Содержание

Введение.. 3

1. Теоретические основы исследования социальных взаимодействий и коммуникаций в организации.. 5

1.1 Понятия и типы социальных взаимодействий. Уровни социальных взаимодействий. 5

1.2 Социальные коммуникации в организациях. 9

1.3 Методы и подходы к исследованию социальных взаимодействий. 16

Заключение.. 21

Список литературы... 23

Введение


Одной из негативных черт современности является ослабление социальных связей между людьми – это негативные последствия научно-технической революции: урбанизация, возникновение больших городов и т.д. Хотя она исторически прогрессивна, но может вызвать и некоторый рост аморальных явлений, связанных с перемещением людей, миграцией населения.

Актуальность выбранной темы дипломного исследования социальных взаимодействий обусловлена тем, что высокая степень единства людей в социальных общностях, их сплоченность (коллективность), сходность их позиций объективно способствует уменьшению негатива в общении между людьми и, как частный случай, снижению числа правонарушений. Когда степень единства (интегрированность) социальной общности (класса, общества) достаточно высока, то падает количество отклонений в поведении членов этой общности. Наоборот, рост числа отклонений в поведении – показатель распада ее интегрированности.

Целью настоящей дипломной работы является выявление особенностей социальных взаимодействия на примере Новосибирского Академгородка.

Научно-методологической базой дипломного исследования является теория (социальных) коммуникаций.

Теория коммуникации - одна из наиболее перспективных отраслей современного научного знания. Коммуникация – явление универсальное, ее содержание и формы попадают в поле зрения многих наук социально-гуманитарного, естественно-научного и технического циклов. Это вызывает  необходимость создания теории, интегрирующей и обобщающей достигнутые результаты научных исследований в данной области.

Теория коммуникаций - сравнительно молодая область научного познания, которая стала обретать статус самостоятельной академической дисциплины в нашей стране лишь в последнее десятилетие. Все большая востребованность коммуникативных знаний и навыков, которую ощутила отечественная наука, как и  общество в целом, обусловила «коммуникативный бум», привела к тому, что о проблемах коммуникации сегодня говорят и пишут представители разных дисциплин, а сам термин «коммуникация» уже прочно вошел в понятийный аппарат социально-гуманитарного знания.

Однако у исследователей пока еще нет единства относительно научного статуса теории коммуникаций, ее объекта и предмета, ее принадлежности к тому или иному «научному ведомству», а также ее места в системе современного социально-гуманитарного знания.

Без преувеличения коммуникацию можно считать необходимым и всеобщим условием жизнедеятельности человека и одной из фундаментальных основ существования общества. Под обществом здесь понимается не столько  совокупность индивидов, сколько те связи, отношения, в которых данные индивиды находятся друг с другом. Во многом именно этим объясняется столь пристальный интерес к коммуникации сегодня со стороны представителей разных научных направлений и, в первую очередь, обществоведов.

Теория коммуникации чаще всего обращается к  значению коммуникации как социальному явлению, то есть к социальной коммуникации.

Понятие социальной коммуникации в современной литературе является более широким и обобщающим. В то же время его исследование связано с множеством различных вопросов, что предопределяет актуальность изучаемой темы.

Социальная коммуникация имеет множество различных уровней: коммуникация в малых группах и коммуникация в больших группах или массовая коммуникация. Таким образом,  массовая коммуникация является своего рода подвидов социальной коммуникации, ее подуровнем.  Именно через  призму социальной коммуникации в данной работе будет рассмотрена и массовая коммуникация.



1. Теоретические основы исследования социальных взаимодействий и коммуникаций в организации

1.1 Понятия и типы социальных взаимодействий. Уровни социальных взаимодействий


Характерной особенностью социальной общности (город, деревня, трудовой коллектив, семья и т.д.) является то, что социальные системы складываются именно на ее базе. Социальная общность представляет собой совокупность людей, которую характеризуют условия их жизнедеятельности (экономическое, социально-статусное, уровень профессиональной подготовки и образования, интересы и потребности и т.д.), общие для данной группы взаимодействующих индивидов (нации, классы, социально-профессиональные группы, трудовые коллективы и т.п.); принадлежность к исторически сложившимся территориальным образованиям (город, деревня, регион), принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным социальным институтам (семья, образование, наука, политика, религия, и т.д.). Функционирование и развитие социальной общности происходят на основе социальных связей и взаимодействия ее элементов-индивидов.

