Министерство образования и науки Российской Федерации

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина «Исследование систем управления»

на тему

«Исследование и проектирование управленческих решений»

Выполнила

Студентка

4 курса

Специальность

Номер зачетной книжки

Преподаватель

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. 5

1.1. Понятие об управленческих решениях. 5

1.2. Механизм выработки, принятия и реализации управленческих решений. 6

1.3. Необходимость исследования систем управления на уровне управленческих решений. 11

1.4. Классификация управленческих решений. 16

Классификация решений по субъектно-объектному признаку. 17

Классификация решений по степени определенности ситуации. 18

Классификация решений по форме. 19

Классификация решений по характеру целей и длительности действий. 19

Классификация решений по их месту и функциям в процессе управления. 20

Классификация решений по алгоритму. 21

Классификация решений по основаниям. 22

Классификация решений по содержанию задачи принятия решений и степени охвата объекта управления. 22

1.5. Технология принятия управленческих решений. 23

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32

Список использованной литературы.. 34

ВВЕДЕНИЕ

Эффективность деятельности предприятий зависит от качества управленческих решений. Это определяет важность овладения каждым ответственным работником аппарата управления, а тем более руководителями, теоретическими знаниями и навыками разработки управленческих решений.

Современная практика подготовки и исполнения решений изобилует многочисленными погрешностями на всех уровнях управления экономикой. Причины такого положения разнообразны, как многообразна хозяйственная жизнь, складывающаяся из множества простых и сложных ситуаций, требующих решения.

Определяющее место в составе причин неэффективных решений занимает незнание либо несоблюдение технологии их разработки и организации выполнения. Происходит это отчасти из-за недостатка публикаций, в комплексе и детально освещающих все этапы и процедуры разработки решений - важнейшего творческого акта процесса управления.

В отечественной специальной литературе по управлению управленческие решения, как правило, излагаются в виде отдельной главы, весьма агрегированно. Имеются работы, раскрывающие данную тему либо применительно к отдельной управленческой функции (например, маркетингу), либо уделяющие внимание конкретным методам разработки решений (эвристическим, экономическо-математическим, экспертным, сетевому и др.).

Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. В решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Если коммуникации -  своего рода «стержень», пронизывающий любую деятельность в организации, то принятие решений – это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации. Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

Цель курсовой работы - исследование процесса принятия, путей оптимизации и реализации управленческих решений.

Задачами курсовой работы являются:

−       Изучение понятия, классификации и технологии оптимизации управленческого решения

−       Изучение проблемы контроля за реализацией управленческого решения

Предмет исследования – роль управленческого решения в обеспечении процесса управления.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1. Понятие об управленческих решениях.

Принятие решения  представляет собой сознательный выбор  среди  имеющихся  вариантов или  альтернатив направления  действий, сокращающих разрыв между настоящим  и  будущим  желаемым состоянием организации. Таким образом, данный процесс включает в себя много различных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения.

Процесс принятия решений при кажущейся простоте очень непрост. В нем достаточно много тонкостей и подводных ри­фов, хорошо знакомых профессиональным менеджерам. Известное мнение о том, что принять решение легко - трудно принять хорошее решение, лишь подчеркивает сложность процесса разработки решения, сочетающего в себе формальные и неформальные аспекты, различающиеся степенью участия в нем человека.

Разработка эффективных решений - основополагающая предпосылка обеспечения конкурентоспособности продукции и фирмы на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики и работы, регулирования социально-психологических отношений на предприятии, создания положительного имиджа и др.

Принятие  решений  -  это  творческий  процесс  в  деятельности

руководителей любого уровня, включающий:

. выработку и постановку цели;

. изучение проблемы на основе получаемой информации;

. выбор  и  обоснование  критериев  эффективности   (результативности)   и

   возможных последствий принимаемого решения;

.  обсуждение  со  специалистами  различных  вариантов   решения   проблемы;

. выбор и формулирование оптимального решения;

. принятие решения;

 . конкретизацию решения для его исполнителей.

Иными словами, управленческое решение — это выбор альтернативы руководителем в рамках его должностных полномочий, направленный на достижение целей организации. Выбор выступает как своеобразная формула управленческого воздействия на управляемый объект и предопределяет действия, необходимые для проведения изменений его состояния.[1]

Решения должны отвечать определенным требова­ниям. Главные  среди них - это обоснованность, чет­кость формулировок, реальная осуществимость, свое­временность, экономичность (определяемая по разме­рам затрат), эффективность (как степень достижения поставленных целей в сопоставлении с затратами ре­сурсов). Как правило, решения должны приниматься там, где возникает проблемная ситуация; для этого ме­неджеров соответствующего уровня необходимо наде­лить полномочиями и возложить на них ответствен­ность за состояние дел на управляемом объекте. Очень важным условием положительного воздействия реше­ния на работу организации является его согласованность с ранее принятыми решениями как по вертикали, так и по горизонтали управления (если, конечно, оче­редное решение не направлено на кардинальное изме­нение всей политики развития).


1.2. Механизм выработки, принятия и реализации управленческих решений.

 

Принятие решений — многостадийный организационный процесс, имеющий сложные прямые и обратные связи, сочетающий интеллекту­альную деятельность членов организации с применением различных моде­лей и методов, а также современной техники сбора, передачи и обработки информации.

Как свидетельствуют опросы руководителей в деловых организациях, лишь 20—25% затрат их рабочего времени уходит на непосредственное принятие решений в явном виде. Хронометраж рабочего времени руко­водителей, сделанный специалистами по организационному поведению, показывает, что эти действия занимают даже меньшую долю: в среднем 10—15% их общего рабочего времени.

На самом деле собственно выбор решений может занимать доли се­кунды, однако все процессы, взаимосвязи, действия, связанные с ним, заставляют расширять границы процесса принятия решений.

Процесс выработки и реализации управленческого решения — это дея­тельность, осуществляемая по определенной технологии с использовани­ем различных методов и технических средств, направленная на поиск выхода из определенной управленческой ситуации путем формирования, а затем реализации воздействия на объект управления.[2]

В организационном аспекте данный процесс представляет собой со­вокупность закономерно следующих один за другим в определенной последовательности этапов, между которыми суще­ствуют сложные прямые и обратные связи. Каждому этапу соответствуют конкретные трудовые действия, направленные на выработку и реализа­цию решения. Эту повторяющуюся систему действий принято называть технологией процесса выработки и реализации решений, которую можно представить в виде алгоритма.

1. Диагностика проблемы.

Первый шаг на пути решения проблемы — определение или диагноз, полный и правильный. Существуют два способа рассмотрения проблемы. Согласно одному, проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты. Согласно второму способу, руководители слишком часто рассматривают в качестве проблем только ситуации, в которых что-то должно произойти, но не произошло. Как проблему можно рассматривать также потенциальную возможность. Например, активный поиск способов повышения эф­фективности какого-то подразделения, даже если дела идут хорошо, будет упрежда­ющим управлением. В этом случае вы осознаете проблему, когда поймете — кое-что   можно сделать либо для улучшения хода дела, либо для извлечения выгоды из представляющейся возможности.

2. Формулировка ограничений и критериев принятия решения.

Когда руководитель диагностирует проблему с целью принятия решения, он должен отдавать себе отчет в том, что именно можно с нею сделать. Многие возможные решения проблем организации не будут реалистичными, поскольку либо у руково­дителя, либо у организации недостаточно ресурсов для реализации принятых решений. Кроме того, причиной проблемы могут быть находящиеся вне организации силы — такие, как законы, которые руководитель не властен изменить. Ограничения корректирующих действий сужают возможности принятии решений. Перед тем как переходить к следующему этапу процесса, руководитель должен беспристрастно определить суть ограничений и только потом выявлять альтернативы. Если этого не сделать, как минимум, будет впустую потеряна масса времени. Еще хуже, если будет выбрано нереалистичное направление действий. Естественно, это усугубит, а не разрешит существующую проблему.

3. Определение альтернатив

Следующий этап — формулирование набора альтернативных решений проблемы. В идеале желательно выявить все возможные действия, которые могли бы устранить причины проблемы и, тем самым, дать возмож­ность организации достичь своих целей. Тем не менее, на практике руководитель редко располагает достаточными знаниями или временем, чтобы сформулировать и оценить каждую альтернативу. Более того, рассмотрение очень большого числа аль­тернатив, даже если все они реалистичны, часто ведет к путанице. Поэтому руководитель, как правило, ограничивает число вариантов выбора для серьезного рассмотрения всего несколькими альтернативами, которые представляются наиболее желательными.

4. Оценка альтернатив.

Следующий этап — оценка возможных альтернатив. При их выявлении необходима определенная предварительная оценка. Исследова­ния, однако, показали, что как количество, так и качество альтернативных идей растет, когда начальная генерация идей (идентификация альтернатив) отделена от оценки окончательной идеи. Это означает, что только после составления вами списка всех идей, следует пере­ходить к оценке каждой альтернативы. При оценке решений руководитель опреде­ляет достоинства и недостатки каждого из них и возможные общие последствия. Ясно, что любая альтернатива сопряжена с некоторыми отрицательными аспектами. Как упоминалось выше, почти все важные управленческие решения содержат компро­мисс.

5.     Выбор альтернативы.

 Если проблема была правильно определена, а альтер­нативные решения тщательно взвешены и оценены, сделать выбор, то есть принять решение сравнительно просто. Руководитель просто выбирает альтернативу с наибо­лее благоприятными общими последствиями. Однако если проблема сложна и приходится принимать во внимание множество компромиссов, или если информация и анализ субъективны, может случиться, что ни одна альтернатива не будет наилучшим выбором. В этом случае главная роль при­надлежит хорошему суждению и опыту.

