Содержание



Введение. 3

1. Виды деятельности и система управления предприятием.. 2

2. Тенденции и разновидности развития предприятия. 6

3. Стратегические проблемы развития производства. 11

4. Проектирование систем управления. Автоматизация управления. 13

Заключение. 16


Введение

Преддипломная практика была пройдена в производственном отделе ООО «Нефтеторг», которое располагается по адресу: Хабаровск, ул. Промышленная, 91. Длительность преддипломной практики составила 6 недель.

Предприятие занимается торговлей нефтепродуктами, в частности бензином соляркой, различными маслами.

В данном отчете по преддипломной практике проведены некоторые аналитические  оценки и суждения  состояния системы управления предприятием, направлением его развития.

Основной целью практики являлось закрепление в производственных условиях теоретических знаний по курсу «Менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент» и смежных с ним дисциплин, приобретение практических навыков в области управления конкретным предприятием, проведении экономического анализа, разработке перспективных  и  текущих  направлений  хозяйственно-финансовой деятельности предприятий различных форм собственности. На преддипломной практике изучались передовые методы организации труда и управления персоналом.

Основные задачи во время прохождения практики:

-              Общее знакомство с предприятием;

-              Изучение основных технико-экономических показателей;

-              Анализ взаимодействия предприятия с внешней средой;

-              Организационное построение предприятия и структура аппарата управления, анализ функций управления по основным направлениям деятельности предприятия;

-              Анализ управления производством и финансами;

-              Анализ управления маркетинговой деятельностью и системы управления персоналом;

-              Содержание и организация  личного труда менеджера;

-              Оценка эффективности системы управления предприятием.

1. Виды деятельности и система управления предприятием

История развития ООО «Нефтеторг» уходит своими корнями к началу 80-х. В 1982-1987 годы была создана нефтесбытовая система. Для организации сбыта нефтепродуктов внутри региона был основан Нефтеторг, преобразованный в последствии в Нефтесиндикат. Одна из контор этой организации находилась в г. Хабаровске.

В ходе экономических процессов 90-х годов из состава ООО «Нефтеторг» были выделены несколько структур, до сегодняшнего дня работающих в сфере нефтепродуктообеспечения.

С 1995 года ООО «Нефтеторг» входит в структуру нефтяной компании ОАО «Сиданко». В 2003 г. прошел процесс создания новой структуры — «ТНК-ВР». ООО «Нефтеторг» — одно из сбытовых предприятий вновь созданной компании на Российском рынке нефтепродуктов.

ООО «Нефтеторг» является одним из крупнейших поставщиков нефтепродуктов в Хабаровском крае. Производственно — сбытовая сфера деятельности Общества распространяется на значительную часть Хабаровского края и направлена на обеспечение качественным топливом сельхозпредприятий, промышленности, бюджетных организации. ООО «Нефтеторг» имеет нефтебазы и развитую сеть автозаправочных станций.

АЗС Общества — это качественные виды топлива, вежливое обслуживание, а так же сопутствующие товары и услуги. С АЗС предусмотрен отпуск нефтепродуктов по заборно-лимитным ведомостям (фиксация цен на момент оплаты).

Оптовым потребителям предлагается широкий ассортимент продукции, отпускаемой с нефтебаз. Автомобильные бензины, дизельное топливо, печное топливо, масла (моторные, индустриальные, трансмиссионные) и смазки соответствуют ГОСТам и самому взыскательному спросу потребителей. Для постоянных клиентов действует гибкая система скидок, возможна доставка нефтепродуктов транспортом нефтебаз.

Высокий авторитет ООО «Нефтеторг» достигнут за счет хорошей организации производства, продуманной системы снабжения нефтепродуктами партнеров, жестких требований к качеству товара. Сертифицированными лабораториями постоянно контролируется качество реализуемых нефтепродуктов.

Следуя корпоративной политике, ООО «Нефтеторг» уделяет приоритетное внимание вопросам экологического состояния окружающей среды. В своей деятельности стремится неукоснительно выполнять законодательство, регулирующее сбытовую деятельность предприятия нефтепродуктообеспечения.