Социальная общность – совокупность людей, которую характеризуют условия их жизнедеятельности, общие для данной группы взаимодействующих индивидов; принадлежность к исторически сложившимся территориальным образованиям, принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным социальным институтам. 1

Социальная связь – набор факторов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях, в определенное время для достижения тех или иных целей.

Социальное взаимодействие – взаимное влияние различных сфер, явлений и процессов общественной жизни, осуществляющееся посредством социальной деятельности.

Социальные отношения – относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.

Социальная система – это совокупность социальных явлений и процессов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторый целостный социальный объект.

Социальный состав – это набор элементов, составляющих данную структуру.

В самом общем виде связь представляет собой выражение совместимости функционирования или развития двух или более элементов объекта или двух (нескольких) объектов. Связь является наиболее глубоким проявлением такой совместимости. В социальных исследованиях выделяются различные типы связей: связи функционирования, развития, или генетические, причинные связи, структурные связи и т. д. В гносеологическом плане важным является различие связей объекта и формальных связей, т.е. связей, устанавливаемых только в плоскости знания и не имеющих непосредственного аналога в сфере самого объекта, смешение этих связей неизбежно ведет к ошибкам как в методологии, так и в результатах исследования.

Под «социальной» связью обычно понимают набор факторов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях, в определенное время, для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются на продолжительный период времени независимо от персональных качеств отдельных личностей. Это связи индивидов друг с другом, а также их связи с явлениями и процессами окружающего мира, складывающиеся в ходе их практической деятельности. Сущность социальных связей проявляется в содержании и характере действий людей, составляющих данную социальную общность. Можно выделить связи взаимодействия, контроля, отношений, а также институциональные связи. 1

Типология социальных взаимодействий в трудах исследователей обычно дается в следующем ключе. Любое социальное явление возникает в процессе взаимодействия человека и человека, человека и общности, общности и общности.[1]

Взаимодействие в системе социального партнерства осуществляется добровольно, соответственно и обязательства по коллективному или соглашению стороны принимают добровольно.

Социальное партнерство включает как двусторонние отношения, так и трехстороннее взаимодействие с участием органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Традиционно выделяют следующие уровни социального взаимодействия: локальный – профессиональный – отраслевой – территориальный – региональный – федеральный. Они соответствуют видам установленных российским законодательством правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения: коллективному договору, профессиональному, отраслевому, территориальному, региональному и генеральному соглашению.

Субъектами социально партнерства как видно из вышесказанного являются работники, объединенные в трудовые коллективы и профессиональные союзы, и государственные органы, т. е. в данном случае стороны. К числу субъектов также относятся все участники связей, составляющих содержание сотрудничества – представителей сторон, паритетные органы. В отличие от западных стран, где социальное взаимодействие  складывалось исторически, в России оно создавалось сверху, посредством государственно-властных предписаний.[2]


Функционирование социальных отношений, институтов контроля и организаций порождает сложную систему социальных связей, управляющую потребностями, интересами и целями людей. Эта система сплачивает индивидов и их группы в единое целое – социальную общность и через нее – в социальную систему. Характер социальных связей определяет как внешнюю структуру социальных общностей, так и ее функции. Внешняя структура общности может быть определена, например, ее объективными данными: сведениями о демографической структуре общности, профессиональной структуре, об образовательной характеристике ее членов и т.п.

Функционально социальные общности направляют действия своих членов на достижения групповых целей. Социальная общность обеспечивает координацию этих действий, что ведет к повышению ее внутренней сплоченности. Последняя возможна благодаря образцам поведения, нормам, определяющим отношения внутри этой общности, а также социально-психологическим механизмам, направляющим поведение ее членов. 1 Среди многих видов социальных общностей особое значение с точки зрения влияния на поведение имеют такие, как семья, трудовой коллектив, группы совместного проведения досуга, а также различные социально-территориальные общности (поселок, небольшой город, крупные города, регион и т.д.). Скажем, семья осуществляет социализацию молодежи в ходе освоения ею нормативов общественной жизни, формирует у нее чувство безопасности, удовлетворяет эмоциональную потребность в совместных переживаниях, предотвращает психологическую неуравновешенность, помогает преодолеть состояние изолированности и т.д. Профессиональные группы кроме возможности решения чисто профессиональных вопросов формируют у членов чувство трудовой солидарности, обеспечивают профессиональный престиж и авторитет, контролируют поведение людей с позиций профессиональной морали.