6. Реализация.

 Как подчеркивает Харрисон: «Реальная ценность решения становится очевидной только после его осуществления». Процесс решения проблемы не заканчивается выбором альтернативы. Простой выбор направления действий имеет малую ценность для организации. Для разрешения проблемы или извлечения выгоды из имеющейся возможности решение должно быть реализо­вано.  Уровень эффективности осуществления решения повысится, если оно будет признано теми, кого оно затрагивает. Признание решения редко однако бывает автоматическим, даже если оно явно хорошее.

7. Обратная связь.

Еще одной фазой, входящей в процесс принятия управленче­ского решения и начинающейся после того, как решение начало действовать, явля­ется установление обратной связи. По Харрисону: «Система отслеживания и контроля необходима для обеспечения согласования фактических результатов с те­ми, что ожидались в период принятия решения».[3] На этой фазе происходит измере­ние и оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить. Обратная связь — т.е. поступление данных о том, что происходило до и после реализации решения — позволяет руково­дителю скорректировать его, пока организации еще не нанесено значительного ущер­ба.

Подводя итоги, можно сказать, что решение проблемы предполагает как генерирование альтернативных вариантов решений, выбор наиболее предпочтительного альтернативного варианта решения, так и его реализацию. Кроме того, существует и обратная связь, позволяющая руководителю оценить последствия решения и в случае необходимости предпринять меры для корректировки ситуации.


1.3. Необходимость исследования систем управления на уровне управленческих решений.


В организациях принимается большое количество самых разнообразных решений по содержанию, срокам действия и разработки, направленности и масштабам, воздействия, сроком принятия, информационной обес­печенности и т.д. Управленческие решения требуют раз­личного подхода к организации процесса управления и методам принятия решений, а также неодинаковых по затратам времени и ресурсам.

Известно, например, что количество оперативных ре­шений, принимаемых в организациях, значительно (ино­гда многократно) превышает количество тактических и стратегических решений, однако по затрачиваемому вре­мени самыми ресурсоемкими являются стратегические решения. Распределение затрат времени на принятие опе­ративных, тактических и стратегических решений в орга­низациях крупного, среднего и малого размера также име­ет особенности: в малых предприятиях основная доля за­трат времени приходится на оперативные решения, но по мере роста предприятий существенно увеличивается вре­мя, затрачиваемое на выработку стратегии развития.

Классификация решений на высоко- и слабострукту­рированные позволяет более эффективно организовать процесс за счет разных подходов и действий, обеспечи­вающих движение к поставленным целям. Решения в высокой степени структурированные известны так же, как запрограммированные. Они являются результатом реализации определенной последовательности действий или шагов (подобных тем, которые предпринимаются при решении математического уравнения). При этом число альтернатив ограничено, и выбор делается в пре­делах направлений, заданных организацией, а также с учетом нормативов, стандартов, правил и т.д. В качестве примера можно привести задачу определения числа ру­ководителей при заданной норме управляемости. Выде­ление класса запрограммированных решений позволяет разрабатывать стандартные процедуры и программиро­вать решения под ситуации, повторяющиеся с опреде­ленной регулярностью. Слабоструктурированные реше­ния (не запрограммированные) принимаются в ситуаци­ях, отличающихся новизной, внутренней неструктуриро­ванностью, неполнотой и недостоверностью информа­ции, многообразием и сложностью влияния различных факторов. Это не позволяет находить решения путем по­строения адекватных математических моделей, и основ­ную роль в поиске играет человек и его способность разрабатывать соответствующую процедуру, ведущую к решению задачи. Слабоструктурированными являются решения, связанные с определением целей и формулированием стратегии развития организации, с изменением ее структуры, с прогнозами работы на новых рынках и т.п. Количество таких решений увеличивается по мере роста масштабов сложности организации; к такому же результату приводят современные тенденции к глобали­зации экономики, увеличению ее открытости, так как их прямым следствием становится рост числа связей между организациями, большая динамичность и изменения как внешней среды, так и внутренней организации каждого предприятия. В то же время современные разработки в области исследования операций, развитие информаци­онной технологии и компьютеризация позволяют значи­тельно повысить долю программируемых решений, ко­торые, как уже было отмечено» характеризуются боль­шей точностью и в ряде случаев требуют меньших затрат времени и других ресурсов.[4]

Между двумя видами решений — запрограммирован­ными и незапрограммированными — находится множе­ство их комбинаций, и именно это множество является реальностью, в которой принимаются управленческие решения. Программируемость решений повышается по мере продвижения сверху вниз по вертикали управления. Поэтому высшему звену управления приходится иметь дело в основном со слабоструктурированными решениями: на среднем уровне характер возникающих проблем требует принятия как запрограммированных, так и незапрограммированных решений (при этом надо отметить, что автоматизация труда в этом звене сопровождается ростом удельного веса решений, характеризующихся большей структурированностью), в нижнем звене преоб­ладают решения, принятие которых осуществляется по заранее разработанным правилам и процедурам. Рассмотрим исследование процесса принятия управленче­ских решений.

