Содержание
1. Охарактеризуйте права и обязанности органов власти и управления в финансово-кредитной деятельности. 3
2. Банковская система РФ. Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями. 10
3. Задача. 21
Список использованной литературы.. 24
1. Охарактеризуйте права и обязанности органов власти и управления в финансово-кредитной деятельности.
Отношения, возникающие в области государственного (муниципального) кредита, носят сложный, многоплановый характер регулируются нормами не только финансового, но и других отраслей права, в том числе конституционного, гражданского, административного и др.
Финансовые отношения в сфере государственного и муниципального кредита складываются по поводу формирования, функционирования и погашения государственного и муниципального внутреннего долга. На федеральном уровне указанные отношения формируются и по поводу внешнего долга, причем они регулируются также и нормами международного права. Все указанные отношения возникают в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Объектом данных правоотношений являются финансовые ресурсы государства и финансовые ресурсы муниципальных образований[1].
Еще СЮ. Витте определял финансы как «...всю совокупность государственного имущества и вообще состояние всего государственного хозяйства. В смысле всей совокупности материальных средств, имеющихся в распоряжении государства, — его доходов, расходов и долгов».
Отличительные черты финансовых правоотношений, возникающих в сфере государственного кредита:
обязательное участие государства (в том числе в лице уполномоченных органов) в качестве субъекта отношений по госкредиту (займу);
денежные средства, взятые взаймы в отношениях по государственному кредиту, поступают в распоряжение органов государственной власти и используются на публичные, социально значимые цели, т.е. госкредит (займ) не имеет, как правило, конкретного целевого характера;
привлеченные денежные средства представляют дополнительные (специальные) финансовые ресурсы для погашения бюджетного дефицита, т.е. поступают в бюджетный фонд;
источником погашения государственных займов служат средства государственного бюджета или новые займы;
посредством госкредитных отношении государство осуществляет функции по бюджетному и денежно-кредитному регулированию, относящиеся к его исключительным полномочиям по реализации государственного суверенитета;
госкредиты и займы гарантируются всем имуществом государства, так как средством обеспечения государственных долговых обязательств служит все имущество, находящееся в собственности государства и составляющее государственную казну;
государственный заем (кредит) по сути не может быть не исполнен, поскольку заемщик (государство) обладает исключительным правом эмиссии денег.
Указанные признаки характерны и для муниципального кредита (за исключением только как правило целевого характера муниципальных займов).
Все приведенные сущностные черты государственного кредита позволяют не только отличить его от банковского кредита, но отличить возникающие в этой сфере финансовые правоотношения от гражданских правоотношений, К сфере государственного кредита относятся отношения между Правительством РФ и банковскими кредитными организациями в некоторых случаях и; Банком России по поводу предоставления кредитов; отношения между государством и субъектами РФ и Правительством РФ, в том числе в случаях, предусмотренных законом о федеральном бюджете, по поводу предоставления последним гарантий по долговым обязательствам субъектов Федерации и ряде других, складывающиеся в связи с образованием, распределением и использованием финансовых ресурсов государства и носящие имущественный (де нежный) характер. Это как раз и является их отличительной особенностью как разновидности финансовых правоотношений[2].
В области муниципального кредита соответствующие правоотношения складываются по поводу финансовых ресурсов муниципального образования.
В правоотношениях по госкредиту, как и в других финансовых отношениях, одной из сторон всегда выступает государство или уполномоченный им орган (как заемщик, кредитор, гарант). Второй стороной отношений могут быть любые субъекты финансовых правоотношений. Конкретный участник правоотношений по государственному кредиту зависит от вида юридических фактов, лежащих в основе их возникновения. Так, субъектами правоотношений по государственному внутреннему долгу РФ являются: с одной стороны — государство в лице Правительства РФ как получателя средств, на которое возлагается обязанность возврата долга и уплаты процентов по нему; с другой — юридические и физические лица (кредиторы).
Участниками правоотношений по государственному внешнему долгу являются иностранные государства, международные организации и иные субъекты международного права.
В правоотношении по государственному внутреннему кредиту на уровне субъекта РФ участвует уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, а при муниципальном кредите — уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с уставом последнего. Участниками правоотношений в сфере внешнего долга субъекты РФ выступают лишь в случаях заключения соглашений и договоров, в том числе международных о пролонгации и реструктуризации ранее заключенных субъектом РФ долговых обязательств. Участие представительных и исполнительных органов власти различного уровня, а также финансовых и кредитных органов в госкредитных правоотношениях закреплено законодательно. Например, Конституцией РФ (ст. 75) и БК РФ (гл. 14, 15) устанавливается распределение компетенции между представительными и исполнительными органами в сфере государственного кредита. За представительными органами, в частности, Федеральным Собранием РФ, закреплены следующие полномочия: определять политику в отношении государственного внутреннего долга; устанавливать его верхний предел при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год; осуществлять контроль за состоянием государственного внутреннего долга. Правительство РФ как исполнительный орган власти осуществляет управление государственным долгом РФ; именно на нем лежит обязанность определения порядка, условий выпуска и размещения долговых обязательств РФ и ежегодного опубликования данных о состоянии государственного внутреннего долга за предыдущий финансовый год (не позднее мая текущего года). Субъектами отношений помимо Правительства РФ являются соответствующие органы власти субъектов РФ и местного самоуправления. Эти органы наделены полномочиями по определению собственных долговых обязательств и условий их выпуска.[3]
Субъектами правоотношений по госкредиту в соответствии с действующим законодательством являются также Банк России, Минфин РФ.
Банк России для реализации возложенных на него функций участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель Банка России либо его заместитель принимают участие в заседаниях Правительства РФ, а также в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов по вопросам экономической, финансовой, кредитной и банковской политики. На Банк России возложена функция по обслуживанию государственного долга РФ, если иное не установлено Правительством РФ, Банк России осуществляет операции по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате доходов кредиторам
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 10 июля
В соответствии с БК РФ (ст. 119), Банку России отводится роль генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга. Данная функция должна осуществляться им безвозмездно. Функции генерального агента заключаются в размещении, погашении и выплате доходов в виде процентов по долговым обязательствам РФ. Эта функция может выполняться также и другим специализированным финансовым институтом, который в этом случае будет являться самостоятельным участником правоотношений по госкредиту, услуги которого будут оплачиваться из средств федерального бюджета в пределах определенных норм.
Минфин России проводит с участием Банка России государственную политику в области эмиссии и размещения госценных бумаг; разрабатывает и реализует единую политику формирования структуры государственных заимствований; регистрирует выпуск цениых бумаг в пределах полномочий, предоставленных в соответствии с законодательством РФ; выступает в установленном порядке в качестве эмитента госценных бумаг, разрабатывает условия выпуска и размещения госзаймов РФ; осуществляет операции по обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга РФ в порядке, установленном федеральными законами; управляет в установленном порядке государственным внутренним и внешним долгом РФ, а также осуществляет необходимые меры по совершенствованию его структуры и оптимизации расходов по его обслуживанию[4].
Минфин России осуществляет необходимые меры по выполнению обязательств России по кредитным соглашениям с иностранными государствами и международными финансовыми организациями, за ним закреплено право представлять (в установленном порядке) Правительство РФ при предоставлении государственных гарантий по кредитам в пределах установленного законом о бюджете размера госдолга. Минфин России вправе выдавать в установленных законом случаях ссуды за счет средств федерального бюджета субъектам РФ на покрытие временных кассовых разрывов.
Совместно с Банком России Минфин России осуществляет обслуживание государственного внутреннего долга РФ.
Все правоотношения в области госкредита носят государственно-властный характер. Несмотря на то, что государство в этих отношениях является должником (заемщиком), именно оно имеет право в одностороннем порядке устанавливать их условия: срок, платность, виды, основания их прекращения и изменения. В отличие от гражданско-правового договора присоединения (ст. 428 ГК РФ), где сторона (определившая условия договора) не вправе изменять его условия, государство в госкредитных отношениях обладает правом на реструктуризацию долга, т.е. правом полной (частичной) замены одних условий на другие условия обслуживания и погашения долговых обязательств (ст. 105 БК РФ).
Юридические и физические лица, добровольно вступив в отношения по государственному кредиту, обязаны выполнять все условия займа.
В отличие от правоотношений по банковскому кредиту, субъекты здесь неравноправны, ибо основным методом регулирования правоотношений по госкредиту является метод государственно-властных велений, и государству принадлежит функция управления государственным в долгом. Временные рамки действия правоотношений в сфере (госкредита в. одностороннем порядке устанавливаются государством (должником).
В сфере государственного кредита возникают, однако, правоотношения не только по поводу государственных долговых обязательств (между заемщиком — государством и кредиторами), но и правоотношения, опосредуемые функционированием государственного долга[5]. К таковым относятся, например, правоотношения:
между Банком России и его учреждениями и органами представительной и исполнительной власти РФ по поводу перечисления из средств федерального бюджета РФ сумм на возмещение затрат по размещению, рефинансированию, погашению долговых обязательств: и выплате доходов по государственным займам
между учреждениями Сбербанка РФ и Банком России по поводу установления норматива обязательных ресурсов, депонируемых (размещаемых) в Банке России и используемых последним в качестве кредитных ресурсов для погашения государственных займов (ст. 35, 38 Федерального закона «О Центральном банке |Российской Федерации (Банке России)», ст. 24 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;
Г между учреждениями Сбербанка РФ и Центральным Банком РФ по поводу выплаты процентов по вкладам, являющихся основным источником кредитных ресурсов для предоставления кредитов Правительству РФ, в случаях, когда это предусматривается Федеральным законом о федеральном бюджете (ст. 22,40 Федерального закона о Центральном банке Российской Федерации). Важно подчеркнуть, что Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации (закрепления) процентной ставки (ст. 35, 37 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», ст. 29 Федерального закона, «О банках и банковской деятельности»;
между Правительством РФ и банковскими организациями, а в случаях, предусмотренных законом о бюджете на текущий год, — и Банком России по поводу получения и возврата кредитов
между Банком России и Министерством финансов РФ по поводу заключения соглашения о проведении операции по обслуживанию государственного долга на основании поручения Правительства РФ и т.д. (ст. 23 Федерального закона о Центральном банке Российской Федерации).
Аналогичные отношения устанавливаются и на уровне субъекта Федерации, и на уровне муниципальных образований.
Кроме того, между Минфином России и субъектами РФ, а также между Минфином России и муниципальными образованиями возникают правоотношения и по поводу регистрации своих заимствований (ст. 120 БК РФ), и регистрации эмиссии государственных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг.
2. Банковская система РФ. Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями.
Банк - финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег.
Банковская система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы[6]. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций.
В настоящее время в России сформирована двухуровневая банковская система: 1 уровень - Центральный банк России, 2 уровень - коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.
В России как и в других странах существует система государственного регулирования денежно-кредитной сферы, позволяющая защищать интересы населения и банковских структур. Правовое основание этой системы составляют два закона - "О банках и банковской деятельности в РФ", и "О центральном банке РФ (Банке России)".Согласно этим законам Банк России, Банк внешней торговли РФ, Сберегательный банк РФ коммерческие банки различных видов, а также другие кредитные учреждения, получившие лицензию на осуществление отдельных банковских операции, образуют банковскую систему России. Для финансирования отдельных целевых республиканских, региональных и иных программ могут создаваться специальные банки (банки развития).
Банки могут образовывать союзы, ассоциации и иные объединения для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ, если их создание не противоречит требованиям антимонопольного законодательства РФ и другим законодательным актам.
Банки России не отвечают по обязательствам государства, государство не отвечает по обязательствам банков.
Банки в РФ независимы от органов государственной власти и управления при принятии ими решении, связанных с проведением банковских операции. Запрещается работникам органов государственной власти и управления участие (совмещение должностей) в органах управления банков.
Все банки на территории России должны держать обязательные резервы в Банке России и соблюдать экономические нормативы устанавливаемые Банком России.
Центральный банк России определяет порядок регламентации, регулирования и контроля за деятельностью коммерческих банков, порядок выделения централизованных кредитных ресурсов, устанавливает следующие экономические нормативы деятельности коммерческих банков:
- нормативы достаточности капитала коммерческого банка ;
- нормативы ликвидности ;
- минимальный размер уставного капитала банка ;
- максимальный размер риска на одного заемщика;
- предельное соотношение между размером уставного капитала банка и суммой его активов с учетом оценки риска;
- ограничение размеров валютного и курсового рисков;
- ограничение использования привлеченных депозитов для приобретения акций юридических лиц.
