Устройство банковской и денежной системы
Содержание
Введение................................................................................................................................................................. 3
1. Структура банковской системы................................................................................................. 4
1.1. Уровни банковской системы............................................................................................................... 4
1.2. Реформа банковской системы в России........................................................................................ 7
2. Устройство денежной системы............................................................................................... 16
Заключение...................................................................................................................................................... 19
Список использованной литературы...................................................................................... 20
Приложение...................................................................................................................................................... 21
Введение
Деньги играют исключительно важную роль в рыночной экономике.
Современная экономика представляет собой очень сложную систему, каждая часть которой тесно связана с другими и играет важную роль. Но, одну из важнейших ролей играет банковская система, обеспечивающая на современном этапе развития экономических взаимоотношений нормальное функционирование всей экономики в целом. На сегодняшний день банки призваны: аккумулировать свободные денежные средства, выполнять функции кассиров хозяйственных субъектов, производить эмиссию.
В современных условиях деньги функционируют и в банковской системе и непосредственно в денежной системе.
Актуальность данного вопроса и послужила выбором темы исследования.
Цель работы: описать устройство банковской и денежной системы РФ в переходный период.
Данная цель раскрывается с помощью раскрытия следующих основных задач:
1. описать структуру банковской системы РФ;
2. обозначить мероприятия по реформированию банковской системы;
3. описать устройство денежной системы.
1. Структура банковской системы
1.1. Уровни банковской системы
Современная банковская система состоит из двух уровней - государственный центральный банк и независимые коммерческие банки.
Многоуровневость и сложность взаимосвязей внутри данной структуры создает возможности для ее широкого использования, позволяет своевременно вводить в действие большой набор различных кредитно-денежных рычагов регулирования, воздействовать на экономический механизм как на систему.
Российская банковская система в полном смысле этого слова начала формироваться только в 1992 - 1994 г. До 1987 года в СССР существовало четыре банка: Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк, Гострудсбекассы. Эмиссионные, управленческие и контрольные функции, а также краткосрочное кредитование, расчетно-кассовое обслуживание выполнял Госбанк СССР. В нем автоматически аккумулировались свободные денежные средства, распределяемые между экономическими субъектами по заранее утвержденному кредитному плану. Госбанк был, ориентирован в основном на выполнение этого плана своей филиальной сетью и нёс ответственность только перед вышестоящими органами, а не клиентурой.
В период господства командно-административной системы в нашей стране роль банков была предельно сужена. Их функции сводились к проведению безналичных расчетов между предприятиями, кассовому обслуживанию, а также финансированию капитального строительства за счет средств госбюджета и специальных целевых фондов. Будучи составной частью государственного аппарата, банки при централизованном общегосударственном планировании осуществляли кредитные операции в рамках строго регламентируемых направлений использования денежных средств и лимитируемых фондов кредитования. Внеплановые операции допускались только по решениям партийно-правительственных органов. Для руководителей предприятий и для самих банковских работников фактически не было существенной разницы между бюджетным и кредитным финансированием, кредитование проводилось из того же бюджета по условным процентам. Государственный банк постоянно занимался воспроизведением через кредит финансового образа директивного государственного народнохозяйственного плана и дополняющих его правительственных программ и постановлений. По сути дела Госбанк являлся кассой правительства, осуществляя денежную и кредитную эмиссии для финансирования во многом дефицитных, расточительных, и часто, просто ненужных правительственных программ. Введение в дополнение к государственному сети специализированных банков не меняло дела по существу, поскольку они стали разделенным централизованным банком, в котором прибавилось число вертикальных структур. Подобная банковская система лишь тормозила развитие товарно-денежных отношений.
В связи с взятым КПСС в середине 80-х годов курсом реформ, возникла необходимость в реформировании и банковской системы. Считалось, что банковский сектор призван обеспечивать максимальную устойчивость денежной системы в период реформ, содействовать стабильному функционированию предприятий.
В 1992-1994 гг. банковская система постепенно была преобразована в двухуровневую.
Она создавалась как сверху: бывшие государственные банки превращались в финансовые империи, так и снизу: частные фирмы и граждане создавали новые коммерческие банки.
В настоящее время Российской Федерации создание и функционирование банков основывается на Законе РФ "О банках и банковской деятельности в РФ".
В соответствии с этим законом банки России действуют как универсальные кредитные учреждения, совершающие широкий круг операций на финансовом рынке: предоставление различных по видам и срокам кредитов, покупка-продажа и хранение ценных бумаг, иностранной валюты, привлечение средств во вклады, осуществление расчетов, выдача гарантий, поручительств и иных обязательств, посреднические и доверительные операции и т.п.
В России банки могут создаваться на основе любой формы собственности - частной, коллективной, акционерной, смешанной. Не исключается возможность создания банков, основанных исключительно на государственной форме собственности, которые в соответствии с действующим законодательством могут осуществлять свою деятельность на коммерческой основе.
Для формирования уставных капиталов российских банков допускается привлечение иностранных инвестиций. Под банками с участием иностранных инвестиций в соответствии с Условиями открытия банков с участием иностранного капитала на территории Российской Федерации, утвержденными ЦБ РФ 08.04.93 г., понимаются:
- совместные банки, т.е. банки, уставной капитал которых формируется за счет средств резидентов и нерезидентов;
- иностранные банки - банки, уставной капитал которых формируется за счет нерезидентов;
- филиалы банков-нерезидентов.
Решение об открытии каждого отдельного банка с участием иностранных инвестиций принимается Советом директоров ЦБ РФ. ЦБ устанавливает лимит участия иностранного капитала в банковской системе страны. Ограничения на участие иностранного капитала преследуют цель создать наиболее благоприятные условия для становления отечественных коммерческих банков и защиты от экспансии зарубежных банков.
По способу формирования уставного капитала банки подразделяются на акционерные (открытого и закрытого типа) и паевые. Возможность создания банков, принадлежащих одному лицу (юридическому или физическому) исключается действующим законодательством, согласно которому уставный капитал банка формируется из средств не менее трех участников.
Если на начальном этапе реформирования кредитной системы коммерческие банки создавались главным образом на паевой основе, то для нынешнего этапа характерно преобразование паевых банков в акционерные и создание новых банков в форме акционерных обществ. Для акционерного общества характерно, что собственником его капитала выступает само общество, т.е. банк. А паевые коммерческие банки собственниками своего капитала не являются, поскольку каждый из пайщиков сохраняет право собственности на свою долю капитала. Паевые коммерческие банки организованы на принципах общества с ограниченной ответственностью, т.е. общества ответственность каждого пайщика ограничена пределами его вклада в общий капитал банка. Расширение уставного фонда может осуществляться как за счет внесения участниками дополнительных взносов, так и за счет вступления в банк новых участников. Вопрос о вступлении новых участников и размерах их вклада в уставный фонд банка решается на общем собрании участников.
1.2. Реформа банковской системы в России
Этапы реформирования банковской системы
Проведение реформы банковской системы осуществлялось в два этапа.
1) Создание 2-х уровневой банковской системы, состоящей из эмиссионного банка и государственных специализированных банков, непосредственно обслуживающих народное хозяйство; перевод специализированных банков на хозрасчет и самофинансирование, совершенствование форм и методов кредитования.
Центральное место в этой системе отводится Государственному банку, с целью отделения эмиссии от кредитования. Он также является координатором деятельности специализированных банков и проведения единой кредитно-денежной политики.
В 1987 году, на базе ранее существовавших институтов были созданы Промстройбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Агропромбанк, Внешэкономбанк СССР. Это привело к определенному оживлению банковской деятельности, но полноценной банковской реформы не произошло - экономические отношения остались прежними[1]. Стали внедряться договорные отношения с клиентурой, улучшилась структура кредитных вложений. Отсутствие эффективной системы экономического регулирования денежного оборота усугубило товарно-денежную несбалансированность экономики. Директивное закрепление клиентуры в зависимости от ее отраслевой принадлежности вызвало неравномерное распределение пассивов между банками. Кроме того, следует отметить, что монополия на проведение банковских операций осталась за государством.
