Содержание
4. Составьте графическую схему классификации колористической отделки тканей. Покажите на конкретных примерах ее влияние на потребительские свойства тканей 3
18. Дайте характеристику потребительским свойствам парфюмерных товаров, продифференцируйте их по степени значимости. 9
28. Сравните потребительские свойства обуви из натуральной и искусственной кожи 11
31. Оцените широту ассортимента принадлежностей для шитья и рукоделия в магазине «Галантерейные товары», если на 1 марта текущего года в продаже имелись: иглы ручные швейные трех номеров, иглы вышивальные – один номер, спицы для вязания одноконцовые пяти номеров, спицы с гибкой связью трех номеров, наперстки женские 11, 14 размеров, пяльцы для вышивания двух размеров круглой формы, грибок для штопки. 13
44. Предварительно изложив порядок проведения экспертизы, документально оформите ее результаты, учитывая, что в куске креп-шифона длиной 69 м шириной 140 см экспертом были обнаружены следующие дефекты: петляние утка 24 см по длине ткани; прощипки в 2 нити – 4 места; заметно выраженная полоса на основе 15
Список литературы.. 18
4. Составьте графическую схему классификации колористической отделки тканей. Покажите на конкретных примерах ее влияние на потребительские свойства тканей
В отделке происходит завершение формирования потребительских свойств тканей в производстве. В процессе отделки очищают ткани, придают им определенный цвет (рисунок) и другие свойства, прежде всего эстетические.
Различают отделку: предварительную, колористическую, заключительную, специальную.
Предварительная отделка
Цель предварительной отделки - очистка тканей, их отбеливание, придание некоторых новых свойств.
Хлопчатобумажные ткани подвергают опаливанию - удалению с поверхности торчащих волокон; расшлихтовке - удалению шлихты, нанесенной на основу перед ткачеством для ее упрочнения; отварке в щелочном растворе - удалению различные примесей и приданию ткани мягкости, хорошей смачиваемости; отбелке гипохлоритом натрия, хлоритом натрия, перекисью водорода, разрушающими красящие вещества (химическое отбеливание), путем нанесения флуоресцирующего красителя (оптическое отбеливание); мерсеризации - обработке раствором щелочи в натянутом состоянии для придания ткани мягкости, гладкости, блеска, повышения гигроскопичности и в ненатянутом состоянии путем местного нанесения раствора щелочи и высушивания без натяжки для получения эффекта сжатости и гофре в виде морщин, вздутий, образующихся в результате местной усадки ткани; ворсованию - образованию начесного ворса, повышающего мягкость, теплозащитность тканей (фланель, бумазея и др.).
Льняные ткани, имеющие
интенсивную природную (серо-зеленую) окраску и больше примесей, подвергают
отварке в растворе щелочи и соды, в результате чего ткани становятся мягкими,
хорошо смачиваются, но их окраска остается интенсивно темно-серой (вареные
ткани); кисловке слабым раствором серной кислоты, при этом удаляют примеси и
ткани приобретают большую мягкость и имеют приятный светло-серый цвет (кислованные
ткани); отбеливанию
Шерстяные ткани проходят
опаливание (некоторые камвольные ткани для усиления рельефности ткацких
рисунков); заварку, обработку кипящей водой для снятия внутреннего напряжения
в камвольных тканях, придания им равномерности, что предупреждает образование
заломов (неразглаживаемых складок) и улучшает механические свойства; промывку
- удаление жировых и других примесей; валку (суконные ткани) - путем механических
воздействий на ткани в мыльно-содовом растворе, в результате ткани уплотняются,
усаживаются на
Шелковые ткани подвергаются опаливанию (ткани из пряжи) ; отварке в мыльном растворе для удаления примесей, придания мягкости, эластичности, улучшения блеска; оживлению обработкой растворами уксусной и других органических кислот с целью придания тканям специфического туше, скрипа и хруста при ощупывании; белению перекисью водорода (в редких случаях); утяжелению - путем обработки соединениями, содержащими соли железа, олова, цинка, с целью повышения плотности, массивности, лучшей драпируемостн (при этом некоторые свойства ухудшаются - теряется прочность, возникают некоторая хрупкость и ломкость).
Ткани из химических нитей - подвергают легкой отварке в мыльно-соловом растворе и обработке синтетическими моющими препаратами для удаления различных примесей, а для тканей из нитей креповых круток - для выявления крепового эффекта. Ткани из синтетических нитей подвергают термостабилизации путем воздействия пара или горячего воздуха (при температуре 120-180°С) с целью ликвидации или выравнивания внутренних напряжений, возникших при выработке, что ведет к улучшению ряда свойств.
Ткани могут быть окрашены в один цвет или иметь узорчатую расцветку.
Ткани, окрашенные в один цвет, могут быть гладкокрашеные (окрашенные в полотне в процессе отделки) или изготовленные из предварительно окрашенных волокон или нитей в один цвет. В последних случаях глубина прокраса, стойкость окрасок значительно выше, чем у гладкокрашеных. Следует учесть, что при гладком крашении в полотне тканей из различных волокон может возникнуть меланжевый эффект вследствие различного окрашивания разных волокон. Важнейшими характеристиками одноцветных тканей являются: цветовод, тон, степень светлоты, насыщенность, стойкость окрасок к различным воздействиям - стирке, поту, свету, светопогоды, глаженью, сухому и мокрому трению. По стойкости различают обычную, прочную, особо прочную окраски. Стойкость окрасок определяют по пятибалльной шкале (стойкость к свету по восьми балльной) по степени посветления испытуемого образца ткани и степени окрашивания обрабатываемой вместе с ним белой ткани. Один и тот же цвет (цветовой тон) может быть различной светлоты (относительной яркости) и насыщенности (степени выраженности данного цветового тона). Стойкость окрасок и цветовые характеристики зависят от вида красителя, волокнистого состава ткани, технологии окрашивания. Количество цветов (с учетом светлоты, насыщенности) на тканях практически неограниченно. Для удобства работы при заказах тканей по цветам, контроле за поступлением применяют карты цветов гладкого крашения, в которых приведены выклейки тканей различных цветов и оттенков с указанием номера цвета и его названия. Для названия окрасок тканей недостаточно общепринятых названий цветов (красный, синий, фиолетовый и т. д.), поэтому применяют названия окрасок по аналогии с окраской цветов (сиреневый, васильковый, цвет незабудки и др.; плодов - вишневый, малиновый, сливовый и др.; растений - салатный, цвет полыни и др.; металлов - стальной, свинцовый;, явлений и предметов природы - цвет морской волны, песочный, землистый и др.; условных - электрик, бордо, перванш, терракот, беж, сомо и др.
Ткани с узорчатой расцветкой могут быть получены путем их выработки из предварительно окрашенного в различные цвета волокна (меланжевые ткани), нитей (пестротканые ткани) или путем печатания в процессе отделки. Ткани с узорчатой печатной расцветкой различаются в зависимости от ряда признаков; способа нанесения рисунка (печатания, набивки), тематики, ритма, масштаба, степени стилизованности, общего колорита, признаков композиционной целостности.
Способ печатания оказывает большое влияние на все особенности рисунка. Имеются следующие способы нанесения на, ткань рисунков при печатании: ручной, машинный, печать при помощи сетчатых шаблонов, аэрографный, сублистатик.
Ручной способ печатания состоит в нанесении загущенных красок на ткань при помощи деревянных шаблонов с вырезанными рисунками. Эти вырезы набивают краской (отсюда название – «набивные рисунки»). Данный способ применяют в настоящее время для получения высокохудожественных рисунков.
Машинное печатание
обеспечивает высокую производительность нанесения рисунка, состоит в нанесении
на ткань загущенной краски с гравированных металлических печатных валиков.
Возможности гравировки позволяют получать самые разнообразные рисунки, а
увеличение числа этих валиков позволяет увеличить соответственно количество
цветов в рисунке до
Печать сетчатыми шаблонами - дает возможность печатания тканей с подвижной структурой, которые нельзя печатать на печатной машине. Сетчатый шаблон (может быть плоский или в виде барабана) имеет на сетке (из капрона) рисунок, образованный местами, открытыми от покрытия мастикой. Через эти места на ткань протирается краска, причем количеству цветов в рисунке должно соответствовать число шаблонов. При печатании шаблоны можно передвигать (или прокатывать), ткань при этом неподвижна, или шаблоны периодически опускают в соответствии с передвижением ткани.
Аэрографная печать - дает возможность получить тоновые высокохудожественные красочные рисунки. Сущность ее состоит в том, что па ткань накладывают трафарет с вырезанным по контуру рисунком, краситель наносят с помощью аэрографа путем распыления с различного расстояния, что позволяет менять интенсивность окраски.
Сублистатик - это сухая теплопереводная печать (по типу переводных картинок). Бумагу с нанесенным на ней рисунком накладывают на увлажненную ткань, нагревают под некоторым давлением, в результате чего рисунок переходит на ткань. Этот способ удобен и экономичен, позволяет получать разнообразные и красочные рисунки[1].
В заключение всему выше сказанному, можно представить следующую схему:
Классификация колористической отделки тканей
Цвет Способ нанесения
Тон Тематика
Степень светлоты Ритм
Насыщенность Масштаб
Стойкость к воз- Степень стилизован-
действиям (обычная, ности
прочная, особо прочная) Общий калорит
Признаки композицион-
ной целостности
18. Дайте характеристику потребительским свойствам парфюмерных товаров, продифференцируйте их по степени значимости
Основное требование к парфюмерным изделиям обладание приятным запахом. Запахи можно разделить на три условные группы: приятные, неприятные и безразличные. Приятный запах доставляет удовольствие, создает хорошее настроение, повышает работоспособность; неприятный (дурной) запах, наоборот, угнетает, снижает работоспособность. Есть запахи приятные одним и неприятные другим. Запах ощущается нами, когда возбуждение обонятельного нерва, вызванное душистыми веществами, передается клеткам головного мозга. У запаха еще нет объективных показателей оценки, как, например, у цвета (длина волны) и, конечно, степень восприятия запахов не у всех одинакова. Запах парфюмерного изделия проходит три стадии: начальный, ощущаемый сразу (не характерный еще для данного изделия); основной, проявляющийся в полной мере через 1520 мин после нанесения жидкости, и остаточный (конечный), уже ослабленный и измененный[2].
Парфюмерные товары должны изготовляться в соответствии с требованиями стандартов по утвержденным технологическим инструкциям и рецептурам.
Парфюмерные товары должны изготовляться из доброкачественного сырья и по составу соответствовать утвержденной рецептуре. Содержание композиции для каждого наименования парфюмерных изделий обусловлено рецептурой, но оно должно быть не ниже норм, установленных ГОСТами для каждой группы изделий.
Парфюмерные товары по
внешнему виду должны быть однородны и прозрачны без помутнения при температуре
-5°С. При температуре ниже
Цвет и запах парфюмерных товаров должен соответствовать цвету и запаху контрольного образца.
Стойкость запаха должна быть не менее установленной для каждой группы духов и одеколонов.
Парфюмерные товары выпускаются одним сортом.
При аттестации по качеству
парфюмерные товары оценивают но 30-балльной системе. Причем за запах дается
высшая оценка. Высшую категорию присваивают изделиям, получившим 27-30 баллов,
о том числе 5 баллов за внешнее оформление. Первую - получившим
Основными показателями, по которым проводится аттестация, являются: для духов всех групп и одеколонов групп экстра и А - качество запаха, его стойкость, внешнее оформление (при строгом соблюдении норм по физико-техническим показателям); для одеколонов групп Б, В и душистых вод - качество запаха, прозрачность жидкости и внешнее оформление.
Внешний вид парфюмерных
товаров определяют просмотром флаконов с парфюмерной жидкостью в проходящем
свете электрической лампы мощностью 40 Вт на расстоянии
Цвет парфюмерных товаров определяют сравнением испытываемого и контрольного образцов, пользуясь при этом полосками бумаги, смоченными испытуемым и контрольным товаром.
Стойкость запаха определяют органолептически, для чего берут полоску (5x10 см) предварительно простиранной марли, которую опускают в парфюмерную жидкость и просушивают в помещении с температурой +15—20 °С.
Парфюмерные товары должны соответствовать ГОСТам и разработанным техническим условиям:
Изделия парфюмерные жидкие (одеколоны, духи, воды туалетные и душистые),
ГОСТ 17237-93 П.п. 1.1., 1.3. в том числе:
ГОСТ 27429-87 П.п. 1.2., 1.3. СанПиН 1.2.681-97
Изделия парфюмерные жидкие во флаконах с колпачком-пульверизатором ГОСТ 26891-86
ГОСТ Р 51579-2000 Изделия косметические жидкие. Общие технические условия.
Р 51578-2000 Изделия парфюмерные жидкие. Общие технические условия.
29188.6-91 Изделия парфюмерно-косметические. Газохроматографический метод определения этилового спирта
29188.0-91 Изделия парфюмерно-косметические. Правила приемки, отбор проб, методы органолептических испытаний.
27429-87 Изделия парфюмерно-косметические жидкие. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение[3].
28. Сравните потребительские свойства обуви из натуральной и искусственной кожи
Обувь должна защищать стопу от воздействия внешней среды, а некоторые виды – от влияния агрессивных сред, электрического тока, вибрации и др. В зависимости от назначения обуви предъявляются различные требования. Способность обуви удовлетворять требованиям зависит от многих факторов.
Ассортимент и качество кожаной обуви формируются на отдельных этапах производства и зависят от вида обувных материалов, особенностей технологии производства.
Для производства кожаной обуви для верха и низа обуви используются различные материалы.
Натуральная кожа вырабатывается из шкур домашних животных (крупного рогатого скота, лошадей, коз, овец, свиней, оленей и др.). Свойства натуральной кожи во многом зависят от вида кожевенного сырья, особенностей его строения и химического состава. Необработанное кожевенное сырье непригодно для изготовления бытовых изделий из-за неустойчивости к воздействию микроорганизмов и внешней среды и поэтому подвергается специальной обработке.
Натуральные материалы (кожа) обладают высокими гигиеническими свойствами, хорошей впитываемостью, они экологичны по своей природе. Обувь из искусственных материалов может быть гораздо ярче, красивее. Из нее сейчас производится множество молодежных коллекций. Искусственная обувь обладает значительно худшими гигиеническими свойствами, чем натуральная. Однако, искусственная обувь значительно дешевле.
Подошва может быть кожаной. Кожаную подошву обычно делают для классической или так называемой офисной обуви. Модели этой обуви как правило очень красивые.
Эта обувь изготавливается для эксплуатации в помещении. Кожаные подошвы обладают хорошей эластичностью, но недостаточно прочные для хождения по асфальту, тем более в сырую погоду.
Если человек решил использовать такую обувь для повседневной носки, то необходимо зайти в мастерскую и сделать на подошву профилактику, это повысит долговечность покупки.
Подошва может быть комбинированной с частичным применением искусственных полимеров или полностью из искусственных полимеров, применяемых для изготовления подошв, например - эластомер, термоэластопласт (ТЭП), трампорент. Эти материалы обладают высокой надежностью, прочностью, эластичностью и долговечностью. Они позволят вам длительное время без особых проблем использовать купленный товар.
Выбор обуви должен зависеть от многих факторов это - тип фигуры, форма бедер, форма и длина ног, развитость голени индивидуальные особенности ног. От всех этих параметров должен зависеть выбор модели, высота каблука, тип колодки, конструктивные и эстетические показатели обуви.
Покупатель должен четко знать свой размер и не только продольный, но и по полноте. Покупая обувь каждый наверняка знает, соответствует ли полнота его ног стандарту. Правильный подбор обуви по полноте определяет удобство их носки. В настоящее время на наших прилавках находится обувь усредненной полноты. В результате люди с широкой стопой вынуждены покупать обувь на один, два размера больше, подбирать обувь с широкой колодкой или брать обувь на разноску. Люди с узкой ногой не в лучшем положении - у них пальцы при ходьбе упираются в носок, что ведет к неизбежной деформации стопы, а иногда и к болевым ощущениям. В дополнение к этому необходимо учитывать взъем ступни, индивидуальные особенности формы пальцев и пяток, особенности носки[4].
31. Оцените широту ассортимента принадлежностей для шитья и рукоделия в магазине «Галантерейные товары», если на 1 марта текущего года в продаже имелись: иглы ручные швейные трех номеров, иглы вышивальные – один номер, спицы для вязания одноконцовые пяти номеров, спицы с гибкой связью трех номеров, наперстки женские 11, 14 размеров, пяльцы для вышивания двух размеров круглой формы, грибок для штопки
Широта ассортимента – количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных или разнородных групп. Этот показатель характеризуется коэффициентом широты (Кш).
Иглы вырабатываются из стальной проволоки, прошедшей специальную термическую обработку. Ручные иглы делятся на швейные ручные номеров от 1 до 12, слепых – 4, 6 и 10, вышивальные – 0, 1, 2, штопальные – 1, 2, 3, мешочные – 1, 2; скорняжные – 1, 2, 3, 4, 5 и парусные – 1 и 2 номера.
Спицы представлены в полном ассортименте.
Размер наперстков колеблется от 11 до 20. Т.е. 10 размеров, а в магазине представлено 2 размера.
Пяльцы для вышивания и грибок для штопки представлены в полном объеме.
Итак, коэффициент широты определяется по формуле:
Кш=(Шд:Шб)*100%,
Где Шд – широта действительная;
Шб – широта базовая.
Определим коэффициент широты ручных швейных игл:
Кш=(3:13)*100%
Кш=0,2
Определим коэффициент широты вышивальных игл:
Кш=(1:3)*100%
Кш=0,3
Определим коэффициент широты наперстков:
Кш=(2:10)*100%
Кш=0,2
Таким образом, коэффициент широты ассортимента представлен следующим образом:
Иглы ручные швейные – 0,2
Иглы вышивальные – 0,3
Спицы для вязания одноконцовые -1
Спицы для вязания с гибкой связью – 1
Наперстки женские – 0,2
Пяльцы для вышивания – 1
Грибок для штопки -1
44. Предварительно изложив порядок проведения
экспертизы, документально оформите ее результаты, учитывая, что в куске
креп-шифона длиной 69 м шириной 140 см экспертом были
обнаружены следующие дефекты: петляние утка 24 см по длине ткани;
прощипки в 2 нити – 4
места; заметно выраженная полоса на основе
Товарные экспертизы проводятся специалистами отделов экспертизы торгово-промышленных палат, бюро технических экспертиз или органами государственного надзора и контроля, которые в своей деятельности руководствуются соответствующими документами, регулирующими их физический статус.
Положением о проведении экспертизы установлено, что товарная экспертиза проводится при возникновении споров между изготовителем (продавцом) и покупателем по вопросам качества товара; повреждения товара при транспортировании; повреждения товара при авариях и стихийных бедствиях; порчи товара при длительном хранении; возврата покупателем товара, имеющего недостатки.
В зависимости от целей товарной экспертизы в ее процессе устанавливаются:
· соответствие товара маркировке и сопроводительным товарно-транспортным документом (транспортная накладная, сертификат, приемный акт, счет-фактура и др.);
· соответствие товара обязательным требованиям качества и безопасности, установленным в нормативно-технической документации;
· характер дефектов и причины их возникновения – производственный или в результате неправильных условий эксплуатации;
· уровень снижения качества товара или его пригодность для дальнейшего использования;
· обоснованность утилизации или уничтожения недоброкачественной продукции и списания ее из подотчета материально ответственных лиц на результаты хозяйственной деятельности предприятия.
При проведении экспертизы необходимо руководствоваться Инструкцией о порядке проверки качества и количества товаров экспертами торгово-промышленной палаты.
Результаты экспертизы оформляются актом. Форма и содержание акта экспертизы зависят от вида экспертизы, виды продукции, условий поставки[5].
Технологическая экспертиза проводится при сертификации систем качества и производств. Экспертом оценивается влияние отдельных факторов на формирование потребительских свойств продукции. В процессе экспертизы исследуется соблюдение предприятием технологического режима производства (технологического регламента). Результаты технологической экспертизы могут быть использованы при расследовании хищений, анализе причин выпуска недоброкачественной продукции.
По результатам экспертизы оформляется заключение, в котором отражается соответствие (несоответствие) продукции требованиям нормативно-технической документации и определяется либо пригодность товаров или непригодность.
АКТ ПРОВЕРКИ
№ 131
Эксперт – Карлов Константин Карпович
Объект экспертизы - ткань креп-шифон арт. № 148092-1 69м*140см
Задача экспертизы – определить пригодность (непригодность) партии ткани креп-шифона для реализации.
Поставщик – ОАО «Ткани +» г. Томск, ул. Комсомольская, 192.
Дата прибытия товара на склад –
Товар находился в пути с 18 декабря до 20екабря 2004 года.
Состояние упаковки – удовлетворительное
Для проведения экспертизы была взята ткань креп-шифон 69м*140см.
Особые отметки эксперта
При проведении экспертизы ткани подтверждались показатели следующих свойств:
· изменение линейных размеров после мокрых обработок;
· минимально допустимая растяжимость шва;
· устойчивость к физико-химическим воздействиям;
· соответствие ткани линейным размерам и процентному содержанию сырья, указанному в маркировке.
Результаты экспертизы и заключение эксперта
При проведении товарной экспертизы ткани креп-шифона в размере 69м*140см были выявлены серьезные дефекты, не отвечающие предъявленным требованиям качества.
Вывод: данная партия ткани креп-шифона является 2-м сортом ткани и допускается к реализации.
Подпись
Список литературы
1. Гусейнова Т.С., Жильцова Г.В. Товароведение швейных и трикотажных товаров. М.: Экономика, 1999.
2. Иванов М.Н., Шакланов И.Г., Панасенко В.А. Товароведение обувных товаров. М.: Экономика, 1990.
3. Кристал М.Н. Духи в граненом хрустале. М.: Издательство «Вече», 2000. С. 102.
4. Николаева М.А. Товарная экспертиза. М.: Деловая литература, 2000.
5. Натуральная косметика и парфюмерия / Под ред. П.Ю. Назарова. М.: «Экономика», 2001. С. 192.
6. Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев В.Е., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение: Учебник. М.: Издательский Дом «Дашков», 2001.
7. Шепелев А.Ф., Печенежская И.А. Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров. М.: ИКЦ «Март», 2003.
[1] Гусейнова Т.С., Жильцова Г.В. Товароведение швейных и трикотажных товаров. М.: Экономика, 1999. С. 165-167.
[2] Кристал М.Н. Духи в граненом хрустале. М.: Издательство «Вече», 2000. С. 102.
[3] Натуральная косметика и парфюмерия / Под ред. П.Ю. Назарова. М.: «Экономика», 2001. С. 192.
[4] Шепелев А.Ф., Печенежская И.А. Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров. М.: ИКЦ «Март», 2003. С. 155.
[5] Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев Е.В., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение. М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2001. С. 490-492.