Содержание


Введение. 3

1. Сущность потребительской кооперации: теоретические основы.. 4

2.  Исследование практических  аспектов влияния  потребительской  кооперации на развитие местных региональных  рынков. 8

2.1. Товарное предложение на местных и региональных рынках, источники  его формирования  и  роль потребительской кооперации. 8

2.2. Характеристика услуг, предоставляемых потребительской кооперацией на региональных и местных рынках. 13

2.3. Роль потребительской кооперации в формировании продовольственных ресурсов. 15

3. Практические аспекты развития  роли потребительской кооперации в   региональном потребительском рынке города Новаосибирска. 20

Заключение. 27

Список литературы.. 28















Введение

В соответствии с концепцией развития потребительской кооперации РФ на период до 2010 года главным звеном в реализации хозяйственных и социальных задач потребительской кооперации призвана стать розничная торговля, включающая сеть универсамов, универмагов, магазинов, павильонов, киосков и т.д.

Предприятия розничной торговли должны стать центрами кооперативных участков, осуществлять, наряду с торговой, заготовительную и другие виды деятельности, осваивать и внедрять новые виды услуг и коммуникаций. В этих условиях повышается роль и значимость руководителей розничных торговых предприятий. Они призваны стать профессиональными менеджерами, умело управлять товарными ресурсами, обеспечивать их сохранность, изыскивать резервы повышения эффективности хозяйственной деятельности, вести активную работу с пайщиками и населением обслуживаемого региона (местности).

Возникновение  потребительской  кооперации  как  особой  формы  объединения  людей,  разновидности  субъектов  хозяйствования  стало  своего  рода  ответом  на  вызовы  реальности  определенного  исторического  этапа.  В  общем  смысле  кооперация  была  призвана  обеспечить  существование  интересов  части  населения  в  условиях  рыночной  экономики.  Поэтому  определение  конкретного  перечня  и  содержания социально-экономических функций потребительской кооперации  может  быть  осуществлено  исходя  из  сущности  кооперации,  а  также  на  основе  интересов  различных  групп  пайщиков  и  обслуживаемого  населения.

Исследование вопросов развития потребительской кооперации через призму  местных и региональных рынков сегодня является весьма актуальным направлением. Целью данной работы является исследование  роли потребительской кооперации в развитии местных региональных рынков.



1. Сущность потребительской кооперации: теоретические основы

Целесообразно  попытаться  сформулировать  перечень  социально-экономических  функций  потребительской  кооперации  исходя  из  интересов  как  пайщиков,  так  и  тех,  кого  обслуживают  ее  организации  и  предприятия.  Прежде  всего  необходимо  разграничить  экономические  и  социальные  интересы,  а  также  определить  их  взаимосвязь  и  взаимовлияние [4, с. 189]. 

Экономические  интересы  пайщиков  потребкооперации  и  обслуживаемого  ею  населения  выражается  в  том,  насколько  велика  реальная  отдача  от  тех  затрат,  которые  связаны  с  той  или  иной  формой  причастности  конкретного  лица  к  деятельности  кооператива.

Что  касается  социальных  интересов  пайщиков  и  обслуживаемого  населения,  то  они  не  связаны  непосредственно  с  конкретной  экономической  выгодой.  Вместе  с  тем  очевидно,  что  без  надлежащего  экономического  обеспечения  невозможна  реализация  никаких  целей  деятельности  человека. Зачастую  под  социальными  функциями  и  социальной  деятельностью  понимают  некую  благотворительность,  безвозмездное  субсидирование  каких-либо  сфер  жизни  общества.  Иногда  предполагают,  что  социальный  интерес  от  деятельности    какого-либо  субъекта   хозяйствования  исключает  получение  прибыли  в  результате  деятельности.  Нам  представляется,  что  социальный  интерес  –  это  выражение  стремления  человека  в  любой  ситуации  сохранять  относительно  устойчивое,  достойное  положение  в  обществе,  пользоваться,  по  крайней  мере,  минимумом  тех  материальных  и  духовных  благ,  которые  может  ему  предоставить  современная  цивилизация.  Иначе  говоря,  чисто  экономическая  целесообразность  не  всегда  может  определять  возможность,  а  также  количественный  и  качественный  уровень  доступа  к  тем  или  иным  материальным,  а  также  духовным  благам.

К  экономическим  интересам,  помимо  обеспечения  надлежащего  качества  товаров,  можно  было  бы  отнести  и  должное  обеспечение  их  ассортимента  с  учетом  свойств  контингента  пайщиков  и  обслуживаемого  населения  определенной  местности.  Интересы  пайщиков-сохозяев  должны  состоять  не  только  в  формальном  обладании  права  владения,  распоряжения  собственностью,  но  и  в  том,  как  эти  права  реализуются,  какую  материальную  выгоду  приносят.

