Содержание


1. Теоретическая часть. 3

Структура органов федерального казначейства. 3

2. Практическая часть. 10

Задание 1. 10

Задание 2. 13

Список литературы.. 15























1. Теоретическая часть

Структура органов федерального казначейства

Международный опыт и практика функционирования отечественной финансовой системы дали практически безальтернативное решение в сложившейся ситуации - решение об организации в Министерстве финансов Российской Федерации системы органов федерального казначейства и о переводе федерального бюджета на казначейскую систему исполнения, как первого этапа по установлению контроля Правительства РФ за государственными финансами.

В связи с этим изучение правового регулирования деятельности органов федерального казначейства, их задач и прав, обрело в настоящее время особую актуальность.

Существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Эта система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья финансовой системы — бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений. Система финансово-кредитных органов в РФ, в связи с экономическими преобразованиями была существенно перестроена, появились новые органы.

В единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления в других субъектах Федерации и органы федерального казначейства. Кроме того, в системе органов местного самоуправления административно-территориальных единиц (районов и городов) образуются финансовые отделы[1].

Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной компетенции.

Для осуществления финансовой деятельности, в качестве основной функции, были созданы специальные органы государственного управления[2]:

·         Министерство финансов Российской Федерации;

  • Федеральное казначейство Российской Федерации;
  • Государственная налоговая служба Российской Федерации;
  • Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Федеральное казначейство Российской Федерации создано Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556. Единую централизованную систему органов федерального казначейства возглавляет руководитель Федерального казначейства — начальник Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ.

В соответствии с Положением о Федеральном казначействе РФ, утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 27 августа 1993 г. № 864, единая централизованная система органов федерального казначейства состоит из Главного управления федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах. Казначейство подчиняется Министерству финансов РФ. Органы казначейства взаимодействуют с органами государственного управления субъектов Федерации в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, а также координации работы по созданию информационной базы о состоянии бюджетной системы Российской Федерации.

Казначейство информирует законодательные и исполнительные органы государственной власти Российской Федерации о результатах исполнения федерального бюджета, иных финансовых операциях Правительства РФ, а также о состоянии государственных (федеральных) внебюджетных фондов и бюджетной системы Российской Федерации[3].

В целях улучшения организации работы и усиления контроля за исполнением федерального бюджета Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ взаимодействует с Банком России, с Государственной налоговой службой РФ, иными федеральными органами исполнительной власти РФ. Органы казначейства осуществляют контрольные функции во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти, налоговыми, правоохранительными органами и банками; материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, передают правоохранительным органам. В определенных случаях органы казначейства предъявляют иски в суд и в арбитражный суд. Например[4], в 2001 г. органы федерального казначейства переда­ли в правоохранительные органы материалы проверок по 781 факту незаконного использования средств фе­дерального бюджета. Сумма этих нарушений составила 121,6 млн. руб. Взыскание финансовых санкций по итогам конт­рольных мероприятий органов Минфина России (включая совместные проверки УФК и КРУ) преиму­щественно осуществлялось в принудительном порядке: на 301,9 млн. руб. были выставлены инкассовые поруче­ния, на 1098,4 млн. руб. — оформлены уведомления об уменьшении бюджетных ассигнований; в судебные орга­ны было подано 594 иска на взыскание штрафных санк­ций в размере 891 млн. руб., в добровольном порядке было предложено внести 121,5 млн. руб. Весьма очевидна эффективность работы органов федерального казначейства по выявлению нарушений финансовой дисциплины.

В период существования СССР порядок кассового исполнения бюджета определялся Госбанком СССР. Бюджетные средства рассматривались как кредитный ресурс государства и финансирование бюджетных учреждений осуществлялось на вновь открываемые счета путем выделения бюджетных кредитов. При банковской системе исполнения бюджета, государство контролировало финансовую систему посредством Госбанка, отслеживало целевое и эффективное использование бюджетных ассигнований.

