Общая характеристика бухгалтерского учета
Содержание
Введение.. 3
1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета.. 5
1.1. Система нормативного регулирования. 5
1.2. Закон о бухгалтерском учете. 13
1.3. План счетов бухгалтерского учета. 15
2. Основы организации бухгалтерского учета.. 18
2.1. Пользователи бухгалтерской информации. 18
2.2. Основные правила и принципы бухгалтерского учета. 21
2.3. Правила ведения бухгалтерского учета и оценки показателей отчетности 26
Заключение.. 36
Практическая часть.. 37
Список литературы... 42
Введение
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций (п.1 ст.1 Закона "О бухгалтерском учете"). В данном определении отражены:
- основные этапы учетного процесса (вначале любой учетный объект наблюдается, затем измеряется, осуществляется его регистрация, дальнейшая обработка учетной информации для ее передачи пользователям);
- основные отличия бухгалтерского учета от других видов учета статистического и оперативного.
Эти отличия следующие:
1) предмет бухгалтерского учета ограничивается рамками хозяйствующего субъекта. Он уже, чем в статистике, изучающей помимо хозяйственной деятельности другие стороны общественной жизни, но шире, чем в оперативном учете, учитывающем только отдельные стороны хозяйственной деятельности организаций;
2) в бухгалтерском учете отражается вся информация об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях организации, и поэтому он должен быть сплошным и непрерывным, что не обязательно в статистике и оперативном учете;
3) в бухгалтерском учете его объекты обязательно отражаются в стоимостной оценке, что не обязательно в других видах учета.
Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.
Основными задачами бухгалтерского учета являются:
- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним пользователями - инвесторам, кредиторам и др.;
- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Цель данной курсовой работы дать общую характеристику бухгалтерского учета в России. Для этого предполагается дать основополагающие определения, применяемые в бухгалтерском учете, а также перечень нормативных документов, устанавливающих порядок организации бухгалтерского учета.
В целях более детальной характеристики бухгалтерского учета предполагается рассмотреть основные правила и принципы организации и ведения бухгалтерского учета.
1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета
1.1. Система нормативного регулирования
Бухгалтерский учет, являясь составной частью системы управления организацией, представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения в денежном выражении информации об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций.
Бухгалтерский учет выполняет следующие функции:[1]
регистрация хозяйственных операций путем их документирования;
оценка и обобщение в денежном выражении информации по объектам бухгалтерского учета в соответствующих регистрах бухгалтерского учета;
контроль за сохранностью имущества, целевым и рациональным использованием ресурсов, в том числе путем проведения инвентаризаций;
систематизация финансовой информации об имущественном положении организации и результатах ее деятельности в бухгалтерской отчетности.
Основными задачами бухгалтерского учета, сформулированными в Федеральном законе "О бухгалтерском учете", являются:
формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности (руководителям, работникам и их представителям), а также внешним ее пользователям (инвесторам, кредиторам и др.);
обеспечение внутренних и внешних пользователей информацией, необходимой для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
В России продолжается работа по совершенствованию нормативной базы бухгалтерского учета и отчетности во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283. Цель преобразований системы отечественного бухгалтерского учета - привести ее в соответствие с требованиями рыночной экономики, а информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности, - с требованиями, установленными международными стандартами финансовой отчетности. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета, которой должны руководствоваться организации, состоит из документов четырех уровней.[2]
Первый уровень системы составляют законодательные акты (Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями), Гражданский кодекс Российской Федерации и т.д.), указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие прямо или косвенно порядок бухгалтерского учета в организациях. К этому же уровню относится Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н (с изменениями и дополнениями).
Второй уровень составляют российские стандарты - Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые устанавливают принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета по сферам деятельности организации и видам активов, а также составления и представления бухгалтерской отчетности.
Третий уровень - методические рекомендации (инструкции, указания и другие подобные документы) по учету имущества, затрат, составлению бухгалтерской отчетности и т.п., которые утверждаются Минфином России с учетом отраслевой специфики и видов деятельности организаций.
Особое место среди нормативных документов данного уровня отводится Плану счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, где определяется порядок отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.
Четвертый уровень - это рабочие документы организации. В их состав входят положение об учетной политике организации (определяет способы и методы бухгалтерского учета и оценки активов и пассивов, включает рабочий план счетов бухгалтерского учета, составляемый на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета); рабочие документы по организации учета отдельных видов активов, затрат, собственного капитала и обязательств, иные документы, которые определяют, в частности, порядок организации первичного учета и документооборота.
Основы построения системы бухгалтерского учета определяются Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России, которая одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г.
Ведение бухгалтерского учета в организации должно быть строго регламентировано, то есть подчинено определенным правилам. Можно сказать, что существует целый свод правил, по которым ведется бухгалтерский учет. И отступление от этих правил ведет к серьезным ошибкам в бухгалтерской и налоговой отчетности, в определении финансовых результатов деятельности организации, приводит к злоупотреблениям со стороны материально-ответственных лиц и т.п.
Закон "О бухгалтерском учете" определяет:
- состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность;
- правовые основы бухгалтерского учета;
- содержание, принципы и организацию бухгалтерского учета;
- порядок составления и представления бухгалтерской отчетности.
Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) устанавливают порядок учета и оценки определенного объекта или совокупности объектов. ПБУ конкретизируют Закон о бухгалтерском учете. В настоящее время разработаны и утверждены следующие ПБУ:
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н);
- 1/98 "Учетная политика организации" (Приказ Минфина России от 9 декабря 1998 г. N 60н);
- 2/94 "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" (Приказ Минфина России от 20 декабря 1994 г. N 167);
- 3/2000 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (Приказ Минфина России от 10 января 2000 г. N 2н);
- 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" (Приказ Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н);
- 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (Приказ Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н);
- 6/01 "Учет основных средств" (Приказ Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н);
- 7/98 "События после отчетной даты" (Приказ Минфина России от 25 ноября 1998 г. N 56н);
- 8/01 "Условные факты хозяйственной деятельности" (Приказ Минфина России от 28 ноября 2001 г. N 96н);
- 9/99 "Доходы организации" (Приказ Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н);
- 10/99 "Расходы организации" (Приказ Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н);
- 11/2000 "Информация об аффилированных лицах" (Приказ Минфина России от 13 января 2000 г. N 5н);
- 12/2000 "Информация по сегментам" (Приказ Минфина России от 27 января 2000 г. N 11н);
- 13/2000 "Учет государственной помощи" (Приказ Минфина России от 16 октября 2000 г. N 92н);
- 14/2000 "Учет нематериальных активов" (Приказ Минфина России от 16 октября 2000 г. N 91н);
- 15/01 "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" (Приказ Минфина России от 2 августа 2001 г. N 60н);
- 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности" (Приказ Минфина России от 2 июля 2002 г. N 66н);
- 17/02 "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" (Приказ Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 115н);
Методические рекомендации и указания Минфина России конкретизируют статьи законов и отдельные ПБУ. К таким рекомендациям относятся:
- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49);
- Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (Приказ Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н);
Важнейшим документом 3-го уровня является Приказ Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, утвердивший План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его применению (далее - План счетов и Инструкция). В соответствии с Планом счетов бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций осуществляется способом двойной записи.
Методические рекомендации других министерств и ведомств устанавливают отраслевые особенности ведения бухгалтерского учета.
Так, Комитетом РФ по торговле утверждены:
- Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания (Письмо от 20 апреля 1995 г. N 1-550/32-2);
- Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (Письмо от 10 июля 1996 г. N 1-794/32-5).
Минсельхозом России утверждены 25 января 2001 г. Рекомендации по ведению бухгалтерского учета и отчетности в сельскохозяйственных потребительских кооперативах.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации -данный нормативный документ ввиду его значимости подвергается постоянной переработке и с учетом вносимых в него изменений трижды утверждался Министерством финансов Российской Федерации: 20 марта 1992 г. Приказом N 10, 26 декабря 1994 г. Приказом N 170 и 29 июля 1998 г. Приказом N 34н.[3]
В дальнейшем в Положение внесены изменения и дополнения Приказами Министерства финансов от 30 декабря 1999 г. N 107 и от 24 марта 2000 г. N 31н.
Положение следует отнести к нормативным документам второго уровня. Оно призвано конкретизировать Закон о бухгалтерском учете.
Положение включает шесть разделов.
В разд.I "Общие положения" определены порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами, а также взаимоотношения организации с внешними пользователями бухгалтерской информации. Указывается, в частности, на обязанности Министерства финансов РФ по разработке нормативных документов по бухгалтерскому учету, на ответственность руководителя за организацию учета в организации, его права на создание бухгалтерской службы, введение в штат должности бухгалтера, на осуществление бухгалтерского учета сторонними организациями или на осуществление учета самим руководителем. В этом же разделе определены сущность бухгалтерского учета и его задачи, указываются основные элементы приказа (распоряжения) по учетной политике.
В разд.II "Основные правила ведения бухгалтерского учета" изложены требования к ведению бухгалтерского учета (использование двойной записи на основе рабочего плана счетов, учет должен вестись в рублях и на русском языке, обязательность формирования учетной политики на основе установленных допущений и требований, раздельного учета текущих затрат на производство и капитальных и финансовых вложений). Кроме того, в разделе рассмотрен порядок документирования хозяйственных операций, ведения регистров бухгалтерского учета (содержание которых объявляется коммерческой тайной), оценки имущества и обязательств, порядок инвентаризации имущества и обязательств, с указанием случаев обязательного проведения инвентаризаций и бухгалтерских записей по выявленным при инвентаризации отклонениям.
В разд.III "Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности" указаны состав бухгалтерской отчетности, порядок ее формирования, правила оценки статей бухгалтерской отчетности (по незавершенным капитальным вложениям, финансовым вложениям, основным средствам, нематериальным активам, сырью, материалам, готовой продукции и товарам, незавершенному производству и расходам будущих периодов, капиталу и резервам, расчетам с дебиторами и кредиторами, прибыли (убытку) организации).
В разд.IV "Порядок представления бухгалтерской отчетности" указывается, в какие сроки, по каким адресам и в каком порядке представляются бухгалтерские отчеты организациями различных правовых форм.
В разд.V "Основные правила составления сводной отчетности" излагается понятие сводной отчетности и определен порядок и сроки ее представления организациями и предприятиями различных правовых форм.
В разд.VI "Хранение документов" определены сроки хранения основных документов по бухгалтерскому учету, порядок их изъятия, возлагается ответственность за хранение первичных документов и учетных регистров на руководителей организаций.
1.2. Закон о бухгалтерском учете
21 ноября 1996 г. впервые в истории России был принят специальный Федеральный закон "О бухгалтерском учете", который занял важное место в системе остальных законов, разработанных применительно к специфике рыночных отношений.
Указанный Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку:
а) повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций;
б) закрепляет обязанность юридических лицах вести бухгалтерский учет;
в) повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства.
Закон "О бухгалтерском учете" состоит из трех разделов и 19 статей.
В первом разделе "Общие положения" дано определение сущности бухгалтерского учета, названы его объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции), указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический учет, План счетов, бухгалтерская отчетность и т.п.).
В разделе указан также свод законодательных актов Российской Федерации о бухгалтерском учете: Федеральный закон, устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, другие федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Определена сфера действия Федерального закона (он распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации).
Изложен порядок регулирования бухгалтерского учета, в соответствии с которым общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством Российской Федерации, а органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают планы счетов и инструкции по их применению, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложена на руководителей организаций.
Во втором разделе "Основные правила ведения бухгалтерского учета" изложены требования к ведению бухгалтерского учета (обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, осуществление учета на русском языке, в валюте Российской Федерации, обязательность формирования учетной политики и обязательность обособленного учета текущих затрат и капитальных и финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.[4]
В третьем разделе "Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности" изложены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета.
1.3. План счетов бухгалтерского учета
В системе нормативного регулирования План счетов занимает промежуточное место между нормативными документами второго и третьего уровней, т.е. не имеющими нормативно - правового характера. Однако в практической деятельности бухгалтерских служб Плану счетов придается первостепенное значение.
План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.
С 1 января 2001 г. в России действуют новые План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. N 94н. Переход на новый План счетов разрешается осуществлять в течение 2001 г. по мере готовности организации. В период с 1991 г. по 2000 г. в России действовал План счетов, утвержденный Приказом Министерства финансов СССР от 11 ноября 1991 г. N 56.[5]
План счетов 2001 г. является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно - правовой формы, ведущих учет методом двойной записи.
На основании Плана счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета). Для учета специфических операций организации могут по согласованию с Министерством финансов РФ вводить при необходимости в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов.
Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить дополнительные субсчета, исключать или объединять.
Следует иметь в виду, что организация не обязана использовать все синтетические счета, приведенные в Плане счетов. Она выбирает те из них, которые ей действительно необходимы. Например, если организация выпускает один вид продукции или оказывает один вид услуг, то все расходы можно считать прямыми и в этом случае отпадает необходимость в использовании счетов 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы".
Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из положений Инструкции по применению Плана счетов и нормативных актов по отдельным разделам учета (учета основных средств, материалов и т.п.). Новые хозяйственные образования (например, малые предприятия) могут пользоваться рабочими планами счетов, в которых существенно сокращается количество применяемых счетов.
В едином Плане счетов счета сгруппированы в восемь разделов. Отдельно выделены забалансовые счета. Основой группировки счетов по разделам являются экономические особенности учитываемых объектов - в каждом разделе отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и хозяйственных операций. Расположены разделы в определенной последовательности в соответствии с характером участия имущества в его кругообороте. Вначале отражены разделы со счетами имущества, необходимого для производственного процесса (разд.I "Внеоборотные активы", разд.II "Производственные запасы"). Затем показаны разделы со счетами издержек производства, готовой продукции и товаров, денежных средств и расчетов (разд.III - VI). Таким образом, в первых шести разделах сгруппированы счета имущества и процессов в сферах производства и обращения. Имущество отражено по разделам по принципу ликвидности - от труднореализуемого к легкореализуемому.
Обязательства организации отражены в разд.VI. В последующих разделах отражены капитал и финансовые результаты организации (разд.VII, VIII).
Основная часть организаций осуществила переход на новый План счетов с 1 января 2002 г.
Сравнительный анализ старого и нового Планов счетов показывает, что из старого в новый План счетов 29 счетов включены без изменения, изменены наименования 7 счетов, изменены номера 11 счетов и наименования и номера 4 счетов. Таким образом, 51 счет (из 76 счетов старого Плана счетов) подвергся незначительным изменениям.
В новом Плане счетов вновь введено 5 счетов (14, 59, 63, 81, 91), из старого Плана счетов исключено 23 счета. В новом Плане счетов предусмотрено 20 счетов для отражения операций по исключенным счетам. Всего в новом Плане 60 балансовых и 11 забалансовых счетов. Порядок отражения операций на счетах нового Плана счетов, в том числе на вновь введенных, будет рассмотрен в последующих главах.
2. Основы организации бухгалтерского учета
2.1. Пользователи бухгалтерской информации
Пользователей бухгалтерской информации можно разделить на три группы: администрация организации; сторонние пользователи информации с прямым финансовым интересом; сторонние пользователи информации с непрямым (косвенным) финансовым интересом.
Администрация организации - это совет директоров, высший управленческий персонал, менеджеры, руководители и специалисты подразделений.
Представители администрации являются одними из основных пользователей бухгалтерской информации. Ее состав для каждого представителя определяется в зависимости от выполняемых им функций и уровня должности, занимаемой представителем. Собственников, совладельцев и первых руководителей организации, например, больше всего интересуют прибыльность и ликвидность организации (соотношение платежных средств и обязательств). Для менеджеров наиболее важной является информация о сумме и норме прибыли, достаточности денежных средств, себестоимости и рентабельности отдельных изделий и т.п.
Основными критериями при определении состава информации для каждого работника администрации являются:
- соответствие состава информации функциям работника;
- стоимость информации;
- необходимость соблюдения коммерческой тайны.
Сторонними пользователями бухгалтерской информации с прямым финансовым интересом являются сегодняшние или потенциальные инвесторы, банки, поставщики основных средств и производственных запасов и другие кредиторы. Они пользуются в основном информацией, содержащейся в бухгалтерской отчетности. По данным отчетности они делают выводы о финансовых перспективах, о ликвидности и платежеспособности организации.
Сторонними пользователями бухгалтерской информации с косвенным финансовым интересом являются налоговые органы, казначейство, Контрольно - ревизионное управление (КРУ) Министерства финансов Российской Федерации, аудиторские фирмы, Госкомстат, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом, органы планирования экономики и другие пользователи (фондовые биржи, работники профессиональных союзов, научные консультанты, покупатели и др.).
Налоговые органы и казначейство, в отличие от других сторонних пользователей информации, имеют право пользоваться не только отчетной, но и всей другой учетной информацией, необходимой для проверки правильности уплаты федеральных, республиканских и местных налогов на прибыль (доходы), налогов на добавленную стоимость и на заработную плату, акцизов. Вся учетная информация предоставляется ревизорам КРУ Министерства финансов РФ и вышестоящих органов управления, а также аудиторам, осуществляющим по договору аудиторскую проверку.[6]
Работникам Пенсионного фонда и Фонда социального страхования предоставляется учетная информация, необходимая для проверки правильности отчислений в указанные фонды.