1.2 Социальные коммуникации в организациях

Организация – большая социальная группа, сформированная для достижения определенной цели.[3]

Для нормального функционирования социальной организации необходим контроль. Проблема контроля является одной из основных в социологии организаций и менеджмента. Большинство теоретиков связывают понятие «контроль» с понятием «власть». И то и другое предполагает влияние. Власть при этом понимается как потенциальное влияние, а контроль – как реальное влияние, другими словами: власть: это способность или возможность влиять на других, а контроль – это процесс влияния.

Типичные черты организации:

1. Наличие единой цели, ради которой и сформировалась организация (например, производство какой-либо продукции и оказание услуги), означает, что организация представляет собой средство и инструмент обеспечения функции объединения и регламентации поведения людей ради такой цели, которая не может быть достигнута людьми порознь, в одиночку.

2. Наличие системы власти, и управления, которое требует подчинения нижестоящих вышестоящим и субординацию должностей (вертикальная специализация), – решений на разных уровнях. Организация всегда строится по иерархическому признаку, где довольно четко выделяются управляющая и управляемая подсистемы, необходимость управляющей системы вызвана потребностью координации разнонаправленной деятельности горизонтальных структур, иерархичность построения организации обеспечивает достижение единства цели, придает ей устойчивость и эффективность. 1

3. Распределение функций (горизонтальная специализация) между бригадами, участками, отделами, структура которых оформлена и закреплена положениями и инструкциями, а также распределением полномочий и обязанностей между отдельными работниками. Организация возникает на основе разделения труда и его специализации по функциональному признаку, поэтому в организации имеют место различные горизонтальные структуры.

4. Наличие системы коммуникаций – средств и каналов передачи информации, которая движется «сверху вниз» (приказы, распоряжения, задания, получаемые нижестоящими от вышестоящих) и «снизу вверх» (отчеты подчиненных), то есть вертикальная система связи, существует также горизонтальная коммуникация (консультации и обмен мнениями).

5. Формализация ролей, норм и социальных отношений внутри организации. Ради достижения цели организации ее члены вынуждены распределяться по ролям и статусам. Социальная организация дает человеку возможность удовлетворить свои потребности и интересы в тех пределах, которые устанавливаются социальным статусом человека, социальными ролями, которые ему предписаны. Кроме того, управляющие подсистемы создают свои специфические средства регулирования и контроля за деятельностью организации. 1

Внешнее окружение организации может оказывать как непосредственное воздействие, так и опосредованное, организации взаимодействуют друг с другом, с различными видами групп. Буферная стратегия представляет собой обмен между организацией и определенными субъектами, к примеру обмен информацией, культурный обмен. Стратегия наведения мостов основывается на том, что организация способствует укреплению взаимовыгодного сотрудничества, налаживания каких-либо деловых, организационных контактов, ищутся общие точки соприкосновения для взаимовыгодного сотрудничества по определенным аспектам деятельности.

Формальные и неформальные организации

Формальная организация – это целевая группа людей с четко выраженными признаками организации, а именно: системой власти, разделением труда, системой коммуникации. Неформальная организация представляет собой совокупность индивидов, малых групп и взаимоотношений между ними, при этом система межличностных отношений всегда персонифицирована.

Коммуникации в организации

Наличие системы коммуникаций – средств и каналов передачи информации, которая движется «сверху вниз» (приказы, распоряжения, задания, получаемые нижестоящими от вышестоящих) и «снизу вверх» (отчеты подчиненных), то есть вертикальная система связи, существует также горизонтальная коммуникация (консультации и обмен мнениями).

В экономической литературе выделяю следующие основные функции социальной коммуникации[4]:

1)    познавательная функция, выполнение которой предполагает описание изучаемого объекта (явление), накопление полученного исследовательского материала и его систематизацию. С другой стороны, эта функция направлена на разработку основных концептуальных парадигм, объясняющих механизмы социальной коммуникации, информационного обмена и взаимодействия;

2)    методологическая функция заключается в том, чтобы разработать эффективный способ научного познания коммуникативной реальности. Надежность этого способа зависит от того, в какой степени он опирается на общефилософские методы, принципы и законы, категории, разработанные в ходе анализа коммуникативных явлений. Кроме того, данная функция состоит в выработке исходных принципов познания для всего комплекса исследований в рамках наук коммуникативного цикла. Она заключается в том, что теория социальной коммуникации, поднимая наиболее общие вопросы, выступает теоретико-методологической основой для более частных коммуникационных дисциплин.

3)    прогностическая функция состоит в определении ближайших и отдаленных перспектив развития социальной коммуникации. Кроме того, эта функция состоит в заблаговременном проведении научных экспертиз разрабатываемых и вводимых технических систем коммуникации с точки зрения ожидаемого от них эффекта. Эта функция также предусматривает моделирование коммерческих процессов в обществе с целью определения их вероятностных последствий и результатов.

4)    практическая функция позволяет решить такие важные проблемы, как оптимизация процесса коммуникации, выработка рекомен6даций для достижения стратегии эффективности социальной коммуникации, учет объективных и субъективных факторов коммуникационного процесса.

Перечисленные функции отражают не только ее академический статус, но и тесную связь с практический деятельностью. Вербальные коммуникации осуществляются в процессе любой деятельности с помощью различных знаковых способов, например, жестов, речи, азбуки Морзе. Вербальные коммуникации изучаются семиотикой – наукой, исследующей свойства знаковых систем и соответственно знаков. Знаковая система – совокупность знаков, устроенная определенным образом. Вербальная коммуникация – речевое общение людей в процессе их совместной деятельности.

Речь – особый вид деятельности человека, разновидность общения при поморщи языка.

Невербальные коммуникации – это система невербальных символов, знаков, использующихся для передачи сообщений. Это социально обусловленная система взаимодействия, в структуре которой преобладают непроизвольные. Неосознаваемые комплексы движений, выражающие личностную неповторимость человека. Основное свойство – это движение.

Мимика – это координированные движения мышц лица, отражающие состояние чувств, эмоции.

Жесты – это внешние проявления внутреннего состояния человека, несущие при этом информацию не только о психологическом состоянии человека, но и об интенсивности его переживания. В коммуникационном процессе жесты сопровождают речь или заменяют ее.

Основные виды и формы социальной коммуникации представлены на рисунке 1.

 






знаковая система

 
                                     

 














Рис. 1. Основные виды и формы социальной коммуникации


Поза – это определенное положение частей тела человека: головы, туловища, рук, ног, а также движения, которые изменяют это положение или влияют на него.

Походка в меньшей степени, чем другие элементы, поддается регуляции. Поэтому на ее основе можно судить об устойчивых индивидуальных характеристиках человека.

Контакт глаз – обмен взглядами, время фиксации взгляда на партнере и направление взгляда.

Устно-речевая коммуникация характеризуется довольно слабой подготовленностью, необратимостью, связью с конкретным временем и условиями протекания, автоматизмом в употреблении речевых средств и способов изложения информации.

Говорение – вид устноречевой деятельности, обусловленный выражением мыслей и чувств как в инициативной, так в реактивной формах. Высший уровень: динамическая, спонтанная, инициативная (творческая) речь. Единица говорения – производство конкретного слова, предложения.

Слушание – рецептивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется прием и последующая переработка речевого сообщения на основе деятельности слухового анализатора. Роль слова в процессе общения реактивная. Она осуществляется путем формирования и формулирования мысли во внутренней речи.

Письменноречевая коммуникация – такая коммуникация, при которой внимание акцентируется на ролях пишущего (создающего текст) и читающего читателя. Она предполагает частичное подключение видов устноречевой деятельности для достижения результатов – получения информации.

Письмо – продуктивный вид коммуникации, осложненный ( по сравнению с говорением) целом рядом обстоятельств, связанных с условиями письменной формы общения.

Чтение – это рецептивный вид речевой коммуникации, который в процессе становления и функционирования сравним с аудированием (в устной речи).

Диалог – форма речи, состоящая из обмена высказываниями – репликами, характеризующаяся ситуативностью (зависимостью от обстановки), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), непроизвольностью и малой степенью организованности. Характерны полифункциональность форм, экспрессивность, словотворчество.

Монолог – форма речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, рассчитанная на пассивное и опосредованное восприятие и практически не связанная с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении.

Спор – это всякое столкновение мнений, разногласие в точке зрения по какому – либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.

Дискуссия – спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождения ответа на спорный вопрос.

Полемика – это такой спор, при котором имеется конфронтация, противоречие, противоборство сторон, идей и речей.