С распадом СССР сложилась смешанная система кассового исполнения бюджета. Государственная система бюджетных расчетов оказалась недостаточно гибкой и стабильной. В дальнейшем ситуация, сложившаяся с конца 1991 г. и усугубившаяся в 1992 г., характеризовалась тем, что деньги у очень крупных бюджетополучателей оказались в коммерческих банках, которые уже не могли дать гарантии их сохранности. Банки, в одних случаях умышленно, в других, - по объективным причинам, не доводили средства до бюджетополучателей, рассматривая их в период кризиса прежде всего, как дешевые кредитные ресурсы для поддержания собственной стабильности. В бюджетном хозяйстве страны был беспорядок.

Этот процесс был локализован, а затем и полностью изжит, когда деньги, проходя только через счета федерального казначейства, стали поступать в учреждения федеральной бюджетной сферы на соответствующей территории субъекта Федерации, района или города. Вторая задача, гораздо более важная, состояла не только в том, чтобы обеспечить контроль за прохождением средств сверху вниз, но и в налаживании и осуществлении жесточайшего предварительного и текущего контроля за выделением и расходованием государственных средств непосредственно бюджетополучателями[5].

Окончательно сформировавшаяся уже к 1995-1998 году Единая централизованная система органов Федерального казначейства состоит из Главного управления Федерального казначейства Минфина России и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москва и Санкт-Петербург, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах.

Главное управление Федерального казначейства является структурным подразделением центрального аппарата Минфина России и подчиняется Министру финансов РФ.

Органы казначейства несут установленную законодательством ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них задач и подчиняются своему вышестоящему органу и руководителю казначейства - начальнику Главного управления Федерального казначейства Минфина России.

В своей деятельности федеральное казначейство руководствуется "Положением "О федеральном казначействе РФ", утверждённым Постановлением Правительства РФ от 27 августа 1993 года № 864 (в редакции от 28.01.97г.)

Успешное развитие экономики любого государства во многом зависит от достоверности и оперативности получения информации о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также возможности эффективного управлениями ими. Основным поставщиком этой информации для Правительства Российской Федерации выступает федеральное казначейство. Собранная казначейством информация позволяет правительству оценить работу органов государственного управления и получить более ясное представление об экономических последствиях проводимой ими бюджетной политики.

Для реализации функции эффективного управления государственными финансами, казначейство должно иметь единый счет, по которому проводятся все операции органов государственного управления и на котором консолидируются все государственные финансовые ресурсы.

Августовский кризис 1998 года наглядно показал эффективность казначейской системы. Средства на счетах бюджетных учреждений, находящихся в казначействе совершенно не пострадали, в то время как коммерческие банки не смогли обеспечить их должную защиту.

В тоже время, ведение единого казначейского счета не означает ограничения финансовой самостоятельности распорядителей и получателей бюджетных ассигнований в вопросах использования этих средств, при условии, что они используются ими в установленном порядке и в соответствии с решениями вышестоящих распорядителей бюджетных ассигнований.

Помимо деятельности по финансовому управлению, казначейство может и должно на всех этапах процесса расходования средств осуществлять контроль за исполнением бюджетов всех уровней. Только так можно обеспечить единство государственных финансов и их эффективное использование.

Реализуемый казначейством контроль, предшествующий кассовому расходованию государственных средств, является эффективным средством обеспечения их целевого использования, так как позволяет не только выявить нарушителей финансовой дисциплины, но самое главное - предотвратить эти нарушения.

Процедура кассового исполнения бюджета заключается в списании бюджетных средств (например, в пользу контрагентов по договору) непосредственно со счета органа федерального казначейства в пределах установленных лимитов с отражением этой операции на лицевом счете бюджетополучателя. Таким образом, бюджетополучатель лишается возможности изменить направление финансирования определенное федеральным бюджетом и вышестоящими распорядителями бюджетных ассигнований.

Бухгалтерский учет операций со средствами федерального бюджета, является ещё одной чрезвычайно важной функцией, выполнение которой возлагается на федеральное казначейство. Бухгалтерский учет обеспечивает достоверный автоматический механизм контроля всех операций. Именно он непрерывно дает представление о достоверной картине движения государственных финансовых ресурсов.

На сегодняшний день актуальным стал вопрос эффективности использования средств федерального бюджета, ликвидации нефинансируемых государственных мандатов. В системе федерального казначейства фактически завершен процесс формирования автоматизированного единого реестра бюджетополучателей, позволяющего обеспечить адресность и эффективность государственного финансирования.

Широкий спектр функций адекватен роли казначейства в сфере бюджетно-налоговой политики, проводимой в Российской Федерации.

Эта роль может быть пассивной, - когда казначейство лишь доводит выделенные Главными распорядителями бюджетных ассигнований ресурсы бюджетным учреждениям согласно закону о федеральном бюджете, а может быть активной, - когда казначейство жестко регламентирует процесс исполнения и контролирует все расходы бюджетных учреждений, полностью ведет их бухгалтерский учет, а также управляет всеми государственными активами.

2. Практическая часть

Задание 1

По балансовому счету 40101 «Налоги, распределяемые между бюджетами  разных уровней» Управления Федерального казначейства в соответствии с выпиской  РКЦ и приложенными к ней платежными документами за 5 января 2004 года  совершены следующие операции:

1.     Поступило налогов:

плата за негативное воздействие на окружающую среду (код бюджетной классификации - 2015600):

-         платежное поручение № 7 – 7500 руб.

-         платежное поручение № 12 – 10 000 руб.

-         платежное поручение № 3- 3 600 руб.

-         платежное поручение № 15 – 8 400 руб.

2.     Перечислено платежей за негативное воздействие на окружающую среду по уровням бюджетов:

-         федеральный бюджет: платежное поручение № 19 – 8 000 руб.

-          областной бюджет: платежное поручение № 20 – 2 000 руб.

Необходимо:

1.     Оформить  сводный реестр поступивших доходов

2.     Произвести  распределение регулирующих налогов  между бюджетами

3.     Отразить  операции  в бухгалтерском учете  по исполнению федерального бюджета. Оформить мемориальный ордер.

РЕШЕНИЕ

1.     Сводный реестр  поступивших доходов представлен ниже.


Управление федерального

Казначейства


Сводный реестр № 1

Поступивших доходов в федеральный

Бюджет за 5 января 2004 года


На счет № 40101

№ п\п

Наименование платежного документа

Номер документа

Сумма, руб.

Код бюджетной классификации

Дебет

кредит


Остаток на начало дня


10 000



1

Платежное поручение

7

1 500


2015600

2

Платежное поручение

12

2 000


2015600

3

Платежное поручение

3

720


2015600

4

Платежное поручение

15

1 680


2015600

5

Платежное поручение

19

8 000


2015600








Итого за день


13 900




Остаток на конец дня


23 900




Управление федерального

Казначейства


Сводный реестр № 1

Поступивших доходов в областной

бюджет за 5 января 2004 года


На счет № 40102

№ п\п

Наименование платежного документа

Номер документа

Сумма, руб.

Код бюджетной классификации

Дебет

кредит


Остаток на начало дня


10 000



1

Платежное поручение

7

6 000


2015600

2

Платежное поручение

12

8 000


2015600

3

Платежное поручение

3

2 880


2015600

4

Платежное поручение

15

6 720


2015600

5

Платежное поручение

20

2 000


2015600








Итого за день


25 600




Остаток на конец дня


35 600




         2. Распределение регулирующих налогов по бюджетам происходит в соответствии с  действующими нормативами:

-         в федеральный бюджет: 20 %

-         в областной бюджет: 80 %

Общая сумма платы за негативное воздействие на  окружающую среду за 5 января равна:

7 500+10 000+3 600+8 400 = 29 500 (руб.)

Тогда, отчисления в федеральный бюджет:

29 500 *0, 2 = 5 900 (руб.)

В областной бюджет:

29 500 * 0, 8 = 23 600 (руб.)

3.     Мемориальный ордер  представлен  ниже.

Мемориальный ордер № 1

За 5 января 2004 года

№ п\п

Основание (ссылка на документ)

Номер счета

Сумма, руб.

По дебету

По кредиту

1

Платежное поручение №7

40101

40702

7 500

2

Платежное поручение № 12

40101

40702

10 000

3

Платежное поручение № 3

40101

40702

3 600

4

Платежное поручение № 15

40101

40702

8 400

5

Платежное поручение № 19

40101

40702

8 000

6

Платежное поручение № 20

40101

40702

2 000


ИТОГО



39500


Задание 2


В управлении  федерального казначейства открыты лицевые счета следующим получателям средств федерального бюджета:

№ 03181202430 Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам;

№ 03092101550 Управлению федерального казначейства

         10 февраля 2004 года на основании выписки со счета 40105 Управления федерального казначейства и платежного  документа  были совершены следующие операции:

1.     по  лицевому счету № 03181202430:

-         платежное поручение № 56 – на перечисление поставщику за оборудование 17 200 руб.

-         платежное поручение № 57 – на перечисление поставщику за услуг связи – 4 200 руб.

-         объявление на взнос наличными (возврат командировочных расходов) – 2 500 руб.

2.     по лицевому счету № 03092101550:

-         платежное поручение № 45 – на  перечисление поставщику за канцелярские товары – 7 350 руб.

-         платежное поручение № 46 – на перечисление поставщику за израсходованную электроэнергию – 8 700 руб.

-         платежное поручение № 124 – на зачисление финансирования из федерального бюджета – 120 000 руб.

Остатки  средств на лицевых счетах на 10. 02. 2004 года:

-         03181202430: 157 200 руб.

-         03092101550: 58 650 руб.

Необходимо оформить  оборотно- сальдовую ведомость по операциям на лицевых счетах получателей за текущий день.

РЕШЕНИЕ

Оборотно- сальдовая ведомость представлена ниже.

Управление федерального казначейства


Оборотно- сальдовая ведомость

по лицевым  счетам  получателей средств из федерального бюджета

на 10 февраля 2004 года

№ лицевого счета

Остаток на начало  10 февраля 2004 года

Обороты за текущий  день

Остаток на конец 10 февраля 2004 года


дебет

кредит

дебет

кредит

дебет

кредит

03181202430

157 200


2 500

21 400

159 700

21 400

03092101550

58 650


120 000

16 050

178 650

16 050











































 










Список литературы

1.                          Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят  Государственной Думой и одобрен Советом Федерации 17.07.1998 г. (С изменениями и дополнениями ).

2.                          Положение "О Федеральном казначействе"  утверждено Правительством РФ от 27.08.1993 г. №864 (в ред. от 28.01.1997 г.)

3.                          Приказ МинФина РФ "О бюджетной классификации" от 29.12.1994 г. № 177

4.                          Указ Президент РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 "О Федеральном казначействе"

5.                          Финансовое право: Учебник/ О.Н.Горбунова, Е.Ю.Грачева и др./ М.-2003

6.                          Финансовое право в вопросах и ответах/ Под ред. Е.Ю.Грачевой/ М-2003

7.                          Финансы № 8/ 2002г. Лебедев Д.О. "Федеральное казначейство и осуществление государственного финансового контроля".

8.                          Финансы № 12/ 2002г. Московченко С.Н. "Этапы становления органов федерального казначейства"

9.                          ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ










[1] Финансовое право в вопросах и ответах/ Под ред. Е.Ю.Грачевой/ М-2003, с.97

[2] Финансовое право: Учебник/ О.Н.Горбунова, Е.Ю.Грачева и др./ М.-2003, с.84

[3] Финансовое право в вопросах и ответах/ Под ред. Е.Ю.Грачевой/ М-2003, с.112


[4] Финансы № 8/ 2002г. Лебедев Д.О. "Федеральное казначейство и осуществление государственного финансового контроля".

[5] Финансы № 8/ 2002г. Лебедев Д.О. "Федеральное казначейство и осуществление государственного финансового контроля".