Основой  формирования  социально-экономических  функций  кооперации  являются  не  только  интересы  пайщиков,  но  и  свойства  самой  кооперации  как  особой  формы  хозяйственной  и  общественной  деятельности.  Эти  свойства  наиболее  адекватно  выражены  в  ценностях  и  принципах  кооперативного  движения.  Ценности  кооперации,  т.е.  краеугольные  идеи,  на  которых  она  изначально  строилась,  которые  отражают  ее  общечеловеческое  и  временное  значение,  имеют  непреходящий  смысл  и  вот  уже  на  протяжении  двух  столетий  остаются  неизменными.  К  их  числу  принято  относить  взаимопомощь,  взаимную  ответственность,  демократию,  равенство,  справедливость,  солидарность,  честность,  открытость,  социальную  ответственность  и  заботу  о  других [3,с . 111].

Кооперативные  принципы,  в  отличие  от  ценностей,  являются  конкретизированными  идеями,  использующимися  в  качестве  основополагающих  в  политике,  руководстве  и  осуществлении  кооперативной  деятельности.

В  ходе  более  150-летней  истории  потребительской  кооперации  рыночного  типа  ее  принципы  претерпели  определенные  изменения,  однако  их  изначальная  сущность  сохранилась. 

Очевидно,  что  принципы  кооперации  в  обобщенном  виде  отражают  ее  экономические  и  социальные  функции.  Еще  одной  формой  выражения  свойств  кооперативов  являются  их  уставы,  где  конкретно формулируются цели, задачи, объект и предмет деятельности.

Сформулируем  систему  экономических  и  социальных  функций  потребительской  кооперации  на  макро–  и  микроуровне.

Экономические  функции  кооперативов  потребительского  типа  на  микроуровне  выражают  прежде  всего  интересы  и  цели  пайщиков  и  обслуживаемого  населения.  К  числу  этих  функций  можно  отнести  следующие [2, с. 190]:

1.   Удовлетворение  потребностей  пайщиков  и  обслуживаемого  населения  в  товарах  через  кооперативную  торговлю  на  более  выгодных  условиях,  чем  через  торговые  предприятия  других  секторов  экономики.

2.   Обеспечение  приемлемых  для  пайщиков  и  обслуживаемого  населения  ассортимента  и  качества  товаров.

3.   Обеспечение   пайщиков  и  обслуживаемого  населения  комплексом  бытовых  и  иных  услуг  на  относительно  выгодных  для  них  условиях.

4.   Создание  благоприятных  хозяйственно-экономических  условий  для  эффективного  производства  и  сбыта  произведенной  пайщиками  и  обслуживаемым  населением    сельскохозяйственной  и  иной  продукции.

К  экономическим  функциям  потребительских  кооперативов  на  макроуровне  следует  относить  те,  которые  оказывают  определенное  воздействие  на  положение  в  экономике  в  целом,  формируют  макроэкономические  показатели  и  пропорции.  Макроэкономическими  функциями  потребительской  кооперации  являются:

1.   Удовлетворение  потребностей  в  торговом  и  ином  обслуживании  пайщиков,  относящихся  к  социально  незащищенным  группам,  на  льготных  для  них  условиях.

2.   Организация  обслуживания  населения  так  называемых  «неперспективных  населенных  пунктов»,  где  торговая  и  иная  экономическая  деятельность  носит  заведомо  убыточный  характер.

3.   Безвозмездная  материальная  и  иная  помощь  пайщикам  в  чрезвычайных  ситуациях.

4.   Удовлетворение культурных  потребностей  пайщиков  и  населения.

Применительно  к  кооперации  экономические  и  социальные  функции  представляют  собой  две  стороны  одного  явления.  При  отсутствии  реализации  первых  не  может  идти  речь  о  целесообразности  существования  кооперативов,  ибо  их  в  этом  случае  кто-то  должен  содержать,  а  само  их  создание  теряет  смысл.  Если  же  в  деятельности  кооперативной  организации  отсутствует  социальная  направленность,  то  существовать  они,  конечно  же,  смогут,  однако  в  этом  случае  их  нельзя  считать  кооперативами,  а  следует  отнести,  исходя  из  реальных  свойств,  к  какому-то  другому  сектору  экономики.















2.  Исследование практических  аспектов влияния  потребительской  кооперации на развитие местных региональных  рынков

2.1. Товарное предложение на местных и региональных рынках, источники  его формирования  и  роль потребительской кооперации

Величина предложения товаров и услуг на потребительском рынке определяется как масса товаров и услуг, которые произведены, поставлены на рынок и предназначены для продажи. Она зависит от следующих параметров:

1) p – цена товара или услуги на рынке,

2) pr – цена на ресурсы, используемые в производстве данного товара или услуги,

3) Tech - уровень технологии, влияющий на величину затрат на производство данного товара,

4) pgr - цена на товар, производимый из тех же ресурсов, что и данный товар,

5) exp - ожидания производителей относительно состояния рынка в будущем.

Все параметры функции предложения оказывают влияние не только на величину предложения, но и на конкурентоспособность производителей

Товарное предложение на потребительском рынке осуществлялось за счет следующих источников:

- производства потребительских товаров на специализированных предприятиях;

- сельскохозяйственной продукции производимой совхозами, колхозами и частично закупаемой у населения;

- организации производства непродовольственных товаров народного потребления как дополнительной продукции на предприятиях других отраслей промышленности;

- ввоза в республику потребительских товаров из других союзных республик и зарубежных стран.

В настоящее время предложение товаров осуществляется на основе поставки товаров на потребительский рынок в соответствии с контрактными договорами об условиях купли-продажи товара и складывается из [6, с. 231]:

- поставок товаров на рынок от республиканских производителей;

- импортных поставок, ввоза товаров физическими лицами;

- продажи продукции с личного подсобного хозяйства;

- нереализованных остатков в оптовой и розничной торговле.

Индикативным показателем наличия товара в соответствии с ассортиментом является коэффициент наполняемости товарами торговых предприятий. Этот коэффициент рассчитывается на основе 10 наблюдений в течение определенного периода времени как доля посещений, когда товар имелся в наличии, выраженная в процентах. Коэффициент наполняемости не рассчитывался в плановой экономике, в условиях переходной экономики на этапах ненасыщенного рынка он характеризует возможности выбора товаров и их ассортиментный состав и насыщенность рынка. С развитием рынка и в условиях рыночной экономики, когда предложение ориентируется на спрос потребителя, данный индикатор не используется, уступая место, например, индексу потребительских настроений.

Система потребительской кооперации Российской Федерации представляет собой обособленную часть народного хозяйства страны, обладающей характером общественно-хозяйственной системы, для которой характерна многоотраслевая структура деятельности и социальная направленность.

Функционируя как социально-ориентированная система, что подтверждается Законом РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ" от 1997 года, закрепляющим приоритет интересов пайщиков, потребительская кооперация призвана укрепить и стабилизировать социальную обстановку в сельской и городской местностях путем осуществления своей хозяйственной деятельности.  [1]

Одним из направлений стабилизации сельского и городского потребительского рынков, обслуживаемых потребительской кооперацией, выступает обеспечение населения качественным и безопасным продовольствием, так как производство, потребление и качество продуктов питания выступает одной из фундаментальных основ жизнедеятельности человека.

И от того, насколько будет достигнут уровень обеспеченности населения безопасным продовольствием в конечном итоге зависит и эффективность агропродовольственной политики государства в целом и потребительской кооперации в частности.

В настоящее время проблема продовольственной безопасности страны остается весьма актуальной. Поэтому, Правительством РФ 18-19 июля 2003 г.  проведено совещание, основной задачей которого выступает - принятие всех мер для своевременной без потерь уборке урожая зерновых; обеспечение максимальной закупки излишков мяса, молока, яиц, картофеля, овощей, плодов, другой сельскохозяйственной продукции у населения.

В решении этой важной проблемы достойный вклад должна внести потребительская кооперация через закупку излишек сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах граждан, садоводческих товариществах; заготовку дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственно-технического сырья для снабжения данной продукцией и продуктами ее переработки обслуживаемого населения. При этом активизируется такое важное направление как борьба с бедностью.

Таким образом, потребительская кооперация, участвуя в формировании продовольственных ресурсов, должна обеспечить максимальное освоение местных сельскохозяйственных источников в целях насыщения потребительского рынка качественными и безопасными продуктами питания.

Для решения данной задачи работа организаций потребительской кооперации должна вестись в следующих направлениях [7, с. 143]:

1. Совершенствование внутрихозяйственной деятельности заготовительной системы.

2. Межхозяйственная интеграция с вовлечением действующих сельскохозяйственных, перерабатывающих, агросервисных и торговых организаций, включая потребительскую кооперацию.  [3]

Основные направления совершенствования внутрихозяйственной деятельности заготовительного хозяйства системы потребительской кооперации определены Концепцией развития потребительской кооперации РФ на период до 2010 года; Постановлениями Президиума Совета Центросоюза РФ от 05.08.03.№ 43-С "О государственной важности обеспечения продовольственной безопасности страны и роли потребительской кооперации" и от 15.09.03 № III-СП " О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении продовольственной безопасности страны".

Согласно принятых Постановлений, ключевыми моментами активизации заготовительной деятельности республиканских, краевых, областных потребсоюзов должны стать:

1. Обеспечение максимальных закупок в крестьянских (фермерских) хозяйствах, личных подворьях граждан, садоводческих товариществах сельскохозяйственной продукции и сырья на уровне не ниже их прогноза на 2003 год;

2. Принятие дополнительных мер по повышению эффективности всех отраслей деятельности: оптовой и розничной торговли, заготовок, производства, общественного питания, обратив особое внимание на внедрение безотходных и ресурсосберегающих технологий;

3. Организация повсеместного привлечения к сбору лекарственного сырья, дикорастущих плодов, ягод, грибов, орехов, школьников, пенсионеров, незанятого населения, теснее сотрудничая в этих вопросах с местными центрами занятости населения;

4. Усиление работы по созданию магазинов - приемозаготовительных пунктов, реализации социальной миссии потребительской кооперации;

5. Организация в каждом сельскохозяйственном районе подсобных хозяйств потребительских обществ;

6. Освоения производства новых видов продовольственных товаров, не дублирующих массовую продукцию в целях повышения конкурентоспособности продукции кооперативных предприятий.

В настоящее время основой развития современного рыночного хозяйства выступает интеграционная тенденция.

Интеграция - процесс, ведущий к объединению отдельных дифференцированных частей и функций системы в целое.  [4, с. 135]

Особенно это актуально для системы потребительской кооперации, в которой значительная часть структурных подразделений находится в тяжелейшем финансовом положении, обусловленном неспособностью адаптации к новым условиям хозяйствования.

Поэтому для стабилизации и устойчивого развития организаций потребительской кооперации и решения проблемы формирования продовольственных ресурсов в целях насыщения потребительского рынка безопасными продуктами питания необходимо создание интеграционных связей.

Интеграционные связи предполагают объединение трудовых, материально-технических и финансовых резервов всех участников воспроизводственного процесса. То есть интеграция является экономическим процессом, базирующимся на разделении и кооперации общественного труда с целью более эффективного развития всех интегрируемых структур.

Применительно к системе потребительской кооперации интеграция - это экономическая категория, сущность которой заключается в создании внутрихозяйственных и межхозяйственных объединений, которые могут быть представлены в следующих формах:

1. Интегрированные структуры "заготовки -производство -торговля";

2. Интегрированные формирования "потребительские кооперативы - предприятия агропромышленного комплекса".

Несмотря на отличительные особенности представленных интегрированных структур, их объединяет одна проблема - поиск экономического механизма, необходимого для равно выгодного сотрудничества участников интеграционного процесса, повышения эффективности деятельности и уровня жизни населения, обслуживаемого потребительской кооперацией.

Таким образом, одной из главных социально-экономических проблем в России в настоящее время является обеспечение продовольственной безопасности страны, при этом приоритетной отраслью народнохозяйственного комплекса страны, способной внести значительный вклад в решение этой проблемы выступает потребительская кооперация. Данная система через заготовительную деятельность и создание интеграционных связей способна обеспечить максимальное освоение местных сельскохозяйственных источников в целях насыщения потребительского рынка безопасными продуктами питания.

2.2. Характеристика услуг, предоставляемых потребительской кооперацией на региональных и местных рынках

Услуги – это изменение какого-нибудь объекта, происходящее в результате деятельности человека или автомата, с предварительного согласия потребителя услуг.

В потребительской кооперации сфера услуг очень разнообразна и постоянно развивается. Наибольшее развитие получили услуги среднего и высшего образования, их удельный вес во всём объёме платных услуг достиг 40%.

Основными задачами потребительской кооперации на сегодня являются: организация новых рабочих мест, занятость населения; помощь подсобным сельским хозяйствам пайщиков; организация сбыта продукции сельских подворий; оказание помощи неимущим; снабжение малой техникой, кормами, молодняком, семенным и посадочным материалом; новые виды производства и направлений деятельности (сельский туризм, торговля медикаментами, препаратами для лечения животных); культурно-массовая и спортивная работа; благотворительность; информированность; возможность обучения детей пайщиков; просветительное кооперативное образование [4, с. 190].

Потребительская кооперация предоставляет такие услуги как: ремонт, окраска, пошив обуви, швейных, меховых и кожаных изделий; ремонт и техобслуживание электроники, радио и бытовой техники; ремонт и изготовление металлоизделий и мебели; ремонт и строительство жилья, ремонт транспорта, услуги производственного характера, услуги фотоателье, бань, парикмахерских, прокату различной техники и аппаратуры; ритуальные услуги; услуги торговли и общественного питания; коммунальные, медицинские, санаторно-оздоровительные, ветеринарные и туристические услуги; услуги системы образования; транспортно-экспедиторские услуги и другие.

Основная характеристика качества услуг - это нравится ли потребителю предоставленная ему услуга, то есть ли у кооперативной организации занимающейся услугами постоянные потребители услуг и растёт ли их количество.

В условиях рыночной экономики и конкуренции помимо качественно выполненной работы существуют такие факторы, прямо влияющие на качество услуг, как:

- уровень обслуживания, обеспечивающий удобства покупателям в приобретении услуг. Он определяется удобной планировкой залов предоставления услуг и красивым привлекающим внимание фасадом, организацией информации и рекламы о предоставляемых услугах;

- культуру обращения обслуживающего персонала с покупателями, которая включает такие элементы как: вежливость, тактичность, доброжелательное и внимательное отношение к претензиям покупателей, скромность, умение построения бесед с покупателями;

- признание и поддержка стараний обслуживающего персонала, то есть материальное поощрение работников в виде премий и подарков за увеличение товарооборота организации и увеличение постоянных клиентов;

- удовлетворение максимально возможных нужд и потребностей потребителя, для этого нужно периодически проводить опросы постоянных клиентов о том, что им нравится, и что им хотелось бы добавить или изменить в предоставляемых услугах.

2.3. Роль потребительской кооперации в формировании продовольственных ресурсов

Кооперативные формы хозяйствования всегда вызывали повышенный интерес, что обусловлено поиском альтернативных капитализму и социализму путей развития. В качестве такой альтернативы выступает потребительская кооперация, возникшая в России более 170 лет назад.

Система потребительской кооперации Российской Федерации представляет собой обособленную часть народного хозяйства страны, обладающей характером общественно-хозяйственной системы, для которой характерна многоотраслевая структура деятельности и социальная направленность.