2) Создание нового механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего экономическими методами воздействовать на макроэкономические пропорции общественного воспроизводства. Создание условий для перелива ресурсов из одной отрасли в другую, например, в сельское хозяйство. Для этих целей Госбанк был выведен из подчинения правительству. Была создана двухуровневая банковская система.
Но, не было учтено, что новая банковская система должна отражать реальности сложившиеся в банковском деле за последние 60 лет (распределение денежных накоплений, роль отдельных кредитных институтов, основные денежные потоки и т.п.). Не учитывалось, что будущая банковская система не может быть полностью адекватна классическим двухуровневым системам, созданным в индустриальных странах со стабильно развивающейся рыночной экономикой. В отличие от них это - банковская система переходного и развивающегося хозяйства, отличающегося нестабильностью и резкими структурными сдвигами.
Причины неудач реформы
В результате ряда коренных реформ, предпринимаемых в последнее время в нашей стране, была создана качественно новая система экономических отношений. Одной из основных ее особенностей является высокая степень монополизации экономики, возникшая как в результате необдуманных экономических шагов руководства страны, так и вследствие высокой централизации советской экономической системы. Это создает существенные трудности при формировании цивилизованного рынка кредитных ресурсов.
Существует даже мнение, что на сегодняшний день на банковском рынке нет реальной конкуренции, так как спрос на кредитные ресурсы очень велик. На данный момент участие кредитных ресурсов в реальном инвестиционном процессе в экономику страны сильно ограничено, поскольку последний сопряжен со значительными рисками и падением оборачиваемости капитала[2].
В этом смысле современная двухуровневая структура не вполне отвечает потребностям преобразования макроструктуры экономики, то есть, не отражает объективных требований к достаточной оптимизации макроэкономических корпораций и к формированию воспроизводственной структуры, соответствующего рыночного типа.
Способ преобразования экономики и банков носил революционный характер. А если учитывать, что советская экономика к моменту начала реформ находилась в состоянии вялотекущего кризиса, то становится ясными причины сегодняшнего состояния российской экономики. Наилучшим способом перестройки банковской системы и экономики в целом, являются эволюционные изменения, постепенный переход от одной схемы экономических отношений - командной к другой - плановой, так как экономика в целом, в макро - и микроструктуре изменяется эволюционно. Банковская система должна была структурно организоваться на эволюционный процесс и сочетать в себе одно- и двухуровневые компоненты.
При реформе банковской системы следовало бы наряду с государственными специализированными банками создать банки с капиталом, сформированным на рыночных принципах. Они должны обслуживать текущую инвестиционную деятельность, выходящую за рамки государственных программ.
Отличие полутароуровневой системы от нынешней двухуровневой состоит в существовании сильных негосударственных банков. Ведь кредитный портфель всех Российских банков в 1995 году составил 5 млрд. долларов США, что сопоставимо с аналогичным показателем одного среднего зарубежного банка[3]. В такой ситуации государство располагало бы лучшей ресурсной базой для финансирования инвестиционных программ, более простой и дешевой системой обслуживания государственного долга и валютного контроля. В итоге темпы роста цен и экономического спада могли бы быть меньше, темпы реструктуризации экономики- выше, а все общество несколько ближе к социально ориентированному рынку, чем при функционировании существующей банковской системы. Но, эти возможности могут быть практически реализованы лишь при адекватной экономической политике в целом.
На протяжении семидесяти дореформенных лет укоренилось представление о банковской системе как о чем-то второстепенном, выполняющем функции обслуживания производства. Это произошло в следствие сверхцентрализации управления. В этих условиях использование двухуровневой системы как модели для реорганизации банковской структуры привлекало очевидностью и доступностью.
