41. Цели и задачи финансового менеджмента.


Управление финансами на предприятии предполагает оценку происходящих про­цессов, разработку алгоритмов решения финансовых вопросов и проблем. Все происхо­дящие события оцениваются в динамике, учитывающей большое количество факторов, рисков, сопровождающих любую предпринимательскую деятельность. Управление процессами движения денежных и товарных потоков, формированием, распределением и использованием различных фондов и ресурсов позволяет реализовать рыночную стратегию, характер которой может меняться в зависимости от конъюнктуры и жизненного цикла предприятия. Используя распределительную и контрольную функ­ции финансов, менеджер может воздействовать на все стадии воспроизводственного процесса: обмен, производство, распределение, потребление и контроль за ними. По­скольку финансы отражают все происходящие на предприятии процессы в стоимостном виде, финансовый менеджмент использует функцию отражения для оценки и системати­зации денежных потоков, определяя пути и интенсивность их движения. Вместе с бух­галтерским и управленческим учетом финансы обеспечивают предприятия необходимой информационной базой. Финансовая отчетность легко сопоставима, и позволяет вы­страивать временные ряды показателей, дающих картину происходящих изменений в динамике. Такая сопоставимость обеспечивает сравнение эффективности работы пред­приятий и фирм в одной или разных отраслях. Прозрачность финансов партнеров по бизнесу дает возможность более рационально организовать денежные потоки, обеспе­чить повышение скорости их оборота и финансовую результативность, снизить пред­принимательские риски, укрепить денежное обращение страны в целом. Использование международных стандартов учета позволит российским предприятиям активнее привле­кать иностранных инвесторов, более широко функционировать на мировых фондовых биржах, быстрее стать полноправными участниками мирового рынка.

Управление финансами предприятия в условиях рынка является одним из основ­ных направлений управленческой деятельности, обеспечивающих решение текущих во­просов финансирования производства и реализации продукции, а также задач выжива­ния в конкурентной борьбе, стабилизации финансового положения, минимизации расхо­дов и максимизации прибыли, рентабельной деятельности и увеличения объема продаж.

Основные задачи, стоящие перед финансовым менеджментом, определяются под влиянием целого ряда факторов: конкурентной среды, необходимости постоянного тех­нологического совершенствования, потребности в капитальных вложениях, меняющего­ся налогового законодательства, мировой конъюнктуры, политической нестабильности, информационных тенденций, изменений процентных ставок и ситуации на фондовом рынке. Максимизация средств предприятия благодаря выбору способов финансирования, проведению соответствующей дивидендной политики и минимизации рисков при полу­чении чистой прибыли — задачи текущей и перспективной деятельности в области управления финансами. В общем комплексе задач финансового менеджмента можно вы­делить пять основных блоков:

о   финансовое планирование; о   управление ресурсами; о   управление структурой капитала; о   инвестиционную деятельность;

о   контроль и анализ результатов.

Каждый из этих блоков представляет отдельный сегмент финансового управления, направленный на достижение общего результата. Финансовое планирование обеспечивает составление различных смет и бюджетов, определяет количество необходимых ресурсов. Управление финансовыми ресурсами определяет направление движения денежных потоков с момента формирования товарно-материальных запасов до завершения всех расчетов, а затем распределения и использо­вания полученного финансового результата. Структура капитала во многом предопреде­ляет внутренние и внешние источники финансирования как долгосрочные и краткосроч­ные, допустимые размеры процентной ставки, дебиторскую задолженность, скорость оборота денежных средств, непосредственно влияющие на ликвидность и финансовую результативность. Принятие инвестиционных решений предполагает хорошее знание фондового рынка, собственного имущества, определяющего размеры реальных инвести­ций (капитальных вложений) в случае замены или создания новых основных фондов. Контроль исполнения финансовых решений и анализ полученных результатов обеспечи­вают эффективное распределение средств между различными направлениями деятель­ности предприятия. Такая работа предполагает обработку финансовой информации и представление ее в виде финансовой отчетности.

Практика управления финансами определяет набор следующих функций финансо­вого менеджмента:

1. В области планирования: •    долгосрочное и краткосрочное финансовое планирование; •    составление бюджетов торговых и финансовых операций, а также капитальных затрат; •    ценовая политика и прогнозирование объемов продаж;

•    оценка эффективности затрат; •    оценка приобретаемого и реализуемого имущества; •    анализ экономических показателей и факторов изменения объемов производст­ва и продаж.

2. В области учета и контроля: •    определение политики бухгалтерского учета; •    система и порядок учета;

•    учет издержек производства и обращения; •     подготовка бухгалтерской отчетности, включая государственную отчетность;

внутренняя ревизия (аудит); подготовка информации для руководства о результатах деятельности; сравнение фактических результатов с плановыми и нормативными показателя-

3. В области управления финансами: проведение банковских операций, получение, хранение и выплату наличных денег, проведение операций с ценными бумагами, кредитование и взыскание денежных средств, управление инвестиционным портфелем, контроль и регулирование денежных операций.

В настоящее время управление финансами на предприятии ведется по двум на­правлениям:

1.  Как распорядиться имеющимися финансовыми ресурсами (управление актива­ми);

2. Как привлечь необходимые финансовые ресурсы (управление пассивами).

 В качестве субъектов управления на предприятии могут выступать должностные лица финансовой службы либо работники, в компетенцию которых исходит управление организацией денежного оборота предприятия. Финансовая деятельность, может быть распределена между службами и исполнителями, иерархических уровнях управления.

Объект – финансового управления  - активы и пассивы предприятия, формирующиеся в процессе   текущей деятельности, осуществления инвестиций.

42. Концепции и инструменты.


Финансовый менеджмент реализуется в рамках отдельно взятой или частично обособленной предпринимательской структуры; предпринимательская структура являет­ся самоокупающейся или самофинансируемой системой, которая должна обеспечивать рентабельную работу. В связи с этим особое значение приобретают способы финансирования, предпринимательской структуры. Способы финансирования определяются в процессе стратегического финансового менеджмента. При этом различают два понятия: вертикальная и горизонтальная инте­грация.

Вертикальная интеграция возникает, когда предпринимательская структура вхо­дит в более крупное образование. В этом случае часть управленческих функций переда­ется вышестоящему звену, где происходит процесс перераспределения денежных средств подведомственных предприятий для образования централизованных фондов, ис­пользуемых для финансирования общих программ из единого центра.

Особенностью вертикальной интеграции является то, что она может объединять различные предпринимательские структуры. В этом случае основными задачами теку­щего финансового менеджмента являются:

• обеспечение условий для адаптации этих структур в системе деятельности вы­шестоящего звена; • сопоставление структур издержек производства и обращения;  • определение уровня себестоимости в предпринимательских структурах; • определение уровня самоокупаемости.

При горизонтальной интеграции осуществляется самостоятельность в решении всех вопросов, производственных и финансовых. В этом случае повышается роль и зна­чение финансового менеджера и принятых им управленческих решений, а также требо­вания к текущему финансовому менеджменту. В условиях горизонтальной интеграции текущий финансовый менеджмент призван обеспечить: • оперативное реагирование на происходящие события как внутри фирмы, так и за ее пределами; • постоянное обновление информации в процессе формирования фондов денеж­ных средств.

Рассмотрение вопросов финансового обеспечения предпринимательской деятельности невозможно без знания конкретных источников финансирова­ния. В настоящее время все источники финансирования делятся на следующие группы:  • собственные средства хозяйствующих объектов;  • заемные средства;  • привлеченные средства;  • бюджетные ассигнования.

Финансовое обеспечение предпринимательства основано на реализации принци­пов самоокупаемости и самофинансирования. Самоокупаемость означает возмещение текущих затрат за счет полученных доходов. Однако в современных условиях роль бюджетных средств как источника финансирования предпринимательской деятельности

В России все источники финансирования предпринимательской деятельности де­лятся на четыре группы: 1) собственные средства предприятий и организаций; 2) заемные средства; 3) привлеченные средства; 4) средства государственного бюджета.

Структура собственного капитала предприятия представлена. Существует еще один вариант классификации средств предприятия, где все сред­ства делятся на собственные и привлеченные. К собственным средствам предприятия в этом случае относятся: •    уставный капитал (средства от продажи акций и паевые взносы участников или учредителей); • выручка от реализации; • амортизационные отчисления; •   чистая прибыль предприятия; • резервы, накопленные предприятием; •    прочие взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, по­жертвования, благотворительные взносы). К привлеченным средствам относятся: • ссуды банков; • заемные средства, полученные от выпуска облигаций; • средства, полученные от выпуска акций и других ценных бумаг; • кредиторская задолженность.

В зарубежной практике существуют различные подходы к классификации источ­ников финансирования деятельности предприятия, например, согласно одному варианту пес источники финансирования делятся на внутренние и внешние. К  внутренним  источникам  финансирования  относятся собственные среде предприятия. К внешним источникам относятся: •    ссуды банков; •    заемные средства;•    средства от продажи облигаций и других ценных бумаг;•    кредиторская задолженность и др.