Переход к рыночным отношениям, как уже отмечалось, не исключает государственного регулирования различных сфер общественной жизни, в том числе и в кредитной сфере. С целью осуществления согласованных мер по реализации единой государственной политики в области денежно-кредитных отношений расширена компетенция национального банковского совета, сохранено взаимное представительство Правительства РФ на заседаниях Совета директоров Центрального банка РФ (министр финансов РФ и министр экономического развития и торговли РФ или по их поручению по одному из их заместителей участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса) и Председателя Банка России или по его поручению один из его заместителей в заседаниях Правительства РФ. Банк России и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.
Правовое положение Банка России и его взаимоотношения с кредитными организациями определяются тем, что, с одной стороны, Банк России наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой Российской Федерации, а с другой стороны — Банк России — юридическое лицо, вступающее в определенные гражданско-правовые отношения с банками и небанковскими кредитными организациями.
Банк России, непосредственно не контролируя деятельность хозяйствующих субъектов и кредитных организаций, принимает меры по защите интересов вкладчиков и кредиторов; для обеспечения стабильности банковской системы Банк России определяет порядок формирования и размер образуемых до налогообложения резервов (фондов) кредитных организаций.
Банк России имеет право предоставлять российским и иностранным кредитным организациям, Правительству РФ кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено законом о федеральном бюджете[7]. Обеспечением для кредитов Банка России могут выступать:
золото и другие драгоценные металлы в стандартных и мерных слитках;
иностранная валюта;
векселя, номинированные в российской и иностранной валюте;
государственные ценные бумаги.
Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов Банка России, определяются Советом директоров. В случаях, устанавливаемых Советом директоров, обеспечением могут выступать другие ценности, а также банковские гарантии и поручительства.
В целях воздействия на ликвидность банковской системы Банк России рефинансирует банки путем предоставления им краткосрочных кредитов по учетной ставке Банка России и определяет условия предоставления кредитов под залог различных активов.
Согласно законодательству Банк России является кредитором последней инстанции. Он способствует созданию условий для устойчивого функционирования кредитных организаций, не вмешиваясь в их оперативную деятельность.
Как орган управления кредитной системы РФ, Банк России, осуществляя функции регулирования, вправе издавать нормативные акты по вопросам, отнесенным к его компетенции в области банковского кредитования.
В соответствии с законодательством Банк России осуществляет контроль за законностью и целесообразностью создания банков и небанковских кредитных организаций. Указанный контроль осуществляется в процессе рассмотрения вопроса о регистрации кредитной организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдаче, приостановлении и отзыве лицензий на право совершения банковских операций, как в рублях, так и в иностранной валюте.
Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций, а также непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в арбитражный суд.
Банк России в соответствии с федеральным законодательством в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций и гарантии прав кредиторов (вкладчиков) может устанавливать кредитным организациям определенные обязательные нормативы:
минимальный размер уставного капитала для создаваемой кредитной организации, предельные размеры имущественных, (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации
Норматив минимального размера уставного капитала кредитной организации может устанавливаться в зависимости от вида кредитной организации. Банк России не имеет права требовать от ранее зарегистрированных кредитных организаций изменения их уставного капитала, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Внесенные в уставный капитал кредитной организации в установленном порядке материальные активы (здания, помещение, в котором располагается кредитная организация, банковское оборудование и другое имущество) становятся ее собственностью[8]. Не могут вноситься в уставный капитал нематериальные активы (в том числе права аренды помещения) и ценные бумаги;
максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных, заемщиков
Данный норматив устанавливается в процентах от размера собственных средств кредитной организации и не может превышать 25% собственных средств. При определении размера риска учитываются вся сумма кредитов кредитной организации данному заемщику или группе связанных заемщиков, а также суммы гарантий и поручительств, предоставленные организацией заемщику или группе заемщиков и максимальный размер крупных кредитных рисков.
