Содержание

 

 

 

 

 

 

 

Введение. 3

1. Сущность естественно-научной и гуманитарной культуры.. 4

2. Соотношение естественно-научной и гуманитарной культуры.. 6

Заключение. 9

Список литературы.. 10

 

Введение

Смятение умов – характерная черта нашего времени. Сегодня в российском обществе идет мучительный поиск выхода из мировоззренческого тупика, в которым мы оказались. Великое нестроение России вызвало к жизни старые, наболевшие вопросы: о постижении и смысле истории, об исторических судьбах нашей многострадальной Родины, о выборе дальнейшего пути. Но за ворохом современных проблем мало кто усматривает их глубинную основу – всеобъемлющий кризис образования и мировоззрения, охватившее не только нас, но и весь цивилизованный мир, как составная часть общего кризиса человеческой цивилизации конца XX века. Кризис обусловлен наличием всеуглубляющегося разрыва между естественно-научным и гуманитарным знанием. Возникший в период научной и культурной революции XVI – XVII в.в., он принял сегодня удручающие размеры, породив не только фрагментарное видение мира, но и искаженные представления о нем.

У современного рационально мыслящего человека, окончившего обычную школу, напрочь отсутствует целостное восприятие мира. Его представление формируются на основе данных, поступающих из различных областей науки и культуры, практически ни чем не связанных между собой. К тому же эти данные зачастую меняются с такой быстротой, что не позволяют человеку адекватно реагировать на возникающие нестандартные ситуации. К ним необходимо отнести, прежде всего, экологический кризис, утрату нравственных и духовных ценностей, нестабильность политической и экономической жизни, быструю смену технологий. Таким образом, человек нуждается в синтезе естественно-научного и гуманитарного понимания мира.

Целью данной работы является рассмотрение соотношения естественно-научной и гуманитарной культуры.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

-                   Дать понятие естественно-научной и гуманитарной культуры;

-                   Проблема разрыва между естественно-научной и гуманитарной культурой.

1. Сущность естественно-научной и гуманитарной культуры

Человек обладает знанием об окружающей вселенной о самом себе и собственных произведениях. Это делит всю имеющуюся у него информацию на два больших раздела естественнонаучное и гуманитарное знание. Различие между естественным и гуманитарным знанием состоит в том, что[1]:

-             основано на разделении субъекта, (человека) и объекта исследования (природы), при этом преимущественно изучается объект. Центром второй сферы знания – гуманитарной является сам субъект познания. То есть то что изучают естественные науки материально, предмет изучения гуманитарных дисциплин носит скорее идеальный характер, хотя изучается разумеется в своих материальных носителях. Важной особенностью гуманитарного знания в отличие от естественно научного, является нестабильность быстрая изменчивость объектов изучения.

-             в природе в большинстве случаев господствуют определенные и необходимые причинно-следственные взаимосвязи и закономерности, поэтому основная задача естественных наук выявить эти связи и на их основе объяснить природные явления, истинна здесь непреложна и может быть доказана. Явления духа даны для нас непосредственно, мы переживаем их как свои, основной принцип здесь понимание, истинность данных – данных в значительной степени субъективна, она результат не доказывания, а интерпретации.

-             метод естествознания «генерализирующий» (то есть его цель отыскать общее в разнообразных явлениях, подвести их под общее правило), закон тем важнее, чем он универсальнее, чем больше случаев под него подпадает. В гуманитарных науках, тоже выводится общие закономерности, иначе они небыли бы науками, но поскольку основным объектом исследования является человек, невозможно пренебречь его индивидуальностью, поэтому метод гуманитарного знания можно назвать «индивидуализирующим.

-             на естественные и гуманитарные науки в разной степени оказывает влияние система человеческих ценностей. Для естественных наук нехарактерны ценностно-окрашенные суждения, составляющие существенный элемент гуманитарного знания. Гуманитарное знание может испытывать влияние той или иной идеологии, и в гораздо большей степени связана с ней, чем естественно научное знание.

