Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

Глава 1. Учет особенностей расходов......................................................... 5

1.1 Учет потерь от брака и от простоев и прочих производственных расходов........ 5

1.2 Учет и инвентаризация незавершенного производства.............................................. 9

1.3. Учет полуфабрикатов собственного производства и их оценка............................ 11

Глава 2. Учет и распределение косвенных расходов.............................. 14

Практическая часть.................................................................................... 18

Задача 1........................................................................................................ 21

Задача 2........................................................................................................ 23

Задача 3........................................................................................................ 25

Задача 4........................................................................................................ 26

Заключение.................................................................................................. 30

Список литературы..................................................................................... 32


Введение

Процесс учета затрат в сфере производства и обращения имеет многовековую историю. Уже в средние века на английских мануфактурах сформировалась система финансового учета. В средневековой Англии участники гильдий использовали подробную информацию о стоимости материалов и труда, чтобы удостоверить клиентов в качестве и других достоинствах продукта.

Но перед XIX столетием задачи несколько изменились, организации стали заключать сделки с другими независимыми предприятиями, чтобы выполнить индивидуальные функции в производственном процессе. Когда объемы сделок были согласованы с внешними предприятиями и в пределах фирмы сделано несколько долгосрочных инвестиций, составлялся финансовый отчет, чтобы оценить эффективность и вероятность доходности предприятия.

На современном этапе развития экономических отношений в стране материальные затраты составляют значительную долю всех затрат на производство продукции, работ, услуг. Поэтому производственная программа предприятия может быть выполнена только при условии своевременного и полного обеспечения её необходимыми материально-энергетическими ресурсами. В связи с этим возрастает роль учета в осуществлении контроля за наличием материальных ресурсов и правильным их использованием.

Система учета расходов до появления предприятий с широким ассортиментом выпускаемой продукции сосредоточилась непосредственно на измерении труда и основных материалов, которые могли легко быть отнесены на продукцию. Хотя затраты капитала существовали во всех организациях, узкая специализация ранних производственных корпораций создавала предпосылку, чтобы косвенные затраты на продукцию распределялись пропорционально прямым, что позволяло легко получить итоговые оценки общих затрат на единицу продукции.

Целью данной работы является ознакомление с теоретическими аспектами косвенных расходов — с этой только на первый взгляд простой, а на самом деле сложной и разноплановой экономической категорией; процессом формирования издержек производства и обращения как по местам образования затрат, так и по различным видам продукции и создания на этой основе информации, необходимой менеджеру при принятии решений по планированию, управлению и контролю.

 

Глава 1. Учет особенностей расходов

1.1 Учет потерь от брака и от простоев и прочих производственных расходов

Статья «Потери от брака» имеется, как правило, только в отчетных калькуляциях.

Браком считаются изделия и полуфабрикаты, которые по своему качеству не соответствуют установленным стандартам, техническим условиям или договорам. В зависимости от характера дефектов, обнаруженных при оценке готовой продукции или полуфабрикатов, брак делят на исправимый и неисправимый (окончательный).

Исправимым браком считаются изделия и полуфабрикаты, которые после исправления могут быть использованы по прямому назначению и исправление которых технически возможно и экономически целесообразно.

Неисправимым (окончательным) браком считаются изделия и полуфабрикаты, которые не могут быть использованы по прямому назначению и исправление которых технически невозможно и экономически нецелесообразно. Такие изделия реализуют по ценам возможного использования или используют в качестве вторичного сырья для переработки на другие виды продукции.

В зависимости от места обнаружения брака различают брак внутренний и внешний. Внутренним считают брак, обнаруженный в организации до отправки покупателю. Внешним называется брак, обнаруженный после отпуска продукции покупателю.

При выявлении брака.работники отдела технического контроля делают соответствующие отметки в первичных документах по учету выработки.

Неисправимый брак, кроме того, оформляется актом о браке или ведомостью о браке, в которой фиксируется несколько фактов брака.

В акте указываются характеристика брака, его причина, количество забракованной продукции, виновник брака; себестоимость брака; суммы, подлежащие взысканию с виновников брака; потери от брака; отметка цеха-получателя или склада о приемке забракованной продукции.

Акт составляется работником отдела технического контроля, мастером и начальником цеха и передается в бухгалтерию, где калькулируется себестоимость брака. Акт утверждается руководителем организации, который принимает решение о порядке списания потерь от брака — за счет виновных лиц или за счет производства.

Потери от неисправимого брака исчисляют вычитанием из его себестоимости стоимости забракованных изделий по ценам возможного использования и сумм, удерживаемых с виновников брака. Себестоимость внутреннего окончательного брака складывается из фактических затрат по установленным статьям расходов, за исключением затрат по следующим статьям: «Расходы на подготовку и освоение производства», «Общехозяйственные расходы», «Потери от брака», «Прочие производственные расходы». В организациях с большой номенклатурой изделий брак обычно оценивают исходя из плановой или нормативной себестоимости.