Функционируя как социально-ориентированная система, что подтверждается Законом РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ" от 1997 года, закрепляющим приоритет интересов пайщиков, потребительская кооперация призвана укрепить и стабилизировать социальную обстановку в сельской и городской местностях путем осуществления своей хозяйственной деятельности.  [1, с. 166]

Одним из направлений стабилизации сельского и городского потребительского рынков, обслуживаемых потребительской кооперацией, выступает обеспечение населения качественным и безопасным продовольствием, так как производство, потребление и качество продуктов питания выступает одной из фундаментальных основ жизнедеятельности человека.

И от того, насколько будет достигнут уровень обеспеченности населения безопасным продовольствием в конечном итоге зависит и эффективность агропродовольственной политики государства в целом и потребительской кооперации в частности.

В настоящее время проблема продовольственной безопасности страны остается весьма актуальной. Поэтому, Правительством РФ 18-19 июля 2003 г. в г. Калуге проведено совещание, основной задачей которого выступает - принятие всех мер для своевременной без потерь уборке урожая зерновых; обеспечение максимальной закупки излишков мяса, молока, яиц, картофеля, овощей, плодов, другой сельскохозяйственной продукции у населения.

В решении этой важной проблемы достойный вклад должна внести потребительская кооперация через закупку излишек сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах граждан, садоводческих товариществах; заготовку дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственно-технического сырья для снабжения данной продукцией и продуктами ее переработки обслуживаемого населения. При этом активизируется такое важное направление как борьба с бедностью.

Таким образом, потребительская кооперация, участвуя в формировании продовольственных ресурсов, должна обеспечить максимальное освоение местных сельскохозяйственных источников в целях насыщения потребительского рынка качественными и безопасными продуктами питания.

Для решения данной задачи работа организаций потребительской кооперации должна вестись в следующих направлениях [8, с. 211]:

1. Совершенствование внутрихозяйственной деятельности заготовительной системы.

2. Межхозяйственная интеграция с вовлечением действующих сельскохозяйственных, перерабатывающих, агросервисных и торговых организаций, включая потребительскую кооперацию.

Основные направления совершенствования внутрихозяйственной деятельности заготовительного хозяйства системы потребительской кооперации определены Концепцией развития потребительской кооперации РФ на период до 2010 года; Постановлениями Президиума Совета Центросоюза РФ от 05.08.03.№ 43-С "О государственной важности обеспечения продовольственной безопасности страны и роли потребительской кооперации" и от 15.09.03 № III-СП " О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении продовольственной безопасности страны".

Согласно принятых Постановлений, ключевыми моментами активизации заготовительной деятельности республиканских, краевых, областных потребсоюзов должны стать [5, с. 100]:

1. Обеспечение максимальных закупок в крестьянских (фермерских) хозяйствах, личных подворьях граждан, садоводческих товариществах сельскохозяйственной продукции и сырья на уровне не ниже их прогноза на 2003 год;

2. Принятие дополнительных мер по повышению эффективности всех отраслей деятельности: оптовой и розничной торговли, заготовок, производства, общественного питания, обратив особое внимание на внедрение безотходных и ресурсосберегающих технологий;

3. Организация повсеместного привлечения к сбору лекарственного сырья, дикорастущих плодов, ягод, грибов, орехов, школьников, пенсионеров, незанятого населения, теснее сотрудничая в этих вопросах с местными центрами занятости населения;

4. Усиление работы по созданию магазинов - приемозаготовительных пунктов, реализации социальной миссии потребительской кооперации;

5. Организация в каждом сельскохозяйственном районе подсобных хозяйств потребительских обществ;

6. Освоения производства новых видов продовольственных товаров, не дублирующих массовую продукцию в целях повышения конкурентоспособности продукции кооперативных предприятий.

В настоящее время основой развития современного рыночного хозяйства выступает интеграционная тенденция.

Интеграция - процесс, ведущий к объединению отдельных дифференцированных частей и функций системы в целое.  [4]

Особенно это актуально для системы потребительской кооперации, в которой значительная часть структурных подразделений находится в тяжелейшем финансовом положении, обусловленном неспособностью адаптации к новым условиям хозяйствования.

Поэтому для стабилизации и устойчивого развития организаций потребительской кооперации и решения проблемы формирования продовольственных ресурсов в целях насыщения потребительского рынка безопасными продуктами питания необходимо создание интеграционных связей.

Интеграционные связи предполагают объединение трудовых, материально-технических и финансовых резервов всех участников воспроизводственного процесса. То есть интеграция является экономическим процессом, базирующимся на разделении и кооперации общественного труда с целью более эффективного развития всех интегрируемых структур.

Применительно к системе потребительской кооперации интеграция - это экономическая категория, сущность которой заключается в создании внутрихозяйственных и межхозяйственных объединений, которые могут быть представлены в следующих формах:

1. Интегрированные структуры "заготовки -производство -торговля";

2. Интегрированные формирования "потребительские кооперативы - предприятия агропромышленного комплекса".

