Министерство образования и науки Российской Федерации
Новосибирская государственная академия экономики и управления
Кафедра бухгалтерского учета
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Наименование специальности
Учебная дисциплина
Номер группы
Фамилия, имя, отчество студента
Номер зачетной книжки
Номер варианта контрольной работы
Дата регистрации институтом « » 200 г.
Дата регистрации кафедрой « » 200 г.
Проверил:
ОЦЕНОЧНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Количество баллов |
Задание № 1 |
Задание № 2 |
Задание № 3 |
Итого по 100 балльной шкале |
Заключение («зачтено» или «не зачтено») |
Подпись преподавателя |
|
|
|
|
|
|
План
Введение. 3
1.Нормативные требования к организации налогового учета для исчисления налога на добавленную стоимость. 4
1.1.Способы налогового учета, определяющие процедуру ведения налогового учета. 4
1.2.Нормативные требования к документам, являющимся результатами налогового учета по НДС: первичным учетным документам, регистрам налогового учета, формам налоговой отчетности 5
1.3.Оценка степени интеграции бухгалтерского и налогового учета по НДС.. 9
2.Взаимосвязь бухгалтерского (финансового) и налогового учета по налогу на прибыль по кругу операций, связанных с осуществлением расходов на рекламу. 10
2.1.Изложение основных методических способов бухгалтерского и налогового учета расходов на рекламу. 10
2.2.Перечень вариантных способов бухгалтерского и налогового учета, подлежащих раскрытию в учетной политике организации. 13
2.3.Выводы о степени расхождения бухгалтерского и налогового учета. 14
3.Ситуационные (практические) задачи. 16
Приложение. 17
Список литературы.. 18
Введение
Дипломированный специалист непосредственно должен владеть необходимыми знаниями в области всех ранее изученных дисциплин, включая «Налоговый учет». Но в большей степени способствуют подготовке выпускников по специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» следующие дисциплины:
- «Правоведение» - является фундаментом знаний, необходимых в дальнейшем для работы с нормативными и законодательными актами. Дипломированный специалист постоянно должен следить за изменениями в законодательстве, поскольку нормативные и законодательные документы являются основой его деятельности;
- «Теория бухгалтерского учета», «Бухгалтерский (финансовый) учет» - изучение данных дисциплин позволит специалисту выполнять работы по учету наличия и движения активов, обязательств и капитала хозяйствующего субъекта и определению результатов его хозяйственной деятельности;
- «Аудит», «Основы аудита», «Практический аудит» - изучение этих дисциплин способствует формированию знаний и умений практического применения принципов и правил аудита основных хозяйственных операций;
- «Менеджмент», «Экономический анализ» - при реализации знаний и умений в практической деятельности специалист должен уметь аналитически обрабатывать учетную и отчетную информацию с целью принятия хозяйственных решений и получения оценки эффективности функционирования объектов.
В целом на формирование знаний, умений и навыков, необходимых для успешного освоения курса «Налоговый учет» направлены дисциплины «Налоги и налогообложение» и «Теория бухгалтерского учета». Для осуществления налогового учета, прежде всего, необходимо знать, какие существуют налоги, какие у каждого налога особенности, кто является плательщиками того или иного налога, процедуру налогообложения в целом. Поскольку налоговый учет взаимосвязан с бухгалтерским учетом, то необходимы знания и умения, полученные при изучении курса «Теория бухгалтерского учета»: что относится к доходам и расходам организации, их классификация, виды имущества и обязательств, способы и порядок ведения учета доходов и расходов, виды первичных документов и регистров учета и т.д.
Если рассматривать дисциплины, изучение которых направлено на формирование знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения данной контрольной работы, то к ним можно отнести также указанные выше дисциплины. (См. Приложение)
1.Нормативные требования к организации налогового учета для исчисления
налога на добавленную стоимость
1.1.Способы налогового учета, определяющие процедуру ведения налогового учета
Налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ (ст.313 НК РФ).
В отличие от бухгалтерского учета, где правила ведения учета имущества, доходов и расходов регламентированы соответствующими ПБУ и Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, для ведения налогового учета не установлены жесткие стандарты. Налоговый кодекс РФ предоставляет налогоплательщику право самостоятельно разработать систему налогового учета в соответствии с его целью, которая состоит в формировании полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций и в обеспечении пользователей информацией для контроля правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога. При этом должен быть соблюден принцип последовательности применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому.
