Содержание

Введение. 3

1. Понятие, виды и сущность Конституции РФ.. 4

2. Структура Конституции РФ.. 10

3. Юридические свойства Конституции РФ.. 11

4. Поправки и пересмотр Конституции РФ.. 12

Заключение. 16

Список литературы.. 17

 

Введение

Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное — конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., — не первая в истории страны. До ее принятия действовала российская конституция 1978 года, которая имела своих предшественниц. Но нынешняя Конституция отличается от всех российских конституций советского времени в первую очередь тем, что является основным законом самостоятельного, действительно суверенного государства. Как отмечается в преамбуле Конституции, ее принятие связано с возрождением суверенной государственности России и утверждением незыблемости ее демократической основы. Конституция  1993 года занимает верховенствующее положение в правовой системе страны.

Актуальность темы обусловлена огромным значением Конституции в жизни всякого общества, ее принципиально особым местом во всей правовой системе. Данные факты вызывают необходимость всестороннего исследования Конституции в качестве самостоятельного объекта научного познания.


1. Понятие, виды и сущность Конституции РФ

Конституция РФ - это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права. Конституция на высшем уровне регулирует общественные отношения, связанные с организацией власти, правами и свободами, обязанностями человека и гражданина, формами правления и государственного устройства.

Конституция - обязательный признак правового государства, основанного на господстве права, отрицании произвола власти и бесправия подвластных. Современная правовая система - это результат длительной, тяжелой борьбы и побед пролетариата над его врагами, результат героических десятилетий строительства социализма. 

Регулирующая роль конституции касается всего общественного организма. Она охватывает не только государственную организацию, но и негосударственные сферы - социально-экономическое устройство, культурную жизнь, отношения в сфере гражданского общества. Никакая конституция не может обойти взаимоотношения государства с институтами собственности, общественными и религиозными учреждениями. Нормы конституции, как и право в целом оказывает формирующее воздействие на различные стороны общественной жизни - государственно-политическую, экономическую, социальную и духовную.

Конституцию можно рассматривать как микромодель общества, его юридический каркас, в рамках и на основе которого функционирует механизм государственной власти, обеспечиваются права и свободы граждан.

Виды конституций

В современном правоведении проводится классификация конституций по ряду признаков.

Различаются писаные и неписаные конституции. Под писаной конституцией понимается принимаемый и изменяемый в особом порядке основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, (закон законов). Название «конституция» не имеют и не могут иметь никакие иные правовые и политические документы. Если основной закон в государстве отсутствует, а его роль выполняют несколько актов, закрепляющих организацию верховной государственной власти, права и свободы граждан, то можно говорить о неписаной конституции. Такая практика имеет место в Великобритании, Новой Зеландии.

По порядку установления конституции подразделяются на октроированные (дарованные монархом) и неоктроированные (принятые высшим законодательным органом власти, учредительным собранием или референдумом).

По порядку изменения и дополнения конституции бывают гибкими и жесткими. Если конституция изменяется и дополняется в том же порядке, что и текущее законодательство, то её принято относить к разряду гибких, если в более сложном порядке, то конституция называется жесткой. Гибкими являются все неписаные конституции.

По форме закрепления политической власти различаются монархические и республиканские конституции. Современными монархическими конституциями являются конституции Бельгии, Испании, Швеции, Японии и др. К республиканским относятся конституции Италии, Китая, США. Франции, ФРГ, России и республик в её составе и т.д.

По формам закрепляемого государственного устройства конституции подразделяются на федеральные и унитарные (иногда приводят и конферативные). Федеральная конституция закрепляет принципиальные устои образования федеративного государства: цели объединения субъектов в единый государственный союз, государственно-правовой статус целого и частей (федерации и её субъектов), разграничение компетенции между ними.

В правовой науке существует также деление конституций на юридическую и фактическую. Термином “фактическая конституция” или “материальная конституция”, обозначаются реально сложившиеся в той или иной стране основы существующего государственного и общественного строя. Юридическая конституция - это нормативно-правовой акт высшей юридической силы. Юридическая конституция вплетается в ткань фактической. Сущность юридической конституции, её содержание предопределены фактической конституцией, социально-экономическими и общественно-политическими процессами на различных этапах развития общества и государства.

