СОДЕРЖАНИЕ
Ситуация 1. 2
Ситуация 2. 6
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 10
Ситуация 1
Известна следующая информация о положении дел в организации:
АКТИВЫ (по состоянию на 30.09.2004 г.), тыс. руб.:
1) Основные средства – 100 000;
2) Запасы товаров – 63 600;
3) Дебиторская задолженность, срок погашения которой до 12 мес. – 10 000;
4) Денежные средства – 12 000.
Текущих обязательств – нет.
Предполагаемый объем реализации, в тыс. руб.:
сентябрь |
40 000 |
октябрь |
48 000 |
ноябрь |
60 000 |
декабрь |
80 000 |
январь |
36 000 |
Способ реализации следующий: объем продаж в кредит составляет 25 % от общего объема (75 % за наличные или через банк). Предполагаем, что вся задолженность по реализации в кредит погашается в течение 30 дней с момента реализации. Например, на 30.09.2004 г. как дебиторская задолженность будет отражен результат от реализации в кредит за сентябрь (25 % от 40000 тыс. руб.)
Валовая прибыль в среднем составляет 30 % от объема реализации.
Расходы: заработная плата работников – 15 % от ежемесячного объема реализации; аренда помещения – 5 %; все другие расходы, исключая амортизацию – 4 %. Предполагается, что выплаты по этим расходам имеют место каждый месяц. Расходы на амортизацию составляют 1000 тыс. руб. ежемесячно.
Закуп: запасы фирмы поддерживаются на уровне не менее 30 000 тыс. руб. Политика организации – закуп дополнительного количества товаров, в размере, необходимом для обеспечения 70 % от объема реализации следующего месяца. Условия закупок – 2/10, n/30 (если кредит оплачивается в течение 10 дней с момента предоставления, то предоставляется скидка 2%, притом, что платеж должен произойти в течение 30 дней). Предполагается, что все платежи по закупкам осуществляются в месяц закупки и используются все скидки.
В октябре на приобретение комплектующих расходуется 600 тыс. руб., в ноябре – 400 тыс. руб. (рассматриваются как основные средства).
Минимальный остаток денежных средств должен составлять не менее 8000 тыс. руб. Предполагается, что все займы делаются в начале месяца (сумма кратна тысяче), а все выплаты в конце месяца, определенного для возврата. Процентная ставка за пользование кредитом – 18 % годовых.
Требуется: на основе предоставленной информации заполнить бюджеты.
Таблица 1. Бюджет ежемесячных поступлений денежных средств
Показатели |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
Общий объем продаж |
40000 |
48000 |
60000 |
80000 |
Продажи в кредит |
10000 |
12000 |
15000 |
20000 |
Продажи за наличные |
30000 |
36000 |
45000 |
60000 |
Поступление средств |
30000 |
46000 |
57000 |
75000 |
-от продажи за наличные |
х |
36000 |
45000 |
60000 |
-дебиторская задолженность |
х |
10000 |
12000 |
15000 |
Таблица 2. Бюджет ежемесячных выплат по закупкам
Показатели |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
всего |
Закупки |
42000 |
56000 |
25200 |
123200 |
Скидки |
840 |
1120 |
504 |
2464 |
Выплаты |
41160 |
54880 |
24696 |
120736 |
Таблица 3.Бюджет общих и ежемесячных выплат за операционные (текущие) расходы
Показатели |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
всего |
Заработная плата, 15% |
7200 |
9000 |
12000 |
28200 |
Аренда помещения, 5% |
2400 |
3000 |
4000 |
9400 |
Другие расходы, 4% |
1920 |
2400 |
3200 |
7520 |
Всего |
11520 |
14400 |
19200 |
45120 |
Таблица 4. Бюджет общих ежемесячных выплат
Показатели |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
всего |
Закупки |
41160 |
54880 |
24696 |
120736 |
Текущие расходы |
11520 |
14400 |
19200 |
45120 |
Стоимость комплектующих |
600 |
400 |
- |
1000 |
Всего |
53280 |
69680 |
43896 |
166856 |
Таблица 5. Бюджет поступлений и выплат денежных средств
Показатели |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
всего |
Поступления |
46000 |
57000 |
75000 |
178000 |
Выплаты |
53280 |
69680 |
43896 |
166856 |
Увеличение денежных средств |