В настоящее время предприятие представляет собой организацию с функциональной структурой. Такая организационная структура позволяет каждому подразделению решать свою определенную, конкретную задачу. На рис. 1.  представлена организационная структура ООО «Уральский электронный завод».

Все вопросы сначала представляются заместителю директора.

Бухгалтерия выполняет следующие функции:

-              Учет нематериальных активов;

-              Учет финансовых вложений;

-              Учет производственных запасов;

-              Учет труда и его оплаты (расчеты с бюджетами);

-              Учет затрат на производство продукции и калькулирование себестоимости продукции;

-              Учет готовой продукции и ее реализации;

-              Учет денежных средств;

-              учет денежных средств и операций в иностранной валюте;

-              учет финансовых результатов и использования прибыли.

Отдел маркетинга занимается поиском заказчиков, заключением с ними контрактов, а также отслеживанием скорости выполнения заказа. Также отдел маркетинга занимается рекламой ООО «Нефтеторг» и сравнением конкурентов. В связи с тяжелой экономической обстановкой в стране, а так же потерей нескольких серьезных заказчиков, которые перестали существовать или обратились к другим российским производителям нефтепродуктов, из-за более высокой цены на ООО «Нефтеторг», чем у других производителей. В связи с этим руководством было принято решение усилить отдел маркетинга, а также выделить специальное подразделение, которое отслеживало бы скорость исполнения заказа.

 




















Отдел материально-технического снабжения, состоящий из водительской группы, таможенной группы, группы контрактников и склада выполняет следующие функции:

1.     обеспечение производства всеми необходимыми расходными материалами и комплектующими:

-              изучение возможных источников закупки нефтепродуктов и переговоры с возможными поставщиками;

-              размещение заказа, включая переговоры о поставках;

-              контроль за поставками (своевременность, комплексность, количество и качество) с принятием необходимых мер в случае появления отклонений;

-              планирование поставок;

-              доставка, приемка и хранение нефтепродуктов;

-              учет и контроль доставки;

2.     обеспечение ввоза материалов и вывоза нефтепродуктов за пределы предприятия.

Взаимодействие всех отделов осуществляется на оперативных совещаниях у директора каждую пятницу, а также с помощью служебных писем между подразделениями.

В целом, изучив, структуру управления в ООО «Нефтеторг» можно сделать следующие выводы.

Функциональная организационная структура ООО «Нефтеторг» реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления. 

Система управления основана на создании подразделений для выполнения определённых функций на всех уровнях управления ООО «Нефтеторг». К таким функциям относят исследования, производство, сбыт, маркетинг и т.д. Здесь с помощью директивного руководства могут быть соединены иерархически нижние звенья управления с различными более высокими звеньями управления. Передача поручений, указаний и сообщений осуществляется в зависимости от вида поставленной задачи. Функциональная структура управления производством в ООО «Нефтеторг» нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений. Функциональные службы обычно имеют в своём составе специалистов высокой квалификации, выполняющих в зависимости от возложенных на них задач конкретные виды деятельности.

К преимуществам существующей организационной структуры ООО «Нефтеторг» можно отнести:

-       Сокращение звеньев согласования

-       Уменьшение дублирования работ

-       Укрепление вертикальных связей и усиление контроля за деятельностью нижестоящих уровней

-       Высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций

К недостаткам существующей организационной структуры ООО «Нефтеторг» можно отнести:

-       Неоднозначное распределение ответственности

-       Затруднённая коммуникация

-       Длительная процедура принятия решений

-       Возникновение конфликтов из-за несогласия с директивами, так как каждый функциональный руководитель ставит свои вопросы на первое место.

-       В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена кооперация.


2. Тенденции и разновидности развития предприятия

Основными направлениями развития предприятия на сегодняшний день являются планы по строительству дополнительных нефтебаз и автозаправок на территории края и Дальнего Востока.

На сегодняшний день  предприятие имеет 38 автозаправок на  трассах федерального и областного назначения, в городах и в сельской местности. Их структура выглядит следующим образом (рис.2. ).

На сегодняшний день ООО «Нефтеторг» имеет 8 нефтебаз с суммарным объемом хранения — 107,8 тыс. тн.

Батайская — 39,3 тыс. тн.

Сальская — 8,2 тыс. тн.

Цимлянская — 13,2 тыс. тн.

Лиховская — 22,7 тыс. тн.

Тарасовская — 5.8 тыс. тн.

Миллеровская — 8,6 тыс. тн.

Новочеркасская — 6,2 тыс. тн

Каменская — 3,8 тыс. тн. (законсервирована)

 

АЗС на трассах федерального и областного назначения

АЗС в городах

АЗС в сельской местности






Основными тенденциями в системе развития предприятия являются следующие мероприятия:     

-              Внедрение эффективной системы менеджмента.

-              Достижение высокого профессионального уровня сотрудников.

-              Дифференцированный учет потребностей различных категорий потребителей, подготовка и реализация адресных программ и пакетов коммерческих услуг,  учитывающих особенности различных потребителей (корпоративных оптовых покупателей, служебный,  корпоративный автотранспорт, транзитные перевозчики, частный автотранспорт, коммунальные и бюджетные потребители топлива и т.д.).

-              Создание эффективного взаимодействия с внешним окружением (органы региональной власти, общественность, СМИ и т.д.).

-              Продвижение бренда и поддержание высокого корпоративного имиджа.

-              Осуществление программы повышения качества и расширения ассортимента товара: нефтебитумы, масла, перераспределение ассортимента в сторону уменьшения объёмов печного топлива, для увеличения объемов реализации дизельного топлива и высокооктановых автобензинов.

-              Гибкая ценовая политика Общества.

-              Оптимизация и модернизация активов, входящих в структуру Общества.

-              Разработка инвестиционных программ строительства новых автозаправочных комплексов и привлечение действующих автозаправочных станций, независимых нефтяных компаний, путем аренды, выкупа, заключения договоров франчайзинга.

-              Внедрение на АЗС систем продаж сопутствующих товаров и услуг.

-              Создание эффективной системы внутреннего контроля, минимизация  рисков.

-              Бережное отношение к окружающей природной среде, достижение экологического равновесия.

ООО «Нефтеторг» ежегодно подготавливает план НИОКР и согласовывает его с фондом НИОКР. Затем составляет отчет по его выполнению и так же согласовывает с фондом.

Составляющей частью плана НИОКР является инновационный процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок, либо иных научных достижений или разработок.

Расход денежных средств на НИОКР в ООО «Нефтеторг» состоит из двух частей:

1.  Оплата договоров на научно-исследовательские работы

2.  Оплата собственных нужд на разработку мероприятий проводимых на предприятии.

В планы НИОКР включаются мероприятия направленные на решение наиболее необходимых и актуальных проблем предприятия.

Структура расходов на НИОКР представлена в инвестиционном плане предприятия ООО «Нефтеторг», который не был предоставлен мне для публикации в отчете, но с которым я в ходе практики был ознакомлен.

Любой проект на предприятии тщательно исследуется, и прогнозируются примерная продолжительность каждой из стадий жизненного цикла. Это делается для того чтобы, проанализировать его экономическую эффективность на время запуска в работу, а так же для того чтобы подготовить все смежные с этим проектом рабочие места, процессы и механизмы, чтобы по возможности сократить жизненный цикл проекта и не опоздать с его внедрением.


В рамках программы развития на 2003- 2007 гг. предприятие планирует провести работы по реконструкции производства важнейших видов продукции и освоению новых  производств на базе современных технологий.

Организация управления проектами на предприятии не структурирована и ведется не упорядочено. Основные функции в этой деятельности выполняет производственный отдел.

