Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли




Содержание


Введение.............................................................................................................. 3

1. Конкуренция и ее функции. Сравнительная характеристика рыночных структур.............................................................................................................. 4

2. Максимизация прибыли конкурентной фирмы в краткосрочном периоде  9

3. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде................. 10

4. Эффективность конкурентных рынков................................................... 16

Заключение...................................................................................................... 17

Список использованной литературы........................................................... 18

Практическая часть........................................................................................ 19

Задача 1.......................................................................................................................................... 19

Задача 2.......................................................................................................................................... 21

Задача 3.......................................................................................................................................... 21

Задача 4.......................................................................................................................................... 22

Задача 5.......................................................................................................................................... 23



Введение


Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

По определению рынок – это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

Цель работы: описать предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли.

Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:

1. описать сущность конкуренции и обозначить ее функции. Провести сравнительную характеристику рыночных структур;

2. Описать процесс максимизации прибыли конкурентной фирмы в краткосрочном периоде;

3. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде

4. Эффективность конкурентных рынков


1. Конкуренция и ее функции. Сравнительная характеристика рыночных структур


Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции (competition). Конкуренция – это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба – это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами. В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

Выделяют следующие основные функции конкуренции.

Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

- предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;

- предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функцию. Руководящий принцип "оптимальной интенсивности конкуренции" в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что: технический прогресс в отношении изделий и прогрессов быстро внедряется (инновация под давлением конкуренции); предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям (например, склонности потребителей) адаптация под давлением конкуренции.

Масштаб интенсивности конкуренции определяется тем, как скоро преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций конкурентам. В первую очередь это зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько динамичен спрос.

В соответствии с руководящим принципом оптимальной интенсивной конкуренции благоприятные условия для нормального функционирования соперничества появляются тогда, когда имеют дело с "широкой" олигополией с "умеренной" индивидуализацией продукции. "Узкая" олигополия с сильной индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность конкуренции.

В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют: качество конкуренции; само существование конкуренции; цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции; предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене и другим договорным условиям; защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки помогают покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторых их качествах; ограниченная по времени патентная защита (20 лет) и зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики.

Взаимодействие между продавцами и покупателями, выступающими предъявителями предложения и спроса, происходит на рынке. Решения продавцов и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться для разных типов (моделей) рынка. Вообще говоря, в зависимости от целей экономического исследования могут быть различные классификации рыночных структур.

По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка (в экономической литературе их также называют видами рыночных структур):

1.      совершенная (чистая) конкуренция

2.      монополистическая конкуренция

3.      олигополия

4.      монополия

На рынке совершенной конкуренции расщепление экономической власти максимально и механизмы конкуренции работают в полную силу. Здесь действует множество производителей, лишенных каких-либо рычагов навязывания своей воли потребителям.

При несовершенной конкуренции расщепление экономической власти ослаблено или вовсе отсутствует. Поэтому производитель приобретает известную степень влияния на рынок.

Степень несовершенства рынка зависит от разновидности несовершенной конкуренции. В условиях монополистической конкуренции она невелика и связана только с умением производителя выпускать особые, отличающиеся от конкурентных разновидности товаров. При олигополии несовершенство рынка значительно и диктуется немногочисленностью действующих на нем фирм. Наконец, монополия означает господство на рынке только одного производителя.

Исследования экономистов показали, что в основу определения того, к какому типу относится та или иная рыночная структура, должны быть положены следующие критерии: количество фирм, представленных на рынке той продукции, которая выпускается данной отраслью; характер производимой продукции (стандартная или дифференцированная); наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в данную отрасль или выхода из нее; степень доступности экономической информации.

Формы конкуренции и их краткая характеристика

Количество и размер

Характер продукции

Условия выхода и входа

Доступность информации

Совершенная конкуренция

Множество мелких фирм

Однородная

Никаких затруднений

Равный доступ

Монополистическая конкуренция

Множество мелких фирм

Разнородная

Никаких затруднений

Некоторые затруднения

Олигополия

Число невелико

Разнородная или однородная

Возможны отдельные препятствия

Некоторые ограничения

Монополия

Одна фирма

Уникальная

Непреодолимые барьеры

Некоторые ограничения


В одних отраслях, число представленных на рынке фирм велико, в других имеется лишь несколько крупных фирм. Так, в черной металлургии России 31% продукции в 1997г. приходился на долю трех, а 56,6% – на долю восьми крупнейших предприятий отрасли. В то же время в пищевой промышленности эти цифры составили соответственно 5,4% и 9%, т.е. большая часть продукции выпускалась средними и мелкими предприятиями. Очень велико число представленных на рынке производителей в сельском хозяйстве.

Некоторые отрасли производят одинаковую, т.е. стандартизированную продукцию (например, металл, древесина, зерно). В других случаях продукция является дифференцированной (например, различные марки автомобилей или различные виды стирального порошка).

Каждая отрасль характеризуется наличием или отсутствием барьеров на пути вхождения в нее: законодательных, технологических, финансовых и других. В одних случаях таких барьеров практически нет или же они легкопреодолимы. Так, любой фермер может приступить к выращиванию огурцов на своем участке земли и продавать продукцию на рынке. В этом случае невелики и размеры первоначального капитала. Они не выступают в качестве существенного экономического барьера. Для того же чтобы организовать производство станков, необходим довольно значительный первоначальный капитал, что служит высоким барьером для вхождения в отрасль.

Наконец, в отдельных отраслях наблюдается различная степень доступности экономической информации. Мелкий фермер не видит в своем соседе-фермере конкурента, который мог бы повлиять на реализацию его продукции, так как на рынке выступает множество фермеров, производящих одинаковую продукцию, и каждый из них в отдельности не влияет на уровень цен. Поэтому соседи могут делиться своей технологией выращивания овощей. На рынках продуктов, которые производят несколько крупных фирм, они являются серьезными конкурентами и строго оберегают коммерческую тайну.

Все указанные признаки рыночных структур определяют характер ценообразования. Например, в сельском хозяйстве при производстве зерна или овощей фермер не может контролировать цены на свою продукцию. Это предполагает условия совершенной конкуренции. В условиях других трех рыночных структур фирма в той или иной степени осуществляет контроль над ценами, оказывая полное или частичное влияние на их уровень. Эти рыночные структуры поэтому обычно называют формами несовершенной конкуренции.

2. Максимизация прибыли конкурентной фирмы в краткосрочном периоде


Совершенная конкуренция – вид отраслевого рынка, на котором много фирм продают стандартизированный продукт и ни одна фирма не обладает контролем над такой долей рынка, которая позволила бы влиять на цену продукта. При совершенной конкуренции доля каждой фирмы в общем выпуске продукции, продаваемой на рынке, составляет менее 1%. Поэтому конкурентные фирмы не могут воздействовать на рыночную цену изменением объёма продаж, что имеет место в условиях олигополии. В силу того что на совершенно конкурентных рынках продаётся не дифференцированная (как при монополистической конкуренции), а стандартизированная, т.е. лишённая особых качественных характеристик, продукция, фирмы также не могут влиять на рыночную цену, а вынуждены принимать её как заданную извне, самим рынком. Ни одна из фирм не рассматривает конкурентов как угрозу её рыночной доле продаж и, следовательно, не интересуется производственными решениями своих конкурентов. Информация о ценах, технологии и вероятной прибыли доступна для любой фирмы, и существует возможность быстро реагировать на изменившиеся условия рынка посредством перемещения применяемых производственных ресурсов, т.е. продажи одних факторов производства и вложения вырученных средств в другие. Для продавцов вход на рынок и выход из него абсолютно свободны, так как не существует барьеров, не позволяющих фирме продавать свой товар на данном рынке; нет и трудностей с прекращением операций на рынке. Нарушение любого из перечисленных требований приводит к подрыву совершенной конкуренции и возникновению несовершенной конкуренции. Важную роль в выборе фирмой объёма выпуска, максимизирующего прибыль, играет тот факт, что производить этот объём выпуска можно при разных издержках.

Естественно, что фирму в этом случае должен интересовать вопрос, каким образом можно произвести желаемый объём выпуска (максимизирующий прибыль) при наименьших издержках. Таким образом, минимизация издержек является необходимым условием максимизации прибыли фирма, если должна производить и продавать то количество.

3. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде


Вход на рынок совершенной конкуренции и выход из него открыт для всех фирм без исключения. Поэтому в долгосрочном периоде уровень прибыльности становится регулятором используемых в отрасли ресурсов.

Если установившийся в отрасли уровень рыночных цен выше минимума средних издержек, то возможность получения экономических прибылей послужит своеобразным стимулом для входа в данную отрасль новых фирм. Отсутствие барьеров на их пути приведет к тому, что на производство данного вида товаров будет направляться все большая доля ресурсов.

И наоборот, экономические убытки будут выполнять роль антистимула, отпугивающего предпринимателей и сокращающего объем используемых в отрасли ресурсов. Ведь если фирма вознамерилась оставить отрасль, то в условиях совершенной конкуренции она не встретит на своем пути никаких барьеров. То есть фирма в этом случае не будет нести каких-либо безвозвратных издержек и найдет своим активам новое применение или продаст их без ущерба для себя. А потому реально сможет осуществить свое стремление переместить ресурсы в другую отрасль.

Взаимосвязь между уровнем прибыльности в конкурентной отрасли и размерами использования в ней ресурсов, а значит, и объемом предложения, предопределяет безубыточность действующих в конкурентной отрасли фирм в долгосрочном периоде (или, что тоже самое, получение ими нулевой экономической прибыли). Механизм установления нулевой экономической прибыли показан на рис. 1.

Пусть в конкурентной отрасли (рис.1) первоначально существует равновесие (точка О), диктующее некий уровень цен Ро, при котором фирма (рис. 1а) в краткосрочном периоде получает нулевую прибыль. Допустим далее, что на продукцию отрасли неожиданно возрос спрос. Кривая отраслевого спроса Dо в этой ситуации переместится в положение D1, и в отрасли установится новое краткосрочное равновесие (точка равновесия О1., равновесный объем предложения Q1, равновесная цена Р1). Для фирмы новый повышенный уровень цен станет источником экономических прибылей (цена Р1 лежит выше уровня средних общих издержек АТС).

а)                                                      б)

Рисунок 1. Долгосрочное равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции[1]

Экономические прибыли привлекут в отрасль новых производителей. Следствием этого станет формирование новой кривой предложения S2, смещенной по сравнению с первоначальной в сторону больших объемов производства. Установится и новый, несколько снизившийся уровень цен Р2. Если при этом уровне цен (как на нашем рисунке) сохранятся экономические прибыли, то приток новых фирм продолжится, а кривая предложения еще сильнее сдвинется вправо. Параллельно с притоком в отрасль новых фирм предложение в отрасли будет увеличиваться и под влиянием расширения производственных мощностей уже действующими в отрасли фирмами. Постепенно все они выйдут на уровень минимальных средних долгосрочных издержек (LATC), т.е. достигнут оптимального размера предприятия.

Очевидно, что оба названных процесса будут длиться до тех пор, пока кривая предложения не займет положения S3, означающего для фирм нулевой уровень прибылей. И только тогда приток новых фирм иссякнет – для него больше не будет стимула.

Та же самая цепочка последствий (но уже в обратном направлении) развертывается и в случае возникновения экономических убытков: сокращение спроса; падение цены (краткосрочный период); появление экономических убытков у фирм (краткосрочный период); отток фирм и ресурсов из отрасли; сокращение долгосрочного рыночного предложения; рост цены; восстановление безубыточности (долгосрочный период); прекращение оттока фирм и ресурсов из отрасли.

Таким образом, совершенная конкуренция обладает своеобразным механизмом саморегуляции. Его суть состоит в том, что отрасль гибко реагирует на изменение спроса. Она привлекает такой объем ресурсов, который увеличивает или уменьшает объем предложения ровно настолько, насколько необходимо, чтобы компенсировать изменение спроса. И обеспечивает на этой основе долгосрочную безубыточность фирм.

Суммируя, можно сказать, что устанавливающееся в отрасли равновесие в долгосрочном периоде удовлетворяет трем условиям:

1) выполняются условия краткосрочного равновесия, т.е. краткосрочные предельные издержки равны краткосрочному предельному доходу и цене (Р=MR=МС);

2) каждая из фирм удовлетворена объемами используемых производственных мощностей (краткосрочные средние совокупные издержки равны наименьшим возможным долгосрочным средним издержкам АТСmin . =LATCmin);

3) фирма получает нулевую экономическую прибыль, т.е. сверхприбыль не образуется, а потому не существует фирм, желающих войти в отрасль или покинуть ее (Р = АТС min). Все эти три условия долгосрочного равновесия можно представить в следующем обобщенном виде:

P=MR= МС =АТСmin . =LATCmin

Если соединить все точки возможного долгосрочного равновесия, то образуется долгосрочная линия предложения конкурентной отрасли (SL). Действительно, точки равновесия О и О3 на рис. 1 фактически намечают положение долгосрочной кривой предложения. Они показывают, что в долгосрочном плане конкурентная отрасль способна обеспечить любой объем предложения по одной и той же цене Рo. В самом деле, повторив приведенную выше цепочку рассуждений, легко прийти к следующему выводу: как бы не изменился спрос, объем предложения отреагирует так, что в конечном счете точка равновесия вновь вернется на уровень, соответствующий уровню нулевой экономической прибыли для действующих в отрасли фирм.

а)

Рисунок 2. Долгосрочная кривая предложения для отрасли с постоянными (а), растущими (б) и падающими (в) издержками[2]

Итак, общий принцип состоит в том, что долгосрочной кривой предложения конкурентной отрасли является линия, проходящая через точки безубыточности для каждого уровня производства. На рис. 2 показаны разные варианты проявления этой закономерности. В рассмотренном нами конкретном примере (рис. 1) такой линией является прямая, параллельная оси абсцисс и соответствующая абсолютной эластичности предложения. Последнее, впрочем, имеет место не всегда, а только в так называемых отраслях с постоянными издержками. То есть в тех случаях, когда при расширении объема своего предложения отрасль имеет возможность закупать необходимые ресурсы по постоянным ценам.

Как правило, это условие выполняется для отраслей, имеющих сравнительно небольшие размеры относительно масштабов всей экономики. Скажем, рост числа бензоколонок в России не создает напряжения ни на одном из ресурсных рынков, на которые выходят фирмы при строительстве автозаправочных станций. Если отвлечься от инфляции, создание резервуаров, приобретение насосов, найм персонала и т.д. обходятся при сооружение каждой дополнительной станции примерно в одну и ту же сумму (различия могут быть связаны лишь с ее размерами и дизайном). Следовательно, и уровень безубыточности, на котором под влиянием конкуренции замрет цена услуг бензоколонок, будет все время один и тот же. Мы изобразили эту ситуацию на рис. 2а, совместив на одном графике долгосрочную кривую предложения отрасли (S) и кривые издержек типичной фирмы (АТС1, АТС2, АТС3), соответствующие данному уровню общеотраслевого производства.

Для рынка совершенной конкуренции такая ситуации достаточно типична. Вспомним лотки и магазинчики разного профиля, мастерские по ремонту и изготовлению разнообразных товаров, мини-пекарни, кондитерские и др. Все эти виды бизнеса малы в масштабах страны и их расширение вряд ли способно повлиять на цены закупаемых ресурсов.

Не так обстоит дело, если ресурсы будут обходиться каждой новой входящей на рынок фирме все дороже и дороже. Это происходит обычно, если растущий спрос отрасли на определенный ресурс оказывается столь значительным, что создает его дефицит в экономике в целом.