Себестоимость внутреннего исправимого брака определяют исходя из стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов, израсходованных на исправление брака, заработной платы производственных рабочих, занятых исправлением брака, отчислений на социальные нужды и соответствующей доли общепроизводственных расходов.

Потери от внутреннего исправимого брака определяют вычитанием из его себестоимости сумм, удерживаемых с виновников брака.

В себестоимость внутреннего окончательного и исправимого брака, происшедшего по вине поставщиков сырья, материалов и полуфабрикатов, включают также долю общезаводских расходов в процентном отношении по утвержденному плану и заработной плате производственных рабочих, начисленной за операции до момента обнаружения окончательного брака или до момента доработки исправимого брака.

Стоимость внешнего брака состоит из производственной себестоимости забракованной продукции, расходов по приобретению этой продукции покупателями, а также транспортных расходов при замене забракованной продукции или расходов потребителя на исправление забракованной продукции. Штрафы, уплаченные покупателям за поставку бракованной продукции, относят на счет 91 «Прочие доходы и расходы» и в стоимость потерь от брака не включают.

Синтетический учет потерь от брака ведут на активном счете 28 «Брак в производстве». По дебету этого счета отражают затраты по исправлению частичного брака (с кредита счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.), а также себестоимость окончательного брака (с кредита соответствующего счета производства).

Потери от брака списывают с кредита счета 28 «Брак в производстве» в дебет различных счетов в зависимости от причин брака и порядка возмещения потерь:

счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — если брак произошел по вине рабочих;

счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям» — если брак произошел по вине поставщиков недоброкачественных сырья и материалов;

счета 10 «Материалы» — на стоимость забракованных изделий по цене возможного использования;

соответствующего счета производства —если невозмещенные потери от брака относятся на себестоимость готовой продукции.

Аналитический учет потерь от брака ведут в каждом цехе, по видам забракованной продукции и статьям расходов.

Простои могут быть вызваны внутренними причинами (т.е. по вине самого предприятия), внешними причинами (по вине поставщиков сырья и материалов, из-за прекращения подачи электроэнергии, воды и т.п.) и стихийными бедствиями.

Простои оформляют простойным листком, в котором указывают время простоя, его причины, причитающуюся рабочим за простой сумму заработной платы и другие необходимые сведения.

В состав потерь от простоев по внутренним и внешним причинам включают оплату труда производственных рабочих за время простоя, отчисления на социальные нужды, стоимость сырья, материалов, топлива и энергии, непроизводительно затраченных за это время. Потери от простоев по внутренним причинам учитывают по статье «Общепроизводственные расходы».

В состав потерь от простоев по внешним причинам помимо указанных ранее затрат включают соответствующую долю общепроизводственных расходов. Потери от простоев по внешним причинам относят на виновные предприятия и организации или включают в состав внереализационных расходов, если эти потери не подлежат возмещению. Потери от простоев, вызванных стихийными бедствиями, списывают на уменьшение прибыли предприятия.

По статье «Прочие производственные расходы» учитывают расходы, не входящие ни в одну из указанных ранее статей затрат: затраты на гарантийное обслуживание и ремонт продукции, проданной с гарантией, отчисления на централизованные расходы по технической пропаганде, затраты на стандартизацию и др.

Прочие производственные расходы относят на себестоимость соответствующих видов продукции прямым путем, а при невозможности распределяют между ними пропорционально их производственной себестоимости (без прочих производственных расходов).

1.2 Учет и инвентаризация незавершенного производства

При исчислении себестоимости продукции затраты отчетного месяца корректируют на разницу в стоимости незавершенного производства на начало и конец месяца, т.е. к стоимости незавершенного производства на начало месяца прибавляют затраты отчетного месяца и вычитают стоимость незавершенного производства на конец месяца.

К незавершенному производству относятся продукция, не прошедшая всех стадий производственного процесса, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытаний и технической приемки. Объем незавершенного производства определяют следующими методами: фактическим взвешиванием, штучным учетом, объемным измерением, условным пересчетом, по данным партионного учета. Остатки незавершенного производства на конец отчетного периода в массовом и серийном производстве можно оценивать в балансе по нормативной или плановой производственной себестоимости (полной или неполной в зависимости от порядка списания общехозяйственных расходов), по прямым статьям расходов, а также по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов. При единичном производстве незавершенное производство отражают в балансе по фактическим производственным затратам.

Для уточнения учетных данных о незавершенном производстве в установленные сроки производят инвентаризацию незавершенного производства.

При инвентаризации незавершенного производства необходимо:

определить фактическое наличие заделов (деталей, узлов, агрегатов) и не законченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в производстве;                           '

определить фактическую комплектность незавершенного производства (заделов);

выявить остаток незавершенного производства по аннулированным заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено.

В зависимости от специфики и особенностей производства перед началом инвентаризации необходимо сдать на склады все ненужные цехам материалы, покупные детали и полуфабрикаты, а также все детали, узлы и агрегаты, обработка которых на данном этапе закончена.

Проверка заделов незавершенного производства производится путем фактического подсчета, взвешивания, перемеривания.

