Содержание


Введение. 3

1. Характеристика Сибирского федерального округа. 5

2. Сибирский федеральный округ в зеркале инвестиций. 12

3. Инвестиционная привлекательность Алтая. 20

Заключение. 30

Список литературы.. 32

Приложение. 34


Введение


Долговременный подъем российской экономики на современном технологическом уровне возможен лишь в одном случае - при реанимации инвестиционного процесса, ибо прописная истина гласит: без инвестиций нет экономического роста. Переход к регулируемым рыночным отношениям должен коренным образом изменить инвестиционную политику государства с целью усиления его воздействия на инвестиционный процесс посредством финансово-кредитных рычагов, т.е. с помощью налогов, налоговых льгот, норм ускоренной амортизации и ее индексации, учетной ставки банковского процента, субсидий из бюджета жизненно важным отраслям народного хозяйства. Эффективная инвестиционная политика должна охватывать как государственные инвестиции, так и создание благоприятного инвестиционного климата для частных инвесторов. Без инвестиций невозможно реализовать задачи по структурной перестройке экономики, повысить технический уровень производства и конкурентоспособность отечественной продукции, как на отечественном, так и на мировом рынках.

Естественно, что инвестиционной политикой должны заниматься не только федеральные власти, но и региональная законодательная и исполнительная власть, и даже органы МСУ. Именно на региональных органах управления в Федеральных округах лежит ответственность за формирование благоприятного инвестиционного климата на территории для привлечения частных отечественных и зарубежных инвестиций.

Инвестиционный климат – это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политичес­ких, социокультурных предпосылок, предопределяющих привлекатель­ность и целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйствен­ную систему (экономику страны, региона, корпорации).

Таким образом целью данной работы является рассмотрение инвестиционной привлекательности Сибирского федерального округа.

В связи с этим выделим следующие задачи:

1. описание основной характеристики Сибирского федерального округа;

2. рассмотрение инвестиционной карты Сибирского федерального округа;

3. рассмотрение инвестиционной привлекательности  Алтая туризмом.

1. Характеристика Сибирского федерального округа


Дата образования - 13 мая 2000 года. В Сибирский федеральный округ входит 16 субъектов РФ. Территория СФО составляет 30% территории России, население - 20,5 млн человек (14,3% населения России). На территории Сибири сосредоточены: 85% общероссийских запасов свинца и платины, 80% угля и молибдена, 71% никеля, 69% меди, 44% серебра, 40% золота. Валовый региональный продукт составляет 11,4% ВВП России. Доля округа в общем объеме промышленного производства РФ в 2001 году составила 12,4%. Доля СФО в общей протяженности железных дорог России - 17,5%[1]

Дата образования - 13 мая 2000 года.

Состав СФО

16 субъектов Российской Федерации, в том числе:

- 4 республики (Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия);

- 2 края (Алтайский, Красноярский);

- 6 областей (Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Читинская);

- 4 автономных округа (Агинский Бурятский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский, Эвенкийский).

- По числу субъектов Российской Федерации Сибирский федеральный округ занимает 2-е место после Центрального федерального округа.

Административный центр - г. Новосибирск

Административно-территориальное деление

- городов - 132 (в том числе 2 города «миллионера» из 10 российских - гг. Новосибирск, Омск);

- административных районов – 325;

- городских районов и округов – 59;

- поселков городского типа – 291;

- сельских администраций – 3637.

Территория

Общая площадь

- 5114,8 тыс. км2 (30% территории России).

Протяженность территории

- с севера на юг – 3566 км;

- с запада на восток – 3420 км.

Округ граничит

- на севере - с Ямало-Ненецким автономным округом, входящим в состав Тюменской области;

- на западе – с Тюменской областью, Ямало-Ненецким автономным округом, Ханты-Мансийским автономным округом;

- на востоке - с Республикой Саха (Якутия), Амурской областью;

- на юге – с Республикой Казахстан, Республикой Монголия, Китайской Народной Республикой.

Протяженность государственной границы

- 7269,6 км,

в том числе:

- с Республикой Казахстан - 2697,9 км;

- с Республикой Монголия - 3316,2 км;

- с Китайской Народной Республикой - 1255,5 км.

Характеристика государственной границы

- пограничных застав – 120;

- пунктов пропуска через границу – 63

- таможенных постов – 71.

Население

Численность

- 20,5 млн. чел. (14,3% населения России)

Удельный вес в общей численности населения округа:

- городского населения - 70,5%;

- сельского– 29,5%;

- мужчин – 47,4%;

- женщин – 52,6%.

Удельный вес возрастных групп в общей численности населения округа:

- моложе трудоспособного возраста – 19,8%;

- трудоспособном – 62,1%;

- старше трудоспособного – 18,1%.

Демографическая нагрузка

На 1000 жителей округа трудоспособного возраста приходится 610 лиц нетрудоспособного возраста (в том числе детей и подростков (0-15 лет) – 318; лиц старше трудоспособного возраста – 292).

Национальная и конфессиональная принадлежность

На территории округа проживают:

- представители более 130 национальностей;

- действуют

- более 500 национально-культурных автономий и центров;

- более 1800 религиозных организаций;

- около 40 конфессий.

Плотность населения

- 4,0 чел. на 1 км2 (в России – 8,4 чел.).

Средний возраст

- 36,3 года (в том числе мужчины – 34,1 года; женщины – 38,3 года).

Естественная убыль

- Общий коэффициент естественной убыли населения (на 1000 чел. населения) в 2001 году составил - 4,7 (в России: - 6,5).