Существует вариант деления источников финансирования на: 1  внутренние источники — это расходы, которые предприятие финансирует за счет чистой прибыли; 2  краткосрочные финансовые средства — это средства, используемые для выпла­ты заработной платы, оплаты сырья и материалов, различных текущих расходов. Формы реализации источников финансирования в этом случае могут быть следующими:

•    банковский овердрафт — сумма, получаемая в банке сверх остатка на текущем счете. Овердрафт подлежит оплате по требованию банка. Обычно это наиболее дешевая форма займа, величина процентов по нему не превышает 1—2% базисной учетной ставки банка; •     переводный вексель (тратта) — денежный документ, согласно которому покупа­тель обязуется уплатить продавцу определенную сумму в установленный сторонами срок. Банк учитывает векселя, предоставляя их владельцам заем на период до их погаше­ния. В качестве платы за выданный заем по векселю банк взимает дисконт (процент), ве­личина которого ежедневно меняется. Переводные векселя наиболее часто применяются во внешнеторговых платежах;

•    акцептный кредит применяется, когда банк принимает к оплате вексель, выпи­санный на имя его клиентов (перепродажа права на взыскание долгов — факторинг). В этом случае банк выплачивает кредитору стоимость векселя за вычетом дисконта, а по истечении срока его погашения взыскивает эту сумму с должника;

•     коммерческий кредит — приобретение товаров или услуг с отсрочкой платежа на один — два месяца, а иногда и больше. Использование коммерческого кредита опре­деляется конкретным видом хозяйственной деятельности. Обращение к нему зависит от скорости реализации товара и возможностей отсрочки платежей самого предприятия;

3  среднесрочные финансовые средства (от 2 до 5 лет) используются для оплаты машин, оборудования и научно-исследовательских работ. Покупка предприятием в кредит машин, оборудования и транспортных средств происходит на фиксированных условиях под залог приобретаемых товаров с регулярным погашением кредита частями. К группе среднесрочных финансовых средств относится аренда машин и оборудования. Плата за пользование арендованными средствами ведется регулярными взносами, при этом право собственности никогда не переходит к должни­ку; 4 долгосрочные финансовые средства (сроком свыше 5 лет) используются для приобретения земли, недвижимости и долгосрочных инвестиций. Выделение средств этим путем осуществляется как:

•    долгосрочные (ипотечные) ссуды — предоставление страховыми компаниями или пенсионными фондами денежных средств под залог земельных участков, зданий сроком на 25 лет; •    облигации — долговые обязательства с установленным процентом и сроком по­гашения. Значительная часть облигаций имеет нарицательную стоимость;

•    выпуск акций — получение денежных средств путем продажи различных видов акций в форме закрытой или открытой подписки. Появление такой классификации источников связано с особенностями внутри­фирменного планирования за рубежом, которое включает долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование.

При определении потребности в денежных ресурсах обязательно учитываются следующие моменты: • для какой цели и на какой период (краткосрочный или долгосрочный) требуют­ся денежные средства;

• с какой срочностью требуются средства; • есть ли необходимые средства в рамках предприятия или придется обращаться к другим источникам; • каковы затраты при уплате долгов.


3. Финансовые инструменты.

В структуру финансового механизма входят пять взаимосвязанных элементов:

—    финансовые методы; —    финансовые инструменты;—    правовое обеспечение;-    нормативное обеспечение;

-    информационное обеспечение.

Финансовый метод-это способ воздействия финансовых отношений на хозяйст­венный процесс. Финансовые методы действуют в 2-х направлениях: по линии управле­ния движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и от­ветственностью за эффективное использование денежных фондов. Действия финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов. С определенной условностью финансовые методы можно разделить на три боль­шие группы: общеэкономические: кредитование, ссудно-заемные операции, страхование, финансовые санкции, а также трастовые, залоговые и трансфертные операции, система налогообложения, амортизационные отчисления и т.п, прогнозно-аналитические: финансовое планирование и прогнозирование, факторный анализ, экономико-математическое моделирование и др. , и специальные.: дивидендная политика, финансовая аренда, фак­торинг, франчайзинг, фьючерсы и т.п. В основе этих методов лежат производные финан­совые инструменты. Финансовый инструмент -это прием действия финансового метода.

Две видовые характеристики, позволяющие класси­фицировать ту или иную операцию как финансовый инструмент:

а) в основе операции должны лежать финансовые активы и обязательства, б) операция должна иметь форму договора

Финансовые инструменты подразделяются на первичные и вторичные или производные. К первичным финансовым инструментам относятся: кредиты и займы, облигации, другие ценные долговые бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность.

Производ­ные финансовые инструменты - это опционы, фьючерсы, форвардные контракты, про­центные свопы, валютные свопы. Появление производных финансовых инструментов объясняется многими причинами: хеджирование, спекулятивность, защита интересов собственников. Два признака производности:

1. В основе производного финансового инструмента всегда лежит базисный актив- товар, акция, облигация, вексель, валюта и др.,

2. Цена производного финансового инструмента чаще всего определяется на основе  цены будущего актива. Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает за­конодательные акты, постановления, приказы и другие правовые документы органов го­сударственного управления экономикой. Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют инструкции, нормы, нормативы, тарифные ставки, методические указания, разъяснения и т.п. Информационное обеспечение функционирования финансового механизма состо­ит из различной экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации. Это может быть информация, например, о финансовой устойчивости и платежеспособности деловых партнеров, о ценах, курсах и дивидендах и т.п. Информация может являться од­ним из видов интеллектуальной собственности (ноу-хау) и вноситься в качестве вклада в уставной капитал акционерного общества. Наличие объективной и качественной деловой информации позволяет быстрее принимать финансовые и коммерческие решения, влиять на оптимальность таких решений, это сводит к минимуму риск финансовых потерь и к увеличению прибыли.


44. Информационная база финансового менеджмента.