Указанный норматив устанавливается как процентное соотношение совокупной величины крупных рисков и собственных средств кредитной организации. Крупным кредитным риском является сумма кредитов, гарантий и поручительства в пользу одного клиента в размере свыше 800% собственных средств кредитной организации. Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 25% собственных средств кредитной организации. Банк России вправе вести реестр крупных кредитных рисков кредитных организаций;
нормативы ликвидности кредитной организации, которые определяются как:
соотношение между ее активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов;
соотношение ее ликвидных активов (наличные денежные средства, требования до востребования, краткосрочные ценные бумаги, другие легкореализуемые активы) и суммарных активов; нормативы достаточности собственных средств (капитала).
Эти нормативы определяются как предельное соотношение общей суммы собственных средств кредитной организации и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска;
размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков; минимальный размер резервов создаваемых под, риски;
нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц. Размер указанного норматива не может превышать 25%; собственных средств кредитной организации;
максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств,
предоставленных кредитной организацией своим участникам (акционерам). Указанный норматив не может превышать 50% собственных средств кредитной организации.
С помощью обязательных нормативов Банк России воздействует на деятельность кредитных организаций, способствует созданию условий для устойчивого их функционирования, поддерживает стабильность кредитной системы России. При установлении обязательных нормативов для кредитных организаций возникают общественные отношения, по своему характеру относящиеся к сфере финансовой деятельности данных хозяйствующих субъектов; при их правовом регулировании применяется метод «власти и подчинения» (не основанный на отношениях субординации). Кредитные организации (юридические лица) не входят в систему Банка России. Поэтому рассмотренные выше отношения являются финансово-правовыми.
Финансовый кризис, разразившийся в России в августе
Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства.[9] Надзорные и регулирующие функции осуществляются Банком России через действующий на постоянной основе орган — комитет банковского надзора.
Для осуществления своих функций в области банковского регулирования и надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и принимает предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям. Проверки могут осуществляться уполномоченными Советом директоров, представителями Банка России или по его поручению аудиторскими организациями. В соответствии с федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в случае нарушения федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации! представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1% от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.
В случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков) Банк России вправе применить следующие санкции:
1) взыскать с кредитной организации штраф до 1% размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала;
2) потребовать от кредитной организации:
осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению
кредитной организации, в том числе изменения структуры активов;
замены руководителей кредитной организации;
реорганизации кредитной организации;
3) изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;
4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;
5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев. Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;
6) ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
7) предложить учредителям (участникам) кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.
Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Банка России[10].
Кредитная организация не может быть привлечена Банком России к ответственности за совершение нарушения из числа перечисленных выше, если со дня его совершения истекло пять лет.
Банк России может отозвать лицензию на осуществление банковских операций только в предусмотренных ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» случаях:
установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;
задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных этой лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;
установления фактов существенной недостоверности отчетных данных; задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетной документации);
осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией Банка России;
неисполнения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры; предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
неоднократного в течение года виновного неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счете (во вкладе) указанных лиц;
наличия ходатайства временной администрации, если к моменту окончания срока деятельности указанной администрации, установленного Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» имеются основания для назначения, предусмотренные указанным Федеральным законом.
Банк России обязан отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях:
если достаточность капитала кредитной организации становится ниже 2 процентов. Если в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту, когда у кредитной организации должна быть отозвана указанная лицензия, Банк России изменял методику расчета достаточности капитала кредитных организаций, применяется та методика, в соответствии с которой достаточность капитала кредитной организации достигает максимального значения;
если размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального размера уставного капитала, установленного Банком России на дату регистрации кредитной организации;
если кредитная организация не исполняет в срок, установленный Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала);
если кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения. При этом указанные требования в совокупности должны составлять не менее 1000-кратного МРОТ, установленного федеральным законом.
Банк России отзывает у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в течение 15 дней со дня получения органами Банка России, ответственными за отзыв указанной лицензии, достоверной информации о наличии оснований для отзыва этой лицензии у кредитной организации.
Отзыв лицензии на осуществление банковских операций по другим основаниям, за исключением оснований, предусмотренных Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» не допускается.