Сторонние пользователи, имеющие право на использование всей или части внутренней учетной информации, обязаны хранить коммерческую тайну организации. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяется руководителем организации. Целесообразно указанный перечень оформлять приказом руководителя.
Остальные сторонние пользователи информации используют в основном данные бухгалтерской отчетности (как правило, для оценки финансового состояния). В органы Госкомстата представляется статистическая отчетность, при составлении которой, как правило, используются данные бухгалтерского учета.
2.2. Основные правила и принципы бухгалтерского учета
Руководитель организации в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" отвечает за организацию бухгалтерского учета и в зависимости от объема учетной работы может:[7]
возложить ведение учета на бухгалтерскую службу как структурное подразделение организации, возглавляемое главным бухгалтером, или бухгалтера, находящегося в штате организации;
передать ведение учета на договорных началах централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру - специалисту;
вести учет лично.
Руководитель обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неукоснительное выполнение всеми подразделениями, службами и работниками, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части оформления и представления для учета необходимых документов. Он может определить своего заместителя в качестве лица, отвечающего за организацию бухгалтерского учета.
Руководитель или лицо, отвечающее за организацию бухгалтерского учета, обязаны утвердить приказом (распоряжением): положение об учетной политике организации, которое включает рабочий план счетов бухгалтерского учета; определяет способы и методы бухгалтерского учета, являющиеся элементами учетной политики организации; формы первичных учетных документов, которые не предусмотрены типовой системой учетной первичной документации; порядок проведения инвентаризации; правила документооборота и технологии обработки учетной информации; другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. Как правило, организация и ведение бухгалтерского учета в организации возлагаются на главного бухгалтера.
Главный бухгалтер (бухгалтер) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации и непосредственно ему подчиняется.
Руководителю организации необходимо согласовывать с главным бухгалтером назначения, увольнения и перемещения материально - ответственных лиц (кассиров, кладовщиков и др.).
На главного бухгалтера (или специалиста, привлекаемого для ведения бухгалтерского учета) нежелательно возлагать обязанности, связанные с непосредственной материальной ответственностью за денежные средства и материальные ценности, а также с получением по чекам и другим финансовым документам денежных средств и материальных ценностей для организации. Руководитель организации письменным распоряжением определяет круг лиц, на которых он возлагает указанные обязанности.
На малом предприятии, не имеющем в штате кассира, обязанности последнего могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя предприятия.
При освобождении главного бухгалтера от занимаемой должности производится сдача дел вновь назначенному на эту должность сотруднику, т.е. проводится проверка состояния бухгалтерского учета и достоверности отчетных данных, с обязательным составлением соответствующего акта, утверждаемого руководителем организации.
Главный бухгалтер несет ответственность за:
формирование учетной политики;
правильное ведение бухгалтерского учета всех хозяйственных операций;
своевременное представление в установленные адреса и сроки оперативной и аналитической информации, а также бухгалтерской отчетности.
Главный бухгалтер совместно с руководителем организации подписывает документы, служащие основанием для приемки и выдачи материальных ценностей и денежных средств, расчетных, кредитных и финансовых обязательств, а также согласовывает заключаемые хозяйственные договоры. Право подписи вместо главного бухгалтера может быть предоставлено лицам, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя организации.
Главному бухгалтеру запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по хозяйственным операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину. О таких документах главный бухгалтер письменно сообщает руководителю организации. При получении от руководителя письменного распоряжения о принятии указанных документов к учету главный бухгалтер исполняет его. Всю полноту ответственности за незаконность совершенных хозяйственных операций в данном случае несет руководитель организации.
В обязанности главного бухгалтера также входит создание системы первичного учета в организации в соответствии с требованиями нормативных документов по бухгалтерскому учету. Данная система должна определять порядок и сроки движения первичных учетных документов в организации и сдачи их в бухгалтерию согласно утвержденному графику.
Федеральный закон "О бухгалтерском учете" и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации определяют основные правила ведения бухгалтерского учета.[8]
1. Обязательность двойной записи хозяйственных операций на счетах рабочего плана счетов, составляемого на основе Плана счетов, утверждаемого Министерством финансов РФ.
2. Учет объектов учета осуществляется в рублях и на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.
3. В бухгалтерском учете текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг осуществляются раздельно от затрат, связанных с капитальными и финансовыми вложениями.
4. Обязательность документирования хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения хозяйственных операций или сразу по окончании операции. Они должны содержать обязательные реквизиты и составляться по типовым формам или формам, утверждаемым руководителем организации. Руководитель также утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации.
5. Для систематизации и накопления информации, содержащейся в учетных документах, используются учетные регистры, формы которых разрабатываются Министерством финансов РФ, органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, федеральными органами исполнительной власти или самой организацией при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.
6. Объекты учета подлежат оценке в денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; оценка имущества, полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования; оценка имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости его изготовления. Применение других методов оценки допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ и органов, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.
7. Обязательность проведения инвентаризации имущества и обязательств. Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением установленных законом о бухгалтерском учете случаев обязательного проведения инвентаризаций.
8. Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика в соответствии с установленными допущениями и требованиями.
Понятия "допущения" и "требования" также являются правилами ведения бухгалтерского учета. Они установлены ПБУ 1/98 "Учетная политика организации".
2.3. Правила ведения бухгалтерского учета и оценки показателей отчетности
Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организация ведет бухгалтерский учет с использованием следующих правил:[9]
а) бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) ведется путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов. Запись о каждой хозяйственной операции производится, как правило, на двух бухгалтерских счетах - по дебету одного счета и кредиту другого. В этом случае реализуется так называемая простая запись. Если же для отражения одной хозяйственной операции используется несколько бухгалтерских счетов - один по дебету и несколько по кредиту (и наоборот), применяется так называемая сложная запись. Примером последней служит операция по принятию к учету материально - производственных запасов, которая отражается по дебету счетов 10 "Материалы" и 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
На аналитическом уровне используются регистры бухгалтерского учета (разработочные таблицы, ведомости, лицевые счета и т.п.), в которых ведется детализированный учет (в количественном и денежном выражении) о наличии, движении активов и состоянии расчетов, а на синтетическом уровне используются регистры бухгалтерского учета (журналы - ордера и т.д.), в которых содержится обобщенная итоговая информация по счетам учета в стоимостном выражении.
