Содержание


Введение. 3

1. Организация социальной работы. 5

1.1.Основы социального развития. 5

1.2.Сущность социальной работы. 7

1.3.Социальная работа в разных странах. 9

1.4 Социальная работа с семьей. 14

2.Социальная работа и социальная защита многодетных семей. 19

2.1. Семья как социальный институт. 19

2.2. Функции семьи. 20

2.3 Социальная работа с многодетными семьями в регионах России. 24

2.4 Социальная защита многодетных семей. 29

Заключение. 32

Список литературы. 34


















Введение


В настоящее время социальная работа стала неотъемлемой частью жизнедеятельности государства и общества, институты социальной защиты и социальной работы, в конечном счете, выполняют важные для государства и общества задачи – стабилизации и сохранения социума, поддержки и гармонизации существующих общественных отношений и обеспечения условий для его дальнейшего всестороннего развития.

Переживаемый российским обществом кризис характеризуется множеством социальных проблем. Важное место в социальной работе занимает работа с многодетными семьями.

Роль социальной работы в современном обществе огромная. Социальная работа — это профессиональная деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или коллективам в повышении или восстановлении их способности к социальному функционированию и создании благоприятной общественной ситуации в их целях.

 Политика перехода от тоталитаризма к демократии сопровождается серьезными социальными издержками, потерями для духовного и физического существования некоторых слоев населения. Подобные негативные процессы обуславливают падение уровня и качества жизни населения ухудшение положения его слабо защищенных слоев. Неотъемлемой сферой деятельности любого цивилизованного общества становится создание и совершенствование разветвленной и эффективной системы социальной защиты. Институт социальной защиты и социальной работы выполняет важнейшую для государства и общества задачу  стабилизации и сохранения социума. В данной работе рассмотрена проблема многодетных семей, каким образом она разрешается в нашей стране. Даны ссылки на источники использованной литературы.

Цель данной работы – раскрыть сущность социальной работы и как частный пример показана работа с многодетными семьями.

Перед нами поставлены следующие задачи: показать как организована социальная работа в нашей стране, за рубежом, особенности организации социальной работы, как социальный институт рассмотрена семья, ее функции и социальная  работа  с многодетными семьями.

Объектом социальной работы являются многодетные семьи. Все функции по оказанию помощи нуждающимся,  выполняет субъект социальной работы. В данном случае субъектом является социальный работник.

1. Организация социальной работы

1.1.Основы социального развития.


Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Важным является охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (среди которых особо выделяется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и др.).

Основной целью социальной защиты является всестороннее оказание разовой и/или постоянной помощи индивиду (группе), попавшему в трудную жизненную ситуацию, с целью обеспечения наиболее полной ее самореализации. [1]

Переживаемый российским обществом кризис характеризуется обострением множества социальных проблем, порожденных не только реформированием экономики, но и крушением системы ценностей, падением нравственности. Резко изменившаяся социальная обстановка в стране требуют  выработать научно обоснованную концепцию социальной работы с населением, разработать социальные технологии, понятные и убедительные приемы организации и проведения социальной работы.

Как свидетельствует мировой опыт, во многих странах без учета деятельности социальных работников не обходятся ни программы социального развития, ни социальная политика государства. Специалисты в этой области широко используются в качестве экспертов при подготовке законодательных актов, принятии решений местными органами власти и общественными организациями.


1.2.Сущность социальной работы.


 На  протяжении  последних   лет Российской Федерации динамично   развивается   новый  вид  профессиональной деятельности, одновременно являющийся специальностью в системе высшего образования, - социальная работа.

 Определение социальной работы дано в словаре: «Социальная работа – это профессиональный вид деятельности, направленный на оказание помощи отдельному человеку, группе или общности в решении их социальных проблем, в усилении или восстановлении способности социального функционирования и создание общественных условий, способствующих достижению этих целей»[2].

Практика показывает, что часто люди сталкиваются с проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни друзья, ни соседи, ни даже доброжелательные чиновники. Для этого требуются люди особой профессии – социальные работники. Социальные работники помогают всем нуждающимся решать проблемы, возникающие в их повседневной жизни и в первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане: пожилым людям, инвалидам, детям, лишенным нормального семейного воспитания, многодетным семьям, семьям из групп «риска» и другим.

В странах развитой рыночной экономики на протяжении десятилетий создавались и довольно успешно действуют институты социальной поддержки людей. В нашей стране наиболее актуальной проблемой в области социальной работы является признание ее как важнейшей деятельности, подтверждающей степень социальной защищенности личности, соблюдение первейших прав человека.

Одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы является семья. В трудных материальных условиях находится большинство многодетных семей. Аналогичные трудности испытывают семьи военнослужащих срочной службы с детьми а также семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов. Еще одна категория семей, получающих поддержку государства, — это семьи с детьми-инвалидами. В особом положении находятся студенческие семьи с детьми. Нуждающимся в особой поддержке государства, должны быть отнесены семьи беженцев. Особый разряд семей составляют семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др.

Следует отметить, что теория социальной работы, опираясь на фундаментальные психологические и социологические разработки, используя системы понятий психологии и социологии, имеет очевидную тенденцию к саморазвитию. Данное обстоятельство отмечается ведущими зарубежными специалистами, отечественными учеными и практиками. Во-первых, это проявляется в формировании новых групп понятий, используемых в теории социальной работы и употребляемых преимущественно в данном контексте научного знания: жизненные силы социального субъекта, индивидуальная субъектность, социальная субъектность, реабилитация жизненных сил, поддержка индивидуальной субъектности, защита социальной субъектности, социальная деградация и др.