Не стоит забывать, что создание двухуровневой системы являлось вторым шагом реформы, начатой в 1987 г. Первый, был направлен против централизованного Госбанка, и способствовал созданию «четырехглавой» банковской системы, управление которой было несколько затруднено. Изменить ее можно было только силовыми методами. Эти обстоятельства и послужили толчком к радикальным реформам банковского сектора. Наконец, государство не имело реальных программ структурной перестройки экономики по эволюционному типу. В силу этого не было и до сих пор нет схемы обеспечения финансовой поддержки таких преобразований. В наших условиях Госбанк не нужен как банк, обслуживающий государственные нужды в широком смысле этого слова. Только в последнее время, в связи с принятием указа «О мерах по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета» на Центробанк возлагается обязанность по ведению счетов по учету доходов и средств федерального бюджета.
Общим итогом реформирования банковской системы СССР и России явилась банковская система более структурно упорядоченная и прогрессивная, чем то, что было до и особенно после первого шага реформ. Но нельзя назвать существующую банковскую систему полноценной. Каким же образом можно сделать ее таковой? Скорее всего, надо осуществлять взвешенные реформаторские усилия для приближения банковской системы к состоянию, адекватному требованиям становления рыночной экономики. Это может быть введение более жесткого режима деятельности Сбербанка, включая лимиты на его активные операции на межбанковском и коммерческом рынках, использование средств, Сбербанка для финансирования программ реконструкции экономики, использование услуг Центробанка для осуществления крупных инвестиционных проектов, наделение Банка России на рынке государственных ценных бумаг брокерскими полномочиями в отношении нефинансовой клиентуры. Это должно способствовать финансовой централизации, укреплению финансовой базы структурной перестройки экономики, развитию конкуренции на рынке банковских услуг.
Банковский сектор, существующий в развитых странах, не является адекватной моделью для переходной экономики России. Следует использовать модели становления банковского сектора рыночного типа, то есть модели, отражающие переходное состояние современной отечественной экономики. С этих позиций в наибольшей степени отвечающих заданной реструктуризации экономики явилась бы банковская система, сочетающая в себе черты одноуровневой и двухуровневой систем с сильным государственным началом и переходной формой Центробанка, выполняющего к тому же функции коммерческого банка. По мере развития материальной структуры, удовлетворяющей требованиям капиталистической экономики, коммерческие функции Центробанка угасали бы и шел процесс формирования традиционной двухуровневой системы.
Реальная степень «рыночности» будущей банковской системы, соотношение в ней централизованных и децентрализованных начал. Направленность новой банковской системы на обслуживание процесса реформ:[4]
- диверсификацию собственности (приватизацию, становление независимого частного сектора);
- демонополизацию;
- становление новых рынков (ценных бумаг, земли, основных фондов, страховых услуг, научно-технической продукции и информации и т.п.);
- техническую, технологическую и продуктовую перестройку хозяйства, конверсию и сокращение военных расходов;
- перестройку межрегиональных и межреспубликанских связей;
- усилению открытости экономики, ее интеграцию в микрохозяйственные связи;
- перераспределение полномочий между центром и регионами.
Кроме того, банковская система, должна способствовать развитию частной собственности в финансовом секторе, развитию различных видов кредитных институтов. Но, при этом, не должна нарушаться, строгая, система контроля за деятельностью банков со стороны Центрального банка и представительных органов государства.
Поведение новой банковской системы в новых условиях
Российская банковская система всегда испытывала влияние экономического спада ввиду серьезных недостатков ее институциональных основ. Но, долгое время, оно было скрытым, вследствие высокодоходных рисковых операций, проведению которых способствовал высокий уровень инфляции.
Одним из недостатков ее институционального устройства является ограниченная диверсификация кредитного портфеля. Эта проблема зародилась на первом этапе реформы, когда были созданы специализированные банки.