- Естественная убыль населения в 2001 году отмечена в 10 субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа.

Естественный прирост

- Естественный прирост населения в 2001 году отмечен в 6 субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа (Республика Алтай, Республика Тыва, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Агинский Бурятский, Усть-Ордынский Бурятский и Эвенкийский автономные округа).

Сокращение численности населения

- В 13 субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа (по итогам 2001 года).

Увеличение численности населения

В 3-х субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа (по итогам 2001 года), в том числе:

- Республика Алтай;

- Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ;

- Агинский Бурятский автономный округ.

Миграционная убыль в 2001 году

- 35676 чел. (в России миграционный прирост + 81781 чел.)

Численность вынужденных мигрантов

Всего – 113051 чел.:

в том числе:

- вынужденных переселенцев (с 1 июля 1992 года) – 113008 чел.;

- беженцев (с 20 марта 1993 года) – 43 чел.

Природные ресурсы

Минеральные ресурсы

На территории Сибири сосредоточены:

- 85% общероссийских запасов свинца и платины;

- 80% угля и молибдена;

- 71% никеля;

- 69% меди;

- 44% серебра;

- 40% золота.

Земельные ресурсы:

- 59,0% земель под лесами;

- 8,1% - болота;

- 11,1% - сельскохозяйственные угодья;

- 3,3% - водные объекты;

- 18,5% - другие угодья.

Из всех земель под оленьими пастбищами – 11,0%.

Лесные ресурсы

Общая площадь лесного фонда – 346321,7 тыс. га;

- в том числе площадь, занятая хвойными породами, - 187161,3 тыс. га.

- Общий запас древесины основных лесообразующих пород – 31058,17 млн. м3.

Особо охраняемые природные объекты

На территории округа расположены:

- 21 государственный природный заповедник (42,3% площади российских заповедников);

- 6 национальных парков (35,9% площади российских национальных парков).

Охотничьи угодья

Площадь охотничьих угодий округа - 30,7% от общей площади охотничьих угодий России.

Экономика

Ведущая отрасль экономики СФО – промышленность.

Валовой региональный продукт – 715,2 млрд. руб. (или 11,4% ВРП по России).

Валовой региональный продукт на душу населения – 34,5 тыс. руб. (по России – 43,3 тыс. руб.).

Промышленность

Доля округа в общем объеме промышленного производства Российской Федерации в 2001 году - 12,4%.

Ведущие отрасли промышленности: [2]

- цветная металлургия;

- электроэнергетика;

- лесная и деревообрабатывающая;

- черная металлургия;

- химическая и нефтехимическая;

- пищевая и мукомольная;

- топливная;

- строительных материалов;

- машиностроение и металлообработка;

- легкая.

Сельское хозяйство

Доля округа в общем объеме сельскохозяйственного производства России в 2001 году - 16,2%.

Важнейшие отрасли сельского хозяйства: животноводство, производство зерна, овощеводство.

Объем производства продукции сельского хозяйства в 2001 году – 161875 млн. руб., в том числе продукции:

- растениеводства – 83933 млн. руб.;

- животноводства – 77942 млн. руб.

Внешнеторговая деятельность

Внешнеторговый оборот в 2001 году:

-13069,3 млн. долларов США (в том числе объем экспорта – 10534,5 млн. долларов; импорта – 2534,8 млн. долларов).

Сибирский федеральный округ - основной транспортный узел России

Уникальное геополитическое положение Сибири (в совокупности с Дальним Востоком) как моста между Европой и Азией.

Через СФО проходят основные транзитные потоки России (грузоперевозки и пассажирские перевозки) из европейской части страны в азиатскую.

Доля Сибирского федерального округа в общей протяженности:

железных дорог России – 17,5% (2-е место);

автомобильных дорог (общего и ведомственного пользования) России – 16,8% (3-е место);

судоходных внутренних водных путей России – 29,7% (1-е место).

Территория привлекательная для международного сотрудничества

На территории округа – представительства 7 иностранных государств:

Федеративной Республики Германии (г. Новосибирск - Генеральное консульство ФРГ);

Монголии (г. Иркутск, г. Кызыл (Республика Тыва), г. Улан-Удэ (Республика Бурятия) – Генеральные консульства Монголии);

Польши (г. Иркутск – Генеральное консульство Польши);

Израиля (г. Новосибирск – Израильский культурно-информационный центр);

Италии (г. Новосибирск – отделение отдела по развитию торгового обмена Посольства Италии);

Республики Белоруссии (г. Новосибирск – отделение Посольства Республики Белоруссия);

Болгарии (г. Новосибирск – Генеральное консульство Болгарии).

Сибирский федеральный округ включает территории с экстремальными условиями для проживания

К районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям относится значительная часть территории СФО:

полностью территории 3-х субъектов - Республики Тыва, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, Эвенкийского автономного округа;

частично территории 6 субъектов – Республики Бурятия, Республики Алтай, Красноярского края, Иркутской, Томской и Читинской областей.

На территории округа проживают около 70 тыс. чел. 18-ти национальностей коренных малочисленных народов Севера и Сибири (более одной трети 45 коренных народов Севера и Сибири, проживающих в Российской Федерации).

Социальный комплекс

Наука

На территории округа действуют Сибирские отделения 3-х Российских Академий наук - СО РАН (Сибирского отделения Российской Академии наук), СО РАСХН (Сибирского отделения Российской Академии сельскохозяйственных наук), СО РАМН (Сибирского отделения Российской Академии медицинских наук), в состав которых входят более 100 научно-исследовательских организаций, а также сеть научно-опытных станций.


