Содержание
Введение.. 3
1. Понятие и основные виды негосударственных финансовых институтов.. 5
1.1 Преимущества негосударственных финансовых институтов. 7
1.2 Виды негосударственных финансовых институтов. 9
2. Коммерческие банки как основные негосударственные финансовые институты... 12
2.1 Понятие, функции и правовой статус коммерческого банка. 12
2.2 Структура коммерческого банка. 16
2.3 Виды коммерческих банков. 18
2.3.1 Сберегательные банки. 20
2.3.2 Инвестиционные банки. 23
2.3.3 Ипотечные банки. 24
3. Негосударственный пенсионный фонд как негосударственная финансовая организация.. 25
3.1 Понятие, направления деятельности и правовой статус негосударственного пенсионного фонда. 25
3.2 Функции и направления деятельности НПФ.. 27
4. Прочие негосударственные финансовые институты... 33
4.1 Инвестиционные институты.. 33
4.2 Страховые компании. 34
Заключение.. 37
Список литературы... 38
Введение
Формирование финансовых рынков в Российской Федерации непосредственно связано со становлением финансовых институтов. Этот процесс осуществлялся и осуществляется до сих пор, по существу, при отсутствии завершенной законодательной базы. Деятельность многих финансовых институтов до сих пор регламентируется указами Президента, постановлениями Правительства, инструкциями либо разъяснениями отдельных министерств и ведомств. Безусловно, такая ситуация негативным образом влияет на формирование и развитие отдельных сегментов финансового рынка и негосударственных финансовых институтов.
С организационной точки зрения финансовый рынок можно рассматривать как совокупность финансовых институтов, экономических субъектов, осуществляющих эмиссию, куплю и продажу финансовых инструментов. Каждый финансовый институт наделен определенными полномочиями по ведению тех или иных операций с конкретным набором финансовых инструментов.
В зависимости от типа негосударственного финансового института, а также вида финансовых инструментов финансовый рынок России можно подразделить на:
- денежный рынок;
- рынок ценных бумаг;
- рынок страховых полисов и пенсионных счетов;
- валютный рынок;
- рынок золота.
Финансовый рынок – это механизм перераспределения капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал.
На практике он представляет собой совокупность кредитных организаций (негосударственных финансово-кредитных институтов), направляющих поток денежных средств от собственников к заемщикам и обратно. Главная функция этого рынка состоит в трансформации бездействующих денежных средств в ссудный капитал. Процесс аккумулирования и размещения финансовых ресурсов, осуществляемый финансовой системой, непосредственно связан с функционированием финансовых рынков и деятельностью финансовых институтов.
Если задачей негосударственных финансовых институтов является обеспечение наиболее эффективного перемещения средств от собственников к заемщикам, то задача финансовых рынков состоит в организации торговли финансовыми активами и обязательствами между покупателями и продавцами финансовых ресурсов. Покупателями и продавцами на финансовых рынках выступают три группы экономических субъектов: домашние хозяйства; фирмы; государства.
Каждый из указанных субъектов в конкретный период времени может находиться в состоянии сбалансированности своего бюджета, либо его дефицита, или профицита. В последних двух случаях у экономических субъектов возникает либо потребность в заимствовании финансовых средств, или возможность в размещении временно свободных средств на выгодных для себя условиях. Финансовые рынки, собственно, и предназначены для того, чтобы наиболее эффективно были учтены и реализованы интересы потенциальных продавцов и покупателей.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение основных аспектов функционирования негосударственных финансовых институтов в РФ.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Дать понятие и охарактеризовать основные виды НФИ России;
- Раскрыть особенности функционирования коммерческих банков как основных представителей НФИ в России;
- Дать характеристику негосударственному пенсионному фонду как НФИ;
- Раскрыть сущность прочих НФИ: инвестиционные институты и страховые компании.
1. Понятие и основные виды негосударственных финансовых
институтов
Негосударственные финансовые институты – частные, коммерческие организации, уполномоченные осуществлять финансовые операции по кредитованию, депонированию вкладов, ведению расчетных счетов, купли и продажи валюты и ценных бумаг, оказанию финансовых услуг и другое. Основными финансово-кредитными институтами являются банки, но в их число входят и финансовые компании, инвестиционные фонды, сберегательные кассы, пенсионные фонды, взаимные фонды, страховые компании.[1]
Акты купли-продажи товаров финансового рынка зачастую сопряжены с финансовыми обязательствами, то есть обязательствами возврата согласованной суммы денежных средств в определенные сроки на определенных условиях. Соответственно владение финансовыми обязательствами для кредитора является правовым основанием его притязаний на получение реальных денежных средств в установленные сроки в будущем.
Взаимодействие между продавцами и покупателями может осуществляться непосредственно либо опосредованно. В первом случае удовлетворение взаимного интереса осуществляется с помощью прямого финансирования, во втором — финансированием через посредников, т. е. в виде опосредованного финансирования. Роль данных посредников выполняют негосударственные финансовые институты.[2]
При прямом финансировании покупатель в обмен на финансовое обязательство получает денежные средства непосредственно у продавца. Для покупателя финансовые обязательства продавца рассматриваются как активы, приносящие процентные доходы. Эти финансовые обязательства могут продаваться и покупаться на финансовых рынках. Обязательства, выпускаемые покупателями, называются прямыми обязательствами и реализуются, как правило, на рынках прямых заимствований. Прямое финансирование осуществляется через частное размещение, когда, например, фирма (продавец) продает весь выпуск ценных бумаг одному крупному институциональному инвестору или группе мелких инвесторов. Реализация подобных операций требует, как правило, профессионального знания интересов и потребностей потенциальных покупателей финансовых обязательств.
На финансовых рынках всегда присутствуют соответствующие специалисты, прежде всего брокеры, которые сводят продавцов и заинтересованных покупателей. Брокеры не покупают и не продают ценные бумаги. Они лишь исполняют заказы своих клиентов на проведение определенных операций по приемлемым (выгодным) для них ценам.
Участниками рынка прямых заимствований наряду с брокерами выступают дилеры и инвестиционные банки. Дилеры от своего имени и за свой счет приобретают и продают определённые ценные бумаги, по которым, на их взгляд, ожидается рост котировок. Доход дилера определяется разницей между ценой спроса и ценой предложения, называемой также спрэдом. Очевидно, что прибыль дилера зависит прежде всего от характера роста стоимости ценных бумаг и, разумеется, от расходов, связанных с приобретением, хранением и продажей ценных бумаг.
