Содержание
Введение. 3
1. Сущность естественно-научной и гуманитарной культуры.. 4
2. Соотношение естественно-научной и гуманитарной культуры.. 6
Заключение. 9
Список литературы.. 10
Введение
Смятение умов – характерная черта нашего времени. Сегодня в российском обществе идет мучительный поиск выхода из мировоззренческого тупика, в которым мы оказались. Великое нестроение России вызвало к жизни старые, наболевшие вопросы: о постижении и смысле истории, об исторических судьбах нашей многострадальной Родины, о выборе дальнейшего пути. Но за ворохом современных проблем мало кто усматривает их глубинную основу – всеобъемлющий кризис образования и мировоззрения, охватившее не только нас, но и весь цивилизованный мир, как составная часть общего кризиса человеческой цивилизации конца XX века. Кризис обусловлен наличием всеуглубляющегося разрыва между естественно-научным и гуманитарным знанием. Возникший в период научной и культурной революции XVI – XVII в.в., он принял сегодня удручающие размеры, породив не только фрагментарное видение мира, но и искаженные представления о нем.
У современного рационально мыслящего человека, окончившего обычную школу, напрочь отсутствует целостное восприятие мира. Его представление формируются на основе данных, поступающих из различных областей науки и культуры, практически ни чем не связанных между собой. К тому же эти данные зачастую меняются с такой быстротой, что не позволяют человеку адекватно реагировать на возникающие нестандартные ситуации. К ним необходимо отнести, прежде всего, экологический кризис, утрату нравственных и духовных ценностей, нестабильность политической и экономической жизни, быструю смену технологий. Таким образом, человек нуждается в синтезе естественно-научного и гуманитарного понимания мира.
Целью данной работы является рассмотрение соотношения естественно-научной и гуманитарной культуры.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- Дать понятие естественно-научной и гуманитарной культуры;
- Проблема разрыва между естественно-научной и гуманитарной культурой.
1. Сущность естественно-научной и гуманитарной культуры
Человек обладает знанием об окружающей вселенной о самом себе и собственных произведениях. Это делит всю имеющуюся у него информацию на два больших раздела естественнонаучное и гуманитарное знание. Различие между естественным и гуманитарным знанием состоит в том, что[1]:
- основано на разделении субъекта, (человека) и объекта исследования (природы), при этом преимущественно изучается объект. Центром второй сферы знания – гуманитарной является сам субъект познания. То есть то что изучают естественные науки материально, предмет изучения гуманитарных дисциплин носит скорее идеальный характер, хотя изучается разумеется в своих материальных носителях. Важной особенностью гуманитарного знания в отличие от естественно научного, является нестабильность быстрая изменчивость объектов изучения.
- в природе в большинстве случаев господствуют определенные и необходимые причинно-следственные взаимосвязи и закономерности, поэтому основная задача естественных наук выявить эти связи и на их основе объяснить природные явления, истинна здесь непреложна и может быть доказана. Явления духа даны для нас непосредственно, мы переживаем их как свои, основной принцип здесь понимание, истинность данных – данных в значительной степени субъективна, она результат не доказывания, а интерпретации.
- метод естествознания «генерализирующий» (то есть его цель отыскать общее в разнообразных явлениях, подвести их под общее правило), закон тем важнее, чем он универсальнее, чем больше случаев под него подпадает. В гуманитарных науках, тоже выводится общие закономерности, иначе они небыли бы науками, но поскольку основным объектом исследования является человек, невозможно пренебречь его индивидуальностью, поэтому метод гуманитарного знания можно назвать «индивидуализирующим.
- на естественные и гуманитарные науки в разной степени оказывает влияние система человеческих ценностей. Для естественных наук нехарактерны ценностно-окрашенные суждения, составляющие существенный элемент гуманитарного знания. Гуманитарное знание может испытывать влияние той или иной идеологии, и в гораздо большей степени связана с ней, чем естественно научное знание.
