Содержание

Введение. 3

1. Сертификация безопасности и качества туристских услуг (понятие, назначение, виды, законодательная база) 5

2. Организация страхования путешественников. 7

3. Исторические предпосылки развития туризма. 11

Заключение. 16

Список литературы.. 17

Введение

Туризм является одной из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия минувшего и ему пророчат блестящее будущее в столетии грядущем. Согласно прогнозу Всемирной Туристической Организации (ВТО) рост туристической индустрии будет необратим в ХХ1 веке, и к 2020 году количество международных

туристических посещений составит 1,6 биллиона единиц.

Как известно, данная отрасль хозяйства является фундаментальной основой многих развитых и развивающихся стран мира. И по данным все той же ВТО, вклад ее в мировую экономику (валовое производство услуг) оценивается в 3,5 трлн долл., что эквивалентно 10,9% мирового валового внутреннего продукта. Путешествия и туризм обеспечивают свыше 11% международных инвестиций и приносят в казну государств в виде налоговых поступлений 302 млрд долл.

Все это полностью объясняет то, что туризм на сегодняшний день играет одну из главных ролей в мировой экономике и является в настоящее время одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Поэтому вопросы о будущем данной отрасли мирового хозяйства, о ее перспективах и динамике ее развития в наступающем третьем тысячелетии столь важны.

В наши дни передвижение людей в туристских целях охватило все страны земного шара, и благодаря этому контакты между людьми из разных стран стали повседневной реальностью. В результате – туризм является сейчас одним из самых динамично развивающихся видов международного бизнеса. Поэтому интерес к нему предпринимателей очевиден и объясняется рядом факторов. Во-первых, для того, чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется слишком больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые фирмы. И при этом данный вид бизнеса позволяет быстро оборачивать капитал, а также (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных операций.

Естественно, что для высокой эффективности этого вида бизнеса, его рентабельности и прибыльности от занятых в нем людей требуются, прежде всего, компетентность и глубокое понимание международного туризма в целом.

Чтобы преуспеть в туристском бизнесе необходимо хорошее знание международных правовых норм и правил, практики туристского менеджмента и маркетинга, конъюнктуры туристского рынка, но, прежде всего, требуется профессиональная, основанная на потребностях потребителя туристских услуг организация производства и реализации туристского продукта, нужна полная и всесторонняя информированность производителя туристских услуг относительно всего того, что касается клиента, как потребителя этих самых услуг.

И именно поэтому на рубеже веков вопросы о будущем туризма, о спросе на туристические услуги в третьем тысячелетии являются столь волнующими и актуальными. Кто он, турист ХХI века? Каковы его особенности? Каковы факторы и тенденции развития спроса на рынке туризма? И каковы же в целом особенности туризма грядущего тысячелетия?

Безусловно, эти вопросы волновали и волнуют сейчас очень многих, и, конечно же, они не остались без внимания. Они отражены в различных исследованиях специалистов и ученых-футурологов. Данной проблематике посвящены в частности работы Сапруновой В.Б., Сенина П.Б., Нэсбитт Дж. и Эбурдин П. и другие.

Цель работы – рассмотреть особенности организации туризма.

Задачи работы – рассмотреть правила сертификации безопасности и качества туристских услуг; изучить организацию страхования путешественников; рассмотреть исторические предпосылки развития туризма.

1. Сертификация безопасности и качества туристских услуг (понятие, назначение, виды, законодательная база)

Госстандарт России и ЦОС при проведении работ по обязательной сертификации туристских услуг считают необходимым руководствоваться следующим:

работу по сертификации с 1 сентября 2000 года проводить согласно Правилам сертификации работ и услуг в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 05.08.97 № 17 и зарегистрированным в Минюсте России 03.04.98, регистрационный № 1502[1].

Объектами сертификации являются туристские услуги, оказываемые организациями независимо от их организационно - правовой формы и формы собственности.

При сертификации услуг должны проверяться характеристики (показатели) услуг, условий обслуживания и использоваться методы проверок (оценок), позволяющие провести идентификацию услуги, в том числе проверить ее принадлежность к классификационной группировке, соответствие техническим документам (паспорту маршрута, информационно- рекламному проспекту, туристской путевке и пр.), а также полно и достоверно подтвердить соответствие услуг требованиям безопасности, установленным в нормативных документах.