Современное отечественное правоведение отказывается от идеологизации социальных институтов, сближаясь в этом с западной юриспруденцией. Преодолён взгляд на конституцию как на юридический документ, устанавливающий политическое господство определенного класса. Конституция рассматривается теперь как форма выражения народных, а не классовых интересов, правовой регулятор общесоциальных процессов. Конституция - это всегда общественный компромисс, вызванный политическими реалиями. Она служит средством целенаправленного воздействия на общественные отношения, условием согласованных действий всех социальных слоев общества. При таком подходе общие интересы превалируют над классовыми, общечеловеческие над национальными.

Конституция является уникальным учредительным правовым актом, юридически закрепляющим суверенитет, независимость и верховенство государственной власти. Уже в начале ХХ века появляются суждения, что «власть каждого государства ограничена и обусловлена из вне – зависимостью его от международного общения, изнутри – от разнообразных общений, из которых оно стало слагаться». Она выступает правовой основой становления и развития гражданского общества, закрепляет основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форму государственного устройства, систему институтов государственной власти и местного самоуправления. Конституция обеспечивает стабильность конституционного строя, создаёт баланс институтов государственной власти.

Федеративная природа России обуславливает действие одновременно Конституции Федерации и конституций Республик в её составе. Часть 2 ст.5 Конституции РФ гласит: “Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство”. Совокупность действующих в РФ конституций образуют систему конституций или конституционную систему. Основой является федеральная конституция. Свобода конституционного правотворчества республик, их конституционная самобытность имеют пределы. Они выражаются в требовании непротиворечивости республиканских конституций федеральной конституции (ч.1 ст.15).

Соотношение Конституции РФ и конституций республик в её составе подчиняются ряду требований. Все российские конституционные акты взаимосвязаны: им присуща однородная направленность правового регулирования; уважение к правам и свободам человека и гражданина; признание суверенных прав наций и народностей; сохранение государственного единства и территориальной целостности России. Федеральная Конституция закрепляет не только государственно-правовой статус России как федеративного государства, его состав, но и основы конституционного статуса её субъектов; не только систему федеральных органов власти, но и принципы построения системы органов власти субъектов федерации; разграничение предметов ведения между органами государственной власти Федерации и её субъектов. Конституция гарантирует представительство субъектов федерации в парламенте, их участие в разработке федеральных законов и общефедеральных государственных программ.

Республиканские конституции - органическая структурная часть системы государственно-правового законодательства и конституционной системы Российской Федерации. Конституции Федерации и конституциям республик присущи общие черты. В то же время эти конституции различаются между собой по содержанию, объекту регулирования, юридической силе, территории действия, процедуре принятия. Они обладают спецификой, отражающей исторические и национальные особенности республик.[1]

Сущность Конституции РФ

Если понятие конституции определяет те общие  черты, которые выделяют ее  как особое правовое явление, то раскрытие сущности  конституции связано  с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выражает.

По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых взглядов.

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции  как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологическая теория видит сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний  человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума.

Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают, по этой концепции, в отличие от "революционных" конституций, которые составляются в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствовании чужого опыта.

Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку  возможности государственной власти безбрежны, то, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.

Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической основой  советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса, то есть является классовой по своей сущности.

Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в системе современного демократического государства,  от всех других правовых актов отличают следующие черты.

Прежде всего, необходимо  отметить, что  Конституция в современном значении этого понятия является актом, который принимается народом или от имени народа. Характерно, что возникновение в XVII веке самой идеи о необходимости такого акта, как конституция было связано именно с этой ее чертой.

Эта сущностная черта конституции и поныне признается  доминирующей в конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства демократических государств мира начинаются словами: "Мы, народ  … принимаем (провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию".

Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую сущностную черту конституции  - ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве есть носитель суверенитета и единственный источник власти, только он обладает и ее высшим проявлением --учредительной властью. В содержании последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть   может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.

Учредительная природа конституции проявляется и в том, что ее предписания  выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это означает, что для установления положений конституции не существует никаких правовых ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию по признаку того, что она не соответствует какому-либо правовому данного государства.