1.3 Методы и подходы к исследованию социальных взаимодействий


Метод – это совокупность приемов, применяемых исследователем для получения определенного результата.[5]

Общенаучные методы – это совокупность исследовательских приемов и процедур, широко применяемых в различных областях научного знания как социально – гуманитарного, так и естественно-научного. К числу общенаучных методов относят: моделирование, системный подход, сравнение.

Моделирование – это изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя.

Модель – это аналог реального объекта.

Метод моделирования широко применяется при исследовании социальной коммуникации. Одна из первых моделей построения речи была предложена Аристотелем, большинство же коммуникационных моделей разработано в 20 веке. Теория социальной коммуникации оперирует большим количеством моделей общетеоретического и прикладного характера.

Системный подход занимает одно из ведущих мест в научном познании. Система – это общенаучное понятие, выражающее совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и со средой, образующих определенную целостность и единство.

При системном подходе объект рассматривается как некоторое множество элементов, взаимосвязь которых обуславливает целостные интегральные свойства данного множества. При рассмотрении коммуникационного акта с точки зрения системного подхода можно раскрыть многообразные связи с внешней средой, влияние этой среды на характер, цель и стратегию коммуникации. Система характеристик социальной коммуникации позволяет установить уровневую иерархичность коммуникативных систем, выявлять социокультурную дифференциацию и вариантность коммуникативных средств.

Системный подход основан на использовании таких методов как анализ (разложение системы целого на разноуровневые по степени сложности составляющие части) и синтез.[6]

В коммуникациях в качестве сложных систем могут рассматриваться языковой текст, средства массовой информации, коммуникационный акт. Коммуникационный акт как система, отдельные его элементы и способы связи можно проиллюстрировать многими моделями социальной коммуникации. Интегральным качеством любого коммуникационного акта как системы является информационный обмен, возможный только при наличии всех необходимых элементов данной системы.

Метод сравнения представляет собой познавательную операцию, основанную на суждениях о сходстве или различии объектов. Например, изучение специфических особенностей различных уровней коммуникации (массовой, групповой) возможно лишь на основе общих функциональных свойств используемых коммуникативных средств.

Социологический метод представляет собой совокупность приемов конкретных социологических исследований, направленных на сбор и анализ эмпирических данных, отражающих реальное состояние коммуникативных процессов в обществе.

Технократические подходы к изучению социальной коммуникации были обусловлены спецификой кокретно-исторических условий и самого предмета исследования. После Второй мировой войны, роль технических средств социальной коммуникации в распространении знаний, культуры и формировании личности стала центральной темой и в критических концепциях, разоблачающих отрицательные стороны массовой культуры.

Так возникли концепции технологического детерминизма, наиболее известной среди них является теория информационного обмена, рассматривающая современные технические средства информации в качестве важнейшего стимула и источника социального развития (д. Белл).

В рамках технократической парадигмы получила свое развитие математическая теория социальной коммуникации Шеннона. Она исходит из специфических предпосылок: сообщения поступают из источника через канал связи (с возможными помехами) в приемник информации. Эти сообщения изменяют систему знаний. Среднее количество информации определяется уменьшен6ии энтропии приемника в результате изменения его представлений о распределении вероятных состояний источника.

На основе этой теории формировались теории социальной коммуникации в организациях, популярные в 60 – 70 – х годах, согласно которым социальная коммуникация представлялась как деятельность, направленная на изготовление, передачу и сохранение информации в рамках любых организационных структур. (Т. Ньюкомб).[7]

Интеракционный подход рассматривает социальную коммуникацию как взаимодействие. При альтернативном рассмотрении социальной коммуникации на первый план выдвигается активность реципиента как равноправного субъекта коммуникативной деятельности.

В рамках подхода субъекты социальной коммуникации равноправны и взаимосвязаны между собой как взаимными ожиданиями, так и общими интересами к предмету общения. Социальная коммуникация рассматривается как реализация этого интереса с помощью передаваемых сообщений. Эффекты социальной коммуникации состоят в сближении или расхождении с точки зрения коммуникатора и реципиента на общий предмет, что, в свою очередь, означает расширение или суждение их возможностей взаимопонимания и сотрудничества. Такой взгляд на социальную коммуникацию ставит в центр внимания достижение согласия между субъектами социальной коммуникации, установление равновесия в системе взаимных установок.

