Содержание


Введение. 3

Глава 1. Возникновение малого бизнеса в России. 4

1.1 Исторические предпосылки. 4

1.2 Роль и место малого бизнеса в России. 7

Глава 2. Практическое применение знаний на примере организации малого бизнеса в зарубежных странах. 10

2.1 Значение малого бизнеса в социально-экономической жизни зарубежных стран  10

2.2 Деятельность фирм малого бизнеса на примере зарубежного опыта. 13

Заключение. 17

Список литературы.. 18

Введение

Малый бизнес зародился более чем 40 веков назад в восточной части средиземноморья. Хотя малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, его история никогда не занимала общественное сознание.

Малый бизнес находится в центре интересов современного общества, затрагивает жизнь всего населения. Немногие сектора экономики могли бы функционировать без его нескончаемого потока продукции и услуг. И что особенно важно, его деятельность инициирует изобретательскую и инновационную деятельность: исследования показывают, что основные идеи и изобретения чаще поступают от малых, нежели от крупных предприятий. Творчество малых предприятий будет способствовать распространению новых продукции и услуг для потребителей. Вопреки общераспространенному мнению малый бизнес процветает в тени крупного бизнеса. Одно из исследований показывает, что как правило, малые производства являются более прибыльными, нежели крупные перерабатывающие компании.

Цель данной работы является изучение организации малого бизнеса с учетом некоторых особенностей нашей страны. Задачами являюстя определение малого бизнеса как составной части экономики, описание некоторых процессов сопутствующих созданию бизнеса. Актуальность данной работы очевидна – малый бизнес составляет долю часть экономики страны, которой сегодня уделяют очень много внимания. Данная сфера жизненно важна еще и потому, что именно от нее зависит общее благосостояние населения страны.

Глава 1. Возникновение малого бизнеса в России

1.1 Исторические предпосылки

Началом возрождения малого предпринимательства в России можно считать конец 80-х – начало 90-х, когда возникает и бурно развивается кооперативное движение.

По официальной статистике, количество малых предприятий в России не увеличивалось с 1994 года. После того, как их число удваивалось каждый год в 1991/1992 и 1992/1993 годах, общее число зарегистрированных предприятий выровнялось и колебалось в пределах 800 – 900, 000 (рисунок 1). Говоря об общей занятости, считается, что в малом бизнесе занято 12-13 % активного населения. В то же время следует признать, что статистика регистрации предприятий, может ввести в заблуждение, так как включает в себя только зарегистрированные предприятия и не учитывает частных предпринимателей без юридического статуса. В виду того факта, что предполагаемое число индивидуальных предпринимателей в России – 3.5 миллиона, или в четыре раза больше числа зарегистрированных предприятий, масштаб предпринимательского движения в России значительно больше, чем считает официальная статистика

Подавляющее большинство МП в России занимаются торговлей и общественным питанием (рисунок 2) и за последние годы показывали относительно стабильный рост. В 1999 году 15,8% МП относилось к строительному сектору. Почти такое же количество МП (15,7%) относятся к сектору промышленного производства.[1]

Большинство предприятий занимались  машиностроением и металлообработкой, легкой промышленностью, деревообрабатывающей и пищевой промышленностью. В 1992-93 годах наблюдался имеющий большое значение рост МП в области науки и высокопрофессиональных научных услуг, затем в 1994-95 гг. их количество уменьшилось и за последние годы продолжало уменьшаться.[2]

Так называемая малая экономика – важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики. Как известно, малый бизнес состоит из самого многочисленного слоя мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и политический облик страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор МП образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В сочетании с небольшими размерами предприятий, их технологической цепочкой, производственной и управленческой гибкостью - это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Высокая приспособляемость малого бизнеса и массовый охват практически всех сфер производства, внутреннего рынка обеспечивает устойчивость развития экономики и способствует стабильности социального и политического климата. Владельцы малых предприятий, с одной стороны, являются мелкими собственниками и объединены едиными корпоративными интересами.

