремлению выполнить поставленные перед предприятием задачи. Организационная структура показывает, кто и за какие участки работы отвечает. Она показывает взаимодействие (коммуникацию) отдельных участков между собой, позволяет и требует на всех уровнях управления применения здравого смысла и способности оценивать обстановку.

При разработке организационной структуры необходимо обеспечить эффективное распределение функций управления по подразделениям.

В основу структуры управления положена определенная система. Известно три основные системы управления производством:

- линейная

- функциональная

- смешанная.

Актуальность работы заключается в том, что построение  эффективной организационной структуры является важнейшей задачей современного менеджмента. При разработке организационной структуры управления оказывается давление на коллектив людей с определённой целью. И в тоже время посредством этого воздействия происходит влияние на окружающую среду, на окружающий мир, с которым взаимодействует коллектив. По этому правильнее было бы говорить, что воздействие оказывается на систему — одним из элементов которой, как раз и является коллектив работников какого-то учреждения.

Раз воздействие оказано, то оно оказано для решения каких-то конкретных задач и достижения цели. И хороший руководитель должен поставить такую генеральную цель, которая отражала бы стратегические задачи на довольно длительный период. Тем не менее, не стоит забывать, что для осуществления любых стратегических планов необходимо решить множество тактических задач: повышения производительности труда, повышения эффективности и качества оказываемых услуг, постоянный контроль, корректировка текущих задач, рациональный подбор кадров, их переквалификацию. Важное значение должно уделяться принятию управленческих решений и организационной структуры управления  - линейной, функциональной, и т. д. Поэтому данная тема данного исследования является актуальной.

Цель курсовой работы – рассмотрение организационной структуры  управления на примере бюджетных организаций.

В ходе реализации данной цели нами были поставлены следующие задачи:

§     дать понятие и классификацию организационных структур управления;

§     раскрыть процесс формирование организационных структур управления;

§     рассмотрение организационной структуры на примере школы.

1.  Понятие и классификация организационных структур управления


Организационная структура — область ответственности каждого работника и его взаимоотношения с другими работниками структурных подразделений. Показывает, кто и за какие участки работы отвечает, а также показывает взаимодействие (коммуникацию) отдельных участков между собой, позволяет и требует на всех уровнях управления применения здравого смысла и способности оценивать обстановку[1].

При разработке организационной структуры необходимо обеспечить эффективное распределение функций управления по подразделениям. При этом важно выполнение следующих условий:

§   решение одних и также вопросов не должно находится в ведение разных подразделений;

§   все функции управления должны входить в обязанности управляющих подразделений;

§   на данное подразделение не должно возлагаться решение вопросов, которые эффективнее решать в другом.

В основу структуры управления положена определенная система. Известно три основные системы управления производством:

- линейная

- функциональная

- смешанная

  ЛИНЕЙНАЯ - представляет собой схему непосредственного подчинения по всем вопросам нижестоящих подразделений вышестоящим. Это система достаточно проста и может быть эффективна, если не велико число рассматриваемых вопросов и по ним могут быть даны решения в ближайших подразделениях.

 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ - система представляет собой схему подчинения нижестоящего подразделения ряду функциональных подразделений, решающих отдельные вопросы управления - технические, плановые, финансовые и т. В этом случае указания поступают более квалифицированные. Однако подчиненные подразделения не всегда знают, как согласовать полученные указания, в какой очередности их выполнять... В чистом виде эта система используется очень редко.

  Наиболее распространена СМЕШАННАЯ система, в которой сочетается линейная и функциональная системы. В этом случае решения, подготовленные функциональными подразделениями рассматриваются и утверждаются линейным руководителем, который передает их подчиненным подразделениям[2]          При очень большом объеме разнообразных вопросов такая схема чрезвычайно усложняет работу линейного руководителя. Для ее упрощения по определенным вопросам функциональные подразделения могут непосредственно руководить нижестоящими подразделениями. Рациональная структура управления определяется типом предприятия, его масштабом и характеристиками. На предприятиях могут быть использованы безцеховая, цеховая, корпусная или смешанная структуры управления.   Наиболее простой структурой является безцеховая, при которой производство делится на участки, возглавляемые мастерами. Мастера могут непосредственно подчиняться руководителю предприятия либо старшему мастеру, который подчиняется руководителю предприятия. Эта структура может оказаться целесообразной на мелких и средних промышленных предприятиях.

