Содержание


Введение. 3

1. Модели социальной стратификации. 5

1.1.Социальная дифференциация. 5

1.2.Открытые и закрытые системы стратификации. 5

1.3.Измерения стратификации. 7

1.4. История и теория социального неравенства. 10

2. Системы социальной стратификации. 17

2.1. Рабство. 17

2.2. Касты.. 19

2.3. Кланы.. 21

2.4. Классы.. 21

3. Классовая система современного общества и социальная мобильность. 23

3.1. Социальные классы.. 23

3.2. Стратификация современного российского общества. 25

3.3. Значение социальных классов. 28

3.4. Средний класс. 29

3.5. Социальная мобильность. 30

3.6. Бедность в России. 36

Заключение. 39

Список литературы.. 41

 

Введение


Стратификация –  социальная дифференциация и неравенство на основе таких критериев, как социальный престиж, самоидентификация, профессия, доход, образование, участие во властных отношениях и т.д.

Большая часть обществ организована таким образом, что их институты неодина­ково распределяют блага и ответственность среди разных категорий людей и социальных групп. Социологи называют социальной стратификацией расположе­ние индивидов и групп сверху вниз по горизонтальным слоям, или стратам, по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессио­нальном престиже. С этой точки зрения социальный порядок не является ней­тральным, а служит достижению целей и интересов одних людей и социальных групп в большей степени, чем других.

 Социальная стратификация начинается с веберовского разграничения более традиционных обществ, основывающихся на статусах (например, обществ, имеющих в своем основании такие предписанные категории, как сословия и касты, рабство, вследствие чего неравенство санкционируется законом) и поляризированных, но более размытых обществ, имеющих в своей основе классы (что типично для современного Запада), где большую роль играют личные достижения, где экономическая дифференциация имеет первостепенное значение и носит более безличностный характер.

Изучение социальной стратификации имеет долгую историю, начинающуюся с середины XIX в. (работы Карла Маркса и Джона Стюарта Милля), включающую серьезный вклад исследователей начала ХХ в. – от Вильфредо Парето (который предложил теорию “циркуляции элит”) до Питирима Сорокина. Сейчас обширная литература по этой теме неразрывно переплетается с работами, посвященными образованию, социальному полу (gender), культуре, власти, статистической технике и роли теории в социальных исследованиях.

Цель работы – рассмотрение вопроса, связанного с социальной стратификацией общества.

Задачи работы:

1.                     Рассмотреть сущность и содержание социальной стратификации, ее  историческое развитие.

2.                     Рассмотреть систему социальной стратификации

3.                     Раскрыть сущность классовой системы современного общества и социальной мобильности.


1. Модели социальной стратификации

1.1.Социальная дифференциация

Социальная стратификация основывается на социальной диффе­ренциации, но не идентична ей.

Социальная дифференциация – расчленение социального целого или его части на взаимосвязанные элементы, появляющиеся в результате эволюции, перехода от простого к сложному. Дифференциация, прежде всего, включает разделение труда, появление различных профессий, статусов, ролей, групп. Социальная дифференциация — это процесс, появления функционально специализированных ин­ститутов и разделения труда. Еще на заре своей истории люди обнаружили, что разделение функций и труда повышает эффек­тивность общества, поэтому во всех обществах существует разделение статусов и ролей. При этом члены общества должны быть распределены внутри социальной структуры таким образом, чтобы заполнялись различные статусы и выполнялись соответст­вующие им роли.

Хотя статусы, образующие социальную структуру, могут раз­личаться, они необязательно должны занимать определенное место по отношению друг к Другу. Например, статусы младенца и ребенка дифференцированы, но один из них не считается выше другого — они просто разные. Социальная дифференциация предоставляет социальный материал, который может стать, а может и не стать основой социальной градации. Другими слова­ми, в социальной стратификации обнаруживается социальная дифференциация, но не наоборот.[1]


1.2.Открытые и закрытые системы стратификации

Различают открытые и закрытые системы стратификации. Соци­альную структуру, члены, которой могут менять свой статус относительно легко, называют открытой системой стратифи­кации. Структуру, члены которой с большим трудом могут изменить свой статус, называют закрытой системой страти­фикации. Несколько похожее различие отражается в концепциях достигнутого и предписанного статуса: достигнутые статусы приобретаются по индивидуальному выбору и в конку­рентной борьбе, тогда как предписанные статусы даются группой или обществом.

В открытых системах стратификации каждый член общества может изменять свой статус, подниматься или опускаться по социальной лестнице на основе собственных усилий и способнос­тей. Современные общества, испытывая потребности в квалифи­цированных и компетентных специалистах, способных управлять сложными социальными, политическими и экономическими про­цессами, обеспечивают достаточно свободное движение индиви­дов в системе стратификации.

Примером закрытой системы стратификации может служить кастовая организация Индии (она функционировала до 1900 г.).

Традиционно индусское общество разделялось на касты, и люди наследовали социальный статус при рождении от своих родителей и не могли изменить его в течение жизни. В Индии насчитывались тысячи каст, но все они группировались в четыре основные: брахманов, или касту жрецов, численностью около 3% населе­ния; кшатриев, потомков воинов, и вайшья, торговцев, которые вместе составля­ли около 7% индийцев; шудра, крестьян и ремесленников, — около 70% населе­ния, остальные 20% — хариджане, или неприкасаемые, которые традиционно были уборщиками, мусорщиками, кожевниками и свинопасами.

Представители высших каст презирали, унижали и угнетали членов низших каст, причем независимо от их поведения и личных достоинств. Строгие правила не позволяли общаться представителям высших и низших каст, ибо считалось, что это духовно оскверняет членов более высокой касты. И сегодня в некоторых районах Индии, особенно в сельской местности, касты определяют тип поведе­ния, устанавливая диеты, образ жизни, трудоустройство и даже правила ухажи­вания за женщиной. Дхарма узаконивает эту систему, утверждая идею о том, что безропотно нести бремя своей судьбы — единственный морально приемлемый способ существования. Но кастовая система никогда не исключала возможности перемещения по социальной лестнице. Полностью закрытой система стратифика­ции не могла существовать из-за неодинаковых показателей рождаемости и смертности в разных кастах, недовольства униженных и эксплуатируемых, конку­ренции между членами различных каст, внедрения более совершенных методов ведения сельского хозяйства, перехода в буддизм и ислам и ряда других факто­ров.[2]


1.3.Измерения стратификации

Первыми попытались объяснить природу социальной стратифи­кации Карл Маркс и Макс Вебер. Маркс считал, что в капиталис­тических обществах причиной социального расслоения является разделение на тех, кто владеет и управляет важнейшими средст­вами производства, — класс капиталистов-угнетателей, или бур­жуазия, и тех, кто может продавать только свой труд, — угне­тенный рабочий класс, или пролетариат. По мнению Маркса, эти две группы и их несовпадающие интересы служат основой рас­слоения. Таким образом, для Маркса социальная стратификация существовала только в одном измерении.