Возможны три способа ведения налогового учета:
1.Создание автономной системы налогового учета, не связанной с бухгалтерским учетом. При этом каждая хозяйственная операция отражается в соответствующем регистре налогового учета. Использование такой системы налогового учета приведет к значительному увеличению расходов на ведение учета, поскольку одни и те же операции будут фиксироваться дважды: в налоговом и бухгалтерском учете;
2.Создание системы налогового учета на основании данных бухгалтерского учета. Этот способ менее трудоемок и, следовательно, более целесообразен для применения. Он согласуется с нормами статьи 313 НК РФ. Данная статья устанавливает, что исчисление налоговой базы по итогам каждого отчетного (налогового) периода производится на основе данных налогового учета, если главы 25 НК РФ предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка, установленного правилами бухгалтерского учета. Отсюда можно сделать вывод, что в тех случаях, когда правила налогового и бухгалтерского учета совпадают, исчисление налоговой базы можно проводить на основе данных бухгалтерского учета. [4.-С.25]
3.Унификация бухгалтерского и налогового учета. Данный способ кажется привлекательным, и причина этого не только в том, что организация может сэкономить ресурсы, но и в том, что бухгалтерский учет является сбалансированной, проверенной временем системой. Использование бухгалтерской системы сводит к минимуму технические ошибки, потерю информации и т.п. Однако использование этой системы имеет существенные недостатки:
- различия в методах расчета и оценки объектов учета таковы, что практически обеспечить полную идентичность систем бухгалтерского и налогового учета, если и возможно, то на очень незначительном числе предприятий;
- стремление к унификации методов бухгалтерского и налогового учета мешает предприятию использовать те возможности, которые предоставляет Налоговый кодекс для осуществления эффективного налогового планирования. [7.-С.118]
Рассмотрев способы ведения налогового учета, можно сделать вывод, что наиболее оправданным на современном этапе представляется второй способ ведения налогового учета. Использование этого способа оказывается рациональным еще и потому, что он является наиболее легко трансформируемым. Различия в бухгалтерском и налоговом учете будут и далее увеличиваться, но налогоплательщику придется лишь постепенно изменять те участки бухгалтерского учета, которые не смогут обеспечивать расчета налогооблагаемой базы.
1.2.Нормативные требования к документам, являющимся результатами налогового учета по НДС: первичным учетным документам, регистрам налогового учета,
формам налоговой отчетности
Подтверждением данных налогового учета являются:
- первичные учетные документы;
- аналитические регистры налогового учета;
- расчет налоговой базы. (Ст.313 НК РФ)
Первичным учетным документом по НДС является счет-фактура. Согласно п.1 ст.169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению.
При оформлении счетов-фактур, предъявляемых покупателям на реализуемые товары (работы, услуги), сумма НДС выделяется отдельной строкой. При отгрузке товаров, оказании услуг, выполнении работ, не являющихся объектом налогообложения, счета-фактуры выписываются без выделения суммы налога, на них также делается надпись или ставится штамп «Без налога на добавленную стоимость».
Налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с гл.21 НК РФ, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 НК РФ.
Счета-фактуры не составляются налогоплательщиками по операциям реализации ценных бумаг (за исключением брокерских и посреднических услуг), а также банками, страховыми организациями и негосударственными пенсионными фондами по операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения) в соответствии со статьей149 НК РФ.
Согласно статье169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны:
1) порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;
2) наименование, адрес и идентификационный номер налогоплательщика и покупателя;
3) наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;
4) номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);
5) наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);
6) количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания);
7) цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;
8) стоимость товаров (работ, услуг) за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без налога;
9) сумма акциза по подакцизным товарам;
10) налоговая ставка;
11) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;
12) стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) с учетом суммы налога;
13) страна происхождения товара;
14) номер грузовой таможенной декларации.
Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным исполнительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого предпринимателя.
Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, изложенного выше, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
В случае, если по условиям сделки обязательство выражено в иностранной валюте, то суммы, указываемые в счете-фактуре, могут быть выражены в иностранной валюте.
В отличие от других налогов, по налогу на добавленную стоимость плательщик не должен разрабатывать основные налоговые регистры. Состав показателей регистров и их формы установлены централизованно. В этом заключается особенность налогового учета по НДС. Аналитическими регистрами налогового учета являются книга продаж и книга покупок.
Покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке.
Счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты (в том числе за наличный расчет) и принятия на учет приобретаемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
При частичной оплате принятых на учет товаров (выполненных работ, оказанных услуг) регистрация счета-фактуры в книге покупок производится на каждую сумму, перечисленную продавцу в порядке частичной оплаты, с указанием реквизитов счета-фактуры по приобретенным товарам (выполненным работам, оказанным услугам) и пометкой у каждой суммы "частичная оплата".
Регистрация в книге покупок счетов-фактур с одинаковыми реквизитами допускается только в случаях перечисления средств в порядке частичной оплаты.
При приобретении основных средств и (или) нематериальных активов регистрация счета-фактуры в книге покупок производится в полном объеме после принятия на учет основных средств и (или) нематериальных активов.
При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в книге покупок регистрируются таможенная декларация на ввозимые товары и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату таможенному органу налога на добавленную стоимость.
При приобретении услуг по найму жилых помещений в период служебной командировки работников и услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно, включая услуги по предоставлению в пользование в поездах постельных принадлежностей, основанием для регистрации счетов-фактур в книге покупок являются заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности (или их копии) с выделенной отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.