Внутренняя организационная структура предприятий призвана на деле обеспечить интеграцию науки и производства; производства, технического обслуживания и сбыта; производства и внешнеэкономической деятельности; экономической ответственности организации в целом и отдельных ее производственных единиц.

Все оргструктуры можно условно разделить на следующие типы[3]:

·                     бюрократическая;

·                     функциональная;

·                     дивизиональная;

·                     продуктовая;

·                     региональная;

·                     адаптивная;

·                     органическая;

·                     проектная;

·                     матричная;

·                     конгломератная;

·                     централизованная;

·                     децентрализованная;

·                     интеграционная.

Данная классификация не исчерпывает всех других типов оргструктур, так как каждая страна или фирма могут применять и эффективно использовать на практике какую-либо другую оргструктуру, которая не нашла отражения в данной классификации.

Разработка оргструктур управления начинается с детального анализа действующей, где учитывается накопленный опыт, ее эффективность, сильные и слабые формы функционирования. Затем осуществляется процесс выбора новой оргструктуры из перечисленной классификации моделей оргструктур с учетом специфики работы предприятия, формы собственности, разработанных целей и стратегии.

В методическом и организационном аспектах проектирование новой структуры можно подразделить на несколько этапов. Проектирование этапов разработки оргструктуры адекватно процессу планирования вообще.

Вместе с тем при проектировании оргструктуры с учетом целей и задач, стоящих перед предприятием, предусматривается определенная последовательность практических действий:

1.                 Осуществляется деление предприятия на общие блоки по направлениям деятельности с учетом поставленных задач.

2.                 Устанавливаются соотношения полномочий различных должностей в целях избежания перегрузки руководителей различных уровней управления.

3.                 Разрабатываются должностные обязанности (должностные инструкции) конкретно по каждому исполнителю.

4.                 Оценивается потенциал общего руководства, от чего зависит эффективность новой структуры.

Первые три действия не требуют дополнительных комментариев. Четвертое действие предполагает определение соответствующих компонентов управленческого потенциала по трем направлениям[4].

Руководители:

1.                 Настрой:

o         сравнительная предрасположенность к решению внешних (внутренних) проблем;

o         ориентация на прошлое (будущее);

o         готовность рисковать;

o         модель действительности, характерная для данного руководителя: что в его представлении является важнейшим фактором успеха и каково соответствующее поведение;

o         ценности, нормы и личные цели руководителя.

2.                 Полномочия:

o         сила власти в должностной иерархии фирмы;

o         честолюбие и склонность к использованию власти.

3.                 Компетенция:

o         способности, личные качества;

o         умение решать проблемы;

o         стиль (навыки лидерства, основанные на политике, традициях, вдохновении, предпринимательстве, личном обаянии).

4.                 Возможности.

o         личная работоспособность;

o         стиль работы.

5.                 Климат

6.                 Культура:

o         отношение организации к переменам: враждебное, нейтральное или полное энтузиазма;

o         готовность к риску (что предпочитает руководство - избегать риска, относиться к нему терпимо или стремиться к риску; предпочитает ли оно знакомые виды риска или готово попробовать неизвестные);

o         временная перспектива, в которой руководство воспринимает свои проблемы (полагается на прошлый опыт, предпочитает иметь дело с настоящим или делает акцент на будущем);

o         перспектива деятельности (сосредоточены ли внимание и силы организации на внутренней деятельности или на внешнем окружении);

o         цели поведения (стремление к стабильности технико-экономической эффективности или к росту производства и новшествам);

o         что является причиной перемен (кризис, неудовлетворительные результаты в течение долгого периода или просто постоянное стремление к обновлению);

o         общее представление о действительности (что представляется руководству важнейшими факторами успеха).

7.                 Полномочия:

o         распределение полномочий между группами с различными культурами;

o         степень стабильности культуры полномочий;

o         бдительность власть предержащих.

Не удивительно, что групповые характеристики, которые определяют культуру организации, аналогичны критериям индивидуального поведения руководителей высшего уровня.

8.                 Компетенция

9.                 Метод решения проблемы в организации: апелляция к прошлому опыту, метод проб и ошибок, оптимизация имеющихся альтернатив, создание новых.

10.            Процедура решения проблем: отдельно в каждом подразделении, сразу в масштабе всей организации.

11.            Процесс управления (неформальная и формальная системы): ориентации на прошлые показатели, искомые показатели будущего.

12.            Информация, используемая для управления, получается на основе фактических данных, путем их экстраполяции, выводится из широкого наблюдения за внешним окружением.

13.            Организационная структура: тип структуры и степень ее сложности, гибкость и адаптивность.

14.            Вознаграждения и экономические стимулы: труд руководителей оплачивается по достигнутым показателям, критериям роста, инициативы и творчества.

15.            Определение должностных обязанностей: узкорегламентированное или открытое, поощряющее поиск и инициативу.

16.            Технические средства, облегчающие принятие решений (вычислительные процедуры, правила, модели, машинные программы и т.д.): ориентированы на рутинные повторяющиеся операции или на новшества и перемены.

17.            Организационный потенциал: совокупные возможности линейных и функциональных управляющих, выраженные в категориях объема работы, которую может выполнить[5].

В этих определениях указывается на действие, причём профессиональное действие, в отношении либо или чего-либо. Верным является то, что оказывается давление на коллектив людей с определённой целью. И в тоже время посредством этого воздействия происходит влияние на окружающую среду, на окружающий мир, с которым взаимодействует коллектив. По этому правильнее было бы говорить, что воздействие оказывается на систему — одним из элементов которой, как раз и является коллектив работников какого-то учреждения[6].

Раз воздействие оказано, то оно оказано для решения каких-то конкретных задач и достижения цели. И хороший руководитель должен поставить такую генеральную цель, которая отражала бы стратегические задачи на довольно длительный период. Тем не менее, не стоит забывать, что для осуществления любых стратегических планов необходимо решить множество тактических задач: повышения производительности труда, повышения эффективности и качества оказываемых услуг, постоянный контроль, корректировка текущих задач, рациональный подбор кадров, их переквалификацию.[7].

2. Процесс формирования организационной структуры и  оценка эффективности организационных решений


Процесс формирования организационной структуры включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и место подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.

Весь этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям:

Формирование общей структурной схемы во всех случаях имеет принципиальное значение, поскольку при этом определяются главные характеристики организации, а также направления, по которым должно быть осуществлено более углублённое проектирование;

Разработка состава основных подразделений и связей между ними – заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно – целевым блокам, но и вплоть до самостоятельных (базовых) подразделений аппарата управления, распределения конкретных задач между ними и построения внутриорганизационных связей. Под базовыми подразделениями понимаются самостоятельные структурные единицы (отделы, бюро, управления, сектора, лаборатории), на которые организационно разделяются линейно-функциональные и программно– целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру.

Регламентация организационной структуры – предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она включает:  определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и должностей); определение проектной численности подразделений; распределение задач и работ между конкретными исполнителями; установление ответственности за их выполнение; разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях; 

Когда требуется взаимодействие многих звеньев и уровней управления, разрабатываются специфические документы называющиеся – органиграммами.

