Содержание

 

 

 

 

 

 

 

Задание первое. Выписать из словаря и уяснить следующие понятия. 3

Задание второе. «Первые философские школы Древней Греции». 4

Задание третье. Изобразить в схеме итоги выполнения второго задания, выделив общее и различия в натурфилософском мышлении древних греков. 12

Задание четвертое. Логические задачи, упражнения, комментарии. 13

Задание пятое. Тестовая проверка знаний. 14

Список литературы.. 17

 

Задание первое. Выписать из словаря и уяснить следующие понятия

Архэ – первоначало, первопричина, принцип.

Атом – мельчайшие, неделимые составные частицы материи из которых состоит все сущее.

Апейрон – бесконечное, бесформенное первовещество, из которого состоят все вещи.

Бытие – философская категория обозначающая существование.

Диалектика – искусство аргументации, логики; движение, которое лежит в основе всего, учение о развитии.

Движение – в широком смысле – всякое изменение, в узком смысле - изменение положения тела в пространстве.

Детерминизм – учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов.

Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека.

Космос – мир, мыслимый как упорядоченное единство, то же самое, что порядок, устроение.

Космоцентризм – учение или мировоззрение, согласно которому космос как всеобщий порядок является основой всего сущего.

Идея – в собственном смысле слова зрительный образ, наглядный образ; в философии – метафизическая сущность вещи.

Логос – первоначально – слово, речь, язык; позже, в переносном смысле – мысль, понятие, разум, мировой закон.

Натурфилософия – совокупность философских попыток толковать и объяснять природу с целью резюмирования и объединения нашего общего знания о ней, выяснения важнейших естественнонаучных понятий, познания связей и закономерностей природных явлений.

Рациональность – разумность, основывающиеся на разуме и логике, осуществляющейся благодаря разуму.

Субъективность – все то, что относится к субъекту и более или менее совпадает с его взглядами, интересами, вкусами и т.п.

Фатализм – вера в судьбу; мировоззрение, согласно которому, все должно свершиться так, как того хочет слепой рок и человек ничего не может изменить в этой судьбе.[1]


Задание второе. «Первые философские школы Древней Греции»

1.Когда и почему возникает философия в Греции? Исторические периоды ее развития.

Греция - полуостровное государство; она всегда была в тесной связи с великими цивилизациями восточного Средиземноморья, которое, как и весь Ближний Восток, при всем своем многообразии, представляло из себя единое целое за счет торговых и культурных связей.

Становление полиса и возникновение философии в Древней Греции - весьма тесно связанные между собой явления. Социальная структура полиса и склад мышления в нем во многом объясняют особенности рационального мышления греков.

Все представляющие собой интерес вопросы, которые раньше регулировались государем и определяли сферу деятельности властей, теперь подчиняются силе ораторского искусства и решаются в результате прений. Следовательно, возникает необходимость составления речей. Тем самым устанавливается связь и взаимозависимость между политикой и логосом. Исторически именно риторики и софистики, анализировавшие формы речи, как орудие победы в дебатах собраний и судебных процессов, открыли путь исследованиям Аристотеля, который и определил правила доказательства и противопоставил логику истины логике вероятного или правдоподобного, присущих случайным спорам и обыденной практике.

Знания, нравственные ценности, техника мышления выносятся на площадь, подвергаются критике и оспариванию. Законы более не навязываются силой личного или религиозного авторитета, они должны доказать свою правильность с помощью диалектической аргументации.[2]

Взаимопереплетение азиатских, вавилоно-ассирийских, египетских, иудейских культурных влияний делало культурно-исторические традиции греков незамкнутыми.

Образ жизни древних греков был деятельным и энергичным. Греция была рабовладельческим государством. Рабство носило и "домашний" характер: рабы использовались не только для тяжелой работы. Они могли быть учителями, управляющими, советниками. Иногда создается образ рабовладельца в виде изнеженного аристократа, возлежащего возле накрытых столов и ведущего неторопливые беседы с себе подобными о бессмертии души. Греческий аристократ не подходил под подобное определение; его деятельный и активный ум, упорство, храбрость, моральная стойкость делали его побеждающей личностью, хотя греки часто терпели поражение.

