Содержание







1. Первые зарубежные кооперативные общества. Принципы "родчельских пионеров"  3

2. Пайщики - социальная база российской потребительской кооперации. 6

3. Законодательство РФ о принципах создания и деятельности союзов потребительских обществ. 8

Список литературы.. 10


 

1. Первые зарубежные кооперативные общества. Принципы "родчельских пионеров"

Потребительская кооперация явилась совершенно непредвиденным результатом того общественного движения, которое связывается с именем Оуэна.

Первое время в потребительских обществах видели зачатки, первооснову коммунизма, который представал воображению людей XIX века, как правило, в виде союза кооперативных обществ, преодолевающих извечные пороки человеческой природы – ложь, зависть, стяжательство.

Десятки первых коммунистических общин создавались в начале прошлого века на пожертвования меценатов. Когда эти источники финансирования иссякли, пришлось искать новые – независимые и возобновляющиеся. Так и появились потребительские общества, которые должны были за счет правильной торговли накапливать средства для коммунистических экспериментов: на покупку земли, построек, инвентаря. Эти же первые кооперативные общества и сбывали продукцию объединенных ими мелких ремесленников. Дело привилось. Первое кооперативное общество было создано в Брайтоне в 1827 году, а уже через пять лет в Англии такого рода обществ было более трехсот. Практически все они копили средства, чтобы организовать на них правильную коммунистическую жизнь общины – «на основах взаимной кооперации, общего владения, равенства труда и источников удовольствия» (по формуле первого кооперативного конгресса в Манчестере в мае 1821 года).[1]

В 1832 году в Лондоне была открыта первая «рабочая биржа», на которой предполагалось обменивать товары на основе «новых рабочих денег» - билетов с обозначением среднего количества труда, необходимого для производства данного продукта. Можно считать, что это была первая экспериментальная проверка трудовой теории Д. Рикардо, и теория этой проверки не выдержала: вскоре от «билетов», от попыток оценивать продукты по вложенному в них «общественно необходимому труду» пришлось отказаться. Возобладал обычный принцип ценообразования – в соответствии со спросом и предложением. И лондонская рабочая биржа, и множество других, возникших по ее образцу, просуществовали недолго.

Рассыпались и все первые кооперативы, поскольку были слишком тесно связаны с утопическим идеалом коммунистической общины, чтобы удачно справляться с практическими трудностями жизни.

В 1914 году в Англии существовала всего одна производственная артель, которая занималась выделкой бумаги. Ни в уровне заработной платы, ни в продолжительности рабочего дня кооператоры не имели никакого преимущества перед рабочими обычных капиталистических фабрик. Да и в техническом отношении это было очень отсталое предприятие. В германии также была только одна артель – башмачников, которая к моменту обследования «уже утратила свой чистый трудовой тип и не может считаться в строгом смысле производительной артелью».

Во Франции, где движению трудовых кооперативов постоянно и энергично помогали правительственные и деловые круги, насчитывалось около сотни артелей. В большинстве своем это были мелкие предприятия, существовавшие за счет поддержки общественных учреждений или частных лиц.

Артель была любимым, но не единственным и не самым успешным отпрыском кооперативных экспериментов. Изобретенная Оуэном форма хозяйственной жизни сама для себя нашла возможность стать жизнеспособной и продуктивной, но совсем не на том поприще и не с теми целями, которые он намечал. Жизнеспособной оказалась кооперация, обратившаяся к хозяйственному инстинкту человека, к его собственническому инстинкту и изобретательности.

Уже в 1844 году в небольшом фабричном городке на севере Англии, в Рочделе, было создано потребительское общество нового типа, давшее начало весьма успешному, охватившему позднее весь мир движению потребительской кооперации.