Органиграммама представляет собой графическую интерпретацию процесса выполнения управленческих функций, их этапов и входящих в них работ, описывающую распределение организационных процедур разработки и принятия решения между подразделениями, их внутренними структурными органами и отдельными работниками. Построение органиграммы, позволяет увязать процесс рационализации технологических маршрутов и информационных потоков с упорядочением взаимосвязей между структурными элементами систем управления, возникающими при организации согласованного выполнения её задач и функций. Они фиксируют лишь организацию управленческого процесса в виде распределения полномочий и ответственности за обеспечение, разработку и принятие управленческих решений.

Оценка эффективности является важным элементом разработки проектных и плановых решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов ли плановых мероприятий, и проводится с целью выбора наиболее рационального варианта структуры или способа её совершенствования. Эффективность организационной структуры должна оцениваться на стадии проектирования, при анализе структур управления действующих организаций для планирования и осуществления мероприятий по совершенствованию управления.

Комплексный набор критериев эффективности системы управления формируется с учётом двух направлений оценки её функционирования:

по степени соответствия достигаемых результатов установленным целям производственно-хозяйственной организации;

по степени соответствия процесса функционирования системы объективным требованиям к его содержанию организации и результатам.

Критерием эффективности при сравнении различных вариантов организационной структуры служит возможность наиболее полного и устойчивого достижения конечных целей системы управления при относительно меньших затратах на её функционирование.

Принципиальное значение для оценки эффективности системы управления имеет выбор базы для сравнения или определения уровня эффективности, который принимается за нормативный. Один из подходов дифференцирования сводится к сравнению с показателями, характеризующими эффективность организационной структуры эталонного варианта систем управления. Эталонный вариант может быть разработан и спроектирован с использованием всех имеющихся методов и средств проектирования систем управления. Характеристики такого варианта принимаются в качестве нормативных. Может применятся также сравнение с показателями эффективности и характеристиками системы управления, выбранной в качестве эталона, определяющего допустимый или достаточный уровень эффективности организационной структуры.

Часто вместо методов используется экспертная оценка организационно-технического уровня анализируемой и проектируемой системой, а также отдельных её подсистем и принимаемых проектных и плановых решений, или комплексная оценка системы управления, основанная на использовании количественно- качественного подхода, позволяющего оценивать эффективность управления по значительной совокупности факторов.

Для оценки эффективности управления важное значение имеет определение соответствия системы управления и её организационной структуры объекту управления. Это находит выражение в сбалансированности состава функций и целей управления, соответствии численности состава работников объёму и сложности работ, полноте обеспечения требуемой информацией, обеспеченности процессов управления технологическими средствами с учётом их номенклатуры.

Важными требованиями, являются, способность адекватного отражения динамичности управляемых процессов, сбалансированность и непротиворечивость показателей. При оценке эффективности отдельных мероприятий по совершенствованию системы управления допускается использование основных требований к их выбору – максимальное соответствие каждого показателя целевой ориентации проводимого мероприятия и полнота отражения достигаемого эффекта.


3. Организационная структура управления школой


Школа №43 основана в 1989 г.

В 1991 году осуществлен первый выпуск в школе.

В 1995 году присвоен статус "Школа с гимназическими классами".

С 1998 года заключаются договора о сотрудничестве с МТУСИ, РГУ нефти и газа им И. М. Губкина, ГУ ВШЭ, МГПУ и одновременно формируются профильные классы:

 1998 - физико-математический

1999 - экономико-математический

2001 - правовой

В 2000 г осуществлен первый выпуск в гимназическом и физико-математическом классах, 100% выпускников поступили в Вузы, из них 70% в базовые Вузы.

С 1998 по 2002 год в школе происходит становление системы профильного обучения.

1. Основные положения.

1.1. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №43 Дзержинского района (далее Школа) создана приказом Управления образования администрации Новосибирска от 7 апреля 1995 года №70 в целях реализации программы среднего (полного) общего образования. Является правопреемником средней школы №43 Дзержинского района.

Учредителем школы является Управление образования администрации Волгограда (далее Учредитель)[8].

1.2. Школа в своей деятельности руководствуется законом РФ "Об образовании", другими законодательными и нормативными актами, принимаемыми в соответствии с ним. Типовым положением об общеобразовательном учреждении в Российской Федерации, договором с Учредителем и настоящим Уставом. При осуществлении предпринимательской деятельности Школа руководствуется законодательством РФ, регулирующим данную деятельность.

1.3. Школа является юридическим лицом, имеет смету, может иметь самостоятельный баланс, расчетный, валютный и другие счета в банковских и иных учреждениях. Школа имеет право от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, Арбитражном и третейском судах.

Школа имеет печать с полным наименованием, вправе иметь штамп и бланки, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

1.4. Отношения между Школой и Учредителем определяются договором, заключенным в соответствии с законодательством РФ. Отношения Школы с обучающимися и их родителями (законными представителями) регулируются в порядке, установленном настоящим Уставом.

1.5. Права юридического лица у Школы в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности, направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента ее регистрации.

1.6. Школа приобретает право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законами РФ, с момента выдачи ей лицензии (разрешения).

1.7. Права на выдачу выпускникам документа об образовании государственного образца, на включение в схему централизованного государственного образца герба Российской Федерации возникают у Школы с момента государственной аккредитации, подтвержденной соответствующим свидетельством.

Школа проходит государственную аккредитацию в порядке, установленным Законом РФ "Об образовании".

1.8. Медицинское обслуживание обучающихся в Школе обеспечивается медицинским персоналом поликлиники по договору.

1.9. Организация питания в Школе осуществляется предприятием общественного питания по договору.

1.10. В Школе не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций.

1.11. Юридический адрес Школы: 400012, город Новосибирск, проспект Жукова 84, телефон 32-85-42.

2. Основные задачи и их реализация.

2.1. Основными задачами Школы являются:

·                     создание благоприятных условий для равностороннего развития личности, в том числе, путем удовлетворения потребностей обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования;

·                     формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения образовательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптации к жизни в обществе;

·                     создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;

·                     воспитание гражданственности и любви к Родине.

2.2. Для реализации основных задач Школа имеет право:

·                     самостоятельно с учетом государственных образовательных стандартов разрабатывать, принимать и реализовывать образовательные программы;

·                     разрабатывать и утверждать учебный план, годовой календарь, учебный график, расписание занятий;

·                     выбирать формы, методы и средства обучения и воспитания в пределах, определенных законом Российской Федерации "Об образовании";

·                     открывать гимназические, профильные и другие классы;

·                     работать в режиме экспериментальной площадки;

·                     самостоятельно выбирать систему оценок, формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающихся;

·                     реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги, в том числе за плату, за пределами основных общеобразовательных программ, определяющих статус Школы;

·                     привлекать для осуществления своей уставной деятельности дополнительные источники финансовых средств, включая использование банковского кредита;

·                     арендовать и сдавать в аренду в установленном порядке здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и иное имущество; (п. 6.3. Устава)

·                     участвовать своей собственностью в уставных фондах товариществ (акционерных обществ) и других предприятий; (п. 6.4. Устава)

·                     оказывать посреднические услуги, приобретать акции, облигации, иные ценные бумаги и получать по ним доходы, вести другую предпринимательскую деятельность, не запрещенную законодательством РФ и не приносящую ущерб основной уставной деятельности Школы;

·                     устанавливать прямые связи с зарубежными предприятиями, учреждениями и организациями;

·                     осуществлять внешнеэкономическую деятельность в установленном законодательством РФ порядке.

3. Образовательный процесс.

3.1. Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования:

I степень - начальное общее образование (нормативный срок освоения 3-4 года) - обеспечивает развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами безопасности жизнедеятельности, личной гигиены и здорового образа жизни. Начальное образование является базой для получения основного общего образования.

II ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет) - обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, условия становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.

III ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2-3 года) - является завершающим этапом образовательной подготовки, обеспечивающим освоение обучающимися общеобразовательных программ данной ступени образования, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.