Полагая, что Маркс чересчур упростил картину стратифика­ции, Вебер утверждал, что в обществе существуют и другие линии раздела, которые не зависят от классовой принадлежнос­ти или экономического положения, и предложил многомерный подход к стратификации, выделив три измерения: класс (эконо­мическое положение), статус (престиж) и партию (власть). Каждое из этих измерений является отдельным аспектом соци­альной градации. Однако по большей части эти три измерения взаимосвязаны; они подпитывают и поддерживают друг друга, но все же могут не совпадать. Так, отдельные проститутки и уголовники имеют большие экономические возможности, но не обладают престижем и властью. Преподавательский состав уни­верситетов и духовенство пользуются высоким престижем, одна­ко по богатству и власти оцениваются обычно относительно не­высоко. Некоторые официальные лица могут располагать значи­тельной властью и в то же время получать небольшую заработ­ную плату и не иметь престижа.

П. Сорокин – человек, первый в мире давший полное теоретическое объяснение социальной стратификации – представлял ее в виде социального пространства, в котором расстояния по вертикали и горизонтали не равны.

Точками в пространстве являются социальные статусы. Расстояние между токарем и фрезеровщиком одно, оно вертикальное. Мастер – начальник, рабочий – подчиненный. У них разные социальные ранги. Хотя дело можно представить и так, что мастер и рабочий расположатся на равном расстоянии друг от друга. Так произойдет, если мы будем рассматривать того и другого не как начальника и подчиненного, а всего лишь как работников, выполняющих разные трудовые функции. Но тогда мы перейдем из вертикальной в горизонтальную плоскость.

 Неравенство расстояний между статусами – основное свойство стратификации. У нее четыре измерительных линейки, или оси координат. Все оно расположены вертикально и рядом друг с другом:

-                       доход

-                       власть

-                       образование

-                       престиж.

Доход измеряется в рублях или долларах, которые получает отдельный индивид или семья в течение определенного периода времени, скажем, одного месяца или года.

Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе.

Власть измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое вами решение (власть – возможность навязать свою волю или решения другим людям независимо от их желания).

Престиж – уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.

Для каждого статуса или индивида можно найти место на любой шкале. Каждую шкалу можно рассматривать отдельно и обозначать самостоятельным понятием. В социологии выделяют три базисных вида стратификации:

-                       экономическую (доход),

-                       политическую (власть),

-                       профессиональную (престиж)

-                       и множество небазисных, например, культурно-речевую и возрастную.

Социальный статусэто тот относительный ранг, со всеми вытекающими из него правами, обязанностями и жизненными стилями, который индивид занимает в социальной иерархии. Статус может приписываться индивидам при рождении независимо от качеств индивида, а также на основании пола, возраста, семейных взаимосвязей, происхождения, или может являться достигнутым в конкурентной борьбе, что требует осо­бых личных качеств и собственных усилий.

Достигнутый статус может базироваться на образова­нии, профессии, выгодной женитьбе и пр. В большинстве запад­ных индустриальных обществ такие атрибуты, как престижная профессия, владение материальными благами, внешний вид и стиль одежды, манеры, приобрели больший вес в определении личного социального статуса, чем происхождение.

Жизненный статус предполагает наличие социального рассло­ения по вертикальной шкале. Так, о человеке говорят, что он занимает высокое положение, если он имеет возможность управ­лять поведением других людей, в приказном порядке или посред­ством влияния; если основа его престижа — важный пост, им занимаемый; если он своими действиями заслужил уважение кол­лег. Относительный статус является основным фактором, опреде­ляющим поведение людей по отношению друг к другу. Борьбу за статус можно считать первоочередной целью людей.

Статус индивида имеет тенденцию изменяться в зависимости от социального контекста. Например, положение мужчины в ро­довой группе определяет его положение в общине.

Так, среди индейцев племени хопи принадлежность к определенному роду определяет механизм передачи прав на владение землей, постройками, церемони­альными знаниями и, следовательно, является особенно важной для личного статуса. У индейцев таллензи юноша (потерявший отца), взявший на себя все заботы по ведению хозяйства, считается старшим в семье, тогда как мужчина средних лет, продолжающий жить в отцовском доме, формально считается ребен­ком. Статус может основываться на профессиональных занятиях: например, в некоторых регионах Африки южнее Сахары кузнецы обычно составляют отдель­ную группу, имеющую низкий статус. В кастовой системе Индии мусорщики, занимаясь, в частности, уборкой человеческих отходов, находятся на самой низ­кой отметке шкалы. Во многих странах статус повышается в случае щедрости и благотворительной деятельности состоятельного человека (обмен подарками, по­жертвования).

Статусная группа представляет собой совокупность людей, ор­ганизованных в иерархическую социальную систему. Такие груп­пы отличаются от социальных классов тем, что основываются на соображениях уважения и престижа, а не только на эконо­мическом положении. Члены статусной группы взаимодейству­ют в основном в рамках собственной группы и в меньшей степени с людьми более высокого или более низкого статуса. В некоторых обществах кланы или роды могут делиться в со­ответствии с обобщенной классификацией на аристократов и простолюдинов, а могут категоризироваться более точно — на­чиная с королевского рода и вплоть до кланов, имеющих «клеймо» низкого профессионального статуса или рабского происхождения.


1.4. История и теория социального неравенства

Идеи социального неравенства в общественной мысли до возникновения социологии История всей социологии как науки, так же как и история ее важнейшей частной дисциплины - социологии неравенства, насчитывает полтора столетия. Но задолго до XIX века ученые задумывались над природой отношений между людьми, над тяжелой участью большинства людей, над проблемой угнетенных и угнетателей, над справедливостью или несправедливостью неравенства.

Еще древнегреческий философ Платон (428/427-348/347 гг. до н. э.) размышлял над расслоением людей на богатых и бедных. Он считал, что государство представляет из себя как бы два государства. Одно составляют бедные, другое — богатые, и все они живут вместе, строя друг другу всяческие козни. Платон был «первым политическим идеологом, мыслившим в терминах классов», — считает Карл Поппер. В таком обществе людей преследует страх и неуверенность. Здоровое общество должно быть иным. В своем труде «Государство» Платон утверждал, что правильное государство можно научно обосновать, а не искать ощупью, страшась, веря и импровизируя. Платон предполагал, что это новое, научно спроектированное общество будет не только осуществлять принципы справедливости, но и обеспечивать социальную стабильность и внутреннюю дисциплину. Именно таким он представлял общество, руководимое правителями (блюстителями). Общество, по мнению Платона, имеет классовый характер. Все граждане входят в один из трех классов: правителей; воинов и чинов ников; работников (земледельцев, ремесленников, врачей, актеров). Правители подразделялись им на правящие и неправящие группы. Всем этим основным слоям (классам) приписывались определенные функции.