В книге покупок не регистрируются счета-фактуры, полученные:
- при безвозмездной передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг), включая основные средства и нематериальные активы;
- участником биржи (брокером) при осуществлении операций купли-продажи иностранной валюты, ценных бумаг;
- комиссионером (агентом) от комитента (принципала) по переданным для реализации товарам либо от продавца товаров, выписанные на имя комиссионера (агента).
Покупатели, перечисляющие денежные средства продавцу в виде авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), счета-фактуры по этим средствам в книге покупок не регистрируют.
Счета-фактуры, выписанные и зарегистрированные продавцами в книге продаж при получении авансов или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), регистрируются ими в книге покупок при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) в счет полученных авансов или иных платежей с указанием соответствующей суммы налога на добавленную стоимость.
Счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения, не могут регистрироваться в книге покупок.
Книга покупок должна быть прошнурована, а ее страницы пронумерованы и скреплены печатью.
Контроль за правильностью ведения книги покупок осуществляется руководителем организации или уполномоченным им лицом.
Книга покупок хранится у покупателя в течение полных 5 лет с даты последней записи.
Продавцы ведут книгу продаж, предназначенную для регистрации счетов-фактур (контрольных лент контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) населению), составляемых продавцом при совершении операций, признаваемых объектами, которые облагаются налогом на добавленную стоимость, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).
Счета-фактуры, выданные продавцами при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) организациям и индивидуальным предпринимателям за наличный расчет, подлежат регистрации в книге продаж. При этом показания контрольных лент контрольно-кассовой техники регистрируются в книге продаж без учета сумм, указанных в соответствующих счетах-фактурах.
Регистрация счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство.
При получении денежных средств в виде авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) продавцом составляется счет-фактура, который регистрируется в книге продаж.
Счета-фактуры, выписанные в одном экземпляре получателем финансовой помощи, денежных средств на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой товаров (выполнения работ, оказания услуг), процентов по векселям, процентов по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств, регистрируются в книге продаж.
В случае частичной оплаты за отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги) при принятии учетной политики для целей налогообложения по мере поступления денежных средств регистрация продавцом счета-фактуры в книге продаж производится на каждую сумму, поступившую в порядке частичной оплаты, с указанием реквизитов счета-фактуры по этим отгруженным товарам (выполненным работам, оказанным услугам) и пометкой по каждой сумме "частичная оплата".
Регистрация счетов-фактур с одинаковыми реквизитами в книге продаж у продавца допускается только в случаях поступления средств в порядке частичной оплаты, а также отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) под полученную сумму авансовых или иных платежей с соответствующей корректировкой (зачетом) ранее начисленных сумм налога по платежу.
Продавцы, выполняющие работы и оказывающие платные услуги непосредственно населению без применения контрольно-кассовой техники, но с выдачей документов строгой отчетности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, регистрируют в книге продаж вместо счетов-фактур документы строгой отчетности, утвержденные в установленном порядке и выданные покупателям, либо суммарные данные документов строгой отчетности на основании описи, составленной по итогам продаж за календарный месяц.
Биржи при совершении операций по купле-продаже иностранной валюты или ценных бумаг регистрируют в книге продаж счета-фактуры, выписанные каждому участнику торгов (брокеру, дилеру) на сумму взимаемого биржей комиссионного вознаграждения.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг - брокеры при осуществлении на бирже операций по купле-продаже ценных бумаг от своего имени, но за счет и по поручению клиента в книге продаж регистрируют счета-фактуры только в части стоимости собственной услуги.
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица по договорам поручения, комиссии либо агентским договорам, регистрируют в книге продаж счета-фактуры, выставленные доверителю, комитенту или принципалу на сумму своего вознаграждения.
Книга продаж должна быть прошнурована, а ее страницы пронумерованы и скреплены печатью.
Контроль за правильностью ведения книги продаж осуществляется руководителем организации или уполномоченным им лицом.
Книга продаж хранится у поставщика в течение полных 5 лет с даты последней записи.
Утвержденная форма книги продаж позволяет в соответствии с требованиями ст.166 НК РФ организовать раздельный учет и получить общую сумму налога "в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз". Однако эта форма налогового регистра не дает возможности заполнить все необходимые строки налоговой декларации, связанные с определением общей суммы налога.
В отличие от книги продаж книга покупок не позволяет получить информацию, требуемую для раздельного учета. Поэтому при организации раздельного учета налогоплательщику нецелесообразно ограничиваться только установленными формами регистров, следует расширить их состав.
Плательщики НДС должны заполнять и предоставлять в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость. Налоговые декларации по НДС представляются в налоговые органы в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п.5 ст.174 НК РФ).
Обязанность по предоставлению налоговых деклараций по НДС возложена на всех налогоплательщиков, в том числе на налоговых агентов, вне зависимости от наличия или отсутствия хозяйственных операций за отчетный налоговый период, а в отдельных случаях на лиц, не являющихся налогоплательщиками НДС (освобожденных от исполнения обязанности налогоплательщика).