Работы по обязательной сертификации проводить в соответствии с Перечнем туристских услуг и услуг средств размещения, их характеристик и нормативных документов, на соответствие требованиям которых проводится сертификация.

Перечень применяется при подготовке протоколов проверки.

Изменения в область аккредитации вносить при аккредитации организаций в качестве органов по сертификации услуг на новый срок.

При сертификации туристских услуг и услуг средств размещения применяются схемы 2; 4; 5 (нумерация и содержание схем согласно «Правилам сертификации работ и услуг в Российской Федерации»).

В приложении к сертификату соответствия в графе «Дополнительная информация» указывать перечень конкретных услуг, раскрывающих содержание тура.

Оплата работ по обязательной сертификации услуг производится заявителем в порядке, установленном Правилами по сертификации «Оплата работ по сертификации продукции и услуг», утвержденными Постановлением Госстандарта России от 23.08.99 № 44 и зарегистрированными в Минюсте России 29.12.99, регистрационный № 2031.

На основании Правил сертификации работ и услуг в Российской Федерации и перечисленных выше рекомендаций орган по сертификации услуг разрабатывает Порядок проведения сертификации туристских услуг и услуг средств размещения, который утверждает руководитель органа.

Учет и ведение сводной базы данных сертифицированных туристских услуг, услуг средств размещения и исполнителей услуг – держателей сертификатов, а также результатов контроля за сертифицированными услугами проводит Главный вычислительный центр Интуриста в соответствии с Приказом Госстандарта России от 5 июля 2000 г. № 251.

Центрам по стандартизации и метрологии довести настоящее письмо до сведения руководителей органов по сертификации туристских услуг и услуг гостиниц[2].

2. Организация страхования путешественников

По договору страхования застрахованными могут быть как физические, так и юридические лица.

Страховыми случаями являются:

Телесные повреждения, полученные Застрахованным в результате несчастного случая, а также в результате противоправных действий третьих лиц.

Внезапное острое заболевание, угрожающее жизни и здоровью Застрахованного.

Смерть Застрахованного в результате несчастного случая или внезапного заболевания.

Острая зубная боль (стоматологическая помощь при несчастном случае с застрахованным).

Назначение инвалидности Застрахованному в результате несчастного случая.

 Страховыми случаями не являются: заболевание, расстройство здоровья, смерть Застрахованного, наступившие в результате:

Умышленных действий (умышленного преступления) Страхователя и (или) Застрахованного, а также претензии, подаваемые в результате намеренно нанесенных самому себе травм, болезней, алкоголизма, злоупотребления наркотиками или иными веществами, а также подвергания себя неоправданному риску (за исключением попытки спасти жизнь другому человеку), если это не оговорено отдельно.

Ситуация, когда застрахованное лицо проходило курс лечения до начала своей поездки и/или все расходы, о которых идет речь, относились именно к этому лечению или если указанное путешествие было предпринято вопреки совету квалифицированного медика.

Случаев, связанных с психическими заболеваниями или заболеваниями, по поводу которых ранее проводилось лечение.

Ситуации, когда путешествие было предпринято специально с намерением получить лечение.

Выполнения любых форм опасной работы в связи с любым делом, ремеслом или профессией, скачками, автогонками и соревнованиями, профессиональным или организованным спортом, альпинизмом, разумно требующим использования веревок и проводников, спуском в пещеры, прыжками в воду с трамплина, зимним спортом, подводным плаванием с использованием любых дыхательных устройств и любыми формами полетов за исключением совершаемых в качестве пассажира, оплатившего проезд регулярным авиарейсом или лицензированным чартерным перелетом по установленному маршруту (за исключением выезжающих на работу по найму, если выполнение указанных профессиональных функций предусмотрено договором или контрактом).

Облучения Застрахованного источником ядерной энергии, прямо или косвенно подпадающим под понятие ионизирующей радиации.

Военных действий и боевых операций при возникновении войны (в том числе гражданской), террористических актов, восстаний, гражданских волнений и беспорядков.

Нарушения Застрахованным правил техники безопасности при выполнении работ по найму или выполнения работы, не предусмотренной в условиях его контракта с работодателем (для граждан, выезжающих на работу по найму).