Вся инф-я, необх. для фин. менеджера, м. б. разделена на 4 гр. показателей. 1.Хар-т общеэк-кое положение страны. Эти показ-ли необх. для прогнозировании внешних условий, в которых приходится работать фирме: объём дох. бюджета, объем расх. бюджета, дефицит бюджета, объем эмиссии денег, денежные дох. населения, вклады населения в банках, уровень инфляции, учётная ставка ЦБ, источники данные ГосСтатом, нормативные документы ЦБ и МинФинаРФ, периодические издания. 2.Хар-т положение отрасли. Эти пок-ли необх. для оперативной финан. дея-ти, для анализа деятельности конкурентов: индекс цен на продукцию, ставка налогообложения прибыли, общая стоимость активов, общая сумма используемого капитала (в том числе собственного), объем реализованной продукции. 3.Хар-т конъюнктуру фин. Рынка. Эти пок-ли необходимы для принятия решений по инвестиционным проектам, краткосрочным фин. операциям и т. д.: котировки основных ценных бумаг на рынке, цены и объёмы сделок по основным видам ценных бумаг, сводный индекс динамики цен на фондовом рынке. депозитные и кредитные ставки коммерческих банков, официальные курсы отдельных валют 4.Формируется  по данным управленческого и бухгалтерского учёта. Фин. отчетность - совокупность форм, составленных на основе документально обоснованных показателей фин. учёта. Именно эти показатели и формируются в фин. отчеты. Назначение фин. отчетов - предоставление пользователям объективной и достоверной информации о фин. положении п/п для принятия решений. Это основа информационной базы фин. менеджмента. На ее основе производится а-з, прогнозирование, планирование и принятие решений по всем направлениям фин. деятельности. Международной практикой предусмотрены следующие формы финансовой отчётности: Балансовый отчёт – инф-я о фин. положении п/п на определённую дату. Для целей фин. а-за исп. агрегированный баланс, составленный на основе стандартной формы баланса путём объединения нескольких статей в одну. Балансовый отчёт можно представить в виде: а) двухсторонней таблицы, где левая часть - активы, правая - пассивы; б) таблицы, где сначала представлены активы, а ниже - пассивы. Активы - экономические ресурсы п/п, его имущество. Пассивы - это источники происхождения активов, они дают представление об источниках финансирования предприятия. Основной п-п б/у: Активы = обязательства + собственный капитал. Это выражение называется балансовым равенством. (Активы) = (оборотный капитал) + (основной капитал) Оборотный капитал (текущие активы) включает: 1. Наличные деньги - это средства, которые находятся в кассе предприятия или на текущем счете в банке. 2.Рыночные ценные бумаги. Если п/п имеет свободные деньги, оно может их вложить в краткосрочные ценные бумаги, дающие доход в виде % и легко реализуемые на рынке. В балансе указывается либо их самая низкая рыночная цена, либо номинальная ст-ть. Такими бумагами могут быть государственные краткосрочные облигации. 3.Дебит. зад-ть - это деньги, которые должны быть возвращены фирме покупателями, купившими товары в кредит. Кредит предоставляется на вполне определённый срок. Не все должники возвращают деньги вовремя. Это надо учитывать. Дебит. зад-ть д.б. получена в течение года. 4. Материально- производственные запасы - запасы готовой пр-ции на складах, запасы материалов, незавершённое производство, полуфабрикаты. Следует помнить, что должна быть указана самая низкая цена запасов. На п/п м.б. создана система учетных цен, по которым учитываются основные материалы, используемые в процессе производства. Готовая продукция может учитываться также не по фактической, а по плановой с/с. 5.Прочие оборотные активы. Сюда можно отнести так называемые авансированные платежи, сделанные единовременно на несколько лет вперёд. Сумма, переходящая на текущий год, включается в балансовый отчёт. Основной капитал включает: •землю; •здания, сооружения; •всё оборудование и инвентарь, срок службы которого больше года. Для всех элементов  основного  капитала указывается начальная стоимость  и накопленные амортизационные отчисления, которые затем учитываются со знаком «-». Исключением явл. земля для неё указывают только начальную стоимость без амортизационных отчислений. Амортиз. отчисления можно указать в отчёте в виде общей суммы для всех составляющих основного капитала. Нематериальные активы. Сюда могут быть отнесены: • товарный знак; •патенты; •затраты на рекламу, повысившую авторитет фирмы. При продаже фирмы покупатель может согласиться заплатить некоторую дополнительную сумму за хорошую репутацию фирмы. В отчёте это будет вынесено в раздел «нематериальные активы» как «благосклонность». (Пассивы) = (текущие обязательства) + (долгосрочные обязательства) + (собственный капитал) Текущие обязательства - это та сумма задолженности, которую компания должна погасить в течение года. Сюда относятся: 1.Невыплаченная з/ пл может быть включена в общую накопленную задолженность по издержкам к выплате. Сюда могут входить гонорары юристов, архитекторов. 2.Кредиторская зад-ть - сумма, которую фирма должна уплатить за купленные товары или оказанные услуги, но не оплаченная на конец года. Эта зад-ть может быть оформлена в виде векселя-документа, подтверждающего факт взятия денег в долг. Долгоср. обяз-ва - это долги, срок которых больше года. Процентные платежи начисляются только за прошедшие периоды. Неоплаченные % указываются в статье «Накапливаемые издержки». Прочие долгосрочные обяз-ва могут вкл. отсроченные налоги. Собств. капитал - остаточная ст-ть активов после вычета всех обяз-в. Для акционерного общества собств. капитал можно разделить на две части: • акционерный капитал; •нераспределённая прибыль. Акционерный капитал может быть представлен: * обыкновенными акциями; •привилегированными акциями; •эмиссионным доходом. Нераспределённая прибыль -  это накопленная часть ЧП, оставшаяся у фирмы после выплаты дивидендов. Отчёт о прибылях и убытках – служит для того, чтобы оценить эффект от дея-ти фирмы за определённый период. ВР от реализации продукции — это все доходы, полученные фирмой за проданную пр-цию и предоставленные услуги. При стабильных ценах рост этого показателя свидетельствует о росте объёма произ-ва. В условиях инфляции увеличение ВР может происходить при снижении уровня произ-ва. С/с пр-ции включает затраты ф-мы на произ-во пр-ции: •ст-ть сырья и мат-в; •ст-ть раб. силы; •ст-ть энергии; •расх. на эксплуатацию оборудования. Это переменная часть затрат. Иногда в с/с включается и амортизация. Торгово - административные расходы включают затраты на содержание органов управления и служб сбыта, на рекламу, на содержание административных зданий и оборудования. Это постоянные затраты. Валовая прибыль - разность между ВР и с/с, хар-т результат производственной дея-ти. Операцион. прибыль - это часть валовой прибыли за вычетом торгово-администрат. расх. и амортизации. Хар-т эф-ть не только производственной, но и коммерческой дея-ти п/п. Прибыль до уплаты налогов - это часть операционной прибыли, остающаяся после уплаты процентных платежей за кредиты и займы. ЧП - это прибыль, остающаяся у ф-мы после уплаты налогов. Часть ЧП идёт на выплату дивидендов акционерам, а часть остаётся на п/п и может быть реинвестирована в произ-во. Отчет о нераспредел. прибыли связывает отчет о прибылях и убытках с балансовым отчетом. Нераспределённая прибыль м. б. использована для увеличения собств. капитала. В отчете обязательно д.б. учтена нераспредел. прибыль прошлого отчетного периода  Примечания к фин. отчётам. Фин. отчёты формализованы и кратки. Поэтому часто они имеют примечания, где содержится доп. инф-я. Особенно важно обратить внимание на пояснения, относящиеся к отдельным числовым значениям баланс. отчёта.

50.

Коэффициенты рентабельности

Коэффициенты этой группы показывают, насколько прибыльна деятельность компании.

1.Коэффициент рентабельности активов  =

__________чистая прибыль________

среднегодовая стоимость активов

Коэффициент является одним из наиболее важных показателей конкурентоспособности предприятия. Его величину рекомендуется сравнивать со среднеотраслевыми значениями.

2.    Коэффициент рентабельности реализации

а)  коэффициент рентабельности реализации, рассчитанный по ЧП

чистая прибыль

выручка

б) коэф-т рен-ти реализации, рассчитанный по операционной прибыли

операционная прибыль

выручка

в) коэф-т рентабельности реализации, рассчитанный по валовой прибыли валовая прибыль

выручка

В экономической литературе рассматриваемые коэффициенты принято называть соответственно:

-   нормой чистой прибыли (а);

-   нормой операционной прибыли (б);

-   нормой валовой прибыли (в).

Они характеризуют эффективность производства, реализации и финансовой деятельности. Норму чистой прибыли следует анализировать вместе с нормой валовой и операционной прибыли. Это дает возможность оценить эффективность управления финансами. Так, если норма чистой прибыли снижается, а норма валовой и операционной прибыли стабильны, это означает, что финансовая сторона деятельности фирмы ухудшилась.

3. Коэффициент рентабельности собственного капитала =

______________    чистая прибыль________________

среднегодовая стоимость собственного капитала

Коэффициент позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками. Следует сравнить значение этого коэффициента с нормой доходности альтернативных вложений средств.

Коэффициенты, характеризующие платежеспособности

Коэффициенты этой группы характеризуют степень защищенности интересов кредиторов и инвесторов, имеющих долгосрочные вложения в имущество фирмы. Они дают представление о способности предприятия погашать долгосрочную задолженность.

1.    Коэффициент собственности =

собственный капитал

итог баланса

Коэффициент характеризует соотношение интересов собственников предприятия и кредиторов. Достаточно  высокое  значение  этого  коэффициента  (порядка 0.60)  свидетельствует финансовом положении фирмы и положительно оценивается инвесторами и кредиторами.

2.    Коэффициент финансовой зависимости  =

заемный капитал

собственный капитал

Чем больше значение этого коэффициента, тем выше уровень риска возникновения ситуации, способной привести фирму к банкротству.

3.    Коэффициент покрытия процентов =

чистая прибыль + процентные платежи+налог на прибыль

процентные платежи

Коэффициент характеризует степень защищенности кредиторов от невыплаты процентов за предоставленный кредит. По величине коэффициента можно контролировать допустимый уровень снижения прибыли, используемой для выплаты процентов.

4.    Коэффициент концентрации заемного капитала =

заемный капитал

все активы

Коэффициент используется как один из показателей финансового рычага.

5.   Коэффициент, характеризующий отношение долгосрочного долга к собственному =

долгосрочный долг

собственный капитал

Коэффициент характеризует структуру капитала фирмы в долгосрочном периоде и является одним из показателей финансового рычага

Коэффициенты ликвидности

1Коэффициент текущей (общей) ликвидности =

_   текущие активы

текущие обязательства

Коэффициент показывает, какая часть текущей задолженности может быть погашена в ближайшее время. Значения коэффициента зависят от отрасли и различны для разных стран. По международным стандартам этот коэффициент должен находиться в диапазоне от 1 до 2.

2.Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности =

ден. ср-ва + краткосрочные фин. вложения + дебиторская зад-ть

текущие обязательства

В этом коэффициенте учитывают только те активы, которые могут быть очень быстро превращены в наличные деньги. Его ориентировочное значение различно и меняется в зависимости от страны и отрасли. По международным стандартам значение коэф-та быстрой ликвидности должно быть больше 1. В РФ его рекомендуемое значение лежит в диапазоне 0,7 - 0,8.

3.Коэффициент абсолютной ликвидности =

денежные средства + краткосрочные финансовые вложения

текущие обязательства

Как видим, здесь требования к ликвидности стоящих в знаменателе активов еще выше. В России для этого коэффициента принято значение 0,20 - 0,25. В других странах его значение не регламентируется.

коэффициенты деловой активности

1.  Коэффициент оборачиваемости активов  =

выручка­­­­

среднегодовая сумма активов

Коэффициент характеризует эффективность использования фирмой всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их получения. Рекомендуется сравнивать со среднеотраслевыми значениями.