В условиях последующих реформ, способствовавших развалу общенациональной сети банков, произошло превращение специализированных банков в банки обслуживающие один сектор экономики в одном регионе. Кроме того, экономический спад не способствовал расширению круга заемщиков за счет «посторонних» клиентов, что не способствовало их привлечению в банки. Это привело к тому, что только немногие банки имеют сегодня диверсифицированный кредитный портфель. Также в условиях высокой инфляции, при проведении банками, а в первую очередь Центробанком политики «дорогих денег» произошел отказ ряда успешно работающих предприятий от кредитов под 250-300% годовых. Предприятия же которые не смогли за счет своих средств обеспечить полноценное функционирование были вынуждены прибегать к кредитам выдаваемым под такие высокие проценты. Это породило большое количество невозвратов кредитов и даже такие меры как увольнение рабочих не смогли стабилизировать ситуацию. Эти предприятия вынуждены были брать новые кредиты, чтобы отдать старые, что, в конце концов, привело их самих и кредитовавшие их банки в кризисное состояние. Сейчас зачастую существуют такие банки, которые в результате неудачного кредитования одного предприятия-гиганта находятся на дебетовом сальдо, и не могут проводить даже текущие платежи, не говоря о кредитовании.
Необходимая диверсификация ссудной деятельности сдерживается тремя факторами: экономическим спадом; недостаточной информацией о финансовых продуктах со стороны банков; ограниченностью финансовых ноу-хау у большинства предпринимателей. А также низкий уровень конкуренции.
Большую роль в формировании российской банковской системы такой, какая она есть, сыграл высокий уровень инфляции. Из-за инфляции постоянно росла стоимость обеспечиваемых банками кредитов. Капитализируя свои доходы от банковских процентов в условиях роста инфляции, банки чувствовали себя в безопасности. Это привело к росту посреднических услуг и маржи. Это, а также высокий уровень заработной платы, не способствующий повышению ликвидности, подорвали доверие к банкам.
Когда правительство приняло меры к уменьшению инфляции, а Центробанк понизил учетную ставку, а также был, ограничен рост курса доллара многие банки не смогли выжить в сложившихся условиях. Они не сумели работать при низкой инфляции.
Недостатки существующей банковской системы вскрыли меры Центробанка по своевременности платежей. Это существенно снизило роль источников спекулятивных доходов, связанных с задержкой платежей. Кроме того, как отмечают зарубежные специалисты: «Многочисленные примеры подтверждают точку зрения о том, что руководителями банков очень часто становятся непрофессионалы, которые имеют нужные связи для того, чтобы быть назначенными управляющими банками. Очевидно, что уровень коррупции с трудом поддается измерению»[5].
2. Устройство денежной системы
Денежная система России функционирует в соответствии с Федеральным законом о ЦБ РФ (Банке России) от 12. 04. 95г., определившем ее правовые основы.
Официальной Денежной единицей в России (валютой) является рубль. Соотношение между рублем и золотом законом не установлено.
Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется ЦБР и публикуется в печати. Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.
Видами денег имеющими законную платежную силу являются банкноты и металл. монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в т. ч. золотым запасом, государственных ценных бумаг, резервами кредитных учреждений, находящихся на счетах ЦБР.
Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России. Сообщение о выпуске новых образцов и описание публикуются в СМИ. Они обязательны к приему по нарицательной стоимости на всей территории страны и во всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады, для перевода. Срок изъятия старых банкнот не может быть меньше года и не более пяти лет. При обмене не допускается ограничение сумм и субъектов обмена. Банкноты и монеты могут быть объявлены по закону недействительными (утратившими силу законного платежного средства). Подделка и незаконное изготовление денег преследуется по закону.
На территории РФ функционируют наличные и безналичные деньги. В целях организации наличного денежного обращения на Банк России возложены следующие обязанности:
- прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;
- установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
- определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожение;
- разработка порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций;
Все вопросы с регулированием безналичных расчетов устанавливаются ЦБР в соответствии с законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов.
Законом предусмотрен общий срок безналичных расчетов не более 2 операционных дней в пределах субъекта Федерации и пяти в пределах РФ.
В качестве платежных документов для безналичных расчетов используются платежные поручения, расчетные чеки, аккредитивы, платежные требования-поручения и другие документы, утвержденные Банком России.
Официальный масштаб цен рубля устанавливается государством. Регулирование денежного обращения осуществляется в соответствии с направлениями денежно-кредитной политики, которая утверждается в порядке, установленным банковским законодательством.