Гуманитарная культура основывается на знаниях этики, религиоведения, юриспруденции, искусствознания, философии, литературоведения, педагогики и других наук Системообразующие ценности гуманитарных наук — гуманизм, идеалы добра, истины, красоты, совершенства, свободы и т. д. Эти ценности имеют решающее значение в целеполагающей деятельности людей, так как поднимают человека от состояния животного эгоизма к всесторонней общественной жизни[2].

Те или иные группы ценностей и соответственно виды гуманитарной культуры могут наполняться специфическим социальным содержанием. Их общественная значимость относительна и утверждается в соответствии с той или иной ролью, которую они играют в определенную историческую эпоху. Например, религиозные ценности католицизма доминировали в общественной жизни государств западной Европы в XI—XIV вв[3]. В настоящее время в этих государствах превалируют политические и правовые ценности (демократия, права человека и т. п.).

Существенную роль в современной индустриальной цивилизации играют экономические и утилитарно-практические ценности, в которых осмысливаются явления материальной культуры.

Важно подчеркнуть, что и в гуманитарном знании, и в целом в гуманитарной культуре существенным образом представлены интересы субъекта. Поэтому неизбежны различные варианты осмысления и оценки "позитивности" одних и тех же общественных явлений для того или иного человека, группы, социума, государства. В этом и заключается специфика гуманитарной культуры. Естественно-научная культура во многом исключает субъективизм ученого.

Специфика естественно-научной культуры состоит в том, что знание о природе постоянно совершенствуется, отличается вы­сокой степенью объективности, представляет собой наиболее достоверный (истинный) слой массива человеческого знания, имеющего большое значение для существования человека и общества[4]. Кроме того, это глубоко специализированное знание. Для "рядовых" потребителей естественно-научной культуры необходимы научно-мировоззренческие популярные "переводы" (толкования) знаний о природных объектах. В любом случае для человека вообще естественно-научная культура есть важ­нейшее средство социализации, а для многих специалистов — решающее условие их эффективной деятельности.

Специфика гуманитарной культуры состоит в том, что знание о системе ценностных зависимостей в обществе активизируется исходя из принадлежности индивида к определенной социальной группе. В основе актуализации нередко лежат общечеловеческие ценности (гуманизм, демократия, права человека, нормы морали и т. д.). Все это имеет решающее значение в социальной адаптации индивида. Проблема истинности решается с учетом знания об объекте и оценки полезности этого знания познающим или потребляющим субъектом. При этом не исключается возможность толкований, противоречащих реальным свойствам объектов, насыщенность теми или иными идеалами и проектами будущего.


2. Соотношение естественно-научной и гуманитарной культуры

В методологии науки под этими терминами естественно-научной и гуманитарной культурой понимают две различные традиции, которые сформировались в изучении природы, т.е. в естествознании, с одной стороны, и исследовании явлений духовной жизни общества, т.е. в гуманитарных науках - с другой. Это различие обусловлено самой спецификой объектов изучения естественных и гуманитарных наук.

В то время как в природе действуют слепые, стихийные и не зависимые от человека процессы, в обществе ничего не совершается без сознательных целей, интересов и мотиваций. На этом основании естественно-научную культуру нередко противопоставляют культуре гуманитарной. Поскольку методы исследования в естествознании сформировались раньше, чем в гуманитарных науках, то в истории познания делались неоднократные попытки перенести их целиком и полностью, без соответствующих изменений и уточнений, в гуманитарные науки.

Такие попытки не могли не встретить сопротивления и критики со стороны специалистов, изучавших явления социальной жизни и духовной культуры. Иногда подобное сопротивление сопровождалось полным отрицанием какого-либо значения методов естествознания для исследования социально-культурных и гуманитарных процессов. Однако в последние десятилетия под влиянием научно-технической революции и в связи с возникновением новых общенаучных и междисциплинарных направлений исследования былая конфронтация между естествоиспытателями и гуманитариями все больше уступает место согласию и стремлению понять и использовать методы друг друга.

Мы являемся свидетелями того, как социологи, юристы, педагоги и другие специалисты-гуманитарии начинают применять системный подход, идеи и методы кибернетики и теории информации в своих исследованиях.