Инвестиционные банки помогают осуществлять первичное размещение финансовых обязательств. Они снижают эмиссионный риск продавцов путем гарантированного размещения этих обязательств по фиксированной цене, выступая в роли дилера или брокера. Инвестиционные банки выполняют и другие функции, услуги. В частности, они осуществляют консультирование эмитентов по всем аспектам выпуска и размещения ценных бумаг, оказывают помощь в составлении проспекта эмиссии, в выборе срока (времени) выхода на рынок и т. д.
Функционирование рынков прямых заимствований связано с рядом трудностей, которые обусловлены крупнооптовым характером продаж, что сужает круг возможных покупателей. Поэтому движение денежных средств от субъектов, имеющих профицит бюджетов, к субъектам с дефицитом бюджета зачастую носит опосредованный характер.
Опосредованное финансирование предполагает наличие финансовых посредников (негосударственных финансовых институтов), которые аккумулируют свободные денежные средства разных экономических субъектов и предоставляют их от своего имени на определенных условиях другим субъектам, нуждающимся в этих средствах. Финансовые посредники приобретают у экономических субъектов, нуждающихся в денежных средствах, их прямые обязательства и преобразуют их в другие обязательства с иными характеристиками (сроки погашения, процентные платежи и т. д.), которые продают экономическим субъектам, имеющим свободные денежные средства.
1.1 Преимущества негосударственных финансовых институтов
В негосударственных финансовых институтах зачастую заинтересованы как экономические субъекты, имеющие временные свободные денежные средства (кредиторы), так и субъекты, нуждающиеся в денежных средствах (заемщики), так как они получают определенные преимущества и выгоды.
Можно выделить следующие выгоды с позиции негосударственных финансовых институтов:
- Во-первых, негосударственные финансовые институты осуществляют диверсификацию риска путем распределения вложений по видам финансовых инструментов между кредиторами при выдаче синдицированных (совместных) кредитов во времени и иным образом, что ведет к снижению уровня кредитного риска. При отсутствии финансового посредника велик кредитный риск, т. е. риск невозврата основной суммы долга и процентов. Чистый доход посредника определяется разницей между ставкой за предоставленный им кредит и ставкой, под которую сам посредник занимает деньги, за вычетом издержек, связанных с ведением счетов, выплатой заработной платы сотрудникам, налоговыми платежами и т. д.
- Во-вторых, негосударственные финансовые институты разрабатывают систему проверки платежеспособности заемщиков и организуют систему распространения своих услуг, что также снижает кредитный риск и издержки по кредитованию.
- В-третьих, финансовые институты позволяют обеспечить постоянный уровень ликвидности для своих клиентов, т. е. возможность получения наличных денег. С одной стороны, сами финансовые институты имеют возможность держать в наличной форме определенную долю своих активов. С другой стороны, для некоторых видов финансовых институтов государство устанавливает законодательные нормы, регулирующие ликвидность. Так, для коммерческих банков через нормативы резервирования законодательно обеспечивается поддержание минимальных остатков денежных средств на счетах в центральном банке и в кассе.
Не только кредиторы, но и заемщики получают свои выгоды в результате реализации схемы опосредованного финансирования:
Во-первых, финансовые посредники упрощают проблему поиска кредиторов, готовых предоставить займы на приемлемых условиях.
Во-вторых, при наличии негосударственных финансовых институтов ставка за кредит для заемщика при нормальных экономических условиях оказывается чаще всего ниже, чем при его отсутствии. Объясняется этот парадокс тем, что финансовые посредники снижают кредитный риск для первичных кредиторов (вкладчиков) и могут устанавливать более низкие ставки привлечения средств. Эти суммы ставок вместе с издержками посредника оказываются не так велики, чтобы возникала необходимость увеличивать ставку размещения выше уровня ставки при прямом кредитовании.
В-третьих, негосударственные финансовые институты осуществляют трансформацию сроков, восполняя разрыв между предпочтением долгосрочных ссуд заемщика и предпочтением ликвидности кредитора. Это становится возможным благодаря тому, что не все клиенты требуют свои деньги одновременно, а поступление средств финансовому посреднику также распределено во времени.
В-четвертых, финансовые институты удовлетворяют спрос заемщиков на крупные кредиты за счет агрегирования больших сумм от множества клиентов.
1.2 Виды негосударственных финансовых институтов
Рынки опосредованных заимствований относят к розничным рынкам. Основными негосударственными финансовыми институтами на этих рынках выступают: коммерческие банки, взаимосберегательные банки, кредитные союзы, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, финансовые компании.
Всех финансовых посредников можно подразделить на четыре группы:
- финансовые учреждения депозитного типа;
- договорные сберегательные учреждения;
- инвестиционные фонды;
- иные финансовые организации.[3]
Наиболее распространенными негосударственными финансовыми институтами выступают учреждения депозитного типа. В развитых странах их услугами пользуется значительная часть населения, так как выплату доходов по депозитным счетам, как правило, гарантируют страховые компании, надежность которых обеспечивает государство. Привлеченные депозитными учреждениями средства используются для выдачи банковских, потребительских и ипотечных кредитов. Основными институтами данной группы являются коммерческие банки, сберегательные институты и кредитные союзы.
Коммерческие банки, как правило, предлагают самый широкий спектр услуг по привлечению денежных средств от экономических субъектов, временно располагающих таковыми, а также по предоставлению различных займов, кредитов. В силу огромной значимости коммерческих банков в функционировании денежно-кредитной системы государства они являются объектом жесткого государственного контроля.
Сберегательные институты являются специализированными финансовыми институтами, основными источниками средств которых выступают сберегательные вклады и разнообразные срочные потребительские депозиты. Эти институты заимствуют денежные средства на короткие сроки с использованием текущих и сберегательных счетов, а затем ссужают их на длительный срок под обеспечение в виде недвижимости.
Кредитные союзы являются институтами взаимного кредитования. Они принимают вклады частных лиц и кредитуют членов союза на приемлемых для тех условиях. Обязательства кредитных союзов формируются из сберегательных счетов и чековых счетов (паев). Свои средства кредитные союзы предоставляют членам союза в виде краткосрочных потребительских ссуд.
Кредитные союзы имеют ряд преимуществ перед иными финансовыми институтами депозитного типа. Как правило, они освобождаются от уплаты налога на доходы (прибыль), они не являются субъектом антимонопольного законодательства, что позволяет им участвовать в совместных предприятиях.
В России деятельность кредитных союзов не получила достаточного распространения. Их статус на федеральном уровне определен лишь разъяснениями Министерства юстиции РФ. Специальный закон «О кредитных потребительских кооперативах граждан (кредитных потребительских союзах)» принимался Государственной Думой, но в действие не введен. В созданную в 1994 г. «Лигу кредитных союзов» входят около сорока кредитных союзов и четыре региональные ассоциации кредитных союзов.