Если проблема несложна, а ситуационные факторы ясны и управляемы, процесс принятия решений может быть достаточно прост и скор. В этом случае после уяс­нения проблемной ситуации принимается решение ко­торое оказывает на нее прямое воздействие и приводит систему (управляемый объект) в состояние, соответствующее заданному. Например, если произошла поломка станка, на котором планировалось изготовление партии деталей, и известны факторы, приведшие к его выходу из строя (например, высокий износ оборудования), то при наличии в цехе аналогичного станка в исправном состоянии проблемную ситуацию (срыв выполнения плана производства партии деталей из-за неисправности станка) можно разрешить путем замены вышедшего из строя оборудования на имеющееся в резерве.

Процесс управления отличается динамичностью. Изменения внешней и внутренней среды порождают необходимость принятия разнообразных управленческих решений. Основными факторами, оказывающими влияние на организацию и функционирование системы, являются технико-технологические, социально-экономические и региональные. В связи с этим выделяют две группы задач, требующих решения: функциональные и ситуационные. Функциональные - обусловлены разделением труда в организации, полномочиями отдельных работников, и носят в основном стандартный характер. Ситуационные - появляются в результате нарушений взаимодействия подсистем и элементов в организации либо под влиянием вышеуказанных факторов. [5]

Наиболее важные решения, касающиеся функционирования организации в целом, осуществляемые периодически и охватывающие длитель­ный период развития, сопровождаемые прогнозным обоснованием и рас­четами рисков. Данный тип решений относится к сферам целеполагания, стратегополагания; выработке инновационной, образовательной, марке­тинговой, финансовой, кадровой политики корпораций; длительным ин­вестиционным проектам, реструктуризации или отдельной сфере деятель­ности организации. Такие решения свойственны для крупного и среднего бизнеса и принимаются менеджерами высшего уровня в соответствии с формальными полномочиями (генеральным директором, советом дирек­торов, главным менеджером, председателем правления).

Одной из наиболее важных задач при формирова­нии структуры управления является задача проектиро­вания (оптимального распределения) управленческих ре­шений по уровням системы управления. Важность и не­обходимость решения этой задачи продиктованы рядом обстоятельств.

Во-первых, в условиях концентрации производства функции руководителя все больше сводятся к непосред­ственной организации принятия решений, которая рас­сматривается не только как акт, завершающий любую стадию управленческого воздействия, но и как процесс, требующий изучения ситуации в управляемой системе и разработку мер для ее целенаправленного изменения. В этом смысле принятие решений выступает уже как про­цесс труда, который нуждается в организации и четкой систематизации распределения решений в пределах каж­дого уровня.

Во-вторых, решение — это основная форма управ­ленческой деятельности, в которой выступает содержа­ние труда руководителя. Следовательно, качество приня­того решения в значительной степени влияет на эффек­тивность и экономию труда в управлении.

В-третьих, каждое подразделение должно выпол­нить свои определенные функции, а руководители этих подразделений — гибко и оперативно решать во­просы, входящие в их компетенцию с тем, чтобы не загружать верхние уровни руководства различного рода мелкими делами, отвлекающими их от решения стра­тегических задач.

Перечисленные факторы подчеркивают необходи­мость постановки задачи оптимального распределения решений по уровням управления. Сущность этой зада­чи заключается в том, чтобы выбрать такое разделение управленческих решений, при котором в наибольшей степени достигается оперативность и гибкость управле­ния, четкое разграничение функций и ответственности в действиях взаимосвязанных подразделений с целью исключения их дублирования, параллелизма. В связи с этим задача распределения управленческих решений по уровням является наиболее важной и ответственной в разработке общей методики проектирования структуры управления.

Быстрота реакции на внезапные изменения ситуации (условий функционирования) характеризует адаптивные свойства организации, предел ее управленческих возможностей. Если ситуация меняется быстрее, чем время ответной реакции предприятия, то оно переходит в ранг неуправляемого.

Существует точка зрения, что структура предприятия должна (с учетом обеспечения адаптивности) формироваться исходя, во-первых, из традиционно функциональной специализации управленческих работ, во-вторых, из необходимости иметь подразделения проблемно-ориентированные. Данные ситуационные подразделения могут функционировать временно и при необходимости упраздняться.[6]

1.4. Классификация управленческих решений.

В специальной литературе авторы выделяют самые разные признаки решений. В частности, многообразие управленческих решений и особенности их разработки раскрывает классификация, приведенная на рис.1.



Критерий деления

Класс

1.

По субъектно-объектному признаку

1.1 Принимаемые государством

1.2 Принимаемые субъектом

2.

