Оглавление


Введение_____________________________________________________ 3

Глава 1. Структура современной банковской системы______________ 5

Глава 2. Роль и место банков в накоплении ссудного капитала______ 9

2.1. Функции банков__________________________________________ 9

2.2. Основные виды кредитных учреждении______________________ 11

2.3. Роль банков в аккумуляции и мобилизации денежного капитала__ 11

Глава 3. Реформа банковской системы в России__________________ 17

3.1. Этапы реформирования банковской системы_________________ 17

3.2. Причины неудач реформы________________________________ 18

3.3. Поведение новой банковской системы в новых условиях________ 22

Глава 4. Состояние банковской системы Челябинской области_____ 25

4.1. Структура банковской системы_____________________________ 25

4.2. Рост капитала___________________________________________ 26

4.3. Рост долгов по кредитам__________________________________ 28

4.4. Структура кредитов______________________________________ 30

4.5. Южно-Уральская фондовая биржа__________________________ 31

Заключение_________________________________________________ 33

Список литературы__________________________________________ 34


Введение


Банки - одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма. Процесс экономических преобразований начался с реформирования банковской системы. Эта сфера динамично развивается и сегодня.

Двухуровневая банковская система играет важнейшую роль в обеспечении функционирования народного хозяйства. Осуществляя расчетные, вкладные, кредитные и другие операции, банки выполняют общественно необходимые функции. Вместе с тем как работа других коммерческих предприятий банковская деятельность подвержена многочисленным рискам и именно поэтому в большинстве стран эта деятельность является наиболее регулируемым видом предпринимательства. При этом регулирование имеет ярко выраженные национальные особенности, отражающие специфику формирования национальной банковской системы.

Появление конкурентной банковской системы ставит на новый качественный уровень ответственность как органов государственного управления на макроуровне, так и отдельных банков на макроуровне за их финансовую состоятельность. Возможность появления новых структур (в зоне отдельных банковских операций) усиливает вероятность непредсказуемых изменений и заставляет банки вырабатывать гибкую политику управления своей деятельностью. Это резко повышает требования к персоналу банков, их профессионализму, качеству подготовки и использования сотрудников.

Устойчивость банков существенным образом влияет на эффективность экономики страны. Кризис ликвидности и банкротство многих банков в 1995-1996 годах означал в известной мере окончание первого этапа становления рыночной банковской системы[1]. На этом этапе возникла конкурентная среда в сфере банковских услуг. Это происходило на фоне высоких темпов инфляции, обеспечивающей без больших усилий получение существенных доходов от банковской деятельности. Наступает более зрелый этап развития, когда устойчивость банков может быть обеспечена лишь на основе использования научных, проверенных международной практикой, методов управления.

Банки выполняют разнообразные функции и вступают в сложные взаимоотношения между собой и другими субъектами хозяйственной жизни.

Глава 1. Структура современной банковской системы


Современная банковская система состоит из двух уровней - государственный центральный банк и независимые коммерческие банки.

Многоуровневость и сложность взаимосвязей внутри данной структуры создает возможности для ее широкого использования, позволяет своевременно вводить в действие большой набор различных кредитно-денежных рычагов регулирования, воздействовать на экономический механизм как на систему.

Российская банковская система в полном смысле этого слова начала формироваться только в 1992 - 1994 г. До 1987 года в СССР существовало четыре банка: Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк, Гострудсбекассы[2]. Эмиссионные, управленческие и контрольные функции, а также краткосрочное кредитование, расчетно-кассовое обслуживание выполнял Госбанк СССР. В нем автоматически аккумулировались свободные денежные средства, распределяемые между экономическими субъектами по заранее утвержденному кредитному плану. Госбанк был, ориентирован в основном на выполнение этого плана своей филиальной сетью и нёс ответственность только перед вышестоящими органами, а не клиентурой.

В период господства командно-административной системы в нашей стране роль банков была предельно сужена. Их функции сводились к проведению безналичных расчетов между предприятиями, кассовому обслуживанию, а также финансированию капитального строительства за счет средств госбюджета и специальных целевых фондов. Будучи составной частью государственного аппарата, банки при централизованном общегосударственном планировании осуществляли кредитные операции в рамках строго регламентируемых направлений использования денежных средств и лимитируемых фондов кредитования. Внеплановые операции допускались только по решениям партийно-правительственных органов. Для руководителей предприятий и для самих банковских работников фактически не было существенной разницы между бюджетным и кредитным финансированием, кредитование проводилось из того же бюджета по условным процентам. Государственный банк постоянно занимался воспроизведением через кредит финансового образа директивного государственного народнохозяйственного плана и дополняющих его правительственных программ и постановлений. По сути дела Госбанк являлся кассой правительства, осуществляя денежную и кредитную эмиссии для финансирования во многом дефицитных, расточительных, и часто, просто ненужных правительственных программ. Введение в дополнение к государственному сети специализированных банков не меняло дела по существу, поскольку они стали разделенным централизованным банком, в котором прибавилось число вертикальных структур. Подобная банковская система лишь тормозила развитие товарно-денежных отношений.

В связи с взятым КПСС в середине 80-х годов курсом реформ, возникла необходимость в реформировании и банковской системы. Считалось, что банковский сектор призван обеспечивать максимальную устойчивость денежной системы в период реформ, содействовать стабильному функционированию предприятий.

В 1992-1994 гг. банковская система постепенно была преобразована в двухуровневую.

Она создавалась как сверху: бывшие государственные банки превращались в финансовые империи, так и снизу: частные фирмы и граждане создавали новые коммерческие банки.

В настоящее время Российской Федерации создание и функционирование банков основывается на Законе РФ "О банках и банковской деятельности в РФ".

В соответствие с этим законом банки России действуют как универсальные кредитные учреждения, совершающие широкий круг операций на финансовом рынке: предоставление различных по видам и срокам кредитов, покупка-продажа и хранение ценных бумаг, иностранной валюты, привлечение средств во вклады, осуществление расчетов, выдача гарантий, поручительств и иных обязательств, посреднические и доверительные операции и т. п.

В России банки могут создаваться на основе любой формы собственности - частной, коллективной, акционерной, смешанной. Не исключается возможность создания банков, основанных исключительно на государственной форме собственности, которые в соответствии с действующим законодательством могут осуществлять свою деятельность на коммерческой основе.

Для формирования уставных капиталов российских банков допускается привлечение иностранных инвестиций. Под банками с участием иностранных инвестиций в соответствии с Условиями открытия банков с участием иностранного капитала на территории Российской Федерации, утвержденными ЦБ РФ 08. 04. 93 г., понимаются:

- совместные банки, т. е. банки, уставной капитал которых формируется за счет средств резидентов и нерезидентов;

- иностранные банки - банки, уставной капитал которых формируется за счет нерезидентов;

- филиалы банков-нерезидентов.

Решение об открытии каждого отдельного банка с участием иностранных инвестиций принимается Советом директоров ЦБ РФ. ЦБ устанавливает лимит участия иностранного капитала в банковской системе страны. Ограничения на участие иностранного капитала преследуют цель создать наиболее благоприятные условия для становления отечественных коммерческих банков и защиты от экспансии зарубежных банков.

По способу формирования уставного капитала банки подразделяются на акционерные (открытого и закрытого типа) и паевые. Возможность создания банков, принадлежащих одному лицу (юридическому или физическому) исключается действующим законодательством, согласно которому уставный капитал банка формируется из средств не менее трех участников.

Если на начальном этапе реформирования кредитной системы коммерческие банки создавались главным образом на паевой основе, то для нынешнего этапа характерно преобразование паевых банков в акционерные и создание новых банков в форме акционерных обществ[3]. Для акционерного общества характерно, что собственником его капитала выступает само общество, т. е. банк. А паевые коммерческие банки собственниками своего капитала не являются, поскольку каждый из пайщиков сохраняет право собственности на свою долю капитала. Паевые коммерческие банки организованы на принципах общества с ограниченной ответственностью, т. е. общества ответственность каждого пайщика ограничена пределами его вклада в общий капитал банка. Расширение уставного фонда может осуществляться как за счет внесения участниками дополнительных взносов, так и за счет вступления в банк новых участников. Вопрос о вступлении новых участников и размерах их вклада в уставный фонд банка решается на общем собрании участников.

Глава 2. Роль и место банков в накоплении ссудного капитала

2.1. Функции банков

Банки — особый вид предпринимательской деятельности, связанной с движением ссудных капиталов, их мобилизацией и распределением. В отличие от ссудного капиталиста (рантье) банкир представляет собой разновидность капиталиста-предпринимателя.

Банки выполняют в рыночном хозяйстве следующие важные функции[4]:

• посредничество в кредите между денежными и функционирующими капиталистами;

• посредничество в платежах;

• мобилизация денежных доходов и сбережений и превращение их в капитал;

• создание кредитных орудий обращения, f

Посредничество банков в кредите устраняет преграды, стоящие на пути к прямому кредитованию. Банки мобилизуют вклады различных размеров и различной срочности, поэтому могут предоставлять функционирующим капиталистам кредиты на необходимые для них суммы и на нужные сроки. Вместе с тем, специализируясь на ведении кредитных операций, банки имеют возможность хорошо определять кредитоспособность своих заемщиков.

С посредничеством в кредите тесно связана другая функция банков — посредничество в платежах ходе своих операций промышленным и торговым капиталистам приходится заниматься ведением кассы: приемом денег от клиентов и выплатой их, хранением наличных денег, записью всех денежных поступлений и выдач на соответствующие счета и т. д. Выступая в качестве посредников в платежах, банки берут на себя выполнение всех этих операций для своих клиентов.

Особая функция банков — мобилизация денежных доходов и сбережений и превращение их в капитал. Различные классы и слои общества получают денежные доходы, часть которых кратковременно или длительно аккумулируется для будущих расходов. Эти денежные доходы и сбережения сами по себе не являются капиталом и при отсутствии банков и других кредитных учреждений превращались бы в мертвое сокровище. Банки (а также другие кредитные институты) мобилизуют эти денежные доходы и сбережения в виде вкладов, в результате чего они превращаются в ссудный капитал. Последний банки предоставляют промышленным и торговым компаниям, которые используют полученные от банков средства для вложений в свои предприятия. Тем самым разнообразные денежные доходы и сбережения с помощью банков в конечном счете превращаются в капитал.)

Одной из функций банков является создание кредитных орудий обращения (банкнот и чеков), замещающих металлические деньги.

Выполняя перечисленные функции, банки содействуют расширенному воспроизводству путем:

• предоставления ссудных капиталов в распоряжение предпринимателей, использующих их для расширения предприятий;

• сокращения непроизводительных издержек обращения благодаря концентрации кассовых операций, развитию безналичных расчетов и замене металлических денег кредитными орудиями обращения;

• мобилизации денежных сбережений и части лично потребляемых доходов и превращения их в дополнительный капитал.

В широком смысле слова под кредитной системой понимают совокупность кредитных отношений, форм и методов кредита, существующих в рамках той или иной социально-экономической формации.


2.2. Основные виды кредитных учреждении

В зависимости от того, кому принадлежат кредитные и кредитно-финансовые учреждения, в странах с рыночной экономикой различаются:

• государственные кредитные и кредитно-финансовые учреждения;

• частные кредитные и кредитно-финансовые учреждения.

По характеру деятельности банки подразделяются на: эмиссионные; коммерческие; инвестиционные; ипотечные; сберегательные; специализированные.


2.3. Роль банков в аккумуляции и мобилизации денежного капитала

В условиях рыночного хозяйства развитие банковского дела характеризуется следующими важными особенностями:

• гигантская концентрация и централизация банковского капитала;

• возникновение и рост банковских монополий;

• укрепление банковского кредита, удлинение его сроков и превращение кредита в орудие господства монополистического капитала;

• выход банков за рамки чисто кредитных операций и сращивание банковского капитала с промышленным.

Основной причиной громадной концентрации капитала является гигантская концентрация производства. Чем крупнее размеры промышленных предприятий, тем больше и высвобождающиеся у них денежные капиталы, которые сосредоточиваются в банках. С другой стороны, удовлетворять потребности в кредите крупных промышленных предприятий могут только крупные банки, располагающие большими ресурсами.

Концентрация банковского капитала выражается в увеличении не только общей суммы банковских ресурсов, но и ресурсов, приходящихся на каждый банк. Например, в США с 1900 по 1990 гг. совокупные активы коммерческих банков возросли с 11 млрд. до 3, 3 трлн. долл., а средняя сумма ресурсов на один банк — с 1 млн. до 246 млн. долл.

Наряду с концентрацией происходит также централизация банковского капитала, т. е. вытеснение мелких банков крупными и слияние крупньк банков в крупнейшие. Централизация банковского капитала происходит прежде всего на основе концентрации производства: крупные промышленные предприятия помещают свои свободные денежные капиталы, как правило, в крупные банки, что усиливает позиции последних и способствует вытеснению ими мелких банков. К централизации банковского капитала ведет конкурентная борьба в банковском деле, в которой крупные банки имеют решающие преимущества перед мелкими. Во-первых, вкладчики предпочитают помещать свои вклады в крупные, более солидные и устойчивые банки, чем в мелкие банки, которые нередко терпят крах. Во-вторых, крупные банки в отличие от мелких обладают сетью филиалов, привлекающих вклады из различных местностей. В-третьих, крупные банки значительно превосходят мелкие в организационно-техническом отношении. В современных условиях превосходство крупных банков над мелкими усилилось в результате внедрения электронной техники в банковское дело.

В сфере банковского кредита обнаруживается ряд новых явлений: 1) укрупнение размеров банковских кредитов; 2) увеличение их сроков; 3) превращение кредита из орудия свободной конкуренции в орудие господства крупнейших банков.

Укрупнение банковского кредита объясняется тем, что, с одной стороны, гигантским промышленным предприятиям требуются громадные денежные капиталы, а с другой — гигантские банки имеют возможность их предоставлять[5].

Удлинение сроков банковского кредита обусловлено изменением структуры промышленного капитала. Концентрация производства и развитие техники ведут к росту удельного веса основного капитала, требующего долгосрочных капиталовложений. Крупные банки мобилизуют в больших размерах собственные капиталы в срочные вклады, а такие средства могут быть предоставлены в ссуду на длительные сроки. Кроме того, даже из вкладов до востребования некоторая часть всегда образует стабильный остаток, за счет которого крупные банки также могут предоставлять долгосрочный кредит.

Следует также иметь в виду, что долгосрочный по своему существу кредит может внешне облекаться в форму краткосрочного. Распространен так называемый контокоррентный кредит, при котором банк зачисляет кредитуемые суммы на текущий счет заемщика, сохраняя за собой право истребовать выданные ссуды в любой момент. Однако банки фактически не используют это право в течение длительного времени, в результате чего контокоррентный кредит в значительной мере превращается в долгосрочный.

Удлинение сроков кредита еще теснее связывает крупные банки с крупными промышленными компаниями. Будучи заинтересованными в длительном процветании кредитуемых предприятий, банки принимают специальные меры, чтобы оказывать влияние на ход дел этих предприятий. Например, нередко банк требует от своего клиента, чтобы тот хранил все свободные денежные капиталы только в данном банке и пользовался лишь его кредитом, а для контроля за использованием кредита банк посылает своих представителей в органы управления предприятий-заемщиков.

Количественные изменения в банковском кредите — укрупнение его размеров и удлинение его сроков — в конечном счете приводят и к качественным изменениям роли банков.

Важнейшее качественное изменение в области банковского кредита состоит в том, что кредит превращается из орудия свободной конкуренции в орудие господства монополистического капитала. Это проявляется как в использовании банковских кредитов прежде всего монополизированными предприятиями, так и в том, что кредит становится важным рычагом в борьбе промышленных монополий против аутсайдеров. Одним из методов этой борьбы служит лишение аутсайдеров кредита, а осуществить это промышленные монополии могут лишь через тесно связанные с ними банки.

Наконец, сами банки играют активную роль в образовании и развитии промышленных монополий. Объединение ряда кредитуемых предприятий в монополистический союз выгодно для банка, так как уменьшает риск банкротства предприятий-заемщиков и вместе с тем увеличивает размеры их финансовых операций, при ведении которых банки получают прибыль.

В эпоху домонополистического капитализма банки служили в основном посредниками в кредите и платежах, причем банковский капитал существовал отдельно от промышленного. В эпоху монополистического происходит взаимопереплетение, сращивание крупного банковского капитала с промышленным. Это выражается в том, что крупные банки вторгаются в промышленность, а промышленные корпорации — в банковское дело.

Прямое внедрение банковского капитала в промышленность осуществляется путем:

• скупки банками акций промышленных компаний;

• выпуска и размещения банками акций промышленных предприятий;

• участия банков в учреждении новых предприятий.

Скупка акций промышленных предприятий объясняется погоней банков за монопольной прибылью. Гигантские банки-монополисты не удовлетворяются обычной прибылью от кредитных операций. В результате скупки промышленных акций часть монополистической сверхприбыли переходит из промышленности к банкам путем получения ими дивидендов по промышленным акциям.

Банки принимают активное участие в выпуске и размещении промышленных ценных бумаг. Это объясняется прежде всего тем, что у крупных банков сосредоточены огромные денежные капиталы. Промышленные компании обычно не могут ждать, пока найдутся покупатели для вновь выпущенных ценных бумаг, а потому передают их размещение банкам или банковским синдикатам. Это обусловлено также тем, что банки обладают разветвленным аппаратом и обширной клиентурой, через которые они могут сбывать эти бумаги.

Банки занимаются выпуском ценных бумаг для извлечения эмиссионной прибыли. Эта прибыль равняется разнице между продажным курсом акций и облигаций, реализуемых банками, и более низким покупным курсом, по которому банки их покупают у промышленных компаний. Эмиссионные прибыли достигают иногда 10 и более процентов от суммы новой эмиссии ценных бумаг. При выпуске акций мелких компаний эмиссионная прибыль банков доходит даже до 15—20%.

Учредительская деятельность банков — это их участие в организации новых акционерных компаний — промышленных, торговых, транспортных и т. д. В группу учредителей обычно наряду с промышленными магнатами входит один или несколько крупных банков. Стимулом к этому для банков служит погоня за учредительской прибылью.

Путем скупки акций, эмиссионной и учредительской деятельности банки становятся прямыми участниками монополизированной промышленности, ее совладельцами.


Глава 3. Реформа банковской системы в России

3.1. Этапы реформирования банковской системы

Проведение реформы банковской системы осуществлялось в  два этапа.

1) Создание 2-х уровневой банковской системы, состоящей из эмиссионного банка и государственных специализированных банков, непосредственно обслуживающих народное хозяйство; перевод специализированных банков на хозрасчет и самофинансирование, совершенствование форм и методов кредитования.

Центральное место в этой системе отводится Государственному банку, с целью отделения эмиссии от кредитования. Он также является координатором деятельности специализированных банков и проведения единой кредитно-денежной политики.

В 1987 году, на базе ранее существовавших институтов были созданы Промстройбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Агропромбанк, Внешэкономбанк СССР. Это привело к определенному оживлению банковской деятельности, но полноценной банковской реформы не произошло - экономические отношения остались прежними[6]. Стали внедряться договорные отношения с клиентурой, улучшилась структура кредитных вложений. Отсутствие эффективной системы экономического регулирования денежного оборота усугубило товарно-денежную несбалансированность экономики. Директивное закрепление клиентуры в зависимости от ее отраслевой принадлежности вызвало неравномерное распределение пассивов между банками. Кроме того, следует отметить, что монополия на проведение банковских операций осталась за государством.

2) Создание нового механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего экономическими методами воздействовать на макроэкономические пропорции общественного воспроизводства. Создание условий для перелива ресурсов из одной отрасли в другую, например, в сельское хозяйство. Для этих целей Госбанк был выведен из подчинения правительству. Была создана двухуровневая банковская система.

Но, не было учтено, что новая банковская система должна отражать реальности сложившиеся в банковском деле за последние 60 лет (распределение денежных накоплений, роль отдельных кредитных институтов, основные денежные потоки и т.п.). Не учитывалось, что будущая банковская система не может быть полностью адекватна классическим двухуровневым системам, созданным в индустриальных странах со стабильно развивающейся рыночной экономикой. В отличие от них это - банковская система переходного и развивающегося хозяйства, отличающегося нестабильностью и резкими структурными сдвигами.

3.2. Причины неудач реформы

В результате ряда коренных реформ, предпринимаемых в последнее время в нашей стране, была создана качественно новая система экономических отношений. Одной из основных ее особенностей является высокая степень монополизации экономики, возникшая как в результате необдуманных экономических шагов руководства страны, так и вследствие высокой централизации советской экономической системы. Это создает существенные трудности при формировании цивилизованного рынка кредитных ресурсов.

Существует даже мнение, что на сегодняшний день на банковском рынке нет реальной конкуренции, так как спрос на кредитные ресурсы очень велик. На данный момент участие кредитных ресурсов в реальном инвестиционном процессе в экономику страны сильно ограничено, поскольку последний сопряжен со значительными рисками и падением оборачиваемости капитала[7].

В этом смысле современная двухуровневая структура не вполне отвечает потребностям преобразования макроструктуры экономики, то есть, не отражает объективных требований к достаточной оптимизации макроэкономических корпораций и к формированию воспроизводственной структуры, соответствующего рыночного типа.

Способ преобразования экономики и банков носил революционный характер. А если учитывать, что советская экономика к моменту начала реформ находилась в состоянии вялотекущего кризиса, то становится ясными причины сегодняшнего состояния российской экономики. Наилучшим способом перестройки банковской системы и экономики в целом, являются эволюционные изменения, постепенный переход от одной схемы экономических отношений - командной к другой - плановой, так как экономика в целом, в макро - и микроструктуре изменяется эволюционно. Банковская система должна была структурно организоваться на эволюционный процесс и сочетать в себе одно- и  двухуровневые компоненты.

При реформе банковской системы следовало бы наряду с государственными специализированными банками создать банки с капиталом, сформированным на рыночных принципах. Они должны обслуживать текущую инвестиционную деятельность, выходящую за рамки  государственных программ.

Отличие полутароуровневой системы от нынешней двухуровневой состоит в существовании сильных негосударственных банков. Ведь кредитный портфель всех Российских банков в 1995 году составил 5 млрд. долларов США, что сопоставимо с аналогичным показателем одного среднего зарубежного банка[8]. В такой ситуации государство располагало бы лучшей ресурсной базой для финансирования инвестиционных программ, более простой и дешевой системой обслуживания государственного долга и валютного контроля. В итоге темпы роста цен и экономического спада могли бы быть меньше, темпы реструктуризации экономики- выше, а все общество несколько ближе к социально ориентированному рынку, чем при функционировании существующей банковской системы. Но, эти возможности могут быть практически реализованы лишь при адекватной экономической политике в целом.

На протяжении семидесяти дореформенных лет укоренилось представление о банковской системе как о чем-то второстепенном, выполняющем функции обслуживания производства. Это произошло в следствие сверхцентрализации управления. В этих условиях использование двухуровневой системы как модели для реорганизации банковской структуры привлекало очевидностью и доступностью.

Не стоит забывать, что создание двухуровневой системы являлось вторым шагом реформы, начатой в 1987 г. Первый, был направлен против централизованного Госбанка, и способствовал созданию «четырехглавой» банковской системы, управление которой было несколько затруднено. Изменить ее можно было только силовыми методами. Эти обстоятельства и послужили толчком к радикальным реформам банковского сектора. Наконец, государство не имело реальных программ структурной перестройки экономики по эволюционному типу. В силу этого не было и до сих пор нет схемы обеспечения финансовой поддержки таких преобразований. В наших условиях Госбанк не нужен как банк, обслуживающий государственные нужды в широком смысле этого слова. Только в последнее время, в связи с принятием указа «О мерах по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета» на Центробанк возлагается обязанность по ведению счетов по учету доходов и средств федерального бюджета.

Общим итогом реформирования банковской системы СССР и России явилась банковская система более структурно упорядоченная и прогрессивная, чем то, что было до и особенно после первого шага реформ. Но нельзя назвать существующую банковскую систему полноценной. Каким же образом можно сделать ее таковой? Скорее всего, надо осуществлять взвешенные реформаторские усилия для приближения банковской системы к состоянию, адекватному требованиям становления рыночной экономики. Это может быть введение более жесткого режима деятельности Сбербанка, включая лимиты на его активные операции на межбанковском и коммерческом рынках, использование средств, Сбербанка для финансирования программ реконструкции экономики, использование услуг Центробанка для осуществления крупных инвестиционных проектов, наделение Банка России на рынке государственных ценных бумаг брокерскими полномочиями в отношении нефинансовой клиентуры. Это должно способствовать финансовой централизации, укреплению финансовой базы структурной перестройки экономики, развитию конкуренции на рынке банковских услуг.

Банковский сектор, существующий в развитых странах, не является адекватной моделью для переходной экономики России. Следует использовать модели становления банковского сектора рыночного типа, то есть модели, отражающие переходное состояние современной отечественной экономики. С этих позиций в наибольшей степени отвечающих заданной реструктуризации экономики явилась бы банковская система, сочетающая в себе черты одноуровневой и двухуровневой систем с сильным государственным началом и переходной формой Центробанка, выполняющего к тому же функции коммерческого банка. По мере развития материальной структуры, удовлетворяющей требованиям капиталистической экономики, коммерческие функции Центробанка угасали бы и шел процесс формирования традиционной двухуровневой системы.


Реальная степень «рыночности» будущей банковской системы, соотношение в ней централизованных и децентрализованных начал. Направленность новой банковской системы на обслуживание процесса реформ:[9]

- диверсификацию собственности (приватизацию, становление независимого частного сектора);

- демонополизацию;

- становление новых рынков (ценных бумаг, земли, основных фондов, страховых услуг, научно-технической продукции и информации и т.п.);

- техническую, технологическую и продуктовую перестройку хозяйства, конверсию и сокращение военных расходов;

- перестройку межрегиональных и межреспубликанских связей;

- усилению открытости экономики, ее интеграцию в микрохозяйственные связи;

- перераспределение полномочий между центром и регионами.

Кроме того, банковская система, должна способствовать развитию частной собственности в финансовом секторе, развитию различных видов кредитных институтов. Но, при этом, не должна нарушаться, строгая, система контроля за деятельностью банков со стороны Центрального банка и представительных органов государства.


3.3. Поведение новой банковской системы в новых условиях


Российская банковская система всегда испытывала влияние экономического спада ввиду серьезных недостатков ее институциональных основ. Но, долгое время, оно было скрытым,  вследствие высокодоходных рисковых операций, проведению которых способствовал высокий уровень инфляции.

Одним из недостатков ее институционального устройства является ограниченная диверсификация кредитного портфеля. Эта проблема зародилась на первом этапе реформы, когда были созданы специализированные банки.

В условиях последующих реформ, способствовавших развалу общенациональной сети банков, произошло превращение специализированных банков в банки обслуживающие один сектор экономики в одном регионе. Кроме того, экономический спад не способствовал расширению круга заемщиков за счет «посторонних» клиентов, что не способствовало их привлечению в банки. Это привело к тому, что только немногие банки имеют сегодня диверсифицированный кредитный портфель. Также в условиях высокой инфляции, при проведении банками, а в первую очередь Центробанком политики «дорогих денег» произошел отказ ряда успешно работающих предприятий от кредитов под 250-300% годовых. Предприятия же которые не смогли за счет своих средств обеспечить полноценное функционирование были вынуждены прибегать к кредитам выдаваемым под такие высокие проценты. Это породило  большое количество невозвратов кредитов и даже такие меры как увольнение рабочих не смогли стабилизировать ситуацию. Эти предприятия вынуждены были брать новые кредиты, чтобы отдать старые, что, в конце концов, привело их самих и кредитовавшие их банки в кризисное состояние. Сейчас зачастую существуют такие банки, которые в результате неудачного кредитования одного предприятия-гиганта находятся на дебетовом сальдо, и не могут проводить даже текущие платежи, не говоря о кредитовании.

Необходимая диверсификация ссудной деятельности сдерживается тремя факторами: экономическим спадом; недостаточной информацией о финансовых продуктах со стороны банков; ограниченностью финансовых ноу-хау у большинства предпринимателей. А также низкий уровень конкуренции.

Большую роль в формировании российской банковской системы такой, какая она есть, сыграл высокий уровень инфляции. Из-за инфляции постоянно росла стоимость обеспечиваемых банками кредитов. Капитализируя свои доходы от банковских процентов в условиях роста инфляции, банки чувствовали себя в безопасности. Это привело к росту посреднических услуг и маржи. Это, а также высокий уровень заработной платы, не способствующий повышению ликвидности, подорвали доверие к банкам.

Когда правительство приняло меры к уменьшению инфляции, а Центробанк понизил учетную ставку, а также был, ограничен рост курса доллара многие банки не смогли выжить в сложившихся условиях. Они не сумели  работать при низкой инфляции.

Недостатки существующей банковской системы вскрыли меры Центробанка по своевременности платежей. Это существенно снизило роль источников спекулятивных доходов, связанных с задержкой платежей. Кроме того, как отмечают зарубежные специалисты: «Многочисленные примеры подтверждают точку зрения о том, что руководителями банков очень часто становятся непрофессионалы, которые имеют нужные связи для того, чтобы быть назначенными управляющими банками. Очевидно, что уровень коррупции с трудом поддается измерению»[10].

Глава 4. Состояние банковской системы Челябинской области[11]

4.1. Структура банковской системы


Главное управление Банка России по Челябинской области подготовило аналитический материал "О состоянии банковской системы Челябинской области по итогам первого полугодия 1999 г. ", который свидетельствует о том, что банковская система области не только в целом преодолела последствия августовского кризиса, но и продолжает динамично развиваться[i].

"Положение банковской системы области по итогам первого полугодия текущего года можно охарактеризовать как относительно стабильное", — такой вывод делают специалисты ГУ Банка России.

Структура банковской системы области за первое полугодие 1999 г. практически не изменилась, отмечается в материале. Действующая сеть банковской системы региона на 1 июля этого года состояла из 13 региональных банков и их 63 филиалов, а также — 17 филиалов банков других регионов и 441 учреждения Сбербанка России (в том числе 35 отделений и 406 филиалов) [ii].

Изменения коснулись в основном филиалов иногородних банков. Так, в настоящее время в области в стадии ликвидации находится 13 филиалов иногородних банков. Сеть филиалов банков других регионов сокращается в основном из-за отзыва лицензий у ряда московских банков в связи августовским кризисом. В 1999 г. 3 филиала "Промстройбанка России" в области (Магнитогорский, Челябинский и Миасский) пополнили список закрываемых. Завершена ликвидация в филиале московского банка "Менатеп".

Кроме того, в 2 из 4 ликвидируемых региональных банков (челябинские "Форум-банк" и банк "Синтез") в первом полугодии этого года закончены процедуры ликвидации.

Проводится работа по закрытию в 5 филиалах региональных банков. Филиал "Николаевский" челябинского банка "Резерв" к настоящему времени уже закрыт.

Вместе с тем, в течение 1999 г. иногородними банками в регионе было открыто 3 новых филиала: "Златоустовский" "Импэксбанка", а также "Уральский и "Магнитогорский" "Гута-банка".

В целях повышения надежности кредитные организации продолжали проводить работу по наращиванию капитальной базы. К 1 июля этого года собственный капитал банков области достиг почти 760 млн. руб., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на одну треть и по сравнению с началом текущего года на 9% (на 60 млн. руб.). Начиная уже с сентября 1998 г. все 13 действующих банка области имеют положительное значение капитала.

4.2. Рост капитала

Совокупная величина зарегистрированного уставного капитала региональных банков к концу первого полугодия составила 240 млн. руб. и выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 10%. С учетом планов 5-ти кредитных организаций области по увеличению уставного капитала, к концу 1999 г. величина совокупного уставного капитала банков региона может вырасти в 2 раза.

Валюта баланса всех кредитных учреждений области превысила к концу первого полугодия этого года 20 млрд. руб., что на 9 млрд. руб., или в 1, 8 раза, больше, чем по состоянию на 1 июля 1998 г. С начала года валюта баланса банков области выросла в 1, 3 раза, или на 3 млрд. руб.

Увеличение ресурсов и вложений Челябинской банковской системы, как в целом, так и по отдельным статьям, обеспечено аналогичными тенденциями в региональных банках и Сбербанке. Кроме того, остатки банковских средств повышаются в связи с переоценкой их валютной части из-за роста курса доллара, отмечается в материале ГУ ЦБ РФ по Челябинской области.

Совокупные ресурсы банковской системы области за первое полугодие выросли на 4 млрд. руб., или на 27%, и составили 19 млрд. руб. Прирост их был связан с увеличением на 4 млрд. руб. (на 29%, до 18 млрд. руб.) привлеченных средств.

Основной приток средств обеспечили предприятия области. Средства, поступившие на их счета в кредитных организациях, увеличились за первое полугодие в 1, 7 раза и составили 2, 5 млрд. руб. В общем объеме привлеченных средств кредитных организаций средства предприятий на конец первого полугодия этого года составляли 14%, тогда как на конец первого полугодия прошлого года их доля равнялась 6%.

У региональных банков средства предприятий выросли более чем в 2 раза — до 1, 8 млрд. руб., что составляет 34% общего объема привлеченных ресурсов.

Остатки вкладов граждан по банковской системе области в целом увеличились в первом полугодии на 20% (на 0, 7 млрд. руб.) — до 4, 5 млрд. руб. По региональным банкам прирост остатков вкладом был еще более существенным — на 75% до 720 млн. руб. Основным аккумулятором средств населения по-прежнему остается Челябинский банк Сбербанка России, которому принадлежит 70% данных пассивов по области. В привлеченных средствах Челябинского банка Сбербанка России остатки вкладов граждан занимают почти одну треть.

4.3. Рост долгов по кредитам

Объем выпускаемых кредитными организациями ценных бумаг был расширен в первом полугодии в 2, 5 раза (на 0, 6 млрд. руб.) — почти до 1 млрд. руб. Обеспечено это было преимущественно за счет Сбербанка РФ, который увеличил сумму привлекаемых таким образом средств в 3 раза, причем за счет роста выпущенных векселей — в 3, 6 раза.

Однако, как указывается в материале ГУ ЦБ РФ по Челябинской области, увеличение вложений банковской системы области сдерживается высоким риском инвестиций. Поэтому их прирост за полугодие составил только 23%, или 3, 5 млрд. руб. (до 18 млрд. руб.).

Свыше 65% ресурсной базы используется кредитными учреждениями для осуществления межбанковских расчетов. Инвестиции в ценные бумаги формируют 13% совокупных вложений, тогда как кредитные вложения — 9%.

Примечательно, что рост вложений банков был обеспечен расширением в 1, 5 раза инвестиций в ценные бумаги — почти до 2, 5 млрд. руб. Прирост произошел за счет увеличения в 1, 8 раза вложений в государственные ценные бумаги, которые к 1 июля этого года были представлены в основном еврооблигациями и ОФЗ.

Произошедшее снижение кредитных вложений банковских учреждений области на 13% (до 1, 6 млрд. руб.) явилось следствие не только высокого риска кредитования, но и августовских событий прошлого года и последовавших за ними отзывов лицензий у крупных московских банков.

Закрытие филиалов крупных банков других регионов на территории области привело к тому, что за полугодие остатки ссудной задолженности по филиалам иногородних банков сократились в 4 раза (до 190 млн. руб.), а их доля в общей величине кредитных вложений в хозяйство области стала составлять 12%.

Кредитные вложения Челябинского банка Сбербанка России уменьшились на 17% (до 300 млн. руб.), причем их доля в общих вложениях банка составила 19%.

Задолженность по кредитам, выданным региональными банками, за полугодие увеличилась в 1, 7 раза — до 1 млрд. руб., сформировав почти 70% задолженности по кредитным вложениям в области.

За первое полугодие этого года хозяйству области региональными банками было выдано более 2, 5 млрд. руб. кредитов, что в 1, 8 раза больше, чем за соответствующий период прошлого года. Это 60% банковских кредитов, полученных хозяйствующими субъектами Челябинской области в различных кредитных организациях, независимо от их региональной принадлежности (4, 4 млрд. руб.).

Отраслевая структура выданных региональными банками ссуд соответствует экономической направленности области: около 70% кредитов было предоставлено промышленным предприятиям с приростом по отношению к первому полугодию прошлого года в 1, 8 раза, или на 0, 7 млрд. руб. (до 1, 6 млрд. руб.). Средства, размещенные в сельское хозяйство, строительство, торговлю и общественное питание, а также в прочие отрасли, в совокупности увеличились в 1, 7 раза (до 600 млн. руб.), вложения в транспорт и связь снизились в 2 раза (до 70 млн. руб.).

Как правило, региональные банки оказывали помощь местным предприятиям, что проявилось в географии размещения их кредитов, более 99% которых было предоставлено предприятиям Челябинской области.

Сроки предоставления кредитов по банковской системе в целом оставались короткими, так как высоки инфляционные ожидания и риски кредитования. С начала текущего года остатки краткосрочных ссуд увеличились на 20% (до 1 млрд. руб.), тогда как долгосрочных (более 1 года) уменьшились на одну треть (до 400 млн. руб.).

Кредитные учреждения области, с целью минимизации кредитных рисков, сформировали резерв на возможные потери по ссудам, размер которого составил 290 млн. руб.

4.4. Структура кредитов

По итогам полугодия улучшилась структура кредитного портфеля банков. Так, размер просроченных ссуд снизился в 2 раза — до 170 млн. руб.; доля переоформленных кредитов в общей сумме кредитных вложений сократилась с 31% до 17%, причем абсолютная сумма переоформленных кредитов уменьшилась в 2 раза — с 560 до 270 млн. руб.

Из-за высокого инвестиционного риска неиспользованные ресурсы остаются на корреспондентских счетах банковских учреждений, остатки которых за полугодие выросли почти в 2, 5 раза — с 400 до 980 млн. руб.

В то же время в области сохраняются неплатежи по вине кредитных организаций — в основном по вине закрываемых филиалов банков других регионов, отмечается в материале ГУ ЦБ РФ по Челябинской области. По состоянию на 1 июля этого года размер данных неплатежей составил 18 млн. руб., причем половина этой суммы (9 млн. руб.) сформирована долгами в бюджет и внебюджетные фонды. Это намного меньше, чем аналогичные неплатежи предприятий, которые по итогам 5 месяцев составляли 24 млрд. руб.

В составе всех вложений кредитных учреждений остатки "работающих активов" (инвестиции в ценные бумаги, кредитные вложения, валютные средства) выросли на 15% (до 4 млрд. руб.) и занимают 23%. У региональных банков наиболее высокая работоспособность активов (30%) в сравнении с филиалами иногородних банков и Челябинским банком Сбербанка России.

Характерной чертой формирования банковских доходов и расходов после августовских событий прошлого года является преобладание в их составе результатов валютных операций. В объеме доходов этот показатель составляет, например, 52%. С помощью кредитования банковские учреждения получили 12% всех доходов и за счет операций с ценными бумагами — 9%. Примечательно, что у региональных банков доля кредитования в доходах выше — 22%.

Положительный финансовый результат работы кредитных учреждений области в первом полугодии текущего года составил 221 млн. руб.

Значительно улучшилось финансовое состояние региональных банков. Так, если в первом полугодии прошлого года финансовый результат региональных банков был отрицательным (13 млн. руб.), причем убыток в 29 млн. руб. был получен 6 областными банками, то в первом полугодии текущего года все региональные банки получили прибыль, суммарный размер которой составил 165 млн. руб. По итогам полугодия 12 из 13 региональных банков классифицированы как финансово стабильные.