Важной чертой, характеризующей конституцию  является особый предмет  конституционного регулирования, то есть специфика того слоя общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет.

Конституционное воздействие отличается всеохватывающим характером, чего не имеет никакой другой нормативный правовой акт. Конституция затрагивает все сферы жизни общества - политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений.[2]


2. Структура Конституции РФ

По своей структуре и содержанию новая Конституция близка к традиционным конституциям развитых демократических стран, большинство которых отражает стремление обеспечить координацию деятельности всех властей в государстве и в то же время установить реальные приоритеты каждой из них с учетом специфики сложившихся политических традиций и отношений на определенном историческом этапе развития государства.

Из девяти глав Конституции организации власти посвящено полностью пять (гл. 4 - 8) и в значительной мере - две (гл. 1 "Основы конституционного строя" и гл. 3 "Федеративное устройство").

Действующая Конституция встала на путь юридического равноправия всех субъектов Федерации как в отношениях друг с другом, так и в отношениях с Федерацией, взяв за основу приоритет прав человека независимо, в частности, от национальной принадлежности. К сожалению, фактическое равенство субъектов Федерации в сфере экономики еще не достигнуто. В результате встречается "перетягивание каната" субъектами Федерации и их недовольство отношением к ним федеральных органов.

Структура Конституции РФ:

1.                       Раздел первый                                                      

-                       Глава 1. Основы конституционного строя                

-                       Глава 2. Права и свободы человека и гражданина       

-                       Глава 3. Федеративное устройство                      

-                       Глава 4. Президент Российской Федерации               

-                       Глава 5. Федеральное Собрание                         

-                       Глава 6. Правительство Российской Федерации           

-                       Глава 7. Судебная власть                              

-                       Глава 8. Местное самоуправление                       

-                       Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

2.                        Раздел второй. Заключительные и переходные положения.[3]               

 

3. Юридические свойства Конституции РФ

  Юридические свойства - это правовые признаки конституции как основном  закона государства.  Рассмотрим,  какими свойствами она обладает.

  1. Прежде всем следует подчеркнуть, что Конституция Российс­кой Федерации представляет собой нормативно-правовой акт.  Как  и всякий подобный акт она обладает его характеристиками. Это, прежде всего содержащиеся в ней нормы права,  которые  носят  общеобяза­тельный характер.  Как и любой иной нормативно-правовой акт конс­титуция характеризуется неконкретностью адресата.  Ее нормы дейс­твуют независимо от их исполнения. Причем их действие обеспечива­ется принудительной силой государства.

  2. Конституция  как Основной закон государства базируется на государственной воле общества.  Именно указанной воле она обязана своим  возникновением  и существованием.  Об этом свидетельствуют результаты всенародном голосования по ее  проекту,  состоявшегося 12 декабря 1993 г. Поэтому Конституцию РФ можно рассматривать как правовую форму выражения и закрепления общеобязательной воли мно­гонациональном народа Российской Федерации.

  3. Конституция РФ 1993 г.  обладает  юридическим  верховенс­твом. Это означает, что ей присуща высшая юридическая сила по от­ношению ко всем иным нормативно-правовым актам, включая и законы. Все они должны соответствовать Конституции.  Верховенство Консти­туции закрепляется в статье 4 Основного закона РФ.

  4.Конституция является базой текущего законодательства, слу­жит источником его норм.  Текущее законодательство  не  наполняет конституционные нормы новым содержанием и не развивает их, а лишь конкретизирует основополагающие положения конституции в соответс­твующей сфере правовой жизни общества. Оно детализирует конститу­ционные нормы,  но в рамках их специфического  содержания.  Иначе творя, оно не должно выводить свои предписания за границы консти­туционных норм. Дух и буква последних должна пронизывать их смысл и правовую значимость.

  Обладая абстрактным содержанием,  Конституция  РФ  связывает реализацию своих норм с действием соответствующих законов, прини­маемых в обычном порядке. Например, ст. 6 Конституции РФ связыва­ет приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации со специальным федеральным законом,  ч.  3 ст.  11 увязывает процесс разграничения  предметов  ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации не только с конституционными поло­жениями,  но и Федеративным и иными  договорами  о  разграничении предметов ведения и полномочий, ст. 51 предусматривает, что граж­данин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным  зако­ном и т.д.

