Содержание

Введение.. 3

Задание 1. 5

Задание 2. 10

Задание 3. 12

Практическая задача. 12

Ситуационное задание. 14

Список литературы... 15


Введение

Как известно, Международные стандарты бухгалтерского учета (IAS) носят в основном рекомендательный характер и страны могут самостоятельно принимать решения об их использовании. Но поскольку IAS являются, по сути дела, обобщенной практикой учета наиболее развитых учетных систем в мире (американской и европейской), то совершенно очевидно, что их слепое копирование может оказать и негативное влияние на национальную практику бухгалтерского учета.

Поэтому принципиальной основой перехода на международные стандарты является признание общих Принципов подготовки и составления финансовой отчетности. Данные Принципы сформулированы в виде отдельного документа, который не является стандартом и не содержит обязательных требований и рекомендаций. Если какие-либо положения международных стандартов противоречат Принципам, то применяются положения стандарта. В то же время, по мнению Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности (IASC), при разработке будущих и пересмотре существующих стандартов число расхождений будет уменьшаться.

В соответствии с указанными Принципами цель финансовой отчетности состоит в предоставлении информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации. Эта информация необходима широкому кругу пользователей при принятии экономических решений. К пользователям финансовой отчетности Принципы относят инвесторов, сотрудников, кредиторов, поставщиков и клиентов, правительства, государственные и общественные организации. Поэтому важной проблемой подготовки финансовой отчетности хозяйствующими субъектами является определение различий между категориями учета и отчетности в тех случаях, когда вместо международных используются национальные стандарты бухгалтерского учета или когда такие стандарты не полностью соответствуют IAS. Это обусловлено, прежде всего, различиями в уровнях раскрытия информации в финансовой отчетности, бухгалтерских балансах, Отчетах о прибылях и убытках и в Отчетах об изменениях финансового положения, а также различиями, связанными с проводимой учетной политикой.

В этой связи следует отметить, что существуют определенные различия между экономической информацией, представляемой в зарубежных системах бухгалтерского учета для внешнего и внутреннего использования. Внутренний учет охватывает все виды учетной информации, которая обрабатывается и передается для внутреннего пользования руководством данного хозяйствующего субъекта. Его цель - обеспечить информацией руководителей, ответственных за достижение конкретных производственных показателей.

В этой связи целью данной контрольной работы является получение практических навыков работы с международными и национальными стандартами финансовой отчетности. Для достижения поставленной цели предполагается провести сравнительный анализ международного стандарта финансовой отчетности МСФО 23 «Затраты по займам» с его Российским аналогом ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию». Так же предполагается решение двух задач и ответ на ситуационную задачу.

Задание 1

Вариант №6

МСФО №23 «Затраты по займам»

ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию»


Цель реформирования системы бухгалтерского учета- приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

Задачи реформы заключаются в следующем:[1]

§  Сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;

§  Обеспечить увязку реформы с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

§  Оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности реформа будет проводиться по следующим основаниям:

ü Совершенствование нормативного - правового регулирования;

ü Формирование нормативной базы (стандарты);

ü Методическое обеспечение;

ü Кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);

ü Международное сотрудничество.

Цель нормативного регулирования бухгалтерского учета будет состоять в обеспечении доступа всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности хозяйствующего субъекта.

Будет обеспечена непротиворечивость российской системы бухгалтерского учета общепризнанным в мире подходам к ведению бухгалтерского учета, сформирована модель сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета приведены процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией, пересмотрены допустимые способы оценки имущества и обязательств, созданы механизмы обеспечения открытости (публичности) бухгалтерской отчетности.

IAS (International Accounting Standards) - международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), принятые Международным комитетом по стандартам учета и отчетности. В IAS содержатся общие методологические основы бухгалтерского учета и принципы (стандарты) составления финансовой отчетности. Под международной системой бухгалтерского учета (МСБУ) в данной статье понимается совокупность стандартов IAS.

GAAP (Generally Accepted Accounting Principles) - общепринятые принципы бухгалтерского учета, действующие в США. В GAAP подробно описаны механизмы бухгалтерского учета. В целом GAAP соответствует IAS.

Несмотря на то что иностранные инвесторы часто запрашивают у российских компаний бухгалтерскую отчетность, сформулированную согласно GAAP, нас интересует соответствие РСБУ именно IAS, так как особенности GAAP связаны со спецификой американской национальной системы бухгалтерского учета. Эти особенности не являются предметом стандартизации IAS и, значит, не обязательно должны быть описаны в российской системе бухгалтерского учета (РСБУ).