2.Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности =   

выручка

среднегодовая стоимость дебиторской задолженности

Коэффициент показывает, сколько раз в среднем дебиторская задолженность превращалась в денежные средства в течение отчетного периода. Полезно сравнить с коэффициентом оборачиваемости кредиторской задолженности.

3.Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности =

                 себестоимость реализованной продукции

         среднегодовая стоимость кредиторской задолженности

Коэффициент показывает, сколько требуется оборотов для оплаты представленных фирме счетов.

4.Коэфф-ент оборачиваемости материально-технических запасов (МТЗ) =  себестоимость реализованной продукции

среднегодовая стоимость МТЗ

Коэффициент отражает скорость использования запасов. Чем он выше, тем более ликвидную структуру имеют оборотные средства. Полезно сравнивать величину этого коэффициента с его значением у конкурентов.

5.Фондоотдача =

выручка

среднегодовая стоимость основных средств

Коэффициент показывает эффективность использования основных средств.

Ex: = 15,9.Это значит, что каждый доллар, вложенный в основные средства, приносит доход, равный $ 15,9.


25.

Под структурой управления организации (организационной структурой) понимается состав ее подразделений, а также отдельных руководителей и их регулярные информационные взаимосвязи по совместному осуществлению управленческой деятельности. Организационная структура направлена на установление четких взаимосвязей между подразделениями фирмы, распределения между ними прав и ответственностью. Из определения структуры управления следует, что ее элементами могут быть как отдельные работники, занимающие определенные должностные позиции, так и специальные подразделения (органы аппарата управления).

Структура управления зависит от масштаба предприятия, от выпускаемой продукции, от технологического процесса, от механизации и автоматизации.

Существуют несколько организационных структур:

Линейная, характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель – единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.

Функциональная структура, выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов (отдел маркетинга, бухгалтерия и т.п.), а общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня, по функциональному критерию.

Матричная структура, построена на основе принципа двойного подчинения исполнителей: с одной стороны – непосредственно руководителю подразделения, с другой стороны – руководителю программы, который наделен необходимыми полномочиями и несет ответственность за сроки и качество.

Дивизионная структура, совокупность самостоятельных подразделений, входящих в организацию, пространственно отделенных друг от друга, имеющих собственную сферу деятельности, самостоятельно решающих текущие производственные и хозяйственные вопросы.

Программно-целевая структура, необходимость в ней возникает когдав организации возникает сложная проблема, которая должна быть решена в короткий срок. Для этого разрабатывается специальная программа на основе целевого подхода, а руководство и ответственность за ее выполнение поручается организационной структуре, названной программно-целевой.

Факторы воздействия на организационную структуру управления:

1) Сама организация: статус организации (коммерческая и некоммерческая, крупная, средняя и малая)

2) Стадия жизненного цикла организации (уровень разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации). По мере роста организации, а значит, и объема управленческих работ, развивается разделение труда, и формируются специализированные звенья (например, по управлению персоналом, производством, финансами, инновациями и т.п.)

3) Изменения организационных форм, в которых функционируют предприятия. Так, при вхождении фирмы в состав какого-либо объединения, скажем, ассоциации, концерна и т.п., происходит перераспределение управленческих функций (часть функций, естественно, централизуется), поэтому меняется и структура управления фирмы.

4) Уровень развития информационных технологий. (орг. структура привязана к той технологии, которая используется в организации, она должна способствовать технологическому развитию и технологического обновления). Это относится, к координации работы подчиненных звеньев, передаче информации, обобщению результатов деятельности отдельных сотрудников.


22. Процессуальные теории мотивации.

Процессуальные теории мотивации – анализирует как человек распределяет усилия для достижения целей, как выбирает конкретный вид поведения. Эти теории не оспаривают существование потребностей, но поведение людей определяется не только потребностями.

Имеется 3-и основных процессуальной теории мотивации:

ТЕОРИЯ ОЖИДАНИЯ В.Врум

Основывается на предположении, что человек направляет свои усилия на достижение какой либо цели только тогда, когда будет уверен в удовлетворении за этот счет своих потребностей. При анализе мотивации к труду теория ожидания подчеркивает связь 3-х взаимосвязанных элементов:

= (Затраты труда - результат труда) * (Результат труда – вознаграждение) * (Вознаграждение - удовлетворенность вознаграждением)

Если значение любого из этих трех элементов для определения мотивации мало, то будет слабая итоговая мотивация и низкие результаты труда.

ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ Дж.Адемса.

Он считал, что на мотивацию человека в значительной степени влияет справедливость оценки его текущей деятельности и ее результатов. Если человек видит, что к нему походят с той же меркой, что и к другим - он себя будет чувствовать удовлетворенным и будет проявлять активность.

         Д инд.   =  Д другие

         З инд.         З другие

МОДЕЛЬ Портера- Лоулера

Эта теория включает в себя элементы теории ожидания и справедливости.

5 элементов: *Затраченные усилия; *Восприятие затраченных усилий; *Полученные результаты; *Вознаграждения; *Степень удовлетворенности вознаграждением.

Эта модель основывается на том, что мотивация – это функция  потребностей, ожиданий, восприятие работниками справедливого вознаграждения, т.е. результативность труда работников зависит от приложенных им усилий, характер особенностей его возможен, а так же оценки им своей роли. Объем затрачиваемых усилий зависит от оценки работником ценности вознаграждения и уверенности в том, что она будет получена.

Результативность труда порождает удовлетворенность трудом.

21. Содержательные теории мотивации.

Мотивация- это совокупность внутренних и внешних сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и придают деятельности определенную направленность, ориентируемую на достижение цели.

 Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов. Во многом эти факторы могут меняться под воздействием со стороны деятельности человека.

Мотивация как процесс состоит из следующих стадий:

-         возникновение потребности у человека

-         поиск путей устранения потребностей

-         определение направлений действия

-         осуществление действия

-         получение вознаграждения за осуществляемое действие

-         устранение потребности.

Однако знание логики этого процесса не дают существенных преимуществ в управлении процесса мотивации.

ПОЧЕМУ?

1.                 Сложно определить какой мотивация является ведущим

2.                 Изменчивость мотивации процесса

3.                 Мотивационный процесс каждого человека уникален.

Поэтому сложно однозначно описать процесс мотивации. В тоже время в теории управления на основе элеперических исследований было разработано несколько концепций , описывающих факторы влияющие на мотивацию и на содержание процесса мотивации. Так называемая содержательная теория мотивации, уделяет основное внимание тому, как различные группы потребностей оказывают влияние на поведение человека. Широко признанными теориями являются следующие:

ТЕОРИЯ ПОРТРЕБНОСТЕЙ  МАСЛОУ.

Маслоу считал, что потребности нижних уровней требуют удовлетворение и следовательно влияют на мотивацию поведения человека прежде чем начнут оказывать влияние потребностей более высоких уровней.

Иерархичный уровень потребностей не жесткие. Есть люди для которых самоуважение является более важным.

                            Самовыражения

                            Признания и самоутверждения

                            Принадлежность и причастность

                            Безопасность

                            Физиологические потребности

-         Физиологические потребности –еда ,питье ,воздух

-         Безопасность- защищаться от страха, боли, болезней,

      Стабильное существование: песн. обеспечение, страховка.

-         Принадлежность и причастность- участие в совместных

      действиях, общественные мероприятия, объединение людей.

-         Признания и самоутверждения –желание быть

компетентным, способным, уверенным в себе.

-         Самовыражения – стремление к полному использованию своих знаний, способов, умений.

ТЕОРИЯ МАККЛЕЛЛАНГА

Эта теория делает упор на потребности высших уровней. МакКлелланг считал, что люди присущи следующие потребности:

-         Власть –желание воздействовать на других людей , чтобы достич поставленной цели.

-         Успех – удовлетворенность от успешного завершения работы.

-         Причастность –дружественное отношение к окружающим.

ТЕОРИЯ ДВУХФАКТОРНАЯ ГЕРЦБЕРГА.

Он пришел к выводу, что факторы действующие в процессе работы влияют на удовлетворение потребностей , эти факторы он подразделил на:

-         Гигиенические – связаны с окружающей средой: з/плата, условия труда, политика фирмы.

-         мотивирующие – это психологический рост, ответственность, признание, успех.

26. Отбор целевых рынков, сегментирование рынков.

Рынок состоит из групп покупателей , которые отличаются другот друга различными признаками , в зависимости от чего фирма и выбирает способ деления рынка на сегменты.

         Сегмент рынка – это большая группа потребителей внутри рынка , определенная по каким либо признакам.

         Сегментирование – маркетинговая деятельность фирмы направленная на наиболее точный выбор целевого рынка.

Основные признаки сегментирования потребительских рынков:

1.     Географические ( регион, город, климат)

2.     Демографические (возраст, размер семьи, пол, род занятий)

3.     Психологические признаки (образ жизни, особенности личности)

4.     Поведенческие (повод для совершенствования покупки, искомые выгоды, статус пользователя, отношение к товару и т.д.)

Основные признаки сегментирования товаров производственного назначения:

1.     Демографический (отрасль, размеры потребителей, местонахождение)

2.     Операционные ( технология, статус пользователя, объем товаров)

3.     Практика закупок (организация снижения, профиль фирмы, структура отношений заказчиком)

4.     Особенности личности покупателя ( сходство покупателя и продавца, отношение к риску, лояльность)

Составление профиля сегмента. Для каждого выделенного сегмента (кластера) составляется профиль, описывающий свойственные данному сегменту позицию, модель покупательского поведения, демографические характеристики и т. п. Обычно кластерам присваиваются наименования описательно­го характера, типа бережливые домохозяйки, энергичные мужчины} депрессивные любительницы шо­колада.

Критерии эффективного сегментирования:

1. Измеримость, фирма должна иметь возможность оценить размеры, покупательскую способность и другие характе­ристики рынка.

2. Размер, сегменты должны быть достаточно большими для покрытия расходов и обеспечения прибыли фирмы. Сег­мент - максимально однородная группа, которая одинаково воспринимает направленную на них программу марке­тинга.

3. Доступность, продавцы должны иметь возможность выхода на выбранные сегменты в целях их обслуживания.

4. Отличительные черты, сегмент должен составлять отличную от других группу потребителей, характеризующуюся

одинаковой реакцией на различные элементы программы маркетинга.

Активность, активное восприятие потребителя разработанной для них программы маркетинга. Сегмент - часть рынка, со­ставляемая товарами с одинаковыми потребительскими характеристиками.

Оценка сегментов рынка - при оценивании различных сегментов рынка компания должна учи­тывать два момента:

- привлекательность сегмента (оценка конкурентов, рассмотрение возможности появления товаров-заменителей, оценка покупательной способности, наличие сильных поставщиков сырья, оборудования, которые могут повышать цены и снижать качество или количество заказываемых товаров)

- возможности компании в отношении этого сегмента (соответствие разработки сегмента долговре­менным целям компании, технологическим возможностям, квалификации персонала...)

4. Выбор сегмента рынка.

Отбор целевых рынков позволяет получить ответ на вопрос: как из множества вариантов выбрать тот, который наиболее соответствует возможностям фирмы. Фирма должна сделать выбор из пяти целе­вых сегментов рынка:

1. Концентрация на единственном сегменте рынка

2. Ориентация на покупательскую потребность

3. Ориентация на потребительскую группу

4. Выборочная специализация

5. Полный охват рынка

В целях обеспечения определенному товару четко отличного от других товаров места на рынке и создания целевых потребителей необходимо позиционирование товара на выбранном сегменте рынка.

  Когда фирма принимает решение о закреплении на конкретном сегменте рынка определенного товара, она должна проанализировать все товары и услуги, предлагаемые на данном сегменте рынка , выяснить, почему потребители предпочитают именно эти товары и услуги , по каким ценам их покупают и разработать комплекс маркетинга.  

28. Ценообразование и разработка ценовой политики.

Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой.

Цена - экономическое понятие. Совокупность цен представляет собой не только индивидуальную, но и общественную категорию. Цены регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы в целом", включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместе взятые, с учетом их формирования и изменения действуют как общий, единый, целостный ценовой механизм. В этом функция цен и их воздействие на экономику в масштабах не только личности и семьи, но и предприятия, отрасли, территории, страны.

Цель политики ценообразования - определить такую цену на реализуемую продукцию, которая позволит достичь объема продаж, максимизирующего прибыль. Прибыль - это функция цены, объема, себестоимости и ассортимента продукции.

При разработке политики ценообразования следует учитывать и другие факторы:

- рекламу и маркетинг, - упаковку,- послепродажное обслуживание, - сроки доставки, - надежность поставщиков, - условия кредита.

Этапы формирования цены: *постановка цели ценообразования, *определение спроса, *оценка расходов, *проведение анализа цен и товаров конкурентов, *выбор метода установления цен, *определении окончательной цены и правил ее будущих изменений, *учет мер государственного регулирования цен.

В зависимости от особенности товара, размеров и фин. мощи предприятия, целей которые оно ставит - методы, которые используются для расчета цены могут быть разными. Влияние на это оказывает степень новизны товара, его качество, стадия жизненного цикла. Причем мин. возможная цена определяется с/с продукции, а максимальная наличием уникальных качеств товара. Таким образом, нужно учитывать не только издержки и прибыль, но и покупательную способность товара и цены конкурентов. Все методы могут быть объединены в группы:

1. Метод полных затрат. Суть метода состоит в суммировании совокупных издержек: т.е. переменные + постоянные + прибыль, которую фирма желает получить. Преимущество метода- простота и удобство, а недостаток заключается в том, что не учитывается спрос и конкуренция, а также не соотносятся на с/с накладные расходы (например аренда).Метод наиболее эффективен при расчете цен на товары пониженной конкурентоспособности, а также на совершенно новые товары не имеющие ценовых прецедентов.

2. Метод маржинального дохода. Суть метода состоит в установлении цены путем добавления прибыли к переменным затратам. При этом расходы предприятия в целом (постоянные расходы) погашаются за счет разницы между ценой реализации и затратами на производство.

3. Метод средней цены. Используется в первую очередь на рынках однородных товаров, т.к. фирма продающая эти товары на рынке с высокой степенью конкуренции имеет ограниченные возможности влияния на цены. Метод особенно привлекателен для тех, кто хочет следовать за лидером. Достоинства: гибкость. Недостатки: несвязан с текущими издержками и не учитывается дополнительные выгоды для клиента.

4. Тендерный метод. Используется там где компании ведут серьезную борьбу за получение контракта. При определении тендера прежде всего исходят из той цены, которую могут назначить конкуренты, поэтому цена определяется на более низком по сравнению с ними уровне. Достоинство: устанавливается привлекательная цена для заказчика. Недостатки: сильная ценовая конкуренция и не учитываются собственные издержки.

4. Маржинальный доход и анализ безубыточности.

Данные понятия относятся к операционному анализу, который базируется прежде всего на идее разделения затрат, связанных с производством и реализацией продукции на переменные и постоянные, что обусловливает эффект операционного рычага. Данный эффект дает возможность увеличивать прибыль пред-я за счет изменения соотношения переменных и постоянных затрат.

Операционный рычаг содержит в себе хар-ку меры риска больших потерь прибыли при высоком его значении если объемы сбыта у пред-я будут снижаться. Количественно операционный рычаг показывает на сколько % может измениться операц. прибыль в расчете на каждый % изменения обема реализации.

Jol=êOP/OP : êq/q

OP=S-VC-FC=cm*q-FC        CM=cm*q=p*q – vc*q – FC

êOP=CM*êq => Jol=CM/CM-FC=CM/OP

Маржинальный доход (CM)=  выручка от реализации (S) -  переменные затраты (VC)

Операционная прибыль (OP) = Марж.доход (CM) – постоянные затраты (FC).

Чтобы оценить, насколько фактическая выручка от продажи превышает выручку, обеспечивающую безубыточность, рассчитаем запас прочности — процентное отклонение фактической выручки от пороговой:

St=((R-R1)/R)*100%

где St запас прочности; R — фактическая выручка; R1 — пороговая выручка.

Запас финансовой прочности показывает в каком размере (абсолютном или относительном) в предприятии может уменьшиться объем реализации, чтобы в результате был достигнут порог рентабельности еще не оказавшись в убытке.

Уроверь финанс. рычага может быть высоким в 2-х случаях: 1) если объем продукта, который пред-е может реализовать на рынке не на много превышает порог рентабельности; 2) для отраслей с высоким уровнем механизации, автоматизации процессов (высокие постоянные затраты).

Условия безубыточности: BSVq = FC/CM=(FC+OP)/CM

    Для многономенклатурного производства мы рассматриваем коэф-нт покрытия, а не коэф-нт рентабельности, т.к. коэф-нт вклада на покрытие (маржинальная прибыль) показывает, сколько копеек прибыли будет получено с 1 рубля выручки.

Точка безубыточности:

Под точкой безубыточности понимается такая выручка и такой объем производства, которые обеспечивают фирме покрытие всех ее затрат и нулевую прибыль. Расчет точки безубыточности позволяет фирме решить следующие задачи:

1. Поскольку будущий объем продаж и цена товара в значительной степени зависят от рынка, его емкости, покупательной! способности потребителей, эластичности спроса, производитель должен быть уверен, что его затраты окупятся и принесут прибыль в будущем. Если объем спроса, позволяющий окупить затраты и получить прибыль, не сможет быть достигнут вследствие, к при-меру, узости рынка сбыта, то всегда об этом лучше знать до начала производства и осуществления инвестиций.

2. Поскольку выручка зависит от двух компонентов: цены товара и объема продаж, можно рассчитать необходимое изменение каждого из них в том случае, если другой компонент изменится. Например, предприятие вынуждено снизить цену продукции, чтобы сохранить позиции в конкурентной борьбе. Придется увеличить объем продаж, чтобы сохранить размер получаемой ранее прибыли.

