27. Виды маркетинговых стратегий.


1.     Недифференцированная (агрегированная) – применяется при больших масштабах производства и емком рынке, широко использует принципы стандартизации и унификации каналов распределения товаров.

2.     Дифференциация товара на рынке – выделение на рынке товара из других. Касается товаров массового спроса, но в отличие от первой стратегии, широко применяется реклама.

3.     Стратегия нововведений – предложение рынку постоянных новшеств, что ускоряет период морального старения существующих товаров. Стратегия возможна только для крупных фирм в наиболее развитых в техническом отношении стран. Тип стратегии – агрессивный. Требует для своей реализации больших производственных затрат.

4.     Стратегия наибольшего количества разновидностей данного товара через использование товарного знака, дизайна, упаковки.

5.     Стратегия сегментации рынка. Фирма усиливает свою позицию на рынке не в целом, а только на его отдельных сегментах.

Классификация маркетинговых стратегий может быть дана не на уровне рынка, а на уровне отдельных предприятий. Различают:

1.     Интенсивное развитие – наиболее полное использование всех возможностей фирмы: конструкторского и производственного потенциала, новые технологии, организация производства, маркетинг.

2.     Интегральное развитие:

2.1                     Привлечение части капитала одного/нескольких поставщиков (обратная интеграция)

2.2                     Приобретение торговой фирмы или создание смешанной торгово-производственной фирмы (прямая интеграция)

2.3                     В ряде случаев объединение с конкурентами, в случае, когда не существует законодательных ограничений

3.     Диверсификация – создание новых товаров и/или выход на новые рынки. Различают четыре вида:

-         Концептуичная  - создание новых товаров из тех же материалов и по существующей технологии производства

-         Вертикальная – организация выпуска таких товаров, которые ранее получали от поставщиков

-         Горизонтальная – выпуск товаров, требующих изменение в существующих технологиях или разработки новых технологий, которые в дальнейшем окажутся более выгодными, нежели существующие.

-         Корпоративная – создание  принципиально новых товаров.

Варианты стратегии маркетинга предприятия

Рынки

Производимые товары

Новые товары

Существующие

Стратегия, направленная на увеличение доли рынка

Стратегия, направленная на улучшение потребительских характеристик товара

Новые

Стратегия выхода на новые рынки

Диверсификация



23. Менеджер в организации. Роли менеджера. Требования к его качеству. Менеджер и лидер. Формирование эффективного руководителя.

Менеджер - это человек, организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами. Менеджеру в процессе работы приходится выполнять ряд ролей.

Роли менеджера: Представительная, Информационная, Процесс принятия решения, Руководитель, Лидер, Ответственное лицо, Наставник, Распространитель, Представитель, Предприниматель, Урегулирование конфликтов, Распределение кадров, Ведение переговоров

Качества:

К профессиональным: 1)компетентность в соответствующей профессии 2) широта взглядов 3)стремление к приобретению новых знаний 4) поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим, их обучение 5)умение планировать стою работу.

Личные качества:1) высокие моральные стандарты; 2)физическое и психологическое здоровье; 3) высокий уровень внутренней кулътуры; 4) отзывчивость, заботливость, благожелательное отношение к людям; 5)оптимизм, 6)уверенность в себе.

Деловые: 1)доминантность, честолюбие, стремление к власти, личной не­зависимости, 2)контактность, коммуникабельность, умение расположить к се­бе людей, убедить в правильности своей точки зрения, повести за собой; 3)инициативность, оперативность в решении проблем, умение быстро выбрать главное и сконцентрироваться: на нем, но при необходимости легко перестроиться; 4)способность управлять собой своим   поведением, рабочим вре­менем, взаимоотношениями с окружающими; 5)стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность ид­ти на риск самому и увлекать за собой подчиненных.


Быть менеджером и быть лидером в организации – это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных  и построении отношений с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе психологического воздействия. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Собственно отношения «начальник – подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление заменяются отношениями «лидер – последователь».