По степени определенности ситуации.



2.1 В условиях определенности

2.2 В условиях неопределенности

2.3 В условиях риска

3.

По форме

3.1 Письменные

3.2 Устные

3.3 Кодированные

4.

По характеру целей и длительности действий.       


4.1 Стратегические

4.2 Тактические

4.3 Операционные

5.

Песту и функциям в процессе управления.


5.1 Информационные

5.2 Организационные

5.3 Технологические (операционно-технологические)

6.


По алгоритму

6.1 Запрограммированные

6.2 Незапрограммированные

7.

По основаниям

7.1 Интуитивные

7.2 На суждениях

7.3 Рациональные

8.

По содержанию задачи принятия решений и


8.1 Экономические

8.2 Организационные

8.3 Технические

8.4 Технологические

8.5 Политические

9.

По степени охвата объекта управления.

9.1 Общие

9.2 Частные

9.3 Локальные

Рис. 1. Классификация (типология) управленческих решений.


Классификация решений по субъектно-объектному признаку.

Ведущее место среди субъектов управленческих решений занимает государство.

Решения, принимаемые государством, охватывают все общество в целом, все его сферы и регулируют поведение всех без исключения классов, социальных слоев, групп и отдельных граждан.

Законы выступают в качестве высшей формы права, обладают наивысшей силой и регулируют наиболее важные общественные отношения.

Акты верховных и местных выборных органов – основа для правотворческой деятельности всех органов и организаций.

Акты органов государственного управления – это акты, принимаемые ими в процессе исполнительно-распорядительской деятельности на основе и во исполнение законов и иных актов представительных органов, организаций, должностных лиц и граждан, а также на возникновение, изменение и прекращение конкретных административно-правовых и иных отношений.

Решения, принимаемые субъектом, который одновременно выступает и как объект. Сюда относятся решения, принимаемые на началах общественного самоуправления. В настоящее время этот процесс интенсивно развивается, особенно в связи с акционированием и общим повышением роли производственного коллектива.

Классификация решений по степени определенности ситуации.

Определенность. Решение принимается в условиях определенности, когда руководитель в точности знает результат каждого их альтернативных вариантов выбора.

Неопределенность. Решения принимаются в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов. Неопределенность характерна для некоторых решений, которые приходится принимать в быстро меняющихся обстоятельствах.

Сталкиваясь с неопределенностью, руководитель может использовать две основные возможности. Во-первых, попытаться получить дополнительную информацию и еще раз проанализировать проблему. Вторая возможность – действовать или интуицией и сделать предположение о вероятности событий. Это необходимо, когда не хватает времени на сбор дополнительной информации или затраты на нее чересчур высоки.

Риск. К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся такие, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого результата известна. Вероятность определяется как степень возможности свершения данного события и изменяется от 0 до1. Сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна единице. В условиях определенности существует лишь одна альтернатива.

Во многих случаях организация не располагает достаточной информацией для объективной оценки вероятности, однако, опыт подсказывает, что именно может, скорее всего, случиться с высокой достоверностью. В такой ситуации руководитель может использовать суждение о возможности свершения альтернатив с той или иной субъективной или предполагаемой вероятностью. Например,  ставки на скачках, которые делаются до начала забегов. 

Классификация решений по форме.

         Преобладающей формой являются письменные решения. Это форма решений позволяет внести тот элемент стабильности, упорядоченности и фиксирования информации, без которого немыслимо управление.

Тем не менее важное место занимают и устные решения, которые в деятельности управленческого и производственного аппарата составляют наиболее оперативную ее часть. Подобные решения  могут касаться важных вопросов и должны подкрепляться ответственностью за исполнение.

Еще одной формой решений являются решения, применяющиеся в автоматизированных системах. Это кодированные решения, которые наносятся на специальные документы, перфокарты, различные магнитные носители.

Классификация решений по характеру целей и длительности действий.

Стратегические решения. Такие решения обычно касаются коренных проблем. Они принимаются в масштабе объекта управления и выше, рассчитаны на длительный отрезок времени, на решение перспективных задач.

Стратегические цели – это цели, предусматривающие решение масштабных проблем и относятся к компании в целом.

Стратегические решения являются наиболее важными решениями. Они особенно значимы для конкурентоспособности и имеют высокую цену последствий. Такие решения связаны с существенными преобразованиями организации (смена технологии, смена целей, обновление персонала).

Тактические решения. Такие решения, как правило, обеспечивают реализацию стратегических задач. По времени они не превышают одного года.

 Тактические цели – это задачи, предусматривающие решение частных проблем, намечаемые менеджерами среднего звена и описывающие шаги, прохождения которых требуют стратегические сели организации.

Оперативные решения. Такие решения связаны с осуществлением текущих целей и задач. По времени они рассчитаны на период, не превышающий месяца.

Классификация решений по их месту и функциям в процессе управления.