Во-вторых, за теорией социальной работы закрепляется круг проблем, которые, получая все более разносторонний анализ, стимулируют саморазвитие теоретических знаний, их воспроизводство. В этой связи следует отметить и плодотворность теоретических дискуссий по поводу объекта и предмета социальной работы, как научной дисциплины. Наконец, в-третьих, отметим приращение научного теоретического знания по социальной работе вследствие методической и методологической проработки исследовательских задач, специфики используемой при этом методики и методологии научного анализа. В этой связи очевидна теоретическая саморефлексия формирующейся отрасли научного знания, определенной социальнопрофессиональной группы.

1.3.Социальная работа в разных странах


В большинстве стран Европы после Второй Мировой войны были созданы официальные структуры для осуществления социальной политики и программ социального обеспечения, поддержки различных социальных групп. В структуре профессий наряду с медициной, духовенством и правом в настоящее время занимает важное место и социальная работа, объединяющая целый ряд специализаций.

Приоритетной в немецкой системе социальной защиты является ориентация на работу в социальных бюро  и службах занятости. Одной из самых важных задач порядка в сфере труда и социальных отношений в условиях социальной  экономики Германии является недопущение того, чтобы человек, как фактор производства превращался в инструмент. Необходимо чтобы в процессе осуществления деятельности соблюдались и совершенствовались личные неимущественные права. Поэтому в порядок в сфере труда и социальных отношений предполагает защиту и заботу о здоровье, человеческом достоинстве и праве на раскрытие человеческой личности. Нормы социальной защиты в Германии разделены на направления: нормирование защиты работающих по найму; нормирование в отношении устава предприятия или фирмы; система социального страхования; социальная помощь; социальная политика жилищного строительства и жилищный рынок; помощь семьям; помощь малоимущим в виде пособия и содействия в овладении профессией и поиске работы; помощь в получении образования; трудовые и социальны суды.[3]

Все эти положения закреплены соответствующими законодательными актами Федеративной Республики Германия и служат принципам социальной справедливости в условиях рыночной экономики, улучшая социальную защищенность.

В социальной сфере Швейцарии значительная часть работы, совершаемой социальными работниками, направлена на осуществление реабилитационных действий. Благодаря этим действиям, помощь, которую социальные работники оказывают, способствует тому, что их клиенты приобретают личностные характеристики, позволяющие им самостоятельно решать проблемы, возникающие в их жизни. Именно поэтому социальная работа в значительной степени является и реабилитационной, требует разнообразных методов воспитания. Последние тесно переплетаются с общими методами социальной работы, стали даже их постоянным компонентом. Это всегда ряд определенных действий (психических и практических), объединенных в группы - приемы которые выполняются в определенной последовательности. Социальные работники их конструируют, подбирают, реализуют на практике. Но при этом неделимой частью каждого метода являются как действия, социального работника, так и действия и реакция их клиентов, независимо от того, кто они - дети или взрослые. Таким образом, каждый метод представляет собой единую целостность, в которой неразрывно связаны специфические действия, приемы двух его субъектов - воспитателя или социального работника, с одной стороны, или воспитанника или клиента - с другой.

В Швейцарии существуют следующие организации, работающие с клиентами:

а) служба социальной помощи населению, одной из целей которой является выявление семей, групп социального риска (многодетных, неполных, студенческих, имеющих инвалида, проживающих в неблагоприятных жилищных условиях, асоциального поведения родителей и детей, одиноких, престарелых) и оказание им содействия в получении материальной, медицинской, юридической, психолого-педагогической, социально-бытовой и иной необходимой помощи. Выявление у взрослых и детей социальных, личных и ситуативных трудностей, помощь в их преодолении путем поддержки, защиты, коррекции и реабилитации; привлечение в необходимых случаях с этой целью специалистов - юристов, психологов, пе-дагогов и др.;

б) служба социальной реабилитации, целью которой является социальная помощь лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, вернувшихся из мест лишения свободы, учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений;

в) службы по оказанию различных видов помощи семье:

семейные консультации;

службы знакомств;

различные виды семейного просвещения и самообразования;

сексологические кабинеты;

педиатрические кабинеты;

педагогические консультации и др.[4]

Социальную работу в Соединенных Штатах Америки связывают с профессией, которая служит социальной нравственности народа. Сфера социальной работы постоянно расширяется от года к году, однако, уже сегодня служба социального работника США охватывает разнообразные места — правительственные здравоохранительные организации, школы, центры охраны здоровья, агентства по охране семьи и ребенка, центры психологического здоровья, бизнес и промышленность, центры коррекции и частную практику. Социальные работники обслуживают людей детского и старшего возраста и всех рас, этнических групп и религий.

Национальная Ассоциация Социальных работников видит назначение социальной работы в том, чтобы помогать или восстанавливать взаимовыгодные взаимодействия между личностью и обществом для улучшения качества жизни каждого. Социальный работник, действуя в соответствующей окружающей обстановке, должен способствовать (социально, физически, организационно) максимальной реализации возможностей, ресурсов и стремлений каждой личности и помогать людям в общечеловеческих нуждах с целью облегчения их несчастья или страданий. Люди должны содействовать, по возможности, своему собственному благосостоянию и социальному благополучию других в их ближайшем ок-

ружении, что принесет пользу всему обществу. Взаимодействие между личностью и ее окружением должно укреплять чувство собственного достоинства, индивидуальность и самоопределение каждого. Профессиональная деятельность включает в себя помощь отдельным людям, группам или коллективам в стимулировании их способности к функциональному существованию и в улучшении качества жизни для каждого путем налаживания контактов с его социальным и физическим окружением.

