Содержание

 

Введение. 3

1. Целостное представление о клиенте в теории социальной работы.. 4

2. Разновидности клиентов социальной работы.. 11

2.1. Семья – как объект социальной работы.. 11

2.2. Пенсионеры и инвалиды как объект социальной работы.. 14

Заключение. 20

Список литературы.. 21

Введение


Социальная работа может быть охарактеризована как специфическая деятельность общества, осуществляемая в интересах удовлетворения человеческих потребностей. Но неверно говорить, что социальная работа всегда и везде доступна как бесплатная услуга тем, кто в ней нуждается, так как потребности могут быть и у общества, и у личности.  Обязательства социальной работы перед государством так же законны, как и обязательства перед клиентом. Конечным продуктом социальной работы является урегулирование отношений между государством и различными индивидуумами.  Для теории и практики социальной работы принципиально важное значение имеет целостное осмысление проблемы клиента. Сегодня, к сожалению, все еще не учитывается то обстоятельство, что видение человека в разных науках не одинаково.

Далеко не всегда различаются комплексное междисциплинарное и целостное осмысление человека как биопсихосоциального существа, отличающегося по типологическим признакам от других живых существ. В рамках самой теории социальной работы пока недостаточно явно обозначены и учитываются трактовки целого видения человека разными теоретическими моделями этой новой для ХХ в. отрасли социального знания. Наконец, очень важно понимать и учитывать тот факт, что целостное осмысление человека происходит не только в научном знании, но и в обыденном сознании, осуществляется на уровне здравого смысла, повседневного опыта человеческой жизни. Это, а также отмеченные выше недостатки социального мышления имеют прямое отношение к реализации социальной роли человека в сфере социальной работы. Цель работы – рассмотреть типологию и дать классификацию клиентов социальной работы. Задачи работы – дать целостное представление о клиенте в теории социальной работы; рассмотреть разновидность клиентов социальной работы.

1. Целостное представление о клиенте в теории социальной работы


Теория социальной работы проблему целостного постижения клиента как объекта познания традиционно выносит за скобки теоретических построений, акцентируя внимание на обосновании разных моделей практической деятельности по социальной защите нуждающихся, технологий социальной поддержки людей, имеющих проблемы. Это не значит, однако, что в теории социальной работы вовсе не учитываются требования целостного видения человека, его разностороннего осмысления. Более того, используемые в социальной работе система гуманистической психологии в качестве важнейшего философско-социологического основания имеет именно требование целостности осмысления человека как явления общественной жизни, субъекта жизнеосуществления. К этому типу основания апеллирует виталистическая модель ее теоретического осмысления и др.

Более характерно и явно выражено, однако, другое – абсолютное большинство теоретических моделей социальной работы и у нас и за рубежом (особенно за рубежом) ориентированно преимущественно технологически, задают основы формирования и применения различных технологий оказания помощи клиентам. Явно недооценивается феноменологический аспект социальной работы, деятельности социального работника и как профессионала, и как человека (со своим восприятием действительности и соответствующим образом действий, характерным стилем жизни). Сама социальная работа редко осмысливается целостно как феномен общественной жизни, неотъемлемая часть бытия современного человека.

Конечно, доминирующий технологический акцент в трактовках разных теоретических моделей социальной работы в значительной мере оправдан, объективно необходим. Это – одна из базовых структур формирования профессионализма социального работника, повышения эффективности социальной помощи различным группам населения, имеющим проблемы. Вместе с тем недооценка сущности составляющей в понимании социальной работы ведет к провалам в осмыслении и построении стратегий ее развития, координации разных направлений деятельности социальных работников, функции самопомощи, субъективной роли клиента как участника всей системы общественных отношений, творца своей жизни, обстоятельств своего существования, которое отнюдь не во всем является результатом технологического воздействия, итогом сознательной, научно обоснованной деятельности.

Повышенное внимание к миру человеческого существования, в котором соединены и опыт, и рациональное, и эмоциональное, и психологическое, и биологическое, и социальное, и хозяйственно-экономическое, и политическое, и духовно-культурное, а также к миру явлений, фактов составляет существенный аспект феноменологического видения бытия человека. Это позволяет открыть для человека его собственный во многом уникальный опыт, сохранять преемственность в развитии каждой человеческой жизни, всех субъектов общественного бытия, противостоять нежизненным схемам, неэффективным, надуманным формам социальной работы[1].