ЦБ должен создавать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию денег.
Используя денежно-кредитную политику как средство регулирования экономики, ЦБ привлекает следующие инструменты: ставки учетного процента (дисконтную политику); нормы обязательных резервов кредитных учреждений; операции на открытом рынке; регламентацию экономических нормативов для кредитных учреждений и др.
Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреждений и юридических лиц на территории РФ созданы РКЦ при территориальных главных управлениях ЦБР. Они формируют оборотную кассу по приему и выдаче наличных денег, а т. ж. резервные фонды денежных банковских билетов и монет.
Резервные фонды - это запасы не выпущенных в обращение банкнот и монет в хранилищах ЦБР. Рез. фонды создаются по распоряжению ЦБР, объективная потребность в резервных фондах обусловлена: необходимостью удовлетворения нужды экономики в наличных деньгах; обновлением денежной массы в обращении в связи с пришедшими в негодность деньгами; поддержанием обязательного поддержания покупюрного состава денежной массы в целом по стране и регионам; сокращением расходов на перевозку и хранение денежных знаков.
Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения - документа, дающего право ЦБР подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением Банка России в пределах эмиссионной директивы, то есть предельного размера выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ.
Заключение
Сегодня, в условиях развития товарного и становлении финансового рынка, резко меняется структура банковской системы. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживание клиентов. Идет поиск оптимальных форм устройства кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых методов обслуживания коммерческих структур. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших задач экономической реформы в России. Задача усложняется тем, что кроме чисто экономических трудностей добавляются социальные: постоянно меняется законодательная база; разгул преступности в стране - как следствие - желание мафиозных структур прибрать к рукам такое высокодоходное в условиях инфляции дело, как банковское; стремление большинства банкиров получить сиюминутную прибыль - как следствие - развитие только одного направления деятельности, что ведет к угрозам банкротства отдельных банков и кризисам банковской системы в целом (увлечение частными вкладами в прошлом году, обвал рынка МБК в этом году и т.п.)
Понятно, что недостаточно просто объявить о создании новых кредитных институтов. Коренным образом должна измениться вся система отношений внутри банковского сектора, принципы взаимоотношений банков и их клиентов, необходимо изменить психологию банкира, воспитать нового банковского работника - хорошо образованного, думающего, инициативного и готового идти на обдуманный и взвешенный риск. На это требуется время. Необходимо, путем вдумчивого изучения зарубежной практики, восстановить утраченные рациональные принципы функционирования кредитных учреждений, принятые в цивилизованном мире и опирающиеся на многовековой опыт рыночных финансовых структур.
Список использованной литературы
1. Банковская система России: проблемы переходного периода // Деньги и кредит. - 2002. – №4 с.31
2. Банковское дело /Под ред. проф. В.И.Колесникова – М., Финансы и статистика, 1999.
3. Борисов С.М., Коротков П.А. Банковская система России: состояние и перспективы// Деньги и кредит 1997.-№8
4. Буасье К., Коэн Д., Понбриа Г. Банковская система России: проблемы переходного периода// Деньги и кредит 1998.-№4.
5. Лаврушин О.И. Банковское дело - М., Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 2002.
6. Полищук А.И. К вопросу о переводе Российских банков на международные стандарты//Бухгалтерия и банки 1996.-№2.-с.6.
7. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями и дополнениями от 27 декабря 1995г.)
Приложение
Таблица 1
Структура банковской системы России (по состоянию на 1 июля 2001 г.)