Мудрые правители выступали как родители по отношению к остальным двум классам. Платон исключал всякую возможность наследования классового статуса и предполагал полное равенство возможностей для всех детей, с тем, чтобы каждый имел равные шансы проявить свои природные способности и был обучен для выполнения своей собственной роли в жизни. Если такая селекция и обучение могли бы быть выполнены в совершенстве, то в таком случае было бы справедливо признание абсолютной власти победителей. Чтобы избежать влияния семьи, Платон предложил упразднение семьи в классе правителей и установил, что члены этой группы не должны владеть какой-либо частной собственностью, кроме минимально необходимой, с тем, чтобы они не защищали свои собственные интересы. Они должны сосредоточиться только на общественном благополучии.

Итак, Платон спроектировал высокостратифицированное общество, в котором характерными чертами правящего класса являются равенство возможностей (шансов), полное устранение частной собственности и концентрация на общем благосостоянии.

Аристотель (384-322 до н. э.) в «Политике» также рассмотрел вопрос о социальном неравенстве3. Он писал, что ныне во всех государствах есть три элемента: один класс — очень богат; другой — очень беден; третий же — средний. Этот третий — наилучший, поскольку его члены по условиям жизни наиболее готовы следовать рациональному принципу. Богачи же и бедняки встречают трудности в следовании этому принципу. Именно из бедняков и богачей одни вырастают преступниками, а другие мошенниками.

Реалистически размышляя о стабильности государства, Аристотель отмечал, что необходимо думать о бедных, ибо у государства, где множество бедняков исключено из управления, неизбежно будет много врагов. Ведь бедность порождает бунт и преступления, там, где нет среднего класса и бедных огромное большинство, возникают осложнения, и государство обречено на гибель. Аристотель выступал как против власти бедняков, лишенных собственности, так и против эгоистического правления богатой плутократии («олигархии»). Лучшее общество формируется из среднего класса, и государство, где этот класс многочисленнее и сильнее, чем оба других, вместе взятых, управляется лучше всего, ибо обеспечено общественное равновесие.

Из мыслителей времен Возрождения особенно интересен Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.). Около двух тысячелетий отделяют Макиавелли от Аристотеля, но основные линии размышлений остались у него теми же, что и у гения античности, В своем знаменитом произведении «Государь» он поставил вопрос о том, кто пригоден управлять и какая форма правления может обеспечить порядок, счастье, благополучие людей4. Он видел, что напряженность между элитой и массой есть постоянная черта организованного общества; подобные напряжения сопровождаются боязнью масс со стороны элиты, и боязнью тирании со стороны масс. Но Макиавелли видел больше добродетели (действенности) в демократическом правлении, чем многие предшествовавшие ему мыслители, поскольку он верил, что коллективные решения народа более мудры, чем решения государей. Он писал, что люди способны более справедливо судить о чем-либо, если они слышат двух ораторов равных талантов, защищающих различные подходы, они не решают по любви (симпатии), кто из ораторов лучший. Это обеспечивает им возможность обнаружить правду о том, что они слышат. И если иной раз народ ошибается при обсуждении вопросов, то государь ошибается многократней в его собственных действиях. Макиавелли в то же время сомневался в рационализме масс и понимал, что их поведение эмоционально и что они нуждаются в длительном обучении для участия в государственном управлении. Короче говоря, по мнению современных социологов, Макиавелли предвозвестил представление об «открытом обществе», в котором неравенство положения столь же узаконено, как и равенство шансов стать неравными. Без такого равенства шансов огромное большинство наличных талантов в каждом поколении будет потеряно.

Томас Гоббс (1588—1679 гг.) — философ-материалист. Менее известны его социальные воззрения. Гоббс, как никто из его предшественников, подчеркивал фундаментальное равенство всех людей. Это равенство должно занять место неравенства во власти и привилегиях.

Таков, по Гоббсу, естественный процесс. Он видел, что люди в рапной степени заинтересованы в достижении власти и привилегий и в равной мере жадны (ненасытны) в их желаниях жизненных благ. Их устремления к власти и привилегиям должны вести к хаосу, если бы не установление правил, которых они согласны придерживаться. Эти правила составляют «общественный договор» (контракт), по которому люди передают свое право управлять одному человеку, воплощающему их коллективные требования и волю. В свою очередь, властитель реализует свою роль посредством законов, происходящих из Естественного Закона и, конечно, согласия управляемых (подданных).

В таком «идеальном» обществе никакие привилегированные классы не разрешены, поскольку они разлагают равенство прав, предусмотренных правителем.

Позднее социальные философы, включая Д. Локка, И. Бентама, Ж. Ж. Руссо, Г. Гегеля, сознавали, что появление социальных классов или слоев, основанных либо на врожденных, либо на приобретенных различиях, или некоторой комбинации тех и других, может создать настоятельные проблемы. Каждый из них имел свои собственные представления, какое именно строение управления наиболее эффективно для решения таких трудностей.

В XIX пеке начались народные революции. Прежний порядок аристократического правления был разрушен повсюду в Европе, а новая республика — Соединенные Штаты Америки — продемонстрировала необыкновенные способности роста и развития. Теории о естественных правах олигархов были повсюду заменены на теории естественных прав всех людей на равную долю во всем хорошем в жизни.

Кроме того, индустриализация Западной Европы совершилась быстро.

В ходе ее возникли общественные классы, основанные на богатстве и власти, которые существуют и поныне. Именно в этот период и зародилась социология как наука. Напомним, что ее имманентная природа такова, что она является наукой о гражданском обществе и для гражданского общества. Не случайно, что при всех разногласиях относительно списка самых первых социологов все авторы сходятся на том, что до XIX века эта наука не существовала. Зарождение той социологической дисциплины, которая изучает проблемы социального неравенства, связано с именем одного из основоположников социологии - К. Маркса.

2. Теория классов К. Маркса и становление стратификационной теории Карл Маркс справедливо отмечал, что не ему принадлежит заслуга открытия существования классов и их борьбы между собой. И действительно, со времен Платона, но конечно особенно с тех пор, как буржуазия властно вступила в XVIII веке на сцену истории, многие экономисты, историки, философы прочно вводят в обществоведение Европы понятие социального класса (Адам Смит, Этьен Кондильяк, Клод Сен-Симон, Франсуа Гизо, Огюст Минье и др.). Однако никто до Маркса не давал столь глубокого обоснования классовой структуры общества, выводя ее из фундаментального анализа всей системы экономических отношений. Никто до него не давал столь всестороннего раскрытия классовых отношений, механизма эксплуатации в том капиталистическом обществе, которое существовало в его время. Поэтому в большинстве современных работ по проблемам социального неравенства, стратификации и классовой дифференциации в равной мере и у сторонников марксизма, и у авторов, далеких от позиций К. Маркса, дается разбор его теории классов.

По мнению социологов всех идейных направлений, никто в истории общественной мысли столь определенно как К. Маркс не подчеркивал, что источником социального развития выступает борьба между антагонистическими общественными классами. По Марксу, классы возникают и противоборствуют на основе различного положения и различных ролей, выполняемых индивидами в производственной структуре общества. Другими словами, наиболее общей основой образования классов является общественное разделение труда. Развивая этот тезис, Ф. Энгельс писал: «... в основе деления на классы лежит закон разделения труда». При этом имеется в виду «крупное разделение труда между массой, занятой простым физическим трудом, и немногими привилегированными, которые руководят работами, занимаются торговлей, государственными делами, а позднее также искусством и наукой».

Теория Спенсера представляла собой род апологетики и оправдание существующих общественных порядков, Ведь по Спенсеру, как животнос не может существовать без основных органов, так и человечество навечно обречено пребывать в состоянии отношений господства и подчинения. Естественный отбор привел сильных к господству и приковал низшие классы к вечному пребыванию на низших ступенях социальной лестницы», Важный вклад в становление теории социального неравенства внес австрийский социолог Людвиг Гумплович (1838-1909 гг.). Он обратил внимание на роль и значение социальных групп в строении общества, признав в этих социальногрупповых образованиях (общественных классах) простейшие и основные элементы социума, являющиеся исходными при изучении социальной жизни. Гумплович восстал против стремления ученых выводить закономерности исторического процесса из поведения отдельных индивидов. Мысль о том, что предметом социологического знания являются не индивиды, а «социальные группы» — ключевая для Гумпловича. Необходимо познать их отношения: господства и подчинения, общность их материальных и духовных интересов, стремлений и т. д.

Большой интерес представляет собой личный вклад Т. Парсонса в проблему стратификации, Хотя он не занимался ею специально, тем не менее, ему принадлежит заслуга формулирования ряда положений о социальной стратификации на самом высоком уровне обобщения, Парсонс считал, что сущностью стратификации в любом обществе является относительная моральная оценка, система ценностей, в терминах которой оцениваются различные социальные единицы, Что же касается такой оценки, то Парсонс находится здесь под влиянием уорнеровской традиции и его системы субъективных оценок. Далее Парсонс разрабатывает классификацию условий, в соответствии с которыми тот или иной вид деятельности или те или иные человеческие качества оцениваются больше, чем другие. Эти условия зависят от главной тенденции данного общества, которая может заключаться в том, что общество стремится к достижению поставленных целей или же акцент делается на сплочение и интеграцию, Одним из основных вариантов приложения общей теории функционализма к проблемам социальной стратификации является концепция К. Дэвиса и У. Мура, которые так же как и Т. Парсонс утверждали, что их теория объясняет функциональную необходимость и универсальное наличие стратификации в каждом обществе, Под стратификацией ими понималось неравномерное распределение материальных благ и общественного престижа. Это неравномерное распределение определяется функциональной важностью (значимостью) позиции. Важность позиции может быть, по их работам, истолкована двояко. В субъективном значении позиция важна потому, что люди признают ее таковой.[3]




2. Системы социальной стратификации

Независимо от форм, которые принимает социальная стратифи­кация, ее существование универсально. Известны четыре основ­ные системы социальной стратификации: рабство, касты, кланы и классы.

 

2.1. Рабство

Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и  крайней степенью неравенства..

Причины рабства. Неотъемлемой чертой рабства является владе­ние одних людей другими. Рабы были и у древних римлян, и у древних африканцев. В Древней Греции рабы занимались физи­ческим трудом, благодаря чему свободные граждане имели воз­можность самовыражения в политике и искусствах. Наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотни­ков и собирателей, а наибольшее распространение оно получило в аграрных обществах.

Обычно указывают на три причины рабства. Во-первых, долговое обязательство, когда человек, оказавшийся не в состоя­нии заплатить долги, попадал в рабство к своему кредитору. Во-вторых, нарушение законов, когда казнь убийцы или гра­бителя заменяли на рабство, т.е. виновника передавали постра­давшей семье в качестве компенсации за причиненное горе или ущерб. В-третьих, война, набеги, покорение, когда одна груп­па людей завоевывала другую и победители использовали часть пленников в качестве рабов.

Условия рабства.. Условия рабства и рабовладения существенно различались в разных регионах мира. В некоторых странах раб­ство было временным состоянием человека: отработав на своего хозяина положенное время, раб становился свободным и имел право вернуться на родину. Так, израильтяне освобождали своих рабов в юбилейный год, каждые 50 лет. Рабы в Древнем Риме, как правило, имели возможность купить свободу; чтобы собрать необходимую для выкупа сумму, они заключали сделку со своим хозяином и продавали свои услуги другим людям (именно так поступали некоторые образованные греки, попавшие в рабство к римлянам). Однако во многих случаях рабство было пожизнен­ным; в частности осужденные на пожизненные работы преступ­ники превращались в рабов и трудились на римских галерах в качестве гребцов до самой смерти.

Не везде статус раба передавался по наследству. В Древней Мексике дети рабов всегда были свободными людьми. Но в боль­шинстве стран дети рабов автоматически тоже становились раба­ми, хотя в некоторых случаях ребенка раба, всю жизнь прослу­жившего в богатой семье, эта семья усыновляла, он получал фамилию своих хозяев и мог стать одним из наследников нарав­не с остальными детьми хозяев. Как правило, рабы не имели ни имущества, ни власти. Однако, например, в Древнем Риме, рабы имели возможность скопить какую-то собственность и даже до­биться высокого положения в обществе.

Рабство в Новом Свете берет свое начало со службы европейцев по договору. Эта служба в Новом Свете представляла собой нечто среднее между контрактом о найме работника и рабством.

Многие европейцы, решившие начать новую жизнь в американских колониях, были не в состоянии заплатить за билет. Капитаны судов, отплывающих в Амери­ку, соглашались перевозить таких пассажиров в кредит при условии, что после их прибытия на место найдется кто-нибудь, кто заплатит их долг капитану. Таким образом неимущие получали возможность добраться до американских колоний, капитан получал плату за их провоз, а состоятельные колонисты полу­чали бесплатных слуг на определенный срок.

Общие характеристики рабства. Хотя рабовладельческая практи­ка была различной в разных регионах и в разные эпохи, но независимо от того, было ли рабство следствием неуплаченного долга, наказания, военного плена или расовых предрассудков; было ли оно пожизненным или временным; наследственным или нет, раб все равно являлся собственностью другого человека, и система законов закрепляла статус раба. Рабство служило основ­ным разграничением между людьми, четко указывающим, какой человек является свободным (и по закону получает определенные привилегии), а какой — рабом (не имеющим привилегий).

Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы:

-  патриархальное рабство – раб обладал  всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными; его запрещалось убивать;

-  классическое рабство – раба окончательно закабалили; он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, в брак не вступал и семьи не имел, он считался собственностью хозяина.

Рабовладение – единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого, и когда низший слой лишен всяческих прав и  свобод. 


2.2. Касты

Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.

Достиг­нутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь в жизни.

Общества, для которых характерна такая форма стратифика­ции, стремятся к четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия — браки в рамках собст­венной группы — и существует запрет на межгрупповые браки. Для предотвращения контактов между кастами такие общества вырабатывают сложные правила, касающиеся ритуальной чисто­ты, согласно которым считается, что общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.

 Индийское общество — наиболее яркий пример кастовой системы. Основанная не на расовых, а на религиозных принци­пах, эта система просуществовала почти три тысячелетия. Четы­ре основные индийские касты, или варны, подразделяются на тысячи специализированных подкаст (джати), причем представи­тели каждой касты и каждой джати занимаются каким-то опре­деленным ремеслом; так, брахманы могут быть только священно­служителями или учеными, касту кшатриев составляют знатные люди и воины; все вайшьи — купцы и искусные ремесленники; шудры — простые рабочие и крестьяне; хариджан — отвержен­ные, неприкасаемые, занимающиеся унизительным трудом.

Хотя в 1949 г. правительство Индии объявило об отмене кас­товой системы, силу вековых традиций невозможно перебороть столь легко, и кастовая система продолжает оставаться частью повседневной жизни Индии. К примеру, обряды, которые чело­век проходит при своем рождении, бракосочетании, смерти, дик­туются кастовыми законами. Однако индустриализация и урба­низация разрушают кастовую систему, поскольку сложно соблю­дать кастовые разграничения в переполненном незнакомыми людьми городе.

 До недавнего времени Южно-Африканская Республика являла собой еще один пример общества, в кото­ром социальная стратификация была основана на кастовой сис­теме. Европейцы голландского происхождения — многочислен­ное национальное меньшинство, называющее себя африканерами, осуществляя контроль над правительством, полицией и ар­мией, проводило в жизнь идеи о собственной системе стратификации, которую они определили как апартеид — разделение рас. Население страны разделялось на четыре расовые группы: европейцы (белые), африканцы (чер­ные), цветные (смешанная раса) и азиаты. Принадлежность к конкретной группе определяла, где тот или иной человек имеет право жить, учиться, работать; где тот или иной человек имеет право купаться или смотреть кино — белым и не-белым запрещалось находиться вместе в общественных местах. После деся­тилетий международных торговых санкций, спортивных бойко­тов и т.п. африканеры были вынуждены ликвидировать свою кастовую систему.

После отмены рабства в Соединенных Штатах (1 января 1863 г.) оно было «заменено» расовой кастовой системой — рождение человека накладывало на него пожизненную мету, и все белые американцы, в том числе бедные и необразованные, считали себя лучше и выше любых американцев африканского происхождения. Такое отношение со­хранялось даже в первой половине XX в., через много лет после отмены рабства. Так же, как в Индии и Южной Африке, белые — представители высшей касты боялись «запачкаться» от общения с чернокожими, настаивая на существовании раздель­ных школ, гостиниц, ресторанов и даже туалетов и фонтанчиков для питья в общественных местах.[4]


2.3. Кланы

Клан – род или родственная группа, связанная хозяйственными и общественными узами..

Клановая система типична для аграрных обществ. В подобной системе каждый индивид связан с обширной социальной сетью родственников — кланом. Клан представляет собой нечто вроде очень разветвленной семьи и имеет сходные черты: если клан имеет высокий статус, такой же статус имеет и индивид, принад­лежащий к этому клану; все средства, принадлежащие клану, скудные или богатые, в равной степени принадлежат каждому члену клана; верность клану является пожизненной обязаннос­тью каждого его члена.

Кланы напоминают и касты: принадлежность к клану опреде­ляется по рождению и является пожизненной. Однако в отличие от каст вполне допускаются браки между различными кланами; они даже могут использоваться для создания и укрепления со­юзов между кланами, поскольку обязательства, налагаемые бра­ком на родственников супругов, способны объединять членов двух кланов. Процессы индустриализации и урбанизации превра­щают кланы в более изменчивые группы, в конце концов заменяя кланы социальными классами.

Кланы особенно сплачиваются в период опасности, как видно из следующего примера.

 

2.4. Классы

Класс – большая социальная группа людей,  не владеющих средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода..

Системы стратификации, основанные на рабстве, кастах и кла­нах, являются закрытыми. Границы, разделяющие людей, на­столько четки и тверды, что не оставляют людям возможности для перемещения из одной группы в другую, за исключением браков между членами различных кланов. Классовая система го­раздо более открыта, поскольку базируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности. Принадлежность к классу также определяется при рождении — индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс индивида в течение его жизни может измениться в зависимости от того, чего он сумел (или не сумел) достичь в жизни. Кроме того, не сущест­вует законов, определяющих занятие или профессию индивида в зависимости от рождения или запрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов.

Следовательно, основной характеристикой этой системы со­циальной стратификации является относительная гибкость ее границ. Классовая система оставляет возможности для социаль­ной мобильности, т.е. для движения вверх или вниз по социаль­ной лестнице. Наличие потенциала для повышения своего соци­ального положения, или класса, — одна из основных движущих сил, побуждающих людей хорошо учиться и упорно трудиться. Конечно, семейное положение, наследуемое человеком с рожде­ния, способно определять и исключительно невыгодные условия, которые не оставят ему шансов подняться в жизни слишком высоко, и обеспечить ребенку такие привилегии, что для него окажется практически невозможным «скатиться вниз» по клас­совой лестнице.[5]


 

3. Классовая система современного общества и социальная мобильность

3.1. Социальные классы

Социологи расходятся во взглядах на источники социальной стратификации, но они едины в том, что социальное неравенство является структурным аспектом современной жизни. Говоря о структуризации социального неравенства, социологи имеют в виду не только то, что индивиды и социальные группы различа­ются по привилегиям, которые они имеют, престижу, который они получают, и власти, которой они обладают. Структуризация означает, что неравенство институциализируется. Неравенство образуется не случайным образом, а в соответствии с повторяю­щимися, относительно последовательными и устойчивыми моде­лями; оно обычно передается из поколения в поколение, для чего индивиды и группы, имеющие преимущества, как правило, находят соответствующие способы.