На предприятии периодически внедряются новые технологии и оборудование, в том числе и собственные инновации.

Предприятие активно использует все рационализаторские предложения. Однако в настоящее время из-за недостаточного стимулирования и поощрения таких предложений подобная деятельность значительно снизила свои обороты по сравнению с прошлым.

Оценка коммерческого риска на предприятии ООО «Нефтеторг», как отдельная деятельность, закрепленная за какой либо структурной единицей, не существует. Она ведется беспорядочно на местах возникновения необходимости в ней, как правило, при нововведениях и инвестиционных проектах.

ООО «Нефтеторг» имеет достаточно высокую инвестиционную привлекательность. Предприятие обладает достаточно большой материально-технической базой и имеет  хорошую репутацию, как надежного и выгодного партнера, что позволяет говорить о предприятии как о потенциальном объекте для инвестиций. Однако нужно сказать, что финансовые показатели нескольких последних лет имеют нестабильную динамику, что отрицательно сказывается на инвестиционной привлекательности предприятия.

Исследование инвестиционных программ не ведется на предприятии на регулярной основе, и имеют эпизодический характер. Проводятся такие исследования для предоставления их в отчетах перед собранием акционеров. На предприятии нет специальной структуры или службы, которые бы занимались ведением инвестиционных проектов. Однако инвестиционная деятельность начинает набирать обороты в системе предприятия и возможно в самом недалеком будущем будет создана специальная служба,  которая будет заниматься разработкой внедрением и оценкой эффективности различных инвестиционных проектов на предприятии.

На предприятии нет специальной структуры или службы, которые бы занимались ведением инвестиционных проектов. Однако инвестиционная деятельность начинает набирать обороты в системе предприятия и возможно в самом недалеком будущем будет создана специальная служба,  которая будет заниматься разработкой внедрением и оценкой эффективности различных инвестиционных проектов на предприятии.

Перспективами развития инвестиционного менеджмента является внедрение какой-либо интегрированной управляющей системы, которая обеспечит четкий контроль за всеми инвестиционными проектами, позволит рационально распределять средства между проектами, а также снизит расходы на управление ими.


3. Стратегические проблемы развития производства

Основной целью пятилетней стратегии (2002-2007) ООО «Нефтеторг» является увеличение долгосрочной стоимости компании. Несмотря на то, что в компании разработан агрессивный план роста в краткосрочной перспективе, мы также намерены осуществить крупномасштабные инвестиции в долгосрочный рост. Цель этих инвестиций — создать предпосылки для устойчивого роста и прибыльности в период, выходящий далеко за рамки пятилетнего плана.

Ключевыми моментами стратегии являются:

-              Максимальное увеличение объемов добычи. Целью является достижение показателей роста выше среднего показателя по региону. Рост будет скомпенсирован активной программой замещения запасов.

-              Увеличение рентабельности инвестиций посредством вложений в транспортировку, переработку и маркетинг нефти и нефтепродуктов. Особое внимание будет уделяться росту экспортных продаж и повышению доходности по всей производственно-сбытовой цепочке.

-              Инвестиции в технологии, необходимые для повышения эффективности работы всех сегментов бизнеса, и внедрение этих технологий по всем активам компании.

-              Освоение и коммерческая разработка газовых ресурсов компании, осуществление поставок газа на внутренний рынок по мере его развития, а также экспорт на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

-              Рационализация и улучшение качества активов компании посредством выборочного приобретения новых активов в регионах основной деятельности компании, а также продажи непрофильных и неприбыльных активов.

-              Увеличение стоимости компании за счет установления высокого уровня корпоративного управления и прозрачности компании.

Основной проблемой развития ООО «Нефтеторг» является транспортировка. По итогам 2004 года компания на транспортировку затратила 1 млрд. рублей. Всего в прошлом году компанией было продано нефти и нефтепродуктов на 49 млрд. рублей.

