Сущность транспортной логистики. Выбор вида транспортного средства



Содержание


Введение.............................................................................................................. 3

1. Транспорт. Выбор вида транспортного средства..................................... 4

2. Концепция обновления транспортного производства с применением логистики............................................................................................................................. 8

3. Задачи логистики транспорта и условия их решения........................... 10

Заключение...................................................................................................... 11

Список использованной литературы........................................................... 12



Введение


В марте 1974 года Первым Европейским Конгрессом по логистике, проходившем в Берлине, было сформулировано и принято определение: ЛОГИСТИКА - наука о планировании, управлении и контроле за движением материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах.

Реализация каналов снабжения сырья, полуфабрикатов и распределения готовой продукции в рамках логистических систем требует решения комплекса транспортных проблем. Решение о выборе каналов товародвижения – один из наиболее сложных ответственных вопросов, с которыми приходится иметь дело при доставке товаров на рынок. Актуальность транспортных проблем подтверждается тем, что до 50 % всех затрат на логистику связано с транспортными издержками.

Цель данной работы: провести исследование логистики транспортного предприятия.

Данная цель решается с помощью анализа следующих основных задач:

1. раскрыть сущность понятия «транспорт». Описать процесс выбора вида транспортного средства;

2. описать концепцию обновления транспортного производства с применением логистики;

3. обозначить задачи логистики транспорта и условия их решения;

.

1. Транспорт. Выбор вида транспортного средства


Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.

 








Рис.1. Место транспорта в структуре общественного производства


Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.

По назначению выделяют две основные группы транспорта:

1.             Транспорт общего пользования – отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным (магистраль – основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае, в системе путей сообщения). Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный).

2.             Транспорт не общего пользования – внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем и должен быть органично в них вписан. Соответственно, организация его работы является в целом и осуществляется совместно с делением задач производства, закупок и распределения.

В том случае, когда объемы транспортной работы выделяются в большой самостоятельный массив (например, при функционировании транспорта общего пользования, а также в ряде случаев транспорта необщего пользования), возникает ряд специфических задач, которые относят к задачам транспортной логистики. Например: создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей; совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта) в случае смешанных перевозок; обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса; совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным; выбор вида транспортного средства; выбор типа транспортного средства; определение рациональных маршрутов доставки.

Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др. Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта. Рассмотрим основные преимущества и недостатки автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, существенные с точки зрения логистики.

Автомобильный транспорт. Одно из основных преимуществ – высокая маневренность. С помощью автомобильного транспорта груз может доставляться «от дверей до дверей» с необходимой степенью срочности. Этот вид транспорта обеспечивает регулярность поставки. Здесь, по сравнению с другими видами, предъявляются менее жесткие требования к упаковке товара.

Основным недостатком автомобильного транспорта является сравнительно высокая себестоимость перевозок, плата за которые обычно взимается по максимальной грузоподъемности автомобиля. К другим недостаткам этого вида транспорта относят также срочность разгрузки, возможность хищения груза и угона автотранспорта, сравнительно малую грузоподъемность.

Железнодорожный транспорт. Этот вид транспорта хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях. Железнодорожный транспорт обеспечивает возможность доставки груза на большие расстояния, регулярность перевозок. Здесь можно эффективно организовать выполнение погрузочно-разгрузочных работ. Существенным преимуществом железнодорожного транспорта является сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов.

Морской транспорт. Является самым крупным перевозчиком в международных перевозках. Его основные преимущества – низкие грузовые тарифы и высокая провозная способность. К недостаткам морского транспорта относят его низкую скорость, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, малую частоту отправок.

Внутренний водный транспорт – здесь низкие грузовые тарифы. При перевозках грузов весом более 100 тонн на расстояние более 250 км этот вид транспорта самый дешевый. К недостаткам внутреннего водного транспорта, кроме малой скорости доставки, относят также низкую доступность в географическом плане. Это обусловлено ограничениями, которые накладывает конфигурация водных путей.

Воздушный транспорт. Основные преимущества –0 скорость и возможность достижения отдаленных районов. К недостаткам относят высокие грузовые тарифы и зависимость от метеоусловий, которая снижает надежность соблюдения графика поставки.