К сберегательным учреждениям, действующим на договорной основе, относят страховые компании и пенсионные фонды. Эти финансовые институты характеризуются устойчивым притоком средств от держателей страховых полисов и владельцев счетов в пенсионных фондах. Они имеют возможность инвестировать средства в долгосрочные высокодоходные финансовые инструменты.
Инвестиционные фонды продают свои ценные бумаги (акции, инвестиционные паи) инвесторам и используют полученные средства для покупки прямых финансовых обязательств. Как правило, они характеризуются высокой надежностью и низким номиналом продаваемых ценных бумаг. Среди инвестиционных фондов выделяются прежде всего паевые (взаимные) фонды. Они продают свои паи инвесторам и покупают на вырученные средства преимущественно акции и облигации. Существуют различные типы паевых фондов. Для всех них стоимость пая изменяется (как правило, растет), что позволяет инвесторам получать доход в случае продажи пая паевому фонду.
Системы паевых фондов играют активную роль на финансовых рынках в экономически развитых странах. В частности, в США одними из наиболее динамично развивающихся инвестиционных фондов являются паевые фонды денежного рынка, впервые появившиеся в 1972 г. Отличительной особенностью этих фондов является то, что они осуществляют инвестиции в краткосрочные ценные бумаги с низким риском неплатежа и высоким номиналом — от одного миллиона долларов и выше. Для многих инвесторов такие ценные бумаги недоступны в силу их высокой стоимости. Паевые фонды денежного рынка дают возможность мелким инвесторам получать доход от своих вложений по рыночной ставке процента и при этом не подвергаться значительным рискам невозврата средств.
К последней группе финансовых посредников относятся различные типы финансовых компаний, таких, как финансовые компании, специализирующиеся на кредитных и лизинговых операциях в сфере бизнеса и финансовые компании потребительского кредита, предоставляющие займы домашним хозяйствам с правом погашения в рассрочку.[4]
Основную часть денежных средств эти финансовые институты получают от продажи инвесторам краткосрочных обязательств в виде коммерческих бумаг. Деятельность этих компаний регулируется нормативными актами представительных (законодательных) и исполнительных органов власти.
Объемы финансовых операций, осуществляемые финансовыми посредниками, в последние десятилетия возрастают. При этом в развитых странах наблюдается относительное изменение объема услуг, предоставляемых отдельными финансовыми посредниками. Одновременно имеет место относительное изменение объема активов отдельных финансовых институтов. Так, в США за последние 30 лет значительно возросла доля взаимных фондов и государственных пенсионных фондов, в то время как доля депозитных институтов (коммерческих банков, сберегательных институтов) уменьшилась. Если в 1975 г. доля коммерческих банков в совокупных финансовых активах финансовых посредников составляла около 40%, то к 1998 г. она сократилась примерно до 27%, а доля взаимных фондов соответственно возросла с 2 до 19%.
Отток денежно-кредитных ресурсов из банковской системы явился следствием влияния не только определенных рыночных сил, но и собственной политики банков США, которые установили правила по увеличению расходов на страхование депозитов и более жестким требованиям к размерам собственного капитала.
2. Коммерческие банки как основные негосударственные финансовые институты
2.1 Понятие, функции и правовой статус коммерческого банка
В механизме функционирования кредитной системы огромная роль принадлежит коммерческим банкам. Они аккумулируют основную долю кредитных ресурсов, предоставляют клиентам полный комплекс финансового обслуживания, включая выдачу ссуд, прием депозитов, расчеты, покупку-продажу и хранение ценных бумаг, иностранной валюты и т.д. По способу формирования уставного капитала банки подразделяются на акционерные, государственные, частные, кооперативные, смешанные. Во всех странах преобладают акционерные банки.
Согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» № 17-ФЗ от 03.02.1996, банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:
- привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;
- размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;
- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.[5]
Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.
Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.
Коммерческий банк - это предприятие, организующее движение ссудного капитала с целью получения прибыли. Сущность коммерческого банка проявляется в его функциях:
- аккумуляция и мобилизация денежного капитала;
- посредничество в кредите;
- создание кредитных денег;
- проведение расчетов и платежей в хозяйстве;
- организация выпуска и размещения ценных бумаг;
- оказание консультационных услуг.[6]
Аккумуляция и мобилизация денежного капитала. Это одна из старейших функций банков. Мобилизуемые банком свободные денежные средства предприятий и населения, с одной стороны, приносят их владельцам доходы в виде процента, а с другой - создают базу для проведения ссудных операций. Именно с помощью банков происходит сосредоточение денежных средств и превращение их в капитал.
Посредничество в кредите является другой важной функцией коммерческих банков. Прямым кредитным отношениям между владельцами свободных денежных средств и заемщиками препятствует несовпадение объема капитала, предлагаемого в ссуду, с потребностью в нем. Не совпадает и срок высвобождения этого капитала со сроком, на который он требуется заемщику. Непосредственные кредитные связи между владельцами капитала и заемщиками затрудняет также риск неплатежеспособности заемщика. Коммерческие банки, выполняя роль финансового посредника, устраняют эти затруднения. Банковские кредиты направляются в различные сектора экономики, обеспечивают расширение производства. Ссуды предоставляются и потребителям на приобретение товаров длительного пользования, домов, их ремонт и т.д., способствуя тем самым росту уровня их жизни, решению социальных проблем. Заемщиком коммерческих банков выступает и правительство, поскольку государственные расходы нередко не покрываются доходами.
Создание кредитных денег. Особая функция банков - создание кредитных денег в виде банковских депозитов, которые используются с помощью чеков, карточек, электронных переводов. Коммерческие банки образуют депозиты, во-первых, принимая наличные деньги от своих клиентов. При этом общее количество денег в обращении не увеличивается, происходит лишь замена одного виза кредитных денег (банкнот) другим (депозитами).
Во-вторых, банк создает депозиты на основе выдачи банковских ссуд, приобретения у клиентов ценных бумаг, иностранной валюты и золота. При этом происходит увеличение объема денежной массы в обращении. Когда клиент снимает наличные деньги со счета в банке, общая денежная масса остается неизменной: деньги просто переходят из безналичной формы в наличную. Списание денег с депозитного счета (при погашении ссуд, продаже банком своим клиентам ценных бумаг, валюты, золота) ведет к сокращению денежной массы. В промышленно развитых странах коммерческие банки являются главным эмитентом денег. Поэтому центральные банки регулируют процесс денежной эмиссии прежде всего путем воздействия на масштабы и характер операций коммерческих банков.
Проведение расчетов и платежей в хозяйстве. Основная часть расчетов между предприятиями осуществляется безналичным путем. Банки - посредники в платежах. Они осуществляют платежи по поручению клиентов, принимают деньги на счета и ведут учет всех денежных поступлений и выдач.