С другой стороны, представителей малого бизнеса отличает то, что условия их жизни и деятельности, а также положение активного производителя и одновременно потребителя на внутреннем рынке понуждает их в повседневной деятельности к упрочению связей со своими постоянными и потенциальными клиентами из различных социальных групп. Из трех групп предприятий владельцы малых предприятий наиболее непосредственным образом приближены к своей собственности и чаще всего прямо участвуют в ее предпринимательском использовании.

Жесткие условия функционирования малых предприятий в сочетании со столь тесным контактом владельцев со своей собственностью предъявляют высокие, притом весьма специфические, требования к личным качествам малого предпринимателя, без соответствия  которым деятельность предприятия не может быть успешной. Именно в малом предпринимательстве вырастают настоящие закаленные и опытные лидеры, способные добиться больших успехов. Не случайно хрестоматийными примерами явились истории становления и развития крупнейших и наиболее агрессивных в технологической сфере корпораций - "Форд", "Сони", "Майкрософт".

Малые предприятия представляют собой вполне самостоятельную и наиболее типичную форму организации экономической жизни общества в условиях развитого рыночного хозяйства. Они обладают своими специфическими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, присущими только им внутренними закономерностями развития. Функционирование главным образом на конкретном локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, непосредственная связь с потребителем, потребность в относительно небольшом стартовом капитале – эти характеристики МП являются его достоинствами, повышающими устойчивость и живучесть этих предприятий в качестве структурного элемента экономики. Однако, при определенных условиях такие характеристики приобретают негативную значимость, тормозят развитие конкретного предприятия, ставят под угрозу его существование.[3]

Гибкость МП, его мобильность позволяют быстро приспособиться к изменениям внешней среды, однако оно оказывается особенно сильно уязвимым для колебаний конъюнктуры рынка, изменений локальных условий функционирования, динамики общих социально-экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможности для привлечения дополнительных ресурсов при необходимых ситуациях. Ограниченный масштабы производства и небольшое количество занятых обусловливают простоту и эффективность управления предприятием. Однако, характерное для МП совмещение функций собственника и менеджера, установление личных связей с работниками предприятия снижают управленческие издержки, но могут привести в самоэксплуатации и нарушению норм трудового законодательства.

Началом возрождения малого предпринимательства в России можно считать конец 80-х – начало 90-х, когда возникает и бурно развивается кооперативное движение.

 

1.2 Роль и место малого бизнеса в России

Как показывает опыт экономически развитых стран, с развитием малого предпринимательства растет доля экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп. При помощи малого бизнеса мобилизуются  материальные, финансовые и природные ресурсы и повышается эффективность их использования.[4]

Малое предпринимательство в России не только выполняет перечисленные выше функции, присущие малому бизнесу в экономически развитых странах, но и осуществляет новые, возникающие в ходе рыночных преобразований. К ним относятся разгосударствление, формирование частной собственности, разукрупнение промышленных, транспортных, топливно-энергетических гигантов. Кроме того, малые предприятия способны осуществить внедрение инноваций в производство.

К основным факторам, определяющим особую роль МП в условиях современного российского общества, можно отнести следующее:

·        энергичное развитие сектора МП может быть единственным источником реальной реструктуризации общества, обеспечивающей переход всего хозяйства страны на рельсы эффективно работающей в интересах всего населения рыночной экономики;

·        развитие МП способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни;

·        занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и позволяет наиболее полно раскрыть внутренний потенциал личности;

·        сектор МП имеет большой потенциал для создания новых рабочих мест, способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности в целом по стране и в отдельных регионах;

·        массовое развитие МП способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству. [5]

К особенностям развития малого бизнеса в России в первую очередь следует отнести следующие:

·        Малые предприятия все шире вовлекаются в сферы экономики, ранее характерные только для крупных и средних предприятий,- производство нефтепродуктов, пиломатериалов, добычу драгоценных металлов и т. п. При этом выпуск продукции малыми предприятиями осуществляется на арендованных мощностях крупных предприятий. По аналогичной схеме производится значительная часть продукции пищевой, лесной, деревообрабатывающей целлюлозно-бумажной отраслей промышленности.