Подобная ситуация типична для любой отрасли с растущими издержками, в которой цены используемых в производстве факторов растут по мере расширения отрасли и увеличения спроса на эти факторы.

При росте долгосрочных издержек фирмы-новички отрасли выйдут на уровень нулевой экономической прибыли при более высокой цене, чем старожилы. Если вновь обратиться к рис. 1, то можно сказать, что приток новых фирм в отрасль не выведет предложение на уровень кривой S3, а прекратится раньше, скажем, в положении S2 при котором фирмы окажутся в новом (с учетом подорожания ресурсов) положении безубыточности. Ясно, что и долгосрочная кривая предложения (S) пройдет в этом случае не по горизонтальной траектории О-О3, а по восходящей кривой О-О2.

В обобщенной форме то же самое представлено на рис. 2б. По мере роста объема производства отрасли точки безубыточности действующих в ней фирм будут достигаться при последовательном росте цен (с Р1, до Р3). Это и обусловит подъем кривой SL.

Особенно быстро повышение издержек происходит, если фирмы отрасли используют уникальные факторы производства: особо одаренных высококвалифицированных специалистов; почвы повышенной плодородности; минеральные ресурсы, которые имеются только в определенных регионах, и т.д.

Наконец, встречаются отрасли, в которых цены на факторы производства уменьшаются в ходе расширения производства. Минимальные средние издержки в этом случае в долгосрочном плане тоже сокращаются. А рост отраслевого спроса вызывает в долгосрочном периоде одновременное увеличение объема предложения и снижение равновесной цены.

Долгосрочная кривая предложения отрасли с падающими издержками имеет отрицательный наклон (рис. 2в).

Такое сверхблагоприятное развитие событий обычно связано с экономией на масштабах производства у поставщиков ресурсов (сырья, оборудования и др.) для данной отрасли. Например, вполне вероятно, что по мере роста численности и укрепления фермерских хозяйств в России их издержки испытают долговременное сокращение. Дело в том, что машины и инвентарь, приспособленные для фермеров, сейчас производятся буквально поштучно, а потому очень дороги. При появлении на них массового спроса изготовление будет поставлено на поток и резко удешевится. Фермеры же, ощутив снижение издержек (на рис. 2 от АТС1 до АТС3) и сами начнут снижать цену на свою продукцию (падение кривой SL).

Итак, конкурентное равновесие в долгосрочном периоде – это объём выпуска продукции и рыночная цена, которые позволяют фирмам в отрасли получать нулевую «экономическую прибыль». Если бы фирмы получали больше или меньше, пришли бы в движение силы, которые обеспечили бы либо повышение, либо понижение цены до того уровня, когда экономическая прибыль опять бы стала равна нулю. Когда экономическая прибыль равна нулю, фирмы не имеют стимула входить в отрасль или покидать её, так как они получают прибыль на применяемые факторы производства, которая равна той, которую они бы получали, если бы выбрали лучшую из всех альтернатив использования собственных ресурсов.

При конкурентном равновесии в долгосрочном периоде цены не только равны долгосрочным предельным издержкам, они должны быть равны и средним издержкам в долгосрочном плане.

4. Эффективность конкурентных рынков


Слово «эффективность» используется экономистами в нескольких различных контекстах. Так, например, говорят, что японские рабочие работают более эффективно чем, например, российские рабочие. Говорят также, что угольная промышленность технологически менее эффективна, чем радиоэлектронные отрасли.

В экономической теории наиболее часто используется 2 критерия эффективности: принцип максимизации совокупного выигрыша участников экономического процесса и критерий эффективности по Парето.

Принцип максимизации совокупного выигрыша (в наиболее общей формулировке) гласит: размещение (ресурсов или благ) среди групп людей, чьи представления демонстрируют отсутствие эффекта дохода (т.е. являются квазилинейными) является эффективным тогда, когда максимизируется совокупный выигрыш всех участвующих лиц.

Конкурентное равновесие и Парето-эффективность. Экономическая ситуация является Парето-эффективной, если не существует способа улучшить благосостояние любого из экономических агентов, не ухудшив при этом состояние любого другого экономического агента. Достижение Парето-эффективности является желательной вещью, хотя и не единственной целью экономической политики.