3. Если предприятие получает выручку больше той, которая соответствует точке безубыточности, оно работает с прибылью. Эта прибыль тем больше, чем больше разница между фактической выручкой и выручкой, соответствующей точке безубыточности.

Порядок расчета точки безубыточности:

1. предположим, что, расширяя объем продаж, фирма не изменяет продажную цену, поэтому график валовой выручки выглядит как прямая линия.

2. предположим, что затраты растут равномерно, что вполне приемлемо, если предприятие работает с нормальной загрузкой и сильных колебаний в объеме выпуска не наблюдается.

8. ВВП, ВНП, Национальный подход.

Экономическая теория и статистика для измерения объема национального производства использует ряд показателей, среди которых важное место занимает показатель валового национального продукта

(ВНП). ВНП определяется как рыночная стоимость всей произведенной конечной продукции и услуг в экономике за год.

Так как для правильного расчета ВНП необходимо учесть все продукты и услуги, произведенные в данном году всего один раз ( а многие продукты перепродаются по несколько раз, прежде чем они вой­дут в конечный продукт), для избежания двойного счета, используют показатель добавленной стоимости -> суммируя добавленные стоимости, произведенные всеми предприятиями, можно определить ВНП, который представляет рыночную стоимость всех выпущенных товаров и услуг.

Увеличение реального ВНП говорит об экономическом росте, что означает количественное и качественное изменение результатов производства и его факторов (их производительности). Статистическим показателем, от­ражающим экономический рост, является годовой темп роста ВНП в процентах.

Определенной модификацией ВНП является показатель валового внутреннего продукта (ВВП), ко­торый представляет сумму добавленной стоимости всех производителей товаров и услуг, называемых резидентами.

Если к показателю ВВП добавить разность между поступлениями от факторов производства (фак­торными доходами) из-за границы и факторными доходами, полученными зарубежными инвесторами в данной стране, то мы получим показатель ВНП. Характеризуя валовой национальный продукт как «наиболее точный суммарный измеритель товаров и услуг, которые может произвести страна» эконо­мисты представляют два метода его измерения.

Методы расчета ВНП:

По расходам

По доходам


Потребительские расходы населения :

+ валовые частные инвестиции в экономику + государственные закупки товаров и услуг + чистый экспорт (разность между экспортом и импортом данной страны) -ВНП

Амортизационные отчисления:

 + нераспределенные прибыли корпораций + косвенные налоги на бизнес + взносы на соц. страхование + индивидуальные налоги + трансфертные платежи = ВНП

Бизнес


Государство


Оба метода считаются равноценными и дают одинаковую величину ВНП.

На основе ВНП рассчитываются взаимосвязанные показатели национальных счетов, таких как ЧНП (чистый национальный продукт), НД (национальный доход), ЛД (личный доход), РД (располагаемый доход).

Чистый национальный продукт представляет собой более совершенный показатель по сравнению с ВНП, поскольку в нем не учитываются амортизационные отчисления. С помощью ЧНП можно изме­рить годовой объем производства, который экономика (предприятия, государство, иностранные граж­дане) в состоянии потребить, не сокращая производственные возможности будущих периодов. ЧНП = ВНП - амортизация.

Национальный доход - показатель общего объема заработной платы, процента, прибыли и ренты, т.е. платежей, полученных при производстве ВНП в данном году. НД = ЧНП — косвенные налоги на предпринимателей. Предприятия рассматривают НД как показатель, отражающий уровень цен на факторы производства, или ресурсы..

20. Формирования персонала.


Оценить потребность  организации в персонале - это значит поставить и найти ответы на следующие вопросы: 1) Когда и как срочно потребуется определенный кадровый состав, 2) Каков требуемый уровень квалификации сотрудников, 3) Сколько именно сотрудников потребуется, 4) Сколько средств может затратить организация на оплату запланированного персонала.

Все факторы оказывают воздействие не только на количественную динамику  кадрового состава организации, но и определяют существенные изменения в характере требований к персоналу. В своей совокупности эти факторы складываются в общую потребность организации в персонале. Виды потребности: *Общая -суммирование количественных потребностей по отдельным качественным критериям, *Количественная - расчет необходимой численности персонала на определенный временной период, *Количественная - расчет необходимой численности персонала на определенный временной период.

На разных стадиях развития организации характер требований к персоналу меняется. Это обусловлено  изменением стратегии развития организации в зависимости от того, переживает ли она стадию формирования, роста, либо пребывает в относительной стабильности, либо приближается к спаду и последующему переформированию. Стадии развития определяют основные целевые и стратегические установки и ориентации в управлении персоналом. При этом, ряд требований к персоналу (особенно те, которые были закреплены в должностных инструкциях) остается неизменным на протяжении длительного времени, в то время как ряд ключевых квалификаций претерпевает значительные изменения. Прежде всего, это касается требований к поведению, мотивации, профессиональной направленности и мышлению работников организации.

Стадии жизненного цикла организации: * Формирование – «Предпринимательская стратегия» - Работники должны быть новаторами, - инициативными, - контактными, - с долговременной ориентацией, - готовыми рисковать,  - не боящимися ответственности. Малая сменяемость ведущих сотрудников; * Рост – «Стратегия динамического роста» - - Организационная закрепленность (приверженность организации), - тесное взаимодействие, - гибкость в изменяющихся условиях, - проблемная ориентация персонала; *Стабилизация – «Стратегия прибыльности (сохранение достигнутого уровня прибыли)» - - Достижение максимальных результатов (количества и качества) при невысоком уровне затрат и низком уровне риска, - следование правилам, - сохранение стабильности; * Спад – «Ликвидационная стратегия» - Работники, не приверженные фирме, -  готовые работать короткое время, - узко ориентированные, - с установкой на переобучение; «Предпринимательская и ликвидационная стратегия» - - Гибкость к изменяющимся условиям, - ориентация на долгосрочные цели, - самоотверженность, - готовность переносить временный дискомфорт в условиях и оплате труда

Внутриорганизационные кадровые перемещения - это процессы смены работниками места в системе разделения труда в рамках организации в целях установления большего соответствия между изменяющимися требованиями рабочих мест, уровнем профессиональной компетентности и потребностями работников.

Успешная расстановка и перемещение кадров основаны на соблюдении следующих принципов: *принцип соответствия: уровень профессиональной компетентности работника должен соответствовать требованиям, предъявляемым данным рабочим местом, по возможности не только не отставая от них, но и не превышая их в значительной степени; *принцип перспективности: для различных категорий должностей устанавливаются: а) определенная продолжительность периода работы в должности, б)возрастной ценз и в)возможности профессионального развития; *принцип сменяемости: для каждого рабочего места и должности определяются и соблюдаются оптимальные сроки пребывания на них одного и того же работника с целью предотвратить застой (старение) кадров.

Решение о кадровых перемещениях обычно принимается в тех случаях, когда:

а) Примеры кадровых перемещений в интересах организации:

*новое рабочее место больше соответствует профессиональным возможностям работника, *новое рабочее место позволит работнику освоить другую специальность и решать в дальнейшем проблему взаимозаменяемости

б) Примеры кадровых перемещений в интересах сотрудника:

*новое рабочее место, соответствуя профессиональным возможностям работника в той же степени, что и старое, в большей степени его удовлетворяет, предоставляя дополнительные преимущества; *новое рабочее место требует от сотрудника приложения меньших усилий, менее утомляет, позволяет сохранять работоспособность  после рабочего дня; *новое рабочее место позволяет сотруднику сочетать профессиональные и личностные интересы (более удобный график работы, близость к дому и т.д.); *новое рабочее место способствует профессиональному развитию, решая проблему профессиональной стагнации (остановки в дальнейшем развитии и профессиональном росте) работника.

в) Примеры кадровых перемещений в интересах организации и сотрудника:

*работа на новом рабочем месте способствует расширению профессионального опыта  работника, установлению новых полезных деловых контактов, формированию навыков самостоятельного принятия решений; *работа на новом месте позволяет развивать профессиональный потенциал работника и использовать его в интересах организации в будущем.

Кадровые перемещения могут быть: *внутрипрофессиональными; *межпрофессиональными; *междолжностными

         Наиболее часто кадровые перемещения касаются либо молодых, начинающих сотрудников в целях найти им соответствующее место в организации, либо специалистов с большим опытом работы с целью их максимального использования в интересах организации

Можно выделить следующие основные подходы к его трактовке лидерства:

1. Лидерство – это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек или группа лиц. Это «власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами, с тем, чтобы побудить членов нации к действиям».

2. Лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность. Лидерство – это «положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов».

3. Лидерство – это влияние на других людей. Однако это не любое влияние, а такое, для которого характерны четыре особенности: во-первых, необходимо, чтобы влияние было постоянным. Во – вторых, руководящее воздействие лидера должно осуществляться на всю группу (организацию, общество). В – третьих, политического лидера отличает явный приоритет во влиянии. Отношения лидера и ведомых характеризует асимметричность, неравенство во взаимодействии, однозначная направленность воздействия – от лидера к членам группы. В – четвертых, влияние лидера опирается не прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства.