Моральные качества имели сильную моральную мотивацию. В полисах-городах-государствах была чрезвычайно высокой социальная интеграция, и вследствие этого - ярко выраженное коллективистское самосознание. Такая мотивация делает общественное признание важнейшим эмоционально-действующим фактором. Так было в Афинах, так было и в Спарте. Но в Спарте список добродетелей сводился в основном к воинской Доблести, хотя спартанцы были одарены не меньше, чем афиняне.

В области религии, наряду с общественными культами, растут тайные общества: секты, братства и мистерии. Это - замкнутые группы, имеющие свою иерархию. Мистерия, например, обещает всем, кто желает быть посвященным в ее таинства, блаженное бессмертие, которое раньше было исключительно царской привилегией. Но мистерия никогда не выступала как публичное действие. Это путь постижения истины, скрытой от непосвященных. Таким образом, в противоположность публичности официального культа (например, культа Зевса), таинство вводит в религию идею личного спасения с целью преобразовать природу человеческого индивида, независимо от общественного уклада, осуществить как бы его второе рождение. Появилась претензия изменения внутреннего мира человека, возвышение его почти до уровня божества.

Греческая философия была одной из сторон “земного рая человечества” и прошла в своем развитии три этапа.

Первый – архаический, то есть древнейший, охватывает время примерно с VII по V вв. до н.э.

Второй – классический, датируется V-IV вв. до н.э. и последний – эллинистический, начавшийся с похода эллинов на Восток, то есть с завоевания (эллинизации) Востока охватывает период с III по II вв. до н.э.[3]

Первый период чаще называется досократическим, то есть бывшим до появления в греческой философии Сократа, а архаических философов часто называют досократиками. В составе имени любого греческого философа два слова: первое – его собственная имя, а второе происходит от названия города, в котором он родился. Например, имя Фалес Милетский означает, что этот мыслитель был из города Милет. Под словом “школа” в истории греческой философии понимается не учебное заведение, а группа мыслителей, объединенная сходными идеями или мыслями, образующими в философии определенное течение или направление.

2. Первые философские школы; их натурфилософский, космологический характер: поиски единого первоначала, сущности и устройства мироздания.

Первой школой в греческой философии была милетская, основанная в городе Милет (греческая колония на побережье Малой Азии) Фалесом. Его учениками и продолжателями были Анаксимандр и Анаксимен. Задумываясь об устройстве мироздания, милетские философы говорили следующее: нас окружают совершенно различные вещи, причем многообразие их бесконечно. Ни одна из них не похожа на любую другую: растение это не камень, животное – не растение, океан – не планета, воздух – не огонь и так далее до бесконечности. Но ведь несмотря на это разнообразие вещей, мы называем всё существующее окружающим миром или мирозданием, или Вселенной, тем самым предполагая единство всего сущего. Несмотря на разницу между вещами мира, он является все же единым и цельным, значит у мирового многообразия есть некая общая основа, одна и та же для всех различных предметов. За видимым разнообразием вещей кроется невидимое их единство. Подобно тому, как в алфавите всего три десятка букв, которые порождают путем всяческих комбинаций миллионы слов. В музыке всего семь нот, но различные их сочетания создают необъятный мир звуковой гармонии. Наконец, нам известно, что существует сравнительно небольшой набор элементарных частиц, а различные их комбинации приводят к бесконечному разнообразию вещей и предметов. Это примеры из современной жизни и их можно было бы продолжать; то, что разное имеет одну и ту же основу – очевидно. Милетские философы верно уловили данную закономерность мироздания и пытались найти эту основу или единство, к которому сводятся все мировые различия и которое разворачивается в бесконечное мировое многообразие. Они стремились вычислить основной принцип мира, все упорядочивающий и объясняющий и назвали его Архэ (первоначало).[4]

3.Милетская школа, ее представители. Космологические модели и оформление стиля мышления, ориентированного на материально-вещественный аспект бытия (материалистические истоки философии).