2. Сибирский федеральный округ в зеркале инвестиций

 

Инвестиционный прогноз разрабатывается государственными и неправительственными организациями как органическая часть прогноза развития отдельных предприятий, организаций, компаний, отраслей хозяйства, регионов, страны в целом на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу. Значение инвестиционной составляющей прогноза или программы определяется обеспеченностью инвестиционными ресурсами, условиями их предоставления, эффективностью и риском вложения капитала. Без учета эффективности инвестиций прогноз развития превращается в набор пожеланий и финансово необоснованных рекомендаций. В свою очередь мало обоснованным является прогноз инвестиций, если он не базируется на индикаторах конкретных вариантов развития производительных сил отраслей и районов, макроэкономических проектировках экономического роста.

Необходимость прогнозирования и программирования не только макроэкономического, но и территориального социально-экономического развития страны определяется многократными различиями регионов по территории, численности населения, природно-ресурсному потенциалу, уровню и продуктивности экономического развития, качеству жизни населения.

Так, численность населения субъектов РФ даже без учета автономных округов различается в 44 раза, стоимость основных фондов - в 269 раз, валовой региональный продукт (ВРП) - в 246 раз, инвестиции в основной капитал - в 530 раз.

Основная задача регионального прогноза инвестиционной деятельности состоит в научном обосновании наиболее эффективного размещения инвестиций по территории страны за счет выявления и более рационального использования региональных резервов наращивания инвестиционного потенциала и направлений вложения капитала.

Конкретизация региональных потребностей в инвестициях, источников их финансирования и сроков осуществления, определение приоритетных направлений и важнейших объектов инвестиционной деятельности в регионах позволяет уточнить макроэкономические показатели федеральных прогнозов.

Фонд «Центр стратегических разработок - Сибирь» осуществляет свою деятельность при Аппарате полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе. Основными направлениями деятельности Фонда являются администрирование работ по наполнению отдельных направлений Стратегии экономического развития Сибири, принятой Правительством Российской Федерации 7 июня 2002 г., и внедрение наукоемких и энерго- и ресурсосберегающих технологий на предприятиях Сибирского федерального округа. Все работы в области высоких технологий и обучения/переобучения специалистов ведутся совместно с ведущими специалистами Сибирского отделения Российской Академии Наук.

Приоритетные направления деятельности ЦСР-Сибирь в Стратегии экономического развития Сибири – это содействие повышению инновационной активности в Сибирском федеральном округе и деятельность по укреплению хозяйственных взаимосвязей между регионами округа, повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Одним из приоритетных направлений деятельности в области развития инновационной и инвестиционной активности в СФО является организация взаимодействия научно-технического и научно-образовательного потенциала Сибири и предприятий индустриального сектора в области внедрения наукоемких проектов[3].

Основной задачей деятельности в этой области является восстановление разорванных связей между предприятиями и научными учреждениями СФО. Более 80% всей производимой продукции в СФО приходится на следующие отрасли: производство цветных металлов и стали, энергетика и транспорт, нефте- и газопереработка, химическая промышленность, деревообработка и производство целлюлозы, горнодобывающая и угольная промышленность, сельское хозяйство. Разработка и внедрение высоких технологий для этих отраслей является приоритетной задачей в рамках укрепления взаимосвязей науки и производства в СФО. Важным фактором определяющим особенности этой деятельности, является то, что большинство заводов и предприятий в этих отраслях в большей мере были введены в действие в 60-х годах, а, следовательно, физически и технологически устарели. Поэтому, в рамках партнерства «наука-производство», были определены два основных направления деятельности: оптимизация и модернизация старого технологического оборудования и внедрение совершенно новых высоких технологий.

Федеральные округа - крупные территориальные образования, более соизмеримы по основным экономическим параметрам, но значительно различаются по сопоставимым количественным и качественным показателям инвестиционной деятельности и экономических ресурсов. Эти различия просматриваются буквально по всем показателям: производительности труда и капитала, оснащенности основными фондами (ОФ), рентабельности производства, инвестиционной активности и результативности инвестиций.

Эти крупные территориальные образования значительно различаются не только собственными потенциалами инвестиционных возможностей, но и фактическими размерами инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения и на рубль основных фондов. Различия четко просматриваются также в капиталоемкости производства и воспроизводственных процессах.

Приводимые в табл.1 показатели свидетельствуют о начале в 2000 г. выхода инвестиционной деятельности (в большей или меньшей мере) ряда наиболее развитых округов на траекторию расширенного воспроизводства. Это означает качественный перелом в экономическом росте на территории, производящей 65% ВВП страны[4].

Таблица 1

Показатели

Округа

Централь-ный

Сев.-Западный

Южный

Приволж-ский

Ураль-ский

Сибир-ский

Дальнево-сточный

РФ

ВРП:

 

 

 

 

 

 

 

 

% к РФ

33,1

9,8

7,8

17,8

15,0

11,4

5,1

100,0

На душу населения, руб.

56281

51391

22624

35024

74575

34412

44545

41708

На руб. ОФ (фондотдача), коп

51

46

30

34

43

33

31

40

Основные фонды









% к РФ

25,6

10,1

10,2

20,7

13,5

13,5

6,4

100,0

На душу населения, руб.

111645

112938

75823

104414

172011

110766

143775

110642

На рубль ВРП, руб.

1,97

2,18

3,34

2,97

2,30

3,02

3,20

2,50

Сальдированный финансовый результат деятельности предприятий и организаций

 

 

 

 

 

 

 

 

% к РФ

31,8

9,5

4,4

16,8

22,8

12,3

2,4

100,0

На душу населения, руб.