Эффективное функционирование платежной системы в странах с развитой банковской структурой требует совершенствования технологии расчетных операций. В этих странах создаются различные расчетные системы. Например, так называемые клиринговые системы крупных коммерческих банков с широкой сетью их филиалов и отделений. Они позволяют банкам производить клиринговый зачет значительной части платежей в стране. Другой пример - жиросистемы, образованные банками - участниками расчетов, включая центральные банки. Централизация платежей в банках способствует уменьшению издержек обращения, а для ускорения и повышения надежности операций внедряются электронные системы расчетов.
Организация выпуска и размещения ценных бумаг. Через эту функцию реализуется важная роль банков в организации первичного и вторичного рынков ценных бумаг. Осуществляя для своих клиентов выпуск и размещение акций и облигаций, коммерческие банки имеют возможность направлять капитал для производственных целей, для финансирования государственных расходов. Рынок ценных бумаг дополняет систему кредита и взаимодействует с ней. Например, банки предоставляют посредникам рынка ценных бумаг ссуды для подписки на ценные бумаги новых выпусков, а те продают ценные бумаги банкам для перепродажи. Если компания - учредитель, на имя которой зарегистрированы ценные бумаги, сама продает их, то банк может обеспечивать подписчиков на выпущенные ценные бумаги. С этой целью банк создает консорциум по размещению ценных бумаг. Выпущенные крупными компаниями обязательства на большие суммы банки размещают среди своих клиентов, а не путем свободной продажи на фондовой бирже.
Оказание консультационных услуг. Консультационные услуги коммерческих банков заключаются в консультировании клиентов по таким вопросам, как повышение их кредитоспособности, получение лизинговых и инновационных кредитов, применение новых форм расчетов, использование пластиковых карточек, составление отчетности и др. За последние годы расширяются информационные услуги, связанные со сбором и предоставлением информации о кредитоспособности клиентов коммерческого банка, о рынке банковских услуг, процентных ставках по активным и пассивным операциям и т.д.
2.2 Структура коммерческого банка
Структура коммерческих банков соответствует общепринятой схеме управления акционерного общества. Высшим органом коммерческого банка является общее собрание акционеров, которое должно проходить не реже одного раза в год. На нем присутствуют представители всех акционеров банка на основании доверенности. Общее собрание правомочно решать вынесенные на его рассмотрение вопросы, если в заседании принимает участие не менее трех четвертей акционеров банка.
Общее руководство деятельностью банка осуществляет совет банка. На него возлагаются также наблюдение и контроль за работой правления банка. Состав совета, порядок и сроки выборов его членов определяет общие направления деятельности банка, рассматривает проекты кредитных и других планов банка, утверждает планы доходов и расходов и прибыли банка, рассматривает вопросы об открытии и закрытии филиалов банка и другие вопросы, связанные с деятельностью банка, его взаимоотношениями с клиентами и перспективами развития.
Непосредственно деятельностью коммерческого банка руководит правление. Оно несет ответственность перед общим собранием акционеров и советом банка. Правление состоит из председателя правления (президента), его заместителей (вице-президентов) и других членов.
Заседания правления банка проводятся регулярно. Решения принимаются большинством голосом. При равенстве голосов голос председателя является решающим. Решения правления проводятся в жизнь приказом председателя правления банка. При правлении банка обычно создаются кредитный комитет и ревизионная комиссия.
В функции кредитного комитета входят: разработка кредитной политики банка, структуры привлекаемых средств и их размещения; разработка заключений по предоставлению наиболее крупных ссуд (превышающих установленные лимиты); рассмотрение вопросов, связанных с инвестированием, ведением трастовых операций.
Ревизионная комиссия избирается общим собранием участников и подотчетна совету банка. В состав ревизионной комиссии не могут быть избраны члены совета и правления коммерческого банка. Правление банка предоставляет в распоряжение ревизионной комиссии все необходимые для проведения ревизии материалы. Результаты проведенных проверок комиссия направляет правлению банка.
В целях обеспечения гласности в работе коммерческих банков и доступности информации об их финансовом положении их годовые балансы, утвержденные общим собранием акционеров, а также отчет о прибылях и убытках должны публиковаться в печати (после подтверждения достоверности представленных в них сведений аудиторской организацией).
В целях оперативного кредитно-расчетного обслуживания предприятий и организаций - клиентов банка, территориально удаленных от места расположения коммерческого банка, он может организовывать филиалы и представительства. При этом вопрос об открытии филиала или представительства коммерческого банка должен быть согласован с ГУ ЦБ РФ по месту открытия филиала или представительства.
Филиалами банка считаются обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения и осуществляющие все или часть его функций. Филиал не является юридическим лицом и совершает делегированные ему головным банком операции в пределах, предусмотренных лицензией ЦБ РФ. Он заключает договоры и ведет иную хозяйственную деятельность от имени коммерческого банка, его создавшего.
Представительство является обособленным подразделением коммерческого банка, расположенным вне места его нахождения, не обладающим правами юридического лица и не имеющим самостоятельного баланса. Оно создается для обеспечения представительских функций банка, совершения сделок и иных правовых действий. Представительство не занимается расчетно-кредитным обслуживанием клиентов и не имеет корреспондентского счета. Для осуществления хозяйственных расходов ему открывается текущий счет.
2.3 Виды коммерческих банков
В основе деятельности любого банка лежит идея его функционирования как специфического предприятия. Банки могут быть при этом самыми разнообразными.
По срокам выдаваемых кредитов могут быть банки, предоставляющие преимущественно долгосрочные или краткосрочные ссуды. Задача таких банков — обеспечить на возвратной основе потребности заемщиков в дополнительных ресурсах, в которых они нуждаются в ходе своей коммерческой деятельности.
Банки можно классифицировать и по хозяйственному признаку — промышленные, торговые, сельскохозяйственные, внешнеторговые. В мировой практике выделяются также сберегательные, депозитные, инвестиционные, ипотечные банки, в основные задачи которых входит аккумуляция свободных денежных средств, привлечение депозитов и их использование преимущественно для кредитования других кредитных учреждений. В банковской системе отдельно могут быть представлены кредитные учреждения, выполняющие специальные задачи — различного рода инновационные банки, фонды специального назначения, общества взаимного кредита, ломбарды, кассы взаимопомощи.
По территориальному признаку банки делятся на местные (региональные) и обслуживающие потребности ряда регионов, страны в целом, международные. На практике трудно встретить тот или иной банк в чистом виде. К примеру, крупное кредитное учреждение, которое выдает только краткосрочные кредиты, только кредиты промышленным предприятиям, только клиентам отдельно взятого региона. В современном денежном хозяйстве скорее можно найти комбинацию выполняемых банком операций при сохранении главного направления их деятельности.