В социальной работе утвердилось мнение о том, что лиц, которым предоставляется помощь социального работника, следует называть клиентами.

Первоначально социальная работа велась как работа с индивидами. Однако скоро стало ясно, что попытка изменить ситуацию и поведение индивидуального клиента редко оказывается эффективной, если не воздействовать на его непосредственное окружение. Это привело к становлению семейной и групповой социальной работы. А работа с группой, в свою очередь, требует разрешения проблем более широкого окружения - всего населения того пункта, где проживает данный индивид, данная группа или семья. Подобное понимание выводит на необходимость обращения к общинной, или коммунальной социальной работе.

В таком контексте клиентом социальной работы может быть любой человек с любой проблемой.

Социальная работа может быть понята через рассмотрение того, как она помогает клиенту, а затем через анализ вклада этой активности в функционирование общества. Мартин Дэвис в своей книге «Эффективная социальная работа» (1995) предлагает следующее: необходимо понять сущность социальной работы, охарактеризовать деятельность социального работника на протяжении жизни клиента: от колыбели до могилы.

Социальный работник консультирует тех беременных женщин, кто обдумывает возможность совершения аборта. Он может подготовить отчет, который мог бы оказать воздействие на принятие решения гинекологом.

Практика может варьироваться в соответствии с политикой, принятой в гинекологических отделениях. В одном городе графства Ланканшир, где просьбы на аборт практически всегда удовлетворялись, социальный работник просто осуществлял консультирование. В другом городе, где проводилась более жесткая политика, социальные работники должны были осторожно оценить социальные и психологические обстоятельства претендентки и дать рекомендации с их учетом. Если, по мнению социального работника, нет причины, почему бы женщина ни могла бы дать жизнь ребенку, рекомендации давались отрицательные.

Социальный работник имеет практически абсолютную власть, чтобы облегчить или предотвратить усыновление. Он подбирает приемных родителей, советует роженицу и пристраивает ребенка.

Усыновление может происходить  в виде передачи ребенка в совершенно чужую семью, с консультацией роженицы, определением ребенка в предварительно выбранную приемную семью и затем осуществлять управление, надзор за обменом. Другие усыновления могут вовлечь приобретение  полных родительских прав родственниками матери – ее родителями, например.

В некоторых случаях (например, если роженица не дает согласия на усыновление) независимый социальный работник может быть направлен на изучение обстоятельств процесса усыновления и подготовки отчета суду, прежде чем будет принято решение. Социальный работник может также быть назначен в качестве должностного лица с обязанностью убедить суд, что роженица, давая согласие, понимает, что делает.

Социальный работник обязан не допустить небрежного обращения с ребенком. Он имеет право рекомендовать изъятие ребенка, если есть риск нанесения ему вреда.

Превентивный аспект стал модным понятием в социальной работе, но его теоретическое обоснование шаткое. Тем не менее от социальных служб ожидается, что они предпримут шаги, предотвращающие небрежное обращение с ребенком. Небольшое, но медленно растущее число детей изымается сейчас у родителей при рождении. Но существует опасение, что социальным работникам будет нелегко предпринимать превентивные действия: даже регулярные визиты и детальное знание деликатной ситуации не смогут ликвидировать случаи детской смерти или нанесение ущерба ребенку. Ни один социальный работник не сможет обеспечить стопроцентной защищенности младенца в семье.

Социальный работник работает в дневных центрах, оказывающих не судебные (не юридические) услуги несовершеннолетним и взрослым правонарушителям.

Центры предлагают образовательные услуги, тренинги социальных умений, трудовую и спортивную деятельности, групповую работу, консультирование для того, чтобы сфокусироваться на поведении правонарушителя. Работа с несовершеннолетними правонарушителями дает возможность социальному работнику реализовать свои творческие идеи. Дневных центров для взрослых правонарушителей становится  все больше, но существуют сложности в связи с определением того, насколько жестким в дисциплинарном смысле должен быть режим. С одной стороны, такой подход кажется чуждым принципам социальной работы, с другой, он может быть важным, если суды удастся убедить воспользоваться дневным центром как альтернативой тюрьме или взятию под стражу (под опеку).

