Содержание

Введение. 3

1. Понятие конституционно правовых отношений. 5

2. Субъекты конституционно-правовых отношений. 8

3. Объекты конституционно-правовых отношений. 11

Заключение. 15

Список литературы.. 17


Введение

В юридической науке, под правоотношениями понимаются также общественные отношения, которые урегулированы нормами права. Следовательно, конституционно-правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные  нормами  конституционного  права  или возникшие на их основе,  индивидуализированные общественные связи между субъектами конституционного права.

Конституционные правоотношения обладают основными признака­ми, которые присущи правоотношениям в целом. В то же время они специфичны, качественно определены.

Профессор И.Е.  Фарбер выделяет 5 существенных признака, ха­рактеризующие данные отношения, показывая этим их специфику  и  от­личительные особенности.

1. Конституционные отношения есть объективные, фактические отношения политического характера. Они существуют независимо от права, независимо от юридической конституции.

2. Субъектами, участниками конституционных отношений являются народ, науки,  большие социальные общности  людей,  госу­дарство и т.д.

3. Объектами конституционных отношений являются власть, су­веренитет и свобода личности, по поводу которых возникают рассматриваемые отношения.

4. Конституционные отношения есть отношения между социальными силами, рождающими фактическую власть в государстве.

5. Данные отношения характеризуются стабильностью и устойчивостью.

В Российском обществе за последние годы произошли значитель­ные изменения во всех сферах жизни (социальной, политической, экономической и др.), однако, указанные признаки конституционных правоотношений не потеряли своей значимости. Их можно только дополнять.

Действительно, конституционно-правовые отношения представля­ют собой специфическую форму многих политических отношений. Объ­ектами этих отношений выступают социально-экономические и соци­ально-политические ценности, национальные отношения, основные права и свободы человека и др.

Рассматриваемые правовые отношения имеют фундаментальный, первичный характер, служат базой для отраслевых правоотношений, предшествуют их возникновению, а в ряде случаев предопределяют возможность их существования. Эта их специфика позволяет понять ведущую роль конституционного права в правовой системе государс­тва.

Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них не содержит поименной индивидуализации субъектов права, эта индивидуализация связи между субъектами пра­ва выражается в определенной всеобщности прав и обязанностей, то есть субъектами данных отношений провозглашаются все субъекты конституционного права или вся определенная их группа.

Содержанием конституционных правоотношений является социаль­ное поведение субъектов в конституционном права, круг которых специфичен и широк.

Субъектами российского конституционного права являются воз­можные участники общественных отношений, наделенные правоспособ­ностью и компетенцией, в силу чего они приобретают основания реа­лизовывать в конституционно-правовых отношениях свои возможности.

Цель работы заключается в раскрытии сущности вопроса связанного с конституционно-правовыми отношениями, а так же субъектом и объектом конституционно-правовых отношений.

Задачи работы:

1.                     Раскрыть сущность конституционно-правовых отношений

2.                     Рассмотреть субъект конституционно-правовых отношений

3.                     Рассмотреть объект конституционно-правовых отношений



1.    Понятие конституционно-правовых отношений

Проблема конституционно-правовых отношений вызывает наибольший интерес и споры в науке конституционного права. В юридической науке, под правоотношениями понимаются также общественные отношения, которые урегулированы нормами права.

При реализации норм конституционного права возникают конституционно-правовые отношения. Юридические связи образуются между соответствующими субъектами, как правило, с корреспондирующими другу правами и обязанностями.

Анализируя конституционно-правовые отношения, можно дать следующее определение конституционно-правовых отношений. Это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых являются юридические связи между субъектами в форме прав и обязанностей, предусмотренных конкретными нормами.

Особенности конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений выражаются в следующем:

-                       Конституционно-правовые отношения возникают в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;

-                       Конституционно-правовым отношениям свойственен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не являются участниками других видов правонарушений;

-                       Конституционно-правовые отношения характеризуются значительным разнообразием, создающим многослойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые в определенных случаях через цепь взаимосвязанных правоотношений.

-                       Конституционные отношения есть объективные, фактические отношения политического характера. Они существуют независимо от права, независимо от юридической конституции.

-                       Субъектами, участниками конституционных отношений являются народ, науки, большие социальные общности людей, государство и т.д.

-                       Объектами конституционных отношений являются власть, суверенитет и свобода личности, по поводу которых возникают рассматриваемые отношения.

-                       Конституционные отношения есть отношения между социальными силами, рождающими фактическую власть в государстве.[1]

Также как и нормы конституционного права, конституционно-правовые отношения могут быть классифицированы.

1.                       В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений конституционно-правовые отношения разграничиваются на конкретные и общие правоотношения.

В правовой системе наиболее распространены правоотношения, возникающие в результате реализации конкретных правовых норм – правил поведения. В конституционном праве большинство конституционно-правовых норм также порождают соответствующие конкретные конституционно-правовые отношения. В них четко обозначены субъекты, их взаимные права и обязанности.

Вместе с тем в конституционном праве, как уже отмечалось выше, имеются правовые нормы общего характера (нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации и т.д.). Их реализация не порождает конкретных правоотношений – возникает особый вид правоотношений общего характера. В таких правоотношениях субъекты не определены однозначно, не установлены конкретные права и обязанности.

Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состояния. Их особенность – четкая определенность субъектов правоотношений.

Однако конкретное содержание взаимных прав и обязанностей, как правило, однозначно не определено, оно вытекает из установлений большого числа действующих конституционно-правовых норм. Конституционно-правовыми отношениями такого вида являются состояние в гражданстве, вхождение субъектов Федерации в состав России.

2.                       С точки зрения времени функционирования конституционных правоотношений их можно разделить на постоянные и временные. Период действия постоянных правоотношений не определен, однако при определенных условиях они могут прекратить свое существование. К примеру, смерть гражданина прекращает отношения гражданства.  Временные правоотношения возникают, как правило, в результате конкретных норм – правил поведения и действуют до того времени, пока определенные права и обязанности сохраняют свою значимость. В частности, на механизме временных правоотношений построена избирательная система. Отношения между избирателями и кандидатом в депутаты, между избирательными комиссиями и другими субъектами избирательных правоотношений действуют на период конкретных выборов.

3.                       Особенностью конституционного права является то, что оно вбирает в себя материальные и процессуальные нормы и соответственно при их реализации образуется два вида правоотношений: материальные и процессуальные.

4.                       В зависимости от вида норм выделяются также правоустановительные (содержащие права и обязанности) и правоохранительные отношения (связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах).

Право частной собственности охраняется законом – на основе этой нормы возникают правоохранительные конституционно-правовые отношения. Норма о том, что «признается и защищается частная собственность» (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ) порождает правоустановительные отношения.

Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт.

Юридический факт – это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение одного или группы правоотношений.

Юридические факты делятся на события и действия. Событие происходит независимо от воли субъекта, в то время как действие связано с волеизъявлением последнего.

В свою очередь действия могут быть классифицированы на юридические акты и юридические поступки.

Как правило, возникновение, функционирование и развитие конституционных правоотношений происходит в результате целой системы юридических факторов. Так, правоотношению, содержанием которого является реализация избирательного права гражданина, предшествует целая цепь юридических факторов:

-                       принятие правовых актов о назначении выборов и об образовании избирательных округов, комиссий, участков;

-                       составление списков избирателей;

-                       включение в списки данного гражданина;

-                       наступление срока, установленного для начала голосования.[2]


2. Субъекты конституционно-правовых отношений

Анализируя конституционно-правовые отношения, отметим, что особенностью конституционного права является наличие широкого круга субъектов конституционно-правовых отношений. Среди них выделяются такие специфические субъекты как:

-  народ;

-  государство;

-  субъекты Федерации;

-  депутаты;

-  коренные малочисленные народы;

-  население;

-  муниципальное образование;

-  органы государственной власти;

-  органы местного самоуправления;

-  избирательные комиссии;

-  собрания избирателей и др.

Народ России (российский народ) как общность граждан Российской Федерации выступает субъектом конституционно-правовых отношений при проведении всероссийского референдума, выборов депутатов в Государственную Думу, выборов Президента РФ, а также реализации иных форм прямой демократии, реализуемых на общероссийском уровне.

Аналогичная общность, но только в пределах конкретной территории России, формируется на уровне субъекта Федерации (республики, края, области, автономного округа и т. д.). Народ субъекта Российской Федерации обладает правами по реализации публичной власти в пределах прав конкретного государственно-территориального или национально-территориального образования Российской Федерации.

Данный субъект конституционно-правовых отношений реализует свой правовой статус на участие в референдуме, в выборах в законодательные и исполнительные органы государственной власти, а также в избрани высшего должностного лица конкретного субъекта Российской Федерации.

Еще одна категория народ, рассматриваемая в конституционном праве как сторона конституционно-правовых отношений, - коренные малочисленные народы.  Согласно ст. 69 Конституции РФ государство гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

С этой целью в России принимаются законы и иные нормативные акты, определяющие и обеспечивающие права данной общности. Особым субъектом конституционно-правовых отношений является государство – Российская Федерация. Ее конституционно-правовой статус определяется, прежде всего, Конституцией РФ, в которой закрепляются основные свойства государственного суверенитета Российской Федерации, ее внутригосударственный и международно-правовой статус.

К участникам конституционно-правовых отношений относятся также субъекты Российской Федерации:

-  республики;

-  края;

-  города федерального значения;

-  автономная область;

-  атомные округа;

Основы конституционно-правового статуса составных частей Федерации определяются Конституцией РФ и конституциями (уставами) субъектов РФ.

Сторонами конституционно-правовых отношений являются также:

-  муниципальные образования;

-  органы государственной власти;

-  органы местного самоуправления;

-  население местного самоуправления;

-  этнические группы;

-  политические партии и другие общественные объединения граждан;

-  собрания граждан;

-  собрания избирателей;

-  граждане Российской Федерации;

-  иностранные граждане;

-  лица без гражданства и др.

Определяющий критерий для идентификации субъекта конституционно-правовых отношений заключается в установлении того факта, регулируется ли его статус нормами конституционного права или нет.

В современном российском конституционном праве в связи с отказом от конфедеративного типа отношений между Федерацией и национально-территориальными образованиями-республиками в составе России нация в этническом смысле уже не может рассматривать в качестве субъекта конституционно-правовых отношений.[3]

В Российском обществе за последние годы произошли значительные изменения во всех сферах жизни (социальной, политической, экономической и др.), однако, указанные признаки конституционных правоотношений не потеряли своей значимости. Их можно только дополнять. Действительно, конституционно-правовые отношения представляют собой специфическую форму многих политических отношений.

Такова система субъектов конституционного права России, которые, участвуя в конституционно-правового отношения – это субъект конституционного права, вступивший в конкретное правоотношение, а субъект конституционного права – это возможный участник такого правоотношения. Конституционно-правовые нормы связывают права и обязанности субъектов конституционных правоотношений с объектами.

В общей теории права под объектом правоотношения понимается то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов, т.е. то, по поводу чего возникают правоотношения.[4]



3. Объекты конституционно-правовых отношений

Объектами конституционных отношений являются власть, су­веренитет и свобода личности, по поводу которых возникают рассматриваемые отношения.

В общей теории права под объектом правоотношения понимается то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов, т.е. то, по поводу чего возникают правоотношения.

В конституционном праве Российской Федерации выделятся следующие объекты конституционно-правовых отношений:

Государственная территория.

В Конституции Российской Федерации имеется норма, согласно которой границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия (ч.3 ст.67).На основе этой нормы возникают консти­туционно-правовые отношения, связанные с частью государственной терри­тории России.

Нормы конституционного права устанавливают круг объектов различ­ных форм собственности (ст.8,9,34,35 Конституции РФ) и право соответс­твующих субъектов пользоваться такими объектами. На основе этих норм могут возникать конституционно-правовые отношения.

Личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство). Некоторые нормы Конституции РФ содержат указания на данные  объекты: каждый имеет право на жизнь (ч.1 ст.20);достоинство личности охра­няется государством (ч.1 ст.21) и др. На основе ст.98 Конституции РФ и федерального закона " О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федера­ции", устанавливающих депутатскую неприкосновенность, могут возникать соответствующие конституционно-правовые отношения, связанные с охраной чести депутата.

Поведение и результаты поведения субъектов конституционных право­отношений.

Например, действия депутата Государственной Думы, внесшего зако­нопроект в данную палату парламента, являются объектом (поведения) конституционно-правовых отношений по  поводу  законопроекта. Подписание Президентом РФ указа, несоответствующего Конституции РФ, составляет объ­ект (результат поведения) конституционно-правового отношения по поводу отмены этого указа Конституционным Судом Российской Федерации.

Консти­туционные отношения разнообразны по содержанию, структуре, связаны слож­ной иерархией и могут быть классифицированы на различные виды. В общей теории права и отраслевой юридической литературе предложено несколько таких оснований, которые характерны и для конституционного права. Огра­ничимся только их напоминанием. Это: регулятивные и охранительные, абсо­лютные и относительные, общие и конкретные. Исходя из критерия време­ни, конституционно-правовые отношения подразделяются на постоянные, нап­ример, нахождение субъектов Российской Федерации в ее составе; периоди­чески повторяющиеся, например. формирование

Совета Федерации Федерально­го Собрания России, в состав которого входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации. Возможны временные конституцион­но-правовые отношения. Они прекращаются с достижением того результа­та, ради которого возможны, например, формирование окружных и участковых избирательных комиссий в период избирательной кампании и др.

Юридическое содержание конституционного правоотношения представ­ляет единство субъективных прав и обязанностей, оказывающих активное влияние на поведение участников этого отношения, и выражается главным образом в строго определенной всеобщности прав и обязанностей, в том, что все субъекты являются носителями данных субъективных прав и обязанностей.

В конкретных конституционных правоотношениях субъективное право представлено уже в обычном виде - это допустимая и гарантируемая Конс­титуцией возможность определенного поведения субъекта, наделенного этим правом. Субъективная обязанность выступает как установленная конститу­ционными нормами необходимость действий субъекта, на которое данная обязанность возложена.

Юридическое содержание общих конституционных правоотношений прояв­ляется через правовой статус их участников. Так, Конституция Российской Федерации закрепляет правовой статус человека и гражданина, определяет их основные права, свободы и обязанности.

Обязанности участников конституционных правоотношений неоднород­ны. Одни носят всеобщий характер и в равной мере касаются всех субъектов, другие определенного вида субъектов, третьи конкретного адресата.

Динамика конституционно-правовых отношений связана с юридическими фактами, которые как бы вводят субъективные права и обязанности в дейс­твие.

Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с ко­торыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Конкретные конституционные правоотношения нуждаются в более точно фиксированных юридических фактах. В зависимости от характера связи с ин­дивидуальной волей лиц они делятся на события и действия.

События - это факты, происхождение которых не связано с волей участников правоотношений. Например, смерть депутата - событие, которое влечет прекращение конституционно-правовых отношений между депутатом и избирателями.

Рождение ребенка, признаваемого гражданином Российской Фе­дерации, влечет возникновение отношений, связанных с гражданством.

Наибольшее распространение среди юридических фактов получили дейс­твия: правомерные - аккумулирующие социальную активность субъектов и

отражающие процесс  их  целеустремленной деятельности, поддерживаемые и стимулируемые Конституцией, и неправомерные - нарушающие конституцион­ные предписания.

Подавляющее большинство конституционных правоотношений возникает в результате правомерных действий - юридических фактов и поступков.

С изданием юридических актов связано возникновение большинства конституционных правоотношений, участниками которых являются органы государства. Аналогичные свой свойства приобретают должным образом оформленные результаты выборов, референдума.

Качествами юридического поступка, наряду с действиями граждан, об­ладают - инициатива, предложения государственных органов и общественных объединений, запрос депутата и т.д.

В заключение вопроса отметим, что конституционно-правовые отноше­ния образуют основу правового регулирования в сфере политико-государственного властвования в обществе. Именно на уровне правового регу­лирования конституционно-правовые нормы воплощаются в общественную практику, происходит формирование целенаправленности общественных отно­шений.[5]


Заключение


Подводя итог работы, отметим, что поставленные задачи работы были решены:

1.                       Раскрыта сущность конституционно-правовых отношений

2.                       Рассмотрен субъект конституционно-правовых отношений

3.                       Рассмотрен объект конституционно-правовых отношений

Проанализировав конституционно-правовые отношения, отметим, что  назначение конституционно-правовых норм состоит в регулировании общественных отношений, составляющих предмет рассматриваемой отрасли. В результате воздействия правовых норм на общественные отношения возникают конституционно-правовые отношения.

  Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем:

-  Они отличаются своим содержанием; возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.

-  Им свойственен особый субъектный состав. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений.

Конституционно-правовые отношения характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием видов правоотношений, многослойным характером юридических связей между субъектами, устанавливаемых зачастую через многозвенную цепь взаимосвязанных между собой правоотношений.

В общей форме можно сказать, что субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают определённые обязанности и предоставляют права.

В качестве субъектов конституционно-правовых отношений могут быть в определённых случаях и иностранные граждане и лица без гражданства (например, при подаче заявления о приобретении российского гражданства).

Таким образом, конституционно-правовое отношение  - это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.



Список литературы





1.                   Конституционное право России./Под ред. Козлова Е.И., Кутафин О. Е. – М.:  Юристъ, 2003. – 391 с.

2.                   Правовые отношения. Общая теория права./Под ред. В.К.Бабаева. - Нижний Новгород: Сфера, 2001. – 214 с.

3.                   Лучин В.О. Особенности конституционно-правовых от­ношений. – М.: Юристъ, 2003. – 276 с.

4.                   Воеводин Л.Д. Конституция РФ и правовые отрасли: проблемы соотношения. – М.: МГУ, 2003. – 286 с.

5.                   Бойцов В., Бойцов Л., Ломовский В. Конституци­онное право в российской правовой системе. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 364 с.




[1] Конституционное право России./Под ред. Козлова Е.И., Кутафин О. Е. – М.:  Юристъ, 2003. – С. 129

[2] Лучин В.О. Особенности конституционно-правовых от­ношений. – М.: Юристъ, 2003. – С. 84

[3] Бойцов В., Бойцов Л., Ломовский В. Конституци­онное право в российской правовой системе. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 184

[4] Воеводин Л.Д. Конституция РФ и правовые отрасли: проблемы соотношения. – М.: МГУ, 2003. – С. 120


[5] Правовые отношения. Общая теория права./Под ред. В.К.Бабаева. - Нижний Новгород: Сфера, 2001. – С. 73