Описи составляют отдельно по каждому обособленному структурному подразделению (цех, участок, отделение) с указанием наименования заделов, стадии или степени их готовности, количества или объема, а по строительно-монтажным работам — с указанием объема работ: по незаконченным объектам, их очередям, пусковым комплексам, конструктивным элементам и видам работ, расчеты по которым осуществляются после полного их окончания.

Сырье, материалы и покупные полуфабрикаты, находящиеся у рабочих мест, не подвергавшиеся обработке, в опись незавершенного производства не включают, а инвентаризируют и фиксируют в отдельных описях.

Забракованные детали в описи незавершенного производства не включают — по ним составляют отдельные описи.

По незавершенному производству, представляющему собой неоднородную массу или смесь сырья, в описях, а также в сличительных ведомостях приводят два количественных показателя: количество этой массы или смеси и количество сырья или материалов (по отдельным наименованиям), входящих в ее состав. Количество сырья или материалов определяется техническими расчетами в порядке, установленном отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

При выявлении недостач или излишков инвентаризационная комиссия определяет причины и виновников и готовит предложения о порядке их списания.

По выявленным недостачам или излишкам незавершенного про-' изводства производят следующие бухгалтерские записи.

На общую сумму выявленных недостач:

Дебет счета' 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;

Кредит счета 20 «Основное производство»;

Кредит счета 23 «Вспомогательные производства».

На сумму недостач по вине работников цехов:

Дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»;

'>    Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

При отсутствии виновных лиц:

Дебет счета 25 «Общепроизводственные- расходы»;

Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы»;

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» и других счетов,

Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

На сумму излишков:

Дебет счета 20 «Основное производство»;

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»

1.3. Учет полуфабрикатов собственного производства и их оценка

Полуфабрикаты собственного производства могут быть использованы В собственном производстве или реализованы другим организациям в качестве материалов или комплектующих изделий (пряжа и суровье в текстильной промышленности, чугун передельный в черной металлургии, сырая резина и клей в резиновой промышленности и т.д.).

Для получения информации о наличии и движении полуфабрикатов собственного производства организации могут вести их обособленный учет на активном счете 21 «Полуфабрикаты собственного производства». По дебету счета 21 отражают расходы по изготовлению полуфабрикатов, списываемые со счета 20. С кредита счета 21 полуфабрикаты списывают в зависимости от направления их использования либо в дебет счета 20 (при использовании в собственном производстве), либо в дебет счета 90 «Продажи» (при продаже).

' При использовании в учете счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» полуфабрикаты собственного производства приходуют по дебету счета 21 с кредита счета 40.

Аналитический учет по счету 21 ведут по местам хранения полуфабрикатов и отдельным наименованиям (видам, сортам, размерам и т.д.).

В балансе полуфабрикаты собственного производства отражают по статье «Незавершенное производство».

Оценка полуфабрикатов собственного производства. В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности нет указания о порядке оценки полуфабрикатов собственного производства. Поскольку в балансе указанные объекты учета отражаются по статье «Незавершенное производство», на них распространяется и порядок оценки незавершенного массового и серийного.-производства: по нормативной или плановой себестоимости продукции, по прямым статьям расходов или по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

При выборе вариантов оценки полуфабрикатов собственного производства следует иметь в виду следующие моменты:

1) в расходы по изготовлению любой продукции обязательно включают помимо стоимости сырья и материалов оплату труда рабочих, отчисления на социальные нужды и другие расходы. Следовательно, оценка полуфабрикатов собственной выработки по стоимости сырья и материалов неприемлема;

2) порядок оценки полуфабрикатов собственной выработки зависит от принятого порядка списания общехозяйственных расходов. При их списании на счет 90 «Продажи» оценка полуфабрикатов собственной выработки возможна только по неполной производственной себестоимости (без общехозяйственных расходов);

3) порядок оценки полуфабрикатов собственной выработки зависит от факта использования или неиспользования счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». При использовании счета 40 полуфабрикаты собственной выработки можно оценивать только по нормативной или плановой себестоимости продукции;

4) полуфабрикаты собственной выработки при их продаже выступают в качестве готовой продукции, и на них приходится часть коммерческих расходов. Поэтому в конечном счете по проданным полуфабрикатам собственной выработки целесообразно определить не только производственную, но и полную себестоимость их реализации.

С учетом рассмотрения вариантов оценки полуфабрикатов собственной выработки можно рекомендовать осуществлять их оценку по производственной себестоимости (полной, неполной, фактической, нормативной или плановой) с добавлением к ней расходов по продаже полуфабрикатов.

В организациях, не использующих счет 21, полуфабрикаты собственного производства отражают в составе незавершенного производства (т.е. на счете 20) и оценивают способами, принятыми для оценки незавершенного производства.

Глава 2. Учет и распределение косвенных расходов

Косвенные расходы — это совокупность издержек, связанных с производством, которые нельзя (или экономически нецелесообразно) отнести непосредственно на конкретные виды изделий. В отечественной экономической литературе их также называют накладными расходами.