·        Диверсификация характерна для значительного числа малых предприятий. Многопрофильность деятельности малых предприятий обусловлена двумя причинами: развитием бизнеса или попыткой исправить ситуацию, когда поддержать предприятие могут только наличные деньги, а их реально дают торговля и услуги.

·        В последние годы существенно возрос вклад индивидуальных предпринимателей в российскую экономику.

·        В течение ряда лет малые предприятия все шире прибегают к стратегии ухода в теневую деятельность

Глава 2. Практическое применение знаний на примере организации малого бизнеса в зарубежных странах

2.1 Значение малого бизнеса в социально-экономической жизни зарубежных стран

Для сравнительной оценки  степени влияния малого предпринимательства (далее МП) на развитие экономики  в разных странах следует учитывать, что в мировой практике существуют различные критерии и подходы к классификации и определению малых предприятий. В основу классификации может быть положена численность работников, объем производства товаров и услуг, годовой оборот, размер уставного капитала или общая сумма активов и т. д.

Наиболее часто в качестве критерия используются данные о количестве работников, при этом различия между странами и отдельными отраслями внутри страны в предельных показателях могут быть весьма существенными. Подходы к определению основных параметров малого бизнеса зависят от сложившейся в стране практики, структурных особенностей производства, а также целей государственной политики в отношении МП.

Необходимо отметить, что при теоретическом анализе зарубежные специалисты обычно увязывают сферу малого бизнеса со сферой среднего бизнеса, поскольку основы их формирования, развития имеют значительное сходство. Обычно практикуется выделение «микрофирм» (до 10-15 занятых), малых предприятий (15-100 занятых) и средних предприятий (100-300 занятых). В российской экономике средний бизнес является достаточно массовым и представительным, однако в отличие от других стран он вообще не составляет объекта отдельного изучения и анализа. В мировой хозяйственной системе, по данным ООН, малые и средние предприятия (далее-МСП) обеспечивают занятость до 50% трудоспособного населения, при этом объем производства в сфере МСП в различных странах колеблется в пределах от 33% до 66% национального продукта.

Одна из причин успешного функционирования малого и среднего бизнеса в странах с развитой  рыночной экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставляется мелкому. В этих странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, в первую очередь в сфере производства, причем крупные предприятия на подавляют мелкий бизнес, а организуют взаимодополняющее сотрудничество, особенно путем специализации, а также в интересах реализации инновационных процессов. В США девять из каждых десяти инновационных технологических идей впервые появляются в малых фирмах.

Крупное производство ориентировано в первую очередь на массовый, относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартных изделий. Малые предприятия успешно функционируют в небольших рыночных сегментах. Если крупные фирмы способствуют повышению общехозяйственной эффективности за счет экономии на масштабах производства, то малые предприятия придаю хозяйству гибкость, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам.

Несмотря на различия в национальных методиках систематизации малых и средних предприятий, особенностях структуры экономики отдельных стран, значение МСП в социально-экономической жизни каждой из них достаточно очевидно из данных, приведенных в Таблице 1. Более того, вполне обоснованным представляется вывод, что место и роль МСП предопределены объективными экономическими закономерностями, действующими независимо от особенностей политических предпосылок, исторической динамики и других факторов, поскольку общие показатели, характеризующие МСП в отдельных странах достаточно близки.

 
 
Таблица 1 Показатели, характеризующие значение малых и средних предприятий в экономике отдельных стран

Страны

Количество МСП (в тыс.)