10238

7814

2437

6240

21560

7043

4017

8179

Валовое накопление основного капитала (1999 г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

% к РФ

27,5

11,3

9,7

17,8

18,2

9,6

5,8

100,0

На душу населения, руб.

5852

6146

3539

4370

11355

3644

6394

5401

% к ВРП

17,7

20,0

22,2

17,6

24,7

14,9

18,2

18,9

Инвестиции в основной капитал

 

 

 

 

 

 

 

 

% к РФ

26,2

10,1

11,3

16,8

23,0

8,2

4,4

100,0

На душу населения, руб.

8097

8019

5960

5985

20848

6238

7082

8046

На руб. ОФ, коп

7,3

7,1

7,9

5,7

12,1

4,3

4,9

7,3

На руб. ВРП, коп.

14,3

18,7

26,3

17,0

27,9

13,0

15,8

18,6


Сибирский федеральный округ. В 2000 г. инвестиционная активность на территории несколько снизилась по сравнению с предыдущим годом. В основной капитал было инвестировано 93,1 млрд. руб., или 8,2% от РФ, против 10,3% в 1999 г. За 2000 г. физический объем вложений капитала увеличился на 12%.

Более половины инвестиций округа приходилось на Красноярский край (25,8%), Кемеровскую (17,6%) и Иркутскую области. Самой слабой инвестиционная деятельность была в республиках Тыва и Алтай, а также в автономных округах. На долю этих шести субъектов РФ приходилось только 2,9% вложений в основной капитал округа.

Весьма скромны и душевые показатели инвестиционной деятельности: 6-е место в России по объему инвестиций на душу населения. При этом 61,1% вложений капитала обеспечивали собственные источники накоплений, в том числе средства индивидуальных застройщиков. В целом по Сибири они ниже по сравнению с другими федеральными округами и в 1,8 раза меньше, чем в целом по России. Ни один субъект РФ на территории округа не вышел на среднероссийский уровень, а в Республике Тыва этот показатель в 9 раз ниже среднего по стране.

Инвестиционные возможности округа значительны, но плохо используются для развития региона, хотя на его территории проживает 14,3% населения страны. В экономике преобладают фондоемкие производства. Фондоемкость хозяйства на 28% выше средней по России[5].

Более благоприятен для оценки собственных инвестиционных возможностей сальдированный финансовый результат деятельности сибирских предприятий и организаций, который составил 12,3% от РФ. Это в основном обусловлено повышенной рентабельностью предприятий цветной металлургии. На территории региона осуществляется 10,3% иностранных инвестиций, что говорит о его привлекательности[6].

В 2000 г. в расчете на рубль ОФ вкладывалось только 4,3 коп. инвестиций. При повышенной фондоемкости производства этого недостаточно для устойчивого расширенного воспроизводства (см. также Приложение 1-3).

Собственные финансовые ресурсы, высокая рентабельность профилирующих производств позволяют более активную инвестиционную деятельность. О возможности опережающего наращивания финансового потенциала региона в будущем свидетельствует также обеспеченность бюджета округа собственными финансовыми ресурсами. На территории округа собирается 10% налогов и сборов страны, на 5% больше бюджетных расходов. Пока же инвестиционные возможности очень слабо используются для нормализации воспроизводственных процессов. В регионе не обеспечивается не только расширенное, но и простое воспроизводство ОФ.


Карта инвестиций Сибирского федерального округа




Для повышения эффективности использования уникального ресурсного потенциала нужно существенно поднять инвестиционную активность[7].

Таким образом, Сибирский федеральный округ занимает пятое место среди других округов России по инвестиционной привлекательности. Тройка лидеров выглядит так: Уральский, Центральный и Северо-Западный округа. Всего в 2000-2003 годах в Россию было инвестировано около 15 млрд. долларов[8].

В округе делается многое для увеличения инвестиционной активности. Так, в Иркутской, Кемеровской, Томской, Новосибирской областях и в Алтайском крае приняты региональные законы об инвестиционной политике. Но, к сожалению, многие руководители предприятий не знают о таких инструментах привлечения средств для развития собственного производства, как векселя, кредиты, облигации, займы, эмиссии акций и т.д. Среди других причин слабой активности руководителей предприятий по привлечению инвестиций является несовершенство нормативно-правовой базы и налоговые ограничения.


3. Инвестиционная привлекательность Алтая


Географическое расположение Республики Алтай делает крайне сложным ее экономическое развитие. Республика чрезвычайно удалена от центра, крупных городов, транспортных артерий и потенциальных рынков сбыта. Совершенно недостаточно развита транспортная инфраструктура, и горный рельеф местности делает решение этой задачи вдвойне сложной. На территории республики отсутствуют запасы полезных ископаемых. Отсутствуют также сколько-нибудь крупные производства. Таким образом, собственный внутренний ресурс и перспективы внутренних накоплений крайне недостаточны. Необходимо привлечение внешних инвестиций, как российских, так и зарубежных. Отсюда вытекает необходимость создания не просто хорошего, но близкого к идеальному инвестиционного климата. Республика, с ее географическим положением и отсутствием предложений, привлекательных для сверхприбыльного вложения капитала, не может, в отличие от мегаполиса или сырьевого региона, довольствоваться  просто хорошим инвестиционным климатом.