Оценка обстановки (внешних условий) обычно связывается с подготовкой определенного действия, но в то же время является самостоятельной задачей. Оценить обстановку только путем умозаключения на основании суждений, содержащихся в исходной   информации, невозможно. Обычно нет полной гарантии правильного распознавания истинного положения дел и обстоятельств. Оценка обстановки сама по себе содержит все основные признаки подготовки и принятия решения.

Принятие решения о том, какую информацию следует считать истинной, называют информационным решением. Информационное решение предполагает преобразование информации в такую форму, которая в наибольшей степени соответствует конкретной задаче управления.

 Следующей разновидностью являются организационные решения. Организационное решение – это выбор альтернатив, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Его цель -  обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам.

К наиболее сложным и ответственным относят решения, которые называют технологическими или управленческо-технологическими. Класс технологических решений в производственных организациях включает в себя, в частности: определение цели, установление готовности к производству работ и определение их главного направления, распределения сил, средств и способа производства работ, постановку задач подразделениям.

Классификация решений по алгоритму.

Запрограммированные решения. Запрограммированные решения – это есть результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предпринимаются при решении математического уравнения. Как правило, число возможных альтернатив ограничено,  и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией. [7]

Руководителю очень важно иметь уверенность в том, что процедура принятия решений, в самом деле, правильна и желательна. Очевидно, если запрограммированная процедура становится неверной и нежелательной, решения, принятые с ее помощью, будут неэффективными, а руководство утратит уважение своих работников и тех людей вне организации, на которых принимаемые решения сказываются.

Незапрограммированные решения. Решения этого типа требуются в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. Поскольку заранее невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия решения.

К числу незапрограммированных можно отнести решения следующего типа: какими должны быть цели организации, как улучшить продукцию, как усовершенствовать структуру управленческого подразделения, как усилить мотивацию подчиненных.

Классификация решений по основаниям.

Интуитивные решения. Чисто интуитивное решение – это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже, а понимании ситуации. Просто человек делает выбор. То, что мы называем озарением или шестым чувством, и есть интуитивные решения.

Решения, основанные на суждениях. Такие решения иногда кажется интуитивным, поскольку логика их не очевидна. Решение, основанное на суждении, - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом.

Рациональные решения. Главное различие между решениями рациональным и основанным на суждении заключается в том, что первое не зависит от прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

Классификация решений по содержанию задачи принятия решений и степени охвата объекта управления.

По признаку содержания задачи принятия решений различают: экономические, организационные, технические, технологические, политические. Сфера их деятельности обусловливает специфические требования к принимаемому решению.

В зависимости от степени охвата объекта, в отношении которого принимается решение, выделяют следующие решения:

-        общие, охватывающие весь объект и затрагивающие, как правило, жизненно важные стороны его деятельности;

-        частные, касающиеся отдельных сторон деятельности;

-        локальные, принимаемые в отношении какого-либо отдельного элемента организационно-экономической системы (например отдела, цеха). Эти решения не затрагивают деятельность всей системы, однако для коллектива той подсистемы, в отношении которой они принимаются, они могут носить характер общих или частных решений.[8]


1.5. Технология принятия управленческих решений.


Подготовке, принятию и реализации решений как процессу управ­ленческой деятельности свойственны определенные технологии: совокупность последовательно применяемых приемов и способов достиже­ния цели организации.

В повседневной деятельности предприятий процесс принятия решения может быть осуществлен:

1)  по инициативе аналитических служб предприятия;

2)  согласно решениям, поступающим от вышестоящих руководите­лей;

3) на  основе  решений  руководителей  данного  уровня  управления. Процесс  принятия  решений   в  технологическом  аспекте  можно  представить  как

последовательность этапов, операций и процедур, между которыми существуют прямые и обратные связи. На рис.2 представлен вари­ант процесса принятия решений, состоящий из восьми этапов. Фактическое количе­ство этапов, операций и процедур определяется сложностью, типом ре­шаемой проблемы.

На первом этапе осуществляются сбор, обработка и анализ инфор­мации. Основная задача этого этапа (решаемая аналитиками) своевременное обнаружение сигналов затруднений в функционирова­нии и предварительное определение причин, оповещение лица, принимающего решения.

На втором этане описывается проблемная ситуация. Определяет­ся проблемный характер ситуации, проявившейся как следствие воз­действия системы внешних факторов, неучтенных прогнозом или субъективной деятельностью персонала управления, которую можно скорректировать. Отбирается релевантная информация.

На третьем этапе диагностируется выявленная проблема. На ос­нове поступающей информации фиксируются ее симптомы, причины возникновения проблемной ситуации становятся понятными.

Диагностика, формулировка и обоснование проблемы — сложная теоретическая и практическая задача. Идентификация проблемы явля­ется еще и центральной частью процесса. Если допускается ошибка, то содержание остальных этапов может получить неправильную "на­полненность". Так, усилия по разрешению проблемы могут быть на­правлены на устранение "симптомов", а не на саму проблему. Про­блема в этом случае остается и проявляется позже.

Рис.2 - Технология принятия управленческого решения.


Как правило, выявляются группы проблем, и руководителю следует опреде­лить приоритетность их решения. С этой целью проблемы можно иссле­довать. Для последующего выбора главной проблемы необходимо оп­ределить стандарты, критерии оценки возможных решений проблемы. Это могут быть прибыль, дивиденды, расходы, рост производительно­сти, риск, возможное влияние на спрос, имидж организации. Здесь же руководители уясняют ограничения (например, неадекватность средств потреб­ности в закупке ресурсов, новых технологий, низкая квалификация персонала, исповедуемые в организации этические нормы).

На четвертом этапе успешное решение проблемы часто зависит от разработанных альтернатив ее решения. При этом всегда суще­ствует опасность, что часть лучших альтернатив будет упущена. По­этому, как правило, усилия направляются на тщательное выявление и обоснование вариантов всех альтернатив. Допустимые альтернативы выбираются с учетом ограничений, возможностей организации и кри­териев. Нечетко сформулированные проблемы решаются в условиях неопределенности.

На пятом этапе предварительно выбирается лучшая альтернати­ва. На основе прогнозов, расчета риска выполняется тщательный ана­лиз допустимых с позиций достижения поставленных целей, затрат ре­сурсов, соответствия конкретным условиям их реализации. При этом выясняется, что при решении сложных задач на основе количествен­ных показателей трудно выработать однозначные рекомендации о вы­боре конкретной альтернативы.

Конечный результат работы на пятом этапе — вынесение суждения о предпочтительности альтернатив, предложенных системными анали­тиками лицу, принимающему решение поданной проблеме.

На шестом этапе менеджерами оцениваются альтернативы на основе ин­формации, предоставленной аналитиками, и дополнительной (субъек­тивных суждений, мнений акционеров и т. п.). При этом используются результаты аналитических расчетов различных вариантов, рисков, а также личный опыт менеджеров и их интуиция. Появляется суждение управляющего о предпочтительности вариантов достижения целей. Если менеджер сомневается в выборе наилучшей альтернативы, организуются оценка эффективности решения и получения дополнительной информации на основе эксперимента.

На седьмом этапе окончательно принимается и оформляется решение.

Восьмым этапом  является реализация управленческого  решения.

 Поиск таких решений является многошаговым, в ходе его постоян­но сравниваются цели с возможностями их достижения, отыскиваются новые возможности, корректируются цели в сторону увеличения (ус­ложнения), если выявлены дополнительные ресурсы, и в сторону сни­жения, если первоначально сформулированные цели оказались нере­альными. Следовательно, решение таких проблем тесно связано с ана­лизом условий и  целей действия.[9]

Непосредственно технология принятия управленческого решения рассмотрена мной в практической части моей курсовой работы.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1. Организация: Общество с ограниченной ответственностью «ТопМебель».

Адрес: 241050, г. Брянск, ул. С.Перовской, д.83

Вид деятельности: оптовая продажа мебели по России.

Занимаемая должность: менеджер-координатор.


Я работаю в менеджерском отделе нашей фирмы, в котором числятся менеджеры и директор.


Обязанности менеджеров:

- представлять интересы компании в субъектах РФ,

- ведение клиентской базы, работа с клиентами,

- нахождение новых точек сбыта товара,

- заключение договоров с клиентами,

- организация отгрузок товара,

- контроль своевременной оплаты,

-  представлять фирму на выставках мебели.


Обязанности директора:

-  выступать от лица компании,

- представлять интересы фирмы на выставках, на встречах с клиентами;

- заключение договоров с клиентами,

- контроль движения товара и денежных средств,

- контроль своевременности отгрузок товара и поступления денежных средств,

-ежедневная сверка накладных с зав.складом всех складов,

- организация поставки товара со склада на склад, необходимого для отгрузки клиентам,

- организация поставки товара, необходимого для эффективной работы склада,

- подготовка документов для инвентаризации.


Обязанности менеджера-координатора:

- координация входящей и исходящей информации,

- прием и обработка заказов клиентов,

- обработка заявок рекламаций,

-.передача информации менеджеров,

- контроль за процессом обмена, отгрузки и возврата,

- ведение учета в 1С и оформление соответствующих документов,

- контроль за отгрузкой и получение товара по внутренним документам-перемещения.


Менеджеры подчиняются директору ООО «ТопМебель»

Менеджеры, а так же директор подчиняются генеральному руководству компании.


1.           Решения, принимаемые в менеджерском отделе:

- по условиям работы с клиентами,

- по срокам отгрузки и поставки товара,

- по оплате командировок менеджеров, расходов фирмы,

- решения логистических проблем,

- по наполняемости кадрами.


