1.3. Анализ внешней среды предприятия
1.3.1. Анализ поставщиков
С точки зрения системного подхода организация есть механизм преобразования входов в выходы. Главными разновидностями входов являются материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Поставщики обеспечивают ввод этих ресурсов.
Поставщиком энергии для предприятия ООО «Балтимор-Амур», в основном, является государство (монополист), что лишает организации возможности выбора другого партнера.
Поставщики сырья и материалов для производства для ООО «Балтимор-Амур» представляют из себя широкую сеть предприятий Хабаровского края и за его пределами с налаженными связями. В следующей таблице перечислим поставщиков, работавших с ООО «Балтимор-Амур» в течение последних полутора-двух лет в следующей таблице :
Поставщик |
Поставляемый продукт |
Среднемесячный объем в натуральном выражении |
ОАО "Хабаровскэнерго" |
Электроэнергия |
1,9 млн. квт.ч |
ОАО «Комсомольская птицефабрика» |
Яйцо куриное (яичный порошок) |
1478 кг |
ОАО «Новосибирская птицефабрика» |
Яичный порошок |
798 кг |
ОАО «Сеньор помидор» |
Томаты, сладкий перец, лук репчатый |
3547 кг |
ООО «Восточные пряности» |
Специи и вкусовые добавки |
597 кг |
ЗАО «Луч» |
Пищевые консерванты и красители |
157 кг |
ОАО «Главпродукт» |
Овощи, растительные масла |
1234 кг |
ООО «ДальТорг» |
Растительные жиры |
468 кг |
МУП «ВладивостокХимКонцентрат» |
Пищевые консерванты, красители, пищевые добавки |
164 кг |
ООО «Семенов» |
Сахар, соль, желатин |
1235 кг. |
1.3.2. Анализ потребителей
Все многообразие внешних факторов находит отражение в потребителе и через него влияет на организацию, ее цели и стратегию. Необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. Многие организации ориентируют свои структуры на крупные группы потребителей, от которых они в наибольшей мере зависят.
Основными покупателями являются:
- ООО «Мастер фуд» (кафе быстрого питания и сеть магазинов);
- ООО «Флаберг»;
- ООО «Невада»;
- ИП «Ай гуль»;
- ИП «Оптовый клуб»;
- А также мелки частные предприятия г. Хабаровска и Хабаровского края.
Все потребители работают по предоплате 100%.
Данные об объемах закупок приведены в следующей таблице
|
Вид продукции |
Объем продаж, л |
1 |
Майонез |
|
|
ООО «Мастер фуд» |
35000 |
|
ООО «Флаберг» |
20000 |
|
ООО «Невада» |
25000 |
|
ИП «Ай гуль» |
95000 |
|
ИП «Оптовый клуб» |
100000 |
|
Мелкие частные предприятия |
75000 |
2 |
Кетчупы |
|
|
ООО «Мастер фуд» |
5000 |
|
ООО «Флаберг» |
12000 |
|
ООО «Невада» |
14000 |
|
ИП «Ай гуль» |
8000 |
|
ИП «Оптовый клуб» |
65000 |
|
Мелкие частные предприятия |
16000 |
Кроме того, потребителем являются розничные покупатели. Необходимо отметить, что общее падение уровня жизни населения также не является положительным фактором для развития предприятия ООО «Балтимор-Амур». Неплатежеспособность большей части населения не позволяет предприятию резко увеличить объем продаваемых услуг.
1.3.3. Анализ конкурентной среды
Влияние на организацию такого фактора как конкуренция невозможно оспаривать. Руководство каждого предприятия четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить.
Недооценка конкурентов и переоценка рынков приводят даже крупнейшие компании к значительным потерям и к кризисам. Важно понимать, что потребители – не единственный объект соперничества организаций. Последние могут также вести конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы, капитал и право использовать определенные технические нововведения. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными.
По производству кетчупов у ООО «Балтимор-Амур» является монополистом г. Хабаровске, а по производству майонеза существует конкурент – ИП «Масложир комбинат» (Юдинцев). Появление конкурента является угрозой. Необходима информация о том, насколько она серьезна, каковы возможности и намерения конкурента.
Специалистами предприятия ООО «Балтимор-Амур» был проведен анализ конкурентов и конкурентной среды, в ходе которого по 10-бальной шкале выставлялись оценки конкурентных преимуществ ООО «Балтимор-Амур» и его конкурентов. Результаты анализа приведены в следующей таблице.
№ пп |
Критерий конкурента |
Характеристика и оценка фактического состояния по 10 бальной шкале |
||
ООО «Балтимор-Амур» |
Конкурент №1 |
Конкуренты №2 |
||
ИП «Масложир комбинат» |
Производители из других регионов, распространяющие продукцию через оптовиков |
|||
1 |
Использование известного бренда |
4 |
5 |
2 |
2 |
Доля рынка |
6 |
4 |
2 |
3 |
Перспективы развития |
6 |
6 |
2 |
4 |
Местонахождение |
7 |
7 |
3 |
5 |
Производственные возможности |
7 |
5 |
4 |
6 |
Цены, ценовая политика, качество, упаковка товара. |
9 |
8 |
2 |
7 |
Финансовое состояние |
7 |
8 |
3 |
8 |
Доля собственного капитала |
9 |
8 |
5 |
9 |
Реклама нового товара |
5 |
6 |
2 |
10 |
Широта ассортимента |
8 |
4 |
8 |
|
ИТОГ |
68 |
61 |
33 |
Как можно видеть из этой таблицы, суммарное количество баллов, выставленных ООО «Балтимор-Амур», превышает оценки основных конкурентов. Однако, следует отметить, что главный конкурент – ИП «Масложир комбинат» – отстает по общей сумме баллов только за счет того, что он выпускает только один вид товаров (майонез), а по отдельным позициям его положение выглядит даже предпочтительнее, чем у ООО «Балтимор-Амур». Это означает, что при расширении производимого ассортимента ИП «Масложир комбинат» может оказать серьезную конкуренцию предприятию ООО «Балтимор-Амур».
Таким образом, следует отметить, что конкурентная среда хоть и благоприятна для ООО «Балтимор-Амур», но сохраняет некоторую напряженность.
Резюмируем влияние факторов внешней среды предприятия в Приложении 3.