Несмотря на отличительные особенности представленных интегрированных структур, их объединяет одна проблема - поиск экономического механизма, необходимого для равно выгодного сотрудничества участников интеграционного процесса, повышения эффективности деятельности и уровня жизни населения, обслуживаемого потребительской кооперацией.

Таким образом, одной из главных социально-экономических проблем в России в настоящее время является обеспечение продовольственной безопасности страны, при этом приоритетной отраслью народнохозяйственного комплекса страны, способной внести значительный вклад в решение этой проблемы выступает потребительская кооперация. Данная система через заготовительную деятельность и создание интеграционных связей способна обеспечить максимальное освоение местных сельскохозяйственных источников в целях насыщения потребительского рынка безопасными продуктами питания.


























3. Практические аспекты развития  роли потребительской кооперации в   региональном потребительском рынке города Новаосибирска

В 2004 году оборот розничной торговли по городу составил 19,7 млрд.рублей (68 тыс.рублей на душу населения), что в сопоставимых ценах на 25% больше, чем в 2003 году; оборот общественного питания - 0,76 млрд.рублей (2,6 тыс.рублей на душу населения), что в сопоставимых ценах на 2% больше, чем в 2003 году. Оборот розничной торговли формируется в основном субъектами малого предпринимательства. Насыщение рынка товарами сохраняет устойчивую тенденцию к росту и соответствует платежеспособному спросу населения [1, 3, 8 и др.].

Прогнозируемый на 2005 год оборот розничной торговли - 23 млрд.рублей (79 тыс.рублей на душу населения), в сопоставимых ценах к предыдущему году - 107%. Прогнозируемый оборот общественного питания на 2005 год - 0,86 млрд.рублей (3 тыс.рублей на душу населения), в сопоставимых ценах к предыдущему году - 105%.

Оборот розничной торговли муниципальных предприятий, включая оборот сети фирменных магазинов МП "Хлебозавод" и МП "Гормолзавод", составил 0,86 млрд.рублей, что в сопоставимых ценах на 1,4% меньше, чем в 2003 году. Прогнозируемый на 2005 год оборот розничной торговли муниципальных предприятий - 0,93 млрд.рублей, в сопоставимых ценах к предыдущему году - 99%. Прогнозируемое падение оборота связано с тем, что городской Думой принято решение о приватизации ряда предприятий розничной торговли.

Сфера торговли в городе развивается быстрыми темпами за счет собственных средств предпринимателей. На протяжении ряда лет развитие сети предприятий общественного питания является приоритетным. Тем не менее, общественное питание развивается более медленными, по сравнению с торговлей, темпами. Учитывая социальную значимость отрасли необходимо предусматривать приоритетное размещение предприятий быстрого обслуживания на первых этажах жилых домов, в том числе и во вновь строящихся.

В 2004 году за счет средств предпринимателей введены в эксплуатацию: 25 типовых магазинов общей торговой площадью 8196 кв.метров, также за счет реконструкции увеличилась на 3209 кв.метров торговая площадь в эксплуатируемых магазинах (торговый комплекс "Сибирь", магазины "Медвежий угол", "Мария", "Автозапчасти" и др.); 11 предприятий общепита на 925 посадочных мест, в том числе открытой сети - 7 на 400 мест; 72 торговых места за счет реконструкции на городских крытых рынках; общетоварный склад общей площадью 887 кв.метров.

Прогнозом на 2005 год предусматривается ввод в эксплуатацию 6 типовых магазинов общей торговой площадью 1300 кв.метров, 12 предприятий общественного питания на 600 посадочных мест, в том числе 10 предприятий общедоступной сети на 500 посадочных мест.

Обеспеченность населения города предприятиями общепита (открытой сети) к концу 2004 года составила 43,5%, типовыми магазинами - 118%, хранилищами - 91%, холодильниками - 129%, складами - 130%, рынками - 238%.

Серьезная проблема в северных условиях - открытые рынки. Строительство крытых рыночных комплексов обеспечит создание необходимых условий как для продавцов, так и для покупателей. В настоящее время силами МП "Центральный рынок" осуществляется строительство крытого рынка. Требуется реконструкция ряда прочих  рынков (например, рынок на Маркса).

С целью расширения сети общественного питания и организации досуга граждан было открыто 100 летних кафе на 3200 мест (2002 год - 100 на 3187).

Важную роль в сфере товарного обращения играет оптовая торговля, являющаяся связующим звеном между производителем и покупателем. В настоящее время оптовой торговлей занимаются 180 предприятий и предпринимателей (2003 год - 220). 90% из них - мелкие, специализирующиеся на поставке продовольственных товаров ограниченного ассортимента. Снижение происходит из-за перехода части предпринимателей на обслуживание только в розницу. Из-за недостатка оборотных средств многие оптовые организации осуществляют в складах наряду с оптовой и розничную торговлю, что отрицательно отражается на качестве услуг. Развитие магазинов-дискаунтов - альтернатива розничной торговли в складах.

Необходимо создание крупной оптовой базы с подъездными путями, высоким уровнем механизации и автоматизации труда, широким ассортиментом товаров. Оптовая торговля города ориентирована на местный рынок, однако, удобная транспортная схема способствует созданию региональной оптовой базы.

Учитывая климатические условия, отдаленность регионов, торговыми организациями ежегодно проводится закладка овощной продукции на зимний период.

Таблица 1.3

Оборот в натуральных единицах на рынках города Новосибирска за 2002- 2004 годы  [1,2  и др.]

 

2002 год, тн

2003 год, тн

2004 год, тн

Всего

3022

3281

3365

Картофель

1566

1810

1736

Капуста

556

586

653

Свекла

252

207

270

Морковь

371

309

317

Лук

277

369

389

В рамках протокола о намерениях по сотрудничеству в мае и сентябре проведены ярмарки товаропроизводителей Новосибирской  области, в которых приняли участие 40 предприятий. Ярмарки показали взаимную заинтересованность предприятий-производителей, предприятий торговли города и горожан. В дальнейшем работа в этом направлении будет продолжена.

На общегородских мероприятиях ("Масленица", "Пасха", "День победы", "День города" ) было организовано торговое обслуживание населения, в котором приняли участие 136 предприятий торговли, общепита и местной пищевой промышленности.

Накануне празднования "Дня победы" прошла расширенная выставка-продажа кулинарных и кондитерских изделий.

В день проведения фестиваля национальных культур  предприятиями общественного питания организована красочная ярмарка "Национальные кухни". Жители и гости города смогли отведать украинские, русские, кавказские, татаро-башкирские, молдавские, армянские, азербайджанские блюда.

По программе "Лето-2004" было организовано питание детей при 46 образовательных учреждениях, 9 молодежно-спортивных клубах и оздоровительных лагерях. Всего охвачено питанием 5358 детей (2003 год - 5019).

В соответствии с распоряжением Мэра города проведен городской смотр-конкурс на лучшую организацию школьного питания, в которой приняли участие 53 образовательных учреждения.

На всероссийском конгрессе рестораторов и руководителей  второй год подряд удостоено высшей общественной награды - национальной премии "Золотой журавль". Руководителю предприятия вручен диплом 1-ой степени "За личный вклад в развитие отечественной индустрии питания".

В 2004 году населению города оказано платных услуг на сумму 7,15 млрд.рублей (24,8 тыс.рублей на душу населения), что в сопоставимых ценах на 7,8% больше, чем в 2003 году. Прогнозируемый объем реализации платных услуг населению на 2005 год составляет 8,96 млрд.рублей (30,7 тыс.рублей на душу населения), в сопоставимых ценах к предыдущему году - 106%.

На 2004 и 2005 года стандарт уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги (в целом по всем видам услуг) установлен в размере 90% от их стоимости. Увеличение уровня платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги в городе производится на основании федерального стандарта уровня платежей граждан, утвержденного Указом Президента РФ от 28.04.1997 года № 425 "О реформе ЖКХ РФ" Оплата за второе жилье производиться по экономически обоснованным тарифам. В соответствии с концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства и в целях создания условий для стабилизации промышленного производства, стимулирования экономии ресурсов постановлением Правительства РФ № 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов" с 01.01.2004 года отменяется практика перекрестного субсидирования и с введением новых тарифов будет применяться единый тариф на услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов.

Задолженность населения по оплате жилищно-коммунальных услуг по состоянию на 01.01.2005 года составила 220 млн.рублей, в том числе просроченная задолженность населения по оплате жилищно-коммунальных услуг по состоянию на 01.01.2005 года составляет около 61,2 млн.рублей. Фактический сбор оплаты с населения за оказанные жилищно-коммунальные услуги составил 97% от начисленной. За 12 месяцев 2004 года гражданам (5840 семей) начислено 46 млн.рублей субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг (2003 год - 3730 семей, 22,7 млн.рублей). Предполагается, что в 2005 году объем субсидий достигнет 63 млн.рублей. На данный момент в городе действует 8 пунктов, 16 участков по приему платежей населения, организован сбор и учет платежей граждан через отделения банков, почтовые отделения и по пластиковым картам через терминалы.

Современная материально-техническая база предприятий и учреждений связи, пассажирского транспорта, медицины, образования, культуры и физкультуры, внедрение современных высокоэффективных технологий, широкий спектр предлагаемых услуг, достаточно высокий уровень жизни населения способствуют непрерывному росту спроса на все виды услуг и соответственно росту их реального потребления.

Таблица 2ю3

Структура потребительского рынка в 2002-2004 годах

Показатели 

Ед. изм.

2002 г. отчет

2003 г. отчет

2004 г.

Потребительские расходы-всего

 




-в ценах соответствующих лет

млн.руб.

20016

27592

32787

-индекс физического объема

%

104,8

120,0

106,7

в том числе:

 




Оборот розничной торговли

  




-в ценах соответствующих лет

млн.руб.

13997

19684

22958

-индекс физического объема

%

107,8

125,5

107,0

-уд.вес в потребительских расходах

%

69,9

71,3

70,0

Оборот общественного питания

 




-в ценах соответствующих лет

млн.руб.

686

756

865

-индекс физического объема

%

100,0

102,0

105,0

-уд.вес в потребительских расходах

%

3,4

2,7

2,6

Объем платных услуг населению

 




-в ценах соответствующих лет

млн.руб.

5333

7153

8964

-индекс физического объема

%

97,0

107,8

106,0

-уд.вес в потребительских расходах

%

26,6

25,9

27,3

в том числе:

 




услуги пассажирского транспорта

млн.руб.

1645

2384

2976

-уд.вес в общем объеме услуг

%

30,8

33,3

33,2

услуги связи

млн.руб.

902

1162

1522

-уд.вес в общем объеме услуг

%

16,9

16,2

17,0

жилищно-коммунальные услуги

млн.руб.

1537

2056

2656

-уд.вес в общем объеме услуг

%

28,8

28,7

29,6

услуги гостиниц

млн.руб.

148

184

227

-уд.вес в общем объеме услуг

%

2,8

2,6

2,5

бытовые услуги

млн.руб.

356

394

456

-уд.вес в общем объеме услуг

%

6,7

5,5

5,1

медицинские и сан/оздоровительные

млн.руб.

164

297

367

-уд.вес в общем объеме услуг

%

3,1

4,2

4,1

услуги системы образования

млн.руб.

293

329

365

-уд.вес в общем объеме услуг

%

5,5

4,6

4,1

услуги учреждений культуры

млн.руб.

79

96

111

-уд.вес в общем объеме услуг

%

1,5

1,3

1,2

услуги физкультуры и спорта

млн.руб.

36

44

53

-уд.вес в общем объеме услуг

%

0,7

0,6

0,6

услуги правового характера

млн.руб.

52

59

67

-уд.вес в общем объеме услуг

%

1,0

0,8

0,7

прочие виды платных услуг

млн.руб.

122

146

163

-уд.вес в общем объеме услуг

%

2,2

2,0

1,8












Заключение

Происходящие  рыночные  преобразования  требуют  изменения  деятельности российской   потребительской  кооперации  на  основе  опыта  стран  с  развитой  рыночной  экономикой.  Этот  опыт  показывает,  что  потребительские  кооперативы  вполне  способны  к  эффективной  деятельности.

В России  потребительская  кооперация  пока  не  смогла  выйти  на  позиции,  достигнутые  в  советский  период.  Существуют,  конечно,  объективные  условия,  не  позволяющие  существенно  повысить  эффективность  труда  на  кооперативных  предприятиях  и  конкурентоспособность  их  товаров  и  услуг.  На  рынке  потребительских  товаров  и  услуг  пока  доминируют  коммерческие  структуры  и  реформируемые  предприятия  государственной  торговли.  Одной  из  главных  причин  падения  товарооборота  является,  безусловно,  снижение  платежеспособного  спроса  основных  покупателей  товаров  кооперативной  торговли  –  сельских  жителей,  значительная  часть  которых  –  пенсионеры,  –  и  сокращение  количества  сельского  населения.

Таким  образом,  можно  выделить  следующие  направления  роста  эффективности  потребительской  кооперации,  которые  надо  задействовать  на  пользу  всему  обществу:

1.     повышение  уровня  квалификации  и  адаптированности  к  условиям  рынка  кадров  потребкооперации;

2.     диверсификация  форм  хозяйственной  деятельности  с  учетом  изменения  конъюнктуры  на  национальном  рынке;

3.     возможное  участие  потребобществ  в  приватизации  государственных  предприятий  в  сельской  местности  и  некоторых  городах;

4.     расширение  и  совершенствование  системы  договорных  отношений  с  фермерскими, крестьянскими  и  другими  хозяйствами.

Список литературы

1)    Закон Российской Федерации о потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ от 13 июня 1997 г.// Сборник законов Российской Федерации.-М.,1999.-340-347 с.

2)    О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении продовольственной безопасности страны :Постановление Президиума Совета Центросоюза РФ от 15 августа 2003 г.// Деловой вестник "Российской кооперации"-2003.-№10.-с.13.

3)    Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 125 с.

4)    Намханова М.В. Потребительская кооперация в формировании региональной системы межхозяйственной интеграции.//Потребительская кооперация в переходной экономике России: Материалы конференции. -Новосибирск: Си-бУПК,1999.-с.43-45.

5)    Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учеб. – 2 изд., переаб., доп. – М..: Юнити- Дана, 2000. – 623 с.

6)    Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. – м.: Инфра- М, 2003. – 456 с.

7)    Панкратов Ф.Г. , Серегина Т.К. Коммерческая деятельность.: Учеб.- М.: Маркетинг, 1998. – 328 с.

8)    Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учеб.- 6 изд., переаб., доп. – М.: Дашко и К, 2003. – 504 с.

9)    Салий З.П., Зиновьева И.М. Интеграция кооперативного хозяйства: за и против.// Потребительская кооперация в переходной экономике России: Материалы конференции. -Новосибирск: СибУПК,1999.-с.21.

10)    Синецкий Б.ДЩ. Организация коммерческой деятельности. – м.: Финансы и статистика, 2002. – 354 с.

11)        Торговое дело/ Под ред. Железнова В.В. – М.: Филин, 2000. – 356 с.

12)        Экономика торгового предприятия/ Под ред. Жукова А.С. .- М.: Дашков и К, 2004. – 256 с.