Первая философская школа возникла в г. Милете - прибрежный город, один из центров торговли (7-6 в до н.э.). Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Основная идея милетской школы - единство всего бытия. Эта идея выступала в форме тождественной всем вещам единой материальной основы - первопричины "архе". 

Фалес считал первоосновой воду - "все происходит из воды и все в нее возвращается". Вода в понимании Фалеса - это "физис" (жидкое состояние вещества). Фалес известен не только как философ, но и как ученый - объяснил причину солнечного затмения, разделил год ни 365 дней, измерил высоту пирамид Хеопса. Самый известный тезис Фалеса - "познай самого себя".

Анаксимандр - ученик Фалеса. Написал трактат "О природе". В качестве "архе" Анаксимандр считал "оперон" - "то, что помимо элементов", абстрактное, нечто среднее, промежуточное, беспредельное. Оперон содержит в себе противоположности  - горячее и холодное, сухое и влажное и т.д. Наличие в нем противоположностей позволяет ему порождать различные вещи. Оперон нельзя увидеть. Оперон является вечным (не имеет ни начала ни конца во времени).

Анаксимандр первым предложил немифологическую теорию о возникновении Вселенной и примитивную эволюционную теорию происхождения жизни из воды. В начале всего было Бесконечное начало, которое включало в себя все элементы в смешанном виде. Затем из Бесконечного начала образовались первоэлементы - огонь, вода, земля, воздух.

Анаксимен - ученик Анаксимандра. Считал, что все вещи возникли из воздуха и представляют его модификации благодаря сгущению и разрежению. Воздух - это вещество с противоположными качествами. Он родственен душе человека. "Душа приводит в движение тело человека, а воздух - Вселенную".[5]

Мыслители милетской школы рассматривали в качестве первоначала природу и были монистами (считали, что все возникло из одного начала).

4.Пифагорейская школа: проблема сущности и гармонии, ориентация на логико-рациональное объяснение мира (выделение числа, числовых закономерностей как первоосновы сущего). Попытка сформулировать «прото-понятия»: четное – нечетное, свет – тьма, правое – левое, мужское – женское и др. и на этой основе показать диалектику мира.

Милетским философам, полагавшим первоначалом нечто вещественное или материальное противостоит Пифагор Самосский (с острова Самос), который, как и милетцы, говорил, что нас окружают совершенно различные предметы, но должна быть у этого многообразия единая мировая основа. В чем же она? Все вещи можно посчитать. Понятно, что птица – это не рыба, дерево – не камень и так далее. Но мы всегда можем сказать: две птицы, десять рыб, двадцать деревьев. Числом можно все выразить или описать. Число есть то, что всегда и неизменно присутствует в совершенно различных вещах, является их связующей нитью, единой объединяющей основой, поэтому его можно назвать первоначалом мира. Но число - нематериальная сущность, оно идеально и в этом принципиальное отличие пифагорейского воззрения от милетского. Из всех чисел главным является единица, так как любое другое число есть всего лишь та или иная комбинация единиц.

Каким же образом первоначало мира – число порождает все видимое нами многообразие? Единице, говорит Пифагор, соответствует точка, а двойке – две точки, но через две точки можно провести прямую, таким образом, числу два соответствует прямая; тройке соответствует плоскость, потому что ее можно построить только через три точки, а через четыре строится пространство, которое, следовательно, соответствует четверке. Оно делится на четыре стихии: землю, воду, огонь и воздух, а каждая из них, в свою очередь, - на различные предметы, взаимодействие которых и приводит к бесконечному разнообразию вещей. Это многообразие, таким образом, сводится к четырем стихиям, они – к пространству, пространство – к плоскости, плоскость - к прямой, а прямая к точке, которая является единицей. Получается, что весь мир представляет собой последовательное разворачивание идеальной сущности – Числа; оно же является не чем иным, как свернутым в единство мирозданием.