При отсутствии объектов обложения НДС декларация представляется налогоплательщиками за налоговый период, установленный п.2 ст.163 НК РФ, т.е. ежеквартально.
Налоговая декларация по НДС состоит из:
- титульного листа;
- раздела 1.1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика";
- раздела 1.2 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента"
- раздела 2.1 "Расчет общей суммы налога"
- раздела 2.2 "Расчет суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом"
- раздела 3 " Расчет суммы налога по операциям с хозяйствующими субъектами Республики Беларусь, а также государств-участников СНГ (в отношении нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа)"
- раздела 4 "Операции по реализации товаров (работ, услуг), связанных с погашением (списанием) дебиторской задолженности за ранее отгруженные товары (работы, услуги)"
- раздела 5 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)"
- раздела 6 "Операции, не признаваемые объектом налогообложения, а также операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ".
Титульный лист декларации заполняют все налогоплательщики, в том числе налоговые агенты. Налогоплательщики, одновременно являющиеся налоговыми агентами, титульный лист заполняют в одном экземпляре.
Разделы 1.1 и 1.2 не имеют аналога в прежней форме декларации – они появились впервые и необходимы для отражения итоговых показателей. Это позволит своевременно отражать в лицевых счетах налогоплательщиков данные о суммах НДС, подлежащих уплате в бюджет, по данным налогоплательщика и налогового агента. Разделы 1.1 и 1.2 заполняются в последнюю очередь.
При выставлении покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога организации и индивидуальные предприниматели, не являющиеся плательщиками НДС в связи с переходом на упрощенную систему налогообложения или на систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей, а также на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, представляют раздел 1.1 декларации.
Организации и индивидуальные предприниматели, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога в соответствии со статьей 145 НК РФ, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога представляют раздел 1.1 декларации, а в случае осуществления ими операций, предусмотренных статьей 161 НК РФ, представляют раздел 1.2 декларации.
Достоверность и полнота сведений, указанных в разделах 1.1 и 1.2 декларации, подтверждается подписью налогоплательщика с указанием даты подписания.
В разделе 2.1 при определении налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценных бумаг.
Раздел 2.2 заполняют налогоплательщики, исполняющие обязанности налогового агента, т.е. лица на которое возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налога на добавленную стоимость.
Разделы 3, 4, 5 и 6 декларации заполняются "справочно". Суммы, указанные в данных приложениях, не учитываются при расчете суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.
При заполнении титульного листа и каждого раздела налоговой декларации указываются ИНН и КПП налогоплательщика, порядковый номер страницы. Нумерация страниц осуществляется сквозным методом с титульного листа, вне зависимости от заполняемых разделов. [5.-С.29]
1.3.Оценка степени интеграции бухгалтерского и налогового учета по НДС
Можно сделать вывод о высокой степени интеграции бухгалтерского и налогового учета на уровне первичных учетных документов и регистров учета, поскольку в информационной базе налогового учета значительное место занимают данные, содержащиеся в первичных документах и регистрах бухгалтерского учета.
Счет-фактура является важнейшим первичным документом налогового учета, в котором регистрируется каждая операция по реализации товаров (работ, услуг) как облагаемых, так и не облагаемых налогом.
Как было отмечено выше, плательщик налога на добавленную стоимость самостоятельно не разрабатывает основные аналитические регистры, служащие подтверждением данных налогового учета, а использует регистры бухгалтерского учета – книгу покупок и книгу продаж. Ведение книги покупок и книги продаж устанавливает связь между счетами-фактурами, налоговыми регистрами и налоговой декларацией, упрощает процесс заполнения налоговой декларации, который сводится к перенесению сводных данных из каждого регистра в соответствующие графы и строки налоговой декларации.
Тем не менее, поскольку в книге покупок отсутствует классификация счетов-фактур по направлению вычета, которая необходима для заполнения налоговой декларации, то плательщики налога вынуждены разработать форму налогового регистра, которая позволяет заполнить в налоговой декларации подраздел «Налоговые вычеты».
2.Взаимосвязь бухгалтерского (финансового) и налогового учета по налогу на прибыль по кругу операций, связанных с осуществлением расходов на рекламу
Основным нормативным документом, регулирующим отношения, возникающие в процессе получения рекламных услуг, является Федеральный закон от 18.07.1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе».
Реклама – это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств массовой информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому или юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний (ст.2 закона № 108-ФЗ).
Установлено, что к расходам на рекламу относятся:
- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, оформлении витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и/или о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании и др.
Организации могут разрабатывать и изготавливать рекламу хозяйственным способом, т.е. собственными силами, или подрядным способом, т.е. силами сторонних организаций, оказывающих рекламные услуги.