Несоблюдения работодателем условий контракта {договора) или вины работодателя (для граждан, выезжающих на работу по найму).

 Предусматривается 3 основных варианта страхования, которым присвоен соответствующий код:

код «А» - оплата медицинских расходов, услуги по медицинской транспортировке, репатриация в случае смерти;

код «В» - все перечисленные выше услуги, а также визит родственника Застрахованного в чрезвычайной ситуации, эвакуация детей Застрахованного, оплата неотложной стоматологической помощи.

код «С» - все перечисленное выше, включая возмещение расходов, связанных с назначением инвалидности Застрахованному, смертью Застрахованного в результате несчастного случая.

 Договор страхования заключается на основании заявления о страховании с предъявлением паспорта Страхователя (Застрахованного). При въезде на работу по найму в заявлении необходимо указать основные условия контракта, место выполнения работы, с какими рисками связана работа. Договор страхования оформляется в виде страхового полиса.

Если Договор страхования досрочно расторгается по требованию Страхователя до указанной в страховом полисе даты начала поездки Страховщик, возвращает Страхователю 100% страхового взноса.

Ответственность Страховщика по заключенным договорам страхования начинается:

а) для граждан, въезжающих из-за рубежа (кроме граждан России и стран СНГ); - с момента уплаты страхового взноса, но не ранее момента пересечения границы России (стран СНГ) или пересечения границы, удаленной на расстояние 100 километров от места постоянного проживания в России;

б) для граждан России и стран СНГ - с момента уплаты страхового взноса.

Договор страхователю вариантам А, В, С вступает силу с момента уплаты страхового взноса. Действие договора страхования прекращается при условии исполнения обязательств Страховщика по Договору страхования в полном объеме, то есть в размере страховой суммы.

При наступлении страхового случая Застрахованный обязан в кратчайший срок информировать о происшедшем Страховщика. После получения информации Страховщик организует Застрахованному услуги медицинской и медико-транспортной помощи и покроет связанные с этим расходы.

Договор страхования прекращается в случаях:

а) истечения срока действия;

б) исполнения Страховщиком своих обязательств по Договору страхования в полном объеме;

в) неуплаты Страхователем страховой премии в установленные Договором страхования сроки;

г) ликвидации Страховщика в порядке, установленном законодательством РФ;

д) принятия судом решения о признании Договора страхования недействительным;

е) в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Договор страхования прекращается до наступления срока, на который он был заключен, если после его вступления в силу возможность наступления страхового, случая отпала и существование страхового случая прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай.

Страхователь вправе отказаться от Договора страхования в любое время, к моменту отказа возможность наступления страхового случая не отпала. При досрочном прекращении договора страхования по данному основанию уплаченная Страховщику страховая премия не подлежит возврату, если договором страхования не предусмотрено иное.

В случае смерти Застрахованного по Договору, в котором не указан иной Выгодоприобретатель, Выгодоприобретателями признаются наследники Застрахованного.

Все споры, вытекающие из условий Договоров страхования разрешаются путем переговоров, а при недостижении согласия - в установленном законодательством Российской Федерации порядке[3].

3. Исторические предпосылки развития туризма

Возникновение туризма на обширной территории нашей страны уходит корнями в древние времена и средневековье. Историю развития туризма в России вполне можно соотнести с периодизацией истории мирового туризма, добавив к этому деление внутри некоторых этапов на определенные подэтапы с учетом специфики развития экономики России.

Первый этап – предыстория российского туризма.

Географическое положение России, расположенной в центре пересечения торговых путей между Западом и Востоком, с древнейших времен обеспечивало устойчивые международные связи, являвшиеся основой различного рода контактов. С принятием христианства эти контакты еще больше укреплялись за счет приезжавших из Византии представителей церкви, переводчиков, переписчиков книг и т.д., расширялись торговые связи. Русские купцы имели свои торговые ряды в самых разных странах. Многочисленные паломники совершали путешествия к святым местам.

Началом организованного туризма многие считают тур, устроенный В. Геншем, который в декабре 1777 г. в «Московских ведомостях» опубликовал приглашение «План приемлемого путешествия в чужие края, сочиненный по требованию некоторых особ содержателем благородного пансиона». Россиянам предлагалось принять участие в групповой поездке в страны Западной Европы.

Молодые дворяне могли совершить поездку в один из немецких, итальянских и французских университетов, после чего предполагалось проехать по маршруту через Швейцарию, Италию и Францию для знакомства с искусством этих стран и постановкой фабричного дела. Каждый из участников оплачивал путешествие в соответствии с контрактом.

Это объявление – одно из первых проявлений организованной туристской деятельности в XVIII в.

Прообразом турфирмы, специализирующейся на обслуживании туристов в России, называют «Акционерное общество Иматры», зарегистрировавшее свой устав 28.02.1871 г., одобренный Александром II .

К концу XVII в. относится появление в России первых путеводителей, интерес к которым указывает на то, что путешествия, особенно в столицы – Санкт-Петербург и Москву, становятся характерной чертой быта состоятельных граждан России.

Выпущенный в Петербурге в 1779 г. путеводитель «Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его, с 1703 по 1751 год», был написан библиотекарским помощником Академии наук и архивариусом А. Богдановым. Этот путеводитель содержал сведения об истории, архитектуре, коллекциях, хранящихся в различных зданиях, и его в соответствии с современными понятиями вполне можно назвать туристским.

Отличительными чертами первого этапа развития туризма в России являлись:

а) примитивизм средств передвижения;

б) путешествие не самоцель, а необходимое условие и средство достижения собственно цели, как-то: торговые дела, расширение образовательного кругозора, лечение, паломничество;

в) элитарность путешествия.

Важнейшую роль в развитии туризма на втором этапе сыграло развитие транспорта.

Развитие туризма на этом этапе связано в значительной степени с расширяющимся экскурсионным движением. Идея организации экскурсий для молодежи была настолько популярна, что нашла свое отражение в школьных уставах.

Дальнейшее развитие туризма связано с созданием своего рода досуговых объединений – «Тифлисский альпинистский клуб», «Крымский горный клуб», «Общество велосипедистов-туристов», «Российское общество туристов» и т.д., значительно развивших туристический бизнес в России.

Третий этап – начало становления массового туризма[4].

Международная и внутриполитическая обстановка в этот период (1-я мировая война, экономическая депрессия, 2-я мировая война, а внутри России – февральская и Октябрьская революции, гражданская война) оказала негативное влияние на развитие туризма, но именно в этот период происходит мощный расцвет массового туризма в России.

На втором этапе развития туризма в России в 1936 г. происходит реорганизация всей системы туризма в стране, внедрение новых организационных форм управления. 17.01.1936 ЦИК принял постановление «О ликвидации ВОПТЭ» и возложил руководство над работой в области туризма и альпинизма на Всесоюзный Совет физической культуры при ЦИК СССР. В том же году было создано Туристско-экскурсионное управление (ТЭУ).

В 1962 г. на базе ТЭУ создается система советов по туризму, которая позволила значительно расширить масштабы туристско-экскурсионного движения в стране.

Учрежденные Центральный совет по туризму и Советы туристов на местах должны должны были работать на принципах коллегиальности и широкого привлечения общественного актива.

Реорганизация нарушила выработанные годами тесные контакты низовых секций с Федерацией.

К этому времени в стране сложились пять крупных систем, занимающихся туристско-экскурсионным делом: профсоюзный туризм (ЦСТиЭ при ВЦСПС); «Интурист» (Управление с 1964 г., а с 1983 – Госкомитет по иностранному туризму при Совмине СССР); молодежный туризм (БММТ «Спутник» при ЦК ВЛКСМ); военный туризм (Управление по туризму и экскурсиям Минобороны СССР) и детский туризм (ЦДЭТС Минпросвещения СССР с разветвленной системой внешкольных учреждений).

Важным направлением деятельности в начале 80-х годов явились исследование туристско-экскурсионных возможностей краев, областей, республик и разработка перспективных схем развития туризма в отдельных регионах.

Центральные туристские курсы в 1981 г. были преобразованы в Институт повышения квалификации туристско-экскурсионных работников.

Данный период развития туризма в стране характеризуется преимущественно экстенсивным развитием внутрисоюзного туризма в СССР, а также дальнейшими изменениями в структуре управления.