В отношении детей с учебными затруднениями (умственной отсталостью) ожидается, что социальный работник будет играть значимую роль, помогая ребенку приобрести статус взрослого человека.

Предполагается, что социальный работник поможет ребенку найти работу, если умственная отсталость не слишком глубока. Возможно также, что социальный работник обеспечит посещение ребенком дневного центра. Изучение практического опыта свидетельствует о том, что существуют потенциальные возможности для совершенствования работы как с умственно отсталым ребенком, так и с семьей, которая несет тяжелое бремя по воспитанию, развитию и уходу за ребенком.

Социальный работник организует программы помощи правонарушителям, которые предполагают вовлечение мужчин и женщин всех возрастов в полезную деятельность под наблюдением специалистов вместо того, чтобы отправлять правонарушителя в тюрьму или иным способом наказывать за совершение  преступлений.

Такие службы для правонарушителей – значительное достижение британской системы исполнения наказаний второй половины XXI века. Они предполагают обеспечение поддержки в общине.

Социальный работник ответствен за организацию и обеспечение ежедневного ухода за теми, кто был или мог бы сейчас находится в психиатрической лечебнице.

Содержание работы центров дневного пребывания характеризуется неформальностью и во многом зависит от работы волонтеров. Политика открытых дверей, дружественная атмосфера, игры, приготовление пищи, собрания групп, образовательные и досуговые программы – все это делает центры привлекательными для психиатрических больных.

Социальный работник обеспечивает длительную поддержку семьям, находящимся в трудном, бедственном положении. Иногда такая поддержка осуществляется в течение нескольких лет.

Эта длительная работа осуществляется Центром помощи семье. Обычным делом является работа с семьей в течение 4 - 5 лет. Иногда, но редко, работа с семьей продолжается в течение 2 - 3 поколений. Социальный работник навещает семью по крайней мере раз в неделю. Мать может приходить в Центр с детьми, получать материальную помощь, учиться составлять бюджет семьи, исходя из своих небольших доходов. Социальный работник может выступать то в роли доброго отца, то в роли судьи, то священника. Но в любом случае социальный работник действует в соответствии с разработанным планом.

Социальный работник совместно с клиентом проводит политику полномочий, доверия.

Часто клиенты находятся в подавленном состоянии, и социальный работник помогает клиенту поверить в свои силы, вырабатывает вместе с ним модель поведения. От социального работника требуется защищать интересы клиента, действовать сообща.

Социальный работник координирует уровень услуг, предоставляемых местными властями, чтобы облегчить жизнь людям с ограниченными возможностями.

Многие люди с ограниченными возможностями испытывают нужду в специально организованном жилье, финансовой поддержке, средствах, поддерживающих мобильность.

Социальный работник как менеджер услуг оценивает потребности (нуждаемость) пожилых и в соответствии с этим распределяет ресурсы.

Менеджер услуг несет ответственность за обслуживание пожилого человека на дому. Он организует обслуживание таким образом, чтобы клиент  мог оставаться дома, а не переезжать в интернат так долго, насколько это возможно.

Социальный работник ответствен за оформление и надзор за похоронами нищих, бездомных.

Отсутствие родных и друзей делает похороны вдвойне печальными. В отделениях социальной работы должен быть человек, берущий на себя ответственность организовать похороны.

Больничный социальный работник обеспечивает, например, консультирование молодых семей в случае мертворожденного ребенка. Или принимает решение о готовности больного к выписке из больницы, о его готовности к самообслуживанию и самостоятельному проживанию.

Потерявшая ребенка мать навещается в больничной палате как можно раньше после известия и еще раз дома вскоре после выписки. "Первые шесть недель после рождения мертвого ребенка самый тяжелый период для женщины, не всегда правильно оцениваемый как семьей, так и друзьями". Роль социального работника в том, чтобы позволить клиенту выплеснуть свои чувства. Третий и финальный контакт с семьей происходит после шести месяцев[2].



2. Разновидности клиентов социальной работы


2.1. Семья – как объект социальной работы


Все  семейные  функции,  собственно  говоря,  сводятся  к  одной: обеспечение  связи  времен,  создание  условий для  непрерывного, точнее,  прерывно - непрерывного  развития  человечества. Благодаря  реализации  семейных функций,  исторический  поток, постоянно  эволюционизируя,  сохраняет  свой  социальный, биологический  и  культурный  смысл.

В  своем  единстве  перечисленные функции  представляют систему  семейных отношений,  возникновение  в  этой  системе дисфункции,  т.е.  рассогласования  в  их  взаимодействии  как целого,  приводит  систему  в  аномальное  состояние. Игнорирование,  а  порой  и  полный  отказ  семьи  по  тем или иным  причинам  от  выполнения  какой-либо функции  дестабили­зирует  семейный  образ  жизни,  возникает  угроза  ее  распа­да.   Семьи,  социальное  функционирование  которых  по субъективным  или  объективным  причинам  затруднено,  харак­теризуются  как  семьи  социального  риска.

Растет  число  одиноких  матерей  и  их детей.   Так, если  в  1993  году доля  детей,  родившихся в  России у женщин,  не  состоящих  в  зарегистрированном браке,  соста­вляла 18%,  то  в  1997  году  она  превысила  25%.   Значит, ежегодно  каждый  четвертый - пятый  новорожденный  становится ребенком из  неполной  семьи,  относимой обычно  к семье риска.

Ежегодно,  по  данным Госкомстата,  распадается  500-600 тысяч  браков,  также  образуя  неполные  семьи,  и  почти столько  же  детей  в  возрасте  до 18 лет  становятся детьми семей  риска.

Катастрофические  размеры  приняло  социальное  сиротство несовершеннолетних,  жестокое  с  ними  обращение.   По данным социологических  исследований,  от  2  до  4 млн.  безнадзорных детей  заняты  попрошайничеством,  ниществованием.

Давно  стала  тривиальной  фраза: «семья - ячейка  общества». Этим аксиоматичным  определением  обозначены  роль  и место семьи  в  обществе,  неразрывная  связь  процессов,  происходящих в  обществе  и  его  социальном  институте-семье. Экономический кризис  общества оборачивается  материальными  проблемами  для миллионов малообеспеченных семей.

Социальная  работа  призвана  смягчать  эти  тяготы, помочь  тем,  кто  самостоятельно  не  в  состоянии  справиться с  навалившимся  кризисом.  

Главный  и  основной  государствен­ный  организатор  этой  работы -Федеральное  Министерство  труда и  социального  развития и  его  региональные  субструктуры.

Технология  социальной  работы:

1.  для  преодоления  низкого  уровня  занятости  трудовых ресурсов  создаются  комплексные  региональные  программы по  созданию  и сохранению  рабочих  мест,  проводится профессиональное  обучение  новым,  дефицитным профессиям и  повышение  квалификации людей,  оставшихся  без  работы;

2.  контролируется  своевременность  выплаты  заработной  платы в  организациях  различных  форм  собственности.   Такой контроль  осуществляет  государственная  инспекция  труда;

3.  выплачиваются  государственные  пособия  на детей,  в первую  очередь  такие  пособия  получают  малообеспеченные семьи,  этим детям  выделяются  путевки  для  летнего оздоровления;

4.  особое  внимание  уделяется  детям-инвалидам,  для  них отроются детские дома-интернаты,  оснащенные  современным специальном  оборудованием;

5.  нуждающимся  гражданам  оказывают  финансовую    и натуральную  помощь в  виде  бесплатного  или льготного  горячего питания,  предоставления  бесплатных  или  по  льготным ценам  продуктовых  наборов,  обеспечения  на  зиму топли­вом  и  др.;

6.  оказание  психологической  помощи  конфликтным  семьям[3].

Бессмысленно  отрицать,  что  современная  семья во  всем мире  испытывает  глубочайший  кризис.   Это  далеко  не  пер­вый  кризис.   В  России  ХХ  века  он  уже  второй.  Первый пришелся  на  20-30  годы - это  был кризис  традицион­ной  семьи,  обусловленный  модернизацией  общества,  но  в большей  степени  спровоцированный  политикой  коммунистического государства.

Основными  причинами  нынешнего  кризиса  оказались обве­тшалость  и  беспомощность  пришедшего  в  полную  негодность господствующего  строя  и  декларируемых  им  нравственных ориентиров,  резкий  переход  к  новым  системам  общественных и личных  отношений. И  все  же  новый  кризис,  как  и  все предыдущие,  не  ведет  к  отмиранию  института  семьи. Не  случайно  все  социологические  опросы  свидетельствуют  о том,  что  семья  признается  высшей  человеческой  ценностью. Как  писал  еще  Платон:  «Каждый  из  нас - это  половина человека»,  поэтому  семья  есть  обретение  целостности.