Перечислим лишь несколько групп клиентов, которые обычно включаются в социальное обслуживание:

 - Семьи, включающие одного родителя, имеющие серьезные конфликты.

 - Пары и семьи, которые имеют проблемы с детьми.

- Пары, имеющие серьезные супружеские конфликты.

- Отдельные люди и семьи, которые страдают от безработицы.

- Многодетные семьи.

Профессиональная деятельность социальной работы включает в себя помощь отдельным людям, группам или коллективам в стимулировании их способности к функциональному существованию и в улучшении качества жизни для каждого путем налаживания контактов с его социальным и физическим окружением.

В итоге, функции социального работника представляются следующим образом: помочь людям расширить их компетенцию и способность решать собственные проблемы; помочь людям реализовать свои возможности; стимулировать отзывчивость людей; содействовать взаимодействию между отдельными людьми и их окружением; влиять на взаимодействие между организациями и институтами; влиять на социальную политику и политику охраны окружающей среды.

Для достижения целей и реализации функций социальной работы практику нужны знания и практические усилия, которые помогут ему обеспечить социальное функционирование клиентов. Поэтому основательные знания и умения в отношении механизма разрешения проблем являются базой для эффективной практики социальной работы. Определяющими в этом процессе являются знания и умения оценить проблемы человека, локализовать их, развить и использовать соответствующие системы ресурсов. Реализация функции социальной работы влечет за собой умения разрешать непосредственные конфликты, собирать и приводить в действие ресурсы, которые обеспечивают высокий уровень межличностных взаимодействий.[5]

Обучению профессиональной социальной работе происходит в США на студенческом или аспирантском уровнях высшего образования. Цель учебного плана на студенческом уровне – подготовить студента для перехода на следующий уровень в получении профессии. Эти студенты имеют возможность практиковаться в агентствах и организациях и находиться под наблюдением опытных практиков. После окончания основной студенческой подготовки по той или иной дисциплине студенты могут приобрести аспирантское образование по профессии.

Как уже упоминалось, в США существует множество теорий практических методов в профессии социального работника. Относительные заслуги, достоинства различных теорий и методов продолжительное время дебатировались на академических форумах. Хотя школы социальных работников могут менять свою направленность или специализацию, все они должны соблюдать основные элементы в шести областях учебного плана, о чем шла речь выше. За улучшение качества образования школ социальной работы следит Совет Обучения Социальной Работе (СОСР). Эта организация не навязывает специфические теории или методы. Однако СОСР периодически рассматривает учебные планы и курсы, предлагаемые каждой школой социальной работы, чтобы удостовериться, что все необходимые элементы в них присутствуют, и обучение в школе соответствует стандартам, принятым СОСР, а также требованиям высокого профессионализма.

Основу учебного плана должны составлять знания и тренинг в шести областях – поведение человека в социальном окружении, социальная политика, теория и практика профессии, исследование, ценности и этика, а также поле практики.

Профессионалы в Соединенных Штатах Америки пришли к выводу, что социальная работа – не просто модификация существующих профессий. [6]


1.4 Социальная работа с семьей


Социальные проблемы семьи отражают тесную зависимость семьи от общества. Семья выполняет важные социальные функции в обществе, и по этой причине государство и общественные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия, проводить социальную работу, направленную на совершенствование семейно-брачных отношений и укрепление семьи.

Было бы утопией считать, что высокий уровень жизни и социальных условий решит проблемы семейно-брачных отношений и предотвратит распад семей, разрешит другие проблемы семейно-брачных отношений.

Статистика показывает, что в демократическом обществе при любом уровне жизни распад семей составляет 30%. При этом следует учитывать, что при одинаковой статистике мотивы распада семей, субординация этих мотивов, а также проблемы взаимоотношений в семьях имеют свои существенные различия в разных социальных системах.

Семья сталкивается с рядом острейших проблем, часть из которых она не может разрешить без помощи специалистов по социальной работе. Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняет субъект социальной работы, т.е. все люди и организации, которые включены в процесс социальной работы. Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику, и общественные объединения, фонды, органы местного самоуправления.

Органы социальной работы оказывают большое влияние на социальное самочувствие общества, его членов. Организационно-управленческий компонент является одним из основных составляющих социальной работы с семьей: чем адекватнее организационная структура управления соответствует целям, задачам, функциям социальной работы с семьей, тем оказывается большее влияние на социальное самочувствие общества.

Последние десять лет российское государство осуществляет активный поиск, связанный с формированием организационной структуры управления социальной работы с семьей. Под организационной структурой управления социальной работой подразумевается совокупность элементов органов управления и устойчивых связей между ними, обеспечивающих ее целостность, сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях.

Основным назначением органов управления социальной работы с семьей является осуществление полноценной жизнедеятельности семьи через систему функционирования органов управления социальной работой.

Социальная защита семьи и детей сегодня приобрела особую актуальность в связи с динамичными процессами, происходящими в обществе и связанными с его расслоением и изменением статуса сложившихся ранее социальных категорий населения. Это проявляется в значительных масштабах обнищания семей с детьми, снижением уровня здоровья, повышения заболеваемости и смертности населения, нарастающими депопуляционными тенденциями, явлениями деградации и негативными изменениями генофонда нации.

Формы социальной помощи, кроме традиционно сложившихся, обусловлены поддержанием необходимого уровня обеспеченности семей жизненно важными продуктами питания, одеждой, обувью, необходимыми услугами: включая недостающие средства на покупку жилья, получение образования, детского отдыха, спорта, здоровья. Анализ системы пособий, льгот и компенсационных выплат семье позволяет констатировать, что их роль в уровне материального благосостояния, уровне социальной и экономической эффективности защиты семьи невелика. Роль этих форм социальной помощи молодой семье по мере становления рыночной экономики в стране, развития рынка жилья, страховой медицины и платных услуг здравоохранения, а также коммерциализации образования, будет возрастать.

Применительно  к семьям различных категорий клиентов использу­ются различные технологии социальной работы. Социальная работа, ориентированная на стабилизацию семейных связей, включает в себя нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов семьи с окружающими.

В различных регионах Российской Федерации создаются центры социальной помощи семье. Крайне важная задача таких центров - решение многосложных проблем семьи. [7]

Сфера деятельности центров обширна: в центрах ока­зывается содействие в получении льгот, пособий, компенса­ций, денежной и натуральной помощи, кредитов; организо­вываются выставки-продажи поношенных вещей, благотво­рительные аукционы; осуществляется социальный патронаж многодетных, неполных, малообеспеченных семей, социаль­ная поддержка выпускников детских домов и школ-интер­натов; поддерживаются контакты со службой занятости в решении вопросов трудоустройства, переквалификации; ве­дется консультирование по вопросам жилищного, семейно­-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законо­дательства, прав детей, женщин, инвалидов; центры оказы­вают помощь беременным и кормящим матерям, заботятся о детях-инвалидах, ведут работу по вопросам планирования семьи.

Сказанным далеко не определяются все функции центров помощи семье. Различные центры по-разному решают проблемы социального обслуживания семьи. Укрепляются деловые контакты центров со службами занятости. Некоторыми центрами совместно со службами занятости организуются молодежные биржи труда. Действуя в тесном контакте со службами занятости, центры содействуют трудоустройству лиц, находящихся в особо сложной жизненной ситуации, организуют переподготовку и обучение безработных остронуждающихся семей на различных курсах.

Спектр социальных услуг, оказываемых центрами, постоянно расширяется. Ими организуются пункты проката предметов первой необходимости, летние площадки и оздоровительные лагеря; “службы нянь” для присмотра за детьми на дому в часы отсутствия родителей. Растущее внимание уделяют многие центры психологической поддержке населения, что особенно актуально при наличии у значительной части молодых семей устойчивых настроений неуверенности в будущем, затяжного психоэмоционального стресса, явного ослабления моральных устоев семьи, резкого обострения личных проблем.

Сегодня, в условиях крайней малочисленности самостоятельных психологических служб, это направление деятельности центров  обретает особую значимость. Здесь разработана система психологической помощи, ведется планомерная работа по подготовке молодежи к семейной жизни: действуют школы молодой семьи, клубы молодых родителей.

Во многих центрах оказывается помощь в решении раз­личных психологических проблем, касающихся взаимоотно­шений между супругами, родителями и детьми. Характерной чертой деятельности многих центров, как уже накопивших определенный опыт, так и находящихся в стадии становления, является заметное усиление внимания к вопросам психологической помощи населению. Этому есть свое объяснение: сегодня, когда подверглись девальва­ции прежние ценности, и не оформились новые, семья как никогда нуждается в психологической, психотерапевтиче­ской поддержке.

С учетом современной социально-экономической си­туации и в целях повышения социальной защищенности се­мьи центры уделяют растущее внимание вопросам трудовой занятости супругов из молодых семей, создания условий, позволяющих им самообеспечить должный уровень жизни.

Следовательно, можно сделать вывод, что центры помощи семье являются  важнейшей частью социальной защиты семьи в нашей стране. Роль их огромна, иногда это единственное место куда могут обратиться люди в случае нужды, поэтому необходимо работать над системой развития подобных учреждений как на местах в регионах, так и на государственном уровне.



2.Социальная работа и социальная защита многодетных семей.

2.1. Семья как социальный институт.


   В настоящей главе мы рассмотрим семью, и как частный пример –многодетную семью  как объект социальной работы. В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей.   В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения.

         Семья рассматривается как социальная ячейка общества. От состояния семьи зависит состояние государства. В семье родители и дети связаны духовной общностью. От уровня духовной культуры в семье зависит и уровень духовной культуры общества. Экономическое состояние семьи зависит от экономического состояния государства.   Осуществляя социальную функцию, семья формирует в зависимости от ее культурного, социального и духовного уровня. Условия в семье, жилье, гигиена, особенности жизни и увлечения семьи – все зависит от социальной политики государства.[8]

      Социализация личности в семье зависит от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей.    На современное состояние семьи влияют все изменения, происходящие в обществе: накопление знаний, технологий и обмена информацией и самых крупных изменений, таких, как реорганизация системы, кризис политической и экономической системы.

   Классическая формула семьи – это объединение людей в браке, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.

      Одним из условий существования семьи являются взаимоотношения в семье. Как рождаются и воспитываются дети, как ведется хозяйство, как удовлетворяются интересы всех ее членов. Взаимопонимание, уважение, поддержка, понимание определяют взаимоотношения. Каково здоровье родственников, их характер и поступки.

        Взаимоотношения в семье зависят от традиций общения, экономического и социального состояния общества, зависимости семьи от общества, участия супругов в ведении хозяйства, в общественном производстве, от типа семьи: многодетная, бездетная, кто главенствует, от личных качеств, характера родственников.      Существует такое понятие, как коллективизм семьи, который зависит от внутрисемейных отношений, где нет конфронтации, противоборства супругов, существует забота и ответственность каждого члена семьи и семьи в целом, где дети помогают взрослым, труд взрослых как жизненная потребность, где ценится добросовестность, трудолюбие, совместно решаются проблемы бюджета.

 

2.2. Функции семьи.


   Основной функцией семьи является репродуктивное, биологическое воспроизводство населения. Это основная функция, но кроме этой существует целый ряд социальных функций семьи. К ним относятся  воспитательная – социализация молодого поколения;   хозяйственно-бытовая – поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми; экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;  социальный контроль – ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшее и т.д. 

        Рассмотрим  социальную функция семьи.   В любом государстве, где провозглашается социальная защита личности, это возможно решить только через защиту семьи. Семья как основная социальная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание поколения, познавательную, трудовую деятельность личности. От поведения отца и матери, их роли в воспитании детей зависит статус семьи. Являются ли образцом для детей отец и мать, отсутствие их отрицательно влияет на развитие ребенка, такие дети чаще ущербны, нервозны, тревожны.   В семье укрепляют здоровье детей, развивают их задатки и способности, заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина, решают их судьбу и будущее.    В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность ребенка, он учится отвечать за свои поступки. В семье ребенок приучается трудиться, выбирает профессию, юноша готовится к самостоятельной семейной жизни, приучается продолжать традиции своей семьи.

      В 1992 г. Правительство Российской Федерации принимает постановление «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье», которое включает экономическую, правовую, медицинскую, психологическую и педагогическую помощь. Это постановление было направлено на осуществление государственной политики семьи и детей.

        Новая социальная политика в стране относительно семьи и детей проявляется в выплате пособий на ребенка, создании новых учреждений социального обслуживания, которые ориентированы на семью и детей.

         Это проявилось в организации различных учреждений социального обслуживания, которые оказывали помощь многодетным семьям, детям-сиротам, трудным подросткам, организации семейного отдыха, семейных клубов, где и взрослые и дети проводят отдых всей семьей.       

Министерством труда и социального развития разработана федеральная целевая программа   "Развитие социального обслуживания семей и детей" на 1998-2000 годы. Целью этой программы является  развитие в Российской  Федерации сети учреждений, предоставляющих разнообразные социальные услуги семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, формирование современной  нормативно-правовой, научно-методической, кадровой и  материально-технической базы учреждений социального обслуживания  семьи и детей. Совершенствование управления системой учреждений социального обслуживания семьи и детей. Ожидаемые конечные результаты реализации программы - создание в субъектах Российской Федерации оптимальной сети учреждений социального обслуживания семьи и детей, укрепление их кадрового потенциала и материально-технической базы. Формирование предпосылок для повышения эффективности деятельности социальных служб, усиление их роли в решении актуальных проблем семьи и детства, укрепление стабильности и социального здоровья семьи.

          Осуществление радикальных экономических реформ и реализация адекватной социальной политики потребовали применения новых социальных технологий, в том числе создания системы социального обслуживания населения, обеспечивающей широкий спектр социально-экономических, социально-бытовых и иных социальных услуг семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В особо сложных условиях оказались многодетные, неполные и молодые семьи, среди которых подавляющее большинство - малообеспеченные. Значительно возросло число семей с отрицательным психологическим климатом, сложными межличностными отношениями, зачастую, это многодетные семьи. Растет в семье насилие  по отношению к женщинам и детям. Все это усугубляет социальное неблагополучие миллионов детей, препятствует их нормальному развитию, отрицательно сказывается на физическом, психическом и нравственном здоровье. Принятие Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" стимулировало развитие инфраструктуры социальных служб в регионах страны, создание учреждений нового типа, оказывающих социальные услуги семье, женщинам и детям: территориальных центров социальной помощи семье и детям, центров психолого-педагогической помощи населению, центров поддержки молодой семьи, женских кризисных центров и других. Однако реальная потребность в таких учреждениях значительно выше, чем их количество, созданные учреждения удовлетворяют запросы в социальных услугах не более 10 процентов нуждающихся категорий семей и детей. Дальнейшее развитие социальных служб помощи семье и детям сдерживается недостаточным нормативно-правовым, научно-методическим и кадровым обеспечением, слабостью управления социальными службами, дефицитом средств в субъектах Российской Федерации на их оснащение, приобретение автотранспорта и оборудования.

          Целью федеральной целевой программы "Социальное обслуживание семьи и детей" на 1998-2000 годы является создание оптимальной системы учреждений социального обслуживания семьи и детей, необходимых условий для ее эффективного функционирования. Программа предусматривает решение следующих основных задач: развитие нормативно-правовой базы социального обслуживания семьи и детей; внедрение государственных стандартов социального обслуживания; реализация мер государственной поддержки учреждений социального обслуживания семьи и детей; научно-методическое и информационное обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей; совершенствование системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов уреждений социального обслуживания семьи и детей; совершенствование управления системой учреждений социального обслуживания семьи и детей.

       Предполагается   осуществить  меры  государственной  поддержки учреждений  социального  обслуживания  семьи и детей по оснащению и обеспечению специальным   оборудованием,  компьютерной  техникой, средствами связи, автомобильным транспортом.                                              

        Местные органы создают различные центры, в которых оказывается помощь семье в кризисной ситуации.

        Более распространенной формой оказания помощи семье являются центры смешанного типа, в которых проводится работа различных служб. Так, одна из них - это служба социальной реабилитации, где осуществляется реабилитация лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию. Здесь оказывается материальная помощь, помогают найти работу, занимаются проблемами усыновления, опекой и попечительством.

   В социальной службе молодежи помогают молодым людям в трудоустройстве, помогают молодой семье, вернувшимся из заключения, алкоголикам, наркоманам.

Организацией досуга многодетных семей, проведением культурно-массовых мероприятий занимаются центры досуга. В них родители могут оставить детей на несколько часов, в них собираются подростки, дети и родители проводят досуг вместе.

В центре психолого-педагогической помощи семье и детям помогают установить в семье нормальную психологическую обстановку, осуществляется психологическое и педагогическое просвещение членов семьи.

Распространенной формой работы с трудными детьми и подростками являются центры социальной реабилитации детей и подростков. В них занимаются предупреждением, профилактикой их антиобщественного поведения, организовывается их труд, отдых и учеба, помогают выйти их кризисного состояния.

   Центры социальной защиты осуществляют правовую и юридическую помощь несовершеннолетним и их семьям. Контролируют криминальные семьи и лиц, которые вовлекают детей и подростков в преступления. Помогают устроиться в жизни вышедшим из заключения.[9]

Особое внимание обращается на семьи, которые оказались в тяжелом материальном положении, учатся, работают на вредном предприятии, многодетные, нетрудоспособные, имеющие детей-инвалидов. 


2.3 Социальная работа с многодетными семьями в регионах России.


Социальная работа в России в настоящее время находится в процессе  профессионального становления и развития. Наконец-то, у нас появилась такая профессия «социальный работник», и возникли специальные учебные заведения, ведущие подготовку социальных работников. Многочисленные социальные проблемы, наибольшую обеспокоенность из которых вызывают, пожалуй, демографическая ситуация, рост преступности, снижение жизненного уровня значительной части населения, — столь очевидны, что, кажется, требуется только незамедлительное их решение. Для того, чтобы понять человеческие проблемы и работать с ними, практик должен быть осведомлен о потребностях и ресурсах, связанных с каждой фазой развития человека. Знания о взаимодействии между отдельными людьми и окружающим миром важны так же, как знания о мотивах поведения в социальном функционировании человека. Важнейшей  целью и функцией социальной работы практика  и его усилий, должно являться обеспечение социального функционирования клиентов. Поэтому основательные знания и умения в отношении механизма разрешения проблем являются базой для эффективной практики социальной работы. Определяющими в этом процессе являются знания и умения оценить проблемы человека, локализовать их, развить и использовать соответствующие системы ресурсов. Умения заниматься клиентом, сообща распланировать задачи и определить роли участников являются также неотъемлемой частью процесса и механизма разрешения проблемы. Практик должен владеть также знаниями о взаимодействии и умениями в его обеспечении. Так как социальная работа стремится к достижению социальной справедливости, то для практика социальной работы важна информация о несправедливости в распределении возможностей ресурсов и благ, имеющих место в обществе. Работая с многодетными семьями, необходимо знать их проблемы в настоящее время.

 В разных регионах России проблема многодетных семей решается по-разному. В современное время не престижно иметь трое детей. Главную роль в повышении престижа материнства играет государство. Только на уровне государственных структур можно изменить отношение к данному вопросу в положительную сторону. Но радует то, что многодетные  семьи не остались за пределами внимания региональных органов власти и  социальных служб.

В целях проведения адресной политики по социальной поддержке многодетных семей в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года  «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», распоряжением Правительства Российской Федерации  2001 года  «Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года» во многих регионах России приняты соответствующие  постановления. Так в Ивановской области в   1996 года принято постановление «О социальной поддержке многодетных семей». В соответствии с этим проанализировано  состояние работы с многодетными семьями, на основании представленной  управлением социальной защиты населения Ивановской области.  Рекомендовано главам муниципальных образований: обеспечить адресную социальную поддержку многодетным семьям, в том числе, предоставление всех видов бесплатных услуг на базе территориальных центров социального обслуживания населения и учреждений социального обслуживания семьи и детей; предусмотреть при формировании местных бюджетов средства для бесплатного проезда многодетных родителей, сопровождающих детей на лечение в учреждения здравоохранения областного центра или центральные районные больницы, для проживающих в сельской местности, а также бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей для детей из многодетных семей в возрасте до шести лет; оказывать материальную поддержку учащимся ПТУ, техникумов и вузов из многодетных семей по приобретению проездных билетов в период каникул и выходных дней к месту жительства и обратно к месту учебы; оказывать содействие в предоставлении многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов для ремонта и строительства жилья.[10] В целях оказания адресной социальной поддержки совместно с главами муниципальных образований принять меры к обеспечению бесплатным питанием, учебниками, спортивной формой учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений из многодетных семей.

 Управлению здравоохранения Ивановской области принять меры к реализации программ обеспечения ранней диагностики и качественного лечения нарушений репродуктивного здоровья населения, прежде всего подростков, и совместно с органами управления образованием принять меры по развитию новых подходов к гигиеническому и нравственному воспитанию, подготовке к семейной жизни. Управлению социальной защиты населения Ивановской области продолжить работу по созданию банка данных многодетных семей, осуществлению контроля и методической помощи органам социальной защиты населения по оказанию адресной социальной поддержки.  Комитету Ивановской области по культуре и искусству продолжить работу по обеспечению бесплатного посещения многодетными семьями музеев, парков культуры и отдыха, выставок, библиотек, кинотеатров.          

В целях стимулирования рождаемости и повышения престижа многодетной семьи:

-                    принять предложение управления социальной защиты населения Ивановской области об учреждении областного Почетного знака «Слава матери» многодетным матерям.