Туризм в этот период был связан с деятельностью профсоюзов и имел ярко выраженную идеологическую направленность. Так, важной формой идейно-политического воспитания считались Всесоюзный поход комсомола и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы и Всесоюзная туристская экспедиция советской молодежи «Моя Родина – СССР».

Руководство молодежного туризма решало пропагандистские задачи, а профсоюзы – социальные.

Социальный туризм дотировался. Профсоюзные путевки предоставлялись с большой скидкой. Потребитель, получая почти бесплатную путевку, не обращал внимания на содержание предоставляемого ему досуга и на плохой уровень обслуживания. Туристские предприятия не были заинтересованы в улучшении качества предоставляемых услуг, т.к. это не влияло на результаты деятельности. По объему реализации туристских услуг бывший СССР занимал 20 место среди двадцати четырех европейских государств – членов Всемирной туристской организации.

В России до начала 90-х годов, несмотря на постоянный количественный рост основных показателей сферы туризма, перехода к новому качеству не происходило. Экстенсивное развитие требовало стандартизации в предоставлении услуг, что не позволяло перейти от массового конвейерного к дифференцированному туризму. Это дает основание говорить о том. Что третий этап развития туризма в России закончился в конце 80-х. С этого времени в связи со сменой политического курса страны, а затем переходом к новым экономическим условиям начинается новый этап в развитии туризма, который имеет свои специфические черты[5].

Заключение

Итак, обобщая все вышесказанное, необходимо отметить, что по прогнозам специалистов и в третьем тысячелетии рост туристической индустрии будет необратим и быстрые темпы развития данной отрасли мировой экономики будут сохраняться. И это вполне объяснимо, особенно учитывая тот факт, что на данном этапе своего развития человеческое общество трансформировалось из общества производительности и благосостояния в «общество свободного времени», поэтому путешествия и туризм для огромного количества жителей нашей планеты стали категориями важными. Незаменимыми и неотъемлемыми от самых необходимых условий жизни.

В то же время спрос на туристические услуги будет претерпевать некоторые изменения, что связано с появлением нового типа потребителя на рынке туризма. Турист будущего высоко информирован и образован, он очень требователен и привередлив, мобилен и индивидуален, он стремится жить полной жизнью и получить от этой жизни массу всевозможных впечатлений, он избалован изобилием предлагаемых ему товаров и услуг, он непостоянен и жаждет разнообразия, удовольствий и развлечений.

Таким образом, туризм XXI века – это прежде всего туризм, ориентированный на клиента, как потребителя туристических товаров и услуг. Успешный и прибыльный туристический бизнес будущего – это бизнес, основанный на знании международных правовых норм и правил, туристического менеджмента и маркетинга, конъюктуры туристического рынка, на полном и всестороннем знании потребностей и запросов туриста. Это компетентность и профессионализм в организации производства, продвижения и реализации туристических продуктов и услуг.

Список литературы

1.             Дурович А.П., Копанев А.С. Маркетинг в туризме. М.: «Экономпресс»,1998.

2.             Ердавлетов С.Р. Основы географии туризма. М.: ИНФРА-М, 2004.

3.             Карпова Г.А., Быков А.Т., Воронцова М.Г., Натаров М.В., Никифоров В.И., Яковенко Г.В., Воловода А.В., Рохмалева О.В. Сфера туризма: этапы развития, экономика и управление. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

4.             Папирян Г.А. Экономика туризма. М.: «Финансы и статистика», 1998.

5.             Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес. М.: «Экспертное бюро – М»,1997.


[1] Папирян Г.А. Экономика туризма. М.: «Финансы и статистика», 1998. С. 175.

[2] Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес. М.: «Экспертное бюро – М», 1997. С. 299.

[3] Дурович А.П., Копанев А.С. Маркетинг в туризме. М.: «Экономпресс», 1998. С. 109-110.

[4] Карпова Г.А., Быков А.Т., Воронцова М.Г., Натаров М.В., Никифоров В.И., Яковенко Г.В., Воловода А.В., Рохмалева О.В. Сфера туризма: этапы развития, экономика и управление. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 24-28.

[5] Ердавлетов С.Р. Основы географии туризма. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 14-18.