Другой проблемой ООО «Нефтеторг» является ухудшение состояния сырьевой базы. Вообще, это является на сегодняшний день одной из важнейших проблем нефтяной отрасли. Это касается как количественного (сокращение объема), так и качественного (рост доли трудноизвлекаемых запасов) показателей. Уменьшаются размеры открываемых месторождений не только в освоенных регионах, но и на новых перспективных площадях. Основные приросты запасов были получены в основном за счет доразведки ранее открытых залежей, а также перевода запасов из предварительно оцененных в разведанные. Ускоренно растут и объемы списания запасов как неподтвердившихся. В связи с этим цена на бензин ежегодно растет, что приносит определенный ущерб компании.

Третьей проблемой компании является то, что нынешняя налоговая система не только затрудняет эксплуатацию имеющихся, в значительной степени выработанных, месторождений, но и фактически препятствует разработке новых перспективных запасов. На сегодня для ввода в строй новых крупных месторождений требуются огромные инвестиции, возможные только при участии иностранного капитала.

Таким образом, такие глобальные для российской нефтяной отрасли проблемы сдерживают развитие ООО «Нефтеторг».


4. Проектирование систем управления. Автоматизация управления

На предприятии ООО «Нефтеторг» существуют множество информационных потоков, которые обеспечивают управленческий аппарат и функциональные подразделения необходимой информацией в области решения задач технической подготовки производства, перспективного планирования и прогнозирования развития производства, маркетинговых исследований, оперативного управления материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, сбыта и реализации готовой продукции, бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности предприятия.

Источниками такой информации являются следующие пакеты программ используемых на предприятии:

-              Гарант

-              Консультант +

-              1С Бухгалтерия

-              1С Зарплата и кадры

Так же одним из важных и часто используемых источников информации является Интернет, позволяющий предприятию находить новых и поддерживать связь с уже существующими клиентами и партнерами.

На предприятии используется финансово-управленческие системы самого низшего уровня, т.н. локальные системы, предназначенные для ведения бухгалтерского учета и составления сметной документации. Используются следующие пакеты программ: 1С Бухгалтерия; Смета.

На предприятии имеется выделенный сервер, на котором хранится вся бухгалтерская и правовая информация о текущей и прошлой деятельности предприятия, а так же вся информация, касающаяся персонала предприятия. Как таковой четкой структуры хранения информации и соответственно специализированных выделенных банков под нее на предприятии нет.

На предприятии не внедрено какой-либо автоматизированной системы управления масштаба всего предприятия и работы по их проектированию не ведется. Имеющиеся же локальные АСУ в проектировании не нуждаются, так как они в достаточной степени унифицированы и начинают использоваться практически сразу же после их приобретения.

Компьютерный парк предприятия насчитывает 30 компьютеров и 1 выделенный сервер.

Таблица 1.

Характеристика компьютерного парка ООО «Нефтеторг»

Компьютеры

Характеристика

2 компьютера

Pentium 133, 16Mb

10 компьютеров

Pentium 166, 32Mb

3 компьютера

Celeron 600, 64Mb

остальные

Celeron 366, 32Mb

сервер

Pentium III 600, 128Mb

 

На всех компьютерах предприятия установлена операционная система MS Windows 2000 и пакет MS Office 2000. Кроме этого стандартного набора программ используются так же и ряд специализированных пакетов: Гарант; Консультант +; 1С Бухгалтерия; 1С Зарплата и кадры.

В целом уровень компьютеризации на ООО «Нефтеторг» можно охарактеризовать как удовлетворительный. Поэтому для дальнейшей успешной деятельности и развития необходимо больше уделять внимания этой проблеме.

На предприятии имеется локальная сеть, построенная по технологии Ethernet с использованием в качестве физического носителя данных витую пару, 2 HUB’а, со скоростью передачи данных 10/100 Mb. В сеть объединены 15 компьютеров с выделенным сервером. В большинстве своем в сети находятся компьютеры, используемые в бухгалтерии.