-                    рекомендовать средствам массовой информации регулярно освещать темы здорового образа жизни, активной жизненной позиции, оптимистического мировоззрения, рациональных стереотипов поведения населения в различных жизненных ситуациях, а также повышения общественного престижа устойчивой семьи, имеющей нескольких детей. [10]

С целью формирования социальной значимости многодетных семей, сохранение устоев современной многодетной семьи в новых социально-экономических условиях, распространение положительного опыта воспитания детей в многодетных семьях в Пскове ежегодно проводиться городской конкурс многодетных семей.   В ходе конкурса участники  представляют свою семью и выполняют теоретические и практические задания по воспитанию и уходу за детьми, рациональному ведению домашнего хозяйства, художественной самодеятельности, решению возможных конфликтных ситуаций в семье.

В  Новосибирской области  утвержден порядок возмещения расходов на оказание социальной поддержки многодетным семьям. Порядок определяет правила возмещения расходов организациям, оказывающим социальную поддержку многодетным семьям: организациям жилищно-коммунального хозяйства, топливо-снабжающим организациям, аптечным учреждениям, предприятиям общественного транспорта. Возмещению подлежат расходы по предоставлению многодетным семьям 30% скидки на оплату отопления, пользования водой, электроэнергией, лекарственному обеспечению детей в возрасте до 6 лет, по бесплатному проезду на транспорте (внутригородской транспорт, автобусные маршруты пригородных и внутрирайонных линий), бесплатное питание для учащихся общеобразовательных школ. Расходы возмещаются за счет средств областного бюджета.  Большинство семей, в которых воспитывается трое и более детей, не готовы оплатить из семейных бюджетов горячее питание в школах. Поэтому эти обязательства в январе месяце, не смотря на сложную ситуацию, взяла на себя мэрия.

По инициативе мэрии Магадана  разработана городская целевая программа мер муниципальной поддержки многодетным семьям. Предусматривается организацию горячего питания детям из малообеспеченных семей в школах. Организация питания в дошкольных образовательных учреждениях детям из многодетных семей будет решаться, как и прежде, за счет средств местного бюджета.[10]

         На протяжении многих лет питание детей из многодетных малообеспеченных семей в школах и детских садах города оплачивалось за счет средств местного бюджета. Согласно Закону Магаданской области «О статусе многодетных семей и мерах ее социальной поддержки» производятся выплаты на питание учащимся из общеобразовательных учреждений.

        Для совершенствования социальной работы с многодетными семьями могут выступить такие сферы деятельности как служба социально-бытовой помощи. Целью данной службы является расширение предоставляемых услуг; содействие строительству для данной категории людей.

Служба семейного досуга может помочь многодетным семьям в семейных экскурсий;  стимулирование семейного туризма, организованного отдыха семей, создание центров семейного досуга, семейных клубов, клубов молодых многодетных семей.

Служба социальной профилактики отклоняющегося поведения, целью которой является работа по предупреждению преступности, алкоголизма, наркомании, суицидов, бродяжничества, правонарушений и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних; содействие созданию и функционированию в учебных заведениях системы профилактики дезадаптации несовершеннолетних.


2.4 Социальная защита многодетных семей.


        Если в стране нестабильная экономическая ситуация, то необходима социальная защита населения. Сложность положения  при таких условиях заключена в том, что, если в стране наблюдается экономический спад, то возможности правительства выделять дополнительные средства для социальной защиты населения крайне ограничены. Нагрузка на государственный бюджет возрастает, правительство вынуждено прибегать к увеличению налогов, в связи с чем, снижаются доходы работающих. А это порождает новые социальные напряжения.[11] Проблема может быть полностью решена только тогда, когда экономика пойдет вверх и станет создавать минимум благ, который необходим людям. Но что же делать до того, в период, когда экономика, находятся на спаде и неспособны удовлетворить потребности всего населения в благах и услугах? Поголовная социальная защита населения от снижения уровня жизни в условиях экономического спада невозможна. Необходимо говорить о социальной поддержке отдельных слоев и групп населения наиболее в ней нуждающихся.

        В широком смысле слова социально уязвимыми считаются люди, обладающие доходом ниже прожиточного минимума. Строго говоря, при отнесении тех или иных групп людей к категории социально уязвимых следовало бы учитывать не только их текущие денежные доходы, но и денежные сбережения накопленное богатство, так называемый имущественный ценз. Однако, поскольку получить достоверные сведения об имущественном положении людей трудно, приходится использовать в качестве критерия, характеризующего материальное положение человека, его официальные денежные доходы.

В сложившейся практике социально уязвимыми считаются семьи с низким денежным доходом на члена семьи, чаще всего это многодетные семьи.

Социальная поддержка может проявляться в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи, предоставления материальных благ, бесплатного питания приюта, крова, оказания медицинской, юридической психологической помощи, покровительства.

Вопрос о том, кому, в каких видах и формах, в каком объеме оказывать социальную поддержку, относится к числу труднейших в социальной экономике. Так как всем желающим получить помощь и нуждающимся в ней просто помочь невозможно, то ряд экономистов и социологов советуют такой рецепт: «Помогать только тем кто не может помочь себе сам». Конечно, не легко выявить, кто способен и кто не способен помочь себе сам, но рецепт заслуживает внимания. В период перехода к рыночной экономике наиболее остро проявляется проблема социальной защиты населения от инфляции и безработицы.

Существуют виды стабильной социальной поддержки определенных слоев и категорий населения со стороны государства, правительства, общества. В данной работе речь идет о многодетных семьях. Для того чтобы помочь этим семьям, гарантировать их необходимыми средствами, существует социальная отрасль экономики называемая социальным обеспечением.