Гуманитарная культура основывается на знаниях этики, религиоведения, юриспруденции, искусствознания, философии, литературоведения, педагогики и других наук Системообразующие ценности гуманитарных наук — гуманизм, идеалы добра, истины, красоты, совершенства, свободы и т. д. Эти ценности имеют решающее значение в целеполагающей деятельности людей, так как поднимают человека от состояния животного эгоизма к всесторонней общественной жизни[2].
Те или иные группы ценностей и соответственно виды гуманитарной культуры могут наполняться специфическим социальным содержанием. Их общественная значимость относительна и утверждается в соответствии с той или иной ролью, которую они играют в определенную историческую эпоху. Например, религиозные ценности католицизма доминировали в общественной жизни государств западной Европы в XI—XIV вв[3]. В настоящее время в этих государствах превалируют политические и правовые ценности (демократия, права человека и т. п.).
Существенную роль в современной индустриальной цивилизации играют экономические и утилитарно-практические ценности, в которых осмысливаются явления материальной культуры.
Важно подчеркнуть, что и в гуманитарном знании, и в целом в гуманитарной культуре существенным образом представлены интересы субъекта. Поэтому неизбежны различные варианты осмысления и оценки "позитивности" одних и тех же общественных явлений для того или иного человека, группы, социума, государства. В этом и заключается специфика гуманитарной культуры. Естественно-научная культура во многом исключает субъективизм ученого.
Специфика естественно-научной культуры состоит в том, что знание о природе постоянно совершенствуется, отличается высокой степенью объективности, представляет собой наиболее достоверный (истинный) слой массива человеческого знания, имеющего большое значение для существования человека и общества[4]. Кроме того, это глубоко специализированное знание. Для "рядовых" потребителей естественно-научной культуры необходимы научно-мировоззренческие популярные "переводы" (толкования) знаний о природных объектах. В любом случае для человека вообще естественно-научная культура есть важнейшее средство социализации, а для многих специалистов — решающее условие их эффективной деятельности.
Специфика гуманитарной культуры состоит в том, что знание о системе ценностных зависимостей в обществе активизируется исходя из принадлежности индивида к определенной социальной группе. В основе актуализации нередко лежат общечеловеческие ценности (гуманизм, демократия, права человека, нормы морали и т. д.). Все это имеет решающее значение в социальной адаптации индивида. Проблема истинности решается с учетом знания об объекте и оценки полезности этого знания познающим или потребляющим субъектом. При этом не исключается возможность толкований, противоречащих реальным свойствам объектов, насыщенность теми или иными идеалами и проектами будущего.
2. Соотношение естественно-научной и гуманитарной культуры
В методологии науки под этими терминами естественно-научной и гуманитарной культурой понимают две различные традиции, которые сформировались в изучении природы, т.е. в естествознании, с одной стороны, и исследовании явлений духовной жизни общества, т.е. в гуманитарных науках - с другой. Это различие обусловлено самой спецификой объектов изучения естественных и гуманитарных наук.
В то время как в природе действуют слепые, стихийные и не зависимые от человека процессы, в обществе ничего не совершается без сознательных целей, интересов и мотиваций. На этом основании естественно-научную культуру нередко противопоставляют культуре гуманитарной. Поскольку методы исследования в естествознании сформировались раньше, чем в гуманитарных науках, то в истории познания делались неоднократные попытки перенести их целиком и полностью, без соответствующих изменений и уточнений, в гуманитарные науки.
Такие попытки не могли не встретить сопротивления и критики со стороны специалистов, изучавших явления социальной жизни и духовной культуры. Иногда подобное сопротивление сопровождалось полным отрицанием какого-либо значения методов естествознания для исследования социально-культурных и гуманитарных процессов. Однако в последние десятилетия под влиянием научно-технической революции и в связи с возникновением новых общенаучных и междисциплинарных направлений исследования былая конфронтация между естествоиспытателями и гуманитариями все больше уступает место согласию и стремлению понять и использовать методы друг друга.
Мы являемся свидетелями того, как социологи, юристы, педагоги и другие специалисты-гуманитарии начинают применять системный подход, идеи и методы кибернетики и теории информации в своих исследованиях.
