Содержание

Введение. 3

1. Факторные и результативные показатели. Виды взаимосвязи между показателями. 4

2. Расчёт показателей прибыли, рентабельности и оборачиваемости. 14

3.1.Определение влияния факторов на изменение объёма продаж.. 15

3.2.Определение степени выполнения обязательств по внутригрупповому ассортименту продукции. 16

3.3.Ранжирование изделий с точки зрения выгодности их для производства. 17

Заключение. 19

Список литературы.. 20


Введение

            Данная работа структурно состоит из 3 заданий.

          В первом задании целью исследования является выявление факторных и результативных показателей и определение взаимосвязи между ними. В этой же главе приводится примерный расчёт рассмотренных факторов и их влияний на примере ООО «Продукты Сибири»

          Во втором задании произведен расчёт показателей прибыли, рентабельности и оборачиваемости по условиям задания.

          Третье задание состоит из 3 частей, в каждом из которых на основании полученных знаний производятся расчёты ситуационных задач.

1. Факторные и результативные показатели. Виды взаимосвязи между показателями.

В этой главе подробно рассматривается вопрос взаимосвязи между факторными и результативными показателями, а также сущность самих показателей.

Результаты работы предприятий, их подразделений зависят от ряда факторов.

Факторы это условия хозяйственных процессов и причины, влияющие на них.

Классификация факторов:

1)    а) Производственно-экономические  - это факторы ресурсов. (Средства труда, предметы труда и труд).

б) Технико-экономические – это механизация и автоматизация процессов, внедрение достижений науки, техники и т.д.

в) Социально-экономические (связано с обществом) (Участие трудящихся в управлении предприятием, движение новаторов в производстве, моральное стимулирование работников).

г) Социально-психологические - это факторы, связанные с совместной работой людей в коллективе.

д) Физиологические факторы (санитарно-гигиенические условия труда, эстетическое состояние помещений).

2)    Основные и второстепенные.

К основным относятся факторы, оказывающие решающее влияние на хоз. деятельность. Все остальные факторы являются второстепенными.

3)    Поддающиеся и неподдающиеся количественной оценке.

4)    Постоянные и временные.

Постоянные действуют непрерывно, весь изучаемый период. Временные функционируют определенный период.

5)    Интенсивные и экстенсивные.

Интенсивные связаны с наиболее эффективным применением достижений НТП и обеспечивают развитие экономики за счет повышения производительности труда, улучшения использования ресурсов. Экстенсивные связаны с расширением материально-технической базы предприятий, дополнительным привлечением ресурсов. Решающими факторами выступают интенсивные.

6)    Общие и специфические.

Общие действуют во всем народном хозяйстве. Специфические функционируют в отдельных отраслях или на отдельных предприятиях.

7)    Простые и сложные.

Простые являются результатом действия одной причины. Сложные возникают под воздействием комплекса причин.

8)    Прямые и расчетные.

Влияние прямых факторов определяется без специальных расчетов. Действие расчетных измеряется с помощью специальных приемов.

9)    Положительные и отрицательные.

10)            Объективные и субъективные.

Объективные не зависят от деятельности предприятий (изменение цен на ресурсы). Субъективные зависят от результата работы предприятия (эффективность использования ресурсов).

 

         

Приемы изучения факторной связи. Что такое элиминирование. Прием цепных подстановок. Примеры расчета влияния факторов на результативный показатель.

Влияние отдельных факторов чаще всего невозможно определить прямым подсчетом, тогда применяют специальные приемы. Если между показателями существует пропорциональная зависимость, то прибегают к элиминированию.

Элиминирование – это логический прием, при котором последовательно выделяют влияние одного фактора и исключают действия всех других.

Основным приемом элиминирования являются цепные подстановки, при которых последовательно заменяют плановые величины каждого фактора на фактические данные отчетного периода, при этом, в первую очередь, пересчитываются данные по количественным показателям, а затем по качественным.

Если изучают влияние на результатный показатель нескольких количественных и качественных факторов, то делают замены плановых данных по основным из их. В результате определяют пересчитанные значения результатного показателя. Причем таких значений должно быть на один меньше, чем количество факторов.

Предположим, необходимо изучить влияние 2-х факторов на результативный показатель, значение которого равно их произведению

Р=Ф12

Р – результат; Ф1 и Ф2 – первый и второй фактор.

1 расчет.

Рпл1 пл2 пл

2 расчет.

Рпересч1 факт2 пл

3 расчет.

Рф1 ф 2 ф

В=V/4; V=4*В;

Затем, используя плановые, пересчитанные и фактические значения результатного показателя производят цепную подстановку – сопоставляют результаты каждого расчета с предыдущим.

Таким образом, чтобы выделить влияние одного фактора и исключить влияние всех остальных, в каждой подстановке один фактор должен быть переменным, все остальные постоянные.

Влияние первого фактора определяют вычитанием из результатов 2-го расчета  результаты 1-го расчета; 2-го фактора – из результатов 3-го расчета – результаты 2-го расчета.


          Рассмотрим взаимосвязь факторных и результативных показателей на основе анализа реализации продукции ООО «Продукты Сибири».

Объем производства и реализации продукции являются взаимосвязанными показателями. Предприятия должны производить только те товары и в таком объеме, в котором оно может реализовать.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышения ее качества влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.

Его основные задачи:

1.             Оценка степени выполнения плана и динамика производства и реализации продукции;

2.             Определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

3.             Выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

4.             Разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.


 


Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат: бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, отчетность формы №1-П (годовая) «Отчет по продукции», форма №1-П (квартал) «Квартальная отчетность промышленного предприятия о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте», форма №1-П (месячная) «Срочная отчетность промышленного предприятия по продукции», форма №2 («отчет о прибылях и убытках», ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация»).

Методика анализа реализации продукции. Анализ влияния факторов на объём производства и реализации продукции. Источники резервов увеличения объёма и реализации продукции.

Методика анализа реализации продукции.

Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:


ОН + ТП = РП + ОК


 

РП = ОН + ТП - ОК


 
 




Где ОН, ОК  - остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода; ТП – стоимость выпуска товарной продукции; РП – объём реализации продукции за отчетный период.

Таблица №1

Анализ факторов изменения объёма реализации продукции

Показатели

Сумма, млн. руб

План

Факт

отклонение

1

2

3

4

1.     Остаток готовой продукции на начало года, ОН

2000

2000

-

2.     Выпуск товарной продукции, ТП

96000

100800

+4800

3.     Остаток готовой продукции на конец года, ОК

2200

3545

+1345

4.     Объем реализации продукции за год, РП

95800

99255

+3455


РП = ОН + ТП - ОК = (2000 + 96000) – 2200 = 95800

 

Из таблицы видно, что план реализации перевыполнен на 3455 млн. рублей за счет увеличения выпуска на 4800 млн. рублей. Отрицательное влияние оказало увеличение остатков готовой продукции на складах предприятия на конец года на 1345 млн. руб.

Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объём производства продукции, их можно объединить в три группы:

1.             обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования;

2.             обеспеченность предприятия основными фондами и эффективность их использования;

3.             обеспеченность производства сырьём и материалами и эффективность их использования.

 

Резервы сокращения нереализованной продукции

 

Резервы роста производства продукции

 

Резервы роста объёма реализации продукции

 

Повышение уровня производительности труда

 

Сокращение потерь рабочего времени

 

Повышение производительности работ и оборудования

 

Сокращение сверхплановых отходов сырья и материалов

 

Более полное использование их фонда рабочего времени

 
Источники резервов увеличения объёма и реализации продукции












 






























          Ещё одним ярким примером взаимосвязи факторных и результативных показателей является анализ производительности труда.

Производительность труда – важнейший показатель эффективности производства, а её повышение – главный фактор экономического роста.

От уровня и динамики производительности труда зависят многие показатели деятельности предприятий: выпуск продукции, численность персонала, ФЗП, себестоимость и другие.

Для оценки уровня производительности труда применяется система обобщающих частных и вспомогательных показателей.

К обобщающим относятся: среднегодовая, среднедневная, среднечасовая выработка продукции одним рабочим, а так же среднегодовая выработка продукции на одного работающего в стоимостном выражении.

Частные показатели – это затраты времени на производство единицы продукции определенного вида (трудоёмкость продукции) или выпуск продукции определенного вида в натуральном выражении за единицу времени.

Вспомогательные показатели характеризуют затраты времени на выполнение единицы определенного вида работ за единицу времени.

Наиболее обобщающим показателем производительности труда является среднегодовая выработка одним работающим, определяемая отношением объёма выпуска продукции к среднесписочной численности промышленного производственного персонала (ППП)

ВГ = V/ч

 
 





Различают 3 метода определения выработки:

1.       Стоимостный;

2.       Натуральный;

3.       Трудовой (час, норма час)

 

Таблица № 2

Анализ производительности труда на ООО «Продукты Сибири»

№ п\п

Показатели

План

Факт

Отклонение

(+,-)


1

2

3

4

1

Объём производства продукции, млн. руб.

96000

100800

+ 4800

2

Среднесписочная численность:

-               промышленно – производственного персонала

-               рабочих

200

202

+ 2

160

165

+5


1

2

3

4

3

Удельный вес рабочих в общей численности ППП, %

80

81,68

+ 1,68

4

Отработано дней 1 рабочим за год

220

210

- 10

5

Средняя продолжительность рабочего дня, час.

7,95

7,8

- 0,15

6

Общее количество отработанного времени:

Всеми рабочими за год, чел.- час

В т.ч 1 рабочим, чел.-час

279840

270270

- 9570

1749

1638

- 111

7

Среднегодовая выработка рабочего, млн. руб.

-          1-го работающего

-          1-го рабочего


480

499,01

+ 19,01

600

610,91

+ 10,91

8

Среднедневная выработка рабочего, тыс. руб.

2727,27

2909,10

+ 181,83

9

Среднечасовая выработка рабочего, тыс. руб.

343,05

372,96

+ 29,91

 

Расчет влияния факторов на уровень объёма производства продукции способом цепных подстановок.

Объём производства продукции равен произведению следующих факторов:  V = ППП х ГВ,   где

ППП – среднесписочная численность промышленно – производственного персонала;

ГВ -  среднегодовая выработка продукции одним работником.

DV DППП = DППП х ГВПЛ = (+2) х 480 = +960;

DV DГВ = DГВ х ПППФ = (+19,01) х 202 = +3840;

DV = DV DППП  + DV DГВ = (+960) + (+3840) = +4800.

 

По данным таблицы и факторного анализа,  объём производства продукции на предприятии выше планового на 4800 млн. руб. (100800 – 96000). Он возрос на 960 млн. руб., в связи с увеличением численности промышленно – производственного персонала и на 3840 млн. руб. за счет повышения среднегодовой выработки работающих.

Повышения производительности труда можно добиться путём:

1.                        Увеличения выпуска продукции, за счет более полного использования производственной мощности предприятия;

2.                        Сокращения затрат труда на её производство за счет интенсификации производства, повышения качества продукции, внедрения автоматизации и механизации производства, более совершенной техники и технологии производства, сокращение потерь рабочего времени и т.д.



2. Расчёт показателей прибыли, рентабельности и оборачиваемости

          В этом задании рассчитаны основные показатели финансовой деятельности предприятия, а также дана аналитическая оценка их влияния, изменения.

Рассчитать показатели прибыли, рентабельности и оборачиваемости, объяснить аналитическое значение этих показателей, оценить их динамику.

Данные для решения (тыс. руб.):

Показатели

Предыдущий год

Отчётный год

Выручка от реализации

5150

8279

Себестоимость реализованной продукции

3830

6353

Коммерческие расходы

120

219

Управленческие расходы

390

785

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов

3700

4058

Среднегодовая стоимость материальных оборотных средств

1470

2290

Налог на прибыль

270

360


Решение:

          Сведём рассчитанные показатели в таблицу:

Показатель

Предыдущий год

Отчётный год

Динамика

Прибыль

540

562

22

Рентабельность (%)

11,71

7,28

-4,43

Оборачиваемость оборотных средств

0,38

0,36

-0,02


          Аналитическое значение рентабельности заключается в том, что этот показатель характеризует отношение полученной прибыли к общим затратам необходимых, для получения этой прибыли. Снижение в отчётном году показателя рентабельности на 4,43% говорит о ухудшении работы предприятия.

          Оборачиваемость оборотных средств характеризует скорость движения оборотных средств предприятия. Уменьшение этого показателя говорит о ускорении оборачиваемости, что является положительным моментом деятельности предприятия.



3.1.Определение влияния факторов на изменение объёма продаж

          В этой задаче методами экономического анализа производится оценка влияния различных факторов на конечное изменение объёма продаж. Так же производится экономическая оценка полученных результатов.

Определить влияние факторов на изменение объёма продаж, если известно:

Показатели

Предыдущий год

Отчётный год

Объём продаж

10000

10500

Объём выпуска продукции

10250

10660


Решение:

          Построим факторную модель: Объём продаж = Объём выпуска продукции – Нереализованная продукция;

Базисный период: 10000 = 10250 – 250;

Отчётный период: 10500 = 10660 – 160;

ΔОП = 10500 / 10000 = 1,05, т.е. рост составил 5%;

Шаг 1: 10660 – 250 = 10410; 10410 / 10000 = 1,041;

Шаг 2: 10250 – 160 = 10090; 10090 / 10000 = 1,009;

          Таким образом, в росте на 5% общего объёма продаж 4,1% - рост за счёт увеличения объёма выпуска продукции и 0,9% - рост за счёт снижения объёма нереализованной продукции.


3.2.Определение степени выполнения обязательств по внутригрупповому ассортименту продукции

          Целью этой задачи является определение степени выполнения обязательств (выполнено или не выполнено, если не выполнено, то на сколько) по внутригрупповому ассортименту продукции. Для большей аналитической ценности полученных результатов расчет производится несколькими способами.

Определить различными способами степень выполнение обязательств по внутригрупповому ассортименту продукции:

Ассортиментные позиции

План поставок (д.е.)

Фактически отгружено

АЭ-1

500

600

ТП-2А

200

200

ВТ-7с

1500

1300

Ж-3А

1000

1200

Д-4

1597,2

1497,2

ИТОГО:

4797,2

4797,2

Решение:

Ассортиментные позиции

Относительная степень выполнения (%)

Абсолютная степень выполнения (д.е.)

АЭ-1

120

+100

ТП-2А

100

0

ВТ-7с

86,67

-200

Ж-3А

120

+200

Д-4

93,74

-100

ИТОГО:

100

0


3.3.Ранжирование изделий с точки зрения выгодности их для производства

          В данной задаче производится ранжирование некоторого набора изделий, с точки зрения выгодности их для производства. Ранжирование производится в убывающем порядке, т.е. на первой строке располагается наиболее прибыльное изделие, а на последней наиболее убыточное.

Произвести ранжирование изделий с точки зрения выгодности их для производства. Исчислить предварительно следующие показатели:

·        Стоимость на единицу затраченного труда;

·        Долю материальных затрат;

·        Долю маржинального дохода;

·        Уровень рентабельности изделия;

Показатели

Изделие А

Изделие Б

Изделие В

Цена единицы изделия

1000

1600

2400

Затраты труда на производство единицы изделия

12

16

20

Переменные затраты на единицу продукции

500

700

1200

Стоимость прямых материальных затрат

450

550

1000

Себестоимость единицы изделия

700

960

1500

Прибыль

300

640

900

Решение:

Показатели

Изделие А

Изделие Б

Изделие В

Стоимость на единицу затраченного труда

58,33

60

75

Доля материальных затрат

45%

34,37%

41,67%

Доля маржинального дохода

5%

21,87%

8,33%

Уровень рентабельности

42,85%

66,67%

60%


          С точки зрения выгодности производства наиболее выгодно изделие Б, следом идёт изделие В и наименее выгодно изделие А.


Заключение

          В ходе написания работы были решены следующие задачи:

1.     Мы рассмотрели виды факторов, их классификацию и взаимосвязи, приёмы изучения и методику анализа. На примере ООО «Продукты Сибири» мы рассчитали показатели реализации продукции, на практике применили полученные знания о анализе влияния факторов.

2.     Проанализировали финансовую деятельность предприятия, рассчитали показатели  прибыли, рентабельности и оборачиваемости. На основании этих расчётов мы сделали выводы о финансовом состоянии предприятия.

3.     В третьем задании в каждой задачи мы решили поставленные вопросы и сделали аналитические выводы о ходе и итогах решения и полученных результатах.

Решение этих задач позволяет считать данную работу выполненной.

Список литературы

1.     Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. - М.: «Финансы и статистика» 2003.

2.     Барингольц С. Б. «Анализ финансового состояния промышленных предприятий» Деньги и кредит, 2001, № 11.

3.     Ковалёв В.В. Финансовый анализ деятельности фирм. – М.: «Ист-Сервис», 2004.

4.     Козлова Н. В. Бухгалтерский учет в промышленности. - М.: “Финансы и статистика”, 2003.

5.     Крейнина М.Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве торговле. - М.: 2004.

6.     Палий Л. П. Технико-экономический анализ производственно - хозяйственной деятельности предприятий. – М.: «Инфра-М», 2004.

7.     Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. – М.: «Финансы и статистика», 2002.

8.     Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа. – М.: “Инфра-М”, 2003.

9.     Шишкин А.К., Вартанян С.С.,  Бухгалтерский учет и финансовый анализ на коммерческих предприятиях. – М.: “Инфра-М”, 2004.