Любопытно: сами «рочдельские пионеры» не считали, что они так уж вовсе чужды нравственным и коммунистическим задачам оуэновского движения. Они так формулировали принципы своей деятельности: «Устройство склада для продажи провизии, одежды и пр. Приобретение или постройка ряда домов, в которых могли бы жить члены общества, желающие помогать друг другу в улучшении их домашней и общественной жизни; организация производства тех продуктов, которые признает нужным производить общество для предоставления занятия тем членам общества, которые не имеют занятия или страдают от длительного понижения их заработной платы; в интересах дальнейшего обеспечения экономического положения членов общество должно приобрести одно или несколько имений для обработки их теми из членов общества, которые не имеют занятия или труд которых плохо вознаграждается. Как только это будет возможно, общество должно приступить к организации сил производства, распределения, воспитания и управления или, иными словами, должно организовать собственными силами общину с объединенными интересами или же прийти на помощь другим обществам, организующим подобные общины».[2]

Единственно практичным в этом перечне целей оказалось устройство общества для совместных закупок потребительских товаров.

Рочдельцы решили, что в своих лавках все продукты они будут продавать по рыночной цене, а торговую прибыль кооператива распределять в конце года среди покупателей, членов общества, пропорционально сумме закупок. Так, во-первых, члены кооператива становились заинтересованы покупать по преимуществу в своей лавке, а во-вторых, была сохранена связь с общим движением цен на рынке. Иными словами, структура потребления кооператоров была оставлена под влиянием тех же рыночных факторов, как и у всех других потребителей: цены падали – росло потребление какого-то продукта, и наоборот. Экономическая и коммерческая здравость этих принципов обеспечила им историческое преимущество, например, над германскими кооперативами, в которых возможная торговая прибыль сразу учитывалась в скидке с цены: товары продавались по цене, возможно более близкой к закупочной. Тем самым эти кооперативы, во-первых, лишали себя в течение года оборотного капитала, позволяющего вести операции более выгодно, а во-вторых, создавая иллюзию дешевизны, стимулировали относительное сверхпотребление товаров, продававшихся в кооперативной лавке. В известной мере этим они служили объединению своих членов, потакая неэкономному потреблению.

Успех потребительных кооперативов побудил искать новые сферы для такого принципа хозяйствования – соединение сил и средств мелких хозяев к выгоде от роста масштабов деятельности. Так, например, появилась крестьянская кредитная кооперация, которую изобрел прусский социальный реформатор и общественный деятель Райффейзен.

 

2. Пайщики - социальная база российской потребительской кооперации

Пайщики – неотъемлемая часть российской потребительской кооперации.

На ранних этапах развития кооперативного движения преобладали "чистые кооперативы", соответствующим образом организовывались и предприятия. Для принятия серьезных решений требовалось согласие всех пайщиков, которое принималось на общем собрании.

Внутренние проблемы современных кооперативов вытекают из противоречивости целей: защитой интересов пайщиков и необходимостью соблюдать законы рыночной экономики.

Заинтересованность пайщиков в распределении прибыли препятствует созданию фондов развития кооператива и резервных фондов, что является общей для всех российских кооперативов проблемой образования капитала и распределения результатов работы с ним.

Кроме того, определение финансовой и производственной политики кооператива волеизъявлением общего собрания пайщиков не всегда эффективно из-за некомпетентности большинства пайщиков.

Однако, в отличие от зарубежных кооперативов российская потребительская кооперация все же обладает сравнительно высоким уровнем производства, производственным и интеллектуальным потенциалом.[3]

Преимущества кооперативов определяются их целями:

- удовлетворение экономических потребностей пайщиков;

- совпадение социальных целей государства и кооперативов;

- снижение социальной напряженности в обществе, вызываемой деятельностью предпринимательских хозяйств.

В России эти преимущества реализуются частично из-за отсутствия полноценной социальной базы потребительской кооперации.[4]

Фактически достигаемая цель потребительской кооперации - удовлетворение потребностей всего населения в зоне обслуживания.