Предприятию, фирме, концерну при реализации каналов распределения готовой продукции приходится решать комплекс вопросов, связанных с доставкой, и в первую очередь выбирать вид транспорта, методы организации перевозок и тип транспортных средств. При выборе рациональных транспортных средств руководствуются прежде, всего соответствием их типа свойствам перевозимых грузов. В качестве критериев при выборе транспортных средств принимают сохранность грузов, наилучшее использование их вместимости и грузоподъемности и снижение затрат на перевозку.

Выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта. В таблице 1 дается оценка различных видов транспорта общего пользования по каждому из этих факторов. Единице соответствует наилучшее значение.

Экспертная оценка значимости различных факторов показывает, что при выборе транспорта, в первую очередь, принимают во внимание следующие: надежность соблюдения графика доставки; время доставки; стоимость перевозки.






Таблица 1

Оценка различных видов транспорта в разрезе основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта

Факторы, влияющие на выбор вида транспорта

Вид транспорта

Время доставки

Часто- та отправлений груза

Надеж- ность соблюде- ния графика доставки

Способ- ность перевозить разные грузы

Способность доставить груз в любую точку территории

Стои- мость перевозки

Железнодорожный

3

4

3

2

2

3

Водный

4

5

4

1

4

1

Автомобильный

2

2

2

3

1

4

Трубопроводной

5

1

1

5

5

2

Воздушный

1

5

3

4

3

5


Следует отметить, что данные таблицы 1 могут служить лишь для приблизительной степени соответствия того или иного вида транспорта условиям конкретной перевозки, но мы считаем, что автомобильный транспорт является эффективным, наиболее безопасным средством доставки сырья на производство. Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами.

2. Концепция обновления транспортного производства с применением логистики


В любом из двух статусов транспортного предприятия (самостоятельно хозяйствующего на рынке транспортных услуг или входящего в собственность фирмы - производителя рыночных товаров) его эффективность будет определяться продуктами, пользующимися спросом на рынке. И требование о подчинении экономических интересов нуждам конечных потребителей на рынке остается главным и для транспортного предприятия.

Следовательно, и при обновлении транспортного предприятия на базе логистики обязательно надо учитывать общие требования концепции обновления, а именно: сокращение времени пребывания продукции (здесь -подлежащей перевозке) и технологии ее производства (здесь -например, повышение грузоподъемности транспортных средств, применение централизованного завоза доставляемых заказчикам грузов); увеличение количества используемых на предприятии технологий (в данном случае – тех, из которых состоит подготовка к транспортировке и сама транспортировка грузов); возрастание числа элементов и перечней типов продукции, находящихся в производственном процессе (для транспортного предприятия это означает усложнение комплектации подлежащих перевозке грузов); повышение требований к качеству и надежности реализуемых на рынках товаров, наполняющих данный материальный поток (для транспортного предприятия это означает повышение уровня требований к сохранности перевозимых грузов).

Главное же требование концепции обновления состоит в том, чтобы заменить традиционную организацию транспортного производства на обновляемую. Это вызывает необходимость и в транспортном звене потоковых процессов выявить центры переориентации. Такими центрами будут обработка продуктов (перевозимых транспортом) и обработка заказов (на перевозку грузов).

Из сказанного можно сделать вывод, что к транспортному звену непосредственно относятся и все другие требования концепции обновления производственного процесса: разработка принципиально новой стратегии изготовления продукта (здесь - осуществления транспортного процесса) как стратегии будущего; обеспечение ориентации перевозок на новый характер рыночного продукта и на заказ конечного потребителя, причем ориентации непрерывной, с направленностью на минимальное разделение труда и на размер "i-x" (оптимальных для сбыта на рынке конечных продуктов) партий перевозки; изменение структур транспортного производства для реализации принципов стратегий и самих стратегий будущего; изменение структуры всех уровней аппарата управления и регламентация задач работников (здесь - транспортного подразделения фирмы).

Исходя из новых стратегий логистики и производства в цепи транспортных материальных потоков, новая стратегия транспортного производства должна входить органической составной частью в иерархию стратегий предприятия, ориентированного на логистику и пользующегося транспортными услугами.


3. Задачи логистики транспорта и условия их решения


Главными традиционными задачами, решаемыми логистической транспортной системой, являются координация транспортного обслуживания потребителей по их заказам, содержащим условия поставок и доставки, и минимизация при этом транспортных издержек. Поэтому обе задачи решаются на базе комплексного подхода.