Затраты по займам подробно рассматриваются МСФО (IAS) 23. Согласно основному варианту учета, затраты по займам признаются в качестве расходов по мере их возникновения. Допускается альтернативный метод учета, предусматривающий капитализацию затрат по займам, непосредственно связанных с приобретением, строительством или производством квалифицируемого актива. Затратами по займу являются проценты и другие затраты, понесенные компанией в связи с получением заемных средств.

Затраты по займам могут включать:[2]

1. Проценты по банковским овердрафтам и краткосрочным и долгосрочным займам;

2. Постепенное списание, называемое иногда амортизацией доходов и расходов, полученных в результате эмиссии облигаций;

3. Постепенное списание дополнительных затрат, понесенных в связи с организацией получения ссуды.

4. Финансовые выплаты в рамках финансового лизинга

5. Курсовые разницы, возникающие в результате получения займов в иностранной валюте, связанные с затратами на выплату процентов.

В соответствии с ПБУ 15/01 затраты, связанные с получением и использованием займов и кредитов, включают:[3]

проценты, причитающиеся к оплате заимодавцам и кредиторам по полученным от них займам и кредитам;

проценты, дисконт по причитающимся к оплате векселям и облигациям;

дополнительные затраты, произведенные в связи с получением займов и кредитов, выпуском и размещением заемных обязательств;

курсовые и суммовые разницы, относящиеся на причитающиеся к оплате проценты по займам и кредитам, полученным и выраженным в иностранной валюте или условных денежных единицах, образующиеся начиная с момента начисления процентов по условиям договора до их фактического погашения (перечисления).

Затраты по полученным займам и кредитам должны признаваться расходами того периода, в котором они произведены, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива.

Для целей ПБУ 15/01 под инвестиционным активом понимается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует значительного времени.

Затраты, связанные с получением и использованием займов и кредитов, включают:

В целях МСФО 23 «Учет затрат по займам» финансовая отчетность должна раскрывать:[4]

1.     Учетную политику, принятую для затрат по займам;

2.     Сумму затрат по займам, капитализированную в течение периода;

3.     Ставку капитализации, использованную для определения величины затрат по займам, разрешенной для капитализации.

В соответствии с ПБУ 15/01 в составе информации об учетной политике организации необходимо наличие как минимум следующих данных:[5]

о переводе долгосрочной задолженности в краткосрочную;

о составе и порядке списания дополнительных затрат по займам;

о выборе способов начисления и распределения причитающихся доходов по заемным обязательствам;

о порядке учета доходов от временного вложения заемных средств.

В бухгалтерской отчетности организации должна отражаться информация:

о наличии и изменении величины задолженности по основным видам займов, кредитов;

о величине, видах, сроках погашения выданных векселей и размещенных облигаций;

о сроках погашения основных видов займов, кредитов, других заемных обязательств;

о суммах затрат по займам и кредитам, включенных в операционные расходы и в стоимость инвестиционных активов;

о величине средневзвешенной ставки займов и кредитов (при ее применении).

Задание 2

Используя изложенную ниже информацию, составьте бухгалтерский баланс, отчет о прибыли и убытках ОАО «Сибтекстиль». Основной деятельностью ОАО «Сибтекстиль» является производство текстильных изделий. Место регистрации – Россия, г. Новосибирск. Адрес – 630049, г.Новосибирск, пер. Нахимова,12.

Данные для отчетности ОАО «Сибтекстиль» за 20ХХг.:

руб.

Показатели

Вариант 6

Выручка от реализации

1 890,000

Себестоимость реализованной продукции

530,000

Общие и административные расходы

430,000

Налог на прибыль

88,000

Износ основных средств

150,000

Расходы денежных средств на приобретение земли

80,000

Поступление денежных средств от продажи земли

130,000

Счета к получению

390,000

Денежные средства

170,000

Товарно-материальные запасы

280,000

Краткосрочные ценные бумаги

260,000

Основные средства

307,000

Собственный капитал

210,000

Расходы будущих периодов

165,000

Кредиторская задолженность

320,000


Решение:

Составим актив баланса (по МСФО):

Активы


Пассивы


Денежные средства и их эквиваленты

170000

Торговля и другая кредиторская задолженность

320000

Дебиторская задолженность

390000

Нераспределенная прибыль

727 000

Запасы

280000

Выпущенный акционерный капитал

210000

Финансовые активы

260000



Основные средства

157000



Итого

1 257 000


1 257 000


Отчет о прибылях и убытках


Оборот по реализации (продажам)

1890 000

Себестоимость реализованной продукции

(530000)

Валовая операционная прибыль

1360 000

Управленческие расходы

(430 000)

 Доход от основной деятельности

555000

Доход от прочих инвестиций в основной капитал

260000

Прибыль от обычной деятельности до вычета налогов

815000

Налог с прибыли от обычной деятельности

(88000)

Нераспределенная прибыль за год

727 000

        

То есть, нераспределенная прибыль по отчету о прибылях и убытках сходится с суммой нераспределенной прибыли, показываемой в балансе.


Задание 3

Практическая задача

Компания приобрела грузовой автомобиль, который уже использовался в работе на другом предприятии, за $45,000. прежде, чем использовать автомобиль, необходимо было заменить шины, цена $1,800, произвести регулировку и  ремонт мотора, стоимость - $2,800 и заправить топливом на сумму $150. Предполагается, что автомобиль будет использоваться в течение 7 лет, ликвидационная стоимость в конце срока полезного использования составит $3,000.

Определите первоначальную и амортизируемую стоимость автомобиля. Рассчитайте сумму начисленного износа за второй год работы при использовании линейного способа и способа удвоенного уменьшающегося остатка.

Решение:

Первоначальная стоимость автомобиля будет определяться, как сумма всех расходов по его приобретению. Затраты по ремонту автомобиля увеличивают его первоначальную стоимость. Заправка автомобиля топливом относится к обслуживанию автомобиля по статье ГСМ и в стоимость автомобиля не включается, таким образом, первоначальная стоимость автомобиля составит:

45 + 1,8 + 2,8 = 49,6 $ - первоначальная стоимость автомобиля.

Амортизационная стоимость автомобиля определятся, как первоначальная стоимость автомобиля за минусом предполагаемой ликвидационной стоимости.

49,6 – 3 = 46,6 $ - амортизируемая стоимость автомобиля.

Определим сумму амортизации: линейным методом

1/(7*12) *100 = 1,19% - норма амортизации.

(46,6 * 1,19%) * 12 = 6,65 $- сумма амортизации за второй год эксплуатации (при линейном методе амортизации)

Поскольку линейная норма составляла 14,29 процента (100%:7 лет), для применения метода уменьшаемого остатка ежегодно исчислять 28,58 процентов (14,29% х 2) от остаточной стоимости. В этом случае сумма амортизации по годам будет рассчитана следующим образом:

Годы

Первоначальная стоимость, руб.

Годовая сумма   амортизации, руб.

Накопленная  амортизация  на конец года, руб.

Остаточная  стоимость  на конец года, руб.

1-й

46,6   

13,32 (46,6 х 28,58%)

13,32

33,28

2-й

46,6

9,51 (33,28 х 28,58%)

22,83

23,77



Ситуационное задание

Определите, является ли следующая операция прекращаемой деятельностью. Поясните свой ответ.

Руководство компании на семи заседаниях обсуждало необходимость или ее отсутствие  ликвидировать один из своих сегментов (спортивная обувь). Компания не может прийти к окончательному решению о том, продолжать ли деятельность компании в этом сегменте. Однако на последнем заседании было решено ликвидировать, по крайней мере, некоторые из предприятий в сегменте спортивной одежды в текущем году. В следующем году, вероятно, будут ликвидированы еще несколько предприятий этого сегмента.

Решение:

В соответствии с МСФО-35, прекращаемая деятельность – относительно значимая часть организации (производство, хозяйственный или географический сегмент, завод или коммерческая структура и т.п.), которую данная организация решила продать либо целиком, либо по частям, либо иным путем крупных активов прекращаемая деятельность представляет несомненный интерес для пользователей финансовой отчетности.

Первоначальное раскрытие информации по каждому факту прекращаемой деятельности должно проводиться раньше самого ее прекращения, а именно тогда, когда принят и объявлен подробный формальный план по прекращению деятельности в определенном секторе. Раскрытие информации продолжается во всех отчетных периодах до полного окончания операций по прекращению деятельности в данном секторе.

Так как окончательное решение о ликвидации сегмента не принято (не разработан план ликвидации), то данную ситуацию нельзя считать прекращаемой деятельностью.

Список литературы

1.                         Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию»

2.                         МСФО №23 «Затраты по займам»

3.                         Булатов М.А. Стандарты бухгалтерского учета в схемах – М.: Экзамен, 2003 – 240 с.

4.                         Палий В.Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности – М.: ИНФРА-М, 2003 – 472 с.

5.                         Пучкова С.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002 – 272 с.



[1] Пучкова С.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002 – с.19


[2] МСФО №23 «Затраты по займам»


[3] Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию»


[4] МСФО №23 «Затраты по займам»


[5] Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию»