Банковская система: история развития, основные принципы формирования



Содержание


Содержание......................................................................................................................................................................... 2

Введение..................................................................................................................................................................................... 3

1. Кредитные отношения и их эволюция........................................................................................................... 4

1.1. Кредитные отношения – основа банковской деятельности.................................................................... 4

1.2. Непосредственные отношения между кредитором и заемщиком....................................................... 6

1.3. Кредитные отношения с участием посредника............................................................................................ 7

1.4. Регулируемые кредитные отношения................................................................................................................ 9

2. Сущность банка............................................................................................................................................................. 11

2.1. Дискуссия о сущности банка............................................................................................................................... 11

2.2. Экономический аспект проблемы сущности банка.................................................................................. 12

2.3. Юридический аспект проблемы сущности банка....................................................................................... 13

3. Банковская система России............................................................................................................................... 14

3.1. Кредитные отношения в России до рыночных реформ............................................................................ 14

3.2. Особенности банковской системы в России................................................................................................. 25

Заключение............................................................................................................................................................................ 28

Список использованной литературы................................................................................................................ 30




Введение


Если в стране в достаточном количестве функционируют банки, кредитные учреждения, а также экономические организации, которые выполняют отдельные банковские операции, то обычно говорят о наличии в стране банковской системы. Однако это не совсем так, потому что любая система должна отвечать следующим требованиям: должна содержать все необходимые элементы в определенных пропорциях; в ней должны отсутствовать лишние, ненужные элементы; между элементами системы должно осуществляться эффективное взаимодействие, в результате чего реализуются все необходимые функции системы, которая несравненно богаче, чем просто сумма функций ее отдельных элементов; элементы системы определяют, ограничивают и дополняют друг друга; как правило, одна система входит в другую, более широкую систему, где также взаимодействует с другими элементами и выполняет свою особую функцию. Относительно банковской деятельности эти общие принципы означают следующее.

1. В стране в достаточном количестве имеются действующие банки и иные кредитные учреждения.

2. В стране нет: не приступивших к операциям банков; не предусмотренных законодательством организаций, осуществляющих банковскую деятельность; кредитных организаций, осуществляющих банковские операции без государственной лицензии.

3. Действует механизм, выполняющий только ему присущие функциональные обязанности, установленные Центральным банком страны.

4. В стране действуют самые различные экономически целесообразные виды коммерческих банков и иных кредитных учреждений.

5. Банки и иные кредитные учреждения в различных формах взаимодействуют: с клиентурой; с Центральным банком страны и другими органами государственной власти и управления; друг с другом и вспомогательными организациями.

Цель данной работы: исследовать банковскую систему.

Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:

1. описать кредитные отношения и описать их эволюцию;

2. раскрыть сущность банка;

3. описать процесс становления и особенности банковской системы России.

1. Кредитные отношения и их эволюция


1.1. Кредитные отношения – основа банковской деятельности


Современное банковское дело – результат длительной исторической эволюции[1]. Наиболее ранними прообразами банков принято считать храмы, служившие в качестве наиболее безопасного хранилища товаров и денег. Однако и в тот период случались ограбления Есть даже версия о том, что Герострат в 346 г. до н.э сжег храм Дианы не для того, чтобы «войти в историю», а чтобы путем поджога замести следы ограбления«банк» происходит от итальянского «banco» (скамья менялы, денежный стол).

В Египте подобные операции осуществлялись еще в XXVIII-XXVII вв. до н.э., а многочисленные документы из Вавилона и Ассирии (например, сборник законов Хаммурапи XVII в. до н.э.) доказывают, что уже тогда форма хранения средств и ссудные операции регулировались законами, причем за хранение средств закон предписывал взимать плату.

Но все это была еще не банковская деятельность в полном смысле. Подлинное развитие банковского дела начинается с того момента, когда к функции хранения прибавилось совершение кредитных операций. Первыми профессионалами в области банковского дела можно считать средневековых менял и ростовщиков. Кстати, и само слово

Таким образом, развитие банковского дела теснейшим образом связано с развитием кредитных отношений. Поэтому, чтобы лучше разобраться в особенностях функционирования современных банков, целесообразно рассмотреть процесс развития этой сферы экономических отношений.

Кредитные отношения – это отношения, складывающиеся между кредитором и заемщиком по поводу сделки ссуды, т.е. передачи денег или материальных ценностей на условиях возврата в определенный срок и, как правило, с уплатой ссудного процента.

Важно заметить, что возникновение кредитных отношений носит закономерный, объективный характер. Существование товарно-денежных отношений означает, что субъекты хозяйствования экономически обособлены друг от друга. Средства каждого предприятия в процессе производства и обращения совершают индивидуальный кругооборот, обособленный, с одной стороны, от индивидуальных кругооборотов других предприятий, а с другой – от обращения средств государства и населения. Закономерности кругооборота производственных фондов обусловливают постоянное изменение потребности отраслей и предприятий в денежных средствах, а относительная самостоятельность индивидуальных кругооборотов приводит к разновременности этих потребностей: в то время как одни производственные звенья испытывают повышенную потребность в средствах, у других образуются временно свободные средства.

В результате этого процесса возникают объективные экономические противоречия, главным из которых, на наш взгляд, является противоречие между потребностью предприятия в денежных средствах и их наличием. Противоречие это может иметь по меньшей мере две формы проявления и выступать как противоречие между наличием средств и временным отсутствием потребности в них и между временной потребностью в дополнительных денежных средствах и их отсутствием.

Смысл первого из них заключается в том, что если какая-то часть средств предприятия находится в бездействии, не используется, то снижается эффективность производства. Поэтому высвобождающиеся средства обязательно должны найти себе сферу применения. Это как раз и может быть достигнуто посредством кредита. Первое противоречие будет тем самым разрешено.

Однако здесь проявляется лишь возможность функционирования кредита. Дело в том, что временно свободные денежные средства могут быть переданы другим предприятиям только на началах возвратности. Поэтому, для того чтобы возникновение кредитных отношений стало необходимым, в обществе должна существовать потребность именно в таких возвратных средствах. Такая потребность выступает и одной из сторон второго противоречия.

Если противоречие между потребностью в дополнительных денежных средствах и их отсутствием не будет разрешено, то нарушится непрерывность процесса воспроизводства. Следовательно, эта потребность обязательно должна быть удовлетворена. Теоретически возможны три источника для ее удовлетворения.

Во-первых, можно создать резервный фонд собственных средств. Но этот способ нельзя признать удовлетворительным. При покрытии временной потребности в дополнительных средствах за счет собственного резервного фонда будут созданы предпосылки для обострения в дальнейшем противоречия между наличием средств и временным отсутствием потребности в них. Таким образом, в этом варианте (одно противоречие «разрешается» ценой обострения другого.

Во-вторых, можно покрыть эту потребность путем безвозвратного бюджетного финансирования. С точки зрения индивидуального воспроизводства потребность, кажется, удовлетворена. Но с позиции общественного воспроизводства это удовлетворение формально, так как в масштабах общества потребность не исчезла, а просто переместилась с одного уровня хозяйствования на другой (перешла от предприятия к государству в том же размере). Таким образом, противоречие не получило действительного разрешения. Кроме того, поскольку средства госбюджета не подлежат возврату, а становятся для предприятия собственными, возникает тот же эффект, что и в первом случае.

Остается последний, третий путь – заимствование временно свободных средств (других предприятий, государства, населения). В этом случае произойдет действительное удовлетворение потребности. А после того как потребность в дополнительных средствах отпадет (в процессе кругооборота), заемные средства безболезненно могут быть возвращены[2].

Таким образом, естественным источником покрытия временной потребности в дополнительных денежных средствах являются временно свободные средства. А такие средства могут предоставляться только в форме ссуды.

Итак, возникновение кредитных отношений является объективной необходимостью. Закономерен и процесс развития кредитных отношений, в ходе которого эти отношения проходят три этапа:

1) непосредственные отношения между кредитором и заемщиком;

2) кредитные отношения с участием посредника;

3) регулируемые кредитные отношения.


1.2. Непосредственные отношения между кредитором и заемщиком


Исторически и логически первым, простейшим типом кредитных отношений являются непосредственные отношения между кредитором и заемщиком, когда обладатель временно свободных средств и носитель временной потребности в дополнительных средствах вступают в контакт друг с другом без участия каких бы то ни было третьих лиц. Хотя это наиболее простые, примитивные отношения, они содержат в себе внутренние противоречия, которые служат источником дальнейшего развития кредитных отношений.

Общепризнано, что важнейшим внутренним противоречием кредитных отношений является противоречие между кредитором и заемщиком. Данное противоречие имеет разнообразные формы проявления. На первом этапе развития кредитных отношений формами его проявления в числе других выступают:

-         противоречие между размером высвободившихся средств у кредитора и размером потребности заемщика;

-         противоречие между продолжительностью высвобождения средств у кредитора и продолжительностью существования потребности в дополнительных средствах у заемщика.

Конкретное кредитное отношение может возникнуть лишь при условии совпадения срока и размера высвобождения средств с продолжительностью и размером потребности в заемных средствах, т.е. при совпадении интересов кредитора и заемщика. Кредитор отдаст средства в ссуду, лишь будучи уверен в их возврате: он стремится к исключению момента случайности в возврате средств. При этом возникает парадокс, с уменьшением одной случайности (случайности возврата средств) возрастает другая случайность (случайность ссужения средств).

Образуется препятствие функционированию кредитных отношений и тем самым возникает новое противоречие: между необходимостью осуществления кредитных отношений в обществе в целом и случайностью заключения каждой конкретной сделки.


1.3. Кредитные отношения с участием посредника


Имманентной формой движения данного противоречия является развитие кредитных отношений и возникновение их второго, более сложного типа – кредитных отношений с участием посредника. Важнейшим типом профессиональных посредников в кредите являются конечно же банки. Первый банк как специализированный кредитно-расчетный институт возник в Италии в 1407 г. в Генуе («Банка ди Сан Джордже»).

Важно отметить, что при возникновении кредитных отношений с участием посредника происходит отрицание одного типа кредитных отношений другим, однако это отрицание не означает уничтожения первого типа кредитных отношений. Поскольку мы имеем дело с объективными диалектическими противоречиями, постольку и методом их разрешения является диалектическое отрицание, предполагающее сохранение в новом элементов старого.

Итак, в результате развития и разрешения внутренних противоречий кредита возникают кредитные отношения с участием посредника. Важнейшей формой кредитных отношений этого типа является банковский кредит, при котором в роли посредника выступает банк. Образуется банковская система, но исчезает ли при этом противоречие между кредитором и заемщиком? Конечно нет. Оно лишь приобретает новые формы проявления и выступает теперь как:

-         несовпадение во времени актов поступления временно свободных средств в банковскую систему и их вложения в народное хозяйство;

-         несоответствие структуры кредитных ресурсов (которые в зависимости от характера образования могут быть долгосрочными и краткосрочными) и структуры потребностей в дополнительных средствах;

-         несоответствие объемов кредитных ресурсов и кредитных вложений.

Если вложения меньше ресурсов, замедляется оборачиваемость средств в хозяйстве. Снижается эффективность общественного производства. Превышение объема вложений над объемом ресурсов (что становится возможным в условиях развитой банковской системы в результате выполнения банками эмиссионной функции) приводит к «перекредитованию» народного хозяйства, нарушению товарно-денежных отношений.

Развитие и усложнение банковской системы, появление новых кредитно-банковских институтов не снимает указанных противоречий. Скорее наоборот, они усиливаются, особенно противоречие между объемами кредитных ресурсов и кредитных вложений. Деятельность кредитной системы (выражающая коллективные или групповые интересы кредитных учреждений) приобретает тенденцию входить в противоречие с требованиями общественного прогресса, развития производительных сил (т.е. с общественными интересами).

Как разрешить это противоречие? Упразднить банковскую систему? Однако ликвидация одной из сторон – не метод разрешения диалектических противоречий. Кроме того, вследствие действия рассмотренных выше причинно-следственных связей система посредников в кредите с неизбежностью возродится, возникнет вновь.

Формой разрешения данного противоречия может быть лишь выделение из самой банковской системы такого органа, который взял бы на себя функции координирующего центра всей системы и тем самым способствовал бы гармонизации интересов. Речь идет об образовании центрального банка, банка банков. Как показывает мировая практика, такой банк должен быть государственным.


1.4. Регулируемые кредитные отношения


Такое разрешение противоречия означает диалектическое отрицание кредитных отношений второго типа (т.е. не уничтожение системы посредников в кредите как таковой, а отрицание ее стихийно-анархического варианта) и усиление регулирующего, планомерного начала в кредитных отношениях. Тем самым кредитные отношения поднимаются на новую ступень своего развития, возникает их третий тип – регулируемые кредитные отношения.

Поскольку смена этим типом кредитных отношений второго – отрицание отрицания, он представляет собой синтез элементов кредитных отношений обоих предшествующих типов. Схематически процесс развития кредитных отношений представлен на рис. 1.

 

















Рис. 1. Развитие кредитных отношений как процесс диалектического отрицания


Таким образом, вся история кредитных отношений – это история их противоречий. Кредит, являясь сам продуктом противоречий товарно-денежных отношений, функционирует и развивается в процессе развития, разрешения и постоянного воспроизводства своих внутренних противоречий. При этом развитие кредита имеет вид цепочки следующих взаимосвязей:

-         во-первых, функционирование кредитных отношений (т.е. их воспроизводство) требует исключения элемента случайности в процессе возврата ссужаемых средств;

-         во-вторых, в условиях непосредственных отношений кредитора и заемщика это приводит к случайности заключения каждой конкретной сделки;

-         в-третьих, преодоление этой случайности возможно лишь с развитием кредитных отношений в направлении их упорядочения, усиления регулирующего, организующего начала.

Современному уровню развития экономики соответствует третий, высший этап кредитных отношений, поэтому рассмотрим его подробнее. Поскольку развитие кредитных отношений происходит путем диалектического отрицания, каждый последующий их тип представляет собой синтез предыдущих (см. рис. 1.). Установление третьего типа кредитных отношений не означает полного исчезновения более простых отношений первого и второго типов. Они просто теряют свое господствующее положение, уступают его качественно новым отношениям. Таким образом, с диалектических позиций третий тип кредитных отношений представляет собой единство трех элементов: регулируемых кредитных отношений (главная составная часть, выражающая специфику третьего типа кредитных отношений), элементов нерегулируемых отношений (с участием посредников в кредите) и непосредственных отношений между кредитором и заемщиком.

Аналогичную структуру должен иметь и кредитный механизм. Он должен включать: во-первых, организацию непосредственных отношений между кредитором и заемщиком (внебанковские формы кредитования); во-вторых, систему посредников в кредите (банковскую систему); в-третьих, механизм регулирования деятельности этой системы и кредитных отношений в целом. В противном случае невозможно избежать несоблюдения принципов кредитования, а следовательно, нарушения возвратности ссужаемых средств, затруднений в воспроизводстве кредитных отношений.

2. Сущность банка


2.1. Дискуссия о сущности банка


Слово "банк" происходит от латинского слова "стол", на котором римские менялы раскладывали свои монеты.

Банки – можно определить как особые институты, аккумулирующие денежные средства и накопления, предоставляющие кредиты, осуществляющие регулирование платежного оборота в наличной и безналичной формах.

Несмотря на то что банки существуют уже достаточно давно, вопрос о сущности банка является дискуссионным. Выделяют следующие основные аспекты[3]. Банк – это: хранилище денег (обиходная точка зрения); учреждение, организация (наиболее массовое представление); орган экономического управления; посредническая организация; агент биржи; кредитное предприятие.

Это многообразие точек зрения по поводу сущности банка можно свести к двум важнейшим: банк – учреждение и банк – предприятие. Может возникнуть вопрос: какая разница – считать банк учреждением или предприятием? По мнению авторов, важность этой проблемы в том, что она – не только теоретическая, но и практическая. От того, как воспринимают сущность банка те, кто в нем работает, в значительной мере зависит политика банка, его взаимоотношения с клиентами.

Если банк – это учреждение, то банковский сотрудник – чиновник, столоначальник, а клиент – проситель. Этому соответствует административный тип отношений между банком и клиентами. Этот тип отношений был характерен для административно-командной экономики. Если же банк – предприятие, то банковский сотрудник – производитель, продавец, а клиент – покупатель. Это совсем другой, партнерский тип отношений, характерный для рыночного хозяйства.

Следовательно, в рыночной экономике банк – это предприятие? На наш взгляд, такой вывод был бы поспешным. Вероятно, говорить о сущности «банка вообще» не совсем корректно. Как известно, в современной банковской системе существует два основных типа банков, функции которых существенно различаются: центральные банки и коммерческие банки. А если учесть, что функции – это проявление сущности, то станет ясно, что более правильно было бы говорить о сущности центрального банка и о сущности коммерческого банка. Попытки же объединить эти две сущности в одном определении обречены на неудачу. Кроме того, в обоих случаях следует разделить экономический (объективный) и юридический аспекты.


2.2. Экономический аспект проблемы сущности банка


Итак, в современной рыночной экономике действуют два принципиально различных типа банков – центральные и коммерческие. Как показал анализ закономерностей развития кредитных отношений, эти банки возникли в разное время, находятся на разных уровнях двухуровневой банковской системы (центральные – на верхнем, коммерческие – на нижнем).

Центральный банк – типичное учреждение. В это представление хорошо укладываются его основные функции – регулирующая, контролирующая и информационно-исследовательская Отношения центрального банка с коммерческими банками строятся на административных принципах, что тем не менее не входит в противоречие с основой рыночной экономики. В контакт же с конечными потребителями банковских услуг центральный банк практически не вступает.

Таким образом, центральный банк – это денежно-кредитное учреждение, находящееся на верхнем уровне двухуровневой банковской системы и выполняющее задачи эмиссионного центра страны, «банка банков», банка правительства, главного расчетного центра страны и органа регулирования экономики.

Совсем другое дело – банк коммерческий. Выполняя свои основные функции – аккумуляцию временно свободных денежных средств, размещение привлеченных средств и расчетно-кассовое обслуживание клиентуры, он выступает как типичное предприятие, доходы и само будущее которого зависят от того, насколько хорошо он обслуживает клиентов. Если какой-либо коммерческий банк в рыночной экономике вдруг начнет вести себя как учреждение, ничего хорошего из этого не выйдет.

Исходя из этого, коммерческий банк можно определить как денежно-кредитное предприятие, находящееся на нижнем уровне двухуровневой банковской системы и занимающееся оказанием на платной (коммерческой) основе банковских услуг физическим и юридическим лицам в условиях рыночной конкуренции с другими коммерческими банками.


2.3. Юридический аспект проблемы сущности банка


Юридический статус центральных банков определяется законодательством каждой конкретной страны. В России основным нормативным актом в этой области является Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Согласно ст. 3 этого Закона, основными целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Данные положения вполне подтверждают высказанную точку зрения об административной природе центрального банка.

В законодательствах различных стран имеются существенные различия относительно юридического статуса коммерческих банков. Так, в России в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» термин «коммерческий банк» вообще отсутствует. В ст. 1 данного Закона определяются три понятия: «кредитная организация», «банк» и «небанковская кредитная организация».

Кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация – кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

Очевидно, что за использующимся в Законе термином «банк» как раз и стоят те денежно-кредитные предприятия, которые в мировой практике принято обозначать понятием «коммерческий банк». А правовая формулировка также подтверждает точку зрения о предпринимательской природе коммерческого банка.

3. Банковская система России


3.1. Кредитные отношения в России до рыночных реформ


Под банковской системой понимают совокупность кредитных институтов внутри страны с внутренними взаимосвязями между ними.

Созданию современной кредитной системы Российской Федерации предшествовал длительный исторический период, который определялся социально-экономическими условиями развития нашей страны.

Впервые на территории России попытка создания банка была предпринята в 1665 г. в Пскове – практически одновременно с созданием банковских учреждений в Англии. При этом идея создания этого банка, принадлежавшая псковскому воеводе А.Л. Ордину-Нащекину, была близка к идее государственного банка. Роль банка должна была выполнять городская управа, действующая при поддержке крупных торговцев. К сожалению, дело, начатое А.Л. Ордин-Нащекиным, не получило продолжения, оно было ликвидировано сразу после отзыва воеводы из Пскова.

Первые банки возникли в России в середине 18 в., их предшественницей считается Монетная канцелярия, основанная в Петербурге в 1733 г. и предназначенная для выдачи ссуд населению под залог золота и серебра. Возникшие в дальнейшем банки были государственными и носили характер организованных сберкасс, принимавших вклады до востребования и выдававших долгосрочные ипотечные ссуды (поземельный кредит, который предоставлялся под залог помещичьих имений), а также ссуды из расчета числа крепостных "душ" и под залог драгоценностей физическим лицам, и ссуды государственной казне. В числе первых банков были дворянский банк (1754), Государственный заемный банк (1786), Астраханский банк (1764).

В 1860 г. была проведена реформа банковской системы, основной чертой которой, была отмена государственной монополии на банковское дело. Государственный банк стал выполнять функции центрального банка. С 1863-1864 гг. стали возникать первые акционерные коммерческие банки. К концу века их было уже 50. В период кризиса 1899-1900гг. и последовавшей за ним экономической депрессии многие банки испытали серьезные затруднения или прекратили свою деятельность.

По состоянию на 1913 год в России функционировало 54 акционерных банка.

Серьезные изменения претерпела банковская система в период Октябрьской революции. Одним из первых ее актов был захват Государственного банка России, а затем в конце декабря 1917 г. был издан декрет ВЦИК о национализации частных акционерных банков. В 1917-1919 гг. в связи с отменой частной собственности на землю были ликвидированы ипотечные банки. Сохранилась лишь кредитная кооперация, осуществляющая выдачу ссуд крестьянским хозяйствам. Национализированные частные банки, объединенные с Госбанком, образовали народный банк РСФСР, который в 1920 г. прекратил свою деятельность, будучи трансформирован в центральное бюджетно-расчетное управление Наркомфина.

История кредитной системы прошла несколько этапов формирования. До 1917 г. наша кредитная система развивалась по капиталистическим законам, которые отражали соответствующую социально-экономическую формацию. По структуре, функциям и операциям она приближалась к модели кредитной системы ведущих капиталистических стран того времени. В Российской империи существовала трехъярусная кредитная система, состоявшая из следующих звеньев.

Структура кредитной системы Российской империи до 1917 г.

-         Государственный банк;

-         Банковский сектор, представленный в основном коммерческими и сберегательными банками

-         Специализированные кредитные институты (страховые компании, кредитные товарищества и др.)

В отличие от западных стран в России были развиты в основном два яруса: Государственный банк и частный банковский сектор. Третий ярус был развит сравнительно слабо, что объяснялось низким уровнем развития рынков капиталов и ценных бумаг. В то время в России практически не было учреждений, специализирующихся на операциях с ценными бумагами, а их рынок был представлен всего тремя фондовыми биржами. Поэтому аккумуляционно-мобилизационные функции на рынке капиталов выполняли в основном коммерческие банки.

В первые месяцы после революции 1917 г. была проведена национализация всех кредитных институтов (банков и страховых компаний), на базе Госбанка был создан Народный банк. Начавшаяся в начале 1918 г. гражданская война по существу ликвидировала кредитную систему, так как в условиях отсутствия товарно-денежных отношений кредит потерял свое значение. Это подтверждает факт слияния Народного банка с Наркомфином (министерство финансов). Единственным источником доходов в стране стала эмиссия так называемых денежных знаков, что способствовало натурализации хозяйственных отношений и ограничивало сферу товарно-денежных отношений. В начале 20-х годов новая экономическая политика обусловила восстановление кредитной системы, но в довольно усеченной форме. Был создан Госбанк, стали функционировать акционерные и кооперативные коммерческие банки.

Таким образом, в дореволюционной России существовала разветвленная банковская система, в которую входили: Государственный банк («банк банков»), акционерные коммерческие банки, общества взаимного кредита, городские общественные банки, банки ипотечного кредита и другие кредитные учреждения (в том числе кредитная кооперация: ссудно-сберегательные кассы и кредитные товарищества). Налицо были регулируемые кредитные отношения. В то же время кредитное цело не было монополией государства, и негосударственные кредитные учреждения, входя в сферу государственного регулирования, обладали значительной самостоятельностью. Сохранялось и коммерческое кредитование (непосредственные отношения кредитора и заемщика). Таким образом, существовали кредитные отношения третьего типа – диалектический синтез регулируемых кредитных отношений с элементами предшествующих форм.

Одним из первых шагов Советской власти была национализация акционерных коммерческих банков. 27 декабря 1917 г. был издан декрет о национализации банков, банковское дело стало государственной монополией. Тем самым были практически ликвидированы элементы кредитных отношений второго типа. Но если в тот период сверхцентрализация в кредитных отношениях была вызвана чрезвычайными обстоятельствами переходного периода от капитализма к социализму, то в дальнейшем она не только не была ослаблена, а даже и усилилась.

С приходом НЭПа пришлось по существу заново создавать банковскую систему. В конце 1921 г. начал функционировать Госбанк, стала активизироваться кредитная кооперация. Одновременно в начале 1922г. были учреждены кооперативные банки. Однако реформа банковской системы 1930г. определило Государственный банк как монопольный в осуществлении банковской деятельности в СССР.

К 1925 г. была восстановлена кредитная система, структура которой выглядела следующим образом.

Структура кредитной системы СССР в 1925 г.

-         Государственный банк;

-         Банковский сектор:

-         акционерные банки (Промбанк, Электробанк, Внешторгбанк, Юго-Восточный банк, Дальневосточный банк, Среднеазиатский банк);

-         кооперативные банки (Всекомбанк, Украинбанк);

-         коммунальные банки (Цекомбанк и местные коммунальные банки);

-         Центральный сельхозбанк, республиканские сельхозбанки;

-         Специализированные и кредитно-финансовые учреждения:

-         общества сельскохозяйственного кредита;

-         общества взаимного кредита;

-         сберегательные кассы;

-         кредитная кооперация.

Структура кредитной системы была представлена тремя ярусами и выражала новые социально-экономические отношения, сложившиеся в стране к началу 30-х годов. Особенность новой кредитной системы заключалась в том, что большая часть ее звеньев являлась государственной собственностью, затем шли кооперативная и самая незначительная - капиталистическая (в основном с обществами взаимного кредита). При этом кредитная система была представлена главным образом отраслевыми и специализированными банками и обществами по кредитованию.

В новой структуре  кредитной системы отсутствовали страховые компании и учреждения, занимавшиеся операциями с ценными бумагами. Это объяснялось созданием государственной страховой компании и ее выведением из кредитной системы, а также очень ограниченным рынком ценных бумаг в виде оборота акций между различными государственными организациями-акционерами. Таким образом, аккумуляция и мобилизация денежных ресурсов практически осуществлялась банками в рамках государственной собственности.

В последующие годы кредитная система претерпела дальнейшие изменения под влиянием кредитной реформы 30-х годов, когда были ликвидированы все виды собственности, кроме государственной. Кредитная система была превращена в одноярусную, или однозвенную систему, выражая социально-экономические потребности того времени, связанные с осуществлением планов индустриализации и коллективизации. Кредитная система начала функционировать в рамках командно-административной системы управления экономикой и была представлена всего лишь тремя банками, сберегательными кассами и двумя страховыми организациями.

В период кредитной реформы 1930-1932 гг. был упразднен коммерческий кредит и осуществлен повсеместный переход к прямому банковскому кредитованию. Так были ликвидированы элементы кредитных отношений первого типа. Таким образом, кредитный механизм в нашей стране оказался сведен к одному элементу вместо трех – к механизму централизованного регулирования кредитных отношений. Именно это и явилось одной из важнейших причин нарушения принципов кредитования, неэффективного функционирования кредитного механизма, постепенного падения активной роли кредита в экономике.

Структура кредитной системы СССР

-         Государственный банк;

-         Стройбанк;

-         Банк для внешней торговли;

-         Система сберегательных банков;

-         Госстрах и Ингосстрах.

В результате такой реорганизации Государственный банк, помимо эмиссионной и расчетно-кассовой деятельности, взял на себя предоставление краткосрочных кредитов промышленности, транспорту, связи и другим отраслям хозяйства, а также долгосрочных кредитов сельскому хозяйству.

Второй банк страны - Стройбанк сосредоточил свою деятельность на предоставлении долгосрочных кредитов и финансировании капиталовложений в различных отраслях хозяйства, кроем сельского хозяйства.

Банк для внешней торговли занимался кредитованием внешней торговли, международными расчетами, а также операциями с иностранной валютой, золотом и драгоценными металлами.

Система сберегательных касс обслуживала широкие слои населения путем привлечения денежных сбережений, оплаты услуг и реализации выигрышных государственных займов.

Госстрах монополизировал страховые операции юридических и физических лиц внутри страны, Ингосстрах осуществлял операции по иностранному страхованию (страхование имущества иностранцев, советского имущества за рубежом, экспортно-импортные грузы, транспортные средства).

Все аккумулированные денежные средства указанных организаций создавали так называемый ссудный фонд страны, который в последующем распределялся и перераспределялся в виде кредитов в различные сферы хозяйства.

Длительное командно-административное функционирование кредитной системы показало ее слабую эффективность, особенно в условиях обострения финансово-экономических проблем в стране к началу 80-х годов. Кредит по существу перестал играть роль активного инструмента воздействия на научно-техническое обновление экономики. Большая часть кредитов выполняла роль второго бюджета, так как кредиты не возвращались предприятиями. В результате многие кредиты списывались или шел процесс перекридитования предприятий. В особенности это относилось к большому количеству планово-убыточных предприятий и сельскому хозяйству. Процент за кредит оставался на довольно низком уровне, что не стимулировало к взаимной эффективности ни банки, ни предприятия. Все это нарушало главную сущность кредита - плату за кредит и его возвратность.

Поэтому в середине 80-х годов в связи с реорганизацией управления экономикой была проведена банковская реформа, которая выразилась в создании крупных отраслевых специализированных банков.

Структура кредитной системы СССР в середине 80-х годов.

-         Государственный банк (Госбанк СССР);

-         Промышленно-строительный банк (Промстройбанк);

-         Агропромышленный банк (Агропромбанк СССР);

-         Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк СССР);

-         Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сберегательный банк СССР);

-         Банк внешнеэкономической деятельности СССР.

Особенность этой реорганизации заключалась в том, что отраслевым специализированным банкам предоставлялось право как краткосрочного, так и долгосрочного кредитования. Значительные кредитные ресурсы из Госбанка были преданы специализированным банкам. Государственный банк сохранил за собой эмиссионную, расчетную, контролирующую, функции, а также кредитование непроизводственной сферы. Система сберегательных касс была преобразована в единый Сберегательный банк с многочисленными филиалами и отделениями.

Основная задача реорганизации банковской системы сводилась к проведению прогрессивной кредитной политики, повышению эффективности всей кредитной системы. Однако, как показала дальнейшая практика, такая реорганизация носила больше негативный, нежели позитивный характер, поскольку монополия трех банков (Госбанка, Стройбанка, Внешэкономбанка) по существу была заменена монополией вновь созданных, реорганизованных, специализированных банков.

Центральная, одноярусная структура банковской системы закрепляла сферу влияния банков по ведомственному принципу. Предприятия, как прежде, закреплялись за банками и не имели права выбора в получении кредитных ресурсов. Резко возросли издержки обращения банков в связи с увеличением банковского аппарата, ростом его заработной платы и организованных расходов.

Госбанк занимался только распределением ресурсов на верхнем уровне, не имея возможности воздействовать на выполнение  кредитных планов. Каждый банк реализовал самостоятельные кредитные планы, используя административные  методы управления. Так, распределяли свои ресурсы на вертикали между своими учреждениями, не обращая внимания на выгодность помещения средств, и осуществляли простое финансовое обслуживание и субсидирование предприятий.

Монопольное положение спецбанков и централизованное закрепление ресурсов не позволяло вести торговлю деньгами или создавать денежные рынки. Кроме того, банки стали вводить искусственные поборы  с предприятий и населения за обычные банковские услуги. В результате этого кредитные и денежные ресурсы продолжали выполнять пассивную роль и не могли рационально воздействовать на ход экономического развития.

В качестве позитивных мер банковской реорганизации 1987 г. можно назвать упорядочение безналичных расчетов, прекращение кредитования убытков, сверхплановых запасов товарно-материальных ценностей, а также выдачи кредитов на восполнение утраченных собственных оборотных средств, приостановление изъятия излишних кредитных средств из хозяйственного оборота и замену их собственными ресурсами предприятий. В результате этих мероприятий были высвобождены кредитные ресурсы на сумму свыше 75 млрд. руб. Однако такие позитивные меры существенно нивелировались отрицательными последствиями банковской реформы.

Как ответ на негативные последствия банковской реформы в 1988-1989 гг. стали создаваться коммерческие и кооперативные банки в основном на базе денежных накоплений различных отраслей промышленности. В течение первого периода 1988-1989 гг. было создано около 150 коммерческих и кооперативных банков. Начала вырисовываться новая двухъярусная структура банковской системы: Госбанк и специализированные банки - первый ярус, коммерческие и кооперативные банки  -  второй ярус.

В середине 1990 г. в связи с объявлением правительством программы перехода к рынку стало очевидным, что банковская система нуждается в дальнейшей реорганизации. В частности, в правительственной программе отмечалась необходимость создания эффективной двухъярусной банковской системы, состоящей из Государственного банка и коммерческих банков, в которые должны быть преобразованы также созданные 1987 г. специализированные банки.

Наряду с этой программой исполнительные и законодательные органы страны рассматривали альтернативную программу перехода к рынку - "500 дней", предлагавшую создать трехъярусную банковскую систему, которая помимо Госбанка и коммерческих банков дополнялась сетью специализированных кредитно-финансовых учреждений в лице страховых компаний, земельных банков, инвестиционных фондов, кредитных товариществ, пенсионных фондов, брокерских и лизинговых компаний. Программа "500 дней" расширяла количество будущих субъектов рынка капитала за счет перспективного создания специализированных кредитных учреждений, однако по существу неправильно подменяла понятие "кредитная система" понятием "банковская система". Первое понятие шире, чем второе, которое ограничивается только банками. Кроме того, в программе оставалось понятие "ссудного фонда", тогда как в условиях рынка необходима его замена на "рынок капитала".

Концепция структуры новой кредитной системы практически полностью перешла в программу союзного правительства "Основные направления развития народного хозяйства и перехода к рынку", принятую осенью 1990 г. Верховным Советом СССР. Однако и здесь была допущена профессиональная ошибка, так как под банковской системой, по сути, подразумевалось создание новой кредитной системы.

В нашей стране до 1990 г. функционировала одноуровневая банковская система. С возникновением коммерческих банков в 1988 г. в стране началось формирование двухуровневой системы, которая значительно отличается от одноуровневой и структурой, и функциями.

Современная банковская система Российской Федерации включает: Центральный банк России, Банк внешней торговли Российской Федерации, Сберегательный банк РФ, коммерческие банки различных видов, а также другие кредитные учреждения, получившие разрешение на осуществление отдельных банковских операций.

Банк внешней торговли РФ – коммерческий банк, создан на акционерной основе, но контрольным пакетом акций этого банка владеет ЦБ РФ.

Сберегательный банк РФ – коммерческий банк также создан на акционерной основе, и также контрольным пакетом акций владеет ЦБ РФ. А так как ЦБ РФ является государственным банком и создан на основе государственной собственности, то государство гарантирует полную сохранность денежных средств и других ценностей населения, вверенных Сберегательному банку РФ до тех пор, пока оно не продаст контрольный пакет акций. Центральный банк РФ является главным банком России. Он подотчетен, а не подчинен только Государственной Думе и не подчиняется ни президенту, ни правительству. Это сделано для того, чтобы президент и правительство не смогли использовать ресурсы банка для "латания дыр" в бюджете. Т.е. ЦБ РФ подотчетен только тем законам, которые создает Госдума, и она же может заслушать руководителя ЦБ РФ о том, как выполняются законы. Банк России имеет большой уставный капитал, который служит обеспечением его обязательств. Основные средства банка состоят из принадлежащих ему зданий, сооружений, оборудования, транспорта и других ценностей, а оборотные средства – из принадлежащих ему собственных и привлеченных денежных средств.

В России финансово-кредитная система делится на два уровня. Первый уровень представлен ЦБ РФ, центральными банками республик и главными управлениями областей и краев. ЦБ РФ основан на единой денежной единице и выполняет роль резерва. Второй уровень представлен коммерческими банками.

Центральный банк РФ (Банк России), был образован на основании закона "О Центральном банке Российской Федерации" 2 декабря 1990 г. основными целями деятельности были названы:

·           защита и обеспечение устойчивости национальной валюты – рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам,

·           развитие и укрепление банковской системы РФ,

·           обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Центральный банк – орган государственного руководства, выполняющий роль "банка банков" и наделенный правами и полномочиями монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения, кредитно-банковской деятельности, валютной сферы, хранения золотовалютных резервов.

Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ может быть направлена на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В результате кредитной экспансии увеличиваются ресурсы коммерческих банков, которые при выдаче кредитов увеличивают общую массу денег в обращении. Кредитная рестрикция вызывает ограничение возможности коммерческих банков по выдаче кредитов и влияет на насыщение экономики деньгами.

Учетная политика основана на изменении учетной ставки (процента по ссудам, предоставляемым Центральным банком коммерческим банкам). Операции на открытом рынке – купля-продажа государственных ценных бумаг. Она также проводится с целью оказать воздействие на ресурсы коммерческих банков. Для поддержания объема денежной массы в заданных параметрах и снижения инфляции центральные банки используют изменения норм обязательных резервов коммерческих банков, находящихся на счетах в центральном банке в качестве обеспечения их обязательств по депозитам. Валютные интервенции заключаются в покупке-продаже центральным банком иностранной валюты на внутреннем валютном рынке с целью оказать воздействие на ее курс. Помимо перечисленных Центральный банк использует широкий комплекс инструментов, включающих: установление кредитных потолков, валютные ограничения, контроль за финансовыми рынками и др.

В конце 1990 г. Верховным Советом СССР был принят закон " Закон о Госбанке и банковской деятельности", который окончательно устанавливал двухъярусную  банковскую систему в виде Центрального банка (Госбанка), Сберегательного банка и коммерческих банков. Согласно этому закону коммерческие банки получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов и кредитной политики, а также при определении процентных ставок. Кроме того, им были даны права осуществлять валютные операции на основе лицензий, выданных Центральным банком.

Закон 1990 г. изменил функциональную деятельность Госбанка: кроме эмиссионной, расчетной функции, он стал контролировать деятельность коммерческих банков путем установления для них обязательных норм резервов и хранения их на счетах Центрального банка. Принятие закона 1990 г. способствовало созданию широкой сети коммерческих банков во всех регионах страны.

Специализированные банки  были превращены в коммерческие банки. Уже в 1988-1989 гг. начали возникать отдельные специализированные кредитно-финансовые институты. В качестве альтернативы двум государственным страховым учреждениям - Госстраху и Ингосстраху были образованы на коммерческой основе страховые компании "Центрорезерв", "Дальросс", "Аско" и др.

Одновременно было создано несколько инвестиционных компаний и банков. К 1990 г., т.е. к моменту принятия "Закона о банках и банковской деятельности", в стране начинает складываться трехъярусная кредитная система. К концу 1991 г. в связи с образованием Российской Федерации как самостоятельного государства формируется новая структура кредитной системы, которая складывается из следующих трех ярусов.

Структура кредитной системы Российской Федерации на конец 1992г.

-               Центральный банк РФ;

-               Банковская система:

-               коммерческие банки;

-               сберегательный банк РФ;

-               Специализированные небанковские кредитные институты:

-               страховые компании;

-               инвестиционные  фонды;

-               прочие.

Нынешняя структура кредитной системы РФ приближается к модели кредитной системы промышленно развитых стран. Но дело в том, что наиболее слабым звеном новой кредитной системы  является третий ярус. Он представлен в основном страховыми компаниями, а для развития других типов специализированных кредитных институтов нужно полноценное функционирование рынка капиталов и его второго элемента - рынка ценных бумаг. Создание последнего  возможно в условиях относительно широкой приватизации государственной собственности. Именно это должно стимулировать развитие третьего яруса кредитной системы.

Новая банковская система пока развивается сложно и противоречиво. К началу 1992 г. в РФ действовало  1414 коммерческих банков, из них 767 созданы на базе бывших специализированных банков и 646 вновь образованы. Суммарный составной фонд составил 76,1 млрд. руб. Однако основным недостатком новой банковской системы является большое число мелких банков - 1037, или 73% от общего числа банков, с уставным фондом от 5 до 25 млн. руб., в то время как банков с уставным фондом свыше 200 млн. руб. насчитывалось 24, или 2% их общего количества.

Поэтому мелкие коммерческие банки не могли эффектно организовать обслуживание клиентов и гарантировать сохранность их вкладов. Кроме того, характерными негативными сторонами всей банковской системы являются нехватка квалифицированных кадров; слабая материально-техническая база; отсутствие конкуренции; недоступность услуг для ряда клиентов из-за высокого уровня процента. 1993-1994 годы характеризовались дальнейшим ростом числа коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов, что было обусловлено расширением масштабов приватизации, развитием рынка ценных бумаг, дальнейшим продвижением рыночных реформ.

К концу 1994 г. в России действовало около 2400 коммерческих банков, более 2 тыс. страховых компаний, большое количество инвестиционных фондов (компаний), одновременно стали создаваться ипотечные банки, негосударственные пенсионные фонды, финансово-строительные компании, частные сберегательные банки и ряд других кредитных учреждений.

На конец 1994 г. структура кредитной системы России значительно отличается от 1991 - 1992 гг.

Структура кредитной системы Российской Федерации на конец 1994г.

-               Центральный банк;

-               Банковская система:

-               коммерческие банки;

-               сберегательные банки;

-               ипотечные банки;

Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты:

-               страховые компании;

-               инвестиционные фонды;

-               пенсионные фонды;

-               финансово-строительные компании;

-               прочие.

Новая структура кредитной системы стала в большей степени отражать потребности рыночного хозяйства и все больше приспосабливаться к процессу новых экономических реформ.[4]

Конкуренция в этих условиях отсутствовала, присутствовало же «банковское крепостное право», при котором каждое предприятие законодательно прикреплялось к конкретному банку.


3.2. Особенности банковской системы в России


С 1988 г. началось создание коммерческих банков (первый коммерческий банк был зарегистрирован Госбанком СССР в августе 1988 г.), и на сегодняшний день в России уже сформирована двухуровневая банковская система, постепенно наполняется рынок финансовых услуг, начинают развиваться элементы конкуренции между финансово-кредитными институтами.

Среди характерных черт, присущих банковскому сектору российской экономики на сегодняшний день, можно выделить следующие:

1) достаточно большое число кредитных институтов. В первые 5-6 лет функционирования рыночной банковской системы наблюдался исключительно интенсивный рост числа коммерческих банков и прочих институтов банковского рынка. Так, на начало 1994 г. в России было создано более 2 тыс. коммерческих банков, а на начало 1995 г. – уже свыше 2,5 тыс. С нарастанием кризисных явлений в финансово-кредитной сфере число учреждений начало уменьшаться. Сейчас темпы этого процесса замедлились, но тем не менее число кредитных организаций уменьшилось с 1349 на 1 января 2000 г. до 1325 на 1 сентября 2000 г., или на 1,8 %. Число действующих филиалов банков сократилось за тот же период с 3923 до 3846, или на 2,0%;

2) концентрация активов у крупнейших банков. По состоянию на 1 июля 2000 г. на 50 крупнейших по активам банков приходилось 76,5% (на 1 января 2000 г. – 76,6%) совокупных активов банковской системы, 79,5% от общего объема кредитов предприятиям и организациям (81,1% на 1 января 2000 г.) при 66,4% (на 1 января 2000 г. – 65,6%) от общей суммы средств, привлеченных указанными банками от предприятий и организаций. Особое место занимает Сбербанк РФ, доля которого в совокупных активах действующих кредитных организаций на 1 июля 2000 г. составила 26,2%, в общем объеме вкладов населения 76,3%, в общем объеме вложений в государственные ценные бумаги в национальной валюте 61,1%, в остатках на расчетных и текущих счетах клиентов 17,1%;

3) неравномерность территориального распределения субъектов банковского рынка. На 1 сентября 2000 г. из 1325 действующих кредитных институтов 588 (или 44,4% от общего числа) находилось в Москве. Для сравнения отметим, что в Санкт-Петербурге, который в плане развития финансовой инфраструктуры идет вслед за столицей, на тот же момент действовало «всего» 42 банка. Очень мало банков работает в сельской местности, в дальних районах. Обслуживанием организаций и населения там занимаются в основном филиалы Сбербанка РФ;

4) внедрение на банковский рынок небанковских кредитных организаций (небанков). Причинами этого являются достаточно высокая прибыльность банковской деятельности, а также невысокий уровень обслуживания клиентов (в осуществлении расчетов, операций с ценными бумагами, оказании трастовых услуг и др.). Особенно активно этот процесс шел в середине 90-х годов, чему способствовали высокий уровень инфляции, развертывание рынка ценных бумаг на волне приватизации государственной собственности и неотработанность законодательства в финансовой сфере. Однако и сегодня небанковские учреждения – инвестиционные институты, страховые компании, расчетно-клиринговые организации и т.д. – играют заметную роль в предоставлении финансовых услуг физическим и юридическим лицам;

5) локальный характер банковских рынков. Поскольку для большинства банков (особенно в провинции) характерна ярко выраженная региональная ориентация и они не имеют развитой филиальной сети в «чужих» регионах, конкуренция на каждом отдельно взятом региональном (городском, областном, краевом и т.п.) рынке разворачивается почти исключительно между местными банками. Тем самым банковский рынок страны оказывается разбит на множество относительно обособленных локальных рынков.

Заключение


Таким образом, можно сделать следующие выводы.

1 Развитие банковского дела тесно связано с развитием кредитных отношений, в ходе которого можно выделить три этапа, непосредственные отношения между кредитором и заемщиком, кредитные отношения с участием посредника, регулируемые кредитные отношения.

2. Двумя основными типами банковских институтов являются центральные банки и коммерческие банки. При этом сущность их различна: центральный банк правомерно рассматривать как учреждение, а коммерческий – как предприятие.

3. В процессе становления двухуровневой банковской системы в России происходит преодоление деформации кредитных отношений, характерной для командно-административной системы управления экономикой, и формирование регулируемых кредитных отношений.

4 Основными особенностями банковской системы России являются: достаточно большое число кредитных институтов, концентрация активов у крупнейших банков, неравномерность территориального распределения Объектов банковского рынка, внедрение на банковский рынок небанков и локальный характер банковских рынков.

Кредитно-финансовые учреждения осуществляют свои функции в экономике по трем основным направлениям: предоставление ссудного денежного капитала и денежных сбережений населения: владение фиктивным капиталом.

Широкая сеть специализированных кредитно-финансовых учреждений позволяет собрать свободные денежные капиталы и сбережения и предоставить их в распоряжение торгово-промышленных корпораций и государства.

Таким образом, развитие кредитной системы является одной из важнейших предпосылок обеспечения относительно высокой нормы накопления капитала, что способствует росту производства и реализации научно-технической революции.

В то же время процесс становления кредитной системы выявил определенные недостатки. Они выразились в нарушениях во всех звеньях: продолжают образовываться и существовать мелкие учреждения (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), которые из-за слабой финансовой базы не могут справляться с потребностями клиентов;  коммерческие банки и другие учреждения в основном проводят  краткосрочные кредитные операции, недостаточно инвестируя свои средства в промышленность и другие отрасли.

Многие вновь созданные кредитно-финансовые институты, страховые компании и инвестиционные фонды занимаются несвойственной им деятельностью: привлекают вклады населения, выполняя функции коммерческих и сберегательных банков. Ряд инвестиционных фондов, финансовых компаний и банков построили свою деятельность не на подлинной коммерческой основе, а по принципу пирамиды, что вызвало волну банкротств в 1993-1994 гг. Кроме того, высокие ставки на краткосрочные кредиты ведут к необоснованному росту прибылей, которые в последующем конвертируются в иностранную валюту, что обесценивает рубль и ведет к усилению инфляции. Поэтому многие стороны деятельности банковской системы Российской Федерации нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

Список использованной литературы


1)      Банки и банковские операции. /Под ред. Жукова Е. Ф. – М.: 1999г.

2)      Банки и банковские операция: Учебник для вузов /Под ред. проф. Е.Ф. Жукова – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997 – 471 с.

3)      Банковское дело: Учебник /Под ред. О.И. Лаврушина – М.: Финансы и статистика, 1998 – 576 с.

4)      Банковское дело: Учебник /Под ред. Проф. В.И. Колесникова. – М.: Финансы и статистика, 1998 – 464 с.

5)      Вахрин П.И., Нешитой А. С. Финансы. – М.: 2000г.

6)      Выборнова Н. Роль коммерческих банков в стабилизации экономики // Вопросы экономики, 1997, №12.

7)      Егоров С.Е. О состоянии банковской системы и путях ее укрепления. //Деньги и кредит. – №4, 1999г.

8)      Закон РФ «О банках и банковской деятельности» от 03.02.1996г.

9)      Казьмин А.И. Сбербанк России: надежность, проверенная кризисом. //Деньги и кредит – №6, 2000г.

10)  Общая теория денег и кредита. /Под ред. Жукова Е. Ф. – М.: 1998г.

11)  Поляков В.П., Л.А. Московкина. Основы денежного обращения и кредита. - М.: ИНФРА-М, 2000.

12)  Русанова О.М. Небанковские кредитные организации и их место в кредитной системе //Банковские услуги. – 2002. – № 6. – С. 14-20.

13)  Тавасиев А.М. Современное состояние банковского комплекса России и его участие в общем экономическом процессе //Банковские услуги. – 2003. – № 3. – С. 2-13.

14)  Фетисов Г.Г. Проблемы укрепления устойчивости банковского сектора//Финансы и кредит. – 2002. – № 19. – С. 8-17.

15)  Финансы. Денежное обращение. Кредит. /Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева и др. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001.

16)  Хейфец Б. Современная кредитная России //Экономист. – 2002. – № 8. – С. 35-39.

17)  Деньги, кредит, банки Учебник /Под ред. О.И. Лаврушина. – М., Финансы и статистика, 1998


[1] Банковское дело: Учебник /Под ред. Проф. В.И. Колесникова. – М.: Финансы и статистика, 1998. – c.132

[2] Банковское дело: Учебник /Под ред. Проф. В.И. Колесникова. – М.: Финансы и статистика, 1998. – c.139

[3] Деньги, кредит, банки Учебник /Под ред. О.И. Лаврушина. – М., Финансы и статистика, 1998 С. 281-285

[4] Попков В. В. Коммерческие банки России: год после кризиса. //Деньги и кредит – №9, 1999г.