Косвенные расходы подразделяются на две группы :

• общепроизводственные (производственные) расходы — это общецеховые расходы на организацию, обслуживание и управление производством. В бухгалтерском учете информация о них накапливается на счете 25 «Общепроизводственные расходы»;

• общехозяйственные (непроизводственные) расходы осуществляются в целях управления производством. Они напрямую не связаны с производственной деятельностью организации и учитываются на балансовом счете 26 «Общехозяйственные расходы».

Отличительной особенностью общехозяйственных расходов является то, что в пределах масштабной базы они остаются неизменными. Изменить их можно управленческими решениями, а степень их покрытия — объемом продаж.

Относительно легко отнести прямые затраты н материалы и прямые затраты по заработной плат на выполнение заказа, но не так просто сделать это с накладными расходами. По определению производственные накладные расходы - это накопитель косвенных производственных затрат, таких, как косвенные затраты на материалы, косвенные затраты на труд, амортизация, коммунальные услуги.[1] Эти затраты часто не имеют прямого отношения к отдельным заказам, но они должны быть включены в затраты на производство. Следовательно, чтобы иметь полное представление о себестоимости, необходимо отнести производственные накладные расходы к заказам. Этот процесс распределения накладных расходов называется поглощением, или включением, накладных расходов.

Чтобы информация о себестоимости была полезной, она должна быть своевременно передана специалистам. Представим, что бухгалтер ждет конца отчетного периода с тем, чтобы действительные накладные расходы были бы определены прежде, чем накладные расходы будут отнесены на изделие. В результате накладные расходы могут быть определены достаточно точно. Однако эта информация может потерять свою значимость, так как специалисты уже не смогут планировать, контролировать и принимать решения в течение этого периода.

Решение этой проблемы заключается в предварительном расчете накладных расходов по отношению к определенной базе.

Процесс распределения накладных расходов состоит из трех элементов:

1) выбор объекта, на который относятся затраты, т.е. носителя общепроизводственных затрат (например, продукция, услуга, контракт, цех);

2) выбираются и собираются затраты, которые следует отнести на объекты;

3) выбирается база распределения, которая соотносит затраты с учетным объектом (носителем затрат).

Методы распределения выбираются произвольно, по решению бухгалтера-аналитика. В качестве базы распределения должен выбираться тот показатель, который наиболее соответствует накладным расходам каждого производственного подразделения.[2] Выбор базы распределения — чрезвычайно важный вопрос, так как, меняя ее, бухгалтер-аналитик меняет и значение себестоимости продукции (работы, услуги). База для распределения затрат обычно сохраняется неизменной в течение длительного времени, поскольку она представляет элемент учетной политики предприятия. Однако, когда ее несоответствие становится очевидным, она подлежит пересмотру.

На практике для распределения производственных накладных расходов между носителями затрат применяются следующие базы:

1. Время работы производственных рабочих (человеко-часы) — широко применяется по двум причинам: отражает затраты прямого труда; информация о затраченных человеко-часах на производство конкретной продукции обычно содержится в нарядах и в рабочих картах.

Коэффициент распределения определяется путем деления общей суммы производственных накладных расходов на общее число затраченных человеко-часов.

2. Заработная плата производственных рабочих. Использование этого показателя желательно в тех случаях, когда заработная плата занимает больший удельный вес в общепроизводственных расходах, чем расходы на содержание оборудования.

3. Машино-часы. В прошлом этот показатель применялся редко в связи с отсутствием информации о времени работы какого-либо оборудования, затраченного на выпуск конкретной продукции. Компьютеризация бухгалтерского учета позволяет решить эту трудоемкую задачу.

4. Прямые затраты. Косвенные производственные расходы распределяются пропорционально стоимости потребленных на продукт основных материалов и основной заработной платы производственных рабочих.

5. Стоимость основных материалов. В этом случае применяются ставки распределения накладных расходов в процентах от стоимости использованных основных материалов.

6. Объем произведенной продукции в натуральном или стоимостном выражении. Этот метод применим лишь при условии, что подразделением производится один вид продукции. При использовании этого показателя в качестве базы распределения на продукцию с разной трудоемкостью будут приходиться равные накладные расходы.

7. Распределение пропорционально сметным (нормативным) ставкам. Ставка рассчитывается либо по предприятию в целом, либо для каждого подразделения отдельно. Единую ставку распределения накладных расходов целесообразно использовать лишь тогда, когда на все работы во всех подразделениях затрачивается примерно одинаковое время. Если на эти работы затрачивается разное время, то необходимо установить ставки распределения накладных расходов отдельно по каждому подразделению, чтобы на все виды продукции распределялись фактически соответствующие им накладные расходы.

Важнейшим принципом выбора способа распределения накладных расходов является максимальное приближение результатов распределения к фактическому расходу на данный вид продукции.[3] Это влияет на достоверность определения себестоимости продукции и в конечном счете — на прибыль организации. Вместе с тем выбранный способ должен соответствовать принятым производственным и технологическим процессам, более обоснованным принципам учета и калькулирования и быть нетрудоемким и простым для понимания. При выборе базы распределения следует руководствоваться содержанием отраслевых методических рекомендаций по учету, планированию и калькулированию себестоимости, если таковые имеются, а там, где таких рекомендаций нет, — экономическим смыслом и особенностями производственной и коммерческой деятельности предприятия.

Практическая часть

Предприятие занимается производством трех видов продукции А, В, С и имеет сложную структуру:

-         цех № 1;

-         цех № 2;

-         цех № 3;

-         РМЦ.

В цехе № 1 производиться продукция А, в цехе № 2 – В, цех № 3 изготавливает продукцию С. РМЦ осуществляет текущий ремонт оборудования цехов.

Для производства продукции используется один вид основных материалов, который оценивается по методу средней себестоимости.

Задание 1. Составить журнал хозяйственных операций за январь

п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

1

Отпущены со склада материалы


20

10

Цех 1

6536,4

20

10

Цех 2

6496,1

20

10

Цех 3

8427,5

20

10

2

Начислена заработная плата




Рабочим цеха 1

66700

20

70

Рабочим цеха 2

52000

20

70

Рабочим цеха 3

70000

20

70

Рабочим обслуживающим оборудование цеха 1


7818

25

70

цеха 2

8862

25

70

цеха 3

6520

25

70

Персоналу заводоуправления

80000

26

70

Рабочим РМЦ

12000

23

70

3

Начислен единый социальный налог по ставке 35,6 от заработной платы:




Рабочим цеха 1

23745,2

20

69

Рабочим цеха 2

18512

20

69

Рабочим цеха 3

24920

20

69

Рабочим обслуживающим оборудование цеха 1


2783,3

25

69

цеха 2

3154,872

25

69

цеха 3

2321,12

25

69

Персоналу заводоуправления

28480

26

69

Рабочим РМЦ

4272

23

69

4

Начислена амортизация по оборудованию:




Цех 1

2,5

25

02

Цех 2

3,5

25

02

Цех 3

4

25

02

Зданию заводоуправления

34

26

02

Зданию Цеха 1

4,5

25

02

Зданию Цеха 2

5,2

25

02

Зданию Цеха 3

3,8

25

02

5

Получен счет за электроэнергию, пользованную: на освещение производственных помещений:




Цех 1

1752

25

60

Цех 2

1986

25

60

Цех 3

1462

25

60

На обслуживание оборудования:




Цех 1

876

20

60

Цех 2

993

20

60

Цех 3

731

20

60

На освещение помещений заводоуправления

680

26

60

На обслуживание РМЦ

300

23

60


6

РМЦ произведен текущий ремонт оборудования цеха 2


236,5


23


07

7

Определены и списаны на себестоимость расходы:




РСЭО

36,5

25

76

Цех 1

12,3

25

76

Цех 2

68,1

25

76

Цех 3

18,36

25

76

Общецеховые расходы

63,2

26

76

Общехозяйственные расходы

12,5

25

76



Задача 1.

Определить различными методами фактическую себестоимость материалов, используемых для производства продукции А, В, С, используя следующие данные:


Срок поступления

Количество тонн

Цена

Сумма

Остаток на 01.01.2001

10

850

8500

02.01.2001

5

951

4755

05.01.2001

10

875

8750

06.01.2001

8

958

7664

08.01.2001

3

740

2220

09.01.2001

5

899

4495

11.01.2001

10

920

9200

12.01.2001

8

953

7624

Итого поступило

49


44708


За отчетный месяц использовано 48 тонны материалов, из которых 14,62 тонны материалов отпущено в цех 1; 14,53 тонн на производство продукции В - -в цех 2; 18,85 тонны в цех 3 на производство продукции С.

Материалы отпущены в производство 15.01.2001.

В учете отразить фактическую стоимость израсходованных материалов 48,0 рассчитанную по методу средней себестоимости.

Решение:

По методу ЛИФО

Дата

Закупки отчетного месяца

Количество

Себестоимость

Сумма

01.01

Остаток на начало месяца

10

80

800

03.01

Закуплены материалы

50

70

3500

08.01

Закуплены материалы

30

75

2250

12.01

Закуплены материалы

65

90

5850

16.01

Огпущено в производство

70


6225

-

Остаток на конец месяца

85


6175


1)Рассчитаем себестоимость материалов отпущенных в производство:

65*90+5*75=6225

2) Рассчитаем себестоимость материалов, оставшихся на конец месяца:

(800+3500+2250+5850)-6225=6175.


По методу ФИФО

Дата

Закупки отчетного месяца

Количество

Себестоимость

Сумма

01.01

Остаток на начало месяца

10

80

800

03.01

Закуплены материалы

50

70

3500

08.01

Закуплены материалы

30

75

2250

12.01

Закуплены материалы

65

90

5850

16.01

Огпущено в производство

70


5050

-

Остаток на конец месяца

85


7350


1)Рассчитаем себестоимость материалов отпущенных в производство:

10*80+50*70+10*75=5050

2) Рассчитаем себестоимость материалов, оставшихся на конец месяца:

(800+3500+2250+5850)-5050=7350.