Интеракционный культурологический подход к изучению социальной коммуникации в разных обществах и организациях стал очень популярным в средине и второй половине 20 века. Теория межкультурного содержания социальной коммуникации (Э. Холл) дает возможность уяснить культурные значения коммуникативных действий и соответствующее их выполнение, эффективность которых основана на признании принадлежности коммуникантов к определенной культурной сфере. При анализе социальной коммуникации используется понятие « социальная дистанция», которое характеризует степень близости или отчужденности социальных групп и лиц. Она же тождественна пространственной, географической дистанции, хотя может выражаться и в других специальных формах расселения этнических групп.

В теории «лица» в переговорах (С. Тинг – Туми) нашли отражение социокультурные аспекты социальной коммуникации. Эта теория основывается на следующих предположениях: участники переговоров независимо от их культурной принадлежности стараются сохранить идентичность (лицо) во всех коммуникативных ситуациях; идентичность особенно проблематична в ситуациях неопределенности.

Лингвистический подход при изучении социальной коммуникации ставит в центр внимания проблему языка, понимаемого как:

-         систему символической коммуникации, то есть социальная коммуникация путем вокальных (и письменных) знаков;

-         знаковая практика, в которой и посредством которой человеческая личность формируется и становится социальным индивидом и существом.

Сциолингвистика охватывает область исследований, находящуюся в ведении социологии и психологии, связанную с социальными и культурными аспектами, а также с функциями языка.


Заключение


Понятие социальной коммуникации в современной литературе является наиболее общим и широким. Социальная коммуникация – специфическая форма взаимодействия людей по передаче информации от человека к человеку, осуществляется при помощи языка и других знаковых систем.

         Социальная коммуникация может осуществляться на разных уровнях: личностном, на уровне малых групп и на уровне больших групп. Коммуникация на уровне больших групп есть массовая коммуникация. Таким образом, массовая коммуникация в данной работе рассматривается как социальная коммуникация, осуществляемая на уровне больших социальных групп.

         Проблемы социальной коммуникации начали рассматриваться в истории человеческой мысли еще с древнейших времен. В античные времена греческими ораторами были заложены основы теории социальной коммуникации. Во времена появления христианства философия продолжая, традиции античного ораторства ввела такие понятия как знаковая система, язык, речь и так далее. 20 век стал вершиной развития теории социальной коммуникации, так как именно в это время появляется множество направлений и школ, занимающихся углубленным изучением отдельных сторон теории социальной коммуникации. (семиотика, технократический подход, лингвистический подход и так далее).

         Современная теория выделяет несколько основных функций социальной коммуникации: познавательная, методологическая, прогностическая.

         Среди методов, используемых в теории социальной коммуникации наиболее распространены методы анализа и синтеза, метод моделирования, системный подход и другие.

         Наиболее часто встречающиеся виды социальной коммуникации: вербальная и невербальная, речевая, устно-речевая, письменно речевая коммуникации. Среди вербальных коммуникаций выделяют речь. Среди невербальных – мимику, жесты, позу, походку, контакт глаз. среди речевым коммуникаций выделяют диалог, монолог, спор, полемику. Среди устно-речевых коммуникаций выделяют говорение и слушание. Среди письменно речевых коммуникаций выделяют письмо и чтение.

Массовая коммуникация – это процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.



Список литературы



1)                  Андреев Ю. П. Категория «социальный институт» // Философские науки. – 1984 г. № 1.

2)                  Бландел Р. Эффективные бизнес – коммуникации. Принципы и практика в эпоху информации. – СПб.: Питер, 2000. – 384 с. : ил.

3)                  Березин В. Теория массовой коммуникации. – М. : Инфра – М, 1999. – 134 с.

4)                  Буданцев Ю. Социология массовой коммуникации. – М: ДИС, 1995. – 345 с.

5)                  Василик М.А. Основы теории коммуникаций. – М.: Гардарики, 2003. – 615 с.: ил.

6)                  Вацлавин П., Бивин Д., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия/ Пер. с анг. А. Суворовой. – М.: Апрель-Пресс, 2000. – 320 с.

7)                  Голенкова З.Т. и др. Становление гражданского общества и социальная стратификация // Социс. – 1995. – № 5.

8)                  Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни. – М.: Инфра – М, 2000. – 345 с.

9)                  Дьякова Д., Трахтенберг А. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности – анализ основных теоретических подходов. – Екатеринбург: Пресс, 2003. – 245 с.

10)             Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учеб. – М.: Норма – Инфра-М, 2000. – 624 с.