Республика Алтай проводили в десятилетие реформ различную инвестиционную стратегию. При этом оба региона находились во многом в сходном положении в начале 90-х гг. Это положение можно охарактеризовать такими особенностями[9]:

·        отсутствие на территории регионов особо ценных природных ресурсов (газ, нефть, золото, глинозем и т. п.);

·        отсутствие на территории регионов крупных или современных производств;

·        преимущественно сельскохозяйственная ориентация регионов;

·        слаборазвитая транспортная инфраструктура;

·        отсутствие «транзитной ренты».

Туризм сегодня является весьма доходным бизнесом. Он может составлять основу бюджетных доходов целых государств (например, Кипр, Португалия). Современная туристическая индустрия весьма разнообразна в своих проявлениях.

Алтай характеризуется комбинацией горного и равнинного рельефов и разнообразием живописного ландшафта. Среди достопримечательностей региона можно выделить музей казахской культуры (аил), расположенный перед мостом на озеро Ая, археологическую достопримечательность – городище «Соузга» у села Соузга. Интерес представляет Денисова пещера, единственный памятник Алтая содержащий более 20 культурных слоев. Шебалинский район богат историческими и археологическими памятниками: могильники Тоурак-1, Большой Толгоек, стоянка Тыткескень-2, Чоба, курганные могильники Ильинка, «Шебалино». Большой популярностью пользуется Семинский перевал – самая высокая точка Чуйского тракта (1894 м. над уровнем моря). Старое алтайское название перевала – Дъал-Менку («Вечная гора»). В Турачакском районе находится Телецкое озеро. Его часто сравнивают с Байкалом. Вдоль берега озера, прямо у воды, растут могучие кедровые деревья – «прителецкие кедрачи». Уникальные природные объекты Республики Алтай – Алтайский заповедник и прилегающая территория вокруг горы Белуха, Зона Покоя «Укок» и другие включены в Перечень всемирного наследия ЮНЕСКО.

Здесь существуют все возможности для развития различных форм туризма. К таким возможностям следует отнести:

·        наличие на территории края множества археологических и этнологических памятников, а именно: курганных и грунтовых могильников, древних поселений и городищ, пещерных стоянок каменного века, наскальных рисунков;

·        наличие высоких гор – прекрасного места для занятий альпинизмом и горными лыжами;

·        богатую фауну республики, предоставляющую возможности для охоты: на медведя, марала, лося, лису, кабана, глухаря и других животных;

·        лечебные источники с радоновыми водами и лечебные грязи.

·        продукты питания, получаемые в основном традиционными методами, экологически чистые, так как огромное пространство алтайских гор не подвергалось промышленному освоению.

·        продукты природного происхождения, обладающие известными целебными свойствами, например панты, получаемые на мараловодческих фермах, мед и прополис с горных пасек, мумие, золотой корень. Растительные ресурсы республики насчитывают более 2 тысяч видов растений, из них 200 видов растений-эндемиков встречаются только в горах Алтая;

·        своеобразную национальную культуру алтайского народа, наличие колоний староверов, последователей Рериха и т. д.;

·        богатую коллекцию национальных сувениров, изделия из дерева и камня, шкур диких зверей, кости;

Создание условий для развития туристско-рекреационного комплекса является одним из эффективных рычагов структурной перестройки экономики. Успешное развитие отрасли окажет стимулирующее воздействие на торговлю, строительство, транспорт, сельское хозяйство, объекты культуры. Результатом будет привлечение дополнительных финансовых ресурсов (в том числе валютных) в экономику республики, обеспечение занятости населения и спроса на продукцию местных товаропроизводителей. Реализация данного направления предусматривает создание современных гостинично-туристских комплексов с широким спектром услуг и строительство объектов общетуристического назначения.

В республике Алтай существуют предпосылки к развитию следующих видов туризма[10]:

·        курортно-климатического,

·        спортивно-экстремального.

Курортно-климатический туризм отличается тем, что в качестве главной «изюминки» для привлечения туристов используются климатические, ландшафтные и географические особенности местности. Такими особенностями в республике могут быть интересные горные ландшафты, красивые озера.

В любом случае этот тип туризма тяготеет к комфортному климату и благоприятной экологии. Для организации данных видов туризма требуются довольно крупные начальные капиталовложения и довольно большой срок для запуска всей курортной системы. Надо проводить широкую рекламную кампанию для увеличения охвата максимального количества потенциальных клиентов всех уровней дохода. В любом случае организация туристического бизнеса нуждается в тщательных маркетинговых исследованиях.

В республике в последние годы удалось развить сеть отелей, кемпингов достаточно высокого уровня. На территории республики действуют несколько десятков туристических комплексов и баз отдыха, в том числе четыре туристические базы круглогодичного действия («Киви-лодж», «Царская охота», «Эдем», «Катунь», «Золотое озеро», «Юность», «Кучерла»), учебно-тренировочный центр «Семильский перевал». Стал развиваться «сельский туризм» – отдельные деревянные дома (комнаты) для гостей в живописной местности у реки, подножия гор, в которых есть все необходимое для отдыха: жилые комнаты на 2–3 человека, оборудованные кухни, баньки, предоставление индивидуальной программы со стороны местного гида – владельца усадьбы.

Тем не менее стоит проблема создания новых туристических комплексов, рассчитанных не только на средний класс, но и на взыскательных клиентов.

Кроме того, если рынок туристических услуг в России в той или иной мере информирован о преимуществах отдыха и туризма на Алтае, то задача продвижения Алтая на международный рынок находится в начальной стадии.

Однако перспективным может оказаться и иной вид туризма, сильно отличающихся от традиционных видов.

Спортивно–экстремальный  туризм. Этот вид туризма может принимать самые разные формы. В отличие от традиционных форм, где организация курортов требует постоянного внимания и регулярных усилий со стороны местных властей, этот вид туризма может возникать и самостоятельно. Местные власти должны только упорядочить этот процесс. Самодеятельный туризм может приносить как пользу региону и его окрестностям, так и вред. Именно поэтому вмешательство местных властей желательно не только по финансовым соображениям. В качестве отрицательных примеров можно назвать ситуацию, которая сложилась в определенный момент в районе озера Севан. Из-за большого притока неорганизованных туристов под угрозой исчезновения оказались уникальные виды рыб, обитающие в этом озере. Лицензирование отлова рыбы не только сохранило редкие виды, но также дало дополнительные средства в местные бюджеты.

Для организации зон спортивного туризма могут подойти самые разные ресурсы. Разброс разновидностей спортивного туризма может быть от респектабельных горнолыжных курортов до спуска на плотах по горным рекам, охоты и рыбной ловли. Желательно разработать и красивую концепцию экзотической составляющей, вложить небольшие ресурсы в создание минимально необходимой инфраструктуры. Речь может идти о мероприятиях, позволяющих современному горожанину испытать острые ощущения и сбросить груз повседневных забот: альпинизм, охота на экзотического зверя, знакомство с культурой коренных народов, своеобразными религиозными течениями и т. п.  В этом плане Республика Алтай обладает необходимыми предпосылками – от существования института шаманов до значительного интереса к региону со стороны поклонников творчества Рерихов.

Вопрос по организации спортивно-экзотического туризма состоит не столько в каких-то особых природных факторах или в крупных капитальных вложениях, сколько в изобретательности местных предпринимателей и администрации.

Но последний тип туризма имеет и свои недостатки. Основной недостаток – это достаточно узкий и замкнутый круг любителей того или иного вида спортивного или экзотического туризма. Маркетинговые исследования и реклама республики как места, предоставляющего подобные услуги, должны быть узко нацелены на клубы или конкретный слой (группу) людей, являющихся основными потребителями этих услуг.

Таким образом, мы можем говорить о двух основных составляющих развития индустрии туризма – развитии собственно сектора туристических услуг и рекламно-креативном содействии туризму.

В целом для создания туристского комплекса международного уровня необходимо решение следующей задачи регионального значения:

Развитие материальной базы туризма путем создания условий для привлечения инвестиций для реконструкции и нового строительства гостиниц, малых отелей, турбаз, кемпингов и всей инфраструктуры туристической индустрии, для чего необходимо:

·        Определение отношения собственности и вопросы передачи для туристских целей водно-земельных угодий;

·        Определение гарантий государства для иностранных инвесторов;

·        Формирование современного туристского рынка на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристских организаций;

·        Формирование современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров, осуществление научных исследований в сфере туризма;

·        Информационная активность региональных властей и частных туристических операторов с целью информирования потенциальных клиентов о возможностях и преимуществах региона.

В Республике Алтай при населении всего 204 тысячи жителей, , ежегодное число туристов составляет, по разным оценкам, порядка 500 тысяч человек. В регионе работают 116 туристских предприятий. Основные турцентры – Чумашский, Майминский и Турачакский районы. Другие тоже стараются не отставать и развивают туризм. Принята ли соответствующая программа?

Целевая программа по развитию туризма утверждена на период до 2006 года. В соответствии с ней мы и действуем. Сейчас разрабатываем важный документ – проектирование схемы размещения объектов туристской инфраструктуры Алтая на период до 2020 года. Схема носит статус градостроительной документации, это своеобразный генеральный план застройки территории туробъектами. Она основана на научных разработках, согласована со многими ведомствами. Ее главная цель – прекращение стихийной застройки наиболее ценных рекреационных площадей. Реализация этой схемы будет способствовать равномерному и грамотному размещению объектов туркомплекса на всей территории республики.

Оценка состояния туристской инфраструктуры в регионе?

На Алтае она интенсивно развивается. Причем в этом процессе активно участвуют местные жители. Это снимает социальное напряжение, преломляет мышление и менталитет людей. Например, социально-экономическая сфера Чумашского района сегодня целиком зависит от развития туротрасли. Постепенно совершенствуется инфраструктура средств размещения. Работают около двух десятков гостиниц, которые, на мой взгляд, могут соответствовать трем звездам по государственной классификации. Главным образом это гостиницы туристского класса, категории одна-две звезды.

Какая доля турпотока приходится на зарубежных гостей?

Иностранцы пока не слишком активно приезжают на Алтай. В прошлом году, по сведениям паспортно-визовой службы, регион посетили четыре с половиной тысячи гостей из-за рубежа. Здесь  наблюдаются две основных проблемы. Первая – недостаточная раскрутка Алтая за рубежом как туристского направления. Для решения этой общей для многих субъектов федерации задачи представители 19 регионов Сибири решили объединиться и выступать на крупнейших выставках под единым брэндом „Сибирь”. Вторая проблема – удаленность от источников турпотока, стран Западной Европы и Юго-Восточной Азии. Учитывая, что стоимость авиаперелета значительно выше, чем обслуживания, туристы выбирают другие варианты отдыха.

На сегодня сделаны решительные шаги в развитии авиаперевозок, связывающих Алтай с другими регионами страны. Основной перевозчик – авиакомпания „Сибирь”. Однако здесь медаль о двух сторонах. Здоровая конкуренция еще никому не мешала, она всегда на руку турфирмам Алтая. Пока переговоры с авиакомпаниями не достигают нужных результатов по созданию благоприятной ценовой политики для туристских компаний.

Жители каких российских регионов чаще едут на Алтай?

Все зависит от договорной политики конкретного туристского предприятия. Год назад сделан анализ турпотока на примере одной из фирм. Результаты таковы: 60% потока дают туроператоры Новосибирской области и туристы, которые через них едут, порядка 20% – туристы из Санкт-Петербурга и Москвы, и оставшиеся 20% турпотока распределяются на Кемеровскую, Томскую, Омскую области и Алтайский край. Европейская часть России дает нам около 20–25% туристов: это незаслуженно мало.

Увеличение количества туристов, прежде всего из Европейской России, – основная цель участия Алтайского края в MITF?

Главная задача – продвижение турпродукта Республики Алтай на туристский рынок страны. Москва – большой источник туристов, здесь много заинтересованных корпоративных и индивидуальных покупателей. Москвичи знают об Алтае, и это нас радует.

Какова инвестиционная привлекательность туристского сектора региона?

Наиболее интересные проекты – строительство горного комплекса на горе Синюха, стоимость которого предварительно оценивается в 40 млн евро. Интересны и предложения по развитию горнолыжного комплекса в районе Каракольских озер, по благоустройству Чуйского тракта. Со строительством и вводом в действие международного пропускного пункта в Монголию активно заработает маршрут проезда в Центральную и Западную Монголию со стороны России, через Алтай. Поэтому уже сейчас надо готовить цепочку гостиниц вдоль Чуйского тракта. Есть планы по сооружению культурно-этнического гостиничного центра в районе Денисовых пещер[11].


Заключение

Таким образом, в ходе работы были рассмотрены следующие вопросы:

1. описана основная характеристика Сибирского федерального округа;

2. рассмотрена инвестиционная карта Сибирского федерального округа;

3. рассмотрена инвестиционная привлекательность Алтая туризмом.

По первому вопросу следует отметить, что в Сибирский федеральный округ входит 16 субъектов РФ. Территория СФО составляет 30% территории России, население - 20,5 млн. человек (14,3% населения России).

По второму вопросу можно сказать, что Сибирский федеральный округ занимает пятое место среди других округов России по инвестиционной привлекательности. Тройка лидеров выглядит так: Уральский, Центральный и Северо-Западный округа. Всего в 2000-2003 годах в Россию было инвестировано около 15 млрд. долларов. Инвестиционные возможности округа значительны, но плохо используются для развития региона. В экономике преобладают фондоемкие производства. Фондоемкость хозяйства на 28% выше средней по России. Более благоприятен для оценки собственных инвестиционных возможностей сальдированный финансовый результат деятельности сибирских предприятий и организаций, который составил 12,3% от РФ. Это в основном обусловлено повышенной рентабельностью предприятий цветной металлургии. На территории региона осуществляется 10,3% иностранных инвестиций, что говорит о его привлекательности. Однако в округе делается многое для увеличения инвестиционной активности. Так, в Иркутской, Кемеровской, Томской, Новосибирской областях и в Алтайском крае приняты региональные законы об инвестиционной политике.

По третьему вопросу можно отметить, что Алтай характеризуется комбинацией горного и равнинного рельефов и разнообразием живописного ландшафта. По поводу инвестиционной привлекательности Алтая уже сегодня  можно говорить о двух основных составляющих развития индустрии туризма – развитии собственно сектора туристических услуг и рекламно-креативном содействии туризму.

Список литературы


1.     Гитманк, Джонк, Основы инвестирования -  Спб.: Феникс, 2002.

2.     Лимитовский М.А. Основы оценки инвестиционных и финансовых решений.- М: Логос,  2002.

3.     Старк, Как рассчитать эффективность инвестиций -  М: Логос, 2001.

4.     Холт, Роберт, Баренс Планирование инвестиций - М.: Логос, 2001

5.     Шарп. Инвестиции - М.: Дело,  2002.

6.     Критерии оценки инвестиционной привлекательности проектов.// Финансы 2002-  №12

7.     Инвестиционный анализ: теория выбора (оценка инвестиционных проектов). // Инвестиции в России, 2001 - №2

8.     Инвестиционное проектирование, // Деньги и кредит, 2003 - №1

9.     Итоги социально-экономического развития СФО в 2003 году. // Губернский информационный бюллетень, № 3, 2004 - с.31-53.

10.                       Итоги социально-экономического развития СФО  в I квартале 2000 года. // ГИБ, № 5, 1999-с.17-52.

11.                       Караваев В. Региональная инвестиционная политика. // Инвестиции в Россию, № 2, 2003 -  с.12-15.

12.                       Лавров А., Кузнецова О. Оценка бюджетного потенциала регионов России. // Рынок ценных бумаг, № 5, 2002 - с.38-54.

13.                       Марченко Г., Мачульская О. Исследование инвестиционного климата регионов России: проблемы и результаты. // Вопросы экономики, № 9, 2003 - с.69-79.

14.                       Фоломьев А.,  Ревазов В. Инвестиционный климат регионов России и пути его улучшения. // Вопросы экономики, № 9, 2003 - с.57-68.

15.                       Хессел Х. Суверенный рейтинг Российской Федерации. // Рынок ценных бумаг, № 5, 2001 - с.21-29.

16.                       Эйгель Ф.. Критерии оценки кредитного риска. // Рынок ценных бумаг, № 5, 2002 - с.11-20.

17.                       Экономическая эффективность инвестиций: показатели и методы определения, // Экономист, 2003 -  №12

18.                       http://www.altai-republic.ru/

19.                       http://www.altairegion.ru/

20.                       http://sibir.rian.ru/

21.                       http://method.altai.rcde.ru

22.                       http://www.investmentrussia.ru/rus/stat

1.     Приложение

Приложение 1

 Инвестиции в основной капитал в январе-ноябре 2002 года


Млрд. рублей

В % к итогу по Российской Федерации

Российская Федерация

965.2

100

Сибирский федеральный округ

75,9

7,9

Республика Алтай

0,5

0,1

Республика Бурятия

2,6

0,3

Республика Тыва

0,2

0,02

Республика Хакасия

1,7

0,2

Алтайский край

5,2

0,5

Красноярский край

19,4

2,0

в том числе: Таймырский (Долгано-Ненецкий) авт.округ

0,2

0,02

Эвенкийский авт.округ

0,02

0,0

Иркутская область

9,8

1,0

в том числе Усть-Ордынский Бурятский авт.округ

0,1

0,01

Кемеровская область

13,8

1,4

Новосибирская область

7,1

0,7

Омская область

3,8

0,4

Томская область

6,8

0,7

Читинская область

5,1

0,5

в том числе Агинский Бурятский авт.округ

0,1

0,01

 Приложение 2


Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в январе-ноябре 2002 года

 

Инвести- ции в основной капитал

В том числе

собствен-ные средства в процентах к итогу

из них

привле- ченные средства в процентах к итогу

из них

прибыль, остаю-щаяся в распоря-жении органи-заций

аморти- зация

бюджетные средства

в том числе средства федераль- ного бюджета

Российская Федерация

100

49,3

22,7

21,4

50,7

21,7

6,2

Сибирский федеральный округ

100

62,0

31,7

27,1

38,0

18,5

10,0

Республика Алтай

100

30,3

18,9

10,9

69,7

19,7

11,4

Республика Бурятия

100

75,7

15,2

55,7

24,3

21,4

8,8

Республика Тыва

100

2,1

0,0

1,9

97,9

91,0

77,4

Республика Хакасия

100

69,1

12,2

54,8

30,9

22,5

10,3

Алтайский край

100

40,7

20,0

17,1

59,3

42,5

36,3

Красноярский край

100

73,5

60,0

13,4

26,5

9,0

4,0

в том числе: Таймырский (Долгано-Ненецкий) авт.округ

100

48,5

48,5

-

51,5

41,8

-

Эвенкийский авт.округ

100

12,5

-

12,5

87,5

87,5

49,4

Иркутская область

100

58,3

17,4

40,0

41,7

27,4

9,9

в том числе Усть-Ордынский Бурятский авт.округ

100

32,1

3,7

28,4

67,9

67,1

5,8

Кемеровская область

100

72,2

35,0

29,1

27,8

18,7

9,5

Новосибирская область

100

53,2

31,8

21,1

46,8

24,1

16,8

Омская область

100

59,8

35,5

19,9

40,2

20,5

7,0

Томская область

100

28,6

7,4

16,6

71,4

11,4

3,0

Читинская область

100

79,1

4,8

67,6

20,9

9,3

8,4

в том числе Агинский Бурятский авт.округ

100

1,9

0,7

0,4

98,1

90,1

89,8

 

Приложение 3


Иностранные инвестиции в январе-ноябре 2002 года


Поступило тыс. долларов США

В том числе

всего

в % к итогу

прямые инвестиции

портфельные инвестиции

прочие инвестиции

Российская Федерация

7888038

100

3153775

58954

4675309

Сибирский федеральный округ

934490

11,8

154097

2108

778285

Республика Алтай

101

0,0

101

-

-

Республика Бурятия

159

0,0

109

-

50

Республика Тыва

381

0,0

-

-

381

Республика Хакасия

24

0,0

24

-

-

Алтайский край

4594

0,1

4594

0,1

-

Красноярский край

868

0,0

868

-

-

в том числе: Таймырский (Долгано-Ненецкий) авт.округ

-

-

-

-

-

Эвенкийский авт.округ

-

-

-

-

-

Иркутская область

82582

1,0

4027

1813

76742

в том числе Усть-Ордынский Бурятский авт.округ

2

0,0

2

-

-

Кемеровская область

4677

0,1

2465

-

2212

Новосибирская область

145284

1,8

140758

96

4430

Омская область

679632

8,6

877

199

678556

Томская область

15821

0,2

1

-

15820

Читинская область

367

0,0

273

-

94

в том числе Агинский Бурятский авт.округ

-

-

-

-

-

 




[1] http://sibir.rian.ru/


[2] http://sibir.rian.ru/


[3] Марченко Г., Мачульская О. Исследование инвестиционного климата регионов России: проблемы и результаты. // Вопросы экономики, № 9, 2003 - с.69-79.


[4] http://www.investmentrussia.ru/rus/stat


[5] Караваев В. Региональная инвестиционная политика. // Инвестиции в Россию, № 2, 2003 -  с.12-15.

[6] Итоги социально-экономического развития СФО  в I квартале 2000 года. // ГИБ, № 5, 1999-с.17-52.


[7] Марченко Г., Мачульская О. Исследование инвестиционного климата регионов России: проблемы и результаты. // Вопросы экономики, № 9, 2003 - с.69-79.

[8] Итоги социально-экономического развития СФО в 2003 году. // Губернский информационный бюллетень, № 3, 2004 - с.31-53.


[9] http://www.altai-republic.ru/


[10] http://www.altai-republic.ru/


[11] http://www.altairegion.ru/