Глава II. Практическая работа по развитию характерологических особенностей и социальной направленности подростков
2.1. Диагностика социальной направленности подростков и характерологических особенностей личности
Работа проводилась в средней общеобразовательной школе № 191 Ленинского района города Новосибирска в 8 «Б» классе. Количество испытуемых составило 16 человек. Возрастной состав испытуемых приведена в табл. 2.1.
Таблица 2.1.
Возрастной состав испытуемых подростков
Девочки: |
Мальчики |
Даша, 13 лет |
Костя, 13 лет |
Катя, 14 лет |
Юра, 14 лет |
Марина, 13 лет |
Витя, 14 лет |
Юля, 13 лет |
Саша, 15 лет |
Ира, 12 лет |
Вася, 13 лет |
Оля, 13 лет |
Игорь, 13 лет |
Маша, 14 лет |
Коля, 14 лет |
Наташа, 15 лет |
Женя, 13 лет |
Прежде чем реализовать опытно-экспериментальную работу, мы проведем исследование характера подростков, социальной направленности подростков. В рамках исследования мы изучали у подростков особенности характера, в том числе выявляли акцентуации с помощью теста-опросника Леонгарда-Шмишека.
Анализировались самооценка и личностные ориентации подростков в качестве мотивационной содержательной основы социальной направленности в характере и деятельности. Изучались поведение подростков в реальных ситуациях, а именно стратегии поведения, их социальный аспект.
При анализе параметров шкал опросника мы обращали внимание в первую очередь на представленность следующих характеристик: высокая или низкая контактность, неуверенность или уверенность в себе, пассивность, тягощение шумным обществом, добросовестность, склонность к хамству, конфликтам, контроль подростками своего поведения, эмотивность (подростки предпочитают общение в узком кругу), пассивность или активность в конфликтах, обостренное чувство долга, застревающая (умеренная) общительность, особая чувствительность к социальной справедливости, честолюбие, стремление к лидерству, эгоистичность, привязанность к друзьям и близким, альтруистичность. Анкета к опроснику приведена в приложении. Результаты исследования представлены в табл., уровень акцентуаций, выраженный выше среднего уровня, отмечен жирным шрифтом.
Таблица 2.2.
Акцентуации характера
Акцентуации характера |
||||||||||
подростки |
Застре вающий (ригидный) тип |
Возбудимый тип |
Демо нстративный тип |
Педантичный тип |
Гипертимный тип |
Дистимичный тип |
Цикло-тимический тип |
Аффе ктно-экзаль тированный тип |
Тревожный (боязливый) тип |
Эмотивный тип |
Даша |
8 |
6 |
8 |
8 |
12 |
12 |
12 |
6 |
21 |
8 |
Катя |
10 |
12 |
12 |
8 |
12 |
15 |
12 |
12 |
18 |
12 |
Марина |
8 |
12 |
8 |
10 |
18 |
12 |
12 |
12 |
15 |
10 |
Юля |
14 |
12 |
14 |
16 |
12 |
18 |
12 |
12 |
15 |
10 |
Ира |
8 |
12 |
8 |
12 |
12 |
12 |
12 |
18 |
21 |
8 |
Оля |
12 |
12 |
14 |
16 |
12 |
18 |
12 |
12 |
15 |
10 |
Маша |
18 |
15 |
8 |
10 |
18 |
12 |
12 |
18 |
15 |
10 |
Наташа |
12 |
12 |
10 |
12 |
12 |
12 |
15 |
12 |
21 |
8 |
Костя |
12 |
12 |
8 |
10 |
18 |
12 |
12 |
18 |
15 |
10 |
Продолжение табл. 2.2. |
||||||||||
Юра |
18 |
6 |
8 |
10 |
12 |
12 |
12 |
18 |
15 |
10 |
Витя |
8 |
6 |
12 |
8 |
12 |
12 |
12 |
12 |
21 |
8 |
Саша |
12 |
12 |
12 |
18 |
12 |
15 |
12 |
12 |
18 |
12 |
Вася |
12 |
12 |
8 |
10 |
18 |
12 |
12 |
18 |
15 |
10 |
Игорь |
12 |
12 |
10 |
12 |
12 |
12 |
15 |
12 |
21 |
8 |
Коля |
12 |
12 |
8 |
10 |
18 |
12 |
12 |
18 |
15 |
10 |
Женя |
8 |
6 |
12 |
8 |
12 |
12 |
12 |
12 |
21 |
8 |
Результаты исследования показали, что у всех подростков наблюдается повышенный уровень тревожности, т.е. дети склонны к робости, нерешительности, чрезмерной подчиненности. Кроме того, у Маши и Юры выражено честолюбие, стремление к доминированию, высокая конфликтность. У Юли, Юры, Саши наблюдается выраженная педантичность, что проявляется в высоком самоконтроле и предусмотрительности своих действий. Также у Юли, Маши и Саши выражены серьезная настроенность на дело, твердая жизненная позиция. Наташа, Костя и Коля склонны к сильной привязанности к друзьям, глубоко переживают чужие проблемы. У Даши, Иры, Марины, Жени и Вити слабо выражена возбудимость. Слабо выражено у исследуемых подростков такая акцентуация, как эмотивность, что свидетельствует о слабой чувствительности, впечатлительности.
Нас также интересовала гармоничность инструментальных и терминальных ценностей. Для этого мы проводили исследование с помощью теста «Самооценка». Шкала самооценки представлена в приложении.
Результаты исследования представлены в табл.2.3.
Таблица 2.3.
Уровень самооценки и притязаний подростков
Уровень притязаний и высота самооценки подростков, баллы |
|||||||
подростки |
Здоровье |
Умсвенные способности |
Характер |
Авторитет у сверстников |
Умелые руки |
Внешность |
Уверенность в себе |
Даша |
54 |
80 |
90 |
50 |
60 |
80 |
40 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
Катя |
78 |
70 |
60 |
50 |
40 |
70 |
40 |
90 |
99 |
100 |
90 |
80 |
100 |
100 |
|
Марина |
65 |
90 |
90 |
70 |
74 |
85 |
60 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
Юля |
88 |
90 |
78 |
80 |
80 |
50 |
80 |
90 |
99 |
100 |
90 |
80 |
100 |
100 |
|
Ира |
90 |
50 |
70 |
60 |
40 |
60 |
60 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
Оля |
78 |
90 |
60 |
50 |
60 |
80 |
40 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
Маша |
98 |
100 |
90 |
90 |
80 |
98 |
100 |
90 |
100 |
100 |
100 |
80 |
100 |
100 |
|
Наташа |
64 |
75 |
90 |
50 |
40 |
70 |
40 |
90 |
99 |
100 |
90 |
80 |
100 |
100 |
|
Костя |
60 |
40 |
80 |
70 |
60 |
60 |
60 |
60 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
70 |
|
Юра |
90 |
100 |
78 |
80 |
80 |
50 |
80 |
90 |
99 |
100 |
90 |
80 |
100 |
100 |
|
Витя |
87 |
75 |
90 |
50 |
65 |
70 |
40 |
90 |
99 |
100 |
90 |
80 |
100 |
100 |
|
Саша |
50 |
90 |
78 |
80 |
80 |
80 |
80 |
90 |
99 |
100 |
90 |
80 |
100 |
100 |
|
Вася |
70 |
40 |
80 |
80 |
60 |
60 |
60 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
Игорь |
88 |
98 |
87 |
50 |
65 |
70 |
40 |
90 |
99 |
100 |
90 |
80 |
100 |
50 |
|
Коля |
75 |
78 |
88 |
70 |
74 |
85 |
60 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
Женя |
65 |
70 |
60 |
50 |
40 |
70 |
40 |
70 |
70 |
100 |
90 |
80 |
100 |
50 |
Результаты исследования показали, что большинство подростков имеют завышенную самооценку. Однако, почти 50% испытуемых (Даша, Катя, Оля, Наташа, Витя, Игорь и Женя) отметили неуверенность в себе, они также отмечают невысокий авторитет у сверстников. Юля, Саша и Юра отметили высокую самооценку почти по всем показателям. В исследовании акцентуаций характера нами было выявлено, что у данных подростков наблюдается высокая педантичность и твердая жизненная позиция.
Далее нами были рассмотрены ценностные ориентации подростков, а именно: инструментальные и терминальные ценности. Содержание этих двух групп ценностей позволяет с одной стороны, более глубоко подойти к интерпретации содержательной стороны понятия направленности характера личности, а с другой – позволяет выявить умение подростка дифференцировать в своем сознании цели и средства деятельности, что свидетельствует об определенном уровне развития его личности.
Для построения ценностно-ориентационной системы личности использовалась методика М. Рокича. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни"[1].
Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:
1. Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей.
2. Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности - цели и ценности-средства.[2]
В результате исследования нами было выявлено четыре типа личностей среди испытуемых. В первый тип вошли следующие подростки: Юля, Саша, Юра, Маша, и Ира. Первый тип, наиболее сформированный, характеризуется такими ценностями как: продуктивная жизнь, эффективность в делах, высокие запросы. Этих подростков отличают высокие требования к жизни, высокие притязания. Они отвергают такие инструментальные ценности как честность и чуткость (заботливость). Для этого типа несформированными оказываются терминальные ценности (ценности цели). Таким образом, можно заключить, что этот личностный тип испытуемых в плане самореализации ориентирован на практический аспект жизнедеятельности, на формирование профессионализма и карьерного роста в будущей профессиональной деятельности. Для этой группы подростков характерна ориентация на критерии, традиционно рассматриваемые как индивидуалистические: стремление к благосостоянию, практичность, трезвость взглядов, желание быть преуспевающими.
Ко второму типу мы отнесли Марину, Витю, Вася, Колю. Группа испытуемых второго личностного типа направлена на возможность расширения своего образования и кругозора, общей культуры, интеллектуального развития, на постоянное физическое и духовное самосовершенствование. Отвергаемые инструментальные ценности (ценности - средства): счастливая семейная жизнь, развлечения, материально обеспеченная жизнь. Такой тип развития личности основывается на познавательных потребностях, составляющих в данном случае, психологическую основу мотивации достижения. Доминирующая, познавательная мотивация выражается в форме исследовательской, поисковой активности и проявляется в более низких порогах (более высокой сензитивности) к новизне стимула (Е.Н. Соколов, Дж. Берлайн, Э.А. Голубева, Н.Н. Данилова и др.). Познавательная мотивация и исследовательская активность выражаются в высокой избирательности личности по отношению к исследуемому новому, что, по предположению А.М. Матюшкина, составляет одно из оснований развития специальных способностей. На наш взгляд, эта группа подростков требует к себе особого внимания в плане профессионального образования, так как в процессе профессионального самоопределения таких подростков превалируют внутренние значимые профессиональные мотивы творческого развития, самовыражения, самораскрытия, что является серьезным снованием успешного овладения профессиональными знаниями, умениями, навыками в будущей профессиональной деятельности.
К третьему типу мы отнесли Дашу, Катю, Олю и Наташу. Третий тип ориентирован на переживание прекрасного в природе и в искусстве, на развитие и совершенствование человечества, на возможность творческой деятельности. Характерны для данной группы такие качества как терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать ошибки и заблуждения. Отвергаемыми оказываются такие ценности как: любовь, образованность, твердая воля, смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов. Гуманность личностной позиции и человеколюбие, но с другой стороны некоторая нереалистичность, уход в мир фантазий, особенно в случаях сложных, проблемных ситуаций. Неумение планировать и распределять, предупреждать и предусматривать, неопытность в оценке мотивов поведения других людей и т.д. могут создавать реальные трудности в процессе овладения будущей профессией.
Четвертый тип юношей и девушек (Костя, Женя Игорь) более всего ценит личностные качества, способствующие социальной адаптации: наличие хороших и верных друзей, умение понять чужую точку зрения, уважение иных вкусов, обычаев, привычек, жизнерадостность. Отвергаются такие терминальные ценности (ценности - цели) как: здоровье, свобода, уверенность в себе. Эти подростки проявляют социально ориентированный профессиональный тип личности. Хорошие коммуникативные качества позволяют сочетать лидерские, организаторские способности, высокую активность, и при подкреплении их твердыми знаниями дают широкие возможности для профессионального развития во многих сферах деятельности.
Выделенные нами типы формирования ценностных ориентаций личности подростков указывают на различия и разнообразия формирующихся отношений к различным сферам жизнедеятельности молодых людей, и в частности, к будущей профессиональной деятельности; выявляют психологическую направленность профессионального развития будущих специалистов, профессиональные потребности и затруднения молодого поколения[3].
Нами также были определены потребности подростков с помощью шкалы оценки потребностей в достижении. Шкала приведена в приложении. Мотивация достижения - стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало - является одним из ядерных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь. Многочисленные исследования показали тесную связь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизнедеятельности. И это не случайно, ибо доказано, что люди, обладающие высоким уровнем этой самой мотивации, ищут ситуации достижения, уверены в успешном исходе, ищут информацию для суждения о своих успехах, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость в стремлении к цели, получают удовольствие от решения интересных задач, не теряются в ситуации соревнования, показывают большое упорство при столкновении с препятствиями.
Результаты проведения исследования представлены на рис. 2.1.
Рисунок 2.1. – Мотивации в достижении
Таким образом, можно отметить, что Наташа, Игорь, Женя, Вася проявляют низкий уровень мотивации достижения, а Юра, Юля, Катя, Костя и Саша – высокий. Остальные испытуемые проявляют средний уровень мотиваций достижения.
В отличие от мотивации достижения, уровень мотивации одобрения - стремление заслужить одобрения значимых окружающих людей - гораздо меньше определяет успех в делах и свершениях. Однако весьма существенно влияет он и на нечто другое, также весьма важное - на качество взаимоотношений с другими людьми вообще и со своим будущим спутником жизни в частности.
Мы определяли уровень мотивации одобрения с помощью сопряженного варианта шкалы Д. Крауна и Д. Марлоу (приведена в приложении).
В результате исследования были получены следующие результаты (рис.2.2.)
Рисунок 2.2. – Мотивации одобрения
Сравнивая две методики и анализируя полученные результаты, Можно сделать вывод, что Наташа, Костя и Коля используют в качестве мотивации своих действий одобрение окружающих, что свидетельствует о зависимости данных подростков от мнения окружающих.
Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная анкета, впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г.
Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ "наиболее" получает 2 балла, "наименее" - О, оставшийся невыбранным - 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно. С помощью методики выявляются следующие направленности: направленность на себя (Я), направленность на дело (О), направленность на позицию (Д)[4].
Результаты исследования приведены в табл. 2.4.
Таблица 2.4.
Определение направленности личности
Направленности личности |
||
Направленность на себя |
Направленность на общение |
Направленность на позицию |
Юра, Юля, Костя, Саша |
Наташа, Женя, Вася |
Марина, Оля, Даша, Катя, Игорь, Витя, Маша, Ира, Коля |
Анализируя полученные результаты, можно сделать следующие выводы:
Юре, Юле, Косте, Саше свойственны: ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
Наташе, Жене, Васе свойственны стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
Марине, Оле, Даше, Кате, Игорю, Вите, Маше, Ире, Коле присущи заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Итак, на основе данных, полученных в результате диагностических исследований, можно сформулировать следующие особенности подростков в отношении социальной направленности личности.
1. У исследуемых подростков не проявляются ярко выраженные акцентуации характера. Тем не менее, можно отметить, что у Маши выражено честолюбие, стремление к доминированию, высокая конфликтность. У Юли, Юры, Саши наблюдается высокий самоконтроль и предусмотрительность своих действий. У Юли, Маши и Саши выражены серьезная настроенность на дело, твердая жизненная позиция. Наташа, Костя и Коля склонны к сильной привязанности к друзьям, глубоко переживают чужие проблемы.
2. Юле, Саше, Юре, Маше, и Ире присущи такими ценностями как: продуктивная жизнь, эффективность в делах, высокие запросы. Этих подростков отличают высокие требования к жизни, высокие притязания. Они отвергают такие инструментальные ценности как честность и чуткость (заботливость). Для этого типа несформированными оказываются терминальные ценности (ценности цели). Марина, Витя, Вася, Коля направлены на возможность расширения своего образования и кругозора, общей культуры, интеллектуального развития, на постоянное физическое и духовное самосовершенствование. Отвергаемые инструментальные ценности (ценности - средства): счастливая семейная жизнь, развлечения, материально обеспеченная жизнь. Даша, Катя, Оля и Наташа ориентированы на переживание прекрасного в природе и в искусстве, на развитие и совершенствование человечества, на возможность творческой деятельности. Характерны для данной группы такие качества как терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать ошибки и заблуждения. Отвергаемыми оказываются такие ценности как: любовь, образованность, твердая воля, смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов. Костя, Женя Игорь более всего ценят личностные качества, способствующие социальной адаптации: наличие хороших и верных друзей, умение понять чужую точку зрения, уважение иных вкусов, обычаев, привычек, жизнерадостность. Отвергаются такие терминальные ценности (ценности - цели) как: здоровье, свобода, уверенность в себе.