11)             Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М.,1982. – 125 с

12)             История психологии. 20 век/ Под ред. П.Я. Гальперина, а, К. Ждан. – 5 изд. – М.: Академический проспект, 2003. – 832 с.

13)             Колтунова М.В. Деловое письмо: Что нужно знать составителю. – М.: Дело,1999.-112с.

14)             Конецкая В.П. Социология коммуникаций: Учеб. – М.: Гардарики, 1997. – 315 с.

15)             Ляпина Т.П. Политическая реклама. – Киев: Васпри, 2000. – 198 с.

16)             Лэйхифф Дж. М., Пенроуз Дж. М. Бизнес – коммуникации. – СПб.: Питер, 2001. – 678 с.: ил.

17)             Майерс Д. Социальная психология/ Пер с англ. Спб. : Питер, 1999. – 688 с. : ил.

18)             Монсон П. Современная западная социология. – СПб.: Питер, 1992. – 456 с.

19)             Основы теории коммуникации: Учеб. / Под ред. .А. Василика. – М.: Гардарики, 2003. – 615 с.

20)             Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб.: Проспект, 2004. – 215 с.

21)             Почепцов Г.Г. Теория коммуникаций. – М.: Инфра-М, 2004. – 633 с. : ил.

22)             Пригожин А. И. Современная социальная организация: Учебник. – М.: Интерпракс, 1995. – 397 с.

23)             Снетков В.Н. Психология коммуникаций в организации. – СПб.,2000. – 256 с.

24)             Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учеб. пособ. – СПб.: Питер, 2002. – 278 с.

25)             Сорокин П. Социальная стратификация и социальная мобильность // Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Сцис, 1992.

26)             Социальная коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований / Под ред. М. Назарова. – М.: Гардарика, 2002. – 267 с.

27)             Социология: Основы общей теории: Учебное пособие для вузов / Общ. Ред. Э. В. Тадевосяна. – М.: Знание, 2004. – 547 с.

28)             Cушков И.Р. Психология взаимоотношений. – М.: Академический Проект, ИП РАН, Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 448 с.

29)             Терин В.П. Массовая коммуникация: социокультурные аспекты политического воздействия. – М.: Васпир, 1999. – 167 с.

30)             Томпсон Д. Идеология и современная культура. Критическая социальная теория в эру массовой коммуникации. – М.: Инфра – М., 1992. – 356 с.

31)             Федотова Л. Н. Массово – коммуникационные процессы в условиях общественной модернизации России. – М. :Гардарики, 1997. – 234 с.

32)             Философский словарь/ Под ред. И.Т. Фролова, м. : Гардарики, 1991. – 567 с.

33)             Черныш М. Ф. Социальная мобильность и массовое сознание // Социс. – 1995. – № 1.

34)             Черняк Т.В. Современные технологии коммуникации: Учеб. – Новосибирск, СибАГС, 2001. – 162 с.




1 Сорокин П. Социальная стратификация и социальная мобильность // Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Социс, 2002. с. 71.

1 Сорокин П. Социальная стратификация и социальная мобильность // Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Социс, 2002. с.  81.

[1] Социология: Основы общей теории: Учебное пособие для вузов / Общ. Ред. Э. В. Тадевосяна. – М.: Знание, 2004. – с. 165.

[2] Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб.: Проспект, 2004. – с. 34.

1 Социология: Основы общей теории: Учебное пособие для вузов / Общ. Ред. Э. В. Тадевосяна. – М.: Знание, 1995 г. С. 153 – 156.

[3] Василик М.А. Основы теории коммуникаций. – М.: Гардарики, 2003. – с. 49.

1 Пригожин А. И. Современная социальная организация: Учебник. – М.: Интерпракс, 1995 г. С. 57 – 91.

1 Пригожин А. И. Современная социальная организация: Учебник. – М.: Интерпракс, 1995 г. С. 57 – 91.

[4] Почепцов Г.Г. Теория коммуникаций. – М.: Инфра-М, 2004. – с. 137.

[5] Дьякова Д., Трахтенберг А. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности – анализ основных теоретических подходов. – Екатеринбург: Пресс, 2003. – с. 87.

[6] Социальная коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований / Под ред. М. Назарова. – М.: Гардарика, 2002. – с. 49-51.

[7] Конецкая В.П. Социология коммуникаций: Учеб. – М.: Гардарики, 1997. –  с. 79-81.