  5. Конституцию характеризует также особый порядок принятия и изменения.  Впервые в истории Российской Федерации ее Конституция была принята в результате всенародного голосования.  Особый поря­док изменения Российской Конституции состоит в том,  что для при­нятия закона, вносящею изменение или дополнение, требуется не ме­нее  2/3 голосов от общем числа депутатов в каждой из палат Феде­рального Собрания - Совета Федерации и Государственной Думы.  Для принятия  же  обычных  законов достаточно простого большинства от общего числа депутатов парламента.[4]


4. Поправки и пересмотр Конституции РФ

На изменение конституции влияют многие факторы - интересы различных социальных групп, преобразование формы правления или государственного устройства, господствующие в обществе официальные взгляды и воззрения на государство, право, их общественную роль.

Потребность в новой конституции в любой стране возникает после каких-либо масштабных событий общественно-политического характера: революции, завоевание независимости, распада государства, образование нового государственного единства, изменение формы правления и политического  режима.

Каждая новая конституция обобщает конкретный опыт истории и обогащает его новым содержанием.

В отличие от идеологизированных конституций бывшего СССР и союзных республик, включая предшествующую Конституцию Российской Федерации, провозглашавших высшей целью построение коммунистического общества, положения действующей Конституции России (ст. 2) четко определяют, что высшей ценностью являются человек, его права и свободы. При этом новая Конституция не ограничилась, как это нередко бывало ранее, декларацией, а установила, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Далее, в Конституции имеется отдельная глава (гл. 2), которая содержит конкретные нормы и предписания, раскрывающие совокупность основных прав и свобод, гарантированных высшим Законом. По объему это самая обширная глава Конституции. Она состоит из 47 статей. В целом же вопросы, непосредственно связанные со статусом личности, регламентируются более чем в 60 статьях Конституции.

Конституция 1993 г. отразила качественные изменения в социальной политике государства. Из нее исключен классовый подход к различным слоям населения, в частности нет упоминания о ведущей роли рабочего класса и других категорий трудящихся в построении общенародного государства, о трудовых коллективах как активной части политической системы. В то же время закреплены институты частной собственности и свободного предпринимательства, которые типичны для рыночной экономики, основанной на свободном рыночном хозяйстве.

Существенно, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются не только в соответствии с настоящей Конституцией, но и согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Это обстоятельство, с одной стороны, должно подтверждать вхождение нашей страны в цивилизованное общество, а с другой - стимулировать законодательство в сфере прав и свобод человека и гражданина, направленное, в частности, на предупреждение всех форм дискриминации, защиту семьи, детей и молодежи и на улучшение благосостояния народа.

Характерной чертой Конституции РФ 1993 г.  является ее адекватный характер складывающимся в обществе общественным  отношениям. Она отражает переходный характер российского общества, противоречивый способ его существования.  В ней нашли  воплощение  то, что  достигнуто  и отстаивается многонациональным народом России: многообразие форм собственности, конкуренция, свобода экономической деятельности,  политический и идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гражданина,  федеративное устройство,  основанное на самоопределении и равноправии народов, самостоятельный статус местною самоуправления и т.д.     К характерной черте Конституции РФ 1993 г. относится наличие в ней основополагающих положений.  Она содержит нормы, регулирующие  наиболее  важные  общественные отношения и служащие правовой основой для текущего законодательства. Поэтому по своему содержанию  они предельно абстрактны,  ибо имеют своей целью закрепление самого главного в общественных отношениях.     Характерной чертой Конституции России является также ее прямое действие.  Это закреплено в статье 15 Основного закона РФ. В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются в каком либо ином правовом подтверждении.  Это  придает  им  действительную высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.    

Для Конституции Российской Федерации характерны незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в том,  что Конституция провозглашает, что "признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст.  2).  При этом особо подчеркивается,  что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". В Конституции закрепляются и гарантируются права и свободы  человека  и гражданина  в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (статья 17).    

Характерной особенностью  Конституции  Российской  Федерации 1993 г. является специфика формы правления, которую она закрепляет.  Ограничиваясь лишь указанием на то, что Российская Федерация - есть "демократическое федеративное правовое государство с  республиканской  формой  правления" (статья 1) она обходит молчанием вопрос о разнородности Российской республики.  То, что Российская Федерация  не является парламентарной республикой - это настолько очевидно, что не нуждается в каком-либо доказательстве. Но и назвать ее президентской в собственном смысле нельзя,  ибо президент наделен такими полномочиями,  которые не вписываются в классическую модель президентской формы правления. Согласно статьи 110 Российской Конституции,  "исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации". Стало быть, Президент РФ выведен Конституцией за пределы  исполнительной власти.  Но вместе с тем он оказывает мощное воздействие на нее,  ибо "председатель  Правительства  Российской Федерации  назначается Президентом Российской  Федерации с согласия Государственной Думы" (статья 111).  Кроме того, Председатель Правительства определяет основные направления его деятельности не только руководствуясь Конституцией,  федеральными законами,  но и указами Президента (статья 113).  Особое положение Президента Российской Федерации  в  системе властных структур государства, которое делает его более могущественной фигурой, чем президента при президентской форме правления, находит свое концентрированное выражение в п.  3 статьи 80,  согласно которой, президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства".   

И, наконец,  особенностью Конституции РФ 1993 г.  является ее отношение  к федеративному устройству России.  Она придает статус субъектов Российской Федерации  не  только  национально-государственным образованиями,  но и обычным административно-территориальным единицам (включая Москву и Санкт-Петербург).[5]


Заключение


Российская Конституция - это документ своего времени. Она рассчитана по меньшей мере на переходный период развития России, о продолжительности которого еще идут жаркие споры. Одна из важнейших исходных задач при разработке проекта Конституции состояла как раз в том, чтобы создать механизмы, обеспечивающие устойчивость государственного экономического, общественного строя именно с учетом особенностей переходного периода. Другая не менее характерная черта проявляется в провозглашении принципов, которые еще предстоит внедрить в жизнь. Вряд ли можно сегодня сказать, что Конституция 1993 г. действует в полную силу, поскольку ее реализация сталкивается с массой трудностей, порождаемых экономическими, социальными, политическими и другими факторами. На конституционном развитии несомненно сказывается нерешенность многих главных задач, стоящих перед страной, отсутствие должной стабильности.

Со временем проявляются как сильные, так и слабые стороны самой Конституции, обнаруживаются "белые пятна" и несогласованности. Конечно, далеко не все можно было предусмотреть на этапе подготовительной работы, да и обстановка того времени накладывала отпечаток на темпы и результаты разработки Конституции. Новое законодательство, деятельность Конституционного Суда, конституционная практика в целом, само время снимают многие вопросы. Но жизнь постоянно привносит много нового и порой неожиданного. В этих условиях обновление комментария призвано облегчить понимание изменяющейся ситуации, четче видеть связь времен, легче прогнозировать будущие нововведения.




Список литературы






1.                     Коваленко А.И. Конституционное право Российской Федерации. М.: Артания, 2003. – 292 с.

2.                     Конституция Российской Федерации. - М.: Юрайт, 2003. – 64 с.

3.                     Конституция Российской Федерации. Комментарий./Под ред. Б. Н. Топорина, Ю. М. Батурина, Р. Г. Орехова. - М.,  Юридическая литература, 2004. – 386 с..

4.                     Конституционное право. - М., Юридический колледж МГУ, 2002. – 390 с.

5.                     Лассаль Ф.О. О сущности конституции. - СПб.: Нева, 2004. – 286 с.

6.                     Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. - М., Юристъ, 2003. – 421 с.



[1] Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. - М., Юристъ, 2003. – С. 19

[2] Лассаль Ф.О. О сущности конституции. - СПб.: Нева, 2004. – С. 31

[3] Конституционное право. - М., Юридический колледж МГУ, 2002. – С. 48

[4] Коваленко А.И. Конституционное право Российской Федерации. М.: Артания, 2003. – С. 53

[5] Конституция Российской Федерации. Комментарий./Под ред. Б. Н. Топорина, Ю. М. Батурина, Р. Г. Орехова. - М.,  Юридическая литература, 2004. – С. 108