Содержание

1.   Охарактеризуйте права и обязанности органов власти и управления в финансово-кредитной деятельности. 3

2. Банковская система РФ. Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями. 10

3.   Задача. 21

Список использованной литературы.. 24

1.   Охарактеризуйте права и обязанности органов власти и управления в финансово-кредитной деятельности.

Отношения, возникающие в области государственного (муни­ципального) кредита, носят сложный, многоплановый характер регулируются нормами не только финансового, но и других отрас­лей права, в том числе конституционного, гражданского, административного и др.

Финансовые отношения в сфере государственного и муници­пального кредита складываются по поводу формирования, функ­ционирования и погашения государственного и муниципального внутреннего долга. На федеральном уровне указанные отношения формируются и по поводу внешнего долга, причем они регулиру­ются также и нормами международного права. Все указанные отношения возникают в процессе финансовой деятельности госу­дарства и муниципальных образований. Объектом данных правоотношений являются финансовые ресурсы государства и финан­совые ресурсы муниципальных образований[1].

Еще СЮ. Витте определял финансы как «...всю совокупность  государственного имущества и вообще состояние всего государст­венного хозяйства. В смысле всей совокупности материальных средств, имеющихся в распоряжении государства, — его доходов, расходов и долгов».

Отличительные черты финансовых правоотношений, возника­ющих в сфере государственного кредита:

обязательное участие государства (в том числе в лице уполно­моченных органов) в качестве субъекта отношений по госкредиту (займу);

денежные средства, взятые взаймы в отношениях по государ­ственному кредиту, поступают в распоряжение органов государ­ственной власти и используются на публичные, социально значи­мые цели, т.е. госкредит (займ) не имеет, как правило, конкретного целевого характера;

привлеченные денежные средства представляют дополнитель­ные (специальные) финансовые ресурсы для погашения бюджет­ного дефицита, т.е. поступают в бюджетный фонд;

источником погашения государственных займов служат сред­ства государственного бюджета или новые займы;

посредством госкредитных отношении государство осущест­вляет функции по бюджетному и денежно-кредитному регулиро­ванию, относящиеся к его исключительным полномочиям по ре­ализации государственного суверенитета;

госкредиты и займы гарантируются всем имуществом государ­ства, так как средством обеспечения государственных долговых обязательств служит все имущество, находящееся в собственнос­ти государства и составляющее государственную казну;

государственный заем (кредит) по сути не может быть не ис­полнен, поскольку заемщик (государство) обладает исключитель­ным правом эмиссии денег.

Указанные признаки характерны и для муниципального кре­дита (за исключением только как правило целевого характера му­ниципальных займов).

Все приведенные сущностные черты государственного кредита позволяют не только отличить его от банковского кредита, но отличить возникающие в этой сфере финансовые правоотноше­ния от гражданских правоотношений,  К сфере государственного кредита относятся отношения между Правительством РФ и банковскими кредитными организациями в некоторых случаях и; Банком России по поводу предоставления кредитов; отношения между государством и субъектами РФ и Правительством РФ, в том числе в случаях, предусмотренных законом о федеральном бюджете, по поводу предоставления последним гарантий по долговым обязательст­вам субъектов Федерации и ряде других, складывающиеся в связи с образованием, распределением и использованием финан­совых ресурсов государства и носящие имущественный (де нежный) характер. Это как раз и является их отличительной особенностью как разновидности финансовых правоотношений[2].

В области муниципального кредита соответствующие правоот­ношения складываются по поводу финансовых ресурсов муници­пального образования.                                

В правоотношениях по госкредиту, как и в других финансо­вых отношениях, одной из сторон всегда выступает государство или уполномоченный им орган (как заемщик, кредитор, гарант). Второй стороной отношений могут быть любые субъекты финан­совых правоотношений. Конкретный участник правоотношений по государственному кредиту зависит от вида юридических фак­тов, лежащих в основе их возникновения. Так, субъектами пра­воотношений по государственному внутреннему долгу РФ явля­ются: с одной стороны — государство в лице Правительства РФ как получателя средств, на которое возлагается обязанность воз­врата долга и уплаты процентов по нему; с другой — юридичес­кие и физические лица (кредиторы).

Участниками правоотношений по государственному внешнему долгу являются иностранные государства, международные организации и иные субъекты международного права.

В правоотношении по государственному внутреннему кредиту на уровне субъекта РФ участвует уполномоченный орган испол­нительной власти субъекта РФ, а при муниципальном кредите — уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с уставом последнего. Участниками правоотношений в сфере внешнего долга субъекты РФ выступают лишь в случаях заклю­чения соглашений и договоров, в том числе международных о пролонгации и реструктуризации ранее заключенных субъектом РФ долговых обязательств. Участие представительных и исполнительных органов власти различного уровня, а также финансовых и кредитных органов в госкредитных правоотношениях закреплено законодательно. На­пример, Конституцией РФ (ст. 75) и БК РФ (гл. 14, 15) устанав­ливается распределение компетенции между представительными и исполнительными органами в сфере государственного кредита. За представительными органами, в частности, Федеральным Со­бранием РФ, закреплены следующие полномочия: определять по­литику в отношении государственного внутреннего долга; уста­навливать его верхний предел при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год; осуществлять контроль за состоя­нием государственного внутреннего долга. Правительство РФ как исполнительный орган власти осуществляет управление государ­ственным долгом РФ; именно на нем лежит обязанность опреде­ления порядка, условий выпуска и размещения долговых обяза­тельств РФ и ежегодного опубликования данных о состоянии государственного внутреннего долга за предыдущий финансовый год (не позднее мая текущего года). Субъектами отношений поми­мо Правительства РФ являются соответствующие органы власти субъектов РФ и местного самоуправления. Эти органы наделены полномочиями  по  определению  собственных  долговых   обяза­тельств и условий их выпуска.[3]

Субъектами правоотношений по госкредиту в соответствии с действующим законодательством являются также Банк России, Минфин РФ.

Банк России для реализации возложенных на него функций уча­ствует в разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель Банка России либо его заместитель принимают участие в заседаниях Правительства РФ, а также в заседаниях Го­сударственной Думы при рассмотрении законопроектов по вопро­сам экономической, финансовой, кредитной и банковской политики.   На   Банк   России   возложена   функция   по обслуживанию государственного долга РФ, если иное не установлено Правительст­вом РФ, Банк России осуществляет операции по размещению дол­говых обязательств, их погашению и выплате доходов кредиторам

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 10 июля 2002 г, «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России консультирует Минфин России по «опросам графика выпуска государственных ценных бумаг РФ и погашения госдолга России с учетом их воздействия на состояние банковской системы страны и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики. Важно заметить, что Федеральным законом «О Цент­ральном банке Российской Федерации (Банке России)» введено пра­вило о том, что полномочия Банка России по обслуживанию госу­дарственного долга РФ -определяются федеральными законами (ст. 23). Ранее же вопросы обслуживания государственного долга регулировались исключительно на основе нормотворческой дея­тельности самого Центрального, банка РФ.

В соответствии с БК РФ (ст. 119), Банку России отводится роль генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга. Данная функция должна осуществляться им безвозмездно. Функции генерального агента заключаются в раз­мещении, погашении и выплате доходов в виде процентов по дол­говым обязательствам РФ. Эта функция может выполняться также и другим специализированным финансовым институтом, который в этом случае будет являться самостоятельным участни­ком правоотношений по госкредиту, услуги которого будут опла­чиваться из средств федерального бюджета в пределах определен­ных норм.

Минфин России проводит с участием Банка России государст­венную политику в области эмиссии и размещения госценных бумаг; разрабатывает и реализует единую политику формирова­ния структуры государственных заимствований; регистрирует выпуск цениых бумаг в пределах полномочий, предоставленных в соответствии с законодательством РФ; выступает в установлен­ном порядке в качестве эмитента госценных бумаг, разрабатывает условия выпуска и размещения госзаймов РФ; осуществляет опе­рации по обслуживанию государственного внутреннего и внешне­го долга РФ в порядке, установленном федеральными законами; управляет в установленном порядке государственным внутрен­ним и внешним долгом РФ, а также осуществляет необходимые меры по совершенствованию его структуры и оптимизации расхо­дов по его обслуживанию[4].      

Минфин России осуществляет необходимые меры по выполне­нию обязательств России по кредитным соглашениям с иностран­ными государствами и международными финансовыми организа­циями, за ним закреплено право представлять (в установленном порядке) Правительство РФ при предоставлении государствен­ных гарантий по кредитам в пределах установленного законом о бюджете размера госдолга. Минфин России вправе выдавать в ус­тановленных законом случаях ссуды за счет средств федерального бюджета субъектам РФ на покрытие временных кассовых раз­рывов.                           

Совместно с Банком России Минфин России осуществляет об­служивание государственного внутреннего долга РФ.

Все правоотношения в области госкредита носят государст­венно-властный характер. Несмотря на то, что государство в этих отношениях является должником (заемщиком), именно оно имеет право в одностороннем порядке устанавливать их ус­ловия: срок, платность, виды, основания их прекращения и из­менения. В отличие от гражданско-правового договора присо­единения (ст. 428 ГК РФ), где сторона (определившая условия договора) не вправе изменять его условия, государство в госкредитных отношениях обладает правом на реструктуризацию долга, т.е. правом полной (частичной) замены одних условий на другие условия обслуживания и погашения долговых обяза­тельств (ст. 105 БК РФ).

Юридические и физические лица, добровольно вступив в отно­шения по государственному кредиту, обязаны выполнять все ус­ловия займа.

В отличие от правоотношений по банковскому кредиту, субъ­екты здесь неравноправны, ибо основным методом регулирования правоотношений по госкредиту является метод государственно-властных велений, и государству принадлежит функция управле­ния государственным в долгом. Временные рамки действия пра­воотношений в сфере (госкредита в. одностороннем порядке устанавливаются государством (должником).

В сфере государственного кредита возникают, однако, пра­воотношения не только по поводу государственных долговых обязательств (между заемщиком — государством и кредитора­ми), но и правоотношения, опосредуемые функционированием государственного долга[5]. К таковым относятся, например, пра­воотношения:                                          

между Банком России и его учреждениями и органами пред­ставительной и исполнительной власти РФ по поводу перечисления из средств федерального бюджета РФ сумм на возмещение  затрат по размещению, рефинансированию, погашению долговых  обязательств: и выплате доходов по государственным займам

между учреждениями Сбербанка РФ и Банком России по поводу установления норматива обязательных ресурсов, депонируемых (размещаемых) в Банке России и используемых последним в  качестве кредитных ресурсов для погашения государственных  займов (ст. 35, 38 Федерального закона «О Центральном банке |Российской Федерации (Банке России)», ст. 24 Федерального за­кона «О банках и банковской деятельности»;   

Г между учреждениями Сбербанка РФ и Центральным Банком РФ по поводу выплаты процентов по вкладам, являющихся ос­новным источником кредитных ресурсов для предоставления кредитов Правительству РФ, в случаях, когда это предусматри­вается Федеральным законом о федеральном бюджете (ст. 22,40 Федерального закона о Центральном банке Российской Федера­ции). Важно подчеркнуть, что Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам опе­раций или проводить процентную политику без фиксации (закрепления) процентной ставки (ст. 35, 37 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», ст. 29 Федерального закона, «О банках и банковской деятель­ности»;                           

между Правительством РФ и банковскими организациями, а в случаях, предусмотренных законом о бюджете на текущий год, — и Банком России по поводу получения и возврата креди­тов

между Банком России и Министерством финансов РФ по по­воду заключения соглашения о проведении операции по обслужи­ванию государственного долга на основании поручения Правительства РФ и т.д. (ст. 23 Федерального закона о Центральном банке Российской Федерации).

Аналогичные отношения устанавливаются и на уровне субъек­та Федерации, и на уровне муниципальных образований.

Кроме того, между Минфином России и субъектами РФ, а также между Минфином России и муниципальными образова­ниями возникают правоотношения и по поводу регистрации своих заимствований (ст. 120 БК РФ), и регистрации эмиссии го­сударственных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг.

2. Банковская система РФ. Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями.

Банк - финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег.

Банковская система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы[6]. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций.

В настоящее время в России сформирована двухуровневая банковская система: 1 уровень - Центральный банк России, 2 уровень - коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.

В России как и в других странах существует система государственного регулирования денежно-кредитной сферы, позволяющая защищать интересы населения и банковских структур. Правовое основание этой системы составляют два закона -  "О банках и банковской деятельности в РФ",  и "О центральном банке РФ (Банке России)".Согласно этим законам Банк России, Банк внешней торговли РФ, Сберегательный банк РФ коммерческие банки различных видов, а также другие кредитные учреждения, получившие лицензию на осуществление отдельных банковских операции, образуют банковскую систему России. Для финансирования отдельных целевых республиканских, региональных  и иных программ могут создаваться специальные банки (банки развития).

Банки могут образовывать союзы, ассоциации и иные объединения для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ, если их создание не противоречит требованиям антимонопольного законодательства  РФ и другим законодательным актам.

Банки России не отвечают по обязательствам государства, государство не отвечает по обязательствам банков.

Банки в РФ независимы от органов государственной власти и управления при принятии ими решении, связанных с проведением банковских операции.  Запрещается работникам органов государственной власти и управления участие (совмещение должностей) в органах управления банков.

Все банки на территории России должны держать обязательные резервы в Банке России и соблюдать экономические нормативы устанавливаемые Банком России.

Центральный банк России определяет порядок регламентации, регулирования и контроля за деятельностью коммерческих банков, порядок выделения централизованных кредитных ресурсов, устанавливает следующие экономические нормативы деятельности коммерческих банков:

       - нормативы достаточности капитала коммерческого банка ;

       - нормативы ликвидности ;

       - минимальный размер уставного капитала банка ;

       - максимальный размер риска на одного заемщика;

       - предельное соотношение между размером уставного капитала банка  и суммой его активов с учетом оценки риска;

       - ограничение размеров валютного и курсового рисков;

       - ограничение использования привлеченных депозитов для приобретения акций юридических лиц.

Переход к рыночным отношениям, как уже отмечалось, не исключает государственного регулирования различных сфер об­щественной жизни, в том числе и в кредитной сфере. С целью осу­ществления согласованных мер по реализации единой государст­венной политики в области денежно-кредитных отношений расширена компетенция национального банковского совета, со­хранено взаимное представительство Правительства РФ на засе­даниях Совета директоров Центрального банка РФ (министр фи­нансов РФ и министр экономического развития и торговли РФ или по их поручению по одному из их заместителей участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса) и Председателя Банка России или по его поручению один из его за­местителей в заседаниях Правительства РФ. Банк России и Пра­вительство РФ информируют друг друга о предполагаемых дейст­виях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.

Правовое положение Банка России и его взаимоотношения с кредитными организациями определяются тем, что, с одной стороны, Банк России наделен широкими властными полномо­чиями по управлению денежно-кредитной системой Россий­ской Федерации, а с другой стороны — Банк России — юриди­ческое лицо, вступающее в определенные гражданско-правовые отношения с банками и небанковскими кредитными организа­циями.

Банк России, непосредственно не контролируя деятельность хозяйствующих субъектов и кредитных организаций, принимает меры по защите интересов вкладчиков и кредиторов; для обеспе­чения стабильности банковской системы Банк России определяет порядок формирования и размер образуемых до налогообложения резервов (фондов) кредитных организаций.

Банк России имеет право предоставлять российским и ино­странным кредитным организациям, Правительству РФ кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено законом о феде­ральном бюджете[7]. Обеспечением для кредитов Банка России могут выступать:

золото и другие драгоценные металлы в стандартных и мер­ных слитках;

иностранная валюта;

векселя, номинированные в российской и иностранной валюте;

государственные ценные бумаги.

Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригод­ных для обеспечения кредитов Банка России, определяются Сове­том директоров. В случаях, устанавливаемых Советом директо­ров, обеспечением могут выступать другие ценности, а также банковские гарантии и поручительства.

В целях воздействия на ликвидность банковской системы Банк России рефинансирует банки путем предоставления им краткосрочных кредитов по учетной ставке Банка России и опре­деляет условия предоставления кредитов под залог различных ак­тивов.        

Согласно законодательству Банк России является кредитором последней инстанции. Он способствует созданию условий для ус­тойчивого функционирования кредитных организаций, не вме­шиваясь в их оперативную деятельность.

Как орган управления кредитной системы РФ, Банк России, осуществляя функции регулирования, вправе издавать норматив­ные акты по вопросам, отнесенным к его компетенции в области банковского кредитования.

В соответствии с законодательством Банк России осуществля­ет контроль за законностью и целесообразностью создания банков и небанковских кредитных организаций. Указанный контроль осуществляется в процессе рассмотрения вопроса о регистрации кредитной организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдаче, приостановлении и отзыве лицензий на право совершения банковских операций, как в рублях, так и в иностранной валюте.