2.           Подготовка и принятие управленческих решений.

 Ситуация: поступила заявка от клиента.

Действия: оформление заказа в 1С, подготовка счета, накладных на продукцию, выставление счета покупателю. Составление маршрута следования машины с товаром,. Поиск подходящей машины для доставки товара клиенту. Контроль за отгрузкой товара на складе. Сверка со складом по отгруженному товару. Получение оплаты от покупателя.


Ситуация: нет подходящей машины для отгрузки товара клиенту.

Действия: созвон с транспортной компанией г. Брянска, подготовка необходимых документов по отгрузке и оплате транспорта. Работа с транспортной компанией. Созвон с клиентом по поводу  сроков достаки товара. Получение оплаты от покупателя.


Ситуация: клиент просит обменять бракованный товар.

Действия: контроль за проверкой и отгрузкой товара на складе, контроль за отгрузкой бракованного товара у клиента.


Ситуация: клиент просит о дополнительной скидке на товар.

Действия: согласование скидки с директором, обсуждение условий оплаты, оформление новых документов на клиента, контроль за отгрузкой товара на складе.


3.           Мои предложения по совершенствованию принятия управленческих решений в ООО «ТопМебель»:

1)               нанять отдельного человека, который бы занимался логистикой. Решение проблем по транспорту, по доставке груза отнимают много времени как у руководства, так и у самих менеджеров. Управленческие решения будут приниматься оперативнее, увеличится оборот товара.

2)               нанять дополнительного сотрудника на склад, который бы просматривал весь товар перед отгрузкой клиенту. После этого уменьшилось бы количество рекламаций, фирма сэкономила бы на транспорте, заработала дополнительное уважение от клиентов плюс новые заявки.

3)               арендовать или купить грузовой транспорт на фирму. Это поможет лишний раз не связываться с транспортными компаниями, сэкономит время на подготовку документов в транспортные компании, увеличит количество вовремя отгружаемого товара.

4)               наделить нашего директора большими полномочиями, так как по всем вопросам, не связанным с отгрузкой и поставкой товара, работой  с клиентами, ему необходимо связываться с генеральным руководством, либо принимать решения в условиях неопределенности. Это задерживает принятие управленческих решений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

Принятие управленческих решений является одним из элементов самостоятельного управления деятельностью предприятия.

Управленческие решения подразделяют на рациональные решения, решения, основанные на суждении и интуитивные решения. Наиболее эффективными являются рациональные управленческие решения, так как они не основываются на прошлом опыте, а обосновывается  с помощью объективного аналитического процесса.

Принятие решения подразумевает следующие этапы:

1.     Диагностика проблемы

2.     Формулировка ограничений и критериев принятия решения

3.     Определение альтернатив

4.     Оценка альтернатив

5.     Выбор альтернативы

6.     Реализация принятого решения

7.     Обратная связь.

Процесс  принятия  решений   в  технологическом  аспекте  можно  представить  как последовательность этапов, операций и процедур, между которыми существуют прямые и обратные связи. Фактическое количе­ство этапов, операций и процедур определяется сложностью, типом ре­шаемой проблемы.

В настоящее время существует множество коммерческих организаций с несовершенной системой управления. Управленческие решения принимаются либо с задержкой, либо плохо продуманные. Все это негативно влияет на организацию в целом.

В практической части моей работы был проанализирован процесс принятия решения на примере ООО «ТопМебель», где руководителем является директор фирмы, он же - главное лицо, принимающее решение, в подразделении. Определив структуру организации работы в фирме, был выявлен механизм разрешения компетентных проблем и вопросов внутри подразделения, а также предложены меры по улучшению процесса принятия управленческих решений внутри подразделения.

Список использованной литературы:


1.                Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. – М., 1999.

2.                Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. – М.: Дело, 2003.

3.                Огарков А.А. Управление организацией: учебник - М.: Эксмо, 2006.

4.                Томпсон А.А, Дж.Стрикленд «Стратегический менеджмент», - Москва, «ЮНИТИ», 1998 год

5.                Фасхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: учебное пособие – М., 1997.

6.                Цыгичко В.Н. Руководителю о принятии решений. М.: Инфра-М, 1996.

7.                Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. – СПб.: Питер, 2006


[1] Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. – М.: Дело, 2003.


[2] Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 2000.


[3] Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. – М., 1999.


[4]  Фасхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: учебное пособие – М., 1997


[5] Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. – М.: Дело, 2003.


[6] А.А.Томпсон, А.Дж.Стрикленд «Стратегический менеджмент», - Москва, «ЮНИТИ», 1998


[7] Огарков А.А. Управление организацией: учебник - М.: Эксмо, 2006

1.       [8] А.А.Томпсон, А.Дж.Стрикленд «Стратегический менеджмент», - Москва, «ЮНИТИ», 1998 г


[9] Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. – М.: Дело, 2003.