В  теоретическом  плане  все еще  слабо  разработана проблема  сущности  семьи  отказавшись  от  ходульных  построений типа: «социалистический  образ  жизни»; «семья  социалисти­ческого  общества»  и  т.п., наука  о  семье  освободилась от  псевдонаучных  построений.  

Но  необходим  следующий  шаг - объяснение новых реалий в  судьбе  семьи,  что  пока  остав­ляет  желать  лучшего.  

Сущность  должна  объяснять  внутрен­нее  глубинное  содержание  объекта, выражающееся  в  единстве всех  его  сторон.

Постижение  сущности  семьи,  всех  аспе­ктов  ее  изучения - демографического,  юридического,  экономи­ческого, социального, медицинского, сексуального, психоло­гического  и  др. Т.е.  охватывание  объекта  в  его  целост­ности  представляет  главную  цель  семьеведения – науки, стремящейся  постигнуть  сущность  семьи.

Важно  понять,  что  сущность  любого  объекта не есть  раз  и  навсегда  застывшая  данность,  она  находится в  постоянном  движении  и  видоизменениях.  

Это  же  относит­ся  и к  сущности семьи; несмотря  на  то,  что  семья - одно из  наиболее  стабильных  явлений,  она  модифицируется  и  са­ма  по  себе,  и  под  влиянием  процессов,  происходящих  во всех других  социальных  институтах.  

Семейные  часы,  отсчи­тывая домашнее  время,  отсчитывают  и  время  всей  планеты.  

Следовательно,  теоретические  положения  о  сущности  семьи должны  подвергаться  постоянному  обновлению  в  контексте изучения  многообразия  социальных  проблем[4].


2.2. Пенсионеры и инвалиды как объект социальной работы  


Демографическая ситуация последних десятилетий характеризуется значительным увеличением доли пожилых людей в структуре населения.

Демографическое старение как глобальная тенденция развития современной цивилизации привлекает внимание к положению пожилых в современном мире.

Эта ситуация обуславливает формирование новых потребностей пожилых людей.

Проблемы их социальной защищенности становятся особенно актуальными в современных условиях.

Пожилые люди и инвалиды в Российской Федерации обладают всей полнотой социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации.

Однако изменение социального статуса человека в старости и инвалида, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности, испытывание затруднений в   социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы.

Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов.

В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование системы социальной реабилитации и социальной помощи престарелым и инвалидам.

Составным элементом социальной защиты пожилых людей и инвалидов на современном этапе является оказание социальной помощи.

Социальная помощь – это обеспечение в денежной и натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемое  с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению.

Важным условием социальной реабилитации инвалидов и престарелых в современный период перехода к рыночным отношениям становится поддержание уровня жизни за счет повышения размеров пенсий.

Одной из эффективных  мер социальной реабилитации пожилых людей и инвалидов является их трудовая занятость.

В условиях перехода к рыночным отношениям резко обострились проблемы инвалидов, связанные с их трудоустройством. Законодательством предусмотрен комплекс мер, направленных на решение проблем трудовой занятости инвалидов. Среди них: развитие сети специализированных предприятий общества инвалидов, совмещенных со службами медицинского обеспечения и реабилитационного процесса; трудоустройство инвалидов на условиях сокращенного рабочего дня или недели, предоставление дополнительных перерывов в работе; расширение возможностей трудовой деятельности – индивидуальной, по месту проживания и т.д.

Народонаселение планеты стареет.

Причем довольно быстрыми, вызывающими тревогу темпами. Если в 1950 году 60-летнюю границу перешагнули 200 миллионов человек, в 1992 – 400 миллионов, то год 2001-й встретит каждый десятый. А в 1025 году ожидается увеличение до 1,2 млрд. человек.

В России, согласно переписи 1989 года, 10126 тысяч – люди одинокие.

Одинокие люди являются важнейшим объектом социальной работы.

Уже говорилось о негативных последствиях социальных, экономических изменений в период рыночных отношений для личности. Характерным проявлением этих последствий становится одиночество человека, которое охватывает все большую часть населения.

Конечно, одиночество, в известной мере, естественное чувство. Но когда оно затягивается, начинается переход от этой меры к чему-то неестественному, болезненному, всегда встает вопрос о необходимости лечения такого одиночества[5].

Социальный работник должен хорошо ориентироваться в методиках терапии одиночества для того, чтобы иметь возможность в каждом конкретном случае выбрать наиболее оптимальную модель, которая будет способствовать практическому результату. Терапия одиночества должна удовлетворять трем принципам:

1)    изучение индивида в среде;

2)    понимание психосоциального становления личности как пожизненного процесса;

3)    учет социокультурных факторов формирования индивида.

Профилактика одиночества тесно связана с диагностикой. Знание причин ведет к определению путей практической деятельности. В этой связи важно знать, что одной из альтернатив одиночеству является общение[6].

Охарактеризуем ряд факторов, которые порождают или усиливают нашу сегодняшнюю разобщенность.

Фактор «личной автономии».

Цивилизация, к которой мы принадлежим, формирует у каждого представление о его собственном «Я» как о чем-то отдельном и самодостаточном. В какие-то периоды жизни мы начинаем более остро чувствовать кровную и духовную связь с предками.

Фактор урбанизации – распадается на несколько моментов. Возьмем два из них. Первый- повышение уровня благосостояния людей.  Пожилые люди иногда по-доброму вспоминают эпоху коммунальных квартир. Забываются трудности, зато помнится теплота взаимного интереса и взаимовыручки…

Второй момент – избыточность принудительных контактов, неизбежных в больших городах.

Горожанин в изнурительной спешке устает от мелькающих «объектов» и сам интерес к человечеству у него начинает падать. А ведь утратив интерес к другим, мы делаемся равнодушными и к себе.

Фактор массовой коммуникации.

Средства массовой коммуникации /радио, телевидение/ представляют возможность получать почти всю значимую информацию, не покидая собственной квартиры. Это как бы избавляет нас от необходимости искать реального собеседника. И некоторые считают, что этого вполне достаточно, но в действительности для полноценного общения, мы думаем, требуется периодическое обновление круга собеседников.

Фактор «информационного взрыва».

Сегодняшний переизбыток информации делает каждого из нас в какой-то области некомпетентными, даже люди одной профессии специализированы столь узко, что подчас не могут нас ни подменить, ни даже понять друг друга.

Так как же вернуть людей к полноценному общению?

Среди мер, противостоящих «факторам разобщения», свое место найдут, очевидно, и специально психологические методы работы с людьми.

Чтобы справиться с «синдромом дискоммуникации», нужна хорошо поставленная, разветвленная психологическая служба. Она должна защитить пожилого человека от давления факторов урбанизации, массовой коммуникации и информационного взрыва. Первые шаги в нашей стране уже сделаны. Их цель - вернуть людям свежесть восприятия других и самовосприятия, погрузить в исключительно разнообразный внутренний мир, помочь разговориться в атмосфере духовности.

Общение - неотъемлемая часть практически каждого из видов профессиональной деятельности людей. Особенно это касается профессий, представители которых постоянно находятся в непосредственном  контакте с людьми, во взаимодействии и общении с ними. Это работники культуры, образования, здравоохранения, социальной сферы и т.д.  

Большое значение в процессе общения имеет умение проявлять интерес к собеседнику, заряжать его своим оптимизмом, бодростью, внушать ему веру в свои силы[7].

Необходимо отметить, что рассматривая общение как средство от одиночества пожилых людей, следует помнить, что оно не может быть универсальным, подходящим всем и всегда. Необходим учет социальных, образовательных и других факторов.

Широкое распространение в последние годы, в том числе и в России, получили клубы общения, где с помощью тренингов социальных навыков обучаются люди, страдающие от одиночества.

Следующим фактором профилактики одиночества является удовлетворение потребности человека в уединении. Уединении не прекращает общения, но лишь концентрирует человека на наиболее важных, обогащающего его духовных формах общения. В уединении наиболее полно и глубоко можно постичь смысл классических произведений искусства, раскрывается красота природы. Но между уединением  и одиночеством больше различия, чем сходства и путать их нельзя.

Социальные работники оперируют системным, социологическим подходом к рассматриваемой проблеме[8].

Заключение

 

Социальная деятельность в России, как и в других странах, служит благородным целям – обеспечить удовлетворение потребностей населения, особенно социально уязвимых его слоев, создать более благоприятную атмосферу для достойной поддержки их возможностей.

Социальная работа играет огромную роль в помощи одиноким пожилым людям.

Изучение показало, что в терапии одиночества нужно учитывать многообразие факторов, ведущих к одиночеству, этому должно соответствовать и многообразие стратегий вмешательства; помощь одиноким людям должна состоять в изменении ситуации, а не личности человека.

Для того, чтобы работа субъектов социальной деятельности была более целенаправленной и эффективной нужно иметь четкое представление о проблемах различных социально уязвимых категорий населения. А для этого в каждом районе необходимо регулярно проводить социологические исследования проблем. Для систематизации информации создать единый банк данных по району.

Понимая необходимость совершенствования системы социального обслуживания и в то же время ограниченные финансовые возможности, можно поставить две задачи – изыскание  дополнительных средств  на оказание социальной помощи и внедрение новых форм и методов обслуживания.

Безусловно, для улучшения социальной работы необходимо укрепить материально-техническую базу социальных служб.

Список литературы

 

1)    Аминов Н.А., Морозова Н.А., Смятских А.Л. Психодиагностика специальных способностей социальных работников // Социальная работа. М.: Издательский Дом «ПРИМУС+», 1992.

2)    Гуслякова Л. Г., Холостова Е. И. Основы теории социальной работы. М.: ИНФРА-М, 1997.

3)    Козлов А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы: Сб. науч. очерков. М.: «Флинта», МПСИ, 1998.

4)    Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М.: Институт практической психологии, 1997.

5)    Малых В. Н. Социальная работа: теоретические вопросы и профилактические аспекты. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

6)    Основы социальной работы / Отв. ред. П. Д. Павленок. – М.: ЛИГА-ПРЕСС, 1999.

7)    Основы теории и практики социальной работы / Под ред. С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова Барнаул: Издательство «Созвездие», 1994.

8)    Панов А.М. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. М.: Издательство «НОРМА», 1994.

9)    Панов А.М. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования // Российский журнал социальной работы. 1995. № 1.

10)                      Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М.: Прогресс, 1992.

11)                      Ромм М.В., Ромм Т.А. Теория социальной работы. – Новосибирск: ПРОГРЕСС, 1999.

12)                      Ромм Т.А., Ромм М.В., Скалабан И.А. Исторические очерки российской социальной работы: Учебное пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999.

13)                      Сидоров В. Н. Деятельность социального работника: роли, функции, умения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

14)                      Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

15)                      Социальная адаптация // БСЭ. – 3-е изд. М.: «Советская энциклопедия», 1976. Т. 24/1.

16)                      Справочное пособие по социальной работе. М.: ЛИГА-ПРЕСС, 1997.

17)                      Теория м методика социальной работы / Под ред. В.И. Жукова. М.: Аспект-Пресс, 1995.

18)                      Теория социальной работы / Под ред. Профессора Е.И. Холостовой. М.: Юристъ, 2001.

19)                      Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы (историко-понятийный аспект). Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

20)                      Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М.: ЛИГА-ПРЕСС, 1995.

 




[1] Теория социальной работы / Под ред. Профессора Е.И. Холостовой. М.: Юристъ, 2001. С. 159-162.


[2] Основы теории и практики социальной работы / Под ред. С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова Барнаул: Издательство «Созвездие», 1994. С. 113.


[3] Основы теории и практики социальной работы / Под ред. С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова Барнаул: Издательство «Созвездие», 1994. С. 220.


[4] Основы социальной работы / Отв. ред. П. Д. Павленок. – М.: ЛИГА-ПРЕСС, 1999.  С. 87.


[5] Основы теории и практики социальной работы / Под ред. С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова Барнаул: Издательство «Созвездие», 1994. С. 90-91.

[6] Малых В. Н. Социальная работа: теоретические вопросы и профилактические аспекты. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. с. 176.


[7] Аминов Н.А., Морозова Н.А., Смятских А.Л. Психодиагностика специальных способностей социальных работников // Социальная работа. М.: Издательский Дом «ПРИМУС+», 1992.

[8] Гуслякова Л. Г., Холостова Е. И. Основы теории социальной работы. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 144.