Класс — это большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям, доступа к общественному богатству (рас­пределению благ в обществе), власти, социальному престижу, обладающая одинаковым социально-экономическим статусом. Термин «класс» был введен в научный оборот в начале XIX в., заменив такие термины, как «ранг» и «порядок», использовав­шиеся для описания основных иерархических групп в обществе.

Истоки теории социального класса можно найти в трудах таких политических философов, как Томас Гоббс, Джон Локк и Жан Жак Руссо, которые обсуждали вопросы социального неравенства и расслоения, а также французских и английских мыслителей конца XVIII — начала XIX в., выдвинувших идею о том, что неполитические общественные элементы — экономи­ческая система и семья — в значительной мере определяют форму политической жизни в обществе. Эту идею развивал французский социальный мыслитель Анри Сен-Симон, утверж­давший, что государственная форма правления соответствует характеру системы экономического производства. В трудах по­следователей Сен-Симона впервые возникла теория пролетариа­та, или городского рабочего класса, как главной политической силы современного общества, ставшая краеугольным камнем марксистской теории.

Социологи придерживаются единого взгляда на характеристи­ки основных социальных классов в современных обществах и обычно выделяют три класса: высший, низший и средний.

Высший класс в современных индустриальных обществах состоит преимущественно из представителей влиятельных и бога­тых династий. К примеру, в Соединенных Штатах более 30% всего национального богатства сконцентрировано в руках 1% верхушки собственников. Владение столь значительной собствен­ностью обеспечивает представителям этого класса прочность по­ложения, которое не зависит от конкуренции, падения курса ценных бумаг и пр. Они имеют возможность влиять на экономи­ческую политику и политические решения, что нередко помогает сохранять и преумножать семейное благосостояние.

Рабочий класса индустриальных обществах традиционно включает в себя наемных рабочих, занятых физическим трудом в добывающем и производственном секторах экономики, а также тех, кто выполняет низкооплачиваемую, низкоквалифицирован­ную, не охваченную профсоюзами работу в индустрии услуг и розничной торговле. Существует разделение рабочих на квалифи­цированных, полуквалифицированных и неквалифицированных, что, естественно, отражается на уровне заработной платы. В целом для рабочего класса характерны отсутствие собственнос­ти и зависимость от высших классов в отношении получения средств к существованию — заработной платы. С этими условия­ми связаны относительно низкие стандарты жизни, ограничен­ный доступ к высшему образованию и исключение из сфер при­нятия важных решений. Во второй половине XX в. в промышлен-но развитых странах произошел общий сдвиг в экономике от производственного сектора к сектору услуг, что привело к сокра­щению численности рабочих. В Соединенных Штатах, Велико­британии, в других странах упадок в добывающей и обрабаты­вающей отраслях промышленности привел к появлению постоян­ного «ядра» безработных, оказавшихся в стороне от главного экономического потока. Эта новая прослойка постоянных безра­ботных или неполностью занятых рабочих была определена не­которыми социологами как низший и класс.

Средний класс включает в себя наемных работников — чиновников среднего и высшего уровня, инженеров, преподавате­лей, руководителей среднего звена, а также владельцев неболь­ших магазинов, предприятий, ферм.

На самом высоком своем уровне — состоятельные профессио­налы или управляющие крупными компаниями — средний класс сливается с высшим, а на самом низком уровне — занятые ру­тинными и низкооплачиваемыми видами работ в сфере торговли, распределения и транспорта — средний класс сливается с низ­шим.

Несомненно, что повышение жизненного уровня в западных индустриальных обществах и изменения в социальной политике, выразившиеся в создании более совершенной системы социально­го обеспечения, привели к значительным изменениям классовой системы. Более высокие жизненные стандарты, большая социаль­ная мобильность и перераспределение доходов (налоги) обусло­вили появление тенденции к стиранию различий между классами.

Эти изменения в целом привели к уменьшению популярности классовых идеологий и ослаблению классовых конфликтов. Пред­ставители среднего класса стали гарантом экономической, полити­ческой и социальной стабильности в обществе, основой поддерж­ки существующей власти.[6]


3.2. Стратификация современного российского общества

Современные исследования факторов, критериев и закономер­ностей стратификации российского общества позволяют выделить слои и группы, различающиеся как социальным статусом, так и местом в процессе реформирования российского общест­ва. Согласно гипотезе, выдвинутой академиком РАН Т. И. За­славской, российское общество состоит из четырех социальных слоев: верхнего, среднего, базового и нижнего, а также десоциализированного «социального дна».

Верхний слой вклю­чает прежде  всего реально правящий слой, выступающий в роли основного субъекта реформ. К нему относятся элитные и субэлитные группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и сило­вых структурах. Их объединяет факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформи­рования.

Средний слой является зародышем среднего слоя в за­падном понимании этого термина. Правда, большинство его представителей не обладает ни обеспечивающим личную незави­симость капиталом, ни уровнем профессионализма, отвечающим требованиям постиндустриального общества, ни высоким соци­альным престижем. Кроме того, пока этот слой слишком мало­числен и не может служить гарантом социальной стабильности. В будущем полноценный средний слой в России сформируется на основе социальных групп, образующих сегодня соответствующий протослой. Это мелкие предприниматели, менеджеры средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные и дееспособные специа­листы и рабочие.

Базовый социальный слой охватывает более 2/3 рос­сийского общества. Его представители обладают средним про­фессионально-квалификационным потенциалом и относительно ограниченным трудовым потенциалом.

К базовому слою относится основная часть интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), технический персонал, работники массовых профессий торговли и сервиса, большая часть крестьянства. Хотя социальный статус, менталитет, интересы и поведение этих групп различны, их роль в переходном процессе достаточно сходна — это в первую оче­редь приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности сохранить достигнутый статус.

Нижний слой замыкает основную, социализированную часть общества, его структура и функции представляются наиме­нее ясными. Отличительными чертами его представителей явля­ются низкий деятельностный потенциал и неспособность адапти­роваться к жестким социально-экономическим условиям переход­ного периода. В основном этот слой состоит из пожилых мало­образованных, не слишком здоровых и сильных людей, из тех, кто не имеет профессий, а нередко и постоянного занятия, места жительства, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов из районов межнациональных конфликтов. Признаками предста­вителей данного слоя являются очень низкий личный и семейный доход, низкий уровень образования, занятие неквалифицирован­ным трудом или отсутствие постоянной работы.

Социальное дно характеризуется главным образом изо­лированностью от социальных институтов большого общества, компенсируемой включенностью в специфические криминальные и полукриминальные институты. Отсюда следует замкнутость со­циальных связей преимущественно в рамках самого слоя, десоци-ализация, утрата навыков легитимной общественной жизни. Представителями социального дна являются преступники и полу­преступные элементы — воры, бандиты, торговцы наркотиками, содержатели притонов, мелкие и крупные жулики, наемные убийцы, а также опустившиеся люди — алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги, бомжи и т.д.

Другие исследователи представляют картину социальных слоев в современной России следующим образом: экономическая и политическая элита (не более 0,5%); верхний слой (6,5%); сред­ний слой (21%); остальные слои (72%).

В верхний слой входит верхушка государственной бюро­кратии, большая часть генералитета, крупные землевладельцы, руководители промышленных корпораций, финансовых институ­тов, крупные и преуспевающие предприниматели. Треть предста­вителей этой группы не старше 30 лет, доля женщин — меньше четверти, доля нерусских в полтора раза выше, чем в среднем по стране. В последние годы отмечается заметное старение этого слоя, что свидетельствует о замыкании его в своих границах. Уровень образования — весьма высокий, хотя не намного выше, чем у среднего слоя. Доходы этого слоя в отличие от доходов остальных растут быстрее, чем цены, т.е. здесь происходит дальнейшее аккумулирование богатства. Мате­риальное положение этого слоя не просто выше, оно качествен­но отличается от положения других.

Средний слой  весьма быстро развивается (в 1993 г. он составлял 14%, в 1996 г. — уже 21%). В социальном отношении его состав чрезвычайно раз­нороден и включает в себя: нижний бизнес-слой — мелкий биз­нес {44%}; квалифицированных специалистов — профи (37%); среднее звено служащих (среднее чиновничество, военные, ра­ботники непроизводственной сферы (19%). Численность всех этих групп растет, причем быстрее всех — профи, затем — бизнесмены, медленнее других — служащие.[7]


3.3. Значение социальных классов

Принадлежность к конкретному социальному классу в гораздо большей мере влияет на поведение и мышление людей, чем дру­гие аспекты социальной жизни, она определяет их жизненные шансы. Во-первых, для выживания представителям высших слоев общества требуется затрачивать меньшую долю имеющихся ресурсов, чем представителям низших социальных классов. Со­гласно исследованиям социолога Пауля Блумберга, американцы, занимающие в классовой иерархии верхние 10 ступеней из 100, тратят на питание около 11% своего дохода, тогда как те, кто находится в самой нижней десятке, используют на эти цели свыше 40% своих средств.

Во-вторых, представители высших классов имеют больше нематериальных благ. Их дети с большей вероятностью будут учиться в престижных учебных заведениях и скорее всего будут показывать лучшие результаты, чем дети родителей, за­нимающих менее высокое социальное положение. Здесь же можно добавить, что дети родителей из высших классов имеют больше шансов выжить, чем дети родителей из низших слоев общества.

В-третьих, у обеспеченных людей средняя продолжитель­ность активной жизни выше, чем у бедных. А по данным Амери­канского онкологического общества, необеспеченные люди под­вергаются большему риску заболеть раком и умереть от него, что преимущественно определяется образом жизни. После выявления ракового заболевания прожить в течение 5 лет могут около 37% больных с низким доходом и примерно 50% больных со средним и высоким доходом. Результаты исследований неизменно показы­вают, что в низших социальных слоях общества чаще наблюдают­ся психические расстройства.

В-четвертых, люди с более высоким достатком испытыва­ют большее удовлетворение от жизни, чем люди менее обеспеченные, поскольку принадлежность к определенному социально­му классу оказывает влияние на стиль жизни — количество и характер потребления товаров и услуг. Пищевые полуфабрикаты для быстрого приготовления — обеды на скорую руку, карто­фельные чипсы, замороженная пицца и гамбургеры — чаще вхо­дят в меню семей с малым доходом. Люди из менее зажиточных слоев общества пьют меньше водки, дорогого виски и импортно­го вина, зато потребляют больше пива и дешевых спиртных на­питков. По сравнению с зажиточными семьями семьи с малым доходом больше свободного времени проводят за телевизором.

Принадлежность к социальному классу влияет также на ак­тивность политической жизни: во многих странах участие в вы­борах пропорционально социально-экономическому статусу. Кроме того, принадлежность к классу является важным детерми­нантом сексуального поведения. Например, у представителей низших слоев общества больше вероятность приобретения сексу­ального опыта в более раннем возрасте, чем в высших слоях. Резюмируя, можно сказать, что социальный класс человека опре­деляет почти все сферы его жизни.


3.4. Средний класс

Средний класс — совокупность социальных слоев, занимающих промежуточное положение между основными классами в системе социальной стратификации. Этот класс характеризуется неодно­родностью положения, противоречивостью интересов, сознания и политического поведения, вследствие чего многие авторы гово­рят о нем как о «средних классах», «средних слоях». Различают старый средний класс и новый средний класс.

Старый средний класс включает мелких предпринима­телей, торговцев, ремесленников, представителей свободных про­фессий, мелкое и среднее фермерство, владельцев небольших про­изводственных фирм. Стремительное развитие технологий и науки, всплеск в формировании сферы услуг, а также всеохватывающая деятельность современного государства способствовали появле­нию армии служащих, инженеров и т.п., не владеющих средства­ми производства и живущих за счет продажи своего труда. Они стали представителями нового среднего класса.

Практически во всех развитых странах доля среднего класса составляет 55—60%.

Рост среднего класса выражает тенденцию к уменьшению противоречий между содержанием труда различных профессий, городским и сельским образом жизни. Средний класс является носителем ценностей традиционной семьи, что, однако, сочетает­ся с ориентацией на равенство возможностей для мужчин и женщин в образовательном, профессиональном, культурном от­ношении. Этот класс представляет собой оплот современного общества, его традиций, норм и знаний. Для средних слоев ха­рактерен незначительный разброс вокруг центра политического спектра, что делает их и здесь оплотом стабильности, залогом эволюционности общественного развития, формирования и функ­ционирования гражданского общества.

В современной России средний класс находится в зародыше­вом состоянии. Продолжает развиваться социальная поляриза­ция — расслоение на бедных и богатых. Те, кто видит возникно­вение биполярного распределения доходов и малочисленность среднего класса, обеспокоены судьбой российской демократии. По распространенному мнению социологов, для здоровой демо­кратии необходим здоровый средний класс. В обществе, состоя­щем из богатых и бедных, отсутствует политическое и экономи­ческое связующее звено.[8]


3.5. Социальная мобильность

Формы социальной мобильности.

В системе стратификации индивиды или группы, могут переме­щаться с одного уровня (слоя) на другой. Этот процесс называет­ся социальной мобильностью. Социальное неравенство предпола­гает различия в распределении благ и ответственности, а соци­альная стратификация — структурированную систему неравенст­ва, социальная мобильность проявляется в движении индивидов или групп от одного социального статуса к другому.

Имеется по крайней мере две основные причины существова­ния в обществе социальной мобильности. Во-первых, общест­ва меняются, а социальные изменения видоизменяют разделение труда, создавая новые статусы и подрывая прежние. Во-вторых, хотя элита может монополизировать возможности для по­лучения образования, она не в состоянии контролировать естест­венное распределение талантов и способностей. Поэтому высшие слои неизбежно пополняются талантливыми выходцами из низ­ших.

Выделяют множество форм социальной мобильности: верти­кальную и горизонтальную, межпоколенную и внутрипоколенную и т.д.

Вертикальная мобильность — изменение положения индивида, которое вызывает повышение и понижение его соци­ального статуса. Если автомеханик станет директором завода, это проявление восходящей мобильности, но, если автомеханик станет мусорщиком, такое перемещение будет показателем нис­ходящей мобильности. Если же автомеханик получит работу сле­саря, такое перемещение будет указывать на горизонтальную мобильность.

Горизонтальная мобильность — изменение социального положе­ния, которое не приводит к повышению или понижению социаль­ного статуса.

Социологи различают также мобильность между поколениями и мобильность в пределах одного поколения.

Межпоколенная мобильность (интергенерационная мобильность) определяется сравнением социального статуса родителей и их детей в определенный момент карьеры тех и других {например, по рангу их профессии в приблизительно одинаковом возрасте). Исследования показывают, что значительная часть, возможно даже большинство, российского населения перемещается хотя бы немного вверх или вниз в классовой иерархии в каждом поколе­нии.

Внутрипоколенная мобильность (интрагенерационная мобиль­ность) предполагает сравнение социального статуса личности в течение продолжительного времени. Результаты исследований свидетельствуют о том, что многие россияне в течение своей жизни меняли род занятий. Однако мобильность у большинства носила ограниченный характер. Перемещения на короткое рас­стояние являются правилом, а на большое — исключением.

Причины и следствия социальной мобильности.

Во время револю­ции изменяется вся классовая система общества в целом. Однако после его радикальной реорганизации дальнейшая социальная мобильность может оказаться минимальной.

На социальную мобильность могут также оказывать воздейст­вие более медленные и менее заметные изменения, например перемещение индивидов или групп из бедных аграрных регионов в более богатые, городские. В масштабе истории человечества важным фактором вертикальной мобильности служила междуна­родная миграция, например, миграция в XIX в. представителей рабочего класса и крестьянства из Европы в Соединенные Штаты; западноевропейская колониальная экспансия, принесшая выгоду некоторым слоям населения и порабощение другим.

Социальные последствия мобильности, особенно вертикаль­ной, трудно поддаются измерениям. Одни ученые придерживают­ся мнения, что крупномасштабная мобильность, направленная как вверх, так и вниз, приводит к разрушению классовой струк­туры и делает общество более однородным. Другие заявляют, что индивиды, пытающиеся повысить или сохранить свое сущест­вующее положение, на самом деле укрепляют классовую систе­му, поскольку они должны быть заинтересованы в углублении классовых различий. Третьи выдвигают предположение, что классовые различия можно ослабить, но не за счет индивидуаль­ной мобильности, а путем достижения социального и экономи­ческого равенства всех членов общества.

Положительным следствием мобильности можно считать более полное раскрытие индивидуальных дарований. Этому спо­собствует сложившаяся система образования в современных ин­дустриальных странах. Но высокий уровень вертикальной мо­бильности приводит к индивидуальной и общественной аномии. В период аномии индивид чувствует себя изолированным от об­щества и испытывает беспокойство; в контексте же всего общест­ва наблюдается ослабление или исчезновение общепринятых убеждений и стандартов поведения. Многие ученые убеждены, что классовая система западных индустриальных обществ претер­пела коренные изменения благодаря созданию в годы после за­вершения Второй мировой войны эффективной системы социаль­ного обеспечения. Другим результатом стала повышенная соци­альная мобильность благодаря росту уровня жизни. Считается, что повышенная мобильность свела классовые различия к мини­муму, так что современные западные страны развиваются в на­правлении относительно бесклассового (или среднеклассового) общества. Но другие аналитики утверждают, что в настоящее время формируется новый высший класс, новая верхушка, состо­ящая из организаторов производства и менеджеров как государ­ственного, так и частного секторов экономики.

Социальная мобильность в индустриальных обществах.

Новые вакансии в вертикальной мобильности открывает инду­стриализация. Развитие промышленности три столетия назад привело к расслоению крестьянства и превращению его части в пролетариат. На более поздней стадии индустриализации рабо­чий класс стал самой многочисленной частью занятого населе­ния. При этом основным каналом вертикальной мобильности служила система образования.

Индустриализация вызвала не только межклассовые, но и внутриклассовые изменения. В начале XX в. преобладающей группой оставались мало- и неквалифицированные рабочие. Ме­ханизация, а затем автоматизация потребовали расширения рядов квалифицированных и высококвалифицированных рабочих.

По мере того как сокращался неквалифицированный труд, росли потребности в служащих, менеджерах, бизнесменах. Сфера промышленного и сельскохозяйственного труда сужалась, а сфера обслуживания и управления расширялась.

В индустриальном обществе структура народного хозяйства определяет мобильность. Иными словами, профессиональная мо­бильность в США, Великобритании, России или Японии зависит не столько от индивидуальных способностей людей, сколько от структурных особенностей экономики, отношения отраслей и происходящих здесь сдвигов.

Социальная мобильность отражает степень реализации раз­личными обществами идеала равных возможностей. Социологи­ческие данные указывают на то, что ни одно из современных обществ не приблизилось к тому, чтобы дать всем своим членам равные шансы для получения желаемого статуса. Во всех инду­стриальных обществах классовое положение семьи играет важ­ную роль в определении статуса детей. В то же время ни одно современное общество не отказывает мужской части населения в возможности продвижения вверх по социальной лестнице. В каждой стране, о которой имеются статистические данные, значительная часть граждан достигала более высокого или низ­кого статуса в сравнении с предыдущим поколением.

В целом различные индустриально развитые страны мало, чем отличаются друг от друга в плане профессиональной мобильнос­ти служащих и производственных рабочих. Основные процессы, влияющие на степень социальной мобильности, если не учиты­вать сельское население, по-видимому, носят структурный харак­тер, связанный с темпами экономического развития, а не с поли­тической или экономической системой.

Процессы достижения статуса.

В последние годы социологи провели ряд исследований факто­ров, лежащих в основе передачи и достижения социального ста­туса. В частности, П. Блау и О. