Министерство образования науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Всероссийский заочный финансово – экономический институт
Филиал в г. Туле
Контрольная работа
По дисциплине:
«Страхование»
Вариант 11
Выполнил:
студент 4 курса
Факультет: Учетно – статистический
Специальность: БУ, А и А
Группа: дневная
ФИО:
№ личного дела:
Проверил: Сухарева Т.В.
г. Тула, 2008 г.
План
1. Вопрос………………………………………………...3
2. Тесты…………………………………………………..9
3. Задача………………………………………………..12
4. Список используемой литературы……………......13
Вопрос
Страховые посредники
Аквизиционная деятельность страховщика является одной из основных функций страхового маркетинга. Это понятие включает в себя как собственно продажу страхового полиса, так и убеждение клиента в необходимости заключения страхового договора или содействие в продаже.
В условиях обостряющейся конкуренции на страховом рынке продажа страховых полисов в конечном счете отражает фактическое удовлетворение
страховых интересов и подтверждает, что спрос на страхование обеспечен.
Продажа страховых полисов (заключение договоров) может быть успешно разделена на непосредственную продажу в страховых компаниях,
через филиалы, дочерние фирмы и через альтернативную сеть распространения (страховые агенты, брокеры (маклеры). Наиболее эффективной формой является продажа страховых полисов через страховых посредников на комиссионных началах.
В большинстве случаев в качестве посредников выступают страховые агенты или представители страховых компаний, а также брокеры (Англия, Франция и др.) или маклеры (Германия, Австрия и др.), которые выполняют основную посредническую функцию.
Страховые посредники — это лица, занятые продвижением страховых услуг от страховщика к страхователю. К их числу относятся страховые агенты и страховые брокеры.
Использование посредников в страховании позволяет повысить конкурентоспособность страховщиков, а следовательно, и улучшить качество обслуживания страхователей.
Если процесс продажи страховых полисов (заключения договоров) носит название аквизиционной деятельности (аквизиции), то работники, выполняющие эти функции, называются аквизиторами.
Основным аквизитором в страховой деятельности нашей страны является страховой агент, главная обязанность которого состоит в заключении новых и возобновлении действующих договоров, а также в проведении агитации и пропаганды страховых услуг среди населения.
Страховые агенты — граждане Российской Федерации, осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора, или российские юридические лица, представляющие страховщика в отношениях со страхователем по поручению страховщика в соответствии с предоставленными полномочиями. Основная функция страхового агента- продажа страховых продуктов. Кроме того, он инкассирует страховую премию, оформляет страховую документацию, может также выплачивать страховое возмещение в пределах установленных лимитов. Взаимоотношения между страховым агентом и страховой организацией оформляются агентским соглашением, в котором оговариваются права и обязанности сторон.
Успешное заключение договоров с потенциальными страхователями (туристами и турагентствами) во многом зависит от профессиональных качеств страхового агента: нахождения общего языка с индивидуальными и коллективными страхователями, организации бесед по страховой тематике, участия в распространении наглядной агитации и рекламе (распространение плакатов, календарей, буклетов, видеофильмов, журналов.
Работа в качестве страхового агента требует от кандидата на должность не только глубоких знаний в области предлагаемого вам страхования, психологии людей, но и обладания такими качествами, как доброжелательность, вежливость, умение поддерживать беседу и располагать к себе собеседника.
Зарубежные страховые компании предъявляют к кандидату на эту работу очень высокие требования. Так, например, в США критериями профессионального отбора являются:
• коммуникабельность - умение легко, доброжелательно и непринужденно общаться с людьми разных профессий, возрастов и социального статуса;
• быстрота реакции, т. е. умение быстро, с учетом конкретной ситуации ответить на любой вопрос;
• финансовое положение — отсутствие претензий со стороны налоговой инспекции в части правильности декларирования доходов и их источников;
• общий уровень культуры — неформальный подход к профессии, слежение за своей речью: нечастое употребление слов-паразитов («так сказать», «понимаешь», «стало быть», «полагаю», «естественно» и т. п.), правильная постановка ударения в словосочетаниях;
• внешняя привлекательность и отсутствие вредных (неприятных привычек;
• вежливость.
Если предстоит разговор с руководством, то садиться следует только после приглашения, во время разговора следить за выражением и мимикой собеседника. Уметь вовремя остановиться (прервать разговор), не перебивать собеседника в разговоре и др.
Не последнюю роль играют и почерк страхового агента, его умение ясно, четко, грамотно и без ошибок заполнять различную (в том числе денежную) документацию. Неразборчивые записи, сделанные страховым агентом в полисах, квитанциях и других документах, часто становятся причиной конфликтов со страхователями и отрицательно сказываются в конечном итоге на репутации (имидже) страховщика.
Психологический портрет страхового агента
В книге А. Крылова и Ю. Вяткина «Практическая психология для страховых агентов»[1] дается следующий психологический портрет страхового агента.
Во-первых, он торговец. Его задача состоит в том, чтобы найти потенциального клиента и убедить его в том, что ему следует купить страховые услуги именно сейчас, именно у данной страховой компании и именно на предлагаемых условиях.
Во-вторых, он просветитель. Никакие статьи в прессе или телевизионные передачи не заменят живого общения с человеком в формировании гак необходимой сейчас нашему обществу страховой культуры.
В- третьих, он экономист. Он должен на месте в считанные минуты
просчитать степень риска и выгодность сделки для компании и для клиента и оценить его платежеспособность. Он должен говорить на одном языке с финансовыми директорами и главными бухгалтерами предприятий
и организаций.
В-четвертых, он своего рода криминалист. Он обязан «нюхом чуять» клиента, собирающегося надуть страховую компанию. В США некоторые компании нанимают частных детективов или имеют собственные службы для выяснения «подноготной» клиента.
В-пятых, он менеджер. Его работа настолько разнообразна по содержанию, разбросана во времени и пространстве, что без четкой организации собственной деятельности, без искусства «руководить собой» с ней очень трудно справиться.
В-шестых, что для нас самое главное, он — практический психолог. Его ремесло — находить контакт с людьми, говорить с каждым человеком на его языке, уметь убеждать. Иначе не преодолеть всех психологических барьеров, перечисленных выше.
Какие же качества необходимы, чтобы успешно справляться с такой работой? Прежде всего, к ним относятся энергичность, высокая подвижность.
В страховом деле успех зачастую приходит далеко не сразу, серьезные достижения чередуются с полосами неудач. С этим бизнесом хорошо справляются те, кого неудачи не обезоруживают, не ввергают в растерянность и апатию, а, наоборот, мобилизуют.
Страховому агенту нередко свойствен некоторый авантюризм, поскольку его заработок зависит от его энергии, умения и удачливости.
Очевидно, что страховому агенту необходима общительность. Но не простая, а та, которую психологи называют социаль ной смелостью, т. е. способность первым вступить в контакт с незнакомым человеком. Страховой агент должен быть компетентным в общении: уметь понять, услышать своего партнера по общению, донести до него свои мысли. Это довольно редко встречающееся качество, и за него иногда ошибочно принимают простую болтливость, которая мешает работе.
Перечисленные качества в человеческом характере обычно бывают связаны с высокой степенью внутренней свободы, стремлением к независимости. Большинство хороших страховых агентов — типичные «кошки, гуляющие сами по себе». Надо сказать, что это делает их людьми, плохо управляемыми, и, по признанию многих руководителей страховых компаний, с которыми нам приходилось беседовать, руководить страховыми агентами — очень нелегкое дело. Вместе с тем по складу личности и по образу деятельности страховой агент очень близок к бизнесмену. Работа страхового агента может послужить хорошим тренировочным полигоном для тех, кто желает испытать себя на готовность к самостоятельной предпринимательской деятельности.
Функции страхового брокера
Страховые брокеры — юридические или физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручений страхователя либо страховщика. Для того чтобы иметь право заниматься брокерской деятельностью, необходимо направить в органы страхового надзора извещение о намерении осуществлять посредническую деятельность по страхованию за 10 дней до ее начала.
В Англии, например, на долю брокеров приходится 70% заключенных договоров, во Франции - 18%. Маклеры в большей степени встречаются в Германии, Австрии и других европейских странах .
Услуги брокеров постепенно приобретают популярность и в России. Число российских брокеров, по разным источникам, составляет от 40 десятков до сотни. К сожалению, сегодня большинство действующих на рынке российских страховых брокеров ограничиваются чисто посредническими функциями — убеждают клиента застраховаться в той или иной страховой компании. В то же время главное отличие брокерской деятельности от агентской состоит в том, что брокер представляет интересы страхователя, а не страховщика. Задача брокера — подобрать для страхователя наилучший вариант страхования его рисков и самого подходящего страховщика. Опытные брокеры могут формировать для своих клиентов программы совместного страхования и перестрахования.
Обладая обширным банком данных об оперативно-финансовой деятельности страховых компаний, действующих на страховом рынке, сопоставляя и анализируя эту информацию, брокер рекомендует страхователю именно ту страховую компанию, которая в наибольшей степени соответствует его интересам. И если договор будет заключен с данным страховщиком, то последний оплачивает труд брокера на комиссионных началах (в процентах от страховой суммы). В зарубежной практике комиссионное вознаграждение брокера носит название брокередж.
При наступлении страхового случая брокер выступает в качестве консультанта страхователя, оказывая содействие в получении страховой суммы или страхового возмещения.
Исходя из изложенного, к основным функциям брокера следует отнести:
1) оценку предмета страхования, т. е. в каком именно страховании нуждается клиент и от каких именно рисков;
2) проведение сравнительного анализа услуг и финансового состояния ряда страховщиков;
3) подбор клиенту наиболее подходящего с точки зрения брокера страховщика;
4) оформление договора страхования документально (при согласии страхователя);
5) оказание консультации и содействие в получении страхователем
сумм или страховых возмещений при наступлении страхового случая.
Практика свидетельствует, что провести верную оценку страхового
случая могут только квалифицированные специалисты, имеющие много опыта работы в системе страхования.
Различия по рукописным обязанностям страхового агента и страхового брокера представлены в табл. 1.
Таблица 1.
|
Различия между страховым агентом и страховым брокером |
||
|
Признак |
Страховой агент (генеральный агент) |
Страховой брокер |
|
Основная клиентура |
Физические лица |
Юридические лица (физические лица, действующие через юридические лица) |
|
Функционирование |
Исходя из вида контракта найти соответствующую клиентуру |
Исходя из клиентуры найти наиболее подходящий страховой продукт |
|
Юридическая характеристика |
Физическое лицо |
Физическое или юридическое лицо |
|
Лицо свободной профессии |
Коммерсант |
|
|
Уполномочен одним или несколькими СО |
Уполномочен клиентами |
|
|
Регламентация |
Статус агента, договор на назначение на должность |
Правила делового оборота |
|
Размещение рисков |
Только в СО, которая уполномочило агента |
В СО по выбору |
|
Соглашение страхователя |
Теоретически обязательно |
Факультативно |
|
Принадлежность страхового портфеля |
Не является собственностью агента |
Собственность брокера |
Конкретный перечень обязанностей брокера и его ответственность оговариваются в соглашении, которое брокер заключает с клиентом и (или) страховщиком.
На брокерскую деятельность необходимо получить лицензию. Органы страхового надзора осуществляют контроль над их деятельностью через ведение реестра страховых брокеров. Право на ведение брокерской деятельности подтверждается свидетельством о внесении в реестр. Страховые брокеры представляют в орган страхового надзора сведения о страховой брокерской деятельности в порядке, установленном органом страхового надзора.
Тест 1.1
1.1.1. Какие из перечисленных ниже функций относятся к страхованию?
А. Рисковая
Б. Фискальная
В. Контрольная
Г. Предупредительная
Ответ: А, Г.
Страхование играет ведущую роль в компенсации ущербов, и потребность в нем возрастает вместе с развитием экономики и цивилизованности социальных отношений. Страхование гарантирует от случайных рисков имущественные интересы граждан и предприятий, обеспечивая непрерывность общественного воспроизводства.
На уровне макро-, мезо- и микровоспроизводства через страхование финансовые последствия определенных рисков перекладываются на страховые компании, что выражается в его основной — рисковой функции.
Профессиональная деятельность страховых компаний позволяет им проводить широкую систему мер предупредительного характера, направленных на снижение вероятности реализации риска и уменьшения убытков от него, что проявляется в рамках предупредительной (превентивной) функции страхования.
1.1.2. Обязательное страхование осуществляется
А. В силу закона
Б. По желанию лица, заинтересованного в сохранении имущества или жизни.
В. По желанию страховой компании.
Ответ: А.
Государство устанавливает обязательную форму страхования, когда страховая защита тех или иных объектов связана с интересами не только отдельных страхователей, но и всего общества. Обязательное страхование проводится на основе соответствующих законодательных актов, в которых предусмотрены: перечень объектов, подлежащих страхованию; объем страховой ответственности; уровень (нормы) страхового обеспечения, основные права и обязанности сторон, участвующих в страховании; порядок установления тарифных ставок страховых платежей и некоторые другие вопросы.
1.1.3. Каковы последствия установления франшизы?
А. Уменьшение страхового возмещения.
Б. Увеличение страхового возмещения.
В. Отказ страховщика от выплаты страхового возмещения.
Г. Никаких последствий.
Ответ: А.
Система пропорциональной ответственности предусматривает выплату страхового возмещения в заранее фиксированной доле (пропорции). Страховое возмещение выплачивается в размере той части ущерба, в какой страховая сумма составляет пропорцию по отношению к оценке объекта страхования. Указанная доля страхователя в покрытии ущерба называется франшизой, или собственным удержанием страхователя.
Тест 1.2
1.2.1. Должна ли страховая компания выплачивать страховое возмещение, если виновник сам компенсировал вред, причиненный страхователю?
A. Да.
Б. Нет.
B. В размере половины ущерба.
Ответ: В
1.2.2. Кто имеет право требовать страховую выплату?
А. Страхователь.
Б. Выгодоприобретатель.
В. Члены семьи.
Г. Внуки и внучки.
Ответ: Б
1.2.3. Страховой фонд — это
А. Необязательный элемент общественного воспроизводства.
Б. Форма резерва материальных и денежных средств для покрытия чрезвычайного ущерба, причиняемого обществу стихийными бедствиями и разного рода случайностями.
В. Фонд, где реализуются определенные экономические и общественные отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства.
Г. Фонд, способствующий экономической стабильности, где материальные и финансовые ресурсы служат источником вложений в социальную и духовную жизнь общества.
Ответ: Б.
Обязательным элементом общественного воспроизводства выступает страховой фонд. Страховой фонд создается в форме резерва материальных и денежных средств для покрытия чрезвычайного ущерба, причиняемого обществу стихийными бедствиями, техногенными факторами и различного рода случайностями.
По современным научно-теоретическим представлениям страховой фонд-это средства, изъятые из национального дохода и совокупного общественного продукта. В целом абсолютный размер страхового фонда согласно этим представлениям указывает на размер потерь, которые несет общество в результате ущерба, покрываемого страхованием.
Задача
Физическое лицо заключает договор обязательного страхования автогражданской ответственности (лимит ответственности 400 тыс.руб.). мощность двигателя транспортного средства (ТС) – 72 л.с. Договор заключается впервые сроком на год. Страхователь проживает в Московской области Егорьевском районе. Возраст страхователя – 45 лет, стаж вождения – 10 лет, ТС используется в течение 8 месяцев. Определить размер страховой премии.
Решение:
Решаем задачу на основании Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Для расчета страховой премии используем следующую формулу:
,
где ТБ=1980 руб. (категория автомобиля В);
КТ=1,7 (Московская обл.);
КО=1,5 (не предусматривает ограничения по управлению транспортным средством);
КВС=1,0 (возраст более 22 лет, стаж вождения более 2 лет);
КМ =1,0 (мощность двигателя 72 л/силы);
КС=1,0 (договор заключен на 1 год);
КП=0,9 (период использования транспортного средства 8 мес.);
КБМ=1,0 (договор заключается впервые);
КН=1,0 (нарушений, предусмотренных пунктом 3 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" нет).
Рассчитываем страховую премию (Т):
Т=1980х1,7х1,5х1,0х1,0х0,9х1,0х1,0=4544,10 руб.
Ответ: Т=4544,10 руб.
Список используемой литературы
1. Архипов А.П., Гомелия В.Б., Туленты Д.С. Страхование. Современный курс/ учебник / под редакцией Е.В. Коломина.- М.: Финансы и статистика, 2007 г.-416 с.
2. Авхледиани Ю.Т. Имущественное страхование: учебное пособие для вузов/ под редакцией С.Л. Ефимова, 2-е издание, переработанное и дополненное. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 г.-286 с.
3. Гвозденко А.А. Страхование: учебник.- М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2006 г.-464 с.
4. Грищенко Н.Б. Основы страховой деятельности: учебное пособие.- М.: Финансы и статистика, 2008 г.-352 с.: ил.
5. Никулина Н.Н. Страхование. Теория и практика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям « Финансы и кредит», « Бухгалтерский учет, анализ и аудит» /Н.Н.Никулина, С.В. Березина, 2-е издание, переработанное и дополненное.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 г.-511 с.
6. Никитенков Л.К., Осипов В.И.. Имущественное страхование: учебно-практическое пособие /под редакцией профессора Л.К. Никитенкова.- М.: «Экзамен», 2002 г.-288 с.
7. Сербиновский Б.Ю., Гарькулина В.Н.Страховое дело: учебное пособие для вузов. Серия «Учебники, учебные пособия». -Ростов на Дону: «Феникс», 2000 г.-384 с.
8. Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф. Страхование: Учебное пособие.-М.: ИНФРА, 2008 г.-312 с.-(Высшее образование).