Отказ в государственной регистрации кредитной организа­ции и выдаче лицензии на осуществление банковских опера­ций, а также непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в арбит­ражный суд.

Банк России в соответствии с федеральным законодательст­вом в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций и гарантии прав кредиторов (вкладчиков) может устанавливать кредитным организациям определенные обязательные норма­тивы:                            

минимальный размер уставного капитала для создаваемой кредитной организации, предельные размеры имущественных, (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной органи­зации

Норматив минимального размера уставного капитала кредит­ной организации может устанавливаться в зависимости от вида кредитной организации. Банк России не имеет права требовать от ранее зарегистрированных кредитных организаций изменения их уставного капитала, за исключением случаев, установленных фе­деральными законами. Внесенные в уставный капитал кредитной организации в установленном порядке материальные активы (здания, помещение, в котором располагается кредитная органи­зация, банковское оборудование и другое имущество) становятся ее собственностью[8]. Не могут вноситься в уставный капитал нема­териальные активы (в том числе права аренды помещения) и ценные бумаги;   

максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных, заемщиков

Данный норматив устанавливается в процентах от размера собственных средств кредитной организации и не может превы­шать 25% собственных средств. При определении размера риска учитываются вся сумма кредитов кредитной организации данно­му заемщику или группе связанных заемщиков, а также суммы гарантий и поручительств, предоставленные организацией заем­щику или группе заемщиков и максимальный размер крупных кредитных рисков.

Указанный норматив устанавливается как процентное соотно­шение совокупной величины крупных рисков и собственных средств кредитной организации. Крупным кредитным риском яв­ляется сумма кредитов, гарантий и поручительства в пользу одно­го клиента в размере свыше 800% собственных средств кредитной организации. Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 25% собственных средств кредитной органи­зации. Банк России вправе вести реестр крупных кредитных рис­ков кредитных организаций;                            

нормативы ликвидности кредитной организации, которые определяются как:

соотношение между ее активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов;

соотношение  ее  ликвидных  активов  (наличные  денежные средства, требования до востребования, краткосрочные ценные бумаги, другие легкореализуемые активы) и суммарных активов; нормативы  достаточности собственных средств  (капи­тала).                                                                   

Эти нормативы определяются как предельное соотношение общей суммы собственных средств кредитной организации и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска;

размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков; минимальный размер резервов создаваемых под, риски; 

 нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц. Размер указанного норматива не может превышать 25%; собственных средств кредитной организации;

максимальный размер кредитов, банковских гарантий и по­ручительств,

предоставленных кредитной организацией своим участникам (акционерам). Указанный норматив не может превышать 50% собственных средств кредитной организации.

С помощью обязательных нормативов Банк России воздейст­вует на деятельность кредитных организаций, способствует созда­нию условий для устойчивого их функционирования, поддержи­вает стабильность кредитной системы России. При установлении обязательных нормативов для кредитных организаций возника­ют общественные отношения, по своему характеру относящиеся к сфере финансовой деятельности данных хозяйствующих субъектов; при их правовом регулировании применяется метод «власти и подчинения» (не основанный на отношениях субординации). Кредитные организации (юридические лица) не входят в систему Банка России. Поэтому рассмотренные выше отношения являют­ся финансово-правовыми.                

Финансовый кризис, разразившийся в России в августе 1998 г., потребовал усиления взаимодействия органов исполни­тельной власти и Центрального банка Российской Федерации по стабилизации социально-экономического положения в стране, в том числе принятия неотложных мер по реструктуризации бан­ковской системы России, с целью восстановления полноценной банковской деятельности, создания условий для эффективной ра­боты кредитных организаций с реальным сектором экономики, усиления банковского надзора

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осущест­вляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организа­циями и банковскими группами банковского законодательства.[9] Надзорные и регулирующие функции осуществляются Банком России через действующий на постоянной основе орган — коми­тет банковского надзора.        

Для осуществления своих функций в области банковского ре­гулирования и надзора Банк России проводит проверки кредит­ных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их де­ятельности нарушений и принимает предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям. Проверки могут осущест­вляться уполномоченными Советом директоров, представителя­ми Банка России или по его поручению аудиторскими организа­циями. В соответствии с федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в случае наруше­ния федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации! представления не­полной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных на­рушений, взыскивать штраф в размере до 0,1% от размера мини­мального уставного капитала либо ограничивать проведение от­дельных операций на срок до шести месяцев.

В случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией опера­ции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков) Банк России вправе применить следующие санкции:

1)  взыскать с кредитной организации штраф до 1% размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала;        

2) потребовать от кредитной организации:

 осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению

кредитной организации, в том числе изменения структуры ак­тивов;

замены руководителей кредитной организации;

реорганизации кредитной организации;     

3) изменить для кредитной организации обязательные норма­тивы на срок до шести месяцев;

4)  ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ли­цензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;

5)  назначить временную администрацию по управлению кре­дитной организацией на срок до шести месяцев. Порядок назна­чения и деятельности временной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;

6)  ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основа­ния для применения мер по предупреждению банкротства кре­дитной организации,  предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

7)  предложить учредителям (участникам) кредитной органи­зации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения,  либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые орга­нами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капита­ла) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблю­дение ею обязательных нормативов.    

Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицен­зию на осуществление банковских операций по основаниям, пред­усмотренным Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Порядок отзыва лицензии на осуществление бан­ковских операций устанавливается нормативными актами Банка России[10].

Кредитная организация не может быть привлечена Банком России к ответственности за совершение нарушения из числа перечисленных выше, если со дня его совершения истекло пять лет.

Банк России может отозвать лицензию на осуществление банковских операций только в предусмотренных ст. 20 Федераль­ного закона «О банках и банковской деятельности» случаях:

установления недостоверности сведений, на основании кото­рых выдана лицензия;                       

задержки начала осуществления банковских операций, пред­усмотренных этой лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;

установления фактов существенной недостоверности отчетных данных; задержки более чем на 15 дней представления ежемесяч­ной отчетности (отчетной документации);

осуществления, в том числе однократного, банковских опера­ций, не предусмотренных лицензией Банка России;

неисполнения федеральных законов, регулирующих банков­скую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного года к кредитной организации неоднократ­но применялись меры; предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

неоднократного в течение года виновного неисполнения содер­жащихся в  исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (вкла­дов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счете (во вкладе) указанных лиц;

наличия ходатайства временной администрации, если к мо­менту окончания срока деятельности указанной администрации, установленного Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» имеются основания для назначения, предусмотренные указанным Федеральным зако­ном.

Банк России обязан отозвать лицензию на осуществление бан­ковских операций в случаях:  

если достаточность капитала кредитной организации стано­вится ниже 2 процентов. Если в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту, когда у кредитной организации долж­на быть отозвана указанная лицензия, Банк России изменял ме­тодику расчета достаточности капитала кредитных организаций, применяется та методика, в соответствии с которой достаточность капитала кредитной организации достигает максимального зна­чения;

если размер собственных средств (капитала) кредитной орга­низации ниже минимального размера уставного капитала, уста­новленного Банком России на дату регистрации кредитной орга­низации;

если кредитная организация не исполняет в срок, установлен­ный Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», требования Банка России о приведе­нии в соответствие величины уставного капитала и размера соб­ственных средств (капитала);              

если кредитная организация не способна удовлетворить требо­вания кредиторов по денежным обязательствам и (или) испол­нить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их удовлетворения и (или) ис­полнения. При этом указанные требования в совокупности долж­ны составлять не менее 1000-кратного МРОТ, установленного фе­деральным законом.                                             

Банк России отзывает у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в течение 15 дней со дня по­лучения органами Банка России, ответственными за отзыв ука­занной лицензии, достоверной информации о наличии оснований для отзыва этой лицензии у кредитной организации.

Отзыв лицензии на осуществление банковских операций по другим основаниям, за исключением оснований, предусмотрен­ных Федеральным законом «О банках и банковской деятельнос­ти» не допускается.

Решение Банка России об отзыве у кредитной организации ли­цензии на осуществление банковских операций вступает в силу со дня принятия соответствующего акта Банка России и может быть обжаловано в течение 30 дней со дня публикации сообщения об отзыве лицензии на осуществление банковских операций в официальном издании Банка России «Вестнике Банка России». Об­жалование указанного решения Банка России, а также примене­ние мер по обеспечению исков в отношении кредитной организа­ции не: приостанавливают действия указанного  решения Банка России[11].                  

Сообщение об отзыве лицензий на осуществление банковских операций публикуется Банком России в «Вестнике Банка Рос­сии» в недельный срок со дня принятия соответствующего реше­ния. 

3.   Задача

НИИ  Гипромост,   состоящее  на  сметно-бюджетном  финансировании,   сдало  часть свободных площадей в аренду колбасному цеху АО «Мясоторг». Получаемые наличные денежные средства направлялись на выплату материальной помощи сотрудникам НИИ. что и было указано в акте ревизии вышестоящего финансового органа. Какие нарушения финансово-правовых норм были допущены в действиях руководства НИИ? Какова мера ответственности за них?

Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные учреждения непроизводственной сферы получают на свои расходы средства из бюджета на основе смет. Сметы (их проекты) составляются ежегодно руководителями учреждений и организаций для включения их в сводную смету министерства или ведомства, которая затем, в свою очередь, кладётся в основу со­ставления проектов бюджета Российской Федерации, субъекта Фе­дерации или местного муниципального образования.

В течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и предста­вить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме, кото­рую распорядитель бюджетных средств в течение пяти дней утвер­ждает (ст. 221 БК РФ). Расходование бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу фи­зических и юридических лиц (ст.227 БК РФ)

Смета — это финансово-плановый акт определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, предусмотренных на содержание учреждений и организаций.: На­значение сметы состоит в том, что она является планом финанси­рования; учреждений и организаций по расходованию бюджетных средств и документом, в связи с которым реальные бюджетные деньги поступают получателю бюджетных средств.

Финансирование бюджетных учреждений осуществляется стро­го по мере выполнения обязательств, строго по целевому назначе­нию при соблюдении режима экономии. Именно по сметам можно судить, как выполняется бюджет в целом и можно осуществлять ре­альный финансовый мониторинг за реальным расходованием бюд­жетных средств.             

Расходы бюджетных учреждений, которые затем финансируют­ся в соответствии со сметой и бюджетными лимитами для осущест­вления своей деятельности, предусмотрены ст. 70! БК РФ, где за­креплено, что бюджетные, учреждения расходуют бюджетные сред­ства исключительно на оплату труда в соответствий с заключенны­ми трудовыми договорами и правовыми актами регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников; перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Федерации и пра­вовыми актами органов местного самоуправления; командировоч­ные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РФ; оплату товаров, работ и услуг по заклю­ченным государственным или муниципальным контрактам; оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Таким образом в данном случае  руководство НИИ  нарушило  условия сметно-бюджетного финансирования.

Список использованной литературы

 

 

Нормативные правовые акты

1.     Бюджетный кодекс РФ. – М., 2004

2.     Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)

3.     Федеральный закон от 2 декабря 1990 года N 395-1О банках и банковской деятельности

Научная литература

1.     Алексеева Д. Банковское право. – М.: Дашков и К., 2003

2.     Апель А.Л. Основы финансового права. – СПб., Питер. – 2003. – 126с.

3.     Горбунов О. Финансовое право. – М., Юристъ, 2002. -  495с.

4.     Грачев Е., Соколов Э. Финансовое право. – М., 2001. – 240с.

5.     Химичева Н.И. Финансовое право. – М.: Юристъ, 2002. – 600с.

6.     Рассолов М.М. Финансовое право. – М., 2000.

7.     Финансовое право./  О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева. – М., 2003. -  536с.

8.     Эриашвили Н.Д. Банковское право. – М. 2002


[1] Апель А.Л. Основы финансового права. – СПб., Питер. – 2003. – С. 76

[2] Финансовое право./  О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева. – М., 2003. -  С. 496

[3] Химичева Н.И. Финансовое право. – М.: Юристъ, 2002. – С. 544

[4] Химичева Н.И. Финансовое право. – М.: Юристъ, 2002. – С. 546

[5] Финансовое право./  О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева. – М., 2003. -  С. 501

[6] Алексеева Д. Банковское право. – М.: Дашков и К., 2003 – С.  34

[7] Алексеева Д. Банковское право. – М.: Дашков и К., 2003 – С.  668

[8] Эриашвили Н.Д. Банковское право. – М. 2002 – С. 163

[9] Алексеева Д. Банковское право. – М.: Дашков и К., 2003 – С.  669

[10] Эриашвили Н.Д. Банковское право. – М. 2002 – С. 165

[11] Алексеева Д. Банковское право. – М.: Дашков и К., 2003 – С.  670