Бухгалтерские счета, на которых отражаются наличие и движение активов, денежных средств и дебиторской задолженности, называются активными счетами, а счета, показывающие собственные средства организации и ее обязательства, - пассивными. Сальдо по счетам бухгалтерского учета на определенные отчетные даты содержат информацию, которая является основанием для составления бухгалтерской отчетности;
б) бухгалтерский учет ведется на счетах учета по объектам учета. Объектом бухгалтерского учета является определенная единица информации в количественном и стоимостном выражении, от учета которой зависит получение или утрата определенных ресурсов и экономических выгод.
Единицей учета имущества служит хозяйственная единица, которая может отделяться от собственника или других единиц. К ней относятся все виды имущества организации, предназначенные для ее деятельности, включая движимые и недвижимые неделимые вещи (земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция), права, требования, долги, а также права на обозначение, индивидуализирующее организацию, ее продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законодательством или договором.
Объекты бухгалтерского учета в составе обязательств и капитала организации состоят из единиц учета, определяемых: хозяйственными договорами (контрактами) - в части дебиторской и кредиторской задолженности; учредительными документами и законодательными актами - в части капиталов;
в) активы, пассивы, а также факты хозяйственной деятельности для отражения в бухгалтерском учете подлежат оценке в денежном выражении. Денежная единица является общим измерителем объектов (единиц) учета, а также базой для оценки и анализа имущественного и финансового состояния организации. Организации осуществляют оценку активов (в том числе имущества) и пассивов (в том числе обязательств) в валюте Российской Федерации - рублях. Записи в бухгалтерском учете по валютным счетам, а также по операциям в иностранной валюте производятся организациями в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату совершения операции. Одновременно указанные операции осуществляются в валюте расчетов и платежей.
В зависимости от видов объектов учета, относящихся к активам в форме имущества, характера их приобретения и экономической конъюнктуры в бухгалтерском учете используются следующие виды их оценки:
по фактической (первоначальной) стоимости (себестоимости), которая определяется фактической себестоимостью приобретения (суммой денежных средств уплаченных) или производства того или иного вида имущества. Оценка имущества по фактической себестоимости приобретения или производства (так называемая "историческая стоимость") является основной оценкой, используемой в бухгалтерском учете в течение всего срока службы данного имущества. Имущество длительного срока пользования отражается в бухгалтерской отчетности по остаточной стоимости (учетная стоимость имущества за вычетом начисленной амортизации);
по текущей (восстановительной) стоимости - стоимости, которая должна быть уплачена или на которую должна быть произведена эквивалентная замена в случае необходимости замены каких-либо видов имущества;
по текущей рыночной стоимости (цене возможной реализации), т.е. по стоимости, которая может быть получена в результате возможной продажи объекта или при наступлении срока его ликвидации.
В системе российского бухгалтерского учета организация может использовать оценку имущества по рыночной стоимости, как правило, при принятии на учет отдельных видов активов при безвозмездном их получении, возвратных материалов, полученных от ликвидации основных средств, незавершенного производства и т.п.
Объекты учета, относящиеся к средствам в расчетах и обязательствам, отражаются в учете и отчетности в суммах, определяемых с учетом процентов (доходов), предусмотренных хозяйственными договорами.
Оценка затрат на производство продукции (работ, услуг), а также незавершенного производства может производиться организацией: по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости; по прямым затратам; по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.
Оценка материально - производственных запасов при их использовании в производстве может производиться при помощи одного из следующих методов оценки: по себестоимости единицы запасов; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО); по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО). Такой же порядок оценки применяется в части проданных товаров и готовой продукции.
Эти оценки в случае потребления (использования) указанных ценностей в производстве и при их выбытии являются производными от оценок их остатков на конец определенного отчетного периода (месяца, квартала, года).
Оценка имущества производится на определенные даты совершения хозяйственных операций, в результате которых осуществляется его принятие к учету в организации. Такими датами могут быть:[10]
дата вступления во владение - получения права собственности на имущество;
дата, указанная в ведомости согласно данным инвентаризации, - оценка отдельных видов имущества в соответствующих случаях (дооценка, уценка, хищения, недостачи и т.п.) на определенные даты в течение отчетного года;
отчетная дата - оценка имущества по состоянию на 31 декабря отчетного года;
дата выхода из владения - передачи права собственности на имущество.
Обязательства оцениваются на даты их принятия к учету (в отдельных случаях на дату их исполнения) в соответствии с условиями договоров (контрактов), учредительными документами, законодательными актами и т.п.;
г) все хозяйственные операции обобщаются в учетных регистрах нарастающим итогом за определенные отчетные периоды, которыми являются месяц, квартал, полугодие, год. Отчетным годом для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно.
Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных не на базе ликвидированных (реорганизованных) организаций и их структурных подразделений после 1 октября, - по 31 декабря следующего года;
д) информация о результатах хозяйственных операций отражается в регистрах бухгалтерского учета в соответствии с основными допущениями и требованиями (принципами бухгалтерского учета), установленными положением по учетной политике организации. Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика, предполагающая следующие допущения:
1) допущение имущественной обособленности организации, означающее, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций. Иными словами, предполагается ведение учета имущества и обязательств отдельно по каждой организации, являющейся юридическим лицом по законодательству Российской Федерации. При этом под имуществом понимается принадлежащее организации по праву собственности, вещному праву, а также на иной правовой основе (аренда, лизинг и т.п.) имущество, которое она может использовать и получать от этого определенный доход;
2) допущение непрерывности деятельности организации, предполагающее, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке;
3) допущение последовательности применения учетной политики, означающее, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Последовательность учетной политики необходима для обеспечения сравнимости данных о финансовом состоянии организации и итогах ее деятельности за определенный отчетный период по отношению к другому аналогичному периоду либо к показателям деятельности других организаций;
4) допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности, предполагающее, что факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.
Доходы отражаются в том отчетном периоде, в котором они получены, т.е. отнесены к отчетному периоду продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг, а не получения денежных средств за них. В данном случае у организации взамен переданных прав на сданную продукцию (работы, услуги) появляются права на получение денежных средств в сумме, эквивалентной стоимости этих ценностей.
Понесенные при этом расходы относятся к данному отчетному периоду и считаются затратами по производству продукции (работ, услуг). При этом они отражаются в составе затрат тогда, когда начислены или когда по ним возникли определенные обязательства перед другими юридическими и физическими лицами, а не когда за них перечислены денежные средства.
Организация определяет свои права по выбору определенных способов и методов учета в положении об учетной политике. Учетная политика организации - это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности), позволяющих реализовать определенные финансовые задачи, поставленные перед администрацией организации собственником:
привлечение средств инвесторов;
оптимизация уплачиваемых налогов;
другие цели.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
При этом организация должна обеспечивать:
1) требование полноты - полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности;
2) требование своевременности - своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;
3) требование осмотрительности, означающее большую готовность к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская создания скрытых резервов);
4) требование приоритета содержания перед формой, предусматривающее отражение организацией в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности в зависимости не только от их правовой формы, но и от экономического содержания и условий хозяйствования. В том случае, когда организация в силу национального законодательства не может руководствоваться при отражении отдельных хозяйственных операций экономическими соображениями, она освещает последствия этого в пояснениях к бухгалтерской отчетности. Например, основные средства, приобретенные на условиях финансовой аренды (лизинга), будут амортизироваться в установленные сроки, а не в период расчетов за них с продавцом;
5) требование непротиворечивости, которое заключается в соблюдении тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;
6) требование рациональности, предполагающее рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации. При этом предусматривается, чтобы в учете подробно отражалась та информация, на основании которой пользователи имеют возможность принимать решения, оценивать финансовое положение организации, результаты ее деятельности.
Выбор учетной политики должен быть обоснованным, с тем чтобы в конкретных условиях организация наилучшим образом обеспечивала реализацию поставленной задачи и предоставление информации о финансовом положении и результатах деятельности.
Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:
изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
существенного изменения условий деятельности, которое может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.
Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.
Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется соответствующей организационно - распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.
Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом ее утверждения соответствующим организационно - распорядительным документом.
К основным элементам учетной политики, в частности, относятся:[11]
1) в части учета основных средств:
способы амортизации основных средств;
порядок их переоценки;
2) в части учета нематериальных активов:
способы начисления амортизации;
3) в части учета материалов:
методы оценки материалов и порядок учета отклонений;
метод оценки материалов при их списании в производство и прочем выбытии;
4) в части учета финансовых вложений:
оценка вложений в долговые ценные бумаги;
5) в части учета затрат на производство продукции, работ, услуг:
выбор объектов учета затрат на производство (продукция, работы, участки, субъекты производства и т.п.);
определение порядка учета и состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), а также методики распределения косвенных (накладных) расходов;
определение порядка распределения единовременных затрат, связанных с производством продукции (работ, услуг), по периодам ее изготовления или путем текущего списания их по факту производства;
отражение отчислений на образование резервов: средств на оплату отпусков работникам, выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, ремонт основных средств и т.п. с целью равномерного и своевременного включения расходов в состав себестоимости продукции (работ, услуг);
6) в других сферах деятельности организации устанавливаются:
порядок организации первичного учета (первичные учетные документы, схемы документооборота и т.п.);
необходимость образования резерва сомнительных долгов;
состав и порядок применения рабочего плана счетов бухгалтерского учета, а также форма бухгалтерского учета;
причины изменения отдельных элементов учетной политики и др.
Все существенные элементы учетной политики организации подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав ее годового отчета. Полный состав элементов учетной политики по видам имущества и операциям установлен в каждом из Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ).
Заключение
Бухгалтерский учет должен вестись всеми организациями, находящимися на территории Российской Федерации, а также филиалами и представительствами иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Согласно нормам гражданского законодательства юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету доходов и расходов.
В данной курсовой работе рассмотрена общая характеристика бухгалтерского учета в Российской Федерации, даны основополагающие определения, применяемые в бухгалтерском учете, а также перечень нормативных документов, устанавливающий порядок организации бухгалтерского учета.
В целях более детальной характеристики бухгалтерского учета рассмотрены основные правила и принципы организации и ведения бухгалтерского учета, а так же приведен список возможных пользователей бухгалтерской отчетности предприятий. Таким образом, поставленные цели курсовой работы выполнены.
Практическая часть
1. Составить вступительный баланс по остаткам на основе данных по синтетическим счетам на 01.06.2000г.
2. Составить бухгалтерские проводки в журнале хозяйственных операций, сделать расчеты
3. Открыть счета синтетического и аналитического учета (сч.10), подсчитать обороты и конечное сальдо
4. Составить оборотную ведомость
5. Составить заключительный баланс.
ОАО «Колос занимается производством хлебобулочных изделий в ассортименте. Бухгалтерский учет в организации ведется с применением Рабочего плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Колос»
Остатки по счетам синтетического учета на начало ( в тыс. руб.)
№ п/п |
Счет |
Сумма |
1 |
01 Основные средства |
840 |
2 |
10 Запасы |
310 |
3 |
20 НЗП |
40 |
4 |
50 Касса |
5 |
5 |
51 Расчетный счет |
350 |
6 |
43 Готовая продукция |
305,5 |
7 |
60 Расчеты с поставщиками |
170 |
8 |
69 Расчеты по социальному страхованию |
105 |
9 |
68 Расчеты с бюджетом |
115 |
10 |
99 Прибыль отчетного года |
185 |
11 |
70 Расчеты по оплате труда |
105 |
12 |
80 Уставный капитал |
1170,5 |
Незавершенное производство на конец отчетного периода 53 тыс. руб.
Аналитические данные по учету основных материалов на упаковку на начало отчетного периода (тыс. руб.)
№ |
Наименование материалов |
Сумма |
1 |
Мука 1 сорт |
100 |
2 |
Мука 2 сорт |
100 |
3 |
Сахар |
90 |
4 |
Упаковочные материалы |
20 |
|
ИТОГО: |
310 |
Журнал хозяйственных операций за период
№ |
Содержание операции |
Сумма в руб. |
Корреспонденция счетов |
||
Частная |
Общая |
Дт |
Кт |
||
|
Поступили от поставщиков основные материалы по договорным ценам: - мука 1 сорт - мука 2 сорт - сахар ИТОГО |
15 80 35 |
130 |
10 |
60 |
|
Оплачен счет поставщиков за полученные материалы |
|
130 |
60 |
51 |
|
Оплачен счет транспортной организации за доставку материалов |
|
0,5 |
60 |
51 |
|
Расходы по перевозке отнесены на себестоимость материалов |
|
0,5 |
10 |
60 |
|
Выданы в производство основные материалы: - мука 1 сорт - мука 2 сорт - Сахар ИТОГО: |
90 87 40 |
217 |
20 |
10 |
|
Начислена заработная плата: - рабочим основного производства - общехозяйственному персоналу ИТОГО: |
70 8 |
78 |
20 26 |
70 70 |
|
Произведены отчисления в фонды социального страхования от начисленной заработной платы (38,5%): - работникам основного производства - общехозяйственному персоналу ИТОГО |
26,95 3,08 |
30,03 |
20 26 |
69 69 |
|
По итогам инвентаризации списаны основные материалы за счет прибыли: - мука 2 сорт |
15 |
|
99 |
10 |
|
Получено из кассы на командировочные расходы экономистом-менеджером торгового комплекса Ивановым П.И. |
|
5 |
71 |
50 |
|
Утвержден авансовый отчет по командировке Иванова П.И. |
|
5 |
20 |
71 |
|
В конце месяца списаны общехозяйственные расходы |
11,08 |
|
20 |
26 |
|
Оприходованы на склад хлебобулочные изделия по фактической себестоимости |
|
370,03 |
43 |
20 |
|
Отпущены со склада материалы на упаковку готовой продукции |
|
1,7 |
44 |
10 |
|
Отгружена со склада готовая продукция по фактической себестоимости |
|
370,03 |
45 |
43 |
|
Поступила на расчетный счет выручка от реализации готовой продукции |
|
450 |
51 |
90 |
|
Списываются фактическая себестоимость реализованной продукции |
|
370,03 |
90 |
45 |
|
Списываются расходы на продажу |
|
1,7 |
90 |
44 |
|
Начислен налог на добавленную стоимость |
|
68,63 |
90 |
68 |
|
Определен и списан финансовый результат от реализации продукции |
|
9,64 |
90 |
99 |
|
Получено в кассу с расчетного счета на выдачу заработной платы |
|
78 |
50 |
51 |
|
Выдана заработная плата рабочим и служащим |
|
78 |
70 |
50 |
|
Получено с расчетного счета: - бюджету по налогам - органам социального страхования ИТОГО: |
68,63 30,03 |
98,66 |
68 69 |
51 51 |
Дт Сч № 10 Мука 1 сорт Кт |
|
Дт Сч № 10 Мука 2 сорт Кт |
||
Сн - 100 |
|
|
Сн-100 |
|
15 |
|
|
80 |
|
0,5 |
|
|
87 |
15 |
90 |
|
|
|
|
Об-105,5 |
|
|
Об-167 |
Об-15 |
Ск-205,5 |
|
|
Ск-252 |
|
Дт Сч № 10 Сахар Кт |
|
Дт Сч № 10 Упаковочные материалы Кт |
||
Сн-90 |
|
|
Сн-20 |
|
35 |
|
|
|
1,7 |
40 |
|
|
|
|
Об-75 |
|
|
Об- |
Об-1,7 |
Ск-165 |
|
|
Ск-18,3 |
|
Дт Сч № 10 Кт |
|
Дт Сч № 60 Кт |
||
Сн-310 |
|
|
|
Сн-170 |
130 |
217 |
|
130 |
130 |
0,5 |
15 |
|
|
0,5 |
|
1,7 |
|
|
|
Об-130,5 |
Об-233,7 |
|
Об-130 |
Об-130,5 |
Ск-206,8 |
|
|
|
Ск-170,5 |
Дт Сч № 51 Кт |
|
Дт Сч № 20 Кт |
||
Сн-350 |
|
|
Сн-40 |
|
0,5 |
130 |
|
217 |
370,03 |
450 |
0,5 |
|
70 |
|
|
78 |
|
26,95 |
|
|
98,66 |
|
5 |
|
|
|
|
11,08 |
|
Об-450,5 |
Об-307,16 |
|
Об-330,03 |
Об-370,03 |
Ск-493,34 |
|
|
Ск-0 |
|
Дт Сч № 70 Кт |
|
Дт Сч № 26 Кт |
||
|
Сн-105 |
|
Сн-0 |
|
78 |
78 |
|
8 |
11,08 |
|
|
|
3,08 |
|
Об-78 |
Об-78 |
|
Об-11,08 |
Об-11,08 |
|
Ск-105 |
|
Ск-0 |
|
Дт Сч № 69 Кт |
|
Дт Сч № 99 Кт |
||
|
Сн-105 |
|
|
Сн-185 |
30,03 |
30,03 |
|
15 |
9,64 |
Об-30,03 |
Об-30,03 |
|
Об-15 |
Об-9,64 |
|
Ск-105 |
|
|
Ск-179,64 |
Дт Сч № 71 Кт |
|
Дт Сч № 50 Кт |
||
Сн-0 |
|
|
Сн-5 |
|
5 |
5 |
|
78 |
5 |
|
|
|
|
78 |
Об-5 |
Об-5 |
|
Об-78 |
Об-92 |
Ск-0 |
|
|
Ск-0 |
|
Дт Сч № 43 Кт |
|
Дт Сч № 45 Кт |
||
Сн-305,5 |
|
|
Сн-0 |
|
370,03 |
370,03 |
|
370,03 |
370,03 |
Об-370,03 |
Об-370,03 |
|
Об-370,03 |
Об-370,03 |
Ск-305,5 |
|
|
Ск-0 |
|
Дт Сч № 68 Кт |
|
Дт Сч № 44 Кт |
||
|
Сн-115 |
|
Сн-0 |
|
68,63 |
68,63 |
|
1,7 |
1,7 |
Об-68,63 |
Об-68,63 |
|
Об-1,7 |
Об-1,7 |
|
Ск-115 |
|
Ск-0 |
|
Дт Сч № 90 Кт |
|
Сн-0 |
|
370,03 |
450 |
1,7 |
|
68,63 |
|
9,64 |
|
Об-450 |
Об-450 |
Ск-0 |
|
Оборотная ведомость
№ счета |
Сн |
Об |
Ск |
|||
Дт |
Кт |
Дт |
Кт |
Дт |
Кт |
|
01 |
840 |
|
0 |
0 |
840 |
|
10 |
310 |
|
130,5 |
233,7 |
206,8 |
|
20 |
40 |
|
330,03 |
370,03 |
0 |
|
50 |
5 |
|
78 |
83 |
0 |
|
51 |
350 |
|
450,5 |
307,16 |
493,34 |
|
43 |
305,5 |
|
370,03 |
370,03 |
305,5 |
|
60 |
|
170 |
130 |
130,5 |
|
170,5 |
69 |
|
105 |
30,03 |
30,03 |
|
105 |
68 |
|
115 |
68,63 |
68,63 |
|
115 |
99 |
|
185 |
15 |
9,64 |
|
179,64 |
70 |
|
105 |
78 |
78 |
|
105 |
80 |
|
1170,5 |
|
|
|
1170,5 |
26 |
|
|
11,08 |
11,08 |
0 |
0 |
71 |
|
|
5 |
5 |
0 |
0 |
45 |
|
|
370,03 |
370,03 |
0 |
0 |
90 |
|
|
450 |
450 |
0 |
0 |
44 |
|
|
1,7 |
1,7 |
0 |
0 |
ИТОГО: |
1850,5 |
1850,5 |
2518,53 |
2518,53 |
1845,64 |
1845,64 |
Список литературы
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 №129-ФЗ
2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. №94н).
3. Агафонова М.И. Бухучет в оптовой и розничной торговле. М.: Бератор -Пресс, 2003.- 504с.
4. Андросов А.М., Викулова Е.В. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие – М: Андросов, 2000, 1020 с.
5. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие – М.: ПРИОР, Экспертное бюро, 2003, 671 с.
6. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие для вузов по направлению «Экономика», спец. «Бухучет и аудит». – 3-е изд., перераб. и доп., - Ростов–на-Дону: Изд. Центр «Март», 2004.
7. Бородина В.Р. Бухгалтерский учет в оптовой и розничной торговле. Учебник и практическое пособие: - М.: Издательство «ЗАО Книжный мир», 2003. – 407с.
8. Делопроизводство в бухгалтерии-4-е изд., испр. И доп.- М.: ИНФРА-М,2001-172с. (Библиотека журнала «Досье бухгалтера» ).
9. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский учет: учеб для вузов. – М.: ЭкономистЪ, 2003г.-618с.
10. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета: Учебник для вузов по спец. «Бухучет и аудит». – 2-е изд., перераб. и доп., - М.: Финансы и статистика, 1998 (2000, 1996), 256 с.
11. Кутер М.И. Бухгалтерский учет: основы теории: Уч. пос. – М.: Экспертное бюро, 1997, 495 с.
12. Кутер М.И. Теория и принципы бухгалтерского учета: Уч. пос. для втузов по эк. спец.– М.: Финансы и статистика, Экспертное бюро, 2000, 543 с.
13. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2004. – 640 с.
14. Николаева Г.А., Блицау Л.П. Бухгалтерский учет в торговле. – М.: Приор, - 2002. – 352с.
15. Палий В.Ф. Палий В.В. Финансовый учет: Учебное пособие – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ИД ФБК-Пресс, 2001, 664 с.
16. Реформа бухгалтерского учета: Все 18 положений по бухгалтерскому учету: РИПЭЛ плюс,2003г.
17. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 496 с.
[1] Агафонова М.И. Бухучет в оптовой и розничной торговле. М.: Бератор -Пресс, 2003.- с.3
[2] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002. – с.10
[3] Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2000. – с.13
[4] Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2000. – с.16
[5] Агафонова М.И. Бухучет в оптовой и розничной торговле. М.: Бератор -Пресс, 2003.- с.5-7
[6] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2004. – с.11
[7] Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие для вузов по направлению «Экономика», спец. «Бухучет и аудит». – 3-е изд., перераб. и доп., - Ростов–на-Дону: Изд. Центр «Март», 2004.-с.32
[8] Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие для вузов по направлению «Экономика», спец. «Бухучет и аудит». – 3-е изд., перераб. и доп., - Ростов–на-Дону: Изд. Центр «Март», 2004.-с.33-34
[9] Кутер М.И. Теория и принципы бухгалтерского учета: Уч. пос. для втузов по эк. спец.– М.: Финансы и статистика, Экспертное бюро, 2000, с.67
[10] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2004. – с.11
[11] Кутер М.И. Теория и принципы бухгалтерского учета: Уч. пос. для втузов по эк. спец.– М.: Финансы и статистика, Экспертное бюро, 2000, с.69