Задача 2.

Начислить амортизацию за январь 2001 года по основным средствам завода:

1.линейным способом – по всем основным средствам;

2.способом уменьшаемого остатка – по зданию заводоуправления;

3.способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования – по зданию цеха № 1;

4.способом списания стоимости пропорционально объему выпущенной продукции – по оборудованию цехов.

п/п

Наименование объекта

Первоначальная стоимость

Дата ввода в эксплуатацию

Срок полезного использования

1

Здания заводоуправления

850000

01.11.1997

25

2

Здание цеха № 1

134775

01.02.1998

30

3

Здание цеха № 2

152793

01.02.1998

30

4

Здание цеха № 3

112432

01.02.1998

30

5

Оборудования цеха № 1

25000

01.01.1997

10

6

Оборудования цеха № 2

35000

01.01.1997

10

7

Оборудования цеха № 3

40000

01.01.1998

10

Объем выпущенной продукции в январе текущего года составил в первом цехе – 1060 единиц А; во втором цехе – 2640 единиц продукции В; в третьем – 2500 единиц продукции С. Цех 1 рассчитан на производство 2800 единиц продукции, 2- ой – 3000 единиц продукции, 3-ий – 3500 единиц продукции.

При расчете суммы амортизации способом уменьшаемого остатка и способом списания стоимости по сумме числе лет срока полезного использования рекомендуется использовать следующую таблицу:

Год

Первоначальная стоимость

Годовая сумма амортизации

Накопленный износ

Остаточная стоимость






В учете для целей решения сквозной задачи, отразить суммы накопленной амортизации, рассчитанные линейным способом.

Решение:

Линейный метод

Год


Остаточная стоимость на начало года (руб)

Норма амортизации (%)

Сумма

амортизации за год (руб)

Накопленная амортизация (руб)

Остаточная стоимость на конец года (руб)

1-ый

180000

33,33

60000

60000

120000

2-ый

120000

33,33

60000

120000

60000

3-ый

60000

33,33

60000

180000

-


Нам=100%/3=33,33%



Метод уменьшаемого остатка

Год


Остаточная стоимость на начало года (руб)

Норма амортизации (%)

Сумма

амортизации за год (руб)

Накопленная амортизация (руб)

Остаточная стоимость на конец года (руб)

1-ый

180000

66,66

120000

120000

60000

2-ый

60000

66,66

40000

160000

20000

3-ый

20000

-

20000

180000

-


Нам=100% / 3 *2=66,66 %


Метод суммы чисел

Год


Остаточная стоимость на начало года (руб)

Норма амортизации (%)

Сумма

амортизации за год (руб)

Накопленная амортизация (руб)

Остаточная стоимость на конец года (руб)

1-ый

180000

50

90000

90000

90000

2-ый

90000

33,33

60000

150000

60000

3-ый

60000

16,67

30000

180000

-

Нам=3/(1+2+3)=50% -первый год

Нам=2/(1+2+3)=33,33% -второй год

Нам=1/(1+2+3)=16,67% -третий год

Задача 3.

На основании данных журнала регистрации хозяйственных операций составить ведомости 12, 15, ведомость учета затрат по РМЦ по следующим предлагаемым формам:

Ведомость № 12

№ статьи

Дебетируемые счета и статьи аналитического учета

Обороты по дебету счета с кредита счетов

Наименование

70

69

23

02

76

Итого


К счету 25 А. РСЭО







1

Износ производственного оборудования




10



2

Эксплуатация оборудования и транспортных средств







3

Текущий ремонт







Итого РСЭО








Б. Общецеховые расходы







4

Сооружение зданий, сооружений инвентаря





63,2


5

Износ зданий, сооружений





12,5


Итого общецеховые расходы







Итого по счету 25




10

75,7

85,7


Ведомость № 15

№ статьи

Дебетируемые счета и статьи аналитического учета

Обороты по дебету счета с кредита счетов

Наименование

70

69

02

60

Итого


К счету 26






1

Заработная плата аппарата управления

80000





2

Амортизация основных средств


28480




3

Содержание  и текущий ремонт зданий, сооружений, инвентаря




680


Итого по счету 26

80000

28480


680

109160


Ведомость учета затрат по РМЦ

№ статьи

Дебетируемые счета и статьи аналитического учета

В дебет 23 счета с кредита счетов

Наименование

70

69

76

Итого

1

Затраты на оплату труда

12000




2

Единый социальный налог


4272



3

Прочие затраты



63,5


Итого по счету 23

12000

4272

63,5

16335,5

Задача 4.

Составить калькуляцию себестоимости изделий А, В, С при условии, что цех № 1 выпускает продукцию А, цех № 2 - продукцию В, цех № 3 - продукцию С.