Таким образом можно утверждать закономерно выделения естественно научной и гуманитарной культур как особых типов культуры, они неразрывно связаны между собой[5]:

-             сам человек существо биосоциальное, природное и общественное в нем неразрывно связанно;

-             оба типа культуры принимают участие в формировании человеческого мировоззрения, а оно представляет собой целостное явление;

-             имеется целый ряд пограничных проблем;

-             естествознание часто сталкивается с проблемами социального или этического характера, хотя естество знание изучает преимущественно природу, но второй стороной исследования всегда является человек, поэтому методология исследования всегда включает в себя элементы гуманитарного знания, гуманитарные науки могут дать дополнительные данные подтверждающие истинность теории.

-             с другой стороны гуманитарные науки все шире используют методы и данные естественных наук.

Взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур заключается в следующем:

-             они имеют единую основу, выраженную в потребностях и интересах человека и человечества в создании оптималь­ных условий для самосохранения и совершенствования;

-             осуществляют взаимообмен достигнутыми результатами (это нашло свое выражение, например, в этике естествозна­ния, рационализации гуманитарной культуры и т. п.);

-             взаимно координируют в историко-культурном процессе;

-             являются самостоятельными частями единой системы знаний науки;

-             имеют основополагающую ценность для человека, ибо он выражает единство природы и общества.

Антропная основа естественно-научной и гуманитарной культур приобретает на рубеже XX—XXI вв. первостепенное значение.

Эти средства создаются людьми, постоянно совершенствуются и состоят из трех содержательных типов культур- материальной, социальной и духовной.

Заключение

Итак, в данной работе было рассмотрено соотношение естественно-научной и гуманитарной культуры.

Были решены следующие задачи:

-                   Дать понятие естественно-научной и гуманитарной культуры;

-                   Проблема разрыва между естественно-научной и гуманитарной культурой.

Естествознание затрагивает вопросы не только собственно естественно-научные, но и гуманитарные, потому что в нем освещаются пути познания Человеком Природы. т. е. пути развития науки. А изучение этих путей составляет предмет философии (как науки о мышлении и познании) и социо­логии (как науки о развитии человеческого общества) или психологии (как науки о человеческом интеллекте).

Уже в ХХ веке становилось все более ясным, что изучение общества как системы социальных отношений, в которой протекает человеческая жизнь, будучи безусловно необходимым, оказывалось отнюдь не достаточным для понимания самого человека — самой сложной системы изо всех, известных науке, ибо ее существование не укладывается ни в социальные, ни, тем более, в природные, биологические закономерности, ни даже в единство тех и других, но требует включения в этот биосоциальный контекст третьей силы — культуры.

В сфере знания все более отчетливо осознавалось эвристическое значение междисциплинарного подхода, поскольку уровень сложности системы «человек» делал необходимым сопряжение философского, психологического, педагогического, этического, эстетического и культурологического аспектов ее анализа. Отсюда проистекала необходимость решения наиболее сложной задачи — разработка методологии сопряжения гуманитарного знания как наук о человеке не только с обществознанием и культурологией, но и с естествознанием.


Список литературы

1.     Дубнищева Т.Я. Концепции Современного естествознания. Основной курс в вопросах и ответах – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2003.

2.     Небел Б. Наука об окружающем мире. Как устроен мир. – М.: Мир, 2000.

3.     Пахустов Б.К. Концепции современного естествознания: УМК. – Новосибирск: СибАГС, 2001.

4.     Хрестоматия по философии. Под ред. Иванченко Н.С. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003.

5.     Ортега-и-Гассет Хосе. Дегуманизация искусства//Эстетика. Философия культуры.- М.: Дрофа, 2002..



[1] Хрестоматия по философии. Под ред. Иванченко Н.С. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003. – с. 57.

[2] Ортега-и-Гассет Хосе. Дегуманизация искусства//Эстетика. Философия культуры.- М.: Дрофа, 2002.. – с. 61.

[3] Хрестоматия по философии. Под ред. Иванченко Н.С. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003. – с. 84.

[4] Пахустов Б.К. Концепции современного естествознания: УМК. – Новосибирск: СибАГС, 2001. – с. 122.

[5] Ортега-и-Гассет Хосе. Дегуманизация искусства//Эстетика. Философия культуры.- М.: Дрофа, 2002.. – с. 134.