Как видим, первоначало всего можно было с одинаковым успехом усмотреть как в чем-то материально-вещественном, так и в чем-то идеально-бестелесном, что и сделали первые греческие философы – милетцы и Пифагор, развернув и обосновав два противоположных взгляда на происхождение и устройство мира.

5.Гераклит Эфесский: его натурфилософское и диалектическое учение о движении и развитии, о противоречивости как сущностном состоянии мира. Понятия «Космос», «Логос», как ведущие в гераклитовской философии.

У Гераклита Эфесского, ключевой формулой учения были знаменитые слова: “Всё течет и ничто не становится”. Это высказывание говорит о том, что всё в мире вечно движется и меняется, ничто не пребывает в неизменном состоянии. А если мы что-либо и видим неизменным, то только потому, что не замечаем произошедших изменений. Так, например, дважды нельзя войти в одну и ту же комнату. Почему? Ведь сколько не заходи а нее – всегда одни и те же стены и окна, пол и потолок, столы и стулья. Но это только на первый взгляд. Когда мы заходим в комнату второй раз, там уже совсем другая комбинация молекул воздуха, уже произошли невидимые микропроцессы в веществе, из которого сделаны стены и потолок. Значит, это уже не абсолютно та же самая комната, какая была совсем недавно. Точно так же меняется и все остальное. Да и в нашем собственном организме происходят тысячи неощущаемых нами химических и физических реакций в секунду, и мы сами в каждый момент времени уже не те, что были мгновение назад.

Ничто не стабильно, все движется и меняется и никогда ни на чем не останавливается. Мир, в котором нет ничего устойчивого и постоянного является беспорядочным и хаотичным. Но только таким он и может быть. Вообще изменение и движение – это единственно возможный способ существования мироздания. Хаос мира – это главный его принцип или закон, по-гречески - Логос. Говоря иначе, высший закон всего заключается в том, чтобы оно было хаотичным. Но закон это нечто стабильное и упорядоченное. Получается парадокс: высшая упорядоченность мира заключается во всеобщей беспорядочности или хаотичности. Два противоположные начала – Хаос и Логос, оказывается, тесно друг с другом связаны и являются, как ни странно, тождественными.[6]

Точно так же, говорит Гераклит, и все вещи состоят из противоположностей: мокрое и сухое, теплое и холодное, темное и светлое, день и ночь, расцвет и упадок и т.д. Противоположности борются друг с другом: день, например, это преодоление ночи, весна – победа над зимой, радость – отрицание печали. Борьба противоположных начал и является источником вечного движения и изменения. Если бы противоположностей не было, то ничто не менялось бы, так как любой вещи не на что было бы меняться. Но противоположности не только борются между собой, но еще образуют и единство. Так, например, мокрое – это противоположность сухого. Но почему оно мокрое? Только потому, что когда-то было сухим, намокло и превратилось в мокрое. Получается, что если бы оно не было сухим, то никак не могло бы стать мокрым и наоборот. Или, допустим, существовал бы только день, а ночи не было бы вовсе. Знали бы мы тогда, что такое день? Нет. Мы только потому и знаем, что он такое, потому что есть его противоположность – ночь. Выходит, что противоположности друг без друга не существуют, друг друга дополняют, друг из друга вытекают и друг друга предполагают. Они находятся не только в состоянии вечной борьбы, но еще и пребывают в неизбывном единстве. Эта фундаментальная закономерность мироздания, о которой говорит Гераклит, является главным принципом диалектики – учения о всеобщей связи и вечном изменении вещей.

6.Элейская школа и ее представители. Учение Парменида о Бытии: переход мышления от конкретно-наглядных образов к предельно общим понятиям. Категория Бытия, ее основные характеристики. Разделение знания на чувственное («мнение») и высшее, рациональное («знание по истине»). Умозрительно-спекулятивная конструкция модели бытия как первый шаг к рационализму в философии.