4. Лидер – это символ общности и образец политического поведения группы. Он выдвигается снизу, преимущественно стихийно, и принимается последователями.

Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных систем. К ним относится, прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность осуществляется через вертикальное (управление-подчинение) и горизонтальное (коррелятивные одноуровневые связи, например разделение труда и кооперация) распределение функций и ролей и, прежде всего через выделение управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективности требуют, как правило, иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды и выступает лидер.

36. карьера.

Карьера - это успешное продвижение вперед в той или иной области деятельности. Понятием карьеры обозначают сегодня продвижения в самых различных профессиональных сферах.

Классификация видов карьеры:

По  характеру динамики:

*обычная карьера  как профессиональное развитие с прохождением всех основных этапов профессиональной жизни; *стабильная карьера как прямое продвижение от профессионального обучения к единственному постоянному типу работы; *нестабильная карьера,  в которой после этапов проб и упрочения следуют новые пробы; *комбинированная карьера, когда короткие периоды стабильной профессиональной жизни и занятости сменяют этапы вынужденной безработицы или смены профессии, переориентации, доучивания.

По области реализации:

*профессиональная карьера  как профессиональное продвижение, профессиональный рост, этапы восхождения к профессионализму, процесс профессионализации, достижение признанного профессионального статуса; *внутриорганизационная карьера как должностное продвижение в одной организации, последовательная смена стадий профессионального развития работника в рамках  одной организации; *служебная карьера как достижение определенного социального статуса в профессиональной деятельности, занятие определенных должностей, достижение определенных социально признанных стандартов в профессиональной области, место человека на шкале социального престижа.

По основным направлениям профессионального продвижения работника в рамках одной организации:

*вертикальное как подъем на более высокую ступень структурной иерархии; *горизонтальное как перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре(напр., руководитель проекта); расширение или усложнение задач в рамках занимаемой ступени (с адекватным изменением вознаграждения); *центростремительное как движение к ядру, руководству организации; участие в переговорах, решающих встречах, совещаниях; получение доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные важные поручения руководства.    

По степени субъективности:

*объективная как продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности; *субъективная как субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом; индивидуально осознанные позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека.

Все факторы, которые оказывают влияние на карьеру человека, могут быть объединены в две группы: *внешние, определяемые обстоятельствами жизни и профессиональной судьбы человека; *внутренние, зависящие от возможностей и усилий самого человека.

Преимущества управления развитием карьеры сотрудника организации:

Для сотрудника:

*потенциально более высокая степень удовлетворенности от работы в организации, предоставляющей ему возможности профессионального роста и повышения уровня жизни; *более четкое видение личных профессиональных перспектив и возможность планировать другие аспекты собственной жизни; *возможность целенаправленной подготовки к будущей профессиональной деятельности; *повышение конкурентоспособности на рынке труда.

Для организации:

*мотивированные и лояльные сотрудники, связывающие свою профессиональную деятельность с данной организацией, что повышает производительность труда и снижает текучесть кадров; *возможность планировать профессиональное развитие работников и всей организации с учетом их личных интересов; *планы развития карьеры отдельных сотрудников в качестве источника определения потребностей в профессиональном обучении; *группу заинтересованных в профессиональном росте, подготовленных, мотивированных сотрудников для продвижения на ключевые должности.

Главная задача планирования и реализации карьеры сотрудника заключается в обеспечении взаимодействия его профессиональной и внутриорганизационной карьер.

Планирование карьеры заключается в определении целей профессионального развития сотрудника и путей, ведущих к их достижению.

Развитием карьеры называются те действия, которые предпринимает сотрудник для реализации своего профессионального плана.

Технология сопровождения и развития карьеры сотрудника организации:

Профессиональная карьера:

1. Определение профессиональной пригодности, 2. Получение профессионального образования, 3.Профессиональная адаптация, 4.Овладение профессиональным мастерством, 5.Формирование индивидуального стиля деятельности, 6.Расширение и совершенствование профессионального опыта, 7.Расширение репертуара специальностей, 8.Овладение социально-психологической компетентностью, 9.Развитие навыков профессиональной рефлексии, 10.Освоение навыков благоприятного выхода из профессиональных кризисов, 11.Предупреждение и преодоление профессиональных деформаций личности, 12.Формирование и сохранение готовности к освоению новых технологий

Служебная карьера: 1. Прохождение профотбора, 2.Выявление уровня профессиональной компетенции, 3.Нахождение места в организации, 4.Разработка плана служебного продвижения в организации, 5.Прохождение аттестации, 6.Обучение по программам подготовки резервов управления, 7.Участие в ротации кадров, 8.Участие в конкурсах на замещение вакантных должностей, 9.Участие в разработках и внедрении инновационных проектов, 10.Повышение квалификации, 11.Участие в подготовке кадрового резерва: супервизорство, патронаж, наставничество

37. Конфликты в организации.

Конфликт – это процесс, который обусловлен отсутствием соглашения между субъектами совестной деятельности, в рамках организации или в межорганизационном пространстве. Т.е. в основе любого конфликта лежит ситуация, включающие либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, цели или средства их достижения.

Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент

Типы конфликтов: 1) конфликт целей – участвующие стороны по разному видят желаемое состояние объекта в будущем, 2) конфликт взглядов – стороны расходятся во взглядах, идеях и мыслях по решаемому вопросу, 3) чувственный конфликт – появляется, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей.

Виды конфликтов в организации: *ролевые конфликты, *конфлик между группой и личностью (межличностный и межгрупповые).

Ролевой конфликт – столкновение социальной роли и требований работодателя – весьма распространенное явление. То, что хорошо для группы работников, необязательно хорошо для организации. Затянувшийся перекур может быть вызван обсужеднием волнующей всех темы, но его неизбежным следствием станет отставание в работе. Здесь требуется особенно тщательно искать и использовать возможности для интеграции интересов группы и организации. Однако, на полную гармонию рассчитывать не прийдется.

Конфликт между группой и личностью – неформальные структуры неизбежно порождают межличностные и межгрупповые конфликты, что обычно представлет опасность для организации. Будучи вовлеченными в такие конфликты, работники больше сил, времени, мыслей тратят на них, а не ра работу. Каждый человек наполняет свою роль определенным содержанием, руководствуясь при этом двумя принципами: а) чего традиционно ждут от данной роли окружающие, какие функции  в группе закреплены за этой ролью, б) как человек сам видит и представляет оптимальное для него выполнение этой роли. В рез-те возникает разногласие между восприятием роли со стороны ее исполнителья и со стороны его партнеров по взаимодействию.

Ролевые конфликты и конфликты между группой и личностью расширяют и без того безграничное поле для конфликтов, которое создается уже в силу индивидуальных различий между работниками.

Одной из причин конфликта является инициатива работника:

1) ининциатива, которая исходит от…

*быстрого работника к медленному, *неопытного работника к более опытному, *подчиненного к более старшим по должностям, *не владеющего умениями к более умелому, *молодого к тому, кто старше, *низкоавторитетного к более авторитетному, *работника с низким социальным статусом к лицу с более высоким статусом;

2) инициатива, которая….

*подавляет другого работника, *воздействует на чувствительные области деятельности работника.

Методы решения конфликтов в организации:

а) использование руководителем своего положения в организации (приказ, распоряжение); б) «разведение» частей организации –участников конфликта (по ресурсам, целям) или снижением их взаимозависимости (дифференциация); в)создание определенного «задела» (матер-лы) в работе взаимозависимых подразделений; г) введение специального интеграционного механизма для конфликтующих подразделений (куратор, координатор); д)слияние разных подразделений и наделение их общей задачей.

19.Управление группой.

Социальную общность людей, в которой они связаны реальными контактами, принято называть малой (или реальной) социальной группой. В отличии от больших социальных групп, малые социальные группы характеризуются малым числом членов и ограниченным числом контактов.

Для описания малой соц.группы используются понятия групповой динамики – совокупности внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих вес цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: *образование, *функционирование, *развитие, *стогнация, *регресс и *распад. К процессам групповой динамики относят лидерство, принятие групповых решений, конфликты, групповое давление, т.е. все те процессы, которые фиксируют и обеспечивают изменения, происходящие в группе за время ее существования.

Изменения в группе называемые групповой динамикой, происходят как под воздействием внешних обстоятельств, так и в результате разрешения внутренних противоречий в самой группе. Основное противоречие заключается в следующем: противоречие между отрицающими друг друга  тенденциями групповой активности – интеграции группы в единое социальное образование и дифференциации членов группы в силу их индивидуальных особенностей и различий.

1-я тенденция направлена на упрочнение единства членов группы, стабилизацию межличностных отношений. Эта тенденция является необходимой для сохранности и постоянного воспроизводства группы как социально-психологической общности.