Определить составляющую постоянных и переменных затрат в общей сумме расходов по содержанию и эксплуатации оборудования (РСЭО) методом мини-макси, исходя из следующих данных за прошлый период:

Месяц

Выпуск продукции

Расходов по содержанию и эксплуатации оборудования

А

В

С

А

В

С

Январь

990

2300

2300

6100

25900

8650

Февраль

820

1900

2100

5720

19800

6520

Март

950

2540

2720

7200

35000

8900

Апрель

1020

2800

2310

6510

36200

9300

Май

1100

1860

2530

5900

28300

10250

Июнь

1030

2400

1900

7020

27600

8750

Июль

890

2700

2410

6430

29630

9630

Август

945

1900

2200

5700

32150

10120

Сентябрь

1200

2520

2150

6310

33600

9950

Октябрь

1180

2780

2550

6900

38200

8870

Ноябрь

1020

2460

2340

6750

33300

9360

Декабрь

970

2110

2620

6200

30200

10200

Январь

1060

2640

2500

6566

34993

9905


Постоянные затраты предприятия за январь составляют по продукции А - 45231 руб., по продукции В - 46883 руб. по продукции С - 43319 руб . Совокупные переменные затраты за этот период составляют по продукции А - 110688 руб, по продукции В -105785 руб, по продукции С - 112370 руб. Объем выпущенной продукции: А-1060 шт., В-2640 шт., С- 2500 шт. (см. задача № 2 задания 1). Цена за единицу продукции А- 150, продукции В - 80, продукции С -60. Определите точку безубыточности алгебраическим способом при условии неизменности данных допущений (объем производства, величина затрат).

. Рассчитайте «кромку безопасности» по продукции А, В и С, на основе данных задания 3.

Рассчитайте «кромку безопасности» по продукции А, В, С при снижении объема производства и продаж на 25%.

Компания желает получить в следующем месяце прибыль от продукции А - 10000, от продукции В - 40000, от продукции

С - 7000. Каковы должны быть объемы производства, чтобы получить данный объем прибыли.

Определить чистую прибыль предприятия, которая может быть получена при объеме производства продукции А - 1000 шт, В-1500 шт., С-3000 шт.

По мнению руководства, снижение цены на изделие В на 5% позволит увеличить объем продаж на 10%. Рассчитайте прибыль, если этот вариант будет принят.

Предприятие продает в январе на внутреннем рынке продукцию А в объеме 1060 шт. , продукцию В - 2640 шт., продукцию С -2500 шт. Предприятие имеет возможность дополнительно произвести некоторое количество продукции А и реализовать ее на внешнем рынке. Данные о затратах на весь объем и на единицу продукции использовать из задания №3. Продукция А, которая продается на внутреннем рынке по цене 150 у.е. за единицу. Предприятие желает продавать продукцию А на внешнем рынке с той же рентабельностью, что и на внутреннем рынке. Определите минимальную цену на экспортируемую продукцию.

Ассортимент продукции предприятия состоит из изделий А, В, С. Проанализировать прибыльность изделий. Определить целесообразность снятия убыточных товаров с производства на основе учета полной себестоимости и на основе системы директ-костинг.

Решение:

Показатели отчетного года

Себестоимость

плановая

отклонения

Остаток продукции на

800

-10

Выпущено из производства

3500

-80

Реализовано продукции

2600

-90

Остаток продукции на конец

1700

-


1)    Остаток продукции на конец по плану составит: 800+3500-2600=1700;

2)    Все отклонения от плана списываются на себестоимость реализованной продукции, таким образом себестоимость остатка продукции на конец по плану будет равен себестоимости остатка продукции на конец по факту.


№ п/п

Показатели отчетного года

По плановой себестоимости

По фактической себестоимости

Отклонения

1

Остаток продукции на

800

810

-10

2

Выпущено из производства

3500

3580

-80

3

Реализовано продукции

2600

2690

-90

4

Остаток продукции на конец

1700

1700

-


1) Отклонение=План-Факт, отсюда следует, что Факт=План –Отклонение

-Остаток продукции на начало по фактической себестоимости =800-(-10)=810

-Выпущено из производства по фактической себестоимости=3500-(-80)=3580

-Остаток продукции на конец по фактической себестоимости будет равен остатку продукции на конец по плановой себестоимости 1700.

-Реализовано продукции по фактической себестоимости :

810+3580-1700=2690 (Остн+Вып-Остк -все показатели берутся по факту).

Затраты по доставке груза являются косвенными расходами, которые необходимо распределить прямо пропорционально прямым затратам.

Вид продукции

Прямые затраты

Косвенные расходы

Хлопчатобумажная ткань

390

2540

Шелковая ткань

220

1433

Льняная ткань

150

977

ИТОГО

760

4950


Распределение косвенных расходов:

Хлопчатобумажная ткань=390/760*4950=2540;

Шелковая ткань=220/760*4950=1433;

Льняная ткань=150/760*4950=977.