Среди критериев классификации кредитных учреждений следует особо выделить признак собственности. По характеру собственности банки могут быть государственные, акционерные, кооперативные, частные, муниципальные, смешанные. В банках государственного типа признак государственности с позиции собственности на банковский капитал является основополагающим. Исходным в деятельности таких банков является ее подчиненность государственным национальным интересам (например, поддержание стабильности денежного обращения через систему эмиссионных банков, финансирование программ развития тех или иных отраслей или регионов через государственную систему коммерческих банков). Наиболее распространенная форма собственности в современном банковском деле — акционерная. Акционерами могут выступать самые разнообразные юридические и физические лица. Даже государственный банк, где преобладание государственной формы собственности является естественным, может включать в качестве своих учредителей другие юридические лица, например другие банки. Капитал такого государственного банка становится акционерным, однако, это не мешает ему обеспечивать реализацию национальных интересов.
Учредителем кооперативного банка является соответствующий союз кооперативов, пайщиками такого банка выступают кооперативы. Обычно это более мелкие банки, как по уставному капиталу, так и по масштабам деятельности. Совладельцами кооперативного банка могут быть не только кооперативы, но и другие лица, в том числе государственные предприятия.
В настоящее время разрешены частные, муниципальные и смешанные (с участием иностранного капитала) кредитные учреждения. Важно при этом, чтобы законодательство обеспечивало не только разнообразие типов банков, но и их равноправие. В любом случае необходимо, чтобы банк был автономным предприятием.
2.3.1 Сберегательные банки
В странах с рыночной экономикой действует разветвленная система сберегательных учреждений, занимающихся привлечением средств населения во вклады. Это сберегательные банки, ссудо-сберегательные ассоциации и товарищества и др.
Сберегательные банки возникли как небольшие кредитные учреждения, действовавшие в масштабе регионов или отдельных городов.
Деятельность сберегательных банков контролируется в настоящее время государством, которое в лице местных властей выступает гарантом по их операциям. Население размещает средства во вкладах, на текущих, инвестиционных и других счетах. Размещение средств может осуществляться в форме предоставления потребительских, ипотечных, бланковых кредитов, покупки акций и промышленных облигаций, путем выпуска кредитных карточек. В некоторых странах значительную часть привлеченных средств сберегательные банки размещают в ценные бумаги государства.
В настоящее время действуют сберегательные банки нескольких видов: доверительно-сберегательные, взаимно-сберегательные, почтово-сберегательные.
Доверительно-сберегательные банки - разновидность кооперативных банковских учреждений. Вместе с Национальным сберегательным банком практикуют открытие многочисленных счетов для населения и предприятий. Национальный сберегательный банк Великобритании действует через разветвленную сеть почтовых отделений и контролируется государством. Обыкновенные счета открываются практически в каждом отделении. Вкладчик имеет право снять средства после предварительного уведомления. Средства, находящиеся на этих счетах, помещаются в правительственные ценные бумаги. Дивиденды, получаемые по ним, являются источником выплаты процентов по депозитным счетам.
К другим сберегательным инструментам, к которым могут прибегать как частные лица, так и корпорации, относятся: национальные сберегательные сертификаты, национальные сберегательные облигации, премиальные сберегательные облигации. Это своеобразный капитал, по которому средства переливаются в Казначейство. Каждый вид вкладов имеет свои особенности.
Взаимно-сберегательные банки - разновидность кооперативных банковских учреждений, распространенных в США. Они объединены в Национальную ассоциацию взаимно-сберегательных банков. В кредитной системе страны эти учреждения занимают третье место по объему депозитов.
Взаимно-сберегательные банки возникли в целях мобилизации и поощрения мелких сбережений населения по типу доверительных сберегательных банков в Великобритании. Их особенность заключается в том, что они не имеют акционерного капитала. Первоначально внесенный капитал был возвращен учредителям. Управляют ими советы доверительных лиц, которые официально получают вознаграждение. Деятельность сберегательных банков регулируется законодательством.
Средства мелких вкладчиков аккумулируются на открываемых сберегательных и инвестиционных счетах, а также на процентном чековом счете. По кругу выполняемых операций взаимно-сберегательные банки близки к коммерческим: практикуется предоставление потребительских кредитов и ипотечных ссуд, выпуск кредитных карточек, ведение чековых счетов.
Поскольку взаимно-сберегательные банки относятся к категории некоммерческих учреждений, к ним применяется льготный налоговый режим регулирования государством.
Почтово-сберегательные банки - одни из наиболее распространенных видов сберегательных учреждений в зарубежных странах, в организационном отношении объединенных с почтовой системой. Эти банки возникли как институты по привлечению сбережений населения.
Почтово-сберегательные банки выступают кредиторами государства и обслуживают население в местностях, где нет коммерческих банков. Почтово-сберегательные банки не имеют акционерного капитала, их обязательства гарантированы государством. Эти банки аккумулируют средства населения через почтовые отделения, роль которых ограничивается приемом и выдачей средств. Активы состоят из государственных ценных бумаг. Почтово-сберегательные банки выполняют следующие банковские операции: кредитуют население и предприятия, оплачивают чеки, осуществляют переводы.
Большую группу сберегательных учреждений составляют сберегательные кассы. В настоящее время действуют три вида сберегательных касс: государственные, частные и муниципальные. Организационная структура сберегательных касс в разных странах различна: в Великобритании, Германии, Италии, Японии - это государственные сберегательные кассы; во Франции - государственные и муниципальные; в США - так называемые “взаимные”.
Система сберегательных касс построена “снизу вверх”, имеет федеральную структуру. Продуктивность системы сберегательных касс базируется на принципе помощи по восходящей линии. То, что отдельная сберкасса может регулировать и сделать на месте, она делает самостоятельно. Если что-то можно лучше и быстрее решить с помощью региона организации, то это будет сделано в сотрудничестве с нею. Сотрудничество партнеров в системе сберегательных касс служит важной причиной роста их производительности и земельных банков (жироцентров) как в операциях внутри страны, так и за границей.
2.3.2 Инвестиционные банки
Инвестиционные банки - специальные кредитные институты, осуществляющие финансирование и кредитование инвестиций. Эти банки являются неидентичными банковскими учреждениями, что связано с особенностями рынка ссудных капиталов и различиями банковского законодательства отдельных промышленно развитых стран.
Основной функцией инвестиционного банка в США является эмиссионная функция - ведение переговоров с торгово-промышленными компаниями о выпуске новых акций и облигаций и техническая подготовка таких выпусков с принятием на себя обязательств по размещению ценных бумаг на рынке и приобретению той их части, которая не будет размещена по подписке.
Характерной особенностью накопления денежного капитала инвестиционными банками США является привлечение сбережений не только наиболее богатых слоев населения, но и мелких инвесторов с невысокими доходами - мелкой буржуазии, фермеров и сравнительно хорошо оплачиваемых рабочих и служащих.
Банковские инвестиции - покупка ценных бумаг банками, когда эти бумаги становятся собственностью банка. Участие инвестиционных банков в финансировании инвестиций в различных странах неидентично и осуществляется с учетом специфики организационной структуры этих банков. Реализация ценных бумаг торговыми банками проводится различными путями: выставлением выпущенных акций на продажу самим банком; объявлением подписки на них; выставлением ценных бумаг на продажу непосредственно клиентом и т.д.
Ресурсы инвестиционных банков и инвестиционных кампаний, существующих в немногих развивающихся странах, образуются посредством выпуска ценных бумаг, размещаемых на бирже или через банковскую систему, редко - непосредственно среди населения. Ресурсы банков развития развивающихся стран формируются в основном за счет бюджетных средств и внешних займов у международных финансовых институтов (Международного банка реконструкции и развития, региональных банков развития) и в меньшей степени на международных рынках капитала.
2.3.3 Ипотечные банки
Ипотечные банки - банки, специализирующиеся на предоставлении долгосрочных ссуд под залог недвижимости - земли и строений. К ним относятся и земельные банки, выдающие долгосрочные ссуды в основном под залог земли.
Ипотечные облигации - долгосрочные ценные бумаги, выпускаемые под обеспечение недвижимым имуществом (земля, производственные и жилые здания) и приносящие твердый процент. Первоначально ипотечные облигации в отдельных странах, в том числе в дореволюционной России, назывались закладными листами, которые заемщики продавали на рынке при посредстве тех же банков, за что выплачивали им комиссионное вознаграждение. Выпускаются ипотечные облигации как ипотечными банками, так и торгово-промышленными корпорациями.
Ресурсы ипотечных банков используются для предоставления ипотечного кредита. Ипотечный кредит - долгосрочные ссуды, выдаваемые под залог (заклад) недвижимости, прежде всего земли. Залог недвижимого имущества с целью получения ссуды называют также ипотекой.
Ипотечный кредит возник еще в рабовладельческом обществе, где он представлял собой разновидность ростовщического капитала, получил развитие при феодализме, но особенно распространился при капитализме. Этот кредит позволяет предпринимателям увеличивать размер производительного использования капитала, а землевладельцам - финансировать покупку дополнительных участков земли. Предоставляют его специальные ипотечные банки (в странах, где такие банки имеются), а также коммерческие, сельскохозяйственные и другие банки.
Для ипотечного кредита кроме долгосрочности характерно оставление заложенного имущества в руках должника, который продолжает его эксплуатировать. Допускается повторный залог с получением дополнительного кредита, если ценность имущества не исчерпана предыдущими закладными и должник имеет экономическую возможность уплачивать проценты и погашать долг.
При залоге недвижимого имущества должник лишь номинально сохраняет свое право собственника. Фактически в этом случае земельная рента, являющаяся экономической формой реализации земельной собственности, присваивается кредитором.
3. Негосударственный пенсионный фонд как негосударственная финансовая организация
3.1 Понятие, направления деятельности и правовой статус негосударственного пенсионного фонда
С 1 января 2002 года осуществлено реформирование системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Формирование пенсионного обеспечения складывается как суммы государственной, так и негосударственной (дополнительной) пенсии.
Система негосударственного пенсионного обеспечения предусматривает организацию дополнительного пенсионного обеспечения граждан, основываясь на накопительном методе формирования пенсии как работодателями, так и самими гражданами. Эта система ни в коей мере не заменяет, не упраздняет и не затрагивает государственной системы пенсионного обеспечения. Негосударственные пенсии выплачиваются дополнительно к государственным и независимо от них.
Накопительная система основывается на выплате пенсии из накопительного в этих целях денежного фонда. Для реализации этой работы в России создан новый институт финансовых организаций – негосударственные пенсионные фонды (НПФ).[7]
Негосударственные пенсионные фонды – независимые, самостоятельные организации, куда на добровольной основе вносят вклады как предприятия, так и отдельные граждане. Аккумулируемые фондами средства инвестируются, приумножаются и направляются на улучшение пенсионного обеспечения вкладчиков.
Регулирование деятельности НПФ осуществляется Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах" от 07.05.1998 № 75-ФЗ.
Негосударственный пенсионный фонд - особая организационно - правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:
- деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;
- деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании;
- деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» N 75-ФЗ от 7 мая 1998 года (ред. от 10.01.2003) и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.[8]
Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.
Деятельность фонда в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, организацию инвестирования средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам.
Деятельность фонда в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, инвестирование средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату профессиональных пенсий застрахованным лицам.
3.2 Функции и направления деятельности НПФ
Фонды осуществляют деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению независимо от осуществления деятельности по обязательному пенсионному страхованию и по профессиональному пенсионному страхованию.
Фонды осуществляют деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию независимо от осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и по профессиональному пенсионному страхованию.
Фонды осуществляют деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию независимо от осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и по обязательному пенсионному страхованию.
Субъектами отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию являются фонды, Пенсионный фонд Российской Федерации, специализированные депозитарии, управляющие компании, вкладчики, участники, застрахованные лица и страхователи.[9]
Участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию являются брокеры, кредитные организации, а также другие организации, вовлеченные в процесс размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений.
Учредительным документом фонда является устав фонда. Устав фонда утверждается его учредителями (учредителем).
Устав фонда содержит:
- полное и сокращенное наименования фонда, причем в наименование включены слова "негосударственный пенсионный фонд", сведения о его местонахождении;
- положения о предмете и целях деятельности фонда;
- сведения о структуре и компетенции органов управления фонда, нормах представительства в органах управления;
- положения о порядке назначения на должность и освобождения от должности должностных лиц, принятия решений, опубликования отчетов, осуществления контроля за деятельностью фонда, реорганизации и ликвидации фонда, распределения доходов от размещения пенсионных резервов, а также о порядке распределения имущества при ликвидации фонда.
Фонд в соответствии с уставом выполняет следующие функции:
- разрабатывает правила фонда;
- заключает пенсионные договоры, договоры об обязательном пенсионном страховании и договоры о создании профессиональных пенсионных систем;
- аккумулирует пенсионные взносы и средства пенсионных накоплений;
- ведет пенсионные счета негосударственного пенсионного обеспечения;
- ведет пенсионные счета накопительной части трудовой пенсии с учетом требований Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";
- ведет пенсионные счета профессиональных пенсионных систем;
- информирует вкладчиков, участников и застрахованных лиц о состоянии указанных счетов;
- заключает договоры с иными организациями об оказании услуг по организационному, информационному и техническому обеспечению деятельности фонда;
- оплачивает услуги и возмещает расходы иных организаций, предоставляющих услуги по организационному, информационному и техническому обеспечению деятельности фонда, раздельно по видам деятельности фонда за счет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, в том числе за счет части дохода, полученного от размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений, направляемой на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда;
- определяет инвестиционную стратегию при размещении средств пенсионных резервов и инвестировании средств пенсионных накоплений;
- формирует имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности, и размещает составляющие его денежные средства;
- формирует пенсионные резервы, организует размещение средств пенсионных резервов и размещает пенсионные резервы;
- организует инвестирование средств пенсионных накоплений;
- заключает договоры с управляющими компаниями, специализированными депозитариями, другими субъектами и участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию;
- оплачивает расходы, связанные с размещением средств пенсионных резервов, за счет части дохода от размещения средств пенсионных резервов, направляемой на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, а также за счет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда;
- оплачивает расходы, связанные с инвестированием средств пенсионных накоплений, за счет части дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, направляемой на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, а также за счет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда;
- оплачивает расходы, связанные с размещением имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, за счет доходов от размещения указанного имущества;
- рассматривает отчеты управляющей компании (управляющих компаний) и специализированного депозитария о финансовых результатах деятельности по размещению средств пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений;
- расторгает договоры с управляющей компанией (управляющими компаниями) и специализированным депозитарием по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
- принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, для обеспечения сохранности средств фонда, находящихся в распоряжении управляющей компании (управляющих компаний), с которой (которыми) расторгается (прекращается) договор доверительного управления;
- ведет в установленном порядке бухгалтерский и налоговый учет;
- ведет обособленный учет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений;
- осуществляет актуарные расчеты;
- производит назначение и осуществляет выплаты негосударственных пенсий участникам;
- производит назначение и осуществляет выплаты накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам или выплаты их правопреемникам;
- производит назначение и осуществляет выплаты профессиональных пенсий;
- осуществляет выплаты выкупных сумм вкладчикам и (или) участникам или перевод выкупных сумм в другой фонд, а также перевод средств пенсионных накоплений в случае перехода застрахованного лица в другой фонд или Пенсионный фонд Российской Федерации;
- принимает меры по обеспечению полной и своевременной уплаты вкладчиками пенсионных взносов;
- предоставляет информацию о своей деятельности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом;
- осуществляет иные функции для обеспечения уставной деятельности фонда.[10]
Негосударственные пенсионные фонды из всех ныне действующих социально-финансовых институтов имеют наиболее развитую систему законодательно установленных требований к их финансовому состоянию и условиям деятельности. К числу таких условий осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, установленных законодательством, относятся:
- обязательное лицензирование деятельности негосударственного пенсионного фонда;
- разделением имущества НПФ на пенсионные резервы, предназначенные исключительно для выполнения обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению, и имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда;
- раздельный учет указанных видов имущества и недопустимость смешения операций по ним;
- законодательно установленный минимальный размер имущества для обеспечения уставной деятельности - 3 млн. рублей в период до 1 января 2005 года и 30 млн. рублей после этой даты;
- законодательный запрет на обращение взысканий по долгам фонда на имущество, составляющее пенсионные резервы;
- открытость и прозрачность деятельности фонда для вкладчиков и участников - ежегодное информирование вкладчиков и участников о состоянии пенсионных счетов и обязательная публикация отчетов о деятельности фонда в средствах массовой информации;
- развитая система мер по обеспечению сохранности пенсионных резервов, включающая в себя требования к допустимым направлениям размещения пенсионных резервов и предельные нормы размещения в отдельные объекты инвестирования, а также ежедневный контроль за составом и структурой пенсионных резервов со стороны специализированного депозитария;
- система страхования рисков, включающая в себя формирование страховых резервов, нормативный размер которых установлен государством, участие в объединенных гарантийных фондах или других формах внешнего страхования;
- наличие у фонда системы внутреннего контроля, включающей в себя попечительский совет, формируемый из представителей вкладчиков и участников, и ревизионную комиссию.
Соблюдение негосударственными пенсионными фондами всех установленных законодательством условий деятельности контролируется государственным уполномоченным органов в лице Инспекции НПФ при Минтруде России и специализированным депозитарием, который обязан извещать Инспекцию НПФ при наличии нарушений состава и структуры пенсионных резервов.
4. Прочие негосударственные финансовые институты
4.1 Инвестиционные институты
Следующим распространенным видом негосударственных финансовых институтов являются инвестиционные институты. Инвестиционные институты как юридические лица создаются в любой организационно правовой форме. Их учредителями могут быть граждане (отечественные и иностранные) и юридические лица. Так, в качестве инвестиционных институтов могут выступать банки. Инвестиционный институт может осуществлять свою деятельность на рынке ценных бумаг как посредник (финансовый брокер); инвестиционный консультант; инвестиционная компания и инвестиционный фонд.
Деятельность финансового брокера на рынке ценных бумаг заключается в выполнении посреднических (агентских) при купле-продаже этих бумаг за счет и по поручению клиента на основании договора комиссии или поручения.
Деятельность инвестиционного консультанта состоит в оказании консультационных услуг по выкупу и обращению ценных бумаг.
В функции инвестиционной компании входят:
- Организация выпуска ценных бумаг и выдача гарантий по их размещению в пользу третьих лиц;
- Вложение средств в ценные бумаги;
- Купля-продажа ценных бумаг от своего имени за свой счет, в том числе за счет путем объявления их котировки (установление на определенные ценные бумаги «цены продавца» и «цены покупателя», по которым инвестиционная компания обязуется их продавать и покупать).
Инвестиционная компания образует свои финансовые ресурсы только за чет собственных средств (средств учредителей) и эмиссии ценных бумаг, продаваемых юридическим лицам. Средства физических лиц не участвуют в формировании денежных ресурсов инвестиционных компаний. Это ограничение не касается операций, проводимых банками с государственными ценными бумагами.