3. Наташа, Игорь, Женя, Вася проявляют низкий уровень мотивации достижения, а Юра, Юля, Катя, Костя и Саша – высокий. Остальные испытуемые проявляют средний уровень мотиваций достижения.
4. Исследование мотивации одобрения показало, что Юра, Юля, Катя. Наташа, Костя и Коля используют в качестве мотивации своих действий одобрение окружающих, что свидетельствует о зависимости данных подростков от мнения окружающих.
5. Направленность на себя проявляют Юра, Юля, Костя, Саша. Направленность на общение проявляют Наташа, Женя и Вася, направленность на позицию выражена у Марины, Оли, Даши, Кати, Игоря, Вити, Маши, Иры и Коли. В дальнейшей части исследования необходимо разработать программу развития социальной направленности у подростков.
2.2. Развитие социальной направленности у подростков
Социальная работа по развитию социальной направленности подростков включает тренинговую работу с подростками, упражнения по развитию у участников социальных качеств характера.
Тренинговая работа с подростками по развитию социальной направленности личности подростков включает снятие барьеров общения, развитие понимания других людей, способствует осознанию жизненной перспективы и жизненных целей подростков.
1. Упражнение: «Мой благородный поступок».
В ходе упражнения было выяснено, что Юра всегда уступает место в автобусах пожилым людям и малышам. Наташа кормит бездомных кошек и собак. Костя как-то взял на себя вину брата и его сильно наказали, брату стало стыдно, и тот признал свою вину. С тех пор Костя всегда старается говорить правду. Даша летом нянчится с малышами во дворе. Марина и Саша всегда заступаются за слабых. В ходе этого упражнения ребята смогли узнать друг о друге много нового и хорошего.
2. Упражнение «Список личностных претензий»
Детям предлагалось высказать свои претензии всем, кому они хотели – учителям, родителям, друзьям. Ребята рассказывали, что им не нравится, что их тяготит, что им хотелось бы изменить.
Так, Юре очень не нравится, когда мама заставляет его что-то делать, так как Юра считает, что он сам знает, что ему нужно. Маше не нравится, когда с ней не согласны и оспаривают ее точку зрения, Маша легко вступает в конфликт по этому поводу. Вите не нравится, когда друзья приглашают его на вечеринки, он всячески отказывается и обижается, что его считают «ботаником». А Витя просто хочет быть умным и разносторонним человеком. Наташе напротив, не нравится учиться, особенно тяжело ей даются точные науки. Наташа очень переживает, что родители считают, будто ее любимое занятие – музыка отвлекает Наташу от учебы и даже хотят запретить Наташе ходить в музыкальную школу. Косте не нравится, что родители не разрешают ему долго общаться с друзьями. Даша и Оля очень переживают, что не имеют высокого авторитета у сверстников. С ними из класса практически никто не общается, считая из «заучками».
В конце занятия происходило обсуждение темы. Дети высказывали свое мнение, для них было неожиданно узнавать какие-то вещи об одноклассниках. Оказалось, что у многих детей похожие проблемы. Подросткам было странно узнать о переживаниях своих сверстниках. К примеру, Дашины переживания подростки слушали с особым интересом, так как считали ее высокомерной девочкой.
3. Упражнение «Конфликтная ситуация»
Участникам предлагалось поучаствовать в конфликтной ситуации. Упражнение представляет собой ролевую игру, признанную продемонстрировать некоторые аспекты общения. После проигрывания ситуации подростки должны обсудить впечатления, переживания, возникшие у участников ситуации, а затем у остальных членов группы. Примеры конфликтных ситуаций приведены в приложении.
В ходе проведения упражнения выяснилось, что девушки и юноши по-разному реагируют на конфликт. Так, Даша, играющая роль путешественницы, решила разрешить конфликт без скандала, просто попросив заменить ей блюдо. В результате ей не только заменили блюдо, но еще и предложили бесплатно отведать фирменное блюдо. Юра отреагировал на конфликтную ситуацию иначе. Он кричал, чтобы ему вернули деньги, в противном случае он будет жаловаться. Витя просто встал и ушел из ресторана, избежав конфликтной ситуации.
4. Упражнение «Комплимент»
Упражнение направлено на умение управлять ситуацией, вести переговоры, на развитие контактности.
Упражнение приведено в приложении.
В ходе выполнения упражнения первоначальные лидеры контакта стремились удержать инициативу. Однако в большинстве случаев собеседникам удавалось предъявить веские аргументы и перехватить инициативу.
5. Упражнение «За что мы любим». Данное упражнение помогает увидеть положительные качества в окружающих, в сверстниках, способствует развитию позитивных социальных установок к себе и окружающим, а также помогает выявить те качества, которые по какой – то причине не отмечены окружающими, которые необходимо развить у себя. Упражнение приведено в приложении. В ходе выполнения упражнения дети узнали о себе мнение своих сверстников. Так, к примеру, Витя был очень удивлен, что девочки считают его умным и интересным собеседником. В Наташе дети отметили способность к сопереживанию, Юра и Юля были польщены тем, что их наделили хорошими организаторскими способностями, в Даше ребята оценили самообладание.