Постановка и решение этой комплексной задачи достаточно хорошо отработаны в логистическом аспекте и в информационном содержании. Но переход отечественной экономики на условия рыночных отношений существенно меняет содержание планирования, оперативного управления, контроля и учета, статистики о транспортных потоковых процесс. Суть изменений – переход от господства государственно-монополизированной собственности на средства и результаты работы транспортной системы фирмы к многообразию форм собственности на них.

Практика показала, что при всех трудностях применение элементов логистики транспорта и логистического мышления постепенно расширяется, например, посредством: введения в действие локальных сетей ЭВМ, обрабатывающих информацию о движении грузов в транспортных потоковых процессах (с путевых листов); введения новых методов бухгалтерского учета материальных ценностей, проходящих в виде грузопотоков через транспортные предприятия; разработки мер по повышению качества принимаемых оптимизационных решений (при переходе на частные формы хозяйствования, что снижает уровень некомпетентности работников); создания все большего числа информационных потоков, опосредующих транспортные материальные потоки и процессы их функционирования, и т.д.

Но эти позитивные сдвиги в применении логистики к транспортным процессам все более сдерживаются невнятной политикой рыночных реформ, проводимой в последние годы в России. На примере транспортной логистики это означает, что рыночное мышление и практика применения логистики осваиваются транспортными предприятиями медленнее, чем это возможно и необходимо; точное выдерживание круга параметров грузовых единиц, заказываемых потребителями, затрудняется и т.д. А именно точное достижение этих параметров иногда называют целями логистики транспорта, и доля истины в этом утверждении есть. Как следствие, отдача от логистики транспорта оказывается ниже ожидаемой.

Заключение

 

В ходе проведения теоретического и методологического исследования были сделаны следующие выводы.

Основными задачами транспортной логистики является: выбор вида транспортных средств; совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным; совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок); обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса; определение рациональных маршрутов доставки.

Опыт многих транспортных фирм, взявших на вооружение логистическую концепцию, показывает, что политика дополнительных услуг, не связанных непосредственно с перевозками, имеет большое значение и дает положительные результаты. Она повышает потенциал привлечения клиентуры, увеличивает прибыль, позволяет ускорить внедрение более прогрессивных транспортных технологий и улучшить обслуживание потребителей, находящихся в постоянном, контакте с перевозчиком, а также укрепить положение фирмы на рынке транспортных услуг.

В свою очередь, промышленные фирмы, доверившие часть своих функций транспортным предприятиям, предпочитают специализироваться на основной своей деятельности для повышения ее эффективности и готовы оплачивать квалифицированные услуги сторонних фирм по выполнению ряда логистических функций. Промышленные фирмы видят в этом процессе свою основную выгоду — снижение суммарных затрат и особенно сокращение фонда заработной платы. Кроме того, наряду с чисто экономическими факторами грузовладельцы получают более высокую степень свободы маневра. Так, повышение коммерческой гибкости очень ценно для отраслей, работающих на распределенных по большим территориям рынках и несущих потери от несвоевременного переключения товарных потоков в соответствии с колебаниями спроса.

Список использованной литературы


1.      Аникина Б.А. Логистика. - М.: ИНФРА-М, 2000.

2.      Гаджинский А. М. Логистика. - М.: Маркетинг, 1998.

3.      Залманова М. Е. Логистика: Учеб. пособие. - Саратов: СГТУ, 1995.

4.      Куринна М. Идеология транспортной логистики //БОСС. – 2000. – №5

5.      Миротин Л.Б. Транспортная логистика. – СПб.: Экзамен, 2002. – 512 с.

6.      Миротина Л.Б. и Сергеева В.И. Основы логистики. - М.: ИНФРА-М, 1999.

7.      Семененко А.И., Сергеев В.И. Логистика. Основы теории. – СПб.: Союз, 2001. – 544 с.

8.      Сергеев В.И., Кизим А.А., Эльяшевич П.А. Глобальные логистические системы. - СПб.:Бизнес-пресса, 2001. - 240 с.

9.      Транспортная логистика: модное заимствование или требование дня? // "РЖД-ПАРТНЕР" № 6, 2003.

10. Янчеленко В.А. Лекции по дисциплине логистика. СПб.: СЗПИ, 1998.