Акционерный инвестиционный фонд - открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные Федеральным законом «Об инвестиционных фондах» N 156-ФЗ от 29 ноября 2001 года и фирменное наименование которого содержит слова "акционерный инвестиционный фонд" или "инвестиционный фонд".[11]
Инвестиционный фонд (в отличие от инвестиционных компаний) в праве привлекать денежные средства населения, что позволяет значительно увеличить величину его активов, а также обеспечить более надежную защиту сбережений населения от инфляции. Фонд предоставляет своим акционерам возможность профессионального управления ценными бумагами. Квалифицированные инвестиционные менеджеры обеспечивают выбор наиболее выгодных направлений инвестирования и получения прибыли.[12]
4.2 Страховые компании
Правовой основой страхового дела в России является Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» N 4015-1 от 27 ноября 1992 года (ред. от 10.12.2003)
Страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.[13]
Страховая деятельность (страховое дело) - сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.
По форме организации страхование выступает как государственное, акционерное и взаимное, кооперативное.
Акционерное страхование — негосударственная организационная форма, где в качестве страховщика выступает частный капитал в виде акционерного общества, уставный фонд которого формируется из акций (облигаций) и других ценных бумаг, принадлежащих юридическим и физическим лицам, что позволяет при сравнительно ограниченных средствах быстро развернуть эффективную работу страховых компаний.
Взаимное страхование — негосударственная организационная форма, которая выражает договоренность между группой физических, юридических лиц о возмещении друг другу будущих возможных убытков в определенных долях согласно принятым условиям. Реализуется через общество взаимного страхования, которое является страховой организацией некоммерческого типа, т.е. не преследует целей извлечения прибыли из созданного страхового предприятия. Это крупная организационная форма проведения страхования. Общество взаимного страхования выступает как объединение физических или юридических лиц, созданное на основе добровольного соглашения между ними для страховой защиты своих имущественных интересов. Общество взаимного страхования является юридическим лицом и отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом. Каждый страхователь является членом-пайщиком общества взаимного страхования. Минимальное количество членов-пайщиков определяется уставом общества. В настоящее время в Российской Федерации отсутствует правовая база для деятельности обществ взаимного страхования. За рубежом общества взаимного страхования являются крупными хозяйствующими субъектами регионального, национального и международного страхового рынка.
Объектами личного страхования могут быть имущественные интересы, связанные:
1) с дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, с наступлением иных событий в жизни граждан (страхование жизни);
2) с причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование).
Объектами имущественного страхования могут быть имущественные интересы, связанные, в частности, с:
1) владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества);
2) обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности);
3) осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков).[14]
Страхование противоправных интересов, а также интересов, которые не являются противоправными, но страхование которых запрещено законом, не допускается.
Если федеральным законом не установлено иное, допускается страхование объектов, относящихся к разным видам имущественного страхования и (или) личного страхования (комбинированное страхование).
На территории Российской Федерации страхование (за исключением перестрахования) интересов юридических лиц, а также физических лиц - резидентов Российской Федерации может осуществляться только страховщиками, имеющими лицензии, полученные в порядке установленном Законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Заключение
В результате проделанной работы были рассмотрены основные аспекты функционирования различных негосударственных финансовых институтов в Российской Федерации.
При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:
- Дано понятие и приведена характеристика основных видов негосударственных финансовых институтов России;
- Раскрыты особенности функционирования коммерческих банков как основных представителей негосударственных финансовых институтов России;
- Охарактеризованы основные аспекты функционирования негосударственного пенсионного фонда как негосударственного финансового института России;
- Раскрыты особенности деятельности инвестиционных институтов и страховых компаний как негосударственных финансовых институтов России.
Итак, основными негосударственными финансово-кредитными институтами являются банки, но в их число входят и финансовые компании, инвестиционные фонды, сберегательные кассы, пенсионные фонды, взаимные фонды, страховые компании.
В ходе финансового кризиса в России выявилась необходимость формирования такой структуры негосударственных финансовых институтов, которая обеспечивает переориентацию финансовых потоков на обслуживание потребностей конечных заемщиков, повышение эффективности притока свободных ресурсов и их вложения в продуманные экономические проекты. В условиях, когда снижение конкурентоспособности государственных ценных бумаг создает реальные возможности для развития других финансовых инструментов, формируются предпосылки для выхода на российский финансовый рынок корпоративных эмитентов. Произошла также переоценка роли финансовых институтов. Они уже не рассматриваются в качестве локомотива дальнейшего развития экономики в целом.
Список литературы
1. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» N 75-ФЗ от 7 мая 1998 года (ред. от 10.01.2003). – Справочная система Гарант.
2. Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» N 4015-1 от 27 ноября 1992 года (ред. от 10.12.2003). – Справочная система Гарант.
3. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» № 17-ФЗ от 03.02.1996. - Справочная система Гарант.
4. Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» N 156-ФЗ от 29 ноября 2001 года. – Справочная система Гарант.
5. Общая теория финансов: Учебник /Л.А. Дробозина, Ю.Н. Константинова, Л.П. Оукена и др.; Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2004.
6. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 2-е изд, испр. – М.: Инфра-М, 2003.
7. Справочник финансиста предприятия. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Инфра-М, 2003.
8. Теория финансов: Учебное пособие /Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь и др.- 2е изд., стереотип.- Мн.: Выш.шк., 2004.
9. Финансовые институты России. Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой. – М.: 2004.
10. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004.
11. Финансы. П.И. Вахрин, А.С. Нешитой. – М.: Маркетинг, 2005.
12. Финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003.
13. Финансы: Учебное пособие /Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2002.
[1] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 2-е изд, испр. – М.: Инфра-М, 2003. – с.368.
[2] Финансовые институты России. Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой. – М.: 2004. – с. 21.
[3] Финансовые институты России. Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой. – М.: 2004. – с. 64.
[4] Общая теория финансов: Учебник /Л.А. Дробозина, Ю.Н. Константинова, Л.П. Оукена и др.; Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2004. – с. 311.
[5] Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» № 17-ФЗ от 03.02.1996. Справочная система Гарант. – ст.1.
[6] Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004. – с. 273.
[7] Финансовые институты России. Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой. – М.: 2004. – с. 200.
[8] Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» N 75-ФЗ от 7 мая 1998 года (ред. от 10.01.2003). – Справочная система Гарант. – ст.2.
[9] Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» N 75-ФЗ от 7 мая 1998 года (ред. от 10.01.2003). – Справочная система Гарант. – ст.3.1.
[10] Теория финансов: Учебное пособие /Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь и др.- 2е изд., стереотип.- Мн.: Выш.шк., 2004. – с. 419.
[11] Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» N 156-ФЗ от 29 ноября 2001 года. – Справочная система Гарант. – ст. 1.
[12] Справочник финансиста предприятия. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Инфра-М, 2003. – с. 253.
[13] Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» N 4015-1 от 27 ноября 1992 года (ред. от 10.12.2003). – Справочная система Гарант. – ст.2.
[14] Финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003. – с. 338.