6. Упражнение просьба.
Данное упражнение проводится с целью развития у подростков социального взаимодействия. Упражнение приведено в приложении.
В ходе проведения упражнения было выявлено, что на просьбу лучше откликаются тогда, когда она начинается с комплимента, любезности. Мальчики на просьбы откликаются охотнее, чем девочки.
7. Упражнение «Принимаю решение по изменению»
В ходе проведения упражнения Саше пожелали быть более заботливым и чутким, Кате пожелали более настойчиво отстаивать свое мнение, Вите пожелали легче идти на контакт со своими сверстниками, а Маше пожелали быть менее конфликтной.
2.3. Выводы по развитию социальной направленности и характерологических особенностей подростков
Анализируя результаты проделанной работы, можно сделать следующие выводы:
1. исследование социальной направленности личности с помощью диагностических методик показало следующие особенности:
- Наиболее выраженными акцентуациями характера подростков являются повышенный уровень тревожности, т.е. дети склонны к робости, нерешительности, чрезмерной подчиненности. У нескольких подростков выражено честолюбие, стремление к доминированию, высокая конфликтность. Также у нескольких подростков наблюдается выраженная педантичность, что проявляется в высоком самоконтроле и предусмотрительности своих действий, можно также отметить серьезную настроенность на дело, твердая жизненная позиция. Некоторые испытуемые склонны к сильной привязанности к друзьям, глубоко переживают чужие проблемы.
- Методика «Самооценка личности» показала, что почти 50% испытуемых отметили неуверенность в себе, они также отмечают невысокий авторитет у сверстников.
- В результате исследования ценностных ориентаций личности были выявлены четыре личностных типа подростков. Первый тип, характеризуется такими ценностями как: продуктивная жизнь, эффективность в делах, высокие запросы. Этих подростков отличают высокие требования к жизни, высокие притязания. Они отвергают такие инструментальные ценности как честность и чуткость (заботливость). Для этого типа несформированными оказываются терминальные ценности (ценности цели). Для этой группы подростков характерна ориентация на критерии, традиционно рассматриваемые как индивидуалистические: стремление к благосостоянию, практичность, трезвость взглядов, желание быть преуспевающими.
Группа испытуемых второго личностного типа направлена на возможность расширения своего образования и кругозора, общей культуры, интеллектуального развития, на постоянное физическое и духовное самосовершенствование. Отвергаемые инструментальные ценности (ценности - средства): счастливая семейная жизнь, развлечения, материально обеспеченная жизнь. Такой тип развития личности основывается на познавательных потребностях, составляющих в данном случае, психологическую основу мотивации достижения. Третий тип ориентирован на переживание прекрасного в природе и в искусстве, на развитие и совершенствование человечества, на возможность творческой деятельности. Характерны для данной группы такие качества как терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать ошибки и заблуждения. Отвергаемыми оказываются такие ценности как: любовь, образованность, твердая воля, смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов. Четвертый тип юношей и девушек более всего ценит личностные качества, способствующие социальной адаптации: наличие хороших и верных друзей, умение понять чужую точку зрения, уважение иных вкусов, обычаев, привычек, жизнерадостность. Отвергаются такие терминальные ценности (ценности - цели) как: здоровье, свобода, уверенность в себе.
- Исследования направленности личности показали, что некоторы подростка свойственны: ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
Нескольким испытуемым свойственны стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
Другим испытуемым подросткам присущи заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Таким образом, испытуемые подростки имеют проблемы в общении, низкую контактность с окружающими, конфликтность, обладают неуверенностью в себе. Социальная работа по развитию социальной направленности подростков включает тренинговую работу с подростками, упражнения по развитию у участников социальных качеств характера.
Тренинговая работа с подростками по развитию социальной направленности личности подростков включает снятие барьеров общения, развитие понимания других людей, способствует осознанию жизненной перспективы и жизненных целей подростков.
Программа развития социальной направленности включает следующие упражнения: упражнение: «Мой благородный поступок», упражнение «Список личностных претензий», упражнение «Конфликтная ситуация», упражнение «Комплимент», упражнение «За что мы любим», упражнение «просьба», упражнение «Принимаю решение по изменению».
Список литературы
1. Кириченко А.В. Акмеологическое воздействие в профессиональной деятельности: теория, методология, технология // Дисс.докт.наук. М.: РАГС. 1999. С.46.
2. Бубнова С.С. Исследования индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности // Психологический анализ учебной деятельности. М., 1991. С.26-36.
3. Голфаст В.Б., Красноносенко Г.Ф. Структура жизненных ориентаций // Семья в крупном городе. Л., 1983. С.171-174.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1996. С.153.
5. Кон И.С. Психология ранней юности // Книга для учителя. М.: Просвещение. 1989. С.255.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. С.464.
7. Прихожан Л.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике жизни. М.: Знание. 1990. С.80.
8. Журавлев А. Л. Психологические факторы физического и психического здоровья человека: (по материалам исследований ИП РАН) // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25, N 3. - С. 107-117
9. Быков С. В. Диагностика локуса контроля личности в асоциальных подростковых группах // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25, N 3. - С. 34-43.
10. Результаты исследования локуса контроля групп подростков с различной социальной направленностью // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25, N 4. - С. 20- 24
Приложение
Анкета к опроснику Леонгарда – Шмишека
Испытуемым предлагается отметить те утверждения, с которыми они согласны.
1. У вас часто веселое и беззаботное настроение?
2. Вы чувствительны к оскорблениям?
3. Бывает ли так, что у вас на глаза наворачиваются слёзы в кино, театре, в беседе и пр.?