Таким образом можно утверждать закономерно выделения естественно научной и гуманитарной культур как особых типов культуры, они неразрывно связаны между собой[5]:
- сам человек существо биосоциальное, природное и общественное в нем неразрывно связанно;
- оба типа культуры принимают участие в формировании человеческого мировоззрения, а оно представляет собой целостное явление;
- имеется целый ряд пограничных проблем;
- естествознание часто сталкивается с проблемами социального или этического характера, хотя естество знание изучает преимущественно природу, но второй стороной исследования всегда является человек, поэтому методология исследования всегда включает в себя элементы гуманитарного знания, гуманитарные науки могут дать дополнительные данные подтверждающие истинность теории.
- с другой стороны гуманитарные науки все шире используют методы и данные естественных наук.
Взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур заключается в следующем:
- они имеют единую основу, выраженную в потребностях и интересах человека и человечества в создании оптимальных условий для самосохранения и совершенствования;
- осуществляют взаимообмен достигнутыми результатами (это нашло свое выражение, например, в этике естествознания, рационализации гуманитарной культуры и т. п.);
- взаимно координируют в историко-культурном процессе;
- являются самостоятельными частями единой системы знаний науки;
- имеют основополагающую ценность для человека, ибо он выражает единство природы и общества.
Антропная основа естественно-научной и гуманитарной культур приобретает на рубеже XX—XXI вв. первостепенное значение.
Эти средства создаются людьми, постоянно совершенствуются и состоят из трех содержательных типов культур- материальной, социальной и духовной.
Заключение
Итак, в данной работе было рассмотрено соотношение естественно-научной и гуманитарной культуры.
Были решены следующие задачи:
- Дать понятие естественно-научной и гуманитарной культуры;
- Проблема разрыва между естественно-научной и гуманитарной культурой.
Естествознание затрагивает вопросы не только собственно естественно-научные, но и гуманитарные, потому что в нем освещаются пути познания Человеком Природы. т. е. пути развития науки. А изучение этих путей составляет предмет философии (как науки о мышлении и познании) и социологии (как науки о развитии человеческого общества) или психологии (как науки о человеческом интеллекте).
Уже в ХХ веке становилось все более ясным, что изучение общества как системы социальных отношений, в которой протекает человеческая жизнь, будучи безусловно необходимым, оказывалось отнюдь не достаточным для понимания самого человека — самой сложной системы изо всех, известных науке, ибо ее существование не укладывается ни в социальные, ни, тем более, в природные, биологические закономерности, ни даже в единство тех и других, но требует включения в этот биосоциальный контекст третьей силы — культуры.
В сфере знания все более отчетливо осознавалось эвристическое значение междисциплинарного подхода, поскольку уровень сложности системы «человек» делал необходимым сопряжение философского, психологического, педагогического, этического, эстетического и культурологического аспектов ее анализа. Отсюда проистекала необходимость решения наиболее сложной задачи — разработка методологии сопряжения гуманитарного знания как наук о человеке не только с обществознанием и культурологией, но и с естествознанием.
Список литературы
1. Дубнищева Т.Я. Концепции Современного естествознания. Основной курс в вопросах и ответах – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2003.
2. Небел Б. Наука об окружающем мире. Как устроен мир. – М.: Мир, 2000.
3. Пахустов Б.К. Концепции современного естествознания: УМК. – Новосибирск: СибАГС, 2001.
4. Хрестоматия по философии. Под ред. Иванченко Н.С. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003.
5. Ортега-и-Гассет Хосе. Дегуманизация искусства//Эстетика. Философия культуры.- М.: Дрофа, 2002..
[1] Хрестоматия по философии. Под ред. Иванченко Н.С. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003. – с. 57.
[2] Ортега-и-Гассет Хосе. Дегуманизация искусства//Эстетика. Философия культуры.- М.: Дрофа, 2002.. – с. 61.
[3] Хрестоматия по философии. Под ред. Иванченко Н.С. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003. – с. 84.
[4] Пахустов Б.К. Концепции современного естествознания: УМК. – Новосибирск: СибАГС, 2001. – с. 122.
[5] Ортега-и-Гассет Хосе. Дегуманизация искусства//Эстетика. Философия культуры.- М.: Дрофа, 2002.. – с. 134.