В последнем случае организация должна заключить договор на оказание рекламных услуг со сторонней организацией. При заключении договора на оказание рекламных услуг стороны самостоятельно определяют предмет договора, под которым подразумевается описание объекта рекламы, вид (способ) рекламы, время проведения рекламного мероприятия, указываются обязанности и ответственности сторон, порядок оплаты выполненных работ, срок действия договора.
2.1.Изложение основных методических способов бухгалтерского и налогового учета
расходов на рекламу
Для целей бухгалтерского учета расходы на рекламу в соответствии с п.5 и п.8 ПБУ 10/99 «Расходы организации» относятся к расходам по обычным видам деятельности по элементу «Прочие затраты».
В соответствии с пунктом 18 ПБУ 10/99 расходы по обычным видам деятельности признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
Расходы на рекламу связаны со сбытом продукции (товаров, работ, услуг) и поэтому относятся к коммерческим расходам.
В соответствии с пунктом 9 ПБУ 10/99 коммерческие расходы могут признаваться в себестоимости проданной продукции (товаров, работ, услуг) полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.
Включение расходов на рекламу в себестоимость продукции разрешается только при наличии оправдательных первичных документов, в том числе документов, подтверждающих фактическое размещение рекламы. К таким документам относятся платежные поручения, выписки банка по расчетному счету, расходные кассовые ордера, квитанции к приходно-кассовым ордерам, авансовые отчеты, договоры со сторонними организациями на оказание рекламных услуг, акт об исполнении рекламных услуг, счета-фактуры и др.
Расходы на рекламу, относящиеся к текущему периоду, отражаются по дебету счета 44 «Расходы на продажу» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
НДС, уплаченный от суммы расходов на рекламу, отражается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и кредиту счета 60.
После оказания рекламных услуг уплаченная сумма НДС может быть предъявлена на основании счетов-фактур, выставленных поставщиками рекламных услуг, и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС.
Расходы на рекламу участвуют в формировании финансового результата организации за отчетный период. При формировании финансового результата за отчетный период указанные расходы совместно с другими расходами на продажу списываются в дебет счета 90 «Продажи» (субсчет 90-2 «Себестоимость продаж»).
Отдельные расходы на рекламу могут быть отражены в бухгалтерском учете следующим образом.
Например, на основании пунктов 2, 16-22 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» списание стоимости товаров, использованных на цели рекламы торговой организацией, отражается в учете следующими записями: Дебет 44 «Расходы на продажу» (субсчет «Расходы на рекламу») / Кредит 41 «Товары» - отражено списание стоимости товаров, использованных на цели рекламы при сбыте товаров.
Аналогичное списание стоимости готовой продукции, использованной на цели рекламы производственной организацией, отражается: Дебет 44 «Расходы на продажу» (субсчет «Расходы на рекламу») / Кредит 43 «Готовая продукция» - включена в расходы на продажу стоимость готовой продукции, использованной на цели рекламы при сбыте продукции.
В случае если организацией были произведены расходы на рекламу, относящиеся к будущим отчетным периодам (например, произведена полная оплата за использование в течение шести месяцев рекламного щита для рекламы своей продукции), то эти затраты сначала отражаются по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов».
Затем расходы на рекламу, учтенные как расходы будущих периодов, ежемесячно списываются в течение периода, к которому они относятся.
Списание указанных расходов на расходы по обычным видам деятельности отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 97 «Расходы будущих периодов» в корреспонденции с дебетом счета 44 «Расходы на продажу».
Списание расходов будущих периодов может осуществляться либо путем равномерного списания этих расходов в течение всего периода, к которому они относятся, либо путем списания расходов пропорционально объему продукции и т.п. [9.-С.196]
Расходы на рекламу, обусловленные выполнением рекламных работ собственными силами, предварительно должны рассматриваться как производственные и формироваться на счете 23 «Вспомогательные производства». После фактического размещения изготовленной рекламы расходы на рекламу должны найти свое отражение в составе расходов на продажу.
В соответствии с пп.28 п.1 ст.264 НК РФ расходы на рекламу учитываются для целей налогообложения прибыли и относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
В соответствии с п.4 ст.264 НК РФ для целей налогообложения расходы по отдельным видам рекламы признаются в пределах норм.
Согласно п.4 ст.264 НК РФ в перечень ненормируемых расходов на рекламу включены:
- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, оформлении витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и/или о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
В перечень нормируемых расходов на рекламу включены:
- расходы организации на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний;
- расходы на все иные виды рекламы, не указанные в абзацах 2-4 п.4 ст.264 НК РФ.
Например, к иным видам рекламы могут относиться участие организации в конференции, в программе которой предусмотрено выступление ее представителей с докладом о деятельности организации, носящим рекламный характер, затраты на проведение презентаций, расходы на изготовление визитных карточек (если они содержат информацию о характере деятельности организации, выпускаемых или реализуемых товарах, работах, услугах).
Указанные нормируемые расходы на рекламу, осуществленные организацией в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст.249 НК РФ.
Для целей нормирования указанные расходы определяются нарастающим итогом по окончании налогового периода (отчетного года).
В соответствии с п.44 ст.270 НК РФ нормируемые расходы на рекламу в части, превышающей указанную выше предельную величину, а также расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, не учитываются для целей налогообложения прибыли.
На основании статьи 249 и п.1ст.248 НК РФ при исчислении базы для расчета предельного размера нормируемых видов рекламных расходов, учитывается выручка от реализации без учета сумм налога, предъявленных организацией покупателю товаров, работ, услуг, имущественных прав, т.е. без учета НДС и акцизов.
При этом следует иметь в виду, что выручка для целей исчисления данного норматива определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.
В соответствии с п.1 ст.272 НК РФ при признании расходов методом начисления расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и/или иной формы их оплаты.
В соответствии со статьей 318 НК РФ для организаций, применяющих метод начисления, расходы на рекламу в пределах установленных норм, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, признаются косвенными расходами и в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода.
В соответствии с п.2 ст.272 НК РФ для организаций, применяющих метод начисления, датой осуществления расходов на рекламу признается дата подписания акта приемки-передачи услуг (работ).
В соответствии со статьей 273 НК РФ для организаций, применяющих кассовый метод, расходы на рекламу признаются в налоговом учете только после их фактической оплаты.
Кроме того, при признании в налоговом учете организации расходов на рекламу необходимо, чтобы они были произведены для осуществления деятельности, направленной для получения дохода. [9.-С.199]
2.2.Перечень вариантных способов бухгалтерского и налогового учета, подлежащих
раскрытию в учетной политике организации
В бухгалтерском учете под учетной политикой понимается принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета, включающая первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущую группировку и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности. При формировании учетной политики организации в соответствии с ПБУ 1/98 в ней раскрывают способы начисления амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, незавершенного производства и готовой продукции (работ, услуг), доходов и расходов.
1.В учетной политике в целях бухгалтерского учета необходимо отразить информацию о том, что при разработке и изготовлении рекламы сторонними организациями расходы на рекламу первоначально относятся на счет 44 «Расходы на рекламу», а при изготовлении рекламы собственными силами – на счет 23 «Вспомогательные производства».
2.Расходы на рекламу, относящиеся к будущим отчетным периодам отражаются по счету 97 «Расходы будущих периодов». Расходы на рекламу, учтенные как расходы будущих периодов, ежемесячно списываются в течение периода, к которому они относятся.
3.Расходы на рекламу относятся к расходам по обычным видам деятельности по элементу «Прочие затраты» в соответствии с ПБУ 10/99, а расходы по обычным видам деятельности признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств.
4.Все расходы на рекламу учитываются в полном объеме.
В учетной политике для целей налогообложения организации необходимо отразить методику определения величин, формирующих налоговую базу (методологические приемы и способы налогового учета), и общий порядок ведения налогового учета (организационно-технические способы ведения налогового учета).
1.Необходимо определить метод признания расходов. Признание расходов на рекламу при методе начисления предполагает, что расходы признаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств. При кассовом методе расходы признаются затратами после их фактической оплаты.
2.Расходы на рекламу, осуществленные в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода. Расходы на рекламу, относящиеся к будущим отчетным периодам (например, произведена полная оплата за использование в течение шести месяцев рекламного щита для рекламы своей продукции) ежемесячно списываются в течение периода, к которому они относятся.
3.В учетной политике для целей налогообложения должна содержаться информация о том, что нормируемые расходы на рекламу, осуществленные организацией в течение отчетного (налогового) периода, признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации.
2.3.Выводы о степени расхождения бухгалтерского и налогового учета
В бухгалтерском учете расходы на рекламу, которые относятся к расходам по обычным видам деятельности по элементу «Прочие затраты», признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). В налоговом же учете расходы на рекламу, которые относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, признаются: при использования организациями метода начисления - в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и/или иной формы их оплаты; кассового метода - расходы на рекламу признаются в налоговом учете только после их фактической оплаты.
В налоговом учете отдельные расходы на рекламу принимаются в пределах установленных норм, а в бухгалтерском учете все расходы на рекламу, в том числе сверх установленных норм, учитываются в полном объеме.
В случае, когда произведенные организацией расходы отличаются от сумм расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли, возникает необходимость в применении ПБУ 18/02.
При превышении фактических расходов, учитываемых при формировании бухгалтерской прибыли (убытка), над расходами, принимаемыми для целей налогообложения прибыли, по которым имеются ограничения по расходам, в соответствии с пунктом 4 ПБУ 18/02 возникает постоянная разница.
Постоянная разница образуется за счет сверхнормативных расходов на рекламу, которые не учитываются при налогообложении прибыли как в отчетном, так и в последующих отчетных периодах, но полностью учитываются в бухгалтерском учете в отчетном периоде.
Размер расходов на рекламу, принимаемых при исчислении налога на прибыль, организации должны проверять в течение года – за каждый отчетный период, а также в целом за налоговый период.
Нормы расходов на рекламу организации рассчитываются нарастающим итогом с начала года, и не уточненные в одном отчетном периоде расходы на рекламу могут быть признаны в другом.
Тем не менее, в соответствии с ПБУ 18/02 сверхнормативные расходы – это всегда постоянная разница, которую при дальнейшем соблюдении норматива нужно будет погасить.
Если организация не укладывается в нормы расходов на рекламу по итогам налогового периода (текущий год), то в соответствии с пунктом 4 ПБУ 18/02 организация в таком случае должна признать в бухгалтерском учете постоянную разницу. Кроме того, в такой ситуации в бухгалтерском учете должна быть признана постоянная разница в виде суммы НДС, приходящейся на сверхнормативные расходы на рекламу.
Нормативы расходов на рекламу зависят от величины выручки от реализации, меняющейся в течение отчетного года. При неизбежном увеличении в следующем квартале величины выручки определенные в предыдущем квартале сверхнормативные расходы, признанные для целей расчета налога на прибыль в бухгалтерском учете постоянной разницей, необходимо будет корректировать, что противоречит смыслу, заложенному ПБУ 18/02 в понятие «постоянные разницы»
Постоянные разницы при формировании налогооблагаемой прибыли приводят к образованию постоянного налогового обязательства, под которым понимается сумма налога, которая приводит к увеличению налоговых платежей по налогу на прибыль в отчетном периоде (п.7 ПБУ 18/02).
Постоянное налоговое обязательство – это та составляющая текущего налога на прибыль, которая всегда присутствует в налоговом учете, но не может быть начислена прямо от величины бухгалтерской прибыли, так как возникает вследствие различий правил бухгалтерского и налогового учета в оценке и возможности признания расходов или их части, превышающей установленные налоговым законодательством предельно допустимые значения.
Постоянное налоговое обязательство позволяет перейти от условного расхода по налогу на прибыль, начисленному от величины бухгалтерской прибыли, непосредственно к текущему налогу на прибыль.
Текущий налог – это непосредственно налог на прибыль, отражаемый в декларации по налогу на прибыль за соответствующий отчетный (налоговый) период. Текущий налог на прибыль исчисляется исходя из бухгалтерской прибыли через расчет условного расхода по налогу на прибыль и его корректировки на постоянное налоговое обязательство, а также начисленные и погашенные в отчетном периоде отложенный налоговый актив и отложенное налоговое обязательство.
Под отложенным налоговым активом понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах (п.14 ПБУ 18/02).
Под отложенным налоговым обязательством понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах (п.15 ПБУ 18/02).
Для проверки правильности рассчитанного таким образом в бухгалтерском учете текущего налога на прибыль можно использовать другие показатели, формирование которых также предусмотрено ПБУ 18/02: исходя из бухгалтерской прибыли, но через ее корректировку на постоянные разницы, а также выявленные и погашенные в отчетном периоде вычитаемые и налогооблагаемые временные разницы.
Временные разницы – это доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль – в другом или других отчетных периодах (п.8 ПБУ 18/02).
3.Ситуационные (практические) задачи
Ситуационная задача 1
1.Сумма расходов ООО «Рекс», участвующих в формировании финансового результата деятельности организации за июль 2003 года.
НДС1 = Стоимость станка * расчетная ставка НДС = 96000 руб.*20/120 = 16000 руб.
НДС2 = Стоимость доставки * расчетная ставка НДС = 1200 руб.*20/120 = 200 руб.
(96000 - 16000) + (1200 - 200) = 81000 руб. – расходы, участвующие при формировании финансового результата
2.Сумма расходов ООО «Рекс», учитываемых при расчете налогооблагаемой базы по единому налогу (глава 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения») за июль 2003 года.
Стоимость станка + стоимость доставки = 96000+1200 = 97200 руб.
Ситуационная задача 2
Перечень видов расходов (в соответствии с условиями задачи) |
Расходы, учитываемые при исчислении |
Ссылка на статьи (пункты) НК РФ, в соответствии с которыми сделан вывод о возможности принятия к вычету соответствующих видов расходов |
||
№ |
Наименование |
(а) налога на прибыль - √ |
(b) единого налога - √ |
|
1 |
Премии, уплачиваемые работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений |
|
|
|
2 |
Оплата путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках или клубах |
|
|
|
3 |
Расходы на рекламу производимых и реализуемых товаров |
√ |
√ |
По налогу на прибыль - п.1 ст.346; по единому налогу - п.1 ст.264 |
4 |
Расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями |
√ |
|
П.1 ст.264 |
5 |
Судебные расходы и арбитражные сборы |
√ |
|
П.1 ст.265 |
Ситуационная задача 3
1.Сумма расходов ООО «Идеал» за июль 2003 года, учитываемых для целей налогообложения по правилам главы 25 НК РФ (организация определяет доходы и расходы по методу начисления).
Согласно статье 272 НК РФ расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.
НДС = Стоимость программ. продукта * расчетная ставка НДС = 30000*20/120 = 5000 руб.
30000 - 5000 = 25000 руб. – расходы, учитываемые дл целей налогообложения
2.Сумма расходов ООО «Идеал» за июль 2003 года, учитываемых для целей налогообложения по правилам главы 26.2 НК РФ.
Согласно статье 346 НК РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. Поскольку за июль 2003 года было оплачено 24000 руб., то соответственно 24000 руб. – это расходы, учитываемые для целей налогообложения.
Приложение
Место и роль дисциплины «Налоговый учет» в профессиональной образовательной программе подготовки по специальности 060500 « Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Таблица 1
№ |
Наименование ранее изученных дисциплин учебного плана |
Разделы и отдельные темы |
Раздел 1 |
Раздел 2 |
Раздел 3 |
|||||||||
Границы системы бухгалтерского и налогового учета в современных условиях |
Основные правила (способы) ведения налогового учета |
Особенности ведения налогового учета отдельных видов имущества, обязательств, доходов и расходов |
||||||||||||
1.1 |
1.2 |
1.3 |
2.1 |
2.2 |
2.3 |
2.4 |
3.1 |
3.2 |
3.3 |
3.4 |
3.5 |
3.6 |
||
1 |
Правоведение |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
Экономика организаций (предприятий) |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
Менеджмент |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Финансы |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Налоги и налогообложение |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
6 |
Теория бухгалтерского учета |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
7 |
Теория экономического анализа |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 |
Международные стандарты учета и финансовой отчетности |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
9 |
Контроль и ревизия |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
Аудит |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
11 |
Основы аудита |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
12 |
Практический аудит |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
13 |
Международные стандарты аудита |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
14 |
Бухгалтерский финансовый учет |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Бухгалтерский управленческий учет |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
16 |
Бухгалтерская (финансовая) отчетность |
2 |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Список литературы
1.Агеева О.А. ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль": основная цель и взаимосвязь с другими ПБУ // Бухгалтерский учет.-2004.-11.-С.47-54.
2.Богатырева Е.И. Формирование отдельных показателей по расчету налога на прибыль согласно ПБУ 18/02 // Бухгалтерский учет.-2003.-№ 14.-С.10-19.
3.Веселова Е.В. Расходы организации на рекламу // Консультант.-2004.-№ 4.-С.44-49.
4.Малявкина Л.И. Организация бухгалтерского учета // Бухгалтерский учет.-2002.-№ 10.-С.24-36.
5.Никонова Л.И. Как правильно заполнить налоговую декларацию по НДС? // Бухгалтерский учет.-2004.-№ 11.-С.28-33.
6.Попова Л.В., Константинов В.А. Целесообразность создания единой системы бухгалтерского и налогового учета // Финансовый менеджмент.-2004.-№ 5.-С.78-84.
7.Соболева Г.В. Как минимизировать налог на прибыль.- СПб.: Питер, 2003.-172 с.
8.Терещенко О.В. и др. Налоги и налогообложение: Учебное пособие.- Новосибирск: НГАЭиУ, 2003.- 307 с.
9.Тумасян Р.З. Бухгалтерский и налоговый учет расходов организации.- М.: ООО «НИТАР-АЛЬЯНС», 2005.-524 с.
10. Шувалова Е.Б. Раздельный учет и налоговые регистры // Бухгалтерский учет.-2003.-№ 19.-С.33-35.
11. Шувалова Е.Б. Методика учета НДС // Бухгалтерский учет.-2003.-№ 17.-С.16-19.
12. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.1: В ред. от 29.07.2004.
13. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.2: В ред. от 29.07.2004.
14. О бухгалтерском учете. Закон Российской Федерации от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ (с изм. на 01.01.2004).
15. Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29.07.1998 г. № 34н (в ред. от 24.03.2000 г.).
16. О рекламе. Закон Российской Федерации от 18.07.1995 г. № 108-ФЗ (с изм. 10.07.2004).
17. Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость. Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 г. № 914 (в ред. от 27.07.2002 г.).
18. Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации. Приказ МНС РФ от 20.12.2000 г. № БГ-3-03/447 (в ред. от 11.03.2004 г.).
19. Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Приказ МНС РФ от 20.12.2002 г. № БГ-3-02/729 (в ред. от 27.10.2003).
20. Об утверждении форм деклараций по налогу на добавленную стоимость. Приказ МНС РФ от 20.11.2003 г. № БГ- 3-03/644.
21. Об утверждении Инструкции по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость. Приказ МНС РФ от 21.01.2002 г. № БГ-3-03/25 (в ред. от 09.02.2004 г.).
22. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98. Приказ Минфина от 09.12.1998 г. № 60н (в ред. от 30.12.1999 г.).
23. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01. Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 г. № 44н.
24. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33н (в ред. от 30.03.2001 г.).
25. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль». Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н