Заключение

В современных условиях рыночной экономики особенно важно совершенствовать систему бухгалтерского учета, и в частности организацию учета затрат на производство и калькулирование себестоимости, так как одним из наиболее емких участков бухгалтерского учета являются учет затрат на производство и калькулирование себестоимости выпускаемой продукции выполняемых работ или оказанных услуг.

Различия между сферами обслуживания и отраслями промышленности не создают принципиальных различий при проектировании для них эффективных систем управления. Единственным различием между компаниями производственными и обслуживания является то, что в сфере услуг оплата производится сразу по их оказанию, а в сфере производства — с определенным временным лагом.

Формирование издержек производства, их учет имеют большое значение для предпринимательской деятельности организаций. Это важно не только во взаимосвязи с действующим в настоящее время налоговым законодательством, но и в соответствии с местом бухгалтерского учета в системе управления организацией.

Данные учета издержек производства и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) являются важным средством выявления производственных резервов, постоянного контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов с целью повышения рентабельности производства.

Построение учета и анализа производственных затрат и выбор методов калкулирования себестоимости продукции (работ, услуг) в значительной степени зависят от особенности отрасли, типа и вида производства, характера его организации и технологического процесса, разнообразия вырабатываемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг, массовости выпуска, объектов калькулирования, структуры организации и других условий. Специфика производства определяет порядок документального оформления затрат, группировки и систематизации данных первичных документов, построение аналитического учета, способы исчисления себестоимости конкретных видов продукции (работ, услуг). Построение учета издержек зависит также и от того, какая информация необходима для принятия управленческих решений.

Бухгалтерский учет себестоимости продукции на предприятии должен выполнять две функции: с одной стороны – обеспечить получение достоверных данных о фактической себестоимости продукции (работ, услуг) с целью определения общего финансового результата деятельности предприятия, а с другой стороны – обеспечить учет себестоимости в целях налогообложения для правильного исчисления налога на прибыль. С точки зрения налогообложения важна только вторая учетная функция. Но если проблему формирования себестоимости рассматривать шире, то для правильной уплаты налога на добавленную стоимость важна первая функция. Связано это с тем, что, согласно действующему налоговому законодательству, при расчете НДС, подлежащего взносу в бюджет, идет только НДС, уплаченный поставщиками товаров, затраты по которым относятся на себестоимость продукции.

Список литературы

                    Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утверждено приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 №33н

                    Бухгалтерский учет /Е. П. Козлова, Н. В. Парашутин, Т. Н. Бабченко, Е. Н.  - М.; 2001.

                    Бухгалтерский учет /З. Д. Бабаева, В. А. Терехова, И. М. Рендухов и др. - М; Финансы и статистика, 2001.

                    Бухгалтерский учёт: Учебник/ П.С.Безруких, В.Б.Ивашкевич, Н.П.Кондраков и др; Под ред. П.С.Безруких, - 2-е изд., перераб и доп. – М.: Бухгалтерский учёт, 1996.- 350 с.

                    В.А.Луговой. Оплата труда: бухгалтерский учет и расчеты.     М.:Бухгалтерский учет, 2000г.

                    Вещунова Н. Л., Фомина Л. Ф. Бухгалтерский учет на предприятиях различных форм собственности. –М: Магис, 2000.

                    Вещунова Н. Л., Фомина Л. Ф. Бухгалтерский учет на предприятиях различных форм собственности. –М: Магис, 2001.

                    Галанина. - М: Финансы и статистика, 2001.

                    Галанина. Бухгалтерский учет - М: Финансы и статистика, 2001.

                    Ефремова А.А. Учетная политика предприятия: содержание и формирование М.: “Книжный мир” 2000г.

                    Жминько С. И. Финансовый учет на предприятиях. – Ростов -на -Дону, “Феникс”, 2001.

                    Жминько С. И. Финансовый учет на предприятиях. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

                    Карпова Т.П. Основы управленческого учета М.: “Инфра-М” 2001г.

                    Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – М.: ИНФРА- М, 2001.

                    М.Л.Макальская, А.Ю.Денисов. Самоучитель по бухгалтерскому  учёту. Учебное пособие – М.: АО "ДИС", 2001. - 284 с.

                    Морозова Л.П. Анализ типичных ошибок, допускаемых руководителем и главным бухгалтером при ведении бухгалтерского учета. СПб.: “Актив” 2001г.

                    Остапенко В. Финансовое состояние предприятия: оценка, пути улучшения // Экономист №7 2001г.

                    Палий В.Ф. Комментарий нового Плана счетов бухгалтерского учета. 2001 г. — М.: Проспект, 2001. — 200 с.

                    Постановление Правительства РФ от 08. 07. 2000г. №835 "О первичных учетных документах".

                    Теория бухгалтерского учета. Кирьянова З.В. М., 2001г. - 465 с.

                    Шнейдман Л.З. Рекомендации по переходу на новый План счетов. — М.: Бухгалтерский учет, 2001. — 96 с.



[1] Кондратова И.Г. Основы управленческого учета – М.: Финансы и статистика, 2000, 41с.


[2] Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: Омега-Л,2002.-144с.


[3] Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: Омега-Л,2002.-145с.