Из всех доступных возможностей Интернет на предприятии наиболее активно используется электронная почта, в основном для деловой переписки. Имеется собственный сайт, являющийся электронным представительством предприятия. Адрес сайта: www.tnps.boom.ru, адрес электронной почты: tnps@mi.ru.

В планах предприятия провести выделенную линию и поставить собственный сервер для обслуживания своего сайта.

Оценивать эффективность АСУ на данном предприятии в полной мере не представляется возможным, так как системы масштаба всего предприятия не существует, а существующие АСУ выполняют лишь некоторые функции в бухгалтерском учете и оценки. Такое положение дел не позволяет провести адекватную оценку АСУ, хотя имеющиеся и используемые системы успешно справляются с поставленными перед ними задачами.

Развитие АСУ предприятия идет поэтапно, с полной осознанностью необходимости таких перемен. Предприятие строит большие планы в области развития АСУ и дальнейшей компьютеризации своих подразделений. Планируется:

1.     Значительно пополнить парк компьютеров и периферии

2.     Объединить все компьютеры в сеть

3.     Автоматизировать весь бухгалтерский учет

4.     Автоматизировать работу с персоналом

5.     Поставить сетевую версию Гаранта

6.     Автоматизировать все делопроизводство и документооборот

7.     Приобрести САПР AutoCAD.

8.     Приобрести плоттеры и графопостроители и т.д.

Использование Интернет облегчит связь с внешними партнерами и клиентами, а так же позволит более быстрее и дешевле осуществлять коммерческие операции и будет привлекать новых потребителей выпускаемой обществом продукции и оказываемых услуг. Возможен выход на международный рынок в более масштабном плане.   

Заключение

В ходе преддипломной практики ознакомился с деятельностью и механизмом функционирования ООО «Нефтеторг» и его структурных подразделений.

В процессе преддипломной практики научился практическому использованию знаний  по курсу «Менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент» и смежных с ним дисциплин.

Приобрел практические навыков в области управления конкретным предприятием, разработке перспективных  и  текущих  направлений  хозяйственно-финансовой деятельности предприятий различных форм собственности.

Изучил в практике передовые методы организации труда и управления персоналом компании.

В процессе преддипломной практики были решены следующие задачи:

-              Проведено общее знакомство с предприятием;

-              Изучены основные технико-экономических показатели ООО «Нефтеторг»;

-              Проанализирована система взаимодействия предприятия с внешней средой;

-              Изучена организационная структура предприятия и структура аппарата управления, проанализированы функции управления по основным направлениям деятельности предприятия;

-              Рассмотрено содержание и организация  личного труда менеджера;

-              Дана оценка эффективности системы управления предприятием.

В процессе преддипломной практики, руководители со стороны  предприятия оказывали помощь в поиске и анализе материалов, осуществляли контроль и наставничество.

В качестве направления развития эффективности производственно-хозяйственной деятельности можно предложить развивать систему корпоративного управления в компании. Высокий стандарт корпоративного управления является ключевым фактором увеличения стоимости компании. Улучшение показателей деятельности компании основывается, в первую очередь, на этике и профессионализме ее менеджмента.

Такая стратегия ведет к построению русской компании мирового класса и достижению уровня, сопоставимого с уровнем аналогичных международных компаний.

В течение следующих пяти лет необходимо внедрять стандарты корпоративного управления, которые помогут достигнуть самого высокого уровня не только на российском рынке, но и с течением времени позволят конкурировать с лидерами международного рынка.

Кроме того, в результате проведения аналитической работы возникли следующие предложения по производственному отделу:

1.     Отделу следует направлять свою деятельность не на получение сиюминутной прибыли, а ориентироваться на долгосрочную перспективу;

2.     Применять единую стратегию и тактику приспособления к потребностям потребителя;

3.     Комплексно подходить к достижению поставленных целей;

4.     Быстро реагировать на текущие изменения во внешней среде по отношению к фирме, которую составляют потребители и другие субъекты рынка;

5.     Вместе с отделом маркетинга особое внимание уделить прогнозированию поведения международных рынков.


Приложение