Количество МСП на тыс./жителей

Доля работающих в общей численности занятых, %

Доля МСП в ВВП страны, %

Великобритания

2630

46,00

49,0

50-53

Германия

2290

37,00

46,0

50-54

Италия

3920

68,00

73,0

57-60

Франция

1980

35,00

54,0

55-62

Страны ЕС

15770

45,00

72,0

63-67

США

19300

74,20

54.0

50-52

Япония

6450

49,60

78,0

52-55

Россия

836,2

5,65

9,6

10-11



Удельный вес МП в таких странах как США, Япония, Германия в общей численности предприятий превышает 95%.Из 880 тыс. промышленных предприятий Японии только 4 тыс. имеют более 300 работающих, и только 700 предприятий насчитывают свыше 1000 человек персонала.

Естественно, что при сравнительно близких общих показателях данные об отраслевом распределении МСП внутри отдельных стран имеют более заметные различия. В промышленном производстве доля МСП составляет в Индии – 40%, в Японии – 51%. Среди экспортеров МСП составляют: в Финляндии – 20%, во Франции - 29%, в Италии – 40%, в Индии – 50%.

Большая часть занятых на предприятиях малого бизнеса работает в сфере услуг (свыше 2/3). В Югославии 80% всех малых предприятий заняты в этой сфере. Во Франции и Великобритании четверть всех малых предприятий относятся к категории промышленных.

По данным Всемирного банка, из вновь организуемых малых предприятий через год их существования среди действующих остается примерно 50%, через 3 года – 7-8% и, наконец, через 5 лет остается не более 3%.

Сказанное выше позволяет отметить еще одну тенденцию. Высокий динамизм образования и выбытия МП служит своеобразным компенсаторным механизмом, амортизатором, смягчающим резкие колебания конъюнктуры для страны в целом, предупреждающим более разрушительные последствия таких колебаний.


2.2 Деятельность фирм малого бизнеса на примере зарубежного опыта

Для более наглядного представления о деятельности фирм малого бизнеса в США можно привести пример предприятий общественного питания. На первый взгляд из приведенных ниже двух неудачных проектов зародилось мощные предприятия с оборотом в миллионы долларов в год. Всего несколько работников в штате и небольшой начальный капитал позволили фирмам развиться и встать на ступень выше, чем ступень малого предприятия.

Один из бизнесов зародился совсем недавно и помогло ему как ни странно кино. Голливудский фильм “Бар “Гадкий койот” (Coyote Ugly) мог бы испариться из памяти зрителей сразу после своей премьеры в 2000 г. Большинство зрителей, посмотревших картину компании Walt Disney об одном из баров Нью-Йорка, и не догадывались, что такой бар существует на самом деле. Фильм был разгромлен критиками. Потом случилось чудо: картина стала культовой, и толпы поклонников хлынули в бары “Гадкий койот”.

Всем хотелось посидеть в баре и поглазеть на вульгарных, танцующих на стойке официанток. “Какой еще бизнес может рассчитывать на то, чтобы получить на $40 млн бесплатной рекламы по всей стране и за ее пределами?” — говорит владелец бара Лилиана Лавелл, которая быстро сообразила, что в ее руках оказалось сокровище. И она решила использовать эту возможность.

Большинству людей приходится сначала строить бизнес, затем создавать брэнд, и только потом они могут рассчитывать на признание. Владелица теперь уже сети баров (за 4 года она открыла 13 таких заведений) сделала все наоборот – т.е. сначала у нее существовал брэнд, а потом уже появился и бизнес. И из малого он превратился уже в средний всего за 4 года.

Фильм помог разжечь интерес потенциальных бизнес-партнеров. Многие захотели, чтобы в их городке тоже был бар “Гадкий койот”. Лавелл почуяла новые возможности, но у нее не хватало средств для расширения. Франшиза могла бы обеспечить ей больший контроль над бизнесом — вплоть до того, что она могла бы даже сама подбирать мелодии для музыкального автомата. Однако работа по франшизе требовала от нее слишком больших затрат. В конце концов она продала несколько лицензий, каждая из которых принесла ей $50 000 и небольшой процент от общего объема продаж каждого бара (до 5%).

В 2003 г. еще три лицензионные группы получили разрешение на открытие подразделений. Они открыли бары в Бостоне, Далласе, Чикаго, Филадельфии и Тампе. Но чем больше расширялась сеть, тем больше руководство сети беспокоилось за сохранность и целостность образа разгульного бара. Для этого от директрисы сети таких баров потребовались дополнительные затраты и создание системы контроля за нерушимостью образа.

Что же касается финансового состояния, то здесь можно выделить основные показатели характеризующие деятельность данной сети баров.

За первый год становления сети было открыто 5 таких баров, что принесло доход в 700 000 долларов. Затем каждый бар по подсчетам специалистов приносил еще от 90 000 до 120 000 долларов в год. Предприятие стало рентабельно, еще и потому, что в США очень хорошо защищается авторское право путем патентирования. В то время как фирма не затрачивает денег на новые какие бы то ни было разработки, а придерживается консервативным идеям (изначальному курсу), получаемая прибыль на данном этапе все равно не позволяет создавать и развивать дальше сеть таких заведений. Именно поэтому было принято решение о привлечении дополнительных средствах в действующий доходный бизнес. Как оказалось, желающих участвовать в такого рода бизнесе, немало.

Второй вид малого бизнеса о котором хотелось бы поговорить – ресторан или как мы уже привыкли называть Фаст-Фуд занимающийся приготовлением и продажей экологически чистой, низкокалорийной пищи.

Почти каждый из нас знает о вредности той пищи что принимают каждый день американские граждане. Совершенно не нужно ездить в США чтобы понять, что это действительно так. Достаточно сходить в ближайший фаст-фуд и вас накормят чем-нибудь таким от чего непременно начнутся проблемы с лишним весом, а значит и со здоровьем.

Именно решая эту проблему американский предприниматель Ален Боут открыл недавно один ресторан фаст-фуд в Америке под названием «Гринфуд», который готовит и продает пищу исключительно качественную и приготовленную из экологически чистых продуктов. И хотя кафе открылось в маленьком городке, все равно проезжая мимо можно заметить, что очередь там присутствует постоянно. А значит бизнес удался.

Что же касается годового оборота и финансовых показателей, то можно выделить две важные цифры. Первая – доход от такого ресторанчика составил порядка 340 000 долларов в год. Что несомненно послужило дальнейшему росту и открытию сети таких ресторанчиков. Штат компании «Гринфуд» уже сегодня насчитывает около 500 человек. Ален Боут не собирается останавливаться на строительстве таких объектов в пределах штата и эксперты прозвали уже данную сеть ресторанов национальной сетью полезного питания.

Итак резюмируя выше изложенное можно сказать, что с эффективной управленческой политикой на предприятии малого бизнеса США приходи и рост финансовых показателей организации. Сама рыночная стоимость мелких американских фирм стремительно растет. Частные и публичные компании небольшого размера, сильно пострадавшие во второй половине 1990-х гг., практически восстановились и теперь по совокупной капитализации сравнялись с крупными игроками на рынке США.

Согласно последнему исследованию, опубликованному вашингтонской консалтинговой фирмой Joel Popkin & Co., за минувшее десятилетие стоимость небольших компаний на рынке США сократилась почти на 17 процентных пунктов. "По преимуществу это явилось следствием непомерного роста цен на акции технологических гигантов в конце 1990-х гг. ", - говорится в исследовании, проводившемся по заказу Федерального управления по делам малого бизнеса. За тот же период стоимость крупных игроков выросла на 131%. На этом фоне был почти незаметен скромный 60%-ный рост мелких публичных корпораций.

Такие небольшие представители частного бизнеса как «Гринфуд» и «Бар гадкий койот» показали лишь 44%-ный рост, по данным Федеральной резервной системы. На долю малого бизнеса США с точки зрения стоимости в начале прошлого десятилетия приходилось 59,3%, в начале нынешнего - 42,4%. Однако уже во II квартале 2002 г. маленькие вновь догнали больших. Хотя нынешний экономический спад затронул весь деловой мир, по крупным корпорациям пришелся более болезненный удар, говорит Кэтрин Коуб, вице-президент и ведущий экономист Joel Popkin&Co. "Доверие к крупным компаниям упало катастрофически, - объясняет Коуб. - Отношение цен на акции к прибыли у таких компаний способно стремительно расти, но и столь же стремительно падать".[6]


Заключение

Рыночные преобразования в России вступили в решающую фазу. Разрушена старая централизованная система управления и распределения ресурсов, либерализация цен и массовая приватизация обеспечили условия для формирования и развития института частной собственности, приведены в действие основные рыночные механизмы экономического регулирования, радикально изменилась психология людей.

В процессе исторического развития отношение и к фигуре предпринимателя и к малому бизнесу в мире менялось. В полной мере роль последнего в формировании и развитии рыночных отношений была осознана лишь в 60-е гг. Сегодня опыт США, Японии, Южной Кореи, Италии и других стран убедительно свидетельствует: развитие малого бизнеса создает предпосылки для ускоренного экономического роста, способствует диверсификации и насыщению местных рынков, позволяя вместе с тем компенсировать издержки рыночной экономики (безработица, конъюнктурные колебания, кризисные явления). Специфика поддержки малого бизнеса и состоит в том, что поддерживать нужно конкретного человека. Создание благоприятного климата для малого бизнеса, прежде всего для развития товаропроизводящих предприятий, происходит тем успешнее, чем больше внимания уделяют именно человеческому фактору.

Ориентация на конкретного предпринимателя - важнейшее стратегическое направление эффективного становления малого бизнеса, позволяющее задействовать все имеющиеся ресурсы (отбор предпринимателей, подготовка их к деятельности на рынке, организационное содействие, предоставление льгот, преференций и т.д.).

В данной работе на примере двух удачных проектов малого бизнеса в США мы постарались показать реальное состояние этой категории бизнеса за рубежом. Ведь по сути все зависит от искусства управления бизнесом, и кто же не согласится, что самые успешные на сегодняшний день бизнесмены находятся в США.

Список литературы

1. Борисов  Е.Ф., Волков Ф.М. Основы экономической теории.- М.: Высш.шк.,1994.- 352 с.

2. Лунев В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой. Учебное пособие.- М.: Финпресс.- 1997.

3. Мескон С.Х. и др. Основы менеджмента/ Пер. с англ.- М.: Дело, 1992.

4. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика.- М.: “Экономика”, 1992.

5. Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства.- М.: ТОО ”Вес”, 1995. 435 с.

6. Хейнс Р. и др. Динамическое производство// США: Экономика, политика, идеология».- 1992.- № 4-7.

7. Малый бизнес в России / Под ред. Винокура С.Ю., М: Финансы и статистика, 1998 . –326 с.

8. Частный бизнес: становление и развитие в регионах России. – М.: Институт стратегического анализа и развития предпринимательства, 1998. – 384 с.

9. Малое предпринимательство в России: состояние, проблемы, перспективы : аналитический сборник – М.: Институт предпринимательства и инвестиций,1999.-324 с.

10. США – малый бизнес опять в цене// Ведомости.- 2004.- №46.


[1] Стр. 46. Малое предпринимательство в России: состояние, проблемы, перспективы : аналитический сборник – М.: Институт предпринимательства и инвестиций,1999.

[2] Стр. 83 Борисов  Е.Ф., Волков Ф.М. Основы экономической теории.- М.: Высш.шк.,1994

[3] Стр. 74 Частный бизнес: становление и развитие в регионах России. – М.: Институт стратегического анализа и развития предпринимательства, 1998.

[4] Малый бизнес в России / Под ред. Винокура С.Ю., М: Финансы и статистика, 1998 .

[5] Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства.- М.: ТОО ”Вес”, 1995.

[6] США – малый бизнес опять в цене// Ведомости.- 2004.- №46.