47. Организация и источники финансового анализа.

Все предприятия и коммерческие организации, являющиеся юридичес­кими лицами, обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Она выражает единую систему данных об имущественном и финансовом положении предприятия и о результатах его хозяйственной деятельно­сти и формируется по регистрам бухгалтерского учета по установлен­ным формам.

Бухгалтерская отчетность должна представлять объективную и пол­ную картину о финансовом положении предприятия на определенную дату. Достоверной и полной считается отчетность, составленная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если при разработке бухгалтерской отчетности выявляется недо­статочность данных для формирования полного представления о его фи­нансовом положении, то в отчетность включаются дополнительные по­казатели и пояснения.

Таким образом, финансовая (бухгалтерская) отчетность представляет собой систему обобщенных показателей, характеризующих итоги финансовой деятельности за отчетный период. Она составляется путем подсчета, группировки и специальной обработки данных текущего бухгалтерского учета.

В условиях рынка финансовая (бухгалтерская) отчетность предприятий, организаций является основным средством коммуникации и информационной базой финансового анализа.

Законодательной базой бухгалтерской отчетности в Украине являются: Закон Украины от 16.07.99 г. № 996-Х1У "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине", а также Положения (стан­дарты) бухгалтерского учета - П(С)БУ

К финансовой отчетности предприятия, предусмотренной Законом, относятся:

·               ба­ланс (форма № 1);

·               отчет о финансовых результатах (форма № 2);

·               отчет о движении денежных средств (форма № 3);

·               отчет о собст­венном капитале (форма № 4);

·               примечания к отчетам, подписываемые руководителем и бухгалтером предприятия.

Финансовая отчетность подразделяется на периодическую (квартальную) и годовую. Объем и состав определяются продолжительностью периода.

Квартальный отчет включает 2 типовые формы, которые составляют все хозяйствующие субъекты (кроме банков и малых предприятий) независимо от видов деятельности, организационно-правовых форм хозяйствования и форм собственности: Баланс (форма 1) и Отчет о финансовых результатах (форма 2)

В годовую отчетность входят: Баланс (форма 1); Отчет о финансовых результатах (форма 2); Отчет о движении денежных средств (форма 3); Отчет о собственном капитале (форма 4)

Баланс отражает накопленный эффект от прошлых деловых решений и включает прибыль и убытки за предыдущий период.

Отчет о финансовых результатах сопоставляет доходы и расходы за определенный период, подробно описывает элементы, входящие в состав прибыли или убытков.

Отчет о движении денежных средств – динамический отчет изменений в активах, пассивах, собственном капитале в течение отчетного периода. Он позволяет увидеть схему фондовых вложений и источников, показывает, что амортизация не затрагивает фондов.

Отчет о собственном капитале дает дополнительную информацию об изменениях на счетах собственного капитала между начальными и конечными датами баланса.

14. Инфляция.

Инфляция — это обесценение денег, снижение их покупательной способности. Инфляция проявляется не только в повышении цен. Наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся, прежде всего, в дефиците товаров и услуг при неизменных ценах или невыплате заработной платы в срок, что означает ее последующую выплату обесцененными деньгами. Инфляция — это снижение покупательной способности денег, которое проявляется чаще всего в повсеместном повышении цен.

Наиболее распространенная причина инфляции — денег много товаров мало; покупательский спрос превышает товарное предложение. В основе инфляционного повышения цен могут лежать различные, как правило, взаимосвязанные факторы. При этом меняются масштабы, характер, темпы инфляции. При относительно стабильных объеме и структуре производства и постоянной скорости обращения денег основным фактором ценовых сдвигов становится изменение объема денежной массы. Если предложение денег равно спросу на них» то уровень цен остается неизменным. Увеличение количества денег в обращении приводит к повышению цен. Причина инфляционного разрыва между деньгами и товарами лежит «на поверхности», она сводится к чрезмерному росту денежной массы. К инфляционному росту цен ведет избыток денежной массы; вслед за  этим, с некоторым разрывом во времени, повышаются цены. но связь между денежной массой и движением цен не только прямая, но и обратная: растут цены — увеличивается денежная масса, увеличивается количество денег в обращении — растут цены.

Инфляция спроса и инфляция издержек - это две, как правило, взаимосвязанные, но неравнозначные причины инфляции: одна — со стороны спроса (избыток Денежных средств у покупателей), другая — со стороны предложения (рост производственных издержек).

Инфляция спроса- это вид инфляции, порождаемый избытком совокупного спроса, за которым по тем или иным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к взлету цен. Избыток денег образуется при дефиците товаров.

Инфляция издержек. - возможны два исходных момента: а) издержки начинают расти в результате повышения заработков (давление профсоюзов, требования рабочих) и в силу удорожания сырья и топлива (рост цен на импорт, изменение условий добычи, повышение транспортных расходов и т.п.); б) производители повышают цены, используя свое монополистическое положение или создавая его путем сговора.

Структурную инфляцию - инфляция, сочетающая элементы инфляции спроса и инфляции издержек. В ее основе — процесс, связанный с изменением структуры спроса. В российской экономике образовался разрыв двух секторов — финансового и реального. Деньги «уплывают» в финансовые спекуляции, а реальный сектор испытывает острую нехватку денежной массы. Отсюда неплатежи, задолженность, задержки в расчетах, невыплаты в срок работной платы.

Типы инфляции:

Ползучая характеризуется повышением цен на 3-5% в год(не сопровождается кризисами, м.б. использована для стимулирования пр-ва)

Галопирующая инфляция трудно управляемая 10-50% характерна для стран с переходной экономикой

Гиперинфляция – ежемесячно более 50% практически не управляема. Для остановки прибегают к чрезвычайным мерам.

Кривая Филлипса -указывает на наличие обратной связи между движением цен (и заработной платы) и уровнем безработицы. В условиях депрессии, для которой характерно снижение или, по крайней мере, торможение цен, наблюдается рост безработицы. С наступлением подъема происходит рост цен (повышенный спрос на товары) и уровень безработицы снижается. С повышением заработной платы занятость растет, а безработица снижается. Но повышение заработной платы означает рост издержек, а следовательно, и цен. Повышение же цен, как правило, означает снижение безработицы. Рост цен (т.е. инфляция) выступает в качестве платы за сокращение безработицы. Чем выше темпы инфляции, тем ниже размеры безработицы. Чем ниже темп инфляции, тем большее число людей вынуждены заниматься поиском работы.

Подходы к решению проблемы искомого сочетания инфляции и безработицы неодинаковы: 1) стимулирование денежного спроса (небольшая инфляция) будет способствовать повышению уровня занятости; 2) равномерный рост денежного предложения и устранение бюджетного дефицита ведут к торможению инфляции, стабильному росту и «нормальной» занятости.

Кривая Филлипса «работает» в относительно короткие периоды роста безработицы и снижения производства. В условиях длительного периода кривая «взлетает вверх», становится «крутой» Возникает так называемая стагфляция — сохранение высокой безработицы при одновременном инфляционном росте цен.

В современной интерпретации кривой Филлипса вместо темпов прироста номинальной заработной платы принято рассматривать темпы прироста цен, т.е. инфляции. Если растет заработная плата, то обычно повышаются цены. На поведение людей, производственную активность населения оказывают влияние не только рост цен, но и ожидания. Если они рациональны, то рационально и поведение. Людей интересует не номинальная, а реальная заработная плата. Сама инфляция становится теперь зависимой от степени доверия к действиям правительства. Политика выбора между безработицей и инфляцией теряет свою актуальность. Основные акценты смещаются в сторону изучения факторов, под влиянием которых формируются ожидания.

Антиинфляционная политика

Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики: *политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии, политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен.

13. Безработица.

Рынок труда можно определить как систему социально-экономических отношений между собственниками рабочей силы, нуждающимися в работе по найму, и владельцами средств производства, предъявившими спрос на наёмную рабочую силу, по поводу вовлечения рабочей силы в общественное производство, её функционирования и воспроизводства, а также распределения и перераспределения.

Субъектами спроса на рынке труда выступают бизнес и государство, а субъектами предложения - домашние хозяйства.

Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте заработной платы, при прочих равных условиях, предприниматель в целях сохранения равновесия должен соответственно сократить спрос на труд, а при снижении заработной платы спрос на труд возрастает. Функциональная зависимость между величиной заработной платы и размером спроса на труд выражается в кривой спроса на труд.


Рис. Спрос и предложение на рынке труда: WC – равновесная зар.плата;  LC – нанимаемых рабочих;  S- кривая предложения; D – кривая спроса.

Предложение труда также зависит от величины заработной платы, получаемой за производительные услуги. Кривая предложения труда

показывает, что при повышении реальной заработной платы возрастает предложение труда, а при её снижении предложение труда уменьшается.

Кривая спроса на труд и кривая предложения труда пересекаются в точке Е. Этой точке на графике соответствует определённый уровень реальной заработной платы (РЕ) и заданное этим уровнем предложение труда (LE). В точке Е спрос на труд равен предложению труда, т.е. рынок труда находится в равновесном состоянии. Это означает, что все предприниматели, согласные платить заработную плату РЕ, находят на рынке необходимое количество труда, их спрос на труд удовлетворён полностью. В положении рыночного равновесия полностью трудоустроены все работники, готовые предложить свои услуги при заработной плате РЕ. Поэтому точка Е определяет положение полной занятости.

Заработная плата - это цена равновесия на рынке труда. В случае превышения реальной заработной платы уровня равновесной, предложение на рынке труда превышает спрос. В этой ситуации происходит отклонение от положения полной занятости, рабочих мест не хватает для всех желающих продать свой труд при более высокой заработной плате. Возникает избыток предложения труда.

В случае снижения реальной заработной платы по сравнению с равновесной, спрос на рынке труда превышает предложение. В результате образуются незаполненные рабочие места вследствие нехватки работников, согласных на более низкую заработную плату.

Безработица - это закономерное явление рыночной экономики, означающее неполную занятость.

Безработица может быть:

Добровольной  -  существовать при наличии свободных рабочих мест,  когда потенциального работника не устраивает уровень заработной платы, либо сам характер труда.

Вынужденной - это безработица связана с возникновением разрыва между спросом на труд и его предложением.

Различают следующие виды безработицы:

Фрикционная безработица связана с региональными, профессиональными и возрастными перемещениями работников (переезд на новое место жительства, получение новой квалификации, учёба, уход за детьми и т.д.). По своему содержанию может быть отнесена к добровольной.

Структурная безработица имеет место в случае, когда спрос и предложение на рабочую силу не совпадают, причём соотношение между этими показателями для различных видов труда и в различных регионах, отраслях неодинаково. Структурная безработица - это следствие научно-технического прогресса. Часть работников в любой стране и любой экономической системе вынуждено приобретать дополнительные знания и навыки.

Циклическая безработица вызвана общим снижением спроса на рабочую силу во всех отраслях, сферах, регионах вследствие спада производства.

Скрытая безработица - это содержание на предприятиях и в организациях в интересах сохранения трудовых коллективов излишних работников, которые могли бы быть высвобождены в результате спада производства. Такая форма проявляется главным образом в виде вынужденного перехода на неполный рабочий день (неделю) и вынужденных отпусков (с частичной оплатой или без сохранения содержания) по инициативе администрации.

Уровень безработицы (У Б) рассчитывается по формуле:   

У Б  =    количество  безработных— *   100%

         Численность рабочей силы

24. Понятие эффективности менеджмента и способы ее измерения.

Эф-ть мен-та – результативность управл. деят-ти, оцениваемая по степени достижения задач орг-ции. Эф-ть м-та проявляется через эф-ть основной деят-ти.

Критерии рез-ти деят-ти орг. по Д. Скотт Синк: 1.Действенность – степень достижения целей орг-ции. 2.Экономичность – соотношение необх. кол-ва ресурсов и фактич. расхода. 3.Качество– соответствие хар-к продукции стандартам и требованиям потребителей. 4.Прибыльность- соотношение м/у доходами и суммарными издержками. 5.Продуктивность- соотношение V продукции за опред. период в натур., стоимостных и др. показателях и затрат ресурсов, соответствующих V продукции. 6.Качество трудовой жизни – условия труда работников. 7.Инновационная активность – внедрение новшеств в различных функцион. областях деят-ти орг.

Колич. экономич. показатели эф-ти управл.: Эу=П/Зу , где Эу- пок-тель эф-ти, Зу- затраты на управл, П-прибыль (чем больше, тем лучше); Кч=Чу/Ч, Кч- коэф. числ-ти управл. раб-ков, Чу-числ-ть раб. упр, Ч– общая чис-ть (чем меньше, тем лучше); Кз=Зу/З, Кз-коэф. затрат на управл., З-общие затраты орг-ции (чем меньше); Кзп=Зу/ОП, Кзп- коэф. управл. затрат на ед.выпуск. продукции, ОП- кол-во или V вып. прод.

Признаки (Питерс, Уотермен):

1.Лицом к потребителю. В образцовых компаниях нужды потребителей определяют всю деят-ть  орг-ции, а персонал, непосредственно контактирующий с потребителем, - важнейшая категория работников.

2.Производит-ть от человека. Обр. ком. рассматрив. каждого раб-к как источник идей, а не просто как пару рабочих рук. Управление персоналом в этих компаниях строится с учетом психологич. особ-тей, присущих большинству людей.

3.Ориентация на действие. Принять решение, пусть даже плохое, - лучше, чем не принять совсем никакого решения. Обр. ком. непрерывно экспериментируют, пробуют, чтобы как можно быстрее проверить на деле, на потребителе новые продукты, новые технологии, новые процедуры и т.п. 

4.Создание атмосферы поиска. Атм. поиска создается поддержкой энтузиастов, развитием всех форм деловых контактов между сотрудниками, коллегиальностью управления, мягкой внутр. конкуренцией.

5.Ценностное рук-во. Во многих обр. ком. повсеместно употребл. истории, лозунги, легенды, связанные с этапами развития орг-ции и ее  деят-тью, ее видных рук-телей и спец-тов.

6.Верность своему делу. Некот. степень диверсификации становится основой устойчивости орг-ции. Но неразборчивая див-ция наименее успешная стратегия.

7.Простота формы, скромный штат управл. Внутр. структурные формы и системы образц. орг-ций отличаются изящной простотой.

8.Сильные лидеры. Ценности и методы м-та, превращающие орг-ции в образцовые, устанавливаются и развиваются под влиянием сильных лидеров.

Совместные ценности – культура орг-ции. Стратегия – страт. цели, политика орг-ции, перспективные планы. Структура – состав и подчиненность подраздел. орг-ции, распределение ф-ций, прав и овтет-ти. Системы – правила и процедуры принятия реш. по всем функцион. областям, информ. система. Стиль – рук-ли орг-ции, стиль рук-ва, коллегиальность в управл. Состав раб-ков – подбор, мотивация, социально-психолог. аспекты. Сумма навыков – обучение персонала, повышение квалификации, переподготовка.

Осн.мероприятия по повыш. эффект-ти мен-та:

1.Соверше-ие структуры орг-ии, более рац.распред-е ф-ций, прав, ответ-ти.

2.Выработка стратегии развития орг-и, ее политики.

3.Соверш-е системы принятия решений в орг-и, повыш-е ее обоснованности.

4.Разработка эф-ной  информ. системы в орг-ии, обеспечив. эффект. коммуникац. связь м/у сот-ками и подразд.

5.Соверш-е системы управления персоналом: подбора, изучения кадров, мех-ма мотивации; осуществление мер по предупреждению возникновения конфликтов, выработке умений разрешения возник. противоречий бесконфликтно, повышение квалификац. раб-ков на основе обучения, переподготовки, развития инициативы, творчества.

6.Развитие форм коллегиальности упр-я, макс.развитие самосто-ти и ответ-ти раб-ков, применение стиля рук-ва, адекватнного внутр. и внешним факторам, воздейств. на орг-цию.

7.Создание культуры орг-ии, выработка ценностей , признаваемых и разделяемых сотруд-ми.


18. Психолог. хар-ки людей и деловые отношения.

В процессе общения необходимо учитывать возраст, пол, личные обстоятельства людей, а также психолог. хар-ку личности. Из многочисленных подходов к психол. хар-ке людей можно выделить:

типы темперамента – сангвиник (-быстро находит контакт с людьми, общителен, не чувствует скованности в новой обстановке, легкая приспособляемость к изменяющ. условиям жизни, склонен к выполнению совместной деят-ти, больше всего подходит работа, требующая быстрой реакции), холерик (-с увлечением берется за дело, работает с подъемом, но запас его энергии быстро истощается, настрое6ние падает, в общении с людьми допускает резкость, выспыльчивость, эмоцион. несдержанность, раздражительность, на этой почве может созжет создавать конфликтные ситуации в коллективе), флегматик (доводит начатое дело до конца, не любит перемен, спокоен в общении с людьми, уклоняется от ссор, всегда ровен, в меру общителен), меланхолик (склонен к замкнутости, избегает общения с малознакомыми людьми, часто смущается и проявляет большую неловкость в новой обстановке, не уверен в себе, легко теряется, повышенная ранимость и чувствительность);

 акцентуированные хар-ры- гиперактивный. психостенический, аутистический, лабильный, демонстративынй, циклоидный, неустойчивый, конформный, астревающий.

четырехфакторная хар-ка психологич. типов: Рацион. типы: логико-сенсорный интроверт – инспектор, логико-сенсорный экстраверт – управитель, логико-интуитивный экстр. – предприниматель, лог.-интуит. интр. – аналитик, этико-сенсорный интр. – хранитель, этико-сенс. экстр. – энтузиаст, этико-интуитивный экстр. – наставник, эт.-инт. интр. – гуманист; иррациональные типы: сенсорно-логический интр. – мастер, сен.-лог. экстр. – маршал, интуитивно-логич. экстраверт – искатель, инт.-лог. интр.- критик, сенсорно-этический интр. – посредник. сен.-этич. экстр. – политик, интуитивно-этический экстр. – советник, инт-этич. интроверт – лирик.

Неформальн. группа – объедин. раб-ков на основе взаимных симпатий, общности интересов, увлечений, не связанных с деят-тью орг-ции. Ориентация неформ. групп: положит.( группа положит. влияет на соц-психол. климат, на отношение к труду) и отрицат (группа оказывает отриц. влияние на отнош. в коллективе. мешает достижению произв. целей). Лидер- чел-к. облад. авторитетом у членов группы и в силу этого способный влиять на людей. Форм. лидер- рук-ль. заним. соотв. штатную дол-ть, или на кот. возложены обяз-ти по рук-ву подчин. Неформ. лидер—раб-к, не имеющ. форм. полномочий, но польз. авторитетом, влиянием в к.-л. группе.  Рук-тель должен знать о сущ. неформ. групп и  лидеров и -учитывать  это при формиров. форм. групп и кадровых назначениях, наладить деловой контакт с лидером, учитывать мнение лидеров.