Решение Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций вступает в силу со дня принятия соответствующего акта Банка России и может быть обжаловано в течение 30 дней со дня публикации сообщения об отзыве лицензии на осуществление банковских операций в официальном издании Банка России «Вестнике Банка России». Обжалование указанного решения Банка России, а также применение мер по обеспечению исков в отношении кредитной организации не: приостанавливают действия указанного решения Банка России[11].
Сообщение об отзыве лицензий на осуществление банковских операций публикуется Банком России в «Вестнике Банка России» в недельный срок со дня принятия соответствующего решения.
3. Задача
НИИ Гипромост, состоящее на сметно-бюджетном финансировании, сдало часть свободных площадей в аренду колбасному цеху АО «Мясоторг». Получаемые наличные денежные средства направлялись на выплату материальной помощи сотрудникам НИИ. что и было указано в акте ревизии вышестоящего финансового органа. Какие нарушения финансово-правовых норм были допущены в действиях руководства НИИ? Какова мера ответственности за них?
Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные учреждения непроизводственной сферы получают на свои расходы средства из бюджета на основе смет. Сметы (их проекты) составляются ежегодно руководителями учреждений и организаций для включения их в сводную смету министерства или ведомства, которая затем, в свою очередь, кладётся в основу составления проектов бюджета Российской Федерации, субъекта Федерации или местного муниципального образования.
В течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме, которую распорядитель бюджетных средств в течение пяти дней утверждает (ст. 221 БК РФ). Расходование бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц (ст.227 БК РФ)
Смета — это финансово-плановый акт определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, предусмотренных на содержание учреждений и организаций.: Назначение сметы состоит в том, что она является планом финансирования; учреждений и организаций по расходованию бюджетных средств и документом, в связи с которым реальные бюджетные деньги поступают получателю бюджетных средств.
Финансирование бюджетных учреждений осуществляется строго по мере выполнения обязательств, строго по целевому назначению при соблюдении режима экономии. Именно по сметам можно судить, как выполняется бюджет в целом и можно осуществлять реальный финансовый мониторинг за реальным расходованием бюджетных средств.
Расходы бюджетных учреждений, которые затем финансируются в соответствии со сметой и бюджетными лимитами для осуществления своей деятельности, предусмотрены ст. 70! БК РФ, где закреплено, что бюджетные, учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на оплату труда в соответствий с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников; перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления; командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РФ; оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам; оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.
Таким образом в данном случае руководство НИИ нарушило условия сметно-бюджетного финансирования.
Список использованной литературы
Нормативные правовые акты
1. Бюджетный кодекс РФ. – М., 2004
2. Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)
3. Федеральный закон от 2 декабря 1990 года N 395-1О банках и банковской деятельности
Научная литература
1. Алексеева Д. Банковское право. – М.: Дашков и К., 2003
2. Апель А.Л. Основы финансового права. – СПб., Питер. – 2003. – 126с.
3. Горбунов О. Финансовое право. – М., Юристъ, 2002. - 495с.
4. Грачев Е., Соколов Э. Финансовое право. – М., 2001. – 240с.
5. Химичева Н.И. Финансовое право. – М.: Юристъ, 2002. – 600с.
6. Рассолов М.М. Финансовое право. – М., 2000.
7. Финансовое право./ О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева. – М., 2003. - 536с.
8. Эриашвили Н.Д. Банковское право. – М. 2002
[1] Апель А.Л. Основы финансового права. – СПб., Питер. – 2003. – С. 76
[2] Финансовое право./ О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева. – М., 2003. - С. 496
[3] Химичева Н.И. Финансовое право. – М.: Юристъ, 2002. – С. 544
[4] Химичева Н.И. Финансовое право. – М.: Юристъ, 2002. – С. 546
[5] Финансовое право./ О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева. – М., 2003. - С. 501
[6] Алексеева Д. Банковское право. – М.: Дашков и К., 2003 – С. 34
[7] Алексеева Д. Банковское право. – М.: Дашков и К., 2003 – С. 668
[8] Эриашвили Н.Д. Банковское право. – М. 2002 – С. 163
[9] Алексеева Д. Банковское право. – М.: Дашков и К., 2003 – С. 669
[10] Эриашвили Н.Д. Банковское право. – М. 2002 – С. 165
[11] Алексеева Д. Банковское право. – М.: Дашков и К., 2003 – С. 670