- |
- |
31104 |
31104 |
Уменьшение денежных средств |
7280 |
12680 |
- |
19960 |
Таблица 6. Финансовые потребности
Показатели |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
всего |
Начальное сальдо |
12000 |
8720 |
8040 |
28760 |
Увеличение денежных средств |
- |
- |
31104 |
31104 |
Уменьшение денежных средств |
7280 |
12680 |
- |
19960 |
Положение до привлечения дополнительных финансов |
4720 |
-3960 |
23064 |
23824 |
Потребность в финансировании |
4000 |
12000 |
1500 |
17500 |
Выплата основной суммы кредита |
- |
- |
16000 |
16000 |
Выплата процентов за пользование кредитом |
- |
- |
541 |
541 |
Конечное сальдо |
8720 |
8040 |
8023 |
24783 |
Расчет процентов за пользование кредитом за три месяца (октябрь, ноябрь, декабрь) = (4000 * ((31+30+31)/366) *0,18) + (12000 * ((30+31)/366) *0,18) = 541 тыс. руб.
Таблица 7. Прогнозный отчет о прибылях и убытках за 4 квартал 2004 г. (тыс. руб.)
Доход от продаж |
|
228000 |
- за наличные |
|
171000 |
- в кредит |
|
57000 |
Закупки |
120736 |
|
Минус конечный запас |
(30000) |
(90736) |
Валовая прибыль |
|
68400 |
Минус накладные расходы |
|
|
Заработная плата |
28200 |
|
Аренда помещения |
9400 |
|
Операционные расходы |
7520 |
|
Амортизация |
3000 |
|
Возврат кредита |
16000 |
|
Оплата процентов за кредит |
541 |
(64661) |
Нераспределенная прибыль |
|
3739 |
Таблица 8. Прогнозный баланс на 31.12.2004 г. (тыс. руб.)
Основные средства |
101000 |
Капитал |
125800 |
Минус амортизация |
3000 |
Нераспределенная прибыль |
3739 |
|
98000 |
Краткосрочные обязательства: |
|
Оборотные средства: |
33039 |
Займы и кредиты |
1500 |
Запасы |
10016 |
|
|
Дебиторы |
15000 |
|
|
Денежные средства |
8023 |
|
|
Итого: |
131039 |
|
131039 |
Выводы:
Бюджетирование в общем виде можно представить как информационную систему внутрифирменного, корпоративного управления с помощью определенных финансовых инструментов, называемых бюджетами.
Бюджет – это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый для определенного периода, обычно показывающий определенную величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходов, которые должны быть понижены в течение этого периода, а также капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели.[1]
Бюджет является количественным и стоимостным выражением планов деятельности и развития организации, координирующим и конкретизирующим в цифрах проекты руководителей.[2]
Бюджетирование непосредственно связано с управлением и управленческим учетом, является его составной частью. Экономически эффективная деятельность организации возможна только в том случае, если она имеет четко заданные достаточно напряженные, но реальные для выполнения стоимостные параметры затрат и результатов. Бюджетирование – это процесс определения таких параметров, планирования движения ресурсов по предприятию на заданный будущий период времени. Когда параметры заданы, необходим учет и контроль их исполнения, составляющий основу управленческого учета и анализа.[3]
Сущность бюджетирования состоит в разработке взаимосвязанных планов производственно-финансовой деятельности предприятия и его подразделений исходя из текущих и стратегических целей функционирования, контроля за выполнением этих планов, в использовании корректирующих воздействий на отклонения от параметров их исполнения. В информационном отношении – это система, интегрирующая результаты процессов планирования, учет, контроля и анализа стоимостных показателей деятельности организации.[4]
Коммерческий бюджет, формируемый для центра дохода, лежит в основе составления главного бюджета, так как он оказывает влияние на все бюджеты, входящие в систему. Этот бюджет включает доходы от реализации продукции и услуг. Бюджет продаж – обязательство менеджера центра ответственности предпринять необходимые действия для достижения желаемого результата, в том числе и объема продаж.
Бюджет производственных затрат формируется на основе производственной программы, которая составляется в физических единицах измерения с учетом степени использования производственных мощностей либо с учетом запланированных проа и обеспечения необходимого уровня запасов готовых изделий.
Бюджет закупок материальных ресурсов занимает важное место в системе бюджетирования, так как он связан со значительным расходованием денежных средств и существенно влияет на эффективность производства или сбыта.[5]
Ситуация 2
Директорат фирмы собрался на совещание, чтобы рассмотреть предложенный отчет о прибылях и убытках на 2000-2001 гг., который состоит из фактических данных за 10 уже завершившихся месяцев по январь 2001 г. и оценок для двух последних месяцев финансового года (февраль-март 2001 г.).
Показатели |
тыс. руб. |
Выручка от реализации |
10000 |
Себестоимость реализации |
6000 |
Валовая прибыль |
4000 |
Коммерческие расходы |
1500 |
Управленческие расходы |
1000 |
Прибыль до налогообложения |
1500 |
После обсуждения информации, предоставленной финансовым директором, директорат согласился внести в смету следующие изменения:
- на 30% увеличить число реализуемых единиц;
- на 20% увеличить затраты на единицу материала;
- на 5% увеличить расходы на труд основных работников на единицу продукции;
- на 10% увеличить переменную составляющую в косвенных расходах на единицу продукции;
- на 5% увеличить косвенные постоянные расходы;
- на 8% увеличить реализационные расходы, понесенные только в результате увеличения объема реализации;
- на 6% увеличить административные расходы, что объясняется не столько ожидаемым увеличением объема реализации продукции, сколько планируемым возрастанием заработной платы работников.
Увеличение объема реализации означает значительное продвижение к привлекательной целевой рыночной доле, которая была задана в стратегическом фирмы по настоянию маркетолога. Несмотря на изменения в объеме, ожидается, что за счет повышения эффективности планирования, поставок и обработки материалов и отправки готовой продукции товарно-материальные запасы в следующем году изменяться незначительно.
Составляющие производственной себестоимости единицы продукции в 2000-2001 гг. по материалам, труду основных работников, накладным расходам находились в соотношении 3:2:1. В 2000-2001 гг. 40000 руб. производственных накладных расходов носили постоянный характер. Объем произведенной продукции в 2001 г. составил 11538 единиц.
Директор фирмы установил целевую прибыль до выплаты налогов на 2001-2002 гг. в размере 2 000 000 руб. Директорат считает, что целевую прибыль достичь будет очень сложно.
Маркетолог обеспокоен тем, что установление краткосрочной целевой прибыли окажет отрицательное воздействие на последовательное завоевание постоянной рыночной доли, так как для достижения этой прибыли придется повысить цену товара. При доминировании фирмы на рынке хотя бы в ближайшие два года, основные конкуренты вынуждены будут уйти с рынка и после этого фирма сможет эффективно управлять рынком в своих интересах. Имеется мнение, что необходимо рассчитать, сколько единиц нужно продавать по старой цене, чтобы выйти на целевую прибыль и после этого проверить достаточность производственных мощностей.
По мнению начальника производственного отдела объем производства может быть повышен только до 150 000 ед. в год, но у него имеются сомнения относительно возможности поддержания такого темпа в течение длительного времени. Он считает, что необходимо инвестирование в дополнительные мощности. Кроме того он высказал сомнения по поводу объемов реализации, так как по его мнению, фирма сможет реализовать только 20 000 дополнительных ед. в год – в лучшем случае или 10 000 ед. при более пессимистическом прогнозе. Финансовый директор считает, что директор фирмы хочет повысить краткосрочную прибыль из-за того, что это поможет фирме получить требуемое финансирование, при помощи которого будет легко соперничать с конкурентами.
Необходимо: написать отчет для директората по вопросам финансовых последствий реализации различных предложений и дать рекомендации о том, какую цену должна установить фирма на следующий год и в более долгосрочной перспективе. В отчете следует указать:
1. цену реализации, которая необходима, чтобы получить целевую прибыль;
2. число единиц продукции, которое пришлось бы реализовать по прежней цене и плановым затратам, чтобы получить целевую прибыль, и показать, является ли это число реально достижимым;
3. какая была бы прибыль, если цена реализации, вычисленная в п. 1, была бы принята, затраты плановые, однако объем реализации продукции вырос бы только на 10% или в лучшем случае на 20%;
4. любые другие факторы, которые по вашему мнению, следует учесть при принятии решения о цене, устанавливаемой на следующий год, такие как, любые изменения рисков, связанных со структурой типа затраты-объем–прибыль, которую вы предлагаете; зависимость между краткосрочными и долгосрочными ценами, а также взаимосвязь меду политикой закупок, финансовыми решениями и ценообразование.
Показатели |
Данные |
Плановые данные |
При прежней цене и плановым затратам |
Цена=75,42, затраты плановые, объем реализации вырос на 10% |
Выручка от реализации |
10000 |
11313 |
11313 |
9573 |
Себестоимость реализации |
6000 |
6633 |
6633 |
6633 |
Валовая прибыль |
4000 |
4680 |
4680 |
2939 |
Коммерческие расходы |
1500 |
1620 |
1620 |
1620 |
Управленческие расходы |
1000 |
1060 |
1060 |
1060 |
Прибыль до налогообложения |
1500 |
2000 |
2000 |
259 |
Показатели |
Данные |
Изменения в месте |
Плановые данные |
При прежней цене и плановым затратам |
Цена=75,42, затраты плановые, объем реализации вырос на 10% |
Выручка от реализации, в т.ч. |
10000 |
|
11313 |
11313 |
9573 |
Объем реализованной продукции, тыс. ед. |
115,385 |
увеличивается на 30% |
150,000 |
130,530 |
126,924 |
Цена реализованной продукции, руб. |
86,67 |
|
75,42 |
86,67 |
75,42 |
Себестоимость реализации в т.ч. |
6000 |
|
6633 |
6633 |
6633 |
Объем реализованной продукции, тыс. ед. |
115,385 |
увеличивается на 30% |
150 |
130,530 |
126,924 |
Затраты в т.ч. |
|
|
|
|
|
на единицу материала |
2000 |
увеличивается на 20% |
2400 |
2400 |
2400 |
на труд работников на ед. продукции |
1333 |
увеличивается на 5% |
1400 |
1400 |
1400 |
прочие переменные затраты |
667 |
увеличивается на 10% |
734 |
734 |
734 |
постоянные затраты |
2000 |
увеличивается на 5% |
2100 |
2100 |
2100 |
Валовая прибыль |
4000 |
|
|
|
2939 |
Коммерческие расходы |
1500 |
увеличивается на 8% |
1620 |
1620 |
1620 |
Управленческие расходы |
1000 |
увеличивается на 6% |
1060 |
1060 |
1060 |
Прибыль до налогообложения |
1000 |
2000 |
2000 |
2000 |
259 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аврова И.А. Управленческий учет. – М.: Бератор-Пресс, 2003. – 176 с.
2. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ОМЕГА-Л, 2003. – 527 с.
3. Ермакова Д. Управленческий учет как информационная система // Экономический анализ. – 2004. - № 7. – С. 57-59.
4. Ивашкович В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник. – М.: ЮРИСТ, 2003. – 618 с.
5. Каверина О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 352 с.
6. Управленческий учет: Учеб. пособие / Под ред. А.Д. Шеремета. – 2-е изд., испр. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2002. — 510 с.
[1] Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ОМЕГА-Л, 2003. – с. 325.
[2] Управленческий учет: Учеб. пособие / Под ред. А.Д. Шеремета. – 2-е изд., испр. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2002. — с. 248.
[3] Аврова И.А. Управленческий учет. – М.: Бератор-Пресс, 2003. – с. 103.
[4] Ермакова Д. Управленческий учет как информационная система // Экономический анализ. – 2004. - № 7. – С. 57.
[5] Ивашкович В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник. – М.: ЮРИСТ, 2003. – с.459-460.