Причины и следствия сложившегося положения:

- отсутствие реальных преимуществ пайщиков перед остальным населением лишает их мотиваций к участию в потребительских кооперативах, что объясняет отсутствие полноценной социальной базы потребительской кооперации;

- обслуживание всего населения за счет привлечения средств пайщиков дискриминирует пайщиков экономически, вызывает естественное негативное отношение к участию в кооперативе, что исключает возможность создания социальной базы потребительской кооперации.

Также стоит отметить, что в кооперативах, действующих на принципах мирового кооперативного сообщества, приняты демократическое управление и демократический членский контроль, основанные на равенстве прав членов; в российской кооперации - административно-общественный контроль, основанный на иерархии прав пайщиков и руководства.

Наиболее наглядно негативные стороны такой системы управления и контроля проявились в период реформирования отношений собственности: руководство кооперативов имело возможность акционировать или продавать принадлежащую кооперативу собственность, не считаясь с мнениями пайщиков.[5]

Отсутствие демократического членского контроля приводит к финансовым злоупотреблениям руководства и, в общем случае, позволяет ему наживаться за счет пайщиков.

 

3. Законодательство РФ о принципах создания и деятельности союзов потребительских обществ.

В настоящее время действует целый ряд нормативных актов о принципах создания и деятельности союзов потребительских обществ, однако самым важным является все же Федеральный Закон о потребительской кооперации.

Новый Закон о потребительской кооперации направлен на возвращение российской потребительской кооперации в мировое кооперативное сообщество в качестве равноправного партнера, признающего и выполняющего принятые в нем кооперативные принципы и предписывает исполнение следующих принципов:

- добровольное и открытое членство;

- экономическое участие членов - внесение паевого взноса и получение доли дохода;

- право участия членов в управлении и контроле;

- преимущественное право пайщиков при приеме на работу в кооператив и участия в его хозяйственной деятельности;

- право на автономию и независимость;

- право на объединение в союзы кооперативов;

- забота об обществе.

Сравнивая провозглашенные МКА кооперативные цели и принципы с закрепленными законодательством РФ целями и принципами деятельности современной российской потребительской кооперации, можно отметить их совпадение по большинству пунктов.

Но факторный анализ указывает на частичное несовпадение содержания декларируемых принципов с их фактической реализацией в деятельности потребительских кооперативов.

Декларируемая цель потребительской кооперации удовлетворение потребностей своих членов, что является преамбулой Закона.[6]

 

Список литературы



1.                      Закон РФ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О потребительской кооперации в Российской Федерации”: от 13 июня 1997 г., / Российская газета от 17 июля 1997 г.

2.                      Закон СССР “О кооперации в СССР”. - М.: Юридическая литература, 1988. -  239 с.

3.                      Закон РФ "О потребительской кооперации в РФ" от 19.06.92 г./ Собрание законодательства РФ, 1992 – 591 с.

4.                      Файн Л.Е. Отечественная кооперация. Исторический опыт, 2-е изд. - Иваново: Изд. ИГУ, 2003. - 276 с.

5.                      Федорович В.А. Хайнекова В. Г. Очерки кооперативного движения. - М.: Интер-Медиа, 2002. - 142 с.

6.                      Янчерко Т. К. Потребительская кооперация в теории. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 385 с.




[1] Федорович В.А. Хайнекова В. Г. Очерки кооперативного движения Великобритании. - М.: Интер-Медиа, 2002. – с. 148

[2] Федорович В.А. Хайнекова В. Г. Очерки кооперативного движения Великобритании. - М.: Интер-Медиа, 2002. – с. 231

[3] Файн Л.Е. Отечественная кооперация. Исторический опыт, 2-е изд. - Иваново: Изд. ИГУ, 2003. – с. 141

[4] Янчерко Т. К. Потребительская кооперация в теории. Учебник. – М.: Инфра-М, 2004. – с. 64

[5] Янчерко Т. К. Потребительская кооперация в теории. Учебник. – М.: Инфра-М, 2004. – с. 72

[6] Закон РФ "О потребительской кооперации в РФ" от 19.06.92 г./ Собрание законодательства РФ, 1992 – С. 284