Характерным для элеатов является учение о едином бытии - непрерывном, бесконечном, одинаково присутствующей в каждом элементе действительности. Они впервые поставили вопрос отношения бытия и мышления.

Парменид (7-6 в до н.э.) говорил, что "мыслить и быть - одно и то же". Однако он не считал, что бытие и мышление тождественно. Бытие едино и неподвижно. Любое изменение предполагает уход каких-либо качеств в небытие - поэтому бытие неизменно. Путь истины по Пармениду - путь разума. Чувства вводят человека в заблуждение, поэтому в познании нужно опираться на разум.

Зенон доказывал неподвижность бытия апориями (логическими парадоксами).

Апории Зенона выявляют противоречия, свойственные человеческому сознанию. 

Апория "Летящая стрела": если разделить траекторию движения стрелы на точки, то получается, что в каждой точке стрела покоится.

Все учение элеатов было направлено на на разделение чувственного познания изменяющихся вещей и интеллектуального познания, имеющего особый неизменный предмет (бытие). Открытие этого предмета дает возможность для существования философского и вообще точного доказательного знания.[7]

Элеаты ввели в философию следующие категории (основные операционные единицы философии, предельно общие понятия): бытие, небытие, движение.


Задание третье. Изобразить в схеме итоги выполнения второго задания, выделив общее и различия в натурфилософском мышлении древних греков



№ п/п

Натурфилософские школы

Общее

Различия

1.

Милетская школа

-Фалес

-Анаксимен

Анаксимандр

Задумываясь об устройстве мироздания, милетские философы говорили следующее: нас окружают совершенно различные вещи, причем многообразие их бесконечно, все едино и взаимосвязано. Они стремились вычислить основной принцип мира, все упорядочивающий и объясняющий и назвали его Архэ.

Фалес считал первоосновой воду;

В качестве "архе" Анаксимандр считал "оперон" - "то, что помимо элементов", абстрактное, нечто среднее, промежуточное, беспредельное.

Анаксимен считал, что все вещи возникли из воздуха и представляют его модификации благодаря сгущению и разрежению.

2.

Пифагорейцы

Пифагор Самосский как и милетцы, говорил, что нас окружают совершенно различные предметы, но должна быть у этого многообразия единая мировая основа.

Пифагор – идеалист в отличии от представителей милетской школы. В основу мира он ставит число - идеальный бесформенный объект.

3.

Гераклит

Мир – упорядоченная система, в которой все подобно и основывается на одних и тех же законах.

Гераклит Эфесский - первоосновой всего считал огонь, который "не создан ни людьми, ни богами".

Хаос мира – это главный его принцип или закон

4.

Элейская школа. Парменид

Характерным для элеатов является учение о едином  и взаимосвязанном бытии, как и в концепциях остальных мыслителей

Бытие - непрерывное, бесконечное, одинаково присутствующее в каждом элементе действительности. Они впервые поставили вопрос отношения бытия и мышления.

Бытие едино и неподвижно. Любое изменение предполагает уход каких-либо качеств в небытие - поэтому бытие неизменно.


Задание четвертое. Логические задачи, упражнения, комментарии

Диоген Лаэртский приводит следующие свидетельства современников Гераклита из его философской концепции: « Все составляется из огня и в огонь разрешается. Все совершается по судьбе и слаживается по судьбе взаимной противобежностью». «Все возникает по противоположности и всею целостностью течет как река».

1.Обозначьте характерные черты гераклитовского философствования.

Гераклит Эфесский - первоосновой всего считал огонь, который "не создан ни людьми, ни богами".

Основные идеи Гераклита:

1. всеобщей изменчивости "все течет, все изменяется". Мир динамичен - "нельзя дважды войти в одну и ту же реку";

2. "постоянство в изменении, тождество в перемене, вечность в преходящем";

3. источником движения, изменения является борьба противоположностей;

4. идея меры - обобщена у Гераклита в понятие о логосе, т.е. объективном законе мироздания (разум, порядок, слово);

5. идея релятивности (относительности свойств и качеств вещей). "Прекраснейшая обезьяна безобразна, если ее сравнить с человеком".

2.  В чем их противоположность размышлениям элеатов?

Элейские философы и Гераклит сформулировали два совершенно противоположные понимания мира. Первые говорят о том, что он неизменен, неделим и неподвижен, представляет собой вечную стабильность и абсолютную устойчивость; эфесский же мыслитель, наоборот, утверждает, что мир есть совершенное непостоянство, непреходящее движение, всеобщее изменение и полное отсутствие чего-либо устойчивого.

3. Почему для обозначения состояния мира (движения) Гераклит выбрал       образы «огня» и «реки»?

Потому что образы «огня» и «воды» - постоянно изменяющиеся субстанции, состояние которых, что очевидно, в любой момент времени всегда разное: не бывает двух одинаковых образов огня или бурной реки.

4. Что означает: « Все слаживается по судьбе…»? Как называется эта установка в философии?

Данная позиция обозначает предначертанный путь жизни (путь судьбы) любого существа, т.е. все складывается так, как предначертано «свыше». данная позиция получила в философии название фатализм. Фатализм – вера в судьбу; мировоззрение, согласно которому, все должно свершиться так, как того хочет слепой рок и человек ничего не может изменить в этой судьбе.


Задание пятое. Тестовая проверка знаний

1.Завершите определение:

 «Совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение и понимание мира и места человека в нем, называется мировоззрение».

2. Понятие древнегреческой философии, обозначающее упорядоченность мира:

а. Атом

б. Хаос

в. Космос

г. Бытие

3. Кто из древнегреческих мыслителей стоял у истоков идеалистической традиции в философии?

а. Демокрит

б. Пифагор

в. Гераклит

г. Сократ

4. Что такое философская категория?

а. Обозначение чего- либо

б. Форма «чистого разума»

в.  Понятие, отражающее связь любого типа

г. Понятие, отражающее существенные, универсальные связи и отношения.

5.Какая концепция бытия принадлежала Пармениду?

а. О неизменности Бытия

б. О всеобщей его изменчивости и противоречивости

в.  О том, что основой всякого Бытия являются атомы

г.  Что истина – это идеи, эйдосы.

6.Кого из философов древности называли «отцом диалектики»?

а. Демокрита

б. Сократа

в. Гераклита

г. Фалеса

7.Завершите определение:

«Раздел философии, изучающий проблемы познания, его сущности, возможностей и форм, называется гносеология».

8. Мыслитель, полагавший, что философия должна сделать предметом своих размышлений не Космос и его законы, а человека и его мышление», был:

а. Анаксимен

б. Пифагор

в. Сократ

г. Зенон

9. Кто из мыслителей Древней Греции впервые назвал себя философом?

а. Демокрит

б. Гераклит

в. Пифагор

г. Фалес

10.Соотнесите понятия и философов, которые их используют:

а. Космос   1                                 1.Аристотель

б. Бытие    3                                  2. Демокрит

в. Форма   2                                  3. Парменид

г. Идея   5                                     4. Гераклит

д. Атом  2                                      5. Платон

Список литературы

1.     Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 1: История философии. – М.: Юристъ, 2002.

2.     Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. – История философии. - М.: Просвещение, 2004.

3.     Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 1998.

4.     Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губского. – М.: Инфра-М, 2001.

5.     Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М.: Высшая школа, 2003.

6.     Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002.



[1] Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губского. – М.: Инфра-М, 2001.

[2] Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 1: История философии. – М.: Юристъ, 2002. – с. 79.

[3] Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М.: Высшая школа, 2003. – с. 41.

[4] Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. – История философии. - М.: Просвещение, 2004. – с. 57.

[5] Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002. – с. 101.

[6] Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002. – с. 107.

[7] Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М.: Высшая школа, 2003. – с. 63.