2-я тенденция проявляется в специализации и иерархизации деловых и эмоциональных взаимосвязей членов группы. Данную тенденцию принято рассматривать как стимул и развитие группы. Также она может привести к гармонии в отношении людей, входящих в группу.

Выделяют 4 стадии становления группы: *формирование, *групповые волнения, *установление групповых норм, *нормальное взаимодействие.

Формальные характеристики группы:

- Величина - Каналы коммуникаций

- Состав              - Характер совместной деятельности

Содержательные (неформальные) группы образуют внутреннюю картину социальной жизни людей в организации. Т.к. такая картина создается не на  основе формально задаваемых правил, а иногда и вопреки им, ее чаще называют неформальной структурой группы. Эти группы могут охватывать конкретное число участников, которые образуют неформальную группу.

11. Бюджетная система (БС) РФ.

БС предст.собой сов-сть отн-ий, возн-ющих м\у разл-ми суб-ми в пр-се: 1.форм-я расходов и осущ-я расх-ов б-та всех уровней с-мы и б-тов гос-х внебюдж-ых фондов, осуществл-ие гос-х и муниц-ых заимствований.2.сост-ие и рассм-ие проектов б-тов, их утвер-е и испол-ие, контроль за их испол-ем.Прав.статус уч-ов б-тных отн-ий в РФ реглам-ся:1.б-ым кодексом РФ.2.соотв-ми спец-ми з-ми фед-х органов суб-ов фед-ии и норм-но-правовыми актами предст-ых орг.мест.самоупр-я.3.указами през-та РФ.4.НПА прав-ва РФ.5.соотв-ми актами фед-х органов испол.вл.

БС РФ сост из 3 уровней:1.фед. б-т и б-ты гос. внебюдж-х фондов2.б-ты суб-ов РФ и б-ты терр-х гос-х неб-ых фондов3.местные б-ты.Фед.б-т (гос-ый)-есть форма образ-ия и расх-ия ден-х ср-в, предназ-ая для обеспеч-я задач и фций, отнесен-х к предметам ведения РФ. Б-т суб-в РФ предназначен для обеспеч-я задач и фц, отнес-х к предмету суб-та РФ. Местный б-т или б-т муниц-го образ-я отнесен к предметам вед-я мест.самоуправления.


Действующая бюджетная система РФ состоит

1. Федеральный бюджет.

2. региональные бюджеты  ( 89   республиканские, краевые, областные,  автономные.)

3. Местные бюджеты ( около 29000  районные, поселковые, городские, сельские).

С целью планирования бюджетных ресурсов составл консолидированный  бюджет- статистический сводный бюджет, который объединяет фин. ресурсы всех уровней бюджетной системы.

Внебюджетные фонды – это средство федерального правительства и местных  властей, связанные  с финансированием

расходов не включенных в бюджет.

Формирование внебюджетных фондов  осуществляется  за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличается от налогов.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение  расширять социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей, социальные инфраструктуры.

В состав социальных внебюджетных фондов  : пенсионный фонд, фонд социального страхования , федеральный и территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

16.

 Менеджмент – система способов манеры обращения с людьми, власть и иск-во упр-я, особого рода умения и навыки, орган управления, единица управления.

М. (амер.уч.) – процесс оптим-ии чел-х ресурсов для достижения организационных целей.

М. – искусство получения работы сделанной посредством других.

М. Рассматривается как управление людьми в организации и их работой.

   Различие менеджера от бизнесмена и предпринимателя: М. – професс-я деят-ть, т.е. менеджер должен обладать соответств. Професс-м образованием, он получает зарплату, он наемный работник либо у государства либо у частного капитала. Менеджер руководит либо организацией, либо одним из ее подразделений и должен всегда находиться на рабочем месте, должен отвечать за определенную область работы.

   Предприниматель – человек берущий на себя риск с организацией. Нового предприятия либо с разработкой идей, нового продукта, услуги предлагаемых обществу.

   Бизнес – дело, деятельность направленная на получение прибыли путем вкладывания капитала.

   Предприниматель может не иметь своих денег, бизнесмен – только инвестирует.

30.

   Кодак 8 этапов планирования: 1. Миссия организации 2. Определение целей и задач 3. анализ внешней среды 4. SWOT стратегических альтернатив 5. Анализ стратег-их альт-в 6. Выбор стратегии 7. Реализация стратегии 8. Оценка стратегии.

   Миссия организации – краткое выражение функции кот. организация пытается выполнить в обществе.. Должна отвечать на след-е вопросы: 1. Чем занимается орг-я и что полезного дает общ-ву 2. Для кого она работает 3. Должна демонстрировать орг. культуру, т.е. внутр-е ценности своей фирмы.

   Определение целей и задач. Формирование целей где только можно должны быть использованы цифры. Цели должны быть   реальными, т.е. соответствовать возможностям организации. Цели должны быть организованны в следующую структуру от первостепенных до второстепенных.

   Анализ внешней среды – процесс посредством которого менеджер выявляет внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить новые благоприятные возможности. Цель – получение инф-ии по микро и макро окружению орг-ции.

   SWOT анализ – управленческие обследования сильных и слабых сторон фирмы, а также возможностей и угроз идущих от внешнего окружения. Его можно осуществить с помощью анализа хоз. портфеля, вкл-ет в себя: оценку положения всех входящих в состав фирмы производствами «СБЕ». Такой анализ позволяет выявить более или менее рентабельные произв-ва и принять решения о том какие из них развивать, сокращать, ликвидировать. Для анализа хоз. портфеля применяется матрица БКГ (бостонской консульт. фирмы).

   Ось ОХ (рост рынка) – низкий рост, высокий рост. Ось ОУ (относительная доля рынка) – низкая доля рынка, высокая  доля рынка. Трудные дети, звезды, Дойные коровы, Собаки (неудачники).

Основные стратегические направления роста

Интенсивный: 1. более глубокое внедрение на рынок 2. расширение границ рынка 3. совершенствование товара. Интеграционный: 1. регрессивный рост 2. прогрессивный рост 3. горизонтальный. Диверсификационный: 1. концентрический 2. горизонтальный 3. конгломератный.

   Интенсивный рост оправдан, когда фирма не до конца использовала возм-ти присущие ее нынешним товарам и услугам. Пути более глубокого внедрения на существующий рынок со старыми товарами – реклама.

   Расширение границ рынка заключается в попытках фирмы увеличить сбыт благодаря внедрению сущ-х товаров на новые рынки.

   Совершенствование товара заключается в попыт­ках фирм увеличить сбыт или усовершенствовать старые товары. Оно может идти за счет изменения упаковки, функций, свойств, вплоть до разработки нового для рынка товара.

   Интеграционный рост оправдан, когда фирма может получить дополнительные выгоды за счет перемещения в рамках своей отрасли.

   Регрессивная интегр-я – попытки фирмы завладеть, поставить под контроль своих поставщиков.

   Прогрессивная – получить всех посредников под контроль.

   Горизонтальная интеграция – попытка фирмы получить под контроль своих конкурентов.

   Диверсификационный рост оправдан, когда отрасль не дает фирме возм-ти роста.

   Концентрационная диверсификация связана с пополнением своей тов. Номенклатуры товарами кот. походи на существующие товары.

   Горизонтальная интеграция связана с пополнением тов. номенклатуры фирмы тов-ми кот, технологически мало связаны с выпускаемыми товарами.

   Конгломератная диверсификация пополнение ассортимента товаров товарами и услугами не имеющими никакого отношения ни к применяемой фирмой технологии, ни к ее нынешним товарам. Конгломерат – экономическое объединение образованное путем инвестиционных слияний без производственной общности.

   1. Стратегия ограниченного роста: большинство фирм стабильно работающих на рынке и довольных своим положением. Применятся на медленно растущих рыках. Самый надежный и не рискованный путь развития. Не подходит для фирм работающих на быстро растущем рынке.

   2. Стратегия роста осуществляется путем ежегодного знач-го повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года. Применяется в динамично развивающихся отраслях, быстро растущих рынках. Рост может быть внутренним и внешним. Внутренний – за счет расширения ассортимента товаров и услуг, внешний – за счет горизонтальных и вертикальных слияний.

   3. Стратегия сокращения: 1) ликвидация 2) отсечение лишнего 3) переориентация.

   4. Комбинированная стратегия в многопрофильных диверсифицированных орг-х, когда предприятие представляет собой совокупность многих произв-тв. Руководители кот. поддерживают баланс м/д ними путем увеличения инвестиций в других.

   Оценка стратегических альтернатив

Два критерия количественный и качественный. Преобладает количественный.

   Количественный – доля рынка, объем продаж, уровень затрат и эффективности производства, чистой прибыли, уровень стоимости акций в сравнении с прошлым периодом и т.д.

   Качественный – сокращение и ликвидация рабо­чих мест, конкурентоспособность товаров, имидж товаров фирм и самой фирмы, текучесть кадров, % привлечения и сохранения высококвалифицирован­ного персонала, удовлетворенность работников.