        Из средств государственного и местного бюджетов предоставляются разнообразные пособия и выплаты различным категориям нуждающегося населения, к ним относятся и многодетные семьи. Пособия и выплаты могут носить постоянный, длительный и временный характер. Возможно предоставление разовой, одномоментной социальной помощи. Пособия выдаются чаще всего с целью социальной поддержки детей из этих семей. Социальная помощь оказывается также в виде предоставления многодетным семьям  кредитов на строительство жилья, благоустройство, приобретение домашнего имущества.

        Распространенным видом денежной помощи студентов из многодетных семей  является выплата стипендий.

        




Заключение

 

В мировой практике социальной работы в ряду значимых мер повышения эффективности действий специалистов в разрешении многообразных проблем семьи уверенно утверждается социально-педагогическое обеспечение социальной работы с семьёй как самостоятельный вид обеспечивающей деятельности.

Практика становления профессии «социальный работник» показывает, что социально-педагогическое обеспечение существенно влияет на роль и место различных категорий семей в социализации подрастающего поколения, а также на возможности семьи реально использовать накапливающийся научный потенциал для её блага, особенно в жизненно трудных ситуациях.

Сегодня становится очевидным, что эффективность социальной работы с многодетной семьёй, нуждающейся в социальной защите и поддержке в обычных и экстремальных условиях жизнедеятельности в значительной мере зависит от уровня её социально-педагогического обеспечения. Признано, что социально-педагогическое обеспечение социальной работы является важным средством социального восстановления (поддержания) социальной активности семьи в условиях коренных социально-экономических преобразований общества.

Россия еще по крайней мере десятилетие будет находиться в достаточно сложном положении, когда социальные ожидания населения существенно завышены по сравнению с экономическими возможностями общества. Отсюда велика опасность острых социальных конфликтов.  Так как объектом  социальной работы являются люди, то поле деятельности социальных работников велико. В данной работе мы рассмотрели только небольшой пласт социальной работы – многодетные семьи. Невозможно всех обеспечить социальной защитой. Лишь немногие отдельные слои и группы населения наиболее в ней нуждающиеся могут рассчитывать на поддержку социальной защиты. Существует социальная отрасль экономики называемая социальным обеспечением.

        Долг каждого государства – заботится о своем населении. Именно этим и занимается социальная защита населения, дифференцированно проводится работа с различными категориями семей, более оперативно оказываются различные виды помощи детям и семьям. Семья – социальная ячейка общества. Выполняя различные свои функции, она тем самым организует и осуществляет связи в обществе.     Современные условия жизни очень жестокие. Они бьют по самой уязвимой, но важной части человеческого сообщества – по семье. Семья в мире большого выбора, новых технологий и услуг теряется. Возникают проблемы семьи, не только как подструктуры общества, но и как самостоятельной системы. Именно эти проблемы разрушают семью. И только развитие социальных служб могут изменить ситуацию.

В заключении ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что социальная работа ориентированна не только на решение данных проблем семьи, но и на её укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.


 







Список литературы


1.          Вершигора Е.Е. Менеджменгт: Уч. пос. – М.: ИНФРА – М, 1999. 179 c

2.          Дикаpева А.А., Миpская М.И. Социология труда M.: Высшая школа, 1989.

3.          Кравченко А.И. Социология менеджмента. Уч. пос. для вузов. – М.: ЮНИТИ,   1998

4.          Макконнел К., Брю С. “Экономикс” Республика, 1992 г.

5.           Медков В.М., Антонов А.И. «Социология семьи», М., Издательство МГУ, 1996.

6.          Павленок П.Д. Основы социальной работы. М.: ИНФРА-М, 1998. 205 c.

7.          Плеханов А.С. Практика социальной работы. М.: Дело, 2004, 317 с.

8.          Прикладная социология и менеджмент/ Под ред. А.И. Кравченко. М.: МГУ,  1998, 417 с.

9.          Семенов А.Л. Семья и общество. М.: Социс, 2004, 647 с.

10.      Харчева В.  Основы социологии. М.: Логос, 1997, 304 c.

11.      Холостова Е.И. Социальная политика. Учебное пособие. М., Инфра-М. 2001.

12.      Яркина Т.Ф., Бочарова В.Г. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт.- М.: Тула, 2000.



[1] Вершигора Е.Е. Менеджменгт: Уч. пос. – М.: ИНФРА – М, 1999.с.56.

[2] Прикладная социология и менеджмент/ Под ред. А.И. Кравченко – М.: МГУ,    1998, с.25.


[3] Яркина Т.Ф., Бочарова В.Г. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт.- М.; Тула, 2000, с.87.

[4] Яркина Т.Ф., Бочарова В.Г. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт.- М.: Тула, 2000,c.87

[5] Яркина Т.Ф., Бочарова В.Г. Теория и практика социальной работы:Отечественный и зарубежный опыт.- М.; Тула, 2000,с.94.


[6] Яркина Т.Ф., Бочарова В.Г. Теория и практика социальной работы:Отечественный и зарубежный опыт.- М.; Тула, 2000, с.68.


[7] Холостова Е.И. Социальная политика. Учебное пособие. М., Инфра-М. 2001, с. 48.

[8] Семенов А.Л. Семья и общество. М.: Социс, 2004, с. 162.

[9] Плеханов А.С. Практика социальной работы. М.: Дело, 2004, с. 87.

[10] Яркина Т.Ф., Бочарова В.Г. Теория и практика социальной работы:Отечественный и зарубежный опыт.- М.; Тула, 2000, с.79

[11] Прикладная социология и менеджмент/ Под ред. А.И. Кравченко – М.: МГУ,    1998, с.54.