4. Сделав что-то, вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, до х пор, пока еще раз не убедитесь в том, что все сделано правильно?
5. В детстве вы были таким же отчаянным и смелым, как все ваши сверстники?
6. Часто ли у вас меняется настроение от состояния безразличия до отвращения к жизни?
7. Являетесь ли вы центром внимания в коллективе, в компании?
8. Бывает ли так, что вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с вами лучше не разговаривать?
9. Вы серьезный человек?
10. Способны ли вы восторгаться, восхищаться чем-либо?
11. Предприимчивы ли вы?
12. Вы быстро забываете, если вас кто-то оскорбит?
13. Мягкосердечны ли вы?
14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы. проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало?
15. Стремитесь ли вы считаться в числе лучших сотрудников? -
16. Бывало ли вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой, а может, такое чувство бывает и теперь?
17. Стремитесь ли вы во всем и всюду соблюдать порядок?
18. Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств?
19. Любят ли вас ваши знакомые?
20. Часто ли у вас бывает чувство сильного внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности?
21. У вас часто бывает несколько подавленное настроение?
22. Были ли у вас хотя бы один раз истерики или нервные срывы?
23. Трудно ли вам усидеть на одном месте?
24. Если по отношению к вам несправедливо поступили, энергично ли вы отстаиваете свои интересы?
25. Можете ли вы зарезать курицу, овцу?
26. Раздражает ли вас, если дома занавес или скатерть висят, неровно и вы сразу же стремитесь поправить их?
27. В детстве вы боялись оставаться один в доме?
28. Часто ли у вас беспричинно меняется настроение?
29. Всегда ли вы стремитесь быть достаточно сильным специалистом в своем деле?
30. Быстро ли вы начинаете злиться или впадать в гнев?
31. Можете ли вы быть совсем веселым?
32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает вас?
33. Как вы думаете, получился бы из вас ведущий, конферансье в концерте, представлении?
34. Вы обычно высказываете свое мнение достаточно откровенно и недвусмысленно?
35. Вам трудно переносить вид крови? Не вызывает ли это у вас неприятного ощущения?
36. Любите ли вы работу, где необходима высокая личная ответственность?
37. Склонны ли вы защищать тех, по отношению к которым поступили, на ваш взгляд, несправедливо?
38. Вам трудно, страшно спутаться • темным подвал?
39. Предпочитаете ли вы работу, где необходимо действовать быстро, но не требуется высокого качества?
40. Общительный ли вы человек?
41. В школе вы охотно декламировали стихи?
42. Убегали ли вы и детстве из дома?
43. Кажется ли вам жизнь трудной?
44. Бывает ли так, что после конфликта или обиды вы были до того расстроены, что заниматься делом казалось просто невыносимо?
45. Можно ли сказать, что при неудаче вы не теряете чувства юмора?
46. Предпринимаете ли вы первым шаги к примирению, если вас кто-нибудь обидел?
47. Вы очень любите животных?.
48. Возвращаетесь ли вы, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в порядке?
49. Преследует ли вас неясная мысль о том, что с вами, вашими близкими может случиться что-то страшное?
50. Считаете ли вы, что ваше настроение очень изменчиво?
51. Трудно ли вам докладывать, выступать перед аудиторией?
52. Можете ли вы ударить обидчика, если он вас оскорбит?
53. У вас большая потребность в общении с другими людьми?
54. Вы относитесь к тем, кто при разочаровании впадает в глубокое отчаяние?
55. Вам нравится работа, требующая энергичной организатор-скоп деятельности?
56. Настойчиво ли вы добиваетесь намеченной пели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?
57. Может ли трагический фильм взволновать вас так, что на глазах выступят слезы?
58. Часто ли вам трудно уснуть из-за того, что проблемы предыдущего или будущего дня все время крутятся у вас в голове?
59. В школе вы иногда подсказывали своим товарищам или давали им списывать?
60. Требуется ли вам большое напряжение, чтобы ночью пройти через кладбище?
61. Тщательно ли вы следите за тем, чтобы каждая вещь в вашей квартире была точно на одном и том же месте?
62. Бывает ли так, что перед сном у вас хорошее настроение, а утром вы встаете мрачным?
63. Легко ли вы привыкаете к новым ситуациям?
64. Бывают ли у вас головные боли?
65. Вы часто смеетесь?
66. Можете ли вы быть приветливым с тем, кого явно не цените, не любите, не уважаете?
67. Вы подвижный человек?
68. Вы очень переживаете из-за несправедливости?
69. Вы настолько любите природу, что можете назвать себя ее другом?
70. Уходя из дому или ложась спать, вы проверяете, погашен ли везде свет и заперты ли двери?
71. Вы очень боязливы?
72. Изменится ли ваше настроение при приеме алкоголя?
73. Раньше вы охотно участвовали в кружках художественной самодеятельности, а может, и сейчас участвуете?
74. Вы расцениваете жизнь скорее пессимистично, нежели paдостно?
75. Часто ли вас тянет попутешествовать?
76. Может ли ваше настроение изменяться так резко, что состояние радости вдруг сменяется угрюмой подавленностью?
77. Легко ли вам удается поднять настроение подчиненных?
78. Долго ли вы переживаете обиду?
79. Переживаете ли вы долгое время горести других людей?
80. Часто ли, будучи школьником, вы переписывали страницы в вашей тетради, если в ней допускали помарки?
81. Относитесь ли вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью?
82. Часто ли вы видите страшные сны?
83. Бывает ли, что вы остерегаетесь того, что можете броситься под колеса проходящего поезда?
84. В веселой компании вы обычно веселы?
85. Способны ли вы отвлечься от трудной проблемы, требующей обязательного решения?
86. Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя более свободно, если примете алкоголь?
87. В беседе вы скупы на слова?
88. Если бы вам необходимо было играть на сцене, вы смогли бы так войти в роль, что забыли бы о том, что это только игра?
Шкала самооценки личности
Данная шкала, разработанная A.M. Пригожиным, представляет собой вариант известной методики Дембо-Рубинштейн, отличающийся от общепринятых прежде всего введением дополнительного параметра уровня притязаний[5]. Введен также ряд дополнительных параметров для обработки. Методика нормирована на выборках учащихся VII-X классов[6].
Описание задания. Каждому школьнику предлагается бланк методики, содержащей инструкцию и задание.
Инструкция:
Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер и т.п. Уровень развития каждого человека, стороны человеческой личности молено условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, верхняя - наивысшее. Ниже представлено семь таких линий. Они обозначают:
1) здоровье,
2) умственные способности,
3) характер,
4) авторитет у сверстников,
5) заменив многое делать своими руками, умелые руки,
6) внешность,
7) уверенность в себе.
На каждой линии написано, что она обозначает.
На каждой линии черточкой (-) отметьте, как Вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (Х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств Вы были бы удовлетворены собой и почувствовали гордость за себя.
Методика исследования ценностных ориентаций личности М. Рокича
Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей[7].
Для преодоления социальной желательности и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций испытуемого возможны изменения инструкций, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы[8]:
1. "В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?"
2. "Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?"
3. "Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный всех отношениях?"
4. "Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?"
5. "Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?"
6. "Как это сделали бы Вы через 5 или 10 лет?"
7. "Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?"
Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.
Список А (терминальные ценности):
1. активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
2. жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
3. здоровье (физическое и психическое);
4. интересная работа;
5. красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
6. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
7. материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
8. наличие хороших и верных друзей;
9. общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
10. познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
11. продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
12. развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
13. развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
14. свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках);
15. счастливая семейная жизнь;
16. счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
17. творчество (возможность творческой деятельности);
18. уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Список Б (инструментальные ценности):
1. аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
2. воспитанность (хорошие манеры);
3. высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
4. жизнерадостность (чувство юмора);
5. исполнительность (дисциплинированность);
6. независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
7. непримиримость к недостаткам в себе и других;
8. образованность (широта знаний, высокая общая культура);
9. ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
10. рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
11. самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
12. смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
13. твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
14. терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
15. широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
16. честность (правдивость, искренность);
17. эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
18. чуткость (заботливость).
Шкала оценки потребностей в достижении
Шкала эта состоит из 22 суждений, по поводу которых возможны два варианта ответов - "да" или "нет". Ответы, совпадающие с ключевыми (по коду), суммируются (по 1 баллу за каждый такой ответ).
1. Думаю, что успех в жизни, скорее, зависит от случая, чем от расчета.
2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл. 3. Для меня в любом деле важнее не его исполнение, а конечный результат.
4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.
5. По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими.
6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.
8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.
9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.
10. Мои близкие считают меня ленивым.
11. Думаю, что в моих неудачах повинны, скорее, обстоятельства, чем я сам.
12. Терпения во мне больше, чем способностей.
13. Мои родители слишком строго контролировали меня.
14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих намерений.
15. Думаю, что я уверенный в себе человек.
16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы невелики.
17. Я усердный человек.
18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.
19. Если бы я был журналистом, я писал бы, скорее, об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.
20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов.
21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.
22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей. Шкала потребности в достижениях имеет децильные (стеновые) нормы, поэтому конкретный результат можно оценить с помощью следующей таблицы[9]:
Шкала мотиваций одобрения Д. Крауна и Д. Марлоу
Шкала мотиваций одобрения состоит из 19 суждений, на которые возможны два варианта ответов - "да" или "нет". Ответы, совпадающие с ключом, кодируются в 1 балл. Общая сумма (min = 0, max = 20) говорит о выраженности мотивации одобрения.
1. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.
2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде.
3. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.
4. Дома я веду себя за столом так же, как в столовой.
5. Я никогда ни к кому не испытывал антипатии.
6. Был(и) случай(и), когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах.
7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.
8. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.
9. Был случай, когда я придумал "вескую" причину, чтобы оправдаться.
10. Случалось, я пользовался оплошностью человека.
11. Иногда вместо того, чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же.
12. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему.
13. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.
14. У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему.
15. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять.
16. Были случаи, когда я завидовал удаче других.
17. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с просьбой.
18. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам.
19. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.
Код: ответы "да" на вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 8, 13, 14, 15, 19;
ответы "нет" на вопросы 6, 7, 9, 11, 12, 16, 17, 18.
Определение направленности личности
Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.
1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся Вам равноценными. Тем не менее, мы просим Вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает Вашему мнению и более всего ценен для Вас.
Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой "больше всего[10].
2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от Вашей точки зрения, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой "меньше всего". 3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются.
1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:
А. Одобрения моей работы;
Б. Сознания того, что работа сделана хорошо;
В. Сознания того, что меня окружают друзья.
2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:
А. Тренером, который разрабатывает тактику игры;
Б. Известным игроком;
В. Выбранным капитаном команды.
3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:
А. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;
Б. Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;
В. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.
4. Мне нравится, когда люди:
А. Радуются выполненной работе;
Б. С удовольствием работают в коллективе;
В. Стремятся выполнить свою работу лучше других.
5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:
А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;
Б. Были верны и преданы мне;
В. Были умными и интересными людьми.
