1. Конкуренция.

Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых эконмических       субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях  обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

Существуют и другие определения конкуренции. Ф.Перру определяет конкуренцию как “действие постоянной угрозы подрыва господства и постоянного его пересмотра в рамках таких правил игры, которые обеспечивают творчество и отбор”. Человек всегда стремится продать подороже, а купить подешевле, сделать себе выгоду. Но данная личность не одинока. Поэтому и приходится нам постоянно сталкиваться с конкуренцией. «Строгое значение понятия «конкуренция», очевидно, заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо». А. Маршалл, написавший эти строки, под «человеком», как представляется, понимал субъект рынка.

Виды конкуренции

Конкуренция может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:

1)    Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;

2)    Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);

3)    Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;

4)    Доступность информации

5)   Контроль над рыночной ценой

6)   Неценовая конкуренция

7)   Сектор экономики, в котором преобладает данная структура.

Совершенная конкуренция


Существует множество определений термина "совершенная конкуренция":

жесткая конфликтная состязательность хозяйствующих субъектов, когда ни один из них не в состоянии оказать решающего влияния на общие условия реализации однородного товара на данном рынке;

состязание экономических субъектов на товарном рынке, при котором ни один из них не в состоянии оказать решающее влияние на общие условия реализации однородного товара на данном рынке;

вид отраслевого рынка, на котором много фирм продает стандартный товар и ни одна из фирм не имеет достаточно большой доли рынка, чтобы влиять на цену продукта. Цена для каждой фирмы считается заданной рынком. Вход в и выход из отрасли свободны;

состязательность большого числа мелких покупателей и продавцов, каждый из которых обладает достаточно полной рыночной информацией, а потому ни один из них не может контролировать рыночный спрос, поставку товара на рынок или цену на него. Продукт стандартный. Барьеров входа-выхода нет;

характеристика рынка, где много фирм продают стандартный товар, и ни одна из них не имеет достаточной доли, чтобы контролировать рынок и цены.

Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах.

Джоан Вайолет Робинсон в своей работе «Экономическая теория несовершенной конкуренции» дает следующую характеристику совершенной конкуренции: «Совершенная конкуренция преобладает тогда, когда спрос на продукцию каждого производителя абсолютно эластичен. Отсюда следует, во-первых, что число продавцов велико, и объем производства любого из них составляет ничтожно малую долю от общего выпуска данной продукции: во-вторых, что все покупатели находятся в одинаковом положении в отношении возможности выбирать между конкурирующими продавцами, так что на рынке господствуют отношения совершенной конкуренции».

В целом, как следует из определений, модель совершенной конкуренции характеризуется пятью признаками:

Наличие большого числа экономических агентов, продавцов и покупателей;

Максимальная информированность продавцов и покупателей о товарах и ценах.

Ни один из продавцов или покупателей не в состоянии повлиять на рыночную цену и друг на друга;

Однородность продаваемой продукции;

Свободный вход на рынок и выход с него;


Первые три признака характеризуют чистую конкуренцию. К понятию чистой конкуренции близко понятие работающей конкуренции, которое может быть определено следующими признаками:

¨    Крупнейшая фирма производит незначительный объем продаж (покупок) всего рынка;

¨    Высокая степень мобильности ресурсов между рынками;

¨    Отсутствие или незначительная величина необратимых издержек (постоянных издержек организации производства);

¨    Наличие потенциальных конкурентов.

Условие того, что доступ на рынок никем и ничем не ограничен предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение же всех условий обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма, образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Однако она является ключом к  пониманию более реальных рыночных структур. И в этом ее ценность.

Несовершенная конкуренция

Определение

Несовершенная конкуренция определяется следующим образом:


рынок, на котором не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции;

характеристика рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым (ограниченным) контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи;

рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену.

Так как модель совершенной конкуренции является теоретической абстракцией, то все реально существующие рынки в той или иной степени несовершенны.

Причины и история возникновения

Несовершенная конкуренция  существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно – технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон особо  подчёркивает это обстоятельство: « Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей ».

Большинство случаев несовершенной конкуренции можно объяснить двумя основными причинами. Во-первых, есть тенденция к уменьшению количества продавцов в тех отраслях, для которых характерны значительные экономии от масштаба и уменьшаются издержки. В этих условиях крупным фирмам производство обходится дешевле, и они могут продавать свои продукты по более низкой цене, чем мелкмие, что приводит к "вытеснению" последних из отрасли.

Во-вторых, рынки имеют тенденцию к несовершенной конкуренции, когда существуют трудности для вступления новых конкурентов в отрасль. Так называемые "барьеры входа" могут возникать в результате государственного регулирования, ограничивающего количество фирм. В других случаях может быть просто слишком дорого для новых конкурентов "прорваться" в отрасль.

Виды несовершенной конкуренции

В теории выделяют различные виды рынков с несовершенной конкуренцией (по степени убывания конкурентности): монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.       Рынок монополистической конкуренции  состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Продавцы конкурируют, предлагая дифференцированный товар на рынке, куда возможен вход новых продавцов. Монополистическая конкуренция -  тип отраслевого рынка, на котором существует достаточно много продавцов, продающих дифференцированный продукт, что позволяет им осуществлять определенный контроль над продажной ценой товара. На рынке монополистической конкуренции действует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее конкурентами. При монополистической конкуренции размеры рыночных долей фирм составляют в среднем от 1 до 10 % общего объема продаж на данном рынке. Вход на данный рынок не затруднен такими барьерами как при монополии или олигополии, но и не настолько легок, как при совершенной конкуренции.

Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением, но эти различия, если они есть, весьма незначительны. Различия могут заключаться в сопутствующих товару услугах. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному. Чтобы выделиться чем-то, помимо цен, продавцы стремятся разработать разные предложения для разных рыночных сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой, методами личной продажи. В связи с наличием большого числа конкурентов, стратегии их маркетинга оказывают на каждую отдельную фирму меньше влияния, чем в условиях монопольного рынка.

Э. Х. Чемберлин в работе «Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости» очень ярко подчеркивает особенность монополистической конкуренции: «Сказать, что каждый производитель в какой-либо отрасли имеет монополию на свою собственную разновидность продукта, не значит сказать, что отрасль монополизирована. Напротив, внутри отрасли может иметь место весьма интенсивная конкуренция, но, конечно, не такая какая описывается теориями чистой конкуренции, - она отличается монополией на собственную разновидность продукта. … Монополистическая конкуренция есть, безусловно, нечто отличающееся и от чистой монополии, и от чистой конкуренции».

Он обратил внимание на то, что дифференциация товара приводит к тому, что вместо единого рынка складывается сеть частично обособленных, но взаимосвязанных рынков, существует широкое разнообразие цен, издержек, объемов выпуска продукции той или иной товарной группы. Дифференциация не исключает и монополии на продукт. Власть монополии, однако, не распространяется на более широкий класс товаров, разновидностью которого является монополизированный продукт. До Э.Чемберлина термин «монополистическая конкуренция» употреблялся в отношении олигопольного строения рынка, например у А.Пигу: «Монополистическая конкуренция - конкуренция между несколькими продавцами, каждый из которых производит значительную долю всей выпускаемой продукции».

Рынок олигополии (олигополистическая конкуренция) - тип отраслевого рынка, который характеризуется наличием нескольких очень крупных фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта и конкурирующих друг с другом. Состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Каждая фирма проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом она зависит от конкурентов и вынуждена считаться с ними. Товар может быть и дифференцированным, и стандартным. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и несхожими (автомобили, персональные компьютеры). Небольшое число продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и на действия конкурентов. Если какая-либо сталелитейная компания снизит свои цены на 10%, покупатели быстро переориентируются на этого поставщика. Другим производителям стали придется реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением большего числа объема услуг. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-либо долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру, и тогда ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.

Можно выделить такую разновидность олигополии, как олигополия с доминирующей фирмой. Для нее характерны следующие признаки:

Наличие доминирующей фирмы - агента, который продает или покупает значительную долю совокупного объема рынка и способен на стратегическое поведение;

Наличие большого числа фирм-аутсайдеров, небольших по размеру фирм, выпускающих тот же или близкий товар, но не способных оказать влияние на рыночную цену;

Рыночная цена устанавливается под сильным влиянием доминирующей фирмы, аутсайдеры принимают ее как данную рынком;

Наличие барьеров входа и выхода.

Элвин Дж. Долан и Дэйвид Е. Линдсей в работе «Рынок: микроэкономическая модель» об олигополии и олигополической взаимосвязи: «Главная трудность в анализе олигополии состоит в определении того, с какими ограничениями сталкиваются фирмы на рынке, где существуют несколько конкурирующих компаний. Фирмы при олигополии, так же как и при совершенной конкуренции и на монополизированных рынках, сталкиваются с ограничениями затратной кривой и условий спроса. Но, кроме того, они сталкиваются еще с одним ограничением: действиями конкурирующих фирм. Изменение прибыли, которое фирма может получить за счет изменения цен, объемов выпуска или качественных характеристик продукта, зависит не только от реакции потребителей (как при других рыночных структурах), но также от того, как на это отреагируют другие фирмы – участницы данного рынка. Зависимость поведения каждой фирмы от реакции конкурентов называется олигополистической взаимосвязью. … Но олигополистическая взаимосвязь может привести не только к ожесточенному противоборству, но и к соглашению. Последнее имеет место тогда, когда фирмы-олигополисты видят возможности совместного увеличения своих доходов путем повышения цен и заключения соглашения о дележе рынка. Если соглашение является открытым и оформленным и вовлекает всех или большую часть производителей на рынке, его результатом является образование картеля

Существуют следующие определения монополии:

тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Монополист осуществляет контроль над ценой и объемами выпуска, что позволяет ему получать монопольную прибыль. При монополии существуют запретительно высокие барьеры вхождения в отрасль. Монопольное положение на рынке может быть обеспечено искусственно: при помощи исключительных прав, патентов и авторских прав, собственности на все важнейшие источники сырья, недобросовестной конкуренции;

исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащие одному лицу, группе лиц или государству;


капиталистическое объединение, захватившее практически исключительное право на производство и реализацию определенной категории товаров. Цель объединения - извлечение монопольно высоких прибылей. Преимущество монополий перед мелкими производителями - возможность обеспечить высокий уровень концентрации производства и капитала, диктовать цены, удерживать их на высоком уровне и т.д..

В зависимости от масштабов охвата рынка существует чистая и абсолютная монополии. Чистая монополия действует в масштабе одной отрасли рыночной деятельности, абсолютная монополия захватывает всю сферу национального хозяйства. Если чистая монополия образуется, как правило, частным лицом, то абсолютная монополия находится в руках государства.

При чистой монополии на рынке всего один продавец. Это может быть государственная организация (например, почтовое ведомство), частная регулируемая монополия (например, «Кон-Эдисон» в США), или частная нерегулируемая монополия (например, «Дюпон» в период выхода на рынок с нейлоном). В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-разному. Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение самых различных целей. Она может установить цену ниже себестоимости, если этот товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть назначена с расчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов. А может быть и так, что цена назначается очень высокой для всемерного сокращения потребления. В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать расценки, обеспечивающие «справедливую норму прибыли», которая даст организации возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его. И наоборот, в случае нерегулируемой монополии фирма сама вольна устанавливать любую цену, которую только выдержит рынок. И, тем не менее, по ряду причин, фирмы не всегда запрашивают максимально возможную цену – тут и нежелание привлекать конкурентов, и стремление быстрее проникнуть – благодаря невысоким ценам – на всю глубину рынка.

Возьмем лаконичное, но емкое определение чистой монополии из работы Эдвина Дж. Долана и Дэйвида Е. Линдсея «Рынок: микроэкономическая модель»: «Монополия – ситуация, при которой на рынке  есть всего один продавец какого-либо товара или услуги».

По характеру и причинам возникновения монополии подразделяются на естественные, легальные и искусственные.

ü Естественная монополия - ею обладают собственники и организации, владеющие редкими и невоспроизводимыми ресурсами, а также отрасли инфраструктуры (общественный транспорт и т.д.).

ü Легальные монополии, образующиеся на законном основании (патенты и т. д.)

ü Искусственные монополии.

Естественные монополии охватывают редкие товары, отрасли и виды производства. Эти объединения образуются по поводу тех объектов, относительно которых недопустимо развивать конкуренцию. Обычно сюда относят железные дороги, оборонный комплекс страны, некоторые виды транспорта и энергии. Как отмечал Стэнлейк, “конкуренция между предприятиями данных отраслей приведёт лишь к дублированию затрат на дорогостоящее основное оборудование”. Поэтому в этих отраслях необходимо создавать естественные монополии. Ею обладают собственники и организации, владеющие редкими и невоспроизводимыми ресурсами, а также отрасли инфраструктуры (общественный транспорт и т.д.).

Для естественной монополии характерны:

положительный эффект масштаба в долгосрочном периоде, объясняющийся технологическими причинами;

наличие одной (двух) прибыльных (крупных) фирм в отрасли;

возможно существование и других фирм, которые, однако, будут убыточными в долгосрочном периоде;

нерегулируемое прибыльное ценообразование крупных фирм выше предельных и средних издержек;

убыточное предельное ценообразование.

Легальные монополии регулируются законодательством и защищены от конкуренции. Участники этих монополий могут иметь патентные или авторские права и товарные знаки. Эти “атрибуты” монополий позволяют защитить создателя и производителя какого-либо товара от недобросовестных лиц, которые пытаются нажить себе состояние, используя чужие изобретения. Нарушение другими лицами этих прав карается законом.

Если главной целью легальных монополий является защита своих прав, то искусственные монополии создаются только ради получения денежной выгоды. Производитель создаёт монополии, скупая и объединяя под своей властью другие объединения, с целью утверждения своего господства на рынке ради получения монополистических выгод.

Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

a)    Создают барьеры для вхождения на рынок новых фирм;

b)  Ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

c)  Создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологий;

d)  Применяют более крупный капитал;

e)  «Забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм - картель, синдикат, трест и концерн, т.д.

Однако первой из их организационных форм были пулы, т.е. временные соглашения между двумя и более фирмами о дележе рынка и установлении цен. Наибольшее распространение они получили в 70-80-х гг. ХIX века, прежде всего среди железнодорожных компаний. Пулы распадались как только один из участников нарушал негласно установленные правила, снижая цены или претендуя на долю рынка другого участника.

Консорциум основан на временных соглашениях между промышленными компаниями с целью разработки и реализации совместных крупных проектов. Участники консорциума практически полностью самостоятельны, кроме принятых в соглашении обязательств.

Картель- объединение производителей одной отрасли, которые имеют производственную и сбытовую самостоятельность. Картельные соглашения включают в себя единые, монопольно высокие цены, предусматривают разделение рынков сбыта. Иногда участники картеля имеют ограничения в размере производства товаров (квоты), чтобы иметь возможность удерживать высокие цены.

Синдикат- это объединение ряда предприятий одной отрасли с ликвидацией их торговой самостоятельности с целью организации совместного сбыта продукции.

Трест представляет собой объединение собственности и управления ряда предприятий одной или нескольких отраслей с полной ликвидацией их самостоятельности. Трест не только реализует продукцию, но и полностью распоряжается предприятиями, вошедшими в его состав. Первым трестом считается созданная в 1882 году Джоном Д. Рокфеллером “Стандарт ойл компани”. Название трест произошло от английского слова trust- доверять. Тресты первоначально возникали в одной отрасли, но постепенно стали выходить за её рамки ( комбинированный трест). Это происходило либо путём горизонтального комбинирования, т.е. путём использования побочных продуктов основного производства для выпуска иных товаров, относящихся к другой отрасли; либо с помощью вертикального комбинирования- объединения предприятий, осуществляющих последовательные стадии обработки продукта, в том числе и входящих в различные отрасли.

Концерн- это объединение ряда предприятий различных отраслей путем установления над ними единого контроля. Предприятия, входящие в концерн, нередко располагаются в разных странах. Концерном особого рода является конгломерат, объединяющий различные, не связанные друг с другом предприятия различных отраслей народного хозяйства. Это предприятия, сохраняющие свою самостоятельность в вопросах производства, сбыта и снабжения, которые контролируются только по ряду важнейших финансовых показателей.

По характеру ценовой политики можно выделить простую и дискриминационную монополию.

Иногда, в целях получения дополнительного дохода, монополия, используя своё рыночное положение, продаёт один и тот же товар по разным ценам на различных рынках. Это ни в коей мере не связано с дифференциацией цен в зависимости от качества товаров и услуг, а также с различиями в издержках. В зависимости от количества цен, назначаемых монополистом за предлагаемые товары, Р.Барр выделяет простую и дискриминационную монополии. В условиях простой монополии монополист назначает лишь одну цену для всех. При дискриминационной монополии монополист назначает несколько цен. Дискриминация возникает тогда, когда монополист в течение одного периода предлагает покупателям или группам покупателей один и тот же товар по разным ценам. Различают четыре типа дискриминации:

a)     личная. Она связана с тем, что люди имеют различные доходы. Приведём пример. Врач устанавливает различные расценки в зависимости от уровня доходов его больных; или места в театре стоят дороже в партере, нежели в других местах зала.

b)    материальная. Она основывается на использовании продаваемых товаров и услуг. Это может быть различный тариф для промышленного и домашнего пользования электричеством.

c)     дискриминация по единицам продаваемой продукции. Суть её заключается в различных условиях покупки товара оплаты услуги потребителем в зависимости от количества приобретаемого блага. Так, цены на товары, приобретаемые в розницу, всегда выше, чем на те же товары при оптовых закупках. Цена на железнодорожный билет будет возрастать с увеличением пути следования, но цена первых километров будет дороже, чем последующих.

d)    географическая. Цена на предлагаемые товары и услуги будет изменяться в зависимости от местонахождения продавца и покупателя.

Возможна ситуация, когда на рынке присутствует только один покупатель - такой рынок называется монопсонией. Если на рынке присутствует только один продавец и только один покупатель, такая ситуация называется двусторонней (билатеральной) монополией.

Плюсы и минусы

Монополия, также как и конкуренция, имеет ряд позитивных и негативных черт. Чем же “полезна” монополия?

Во-первых, масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы; продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация действует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.

2. Производственные функции.

 

Деятельность фирм в условиях рыночного  ценообразования на  факторы  производства  строится  на   экономических расчетах  предельной  эффективности  затрат  и  выпуска продукции. Критерием    здесь    выступает    предельная доходность  ресурсов.    Она  измеряется   показателями изменения  доходов  фирмы  от    продажи    выпускаемой продукции, произведенной   с    помощью    использования дополнительной   единицы    каждого    ресурса. Рыночное ценообразование на факторы производства, особенности их предложения и спроса формируют условия,  укладывающиеся в классическую "модель" поведения фирм. В экономической теории  производства  они  получили  название    закона "затраты-выпуск"  и    представляют    собой    систему инженерных расчетов производственной функции фирмы. Каждая фирма осуществляет экономические расчеты  объема выпуска продукции и количества  необходимых  для  этого ресурсных затрат.  В наиболее общем виде Ч  это  расчет фирмой    собственной    производственной      функции.

Производственную функцию любой фирмы можно  представить в следующем виде:


            Q = Y (L,K)


где  Q - объем  выпуска  продукции;

     L  -  количество используемого труда;   

     К - объем  капитала  (технических средств) фирмы.


Это простая производственная функция, обычно используемая в экономической теории. Наиболее известным примером может служить производственная функция Кобба-Дугласа, которая задает выпуск (Y) в виде следующей функции от затрат капитала (К) и труда (L):


   Y = A Ka Lb


где А, а и b - это положительные константы. 


Современная национальная  экономика  Ч это десятки миллионов производственных  функций.    Для каждой фирмы вычисление своей производственной  функции означает нахождение наиболее  оптимального  соотношения факторов производства для определенного объема  выпуска продукции.    Для  этого  необходима    информация    о производительности    привлекаемых    в    производство факторов, ценах и издержках на их приобретение, а также ценах и спросе на продукцию, выпускаемую с помощью этих факторов.

 Расчет  производственной  функции  фирмы  -  это  поиск оптимума,  выбор    среди    многих   вариантов, предусматривающих различные    сочетания    факторов производства,    такого,    который  дает   максимально возможный объем выпуска продукции.  В условиях растущих цен  и  денежных  затрат  фирмы,     т.е. издержек    на приобретение факторов  производства, расчет производственной функции сосредоточен на поисках такого варианта, который обеспечил бы максимизацию прибыли при наименьших издержках.  Условием равновесия фирмы,   как известно,  выступает равенство  предельных  издержек  и предельного дохода: МС =  MR,    где  МС  -  предельные издержки,    MR  -   предельный    доход.        Расчет производственной  функции  фирмы,      стремящейся    к достижению  указанного  условия  равновесия,      будет сосредоточен  на  поиске  такого  варианта,    который обеспечит необходимый выпуск продукции при  минимальных издержках  производства. Минимальные    издержки определяются  на  стадии   расчетов    производственной функции методом замещения, вытеснения дорогостоящих или возросших в цене факторов производства альтернативными, более дешевыми.   Замещение  осуществляется  с  помощью сравнительного экономического анализа  взаимозаменяемых и взаимодополняемых факторов производства и их рыночных цен. Удовлетворительным будет такой вариант,  в котором комбинация  факторов  производства  и  заданный   объем выпуска  продукции  соответствуют  критерию  наименьших издержек  производства.    Методика  подобного   поиска основывается не только на  сопоставлении  рыночных  цен факторов производства,  но и цен предельного  продукта, получаемого  от  применения  каждого  данного   фактора производства.  Критерий эффективности  достигается  при равенстве цены каждого используемого  ресурса  (фактора производства)    и    цены    предельного     продукта, произведенного с его помощью.

 

3. Экономика предприятия.

 

 

Экономика предприятия есть обобщенный экономических результат его деятельности, как за прошлый, так и за данный период времени, находящий свое выражение в имуществе, в денежных, материальных и интеллектуальных ресурсах на каждый данный рассматриваемый период времени. Понятие «экономика предприятия» по содержанию как бы сродни понятию «национальное богатство», но применительно к предприятию.

Из самой сущности экономики предприятия следует, что она находится в постоянном движении и развитии. Но этот процесс не должен быть стихийным. Им необходимо управлять в соответствии с принятыми целями развития предприятия и постоянными изменениями рынка. А значит, вести экономику предприятия.

Успешное ведение экономики предприятия построено на научно обоснованных принципах, учитывающих специфику рыночных отношений. Такими принципами являются:

·        Самостоятельность хозяйствующего субъекта, имеющего право распоряжаться факторами производства по своему усмотрению, свободно выбирать, что и сколько производить, а также контрагентов.

·        Обособленность, т.е. все решения, касающиеся деятельности предприятия, принимаются в соответствии с его внутренними возможностями.

·        Ориентация на максимально возможное удовлетворение потребностей в форме получения прибыли с учетом своих возможностей.

·        Получение прибыли как основной принцип, определяющий характер развития экономики предприятия (прогрессивное возрастание, скачкообразное, одинаковые ежегодные темпы роста и т.д.). Только предприятие, приносящее прибыль, может обеспечить свое техническое и экономическое развитие и выполнять обязательства налогоплательщика.

·        Самофинансирование — технический и экономический рост экономики предприятия за счет получения прибыли и амортизационных отчислений.

·        Скользящее планирование как основа повышения степени динамичности экономики предприятия, ее приспособляемости к меняющейся конъюнктуре рынка.

·        Составление прогнозов, основанных на сопоставлении различных вариантов возможного развития экономики предприятия при разных предположениях относительно совершенствования техники и принятие предполагаемых экономических мер.

·        Рыночное стимулирование и государственное регулирование, без их учета невозможно эффективное ведение экономики предприятия.

·        Практическая реализация вышеназванных принципов осуществляется с помощью особого вида деятельности — хозяйствования.


6. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ.


В соответствии с Законом "О предприятиях и предпринимательской деятельности в РСФСР" от 25 декабря 1990г. предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для ведения хозяйственной деятельности, которая осуществляется в целях извлечения прибыли и удовлетворения общественных потребностей.

Как правило, предприятие выступает юридическим лицом, что определяется совокупностью признаков: обособленностью имущества, ответственностью по обязательствам этим имуществом, наличием расчетного счета в банке, выступлением от своего имени. Обособленность имущества выражается наличием самостоятельного бухгалтерского баланса, на котором числится имущество предприятия.

Финансовые отношения предприятия возникают тогда, когда на денежной основе происходит формирование собственных средств предприятия, его доходов, привлечение заемных источников финансирования хозяйственной деятельности, распределение доходов, образующихся в результате этой деятельности, их использование на цели развития предприятия.

Организация хозяйственной деятельности требует соответствующего финансового обеспечения, т. е. первоначального капитала, который образуется из вкладов учредителей предприятия и принимает форму уставного капитала. Это важнейший источник формирования имущества любого предприятия. Конкретные способы образования уставного капитала зависят от организационно - правовой формы предприятия.

При создании предприятия уставной капитал направляется на приобретение основных фондов и формирование оборотных средств в размерах, необходимых для ведения нормальной производственно - хозяйственной деятельности, вкладывается в приобретение лицензий, патентов, ноу-хау, использование которых является важным доходообразующим фактором. Таким образом, первоначальный капитал инвестируется в производство, в процессе которого создается стоимость, выражаемая ценой реализованной продукции. После реализации продукции она принимает денежную форму - форму выручки от реализации произведенных товаров, которая поступает на расчетный счет предприятия.

Выручка - это еще не доход, но источник возмещения затраченных на производство продукции средств и формирования денежных фондов и финансовых резервов предприятия. В результате использования выручки из нее выделяются качественно разные составные части созданной стоимости.

Прежде всего это связано с формированием амортизационного фонда, который образуется в виде амортизационных отчислений после того, как износ основных производственных фондов и нематериальных активов примет денежную форму. Обязательным условием образования амортизационного фонда является продажа произведенных товаров потребителю и поступление выручки.

Поскольку материальную основу создаваемого товара составляют сырье, материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, их стоимость наряду с другими материальными затратами, износом основных производственных фондов, заработной платой работников составляют издержки предприятия по производству продукции, принимающие форму себестоимости. До поступления выручки эти издержки финансируются за счет оборотных средств предприятия, которые не расходуются, а авансируются в производство. После поступления выручки от реализации товаров оборотные средства восстанавливаются, а понесенные предприятием издержки по производству продукции возмещаются.

Обособление издержек в виде себестоимости дает возможность сопоставить полученную от реализации продукции выручку и произведенные затраты. Смысл инвестирования средств в производство продукции состоит в получении чистого дохода , и если выручка превышает себестоимость, то предприятие получает его в виде прибыли.

Прибыль и амортизационные отчисления являются результатом кругооборота средств, вложенных в производство, и относятся к собственным финансовым ресурсам предприятия, которыми они распоряжаются самостоятельно. Оптимальное использование амортизационных отчислений и прибыли по целевому назначению позволяет возобновить производство продукции на расширенной основе.

Назначение амортизационных отчислений - обеспечивать воспроизводство основных производственных фондов и нематериальных активов. В отличие от амортизационных отчислений прибыль не остается полностью в распоряжении предприятия, ее значительная часть в виде налогов поступает в бюджет, что определяет еще одну сферу финансовых отношений, которые возникают между предприятием и государством по поводу распределения созданного чистого дохода.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия - это многоцелевой источник финансирования его потребностей, но основные направления ее использования можно определить как накопление и потребление. Пропорции распределения прибыли на накопление и потребление определяют перспективы развития предприятия.

Амортизационные отчисления и часть прибыли, направляемая на накопление, составляют денежные ресурсы предприятия, используемые на его производственное и научно - техническое развитие, формирование финансовых активов - приобретение ценных бумаг, вклады в уставной капитал других предприятий и т. п. Другая часть прибыли, используемая на накопление, направляется на социальное развитие предприятия. Часть прибыли используется на потребление, в результате чего возникают финансовые отношения между предприятием и лицами, как занятыми, так и не занятыми на предприятии.

В современных условиях хозяйствования распределение и использование амортизационных отчислений и прибыли на предприятиях не всегда сопровождается созданием обособленных денежных фондов. Амортизационный фонд как таковой не формируется, а решение вопроса о распределении прибыли в фонды специального назначения оставлено в компетенции предприятия, но это не меняет сущности распределительных процессов, отражающих использование финансовых ресурсов предприятия.

Поскольку финансы предприятия как отношения являются частью экономических отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности, принципы их организации определяются основами хозяйственной деятельности предприятий. Исходя их этого, принципы организации финансов можно сформулировать следующим образом: самостоятельность в области финансовой деятельности, самофинансирование, заинтересованность в итогах финансово - хозяйственной деятельности, ответственность за ее результаты, контроль за финансово - хозяйственной деятельностью предприятия.

Самофинансирование - обязательное условие успешной хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Этот принцип базируется на полной окупаемости затрат по производству продукции и расширению производственно - технической базы предприятия, он означает, что каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников. При временной недостаточности в средствах потребность в них может обеспечиваться за счет краткосрочных ссуд банка и коммерческого кредита, если речь идет о текущих затратах, и долгосрочных банковских кредитов, используемых на капитальные вложения.

Хозяйственная деятельность предприятия неразрывно связана с его финансовой деятельностью. Предприятие самостоятельно финансирует все направления своих расходов в соответствии с производственными планами, распоряжается имеющимися финансовыми ресурсами, вкладывая их в производство продукции в целях получении прибыли.

Финансовые ресурсы предприятия, направляемые на его развитие, формируются за счет:

амортизационных отчислений;

прибыли, получаемой от всех видов хозяйственной и финансовой деятельности;

дополнительных паевых взносов участников в товариществах;

средств, получаемых от выпуска облигаций;

средств, мобилизуемых с помощью выпуска и размещения акций в акционерных обществах открытого и закрытого типов;

долгосрочного кредита банка и других кредиторов (кроме облигационных займов);

других законных источников (например, добровольных безвозмездных взносов предприятий, организаций, граждан).

Принцип самофинансирования пока не может быть обеспечен на предприятиях, выпускающих необходимую потребителю продукцию с высокими затратами на ее производство и не обеспечивающих достаточный уровень рентабельности по разным объективным причинам. К ним относятся предприятия жилищно - коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, сельскохозяйственные и другие предприятия, получающие ассигнование из бюджета. То же характерно и для предприятий оборонного значения, хозяйственная деятельность которых не может считаться предпринимательской и финансируется за счет средств, полученных от реализации продукции.


7. заработная плата

Заработная плата, или ставка заработной платы, - это цена, выплачиваемая за использование труда. Экономисты часто применяют термин "труд" в ши­роком смысле, включая оплату труда:


-        рабочих в обычном понимании этого слова, (самых разных профес­сий);

-         разнопрофильных специалистов - юристов, врачей, стоматологов, преподавателей и т. д.;

-         владельцев мелких предприятий - парикмахеров, водопроводчиков, мастеров по ремонту телевизоров и множество различных торговцев - за трудовые услуги, предостав­ляемые при реализации их деловой активности.


         Хотя на практике заработная плата может при­нимать различную форму (премии, гонорары, комиссионные воз­награждения, месячные оклады), мы будем обозначать все это термином "заработная плата" для обозначения ставки заработной платы в единицу времени - за час, день и т. д. Это обозначение имеет определенные преимуще­ство в том смысле, что напоминает нам о том, что ставка заработной платы есть цена, выплачиваемая за ис­пользование единицы услуг труда. Это также помо­гает четко разграничить "заработную плату" и "общие заработки" (последние зависят от ставки заработной платы и предложенного на рынке коли­чества часов или недель услуг труда).

Необходимо также различать  денеж­ную, или номинальную, и реальную заработную пла­ту. Номинальная заработная плата-это сумма денег, полученная за час, день, неделю и т. д. Реальная заработная плата - это количест­во товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату; реальная заработ­ная плата - это "покупательная способность" но­минальной заработной платы. Очевидно, что реальная заработная плата зависит от номинальной заработной платы и цен на приобретаемые товары и услуги. Отметим, что изменение реальной заработной платы в процентном отноше­нии можно определить путем вычитания процентно­го изменения в уровне цен из процентного измене­ния в номинальной заработной плате. Так, повыше­ние номинальной заработной платы на 9% при ро­сте уровня цен на 5% дает прирост реальной заработной платы на 4%. Отметим также, что номинальная и реальная заработная плата не обязательно изменяются в одну и ту же сторону. К примеру, номинальная заработная плата может увеличиться, а реальная заработная плата в то же самое время - уменьшиться, если цены на товары растут быстрее, чем номинальная зара­ботная плата. До появления других условий (оговоренных особо), будем основывать наш анализ на ставках реальной за­работной платы с условием, что уровень цен остает­ся постоянным.

Заработная плата различается по странам, регионам, различным видам де­ятельности и индивидуумам. Ставки заработной платы значительно выше в Соединенных Штатах Америки, чем в Китае или Индии; также они в целом выше на севере и востоке США, нежели чем на юге страны; водо­проводчики получают больше, чем сборщики хлоп­ка, врач А может заработать вдвое больше, чем врач Б за такое же количество часов работы в другой местности. Ставки заработной платы также дифферен­цируются по полу и расовым признакам.Общий, или средний, уровень заработной платы, как и общий уровень цен, является комплексным термином, содержащим  в себе широкий диапазон различных ко­нкретных ставок заработной платы. Это в целом нестрогое определение является удобной начальной точкой при сравнении и объяснении  дифференциации зара­ботной платы по странам и регионам. Статистикой отмечено, что общий уровень реальной заработной платы в США один из самых высоких в мире. Самым логичным объяснением этого является тот факт, что в Соединенных Штатах Америки спрос на труд выше по отношению к его предложению.

         Со времени принятия в 1938 г. Закона о спра­ведливых условиях найма в Соединенных Штатах существует федеральный минимум заработ­ной платы. Минимум заработной платы варьи­руется в пределах от 40 до 50% от средней за­работной платы, выплачиваемой рабочим обраба­тывающей промышленности, и составляет в насто­ящее время 3,35 дол, в час. Сейчас он распро­страняется приблизительно на 90% всех рабочих и служащих. В конгрессе имеются предложения о введении с 1992 г. минимума заработной платы в размере 4,55 дол, в час. Анализ влияния проф­союзов на установление заработной платы затра­гивает давно дискутируемый вопрос об эффекти­вности законодательства о минимуме заработной платы как средстве снижения уровня бедности.

         Аргументы против минимума заработной платы. Некоторые критики полагают, что установление эффективной (выше равновесной) минимальной за­работной платы просто приводит к тому, что кри­вые MRP и спроса на труд вновь поднимаются, поскольку предпринимателям выгоднее нанимать меньше рабочих. Повышение издержек на заработ­ную плату может даже выбить некоторые фирмы из состояния деловой активности. В результате некото­рые бедные, низкооплачиваемые рабочие, помочь которым и предназначался минимум заработной платы, окажутся теперь без работы. Разве не ясно, утверждают критики, что рабочему, который стано­вится безработным при минимуме заработной пла­ты, равном 3,35 дол, в час, хуже, чем, если бы он или она были наняты по рыночной ставке заработной платы, равной, скажем, 2,5 дол, в час? Другим основанием для критики является то, что минимум заработной платы имеет недостаточ­ную нацеленность на снижение уровня бедности. Минимум заработной платы предусматривается для обеспечения "прожиточной заработной платы", ко­торая позволяет малоквалифицированным рабочим зарабатывать столько, чтобы они и их семьи могли избежать бедности. Однако, по мнению критиков, основное воздействие минимум заработной платы оказывает на работающих подростков, многие из которых принадлежат к относительно обеспечен­ным семьям.

Аргументы в пользу минимума заработной платы. Сторонники минимума заработной платы считают, что критики этой теории проанализировали воздей­ствие минимума заработной платы в нереалистич­ном контексте. При установлении мини­мума заработной платы на монопсоническом рынке труда минимум заработной платы может привести к повышению ставок заработной платы, не вызывая безработицы; в самом деле, при повыше­нии минимума заработной платы может произойти даже увеличение рабочих мест благодаря тому, что у монопсонического нанимателя исчезает стимул ограничивать занятость. Более того, установление эффективною минимума заработной платы может повлечь за собой повышение производительности труда, при этом кривая спроса на труд перемещает­ся вправо и перекрывается любой эффект безработи­цы, который в противном случае мог быть вызван минимумом заработной платы. А как минимум за­работной платы может воздействовать на повыше­ние производительности труда. Во-первых, мини­мум заработной платы может произвести аффект шока на нанимателей. То есть у фирм, использу­ющих низкооплачиваемых рабочих, может быть не­эффективное применение труда, повышение ставок заработной платы, в связи с установлением миниму­ма заработной платы, по всей видимости, окажет "шоковое" воздействие на эти фирмы и побудит их использовать труд более эффективно, в результате чего соответственно повысится производительность труда. Во-вторых, утверждается, что более высокая заработная плата приводит к увеличению реальных доходов, а, следовательно, улучшению здоровья, по­вышению энергичности, мотивации рабочих, что де­лает их труд более продуктивным. Какая точка зрения является верной? Общее мнение, сложившееся на основе бо­льшого количества научных исследований миниму­ма заработной платы, сводится к тому, что мини­мум заработной платы порождает определенную безработицу, особенно среди молодежи (16-19 лет). В частности, установлено, что повышение миниму­ма заработной платы на 10% приводит к снижению занятости подростков на 1-3%. Неблагоприятное воздействие оказывается и на молодежь в возрасте от 20 до 24 лет; 10%-ное повышение минимума заработной платы понижает занятость данной группы рабочих на один или менее процент. Чернокожие рабочие и женщины, которые составляют непропор­ционально большую часть низкооплачиваемых ра­бочих, как правило, больше страдают от сокраще­ния занятости, чем белые рабочие-мужчины. Другая сторона медали в том, что те, кто остается занятым, получают более высокий доход и имеют больше шансов избежать бедности. Таким образом, воздей­ствие минимума заработной платы на снижение бед­ности является смешанным, двойственным. Те, кто теряет работу, еще глубже погружаются в бедность, те же, кто остается занятым, как правило, избегают бедности.

Теперь перейдем от общего уровня заработной пла­ты к конкретным ставкам заработной платы. Воз­никает вопрос: как определяется ставка заработной платы, получаемая каким-то определенным типом рабочих? Анализ спроса и предложения вновь помо­гут нам выявить суть данной проблемы.

         Модель конкуренции. Чисто конкурентный рынок труда характе­ризуется следующими чертами: 1) большое число фирм конкурируют друг с другом при найме конк­ретного вида труда; 2) многочисленные квалифици­рованные рабочие, имеющие одинаковую квалифи­кацию, независимо друг от друга предлагают дан­ный вид, услуг труда; 3) ни фирмы, ни рабочие не осуществляют контроль над рыночной ставкой зара­ботной платы, ни те, ни другие не "диктуют заработ­ную плату".

         Модель монопсонии. Мы только что видели, что на чисто конкурентном рынке труда каждый предприниматель нанимает такое небольшое количество рабочих, что это не влияет на ставку заработной платы в целом. Каждая фирма "соглашается на заработную плату" в том смысле, что она может нанимать так мало или так много труда, сколько ей необходимо по рыночной ставке заработной платы, как от­ражено на ее кривой абсолютно эластичного пред­ложения труда. Рассмотрим теперь случай с монопсонией, при которой наниматель обладает монополистичес­кой силой покупать (нанимать). Монопсонии прису­ши следующие черты: 1) Количество занятых на данной фирме состав­ляет основную часть всех занятых каким-то конк­ретным видом труда; 2) Данный вид труда является относительно немобильным либо в силу географических фак­торов, либо в том смысле, что если рабочие нашли альтернативу применения своего труда, то они вынуждены приобретать новую квалифи­кацию; 3) Фирма "диктует заработную плату" в том смысле, что ставка заработной платы, которую фир­ма должна выплачивать, находится в прямой зави­симости от количества нанимаемых рабочих.

         Некоторые модели с учетом профсоюзов. До сих пор мы ограничивались предположением о том, что рабочие активно конкурируют при продаже своих трудовых услуг. На многих рынках рабочие "продают" свои трудовые услуги коллективно через профсоюз. Чтобы проследить экономическое воздействие профсо­юзов в упрощенном варианте, предположим, что формируется профсоюз на конкурентном рынке. То есть профсоюз ведет переговоры с относительно большим числом нанимателей. Профсоюзы преследуют многие цели. Однако их основной экономической задачей является повыше­ние заработной платы. Профсоюз может добивать­ся этой цели разными путями.

         Повышение спроса на труд. С точки зрения проф­союза, наиболее желательным способом повышения заработной платы является расширение спроса на труд, в результате увеличения спроса на труд повышаются как ставки заработной платы, так и число рабочих мест. Относительная величина такого повышения будет за­висеть от эластичности предложения труда. Но как может профсоюз увеличить спрос на труд? Ответ: путем изменения одного или более факторов, определяющих спрос на труд. В частности, профсоюз может попытаться: 1) увели­чить спрос на производимые продукты или услуги; 2) повысить производительность труда или 3) изме­нить цены на другие вводимые факторы производства. Рассмотрим эти способы по порядку.

         Замкнутый, или цеховой, тред-юнионизм. Проф­союзы могут повышать ставки заработной платы путем сокращения предложения труда. Исторически рабочее движение выступало за проведение полити­ки, которая вела к сужению предложения труда в экономике в целом, чтобы повысить общий уро­вень заработной платы. Профсоюзы поддерживают законодательство, которое: 1) ограничивает иммиг­рацию; 2) сокращает детский труд; 3) поддерживает обязательный уход на пенсию; 4) способствует со­кращению рабочей недели.

         Квалификационное лицензирование профессий. Это другое широко используемое средство ограни­чения предложения определенных видов труда. Группа рабочих определенной профессии оказывает давление на власти штата или муниципалитета, по­буждая их принять закон, в соответствии с которым, скажем, парикмахеры (врачи, водопроводчики, кос­метологи, сортировщики яиц, контролеры пестици­дов и т.п.) могут заниматься своей деятельностью, только если они отвечают определенным указанным требованиям.

     Открытый, или отраслевой, тред-юнионизм. Бо­льшинство профсоюзов, однако, не ограничивают число своих членов. Наоборот, они стремятся объ­единить всех имеющихся или потенциальных рабо­чих. Это характерно для так называемых отраслевых профсоюзов, таких, как профсоюзы автомоби­лестроителей и сталелитейщиков, которые добиваются членства в них всех неквалифицированных, полуквалифицированных и квалифицированных ра­бочих данной отрасли. Профсоюз может быть и за­крытым, если его члены являются квалифицирован­ными специалистами, для которых нет в необходи­мых количествах соответствующей замены. Но профсоюз, включающий главным образом неквали­фицированных и полуквалифицированных рабочих, подорвет свое собственное существование, если бу­дет ограничивать число членов в нем, поскольку в таком случае создается значительный резерв не объединенных профсоюзом рабочих, которыми лег­ко можно заменять членов профсоюза при найме на работу.