Содержание

Задание 1. 3

Провести сравнительный анализ  законов о банкротстве  за 1992, 1998, 2002 годы.. 3

Задание 2. 4

Построить классификацию кредиторов в виде схемы с пояснениями. 4

Задание 3. 9

Провести сравнительный анализ  систем банкротства различных стран. 9

3.1. Система банкротства в России. 9

3.2. Система банкротства в США.. 9

3.3. Система банкротства в Канаде. 11

3.4. Система банкротства в Казахстане. 13

3.5. Система банкротства в Италии. 16

Задание 4. 21

Особенности банкротства физических лиц. 21

1. Общие особенности банкротства физических лиц. 21

2. Особенности банкротства гражданина. 22

2.1. Регулирование банкротства гражданина. 22

2.2. Заявление о признании гражданина банкротом. 22

2.3. План погашения долгов. 23

2.4. Имущество гражданина, не включаемое в конкурсную массу. 23

2.4. Недействительность сделок гражданина. 24

2.5. Рассмотрение арбитражным судом дела о банкротстве гражданина. 24

2.6. Последствия признания гражданина банкротом. 25

2.7. Исполнение решения арбитражного суда. 26

2.8. Рассмотрение требований кредиторов. 26

2.9. Порядок удовлетворения требований кредиторов. 26

2.10. Освобождение гражданина от обязательств. 27

2.11. Последствия повторного банкротства гражданина. 28


Задание 1

Провести сравнительный анализ  законов о банкротстве  за 1992, 1998, 2002 годы

         Сравнительный анализ законов о банкротстве представлен в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ законов о банкротстве в Российской Федерации  ]3, с. 167]

Критерий сравнения

Закон 1992 года

Закон 1998 года

Закон 2002 года

Цель

Основная цель включенного в 1992 г. в российское право института несостоятельности заключалась в том, что из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты (в случае их ликвидации), задерживающие развитие рыночных отношений и стимулирующие рост неплатежей.

Закон регулирует весь спектр отношений, возникающих в связи с банкротством. Главная цель, преследу­емая в процедурах банкротства, заключается в сохранении производства, недопущении массо­вой безработицы (в том числе и скрытой).


Федеральный закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Компетентные органы

В соответствии со статьей 3 указанного закона рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий было отнесено к компетенции арбитражных судов.


Компетенция арбитражного суда

Компетенция арбитражного суда

Понятие и признаки банкротства

В соответствии с законом под несостоятельностью (банкротством) понималась неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника. Исходя из определения несостоятельности, заложенного в законе, банкротом можно было признать предприятие только в том случае, когда кредиторская задолженность превышала балансовую стоимость имущества. А как быть в ситуации, если общая сумма обязательств равнялась общей стоимости имущества, но само имущество неликвидное и не может быть продано за эту сумму? Ответ на этот вопрос закон не содержал.


Согласно Гражданскому Кодексу РФ банкротом может быть признано юридическое лицо, коммерческая организация, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда.

В качестве основного признака банкротства новый закон избрал критерий неплатежеспособности, состоящий в неспособности удовлетворить требования кредиторов по обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.


Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее - банкротство); должник - гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом; Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

Недоработки

в соответствии с п.1 ст.6 закона РФ от 19.11.92 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» прежде чем подать иск в арбитражный суд, кредитор обязан направить должнику заказной почтой извещение с уведомлением о вручении. В уведомлении должны содержаться требования к должнику в недельный срок со дня его получения выполнить свои обязательства, а также предупреждение о том, что в случае их невыполнения в течение указанного срока кредитор обратится в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия. И только после получения кредитором уведомления о вручении извещения он может обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве). А как быть в случае, если кредитор перестал получать почту (поменял адрес или просто сбежал)? Закон об этом умалчивал. Судьи же отказывались принимать заявления к производству, если не соблюден так называемый претензионный порядок, даже если на уведомлении о вручении стоит отметка почты о невозможности вручения.


Новый закон так же не внес ясности в данный вопрос. Так в его тексте до статьи 2 неоднократно после слова «несостоятельность» в скобках употребляется термин «банкротство». Начиная же со статьи 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» скобки отброшены и «банкротство» становится самостоятельным понятием.    Отсутствие разграничения между несостоя­тельностью и банкротством, что позволяет чет­ко обозначить линию поведения руководителей предприятия, предотвратить их злоупотребления по ущемлению интересов других сторон и субъ­ектов хозяйствования с помощью появившихся возможностей, связанных с предоставлением предприятиям экономической самостоятельно­сти.

·           

Действующее законодательство не стимули­рует потенциальных участников такой реоргани­зационной процедуры, как санация предприятия-должника, определяя лишь их обязанности и ус­танавливая им высокую степень ответственности, независимо от последующего отношения к выпол­нению принятых ими обязательств, хотя главная декларируемая цель введения законодательства о банкротстве сводится не к ликвидации, а к под­держке предприятий самыми разными способами.



Задание 2

Построить классификацию кредиторов в виде схемы с пояснениями

По своей природе законодательство о банкротстве является комплексным и содержит в себе элементы как частного так и публичного права.

Основным нормативным актом, регулирующим отношения, связанные с несостоятельностью организаций является ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2003 г. № 127-ФЗ (далее — Закон или Закон о банкротстве).

К элементам частного права можно отнести нормы гражданского и трудового права, включенные в Закон. Элементы публичного права проявляются в нормах, относящихся к налоговому, государственному и муниципальному праву. Поэтому отдельные вопросы, касающиеся банкротства организаций, могут рассматриваться правовыми актами, в своей основе содержащими нормы гражданского, трудового, налогового, государственного и муниципального права ]5, с. 190].

Анализ норм трудового права, содержащихся, в частности, в  Трудовом кодексе РФ, показал, что термин «кредитор» в этой отрасли права не используется. В налоговом праве также отсутствует понятие «кредитор», хотя и применяется термин «налоговый орган», обозначающий субъекта, по сути наделенного полномочиями кредитора по отношению к налогоплательщику.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что базовое определение понятия «кредитор» можно дать только исходя из норм и институтов гражданского права. Статья 307 ГК РФ  под кредитором понимает сторону обязательства, наделенную правом требовать от должника (другой стороны обязательства) совершения или воздержания от совершения определенных действий (передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п.). При этом, основаниями возникновения обязательств могут служить различные по характеру юридические факты или их определенный состав: договор, односторонняя сделка, причинение вреда, неосновательное обогащение, находка, государственные и муниципальные акты и иные основания, указанные в ГК РФ.

Критериями для классификации (распределения по группам) кредиторов могут служить: характер требований, основания и момент возникновения обязательства, срок его исполнения, очередность удовлетворения требований кредитора (текущий, внеочередной, очередной кредиторы), объем полномочий в отношении должника и т.д.

Традиционной считается классификация кредиторов в процедурах банкротства, предложенная А.П.Вершининым. В ней кредиторов подразделяют по содержанию требований (кредиторы по денежным и иным обязательствам); по форме участия в арбитражном процессе (конкурсные и иные кредиторы); по очередности удовлетворения требований (внеочередные и очередные кредиторы) ]4,с . 101].

Целесообразно классифицировать кредиторов в процедурах банкротства по следующим основаниям: (1) по природе кредиторских требований; (2) по статусу в процедурах банкротства; (3) по очередности удовлетворения требований; (4) по степени удовлетворения требований. Классификация кредиторов представлена ниже.


 









недоговорные

 

договорные

 
                                                                                                                                             

 






Задание 3

Провести сравнительный анализ  систем банкротства различных стран

3.1. Система банкротства в России

Существующая до 1998 г. в России нормативно-правовая база (опирающаяся в основном на обширный зарубежный опыт), регламентирующая процесс банкротства, оказалась неработоспособной в современных экономических условиях и привела к тому, что крупные предприятия получили возможность, не опасаясь банкротства, продолжать усугублять кризис неплатежей. Но, не смотря на это, с каждым годом число дел о несостоятельности, рассмотренных арбитражными судами, растет, что, несомненно, свидетельствует о том, что институт банкротства в России занимает одно из ведущих мест в развитии нормальных экономических отношений среди участников хозяйственного оборота.

В настоящее время основным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” от 8 января 1998 года. Необходимость принятия нового закона была обусловлена не только несовершенством Закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1992 года, но и тем, что вступил в силу новый Гражданский Кодекс РФ. Содержащиеся в двух последних нормативных актах понятия не состыковывались друг с другом, что вызывало сложности при рассмотрении дел в арбитражных судах ]6, с. 100].

3.2. Система банкротства в США

Первые положения, касающиеся реорганизации/банкротства появились еще в XVIII веке. Так, в сентябре 1787 года Конституционное Собрание США наделило Конгресс полномочиями принимать законодательные акты, которые составят единую национальную правовую базу  для разрешения споров кредиторов с должниками. Это было сделано для того, чтобы уйти от английской практики, где при определенных обстоятельствах за объявление о реорганизации или банкротстве предприятия или физического лица предусматривалась смертная казнь.    Раздел 8 Статьи 1 Конституции США предоставляет Конгрессу исключительное право на принятие федеральных законов, составляющих единое законодательство по вопросам реорганизации и банкротства на территории Соединенных Штатов ]1, с. 134]. 

Значение законодательства о реорганизации-банкротстве Законодательство о реорганизации-банкротстве США дает (в большинстве случаев) возможность юридическим и физическим лицам, добросовестно заявившим о своем банкротстве, освободиться от большей части своего долга, а предприятиям, серьезно занимающимся своею деятельностью, предоставляется возможность реорганизовать производство, обретя, таким образом, финансовую стабильность. Американские юристы и бизнесмены сходятся во мнении, что законодательство о реорганизации и банкротстве служит "страховочной сеткой" для системы рыночной конкуренции и "спасательным кругом" - для свободного предпринимателя ]7, с. 167].

1. Положительное воздействие законодательства о банкротстве складывается из трех составляющих - выгода конкретного предприятия, выгода государства и выгода общества.    Законодательство создает правовые основы для реорганизации прогоревшего предприятия, следовательно, оно стимулирует предпринимательскую деятельность, инвестирование и принятие на себя риска.

Действительно, в рамках законодательства нет положений, непосредственно поощряющих инвестирование, однако его нормы смягчают некоторые из наиболее болезненных последствий неудачи в ведении бизнеса. Индивидуальный предприниматель, группа индивидуальных предпринимателей или предприятие вряд ли инвестировали средства в новое дело, брали бы кредит и т.д., если бы неудача в предприятии обязательно влекла бы за собой пожизненный долг или нищету.    Нормы законодательства о банкротстве предоставляют шанс восстановить благополучие и взять "новый старт". Добросовестно действующие юридические и физические лица могут ставить себя практически в любую форму финансовой зависимости с уверенностью, что при необходимости они получат возможность начать всё сначала и прийти в будущем к финансовому процветанию. Коммерческое предприятие может обновить производство после сдачи его в аренду и после периода убыточности стать экономически выгодным.  

Интерес государства здесь состоит в том, что, восстановив своё финансовое благополучие, граждане и предприятия становятся субъектами налогообложения.

Нормативная база открывает дорогу к освобождению от долгов тем добросовестным и ответственным должникам, которые действительно нуждаются в "новом старте" в условиях конкуренции в обществе.    Упорядоченность и предварительная определенность правового статуса кредиторов и должников создает правовую основу для обеспечения предоставления займов и увеличения объема кредитования, что является одним из необходимых компонентов нормального торгового оборота. 

3.3. Система банкротства в Канаде

Главной целью государственного регулирования сферы банкротства в Канаде является повышение инвестиционной привлекательности канадской экономики путем создания и обеспечения действенности системы восстановления производительных активов предприятий-банкротов, реабилитации должников, предотвращения мошенничества при банкротстве и ведения необходимой статистики и реестров.

Функционирование системы обеспечивается совместными усилиями государственного органа Канады по банкротству, судов и частных лицензированных управляющих дел по несостоятельности.

В 1967 г. все официальные ресиверы были введены в штат службы суперинтенданта по банкротству, которая с тех пор является единственным государственным органом по банкротству Канады. ССБ осуществляет как предписанные суперинтенданту законом надзорные, нормотворческие и прочие функции и полномочия по обеспечению соответствия всей канадской системы банкротства закону, так и функции и полномочия официальных ресиверов, главными из которых являются внесудебное оформление подавляющего большинства банкротств в стране и контроль деятельности лицензированных управляющих ]3,с . 154].

Важная задача ССБ - обеспечивать активную работу всех частных участников процедур несостоятельности и банкротства (должника, кредиторов, лицензированного управляющего) в эффективном управлении и распоряжении имуществом должника.

Обеспечивая гармоничность действий трех составных частей системы регулирования экономической несостоятельности предприятий Канады, т.е. сообщества управляющих, судов и самой ССБ, эта служба активно содействует повышению доверия со стороны инвесторов путем предоставления необходимой информации деловому сектору страны.

Функции ССБ, перечисленные ниже, очерчивают круг компетенции этого государственного органа ]4, с. 256]:

1. Осуществление программы мониторинга (надзора) действий всех участников дел о несостоятельности. В первую очередь, конечно, мониторингу подвергаются лицензированные управляющие. Однако равным образом проверяется деятельность должников и кредиторов. Мониторинг осуществляется как по жалобам, так и по инициативе самой ССБ: на выборочной основе, на определенной территории и т.д. 2. Осуществление программы интервенции (вмешательства) в дела банкротства и несостоятельности всякий раз, когда надзор выявляет отклонение процедуры от Закона. Вмешательство может иметь форму указания нарушителю со стороны сотрудника ССБ, а может иметь форму возбуждения дела в суде или выступления стороной в судебном заседании, или настояния на организации судом специального заседания. 3. Разработка изменений и дополнений в закон о банкротстве и несостоятельности. Причем делается это постоянно, поскольку согласно канадскому законодательству Закон о банкротстве должен пересматриваться каждые 5 лет (или чаще, если потребуют обстоятельства). 4. Разработка обязательных для исполнения лицензированными управляющими правил, инструкций, форм и прочих нормативных документов. 5. Сбор, анализ и публикация статистики дел о несостоятельности и банкротстве в стране и в разных провинциях. 6. Предоставление по запросам информации в отношении любого лица (физического или юридического) о том, подвергалось ли это лицо процедурам банкротства, когда и с каким результатом. 7. Регистрация заявлений участников процедур. Исследования отчетов о поступлениях и расходах средств в ходе осуществления процедур и выработка по этим отчетам заключений. Выдача сертификатов о начале процедуры. 8. Исследование финансового состояния должника. Ведение в качестве председателя собрания кредиторов.

Все эти функции определены законом, каждая имеет свой статус.

3.4. Система банкротства в Казахстане

Законодательными актами, регулирующими несостоятельность в Республике Казахстан, являются Общая Часть Гражданского Кодекса Республики Казахстан (в дальнейшем - ГК РК), принятая 27 декабря 1994 года и вступившая в силу с 01 марта 1995 года, а также Указ Президента РК “О банкротстве” (в дальнейшем - Указ о банкротстве), подписанный 07 апреля 1995 года. Ранее данные отношения регулировались законом “О банкротстве”, принятым 14 января 1992 года. На практике указанный закон применялся достаточно мало.

Указ о банкротстве предлагает следующую формулировку банкротства: “Банкротство - устойчивая неспособность индивидуального предпринимателя или юридического лица удовлетворить требования своих кредиторов и выполнить налоговые и иные обязательные платежи вследствие превышения пассивов должника над его активами.”

Сравнение данного определения с нормами ГК РК позволяет сделать вывод о невозможности прямого толкования данного определения. Так, например, исходя из смысла определения, для признания предприятия банкротом необходимо одновременное наличие задолженности кредиторам и по уплате обязательных платежей. Но, учитывая нормы ГК РК, дело о банкротстве по иску кредитора может быть возбуждено даже при приостановлении платежей должником хотя бы по одному из своих обязательств в течение трех месяцев со дня наступления срока платежа ]5, с. 177].

Также, Указ о банкротстве косвенно указывает, что банкротом может быть признано любое юридическое лицо. Но ГК РК предусматривает, что такие юридические лица как учреждения и казенные предприятия отвечают по своим обязательствам не всем закрепленным за ними имуществом, а лишь находящимися в их распоряжении денежными средствами. Таким образом, при недостаточности у такого юридического лица средств для удовлетворения обязательств вопрос может ставиться лишь о возложении ответственности на собственника, а не о признании юридического лица банкротом.

Определение банкротства не дает указаний на определенный срок, в течение которого должны отсутствовать платежи по обязательствам. Но дальнейшее изучение текста Указа о банкротстве позволяет сделать вывод о минимальном сроке в три месяца, так как по нормам указа, кредитор, обращаясь в суд, должен представить доказательства отсутствия платежей в течение 3 месяцев.

Дело о банкротстве рассматривается судом, и только судом должник может быть признан банкротом. В течение одного месяца со дня подготовки дела к судебному разбирательству суд должен принять решение либо о признании должника состоятельным (в случае выявления реальной возможности удовлетворения требований кредиторов или заключения мирового соглашения), либо о признании должника банкротом и ликвидации его, либо вынести определение о приостановлении производства по делу и проведении реорганизационных процедур.

Реорганизационными процедурами, применяемыми к несостоятельному должнику, являются внешнее управление и санация. Возможно применение как одной из них, так и обеих одновременно. На проведение внешнего управления требуется согласие более 50% кредиторов (по сумме долгов). Для проведения санации согласия кредиторов не требуется.

Внешнее управление осуществляется доверенным управляющим, разрабатывающим план внешнего управления и организующим его выполнение. Внешнее управление назначается на период до 18 месяцев, но может быть продлено судом еще на 6 месяцев. На период проведения внешнего управления устанавливается мораторий на требования кредиторов. Внешнее управление прекращается по истечении установленного срока или по ходатайству доверенного управляющего, убедившегося в невозможности восстановления платежеспособности должника.

Санацию проводят собственник предприятия или кредиторы. Санацию может провести также любое третье лицо или третьи лица с согласия собственника предприятия. При поступлении в суд ходатайства о проведении санации, суд анализирует представленные материалы, проводит конкурс лиц, желающих участвовать в санации и объявляет лицо, которое будет проводить санацию, одновременно утверждая план проведения санации и соглашение между ее участниками. Также суд осуществляет контроль за проведением санации. Продолжительность санации устанавливается на срок до 18 месяцев, и может быть продлена судом, но не более чем на 6 месяцев. За первые 12 месяцев санации должно быть удовлетворено не менее 40% от общей суммы требований. Санация прекращается по достижении цели санации; окончании установленного срока санации; невыполнения требований соглашения о проведении санации; установления неэффективности санации.

Ликвидационное производство объявляется судом, который сообщает об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию субъектов хозяйственной деятельности и назначает ликвидационную комиссию. Ликвидационная комиссия устанавливает порядок и сроки проведения ликвидации, проводит инвентаризацию имущества и его оценку, учет долгов и проводит конкурс по продаже имущества должника. Вырученные средства распределяются среди кредиторов в такой же очередности, что установлена ст. 64 ГК РФ.

3.5. Система банкротства в Италии

Порядок банкротства в Италии основан на королевском постановлении правительства от 16 марта 1942 г. № 267. Это постановление, дававшее хорошие результаты в прежние годы, уже устарело. И оно должно быть заменено законодательством, более соответствующим проблематике современного индустриального общества.

В нем различают четыре правовые нормы ]1, с. 122]:

• действительное банкротство;

• соглашение с кредиторами (ввиду угрозы банкротства);

• контролируемое управление (в случае угрозы банкротства);

• принудительная ликвидация органов управления.

Рассмотрим каждую из правовых норм более подробно.

Банкротство. Объективная предпосылка банкротства - состояние неплатежеспособности, т.е. неспособность предприятия отвечать по своим обязательствам. Это понятие более широкое и не ограничивается только кризисом ликвидности.

Приостановление платежей - форма проявления очевидного банкротства предприятия.

Цель банкротства заключается в защите интересов всех кредиторов предприятия путем изъятия у предпринимателя функций контроля и управления.

Органами, осуществляющими процедуры банкротства, являются: обычный суд, который выносит решение о банкротстве и о всех действиях, вытекающих из банкротства; уполномоченный судья, выполняющий директивные функции и контроль действий попечителя; попечитель, управляющий имуществом предприятия-банкрота под руководством уполномоченного судьи; комитет кредиторов, обладающий совещательными функциями.

Объявление о банкротстве вызывает также персональные последствия, которые, ограничивают сферу свободы и правоспособности банкрота (например, просмотр корреспонденции банкрота попечителем; обязательство банкрота не покидать место жительства без разрешения уполномоченного судьи, занесение банкрота в государственный реестр банкротов).

Эта личная недееспособность остается в силе до тех пор, пока банкрот не будет восстановлен в гражданских правах, а его имя не будет вычеркнуто из реестра банкротов.

Для предпринимателя-неудачника, но аккуратного и пользующегося хорошей репутацией, не предусмотрено никаких уголовных последствий. Для того, кто на этапе, предшествующем банкротству, действовал с умыслом, предусмотрено уголовное наказание за мошенническое банкротство (от трех до десяти лет тюремного заключения); для того, кто действовал только небрежно, предусмотрено уголовное наказание за простое банкротство (от шести месяцев до двух лет тюремного заключения).

Соглашение с кредиторами. Предприниматель, который находится в состоянии неплатежеспособности, до тех пор пока не будет объявлено банкротство, может попытаться избежать этого, предложив кредиторам так называемое соглашение с кредиторами.

Предложение о соглашении должно предусматривать: предложение серьезных имущественных гарантий личных или третьих лиц с тем, чтобы обеспечить полный платеж того, что причиталось привилегированным кредиторам и по меньшей мере 40% от того, что причиталось кредиторам, не получившим обеспечения (без привилегий), или в качестве альтернативы - предложение о передаче кредиторам всего имущества, в том числе личного имущества предпринимателя, лишь бы оценка такого имущества заставляла обоснованно считать, что кредиторы могут быть удовлетворены в ранее указанном размере.

Кроме того, для предпринимателя, вносящего предложения, необходимы следующие условия:

- числиться два года в реестре предприятия или хотя бы с момента начала деятельности предприятия, если у последнего меньшая продолжительность, и вести обычный бухгалтерский учет за этот же период;

- в течение пяти предыдущих лет не объявляться банкротом и не допускаться к другой процедуре соглашения с кредиторами;

- не подвергаться уголовным преследованиям в связи с банкротством или правонарушением в отношении имущества, экономики, промышленности или торговли, не совершать уголовно наказуемых преступлений.

Предложение о соглашении должно представляться предпринимателем, а решение - приниматься судом по месту расположения предприятия. 

Если предложение не имеет реквизитов, предписанных законом, суд объявляет банкротство; если же предложение принимается, то суд назначает судью, который должен следить за порядком, и судебного исполнителя, который должен управлять процедурой.

В отличие от процедуры банкротства во время процедуры соглашения с кредиторами за предпринимателем сохраняется право управления имуществом и работой предприятия; он только поставлен под наблюдение судебного исполнителя и руководство уполномоченного судьи.

Начало процедуры соглашения с кредиторами примерно аналогично действиям, вытекающим из процесса банкротства, действиям, связанным с требованием соблюдения равенства материальных условий для всех кредиторов.

Соглашение с кредиторами имеет одну особенность: после принятия к рассмотрению судом оно должно быть одобрено большинством кредиторов, которые вызываются на суд и приглашаются к голосованию.

Если не будет достигнуто предусмотренного законом большинства, то объявляется банкротство, при наличии большинства соглашение с кредиторами принимается.

Контролируемое управление. Если предприниматель временно затруднен выполнить свои обязательства, то законом предусмотрена процедура контролируемого управления, с тем чтобы преодолеть случайный кризис, в котором оказалось предприятие.

Управление предприятием и управление имуществом предпринимателя передаются на судебный контроль, и предоставляется отсрочка платежей на период не более двух лет, если есть серьезные, разумные и объективные возможности для санации предприятия.

Во время этой процедуры за предпринимателем, как правило, сохраняется право на управление имуществом и работой предприятия. Контролируемое управление прекращается по решению суда, если не может продолжаться с пользой. За отменой следует объявление о банкротстве, если только предприниматель будет не в состоянии предложить соглашение с кредиторами.

Такие же последствия происходят, если предприниматель по истечении срока действия процедуры не в состоянии надлежащим образом выполнять свои обязательства.

Контролируемое управление прекращается по окончании временного кризиса, поскольку должник в состоянии надлежащим образом выполнять свои обязательства.

Принудительная ликвидация органов управления. Некоторые предприятия, как правило, государственные учреждения или компании, занимающиеся деятельностью,  представляющей особый  общественный  интерес (например, страховые компании или кредитные учреждения), подвергаются контролю государственных органов управления.

Если эти предприятия находятся в состоянии развала или из-за нарушений норм их функционирования или по иной причине прекращение их деятельности становится оправданным, целесообразна ликвидация имущества. Происходит она административным путем, отсюда и название «ликвидация органов управления».

Особые законы определяют предприятия, относящиеся к этому виду процедуры, и случаи, по которым может быть принято постановление о ликвидации.

Как проявление состояния неплатежеспособности рассматриваются следующие случаи:

• недостаточность активов, предоставленных в счет гарантии обязательных резервов предприятиям, занимающимся страхованием жизни, даже если страхователь докажет, что он обладает имуществом (незаложенным), достаточным для гарантии всех принятых на себя обязательств;

• для сельских банков (кредитных учреждений кооперативного типа), если потеря уставного капитала составляет одну треть;

• потеря половины имущества других кредитных предприятий, даже если оставшаяся часть имущества достаточна для выполнения других обязательств.

Общие принципы принудительной ликвидации органов управления следующие.

Хотя процедура и носит преимущественно административный характер, контроль судебных органов в целях защиты прав как должника, так и третьих лиц, заинтересованных в процедуре, все же обеспечивается.

Как правило, принудительная ликвидация органов управления исключает банкротство, но особый закон уточняет возможное исключение из этого правила. В этом случае применяется критерий прецедента, т.е. объявление о банкротстве устраняет принудительную ликвидацию, и наоборот. Процедура принудительной ликвидации аналогична той, которая предусмотрена для обычного процесса банкротства; единственное различие касается органов контроля. Так, если в случае банкротства назначается попечитель, то при принудительной ликвидации действует уполномоченный ликвидатор, который помогает наблюдательному комитету (состоит из трех или пяти человек, имеющих опыт работы в сфере деятельности предприятия). В случае особой значимости предприятия уполномоченными ликвидаторами могут быть три человека.





Задание 4

Особенности банкротства физических лиц

1. Общие особенности банкротства физических лиц

Процедура банкротства предпринимателя — физического лица практически не отличается от той же процедуры в отношении лица юридического. Главное отличие состоит в том, что в случае признания банкротом ЧП-физлица в ликвидационную массу (имеются в виду арестованные денежные средства и имущество предпринимателя, выставленное на продажу) может быть включено все имущество гражданина, за исключением того, на которое запрещено возлагать взыскание, согласно гражданскому процессуальному законодательству Украины и Закону “Об исполнительном производстве”. Поскольку банкротство ЧП связано с отчуждением имущества частного лица, законодатель предусмотрел для этой категории СПД ряд поблажек ]4,с . 189].

Предприниматель-физлицо (или другой участник производства по делу о банкротстве) имеет право защитить свое добро на основании законодательно оговоренного списка неприкосновенного при конфискации имущества либо путем обращения в хозяйственный суд с ходатайством исключить из состава ликвидационной массы имущество гражданина-предпринимателя, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством России может налагаться взыскание, но которое является неликвидным или доход от реализации которого существенно не повлияет на удовлетворение требований кредиторов.

Понадеявшись изъять из ликвидационной массы нечто очень интересное для кредиторов, следует помнить, что при “втискивании” в лимит слишком большого количества “неликвидного” и “несущественного” имущества возникает опасность обжалования кредиторами определения суда, которым это добро может быть выделено из ликвидационной массы. Следует отметить, что суд имеет право освободить из-под ареста имущество предпринимателя или его часть, если последний заключит договор поручительства или иного обеспечения исполнения обязательства предпринимателя с третьими лицами.

Что касается самого процесса, то и здесь у частников есть возможности облегчить свою участь.

Обращаясь в суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве, предприниматель может приложить к нему план погашения своих долгов, копии которого будут направлены кредиторам. Если у последних не будет возражений против предложенной последовательности погашения задолженностей, суд утвердит предложенный предпринимателем план, который становится основанием для приостановления производства по делу на срок не более трех месяцев.

2. Особенности банкротства гражданина

2.1. Регулирование банкротства гражданина

К отношениям, связанным с банкротством гражданина, применяются правила, установленные главами I-VIII  Федерального закона.

2.2. Заявление о признании гражданина банкротом

Заявление о признании гражданина банкротом может быть подано в арбитражный суд гражданином-должником, кредитором, а также уполномоченным органом.

Правом на подачу заявления о признании гражданина банкротом обладают кредиторы, за исключением кредиторов по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о взыскании алиментов, а также кредиторов, требования которых неразрывно связаны с их личностью.

При применении процедур банкротства гражданина кредиторы по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о взыскании алиментов, а также кредиторы, требования которых неразрывно связаны с их личностью, вправе предъявить свои требования.

Требования указанных кредиторов, не заявленные ими при применении процедур банкротства гражданина, сохраняют силу после завершения процедур банкротства гражданина.

2.3. План погашения долгов

К заявлению гражданина может быть приложен план погашения его долгов, копии которого направляются кредиторам и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве.

При отсутствии возражений кредиторов арбитражный суд может утвердить план погашения долгов, что является основанием для приостановления производства по делу о банкротстве на срок не более чем три месяца.

План погашения долгов должен включать в себя:

·        срок его осуществления;

·        размеры сумм, ежемесячно оставляемых должнику и членам его семьи для обеспечения их жизнедеятельности;

·        размеры сумм, которые предполагается ежемесячно направлять на погашение требований кредиторов.

Арбитражный суд вправе по мотивированному ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве, изменить план погашения долгов, в том числе увеличить или уменьшить срок его осуществления, размеры сумм, ежемесячно оставляемых должнику и членам его семьи для обеспечения их жизнедеятельности.

В случае, если в результате выполнения должником плана погашения долгов требования кредиторов погашены в полном объеме, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению.

2.4. Имущество гражданина, не включаемое в конкурсную массу

В конкурсную массу не включается имущество гражданина, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством не может быть обращено взыскание.

Арбитражный суд вправе по мотивированному ходатайству гражданина и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, исключить из конкурсной массы имущество гражданина, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством может быть обращено взыскание, которое является неликвидным или доход от реализации которого существенно не повлияет на удовлетворение требований кредиторов. Общая стоимость имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы в соответствии с положениями настоящего пункта, не может превышать сто минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом.

Перечень имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы в соответствии с положениями настоящего пункта, утверждается арбитражным судом, о чем выносится определение, которое может быть обжаловано.

2.4. Недействительность сделок гражданина

Сделки гражданина, связанные с отчуждением или передачей иным способом имущества гражданина заинтересованным лицам за год до возбуждения арбитражным судом производства по делу о банкротстве, являются ничтожными.

По требованию кредитора арбитражный суд применяет последствия недействительности ничтожной сделки в виде возврата имущества гражданина, которое является предметом сделки, в состав имущества гражданина или в виде обращения взыскания на соответствующее имущество, находящееся у заинтересованных лиц.

2.5. Рассмотрение арбитражным судом дела о банкротстве гражданина

Одновременно с вынесением определения о введении наблюдения в отношении гражданина арбитражный суд налагает арест на имущество гражданина, за исключением имущества, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством не может быть обращено взыскание.

Временный управляющий до рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве обеспечивает проведение независимой оценки имущества должника.

По ходатайству гражданина арбитражный суд может освободить имущество гражданина (часть имущества) из-под ареста в случае представления поручительства или иного обеспечения исполнения обязательств гражданина третьими лицами.

На основании заявления гражданина арбитражный суд может отложить рассмотрение дела о банкротстве не более чем на месяц для осуществления гражданином расчетов с кредиторами или достижения мирового соглашения.

При наличии сведений об открытии наследства в пользу гражданина арбитражный суд вправе приостановить производство по делу о банкротстве до решения вопроса о судьбе наследства в установленном федеральным законом порядке.

2.6. Последствия признания гражданина банкротом

С момента принятия арбитражным судом решения о признании гражданина банкротом и об открытии конкурсного производства наступают следующие последствия:

·        сроки исполнения обязательств гражданина считаются наступившими;

·        прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем обязательствам гражданина;

·        прекращается взыскание с гражданина по всем исполнительным документам, за исключением исполнительных документов по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также по требованиям о взыскании алиментов.

Решение о признании гражданина банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд направляет всем известным кредиторам с указанием срока предъявления кредиторами требований, который не может превышать два месяца.

Рассылка указанного решения арбитражного суда осуществляется за счет гражданина.

2.7. Исполнение решения арбитражного суда

Решение арбитражного суда о признании гражданина банкротом и об открытии конкурсного производства и исполнительный лист об обращении взыскания на имущество гражданина направляются судебному приставу-исполнителю для осуществления продажи имущества должника. Продаже подлежит все имущество гражданина, за исключением имущества, не включаемого в конкурсную массу в соответствии с  Федеральным законом.

При необходимости постоянного управления недвижимым имуществом или ценным движимым имуществом гражданина арбитражный суд утверждает для указанных целей конкурсного управляющего и определяет размер его вознаграждения. В этом случае продажа имущества гражданина осуществляется конкурсным управляющим.

Денежные средства, вырученные от продажи имущества гражданина, а также денежные средства, имевшиеся в наличии, вносятся в депозит арбитражного суда, принявшего решение о признании гражданина банкротом.

2.8. Рассмотрение требований кредиторов

Арбитражный суд рассматривает требования кредиторов, заявленные кредиторами или должником, в сроки, предусмотренные пунктом 2 статьи 208  Федерального закона. По результатам рассмотрения указанных требований арбитражный суд выносит определение о порядке и размере удовлетворения требований кредиторов.

2.9. Порядок удовлетворения требований кредиторов

До удовлетворения требований кредиторов за счет денежных средств, внесенных в депозит арбитражного суда, покрываются расходы, связанные с рассмотрением дела о банкротстве и исполнением решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и об открытии конкурсного производства.

Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

·        в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми гражданин несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также требования о взыскании алиментов;

·        во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

·        в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Расчеты с кредиторами производятся в порядке, предусмотренном статьями 135-138  Федерального закона.

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением случаев, установленных Федеральным законом для удовлетворения требований кредиторов, обеспеченных залогом имущества должника.

При недостаточности денежных средств в депозите арбитражного суда они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам их требований.

2.10. Освобождение гражданина от обязательств

После завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, заявленных в ходе процедур банкротства.

Требования кредиторов о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора и не погашенные в порядке исполнения решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом, либо погашенные частично, либо не заявленные в ходе процедур банкротства, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в полном объеме или в непогашенной их части.

В случае выявления фактов сокрытия гражданином имущества или незаконной передачи гражданином имущества третьим лицам кредитор, требования которого не были удовлетворены в ходе процедур банкротства, вправе предъявить требование об обращении взыскания на это имущество.

2.11. Последствия повторного банкротства гражданина

В течение пяти лет после признания гражданина банкротом по его заявлению повторно не может быть возбуждено дело о банкротстве.

В случае повторного признания гражданина банкротом по заявлению кредитора, заявлению уполномоченного органа по требованиям об уплате обязательных платежей в течение пяти лет после завершения расчетов с кредиторами такой гражданин не освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов.

Неудовлетворенные требования кредиторов могут быть предъявлены в порядке, установленном гражданским законодательством.

Список литературы

1)    Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. – 4 изд., испр., доп. – М.: Центр экономки и маркетинга, 2000. – 208 с.

2)    Ковалев А.П. Диагностика банкротства.– М.: Финстатинформ, 2003. – 96с

3)    Латушкина Н.М. Теория экономического анализа. – Тюмень: Изд- во ТГУ, 2003. – 152 с

4)    Левин А.Е. Технико-экономический анализ деятельности организаций: Учеб. пособ. – М.: МИКХиС, 2002. – 56с

5)    Прогнозирование и планирование: Учеб.  пособ./ Е.А. Черныш, О.П. Молчанова, А.А. Новикова, Т.А.Салтанова. – М.: Приор, 1999. – 176 с.

6)    Пястолов С.М. Анализ финансово- хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. – М.: Мастерство, 2001. – 336 с.

7)    Справочное пособие директору производственного объединения (предприятия) В 2 т./ Под ред. Е.А.Егиазаряна и А.Д. Шеремета. – М. : Экономика, 1997

8)    Статистика финансов: Учеб./ Под ред. В.Н. Салина. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 816 с.

9)    Теория статистики с основами теории вероятности: Учеб. пособ./ И.И. Елисеева, В.С. Князевский, Л.И. Ниворожнина, З.А. Морозова. – М.: Юнити- Дана, 2001 .- 446 с

10)                      Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятия. – М.: Инфра- М, 2003. -  343 с.

11)                      Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. – М.: Инфра- М, 1996. – 176 с.

12)                      Финансы: Учеб.- М.: ИД ФБК-Пресс, 2000. – 760 с.

13)                      Черкасова И.О. Анализ хозяйственной деятельности. – СПб.: Нева, 2003. – 192 с.

14) Четыркин Е.М. Статистические методы прогнозирования. – М.: Статистика, 1995. – 278 с