В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы для организации обучения по выбору самих учащихся, направленные на реализацию интересов, способностей и возможностей личности. По желанию обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) в Школе может быть введено обучение по различным профилям и направлениям, в том числе в форме семейного образования и экстерната. В структуре Школы имеются прогимназические 2-7-е и гимназические 8-11-е классы.

3.2. Содержание общего образования определяется программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми Школой самостоятельно с учетом государственных образовательных стандартов.

3.3. Организация образовательного процесса в школе строится на основе учебного плана, разрабатываемого Школой самостоятельно в соответствии с примерным учебным планом, и регламентируется расписанием занятий.

3.4. Обучение и воспитание в Школе ведутся на русском языке.

3.5. Военная подготовка в Школе проводится только на факультативной основе с согласия обучающихся и (или) и родителей (законных представителей) за счет средств и силами заинтересованного ведомства.

3.6. Освоение образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников, осуществляемой в порядке, установленном положением о ней, утвержденным Министерством образования РФ.

3.7. Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательные программы, переводятся в следующий класс.

Обучающиеся, имеющие академическую задолженность по одному предмету, могут быть по решению педагогического совета переведены в следующий класс условно.

Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей или их законных представителей.

3.8. Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум или более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение в форме семейного образования.

3.9. Обучающиеся, не освоившие общеобразовательную программу предыдущего уровня, к обучению на следующей ступени не допускаются.

3.10. Школа по желанию родителей (законных представителей) оказывает помощь и содействие в создании условий для освоения общеобразовательных программ или их отдельных разделов в форме семейного образования, самообразования или экстерната.

3.11. Обучение по индивидуальным учебным планам осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

3.12. Учебный год в Школе начинается 1 сентября, если этот день приходится на выходной день, то в этом случае учебный год начинается в первый следующий за ним рабочий день.

Продолжительность учебного года в 1-ых классах не менее 30 недель, во 2-11-ых классах не менее 34 недель.

3.13. Продолжительность каникул устанавливается в течение учебного года - не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся 1-ых классов в течение учебного года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.

3.14. Школа самостоятельно разрабатывает и утверждает годовой календарный учебный график.

3.15. Режим занятий обучающихся устанавливается на основании учебного плана в соответствии с утвержденными санитарными нормами.

3.16. Количество классов в Школе определяется в зависимости от санитарных норм и условий для осуществления образовательного процесса.

Наполняемость классов и групп продленного дня устанавливается в количестве 25 обучающихся. Наполняемость гимназических и прогимназических классов - 20 человек. При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов продленного дня с меньшей наполняемостью.

3.17. При проведении занятий по иностранному языку в 4-11-ых классах и трудовому обучению в 5-11-ых классах, физической культуре в 10-11-ых классах, по информатике и вычислительной технике, физике и химии (во время практических занятий классы делятся на две группы.

При наличии необходимых средств возможно деление на группы с меньшей наполняемостью, а также 1-3 классов при изучении иностранного языка.

3.18. По желанию и запросам родителей или их законных представителей в школе могут быть открыты группы продленного дня.

По согласованию с Учредителем с учетом интересов родителей (законных представителей) в Школах могут открываться классы компенсирующего обучения, специальные (коррекционные) классы для детей с отклонениями в развитии, гимназические, профильные классы.

3.19. Порядок создания, функционирования прогимназических, гимназических классов регламентируется Положением о прогимназических и гимназических классах.

3.20. Дисциплина в Школе поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.

3.21. Школа оказывает физическим и юридическим лицам (населению, предприятиям, организациям платные дополнительные образовательные услуги за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов на договорной основе)[9]:

·                     обучение по дополнительным образовательным программам;

·                     преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;

·                     репетиторство;

·                     занятия с учащимися углубленным изучением предметов;

·                     услуги психологической и логопедической службы, не входящие в должностные обязанности данных специалистов;

·                     кружки по интересам;

·                     спортивно-оздоровительные мероприятия;

·                     музыкальные занятия;

·                     консультация обучающихся заочно.

Порядок предоставления дополнительных платных образовательных услуг определяется положением " О платных услугах".

3.22. Школа, в порядке, установленном законодательством РФ, несет ответственность за:

·                     невыполнение функций, отнесенных к компетенции Школы;

·                     реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;

·                     качество образования своих выпускников;

·                     жизнь и здоровье своих обучающихся и работников Школы во время образовательного процесса;

·                     нарушение прав и свобод обучающихся и работников Школы.

В школе работают:

- 1 заслуженный учитель.

- 7 отличников народного образования

- 16 учителей имеют высшую профессиональную квалификацию

- 27 учителей - первую квалификацию

- 4 учителя являются Соросовскими лауреатами.

В школе работают 24 объединения дополнительного образования: технические, художественные, спортивные кружки и секции.

Таким образом, в связи с целями и задачами разработана организационная структура управления школой[10].

Организационная структура управления

Заключение


Таким образом, в ходе работы были рассмотрены следующие вопросы:

1.     даты понятие и классификация организационных структур управления;

2.     раскрыт процесс формирование организационных структур управления;

3.     рассмотрена организационная структура на примере школы.

По первому вопросу следует отметить, что организационная структура — область ответственности каждого работника и его взаимоотношения с другими работниками структурных подразделений. Показывает, кто и за какие участки работы отвечает, а также показывает взаимодействие (коммуникацию) отдельных участков между собой, позволяет и требует на всех уровнях управления применения здравого смысла и способности оценивать обстановку. Организационную структуру управления классифицируют по трем основным системам управления производством:  линейная; функциональная; смешанная.

По второму вопросу можно сказать, что процесс формирования организационной структуры включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и место подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления. Для оценки эффективности управления важное значение имеет определение соответствия системы управления и её организационной структуры объекту управления. Это находит выражение в сбалансированности состава функций и целей управления, соответствии численности состава работников объёму и сложности работ, полноте обеспечения требуемой информацией, обеспеченности процессов управления технологическими средствами с учётом их номенклатуры.

По третьему вопросу на основе рассмотренных целей и задач школы №43 можно сказать,  что сформирована организационная структура управления, отвечающая эффективному выполнению поставленных целей.

Список  литературы


1.     Богданов   А.А.   Всеобщая   организационная   наука.   Тектология.   В   2-х   книгах. М.: Экономика, 2002.

2.     Гвишиани Д.М. Организация и управление. /3-е переработ, и допол. издание. - М.: Мысль, 2001

3.     Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2001.

4.     Менеджмент организации / Под ред. З.П. Румянцевой и Н.А. Соломатина. - М.:ИНФРА-М, 2002.

5.     Основы управления персоналом / Под, ред. Б.М. Генкина. - М.: Высшая школа, 2003.

6.     Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 2003.

7.     Смолкин A.M. Менеджмент: основы организации. - М.: ИНФРА – М.: Дело, 2001.

8.     Хаклин Д. И. Структуры управления бюджетных организаций. – М.: Логос, 2003

9.     http://school43.h1.ru/ustav.htm

10.                       http://www.sch43.ru/alls




[1] Богданов   А.А.   Всеобщая   организационная   наука.   Тектология.   В   2-х   книгах. М.: Экономика, 2002. – с 23.


[2] Гвишиани Д.М. Организация и управление. /3-е переработ, и допол. издание. - М.: Мысль, 2001 – с 48.


[3] Смолкин A.M. Менеджмент: основы организации. - М.: ИНФРА - М, 2001. – с 34.


[4] Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2001. – с 72.

[5] Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 2003.


[6] Хаклин Д. И. Структуры управления бюджетных организаций. – М.: Логос, 2003 – с 55.

[7] Менеджмент организации / Под ред. З.П. Румянцевой и Н.А. Соломатина. -М.:ИНФРА-М, 2002. – с 27.


[8] http://school43.h1.ru/ustav.htm


[9] http://school43.h1.ru/ustav.htm


[10] http://www.sch43.ru/alls