Тем не менее эффективность является важной целью, и поэтому нужно определить, действительно ли на конкурентных рынках достигается Парето-эффективность? Конкурентный рынок, как и любой другой экономический механизм должен определить, сколько продукции необходимо производить? Эту проблему конкурентный рынок решает, основываясь на том, сколько люди желают заплатить, чтобы купить блага, в сравнении с тем, сколько люди должны заплатить, чтобы предложить эти блага к продаже.

Любое количество, меньшее, чем равновесное количество не может быть Парето-эффективным, поскольку будет существовать, по меньшей мере 2 человека, положение которых может быть улучшено.

Заключение


Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.

Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.


Список использованной литературы


1.      Кныш М.И. Конкурентные стратегии: Учебное пособие. - СПб, 2000, - 284 с.

2.      Курс экономической теории. Учебное пособие /под редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров, 1994. – 624с.

3.      Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2т: Пер. с англ. 11-го изд. Т. 1. – М.: Респулика, 1992. – 399с.

4.      Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям/Под редакцией А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. - М.:ИТД "КноРус", 1999. - 544 с.

5.      Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям/Под редакцией А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. 2 изд. – М.: ИТД «КноРус», «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 544с.

6.      Пиндайк Р., Русинфелд Д. Микроэкономика. – М., 1992. – 592с.

7.      Экономика: Учебник/Под ред. доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство БЕК, 1997. – 813с.

8.      Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп./Н.И. Базылев, А.В. Бондырь, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. - Мн.: БГЭУ, 1997. - 550 с.

9.      Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем", издательство "ГНОМ-ПРЕСС", 1998. - 384 с.


Практическая часть


Задача 1


Имеется следующая информация о деятельности фирмы "Платон и К":

Постоянные издержки за год, руб.                                                         60000

Цена реализации единицы продукций, руб.                             20

Средние переменные издержки, руб.                                         10

Текущий объем продаж, руб.                                                                   8000

Приемлемый диапазон объемов производства, ед.                4000-12000

Следует определить:

1) при каком объеме производства фирма работает безубыточно?

2) сколько единиц продукции необходимо продать для получения 30 тыс.руб. прибыла?

3) какая будет прибыль в результате сокращения переменных издержек на 10% и постоянных издержек на 10 тыс. руб. при допущении, что текущий объем производства можно сохранить прежним?

4) какую цену реализации следовало бы установить для получения прибыли в размере 30 тыс. руб., от реализации 8000 ед. продукции?

5) какой дополнительный объем продаж необходим для покрытий дополнительных постоянных издержек в размере 8000 руб. в связи с предложенным расширением предприятия?


Решение


1. Точка безубыточности продукции = ==6000 ед.

Величина точки безубыточности равна 6000 ед., т.е. при объеме производства от 6000 ед.до 12000 ед. фирма будет работать безубыточно.

2. Объем производства, обеспечивающий 30 тыс.руб. прибыли, равен

==9000 ед.

3. в результате сокращения переменных издержек на 10%, они будут составлять 10*0,9 = 9 руб.

в результате сокращения постоянных издержек на 10 тыс, руб. они будут составлять 60 - 10 = 50 тыс. руб.

Оценим себестоимость продукции  = Постоянные издержки + Переменные издержки = 60000 / 8000 + 10  = 17,5 руб./ ед .

Прибыль равна = (20 - 17,5) * 8000 = 20000 руб.

4. Определим цену реализации для получения прибыли в размере 30 тыс. руб., от реализации 8000 ед. продукции

=8000 ед.

Значит цена = 11,25 + 10 = 22,25 руб./ед.

5 Определим какой дополнительный объем продаж необходим для покрытия дополнительных постоянных издержек в размере 8000 руб. в связи с предложенным расширением предприятия

=6800 ед.


Ответ:

1. Точка безубыточности продукции = 6000 ед.

2. Объем производства, обеспечивающий 30 тыс.руб. прибыли, равен 9000 ед.

3. Прибыль равна 20000 руб.

4. Цена = 22,25 руб./ед.

5. Дополнительный объем продаж необходим 6800 ед.






Задача 2


Отметьте знаком (+) свойства, присущие кривым спроса отрасли и отдельной фирмы:

Свойства кривых спроса

Кривая спроса отрасли

Кривая спроса фирмы

Абсолютно эластична


+

Абсолютно неэластична

+


Совпадает с кривой AR и MR


+

Имеет постоянный рост равный MR

+



Задача 3


Фирма выпускает один вид продукции в условиях совершенной конкуренции. Зависимость общих издержек от объема выпуска продукции дана в таблице:

Объем выпуска, тыс.шт.

0

1

2

3

4

5

6

Общие издержки, руб.

400

600

1000

1600

2800

4100

5400


На рынке цена на продукции установилась на уровне 1000 руб. Определите:

1) какой объем выпуска выберет фирма?

2) ниже какого уровня должна снизиться цена, чтобы фирма прекратила производство данного вида продукция.


Решение


Объем производства

0

1

2

3

4

5

6

Общие издержки

400

600

1000

1600

2800

4100

5400

Удельные издержки

400

600

500

533,3

700

820

900

общие переменные издержки

-

200

800

1200

2400

3700

5000

средние постоянные издержки

400

400

100

133,3

100

80

70

средние переменные издержки

0

200

900

1466,7

2700

4020

5330

Предельные издержки

 

200

400

600

1200

1300

1300

цена = 200 (прибыль)

-400

-400

-600

-1000

-2000

-3100

4200

цена = 400 (прибыль)

-400

-200

-200

-400

-1600

-2100

-3000

цена = 600 (прибыль)

-400

0

200

200

-400

-1100

-1800

цена = 1000 (прибыль)

-400

400

1000

2400

1200

900

600

цена = 1200 (прибыль)

-400

600

1400

2000

2000

1900

1800

цена = 1300 (прибыль)

-400

700

1600

2300

2400

2400

2400


Из данной таблицы видно, что при цене = 1000 руб. фирма начинает приносить прибыль, а при цене ниже 600 рублей ей пора прекращать производство.


Ответ: 1) при цене = 1000 руб., объем 2 ед.; 2) при цене ниже 600 рублей


Задача 4


Цена мяса - 6 ден. ед./кг. Издержки фермера в денежном выражении равны:

1) 700 + 0,01Q2, где Q – объем выпуска мяса и кг. Найдите равновесный объем выпуска и максимальную прибыль.

Ответы: Q = 300 кг., Пmax = 200 ден. ед.


Решение

MC = TC¢Q

MC = 0,02 Q

MC = P

0,02 Q = 6

Q = 300 кг

PF = TR - TC

TR = R * Q = 6 * 300 = 1800

TC = 700 + 0,01 * 3002 = 700 + 900 = 1600

PF = 1800 – 1600 = 200 ден.ед.

Ответ: Q = 300 кг, PF = 200 ден.ед.




Задача 5


Отраслевой спрос на продукцию характеризуется функцией QD = 120 – 3p. При существующей технологии и заданных ценах на факторы Производства функция общих затрат фирмы, имеет вид: ТС= 10 + 8 g – 4q2 + q3.

1) по какой цене и сколько единиц продукции будет продано, если в отрасли будет работать 20 таких фирм?

2) сколько таких фирм останется в отрасли в каких условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде


P*

 

P

 
Решение

 









MC = P

PE = 10,47

QD = 120 – 3p

QD = 120 – 3 * 10,47 = 88,6

N = 23,6


Ответ: PE = 10,47, QD = 88,6, N = 23,6




[1] Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям/Под редакцией А.Г. Грязноваой и А.Ю. Юданова. 2 изд. – М.: ИТД «КноРус», «Издательство ГНОМ и Д»,2000- с.276

[2] Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям/Под редакцией А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. 2 изд. – М.: ИТД «КноРус», «Издательство ГНОМ и Д»,2000 – с.278