6. Лучшими друзьями я считаю тех:
А. С кем складываются хорошие взаимоотношения;
Б. На кого всегда можно положиться;
В. Кто может многого достичь в жизни.
7. Больше всего я не люблю:
А. Когда у меня что-то не получается;
Б. Когда портятся отношения с товарищами;
В. Когда меня критикуют.
8. По-моему, хуже всего, когда педагог:
А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;
Б. Вызывает дух соперничества в коллективе;
В. Недостаточно хорошо знает свой предмет.
9. В детстве мне больше всего нравилось:
А. Проводить время с друзьями;
Б. Ощущение выполненных дел;
В. Когда меня за что-нибудь хвалили.
10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:
А. Добился успеха в жизни;
Б. По-настоящему увлечен своим делом;
В. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.
11. В первую очередь школа должна:
А. Научить решать задачи, которые ставит жизнь;
Б. Развивать прежде всего индивидуальные способности ученика;
В. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.
12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:
А. Для общения с друзьями;
Б. Для отдыха и развлечений;
В. Для своих любимых дел и самообразования.
13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:
А. Работаю с людьми, которые мне симпатичны;
Б. У меня интересная работа;
В. Мои усилия хорошо вознаграждаются.
14. Я люблю, когда:
А. Другие люди меня ценят;
Б. Испытывать удовлетворение от выполненной работы;
В. Приятно провожу время с друзьями.
15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:
А. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанным с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать.
Б. Написали о моей деятельности;
В. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.
16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:
А. Имеет ко мне индивидуальный подход;
Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету;
В. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.
17. Для меня нет ничего хуже, чем:
А. Оскорбление личного достоинства;
Б. Неудача при выполнении важного дела;
В. Потеря друзей.
18. Больше всего я ценю:
А. Успех;
Б. Возможности хорошей совместной работы;
В. Здравый практичный ум и смекалку.
19. Я не люблю людей, которые:
А. Считают себя хуже других;
Б. Часто ссорятся и конфликтуют;
В. Возражают против всего нового.
20. Приятно, когда:
А. Работаешь над важным для всех делом;
Б. Имеешь много друзей;
В. Вызываешь восхищение и всем нравишься.
27. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:
А. Доступным;
Б. Авторитетным;
В. Требовательным.
22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:
А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;
Б. О жизни знаменитых и интересных людей;
В. О последних достижениях науки и техники.
23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:
А. Дирижером;
Б. Композитором;
В. Солистом.
24. Мне бы хотелось:
А. Придумать интересный конкурс;
Б. Победить в конкурсе;
В. Организовать конкурс и руководить им.
25. Для меня важнее всего знать:
А. Что я хочу сделать;
Б. Как достичь цели;
В. Как организовать людей для достижения цели.
26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:
А. Другие были им довольны;
Б. Прежде всего выполнить свою задачу;
В. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.
27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:
А. В общении с друзьями;
Б. Просматривая развлекательные фильмы;
В. Занимаясь своим любимым делом.
Упражнение « Конфликтная ситуация»
1. Роль путешественника, который в чужой стране, обедая в чужом ресторане, обнаруживает в своей тарелке что-то, похожее на насекомое. Путешественник жалуется официанту, но тот уверяет, что это специи. Путешественник желает говорить с управляющим. Подходит управляющий.
2. Роль управляющего очень хорошим рестораном. Качество обслуживания всегда было на высоком уровне. У ресторана хорошая репутация. Официант передал управляющему, что иностранец желает переговорить. Официант подходит к столику.
«Упражнение комплимент»
Во время беседы роль одного участника – лидер контакта: он держит нить разговора в своих руках. Другому партнеру нужно свою роль пассивного участника сменить на роль лидера – перехватить инициативу в свои руки.
3. Упражнение «За что мы любим»
Участники разбиваются на две пары. Каждому участнику выдается лист бумаги и предлагается выделить и записать пять качеств. Которые особенно нравятся в партнере. Далее, по очереди, каждый участник читает характеристику. Затем приводится обсуждение того, какие качества были выделены чаще всего, чего не ожидали услышать о себе участники, какие положительные качества, способствующие совместной деятельности, не были названы, с чем это может быть связано.
4. Упражнение «Просьба»
Участникам предлагается выбрать партнера и для начала в порядке шутки попросить его о каком-то одолжении (например, попросить на время очки, ручку).
5. Упражнение «Пожелание себе»
Каждый участник получает бумажную ромашку, в центре которой пишет свое имя. Ромашка пускается по кругу, и каждый участник может на ней написать свои пожелания сверстнику, чье имя написано на ромашке. Затем ромашка возвращается к хозяину.
[1] Кириченко А.В. Акмеологическое воздействие в профессиональной деятельности: теория, методология, технология // Дисс.докт.наук. М.: РАГС. 1999. С.46.
[2] Прихожан Л.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике жизни. М.: Знание. 1990. С.80.
[3] Бубнова С.С. Исследования индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности // Психологический анализ учебной деятельности. М., 1991. С.26-36.
[4] Быков С. В. Диагностика локуса контроля личности в асоциальных подростковых группах // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25, N 3. - С. 34-43.
[5]Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1996. С.153.
[6] Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. С.464.
[7] Голфаст В.Б., Красноносенко Г.Ф. Структура жизненных ориентаций // Семья в крупном городе. Л., 1983. С.171-174.
[8] Результаты исследования локуса контроля групп подростков с различной социальной направленностью // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25, N 4. - С. 20- 24
[9] Кон И.С. Психология ранней юности // Книга для учителя. М.: Просвещение. 1989. С.255.
[10] Результаты исследования локуса контроля групп подростков с различной социальной направленностью // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25, N 4. - С. 20- 24