Положительный результат работы филиалов иногородних банков в первом полугодии по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился с 15 до 8, 5 млн. руб. Из действующих филиалов прибыльными являются 10. Убытки филиалов (их формируют 7 филиалов иногородних банков) выросли в 5 раз — с 8 до 43 млн. руб.

Наиболее успешно в этом отношении дела идут у Челябинского банка Сбербанка России, прибыль которого в первом полугодии увеличилась в 7 раз.

4.5. Южно-Уральская фондовая биржа

Оборот ЮУФБ в первом полугодии 1999 г. сократился с 151. 5 до 94. 9 млн. руб.

В первом полугодии этого года оборот Южно-Уральской фондовой биржи (ЮУФБ) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился со 151. 5 до 94. 9 млн. руб. В том числе оборот по областным краткосрочным облигациям (ОКО) администрации Челябинской области сократился с 73. 9 млн. руб. до 70. 4 млн. руб., а оборот по муниципальным инвестиционным облигациям (МИО) администрации г. Челябинска сократился с 77. 6 млн. руб. до 24. 5 млн. руб.

По информации ЮУФБ, оборот биржи во 2-м квартале этого года составил 45 млн. руб. Сделки на бирже заключались в основном с ОКО — на сумму 24 млн. руб. (в первом квартале — на сумму 46. 4 млн. руб.) и с МИО — на сумму 21 млн. руб. (3. 5 млн. руб.)

В соответствии с планами руководства биржи, в 3-м квартале этого года на бирже предполагается организовать систему электронных торгов корпоративными ценными бумагами таких эмитентов, как: ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" и "Челябэнерго".

Однако основной задачей ЮУФБ на перспективу остается активизация и расширение межбиржевых торгов с Екатеринбургской фондовой биржей (ЕФБ). В настоящее время реализован первый этап проекта: с 25 января начались регулярные совместные торги ЕФБ и ЮУФБ в режиме "on line". Со стороны ЮУФБ в данных торгах принимает участие 5 структур (челябинские инвестиционные компании "Урал-маркет", "Вадис" и "Регин-Ф", а также "Мечел-банк" и курганская компания "КонТраст"). ЮУФБ готова сегодня работать и по другим направлениям, сообщил генеральный директор ЮУФБ Николай Топузов, — например, решать вопросы приватизации в форме биржевых торгов государственными пакетами акций и ценными бумагами АО-банкротов.

Общее количество участников Некоммерческого партнерства "ЮУФБ" с 1 апреля 1998 г. по 1 июля 1999 г. сократилось с 27 до 21, количество брокерских фирм — с 17 до 12, количество дилеров по ОКО и МИО — с 9 до 8.

Заключение


Сейчас для банков важнее всего понять, чем заниматься, как выживать. По мнению И. Я. Носковой[12], направлением работы становится кредитование реального сектора экономики. Это база для будущего существования банков. По статистике Центробанка. Получалось, чем меньше уставной капитал банка, тем относительно активнее он кредитовал реальный сектор.

Трактовка реструктуризации руководством ЦБ оставляет много неясного. Например, когда было сказано, что в регионе должно быть один-два опорных банка, кое-где на местах поняли так, что все остальные кредитные учреждения должны быть ликвидированы. Но это не соответствует действительности. Даже если взять деление банков по имеющейся программе на 4 группы, то в стране найдется около 600 финансово устойчивых банков - тех, которые не требуют помощи. Среди них преобладают региональные. Поэтому почти в каждом субъекте Федерации может сохраниться 5-7 банков.

Сейчас в преимущественном положении оказались те регионы, которые сохранили свои банки. Поэтому региональным банкам нужно биться за свое существование. Банков должно быть столько, сколько требует экономика и сколько выдержит конкуренцию.


Список литературы


1.     Банки и банковские операции: Учебник для вузов/ Е. Ф. Жуков, Л. М. Максимова, О. М. Маркова и др.; Под ред. проф. Е. Ф. Жукова. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

2.     Банковское дело /Под ред. профессора В. И. Колесникова. - М.: «Финансы и статистика», 1999

3.     Деньги. Кредит. Банки /Под ред. академика О. И. Лаврушина. - М.: «Финансы и статистика», 1998

4.     Носкова И. Я. Проблемы реформирования банковской системы России// Деньги и кредит №4, 1999 г.

5.     Степанов B. Банки и ценные бумаги: рынки оживают //«Деловой Урал», №8, 1999 г



[1] Банковское дело /Под ред. профессора В.И. Колесникова. - М.: «Финансы и статистика», 1999

[2] Борисов С.М., Коротков П.А. Банковская система России: состояние и перспективы// Деньги и кредит 1997.-№8.-с.5.

[3] Полищук А.И. К вопросу о переводе Российских банков на международные стандарты//Бухгалтерия и банки  1996.-№2.-с.11.

[4] Деньги. Кредит. Банки /Под ред. академика О.И. Лаврушина. - М.: «Финансы и статистика», 1998

[5] Банки и банковские операции: Учебник для вузов/ Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, О.М. Маркова и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова.-М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

[6] Буасье К., Коэн Д., Понбриа Г. Банковская система России: проблемы переходного периода// Деньги и кредит 1998.-№4.-с.31

[7] Полищук А.И. К вопросу о переводе Российских банков на международные стандарты//Бухгалтерия и банки  1996.-№2.-с.6.

[8] Полищук А.И. К вопросу о переводе Российских банков на международные стандарты//Бухгалтерия и банки  1996.-№2.-с.15.

[9] Деньги и кредит №1.96. с.5.

[10] Деньги и кредит №4 с.31 Банковская система России: проблемы переходного периода.

[11] Степанов B. Банки и ценные бумаги: рынки оживают //«Деловой Урал», №8, 1999 г

[12] Носкова И.Я. Проблемы реформирования банковской системы России// Деньги и кредит №4, 1999 г.