Группы*, место по активам |
Число банков в группе |
Суммарные активы банков группы (млрд долл.) |
Средние активы банков группы (млрд долл.) |
Доля банков группы в банковской системе |
|||||||
по числу |
по размеру активов |
||||||||||
1-2 |
2 |
26,8 |
13,40 |
0,15 |
30,91 |
||||||
3-16 |
14 |
25,2 |
1,60 |
1,06 |
29,06 |
||||||
17-157 |
141 |
23,1 |
0,15 |
10,67 |
26,70 |
||||||
158-1322 |
1165 |
11,6 |
0,01 |
88,12 |
13,33 |
||||||
Всего |
1322 |
86,7 |
0,07 |
100,00 |
100,00 |
||||||
*Банки распределены по группам пропорционально данным по США. |
|||||||||||
Источник: РА "Интерфакс" |
|||||||||||
Таблица 2
Денежная база в широком определении (млрд. рублей) |
|
01.01.04 |
01.02.04 |
01.03.04 |
01.04.04 |
01.05.04 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Денежная база (в широком определении) |
1 914,3 |
1 971,5 |
2 008,1 |
1 936,6 |
1 894,0 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
в том числе: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
наличные деньги в обращении с учетом остатков в кассах кредитных организаций1 |
1 224,7 |
1 194,3 |
1 233,5 |
1 234,4 |
1 308,9 |
||||||||||||||||||||||||||||||
- |
корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России2 |
304,9 |
267,4 |
232,6 |
232,1 |
184,8 |
||||||||||||||||||||||||||||||
- |
обязательные резервы3 |
|
267,4 |
277,5 |
280,7 |
287,7 |
275,7 |
|||||||||||||||||||||||||||||
- |
депозиты банков в Банке России |
87,3 |
183,5 |
189,8 |
109,7 |
49,0 |
||||||||||||||||||||||||||||||
- |
облигации Банка России у кредитных организаций |
— |
— |
— |
— |
— |
||||||||||||||||||||||||||||||
- |
обязательства Банка России по обратному выкупу ценных бумаг4 |
30,1 |
48,9 |
71,6 |
72,6 |
75,7 |
||||||||||||||||||||||||||||||
1 Без учета наличных денег в кассах учреждений Банка России. |
2 Счета в валюте Российской Федерации, включая остатки средств на ОРЦБ и на корреспондентском счете АРКО. |
3 По привлеченным кредитными организациями средствам на счета в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте. |
4 В настоящее время - обязательства Банка России перед кредитными организациями по операциям, проводимым в соответствии с Положением Банка России от 11.01.2002 № 176-П "О порядке продажи Банком России государственных ценных бумаг с обязательством обратного выкупа". |
Таблица 3
Денежная масса М2 (национальное определение) в 2004 году (млрд. руб.) |
|
Денежная масса М21 |
Темпы прироста денежной массы, % |
|||||||
Всего |
в том числе |
к предыдущему месяцу |
к 01.01.2004 |
||||||
наличные деньги (M0) |
безналичные средства |
||||||||
01.01.2004 |
3 212,7 |
1 147,0 |
2 065,6 |
13,0 |
— |
||||
01.02.2004 |
3 214,1 |
1 130,6 |
2 083,5 |
0,0 |
0,0 |
||||
01.03.2004 |
3 335,5 |
1 164,1 |
2 171,4 |
3,8 |
3,8 |
||||
01.04.2004 |
3 421,2 |
1 165,5 |
2 255,7 |
2,6 |
6,5 |
||||
01.05.2004 |
3 483,5 |
1 230,1 |
2 253,3 |
1,8 |
8,4 |
||||
1 Денежный агрегат М2 представляет собой объем наличных денег в обращении (вне банков) и остатков средств в национальной валюте на счетах нефинансовых организаций и физических лиц, являющихся резидентами Российской Федерации. |
Методология расчета показателей приведена в методологических комментариях (раздел 1) "Бюллетеня банковской статистики". |
[1] Буасье К., Коэн Д., Понбриа Г. Банковская система России: проблемы переходного периода// Деньги и кредит 1998.-№4.-с.31
[2] Полищук А.И. К вопросу о переводе Российских банков на международные стандарты//Бухгалтерия и банки 1996.-№2.-с.6.
[3] Полищук А.И. К вопросу о переводе Российских банков на международные стандарты//Бухгалтерия и банки 1996.-№2.-с.15.
[4] Деньги и кредит №1.96. с.5.
[5] Банковская система России: проблемы переходного периода // Деньги и кредит. - 2002. – №4 с.31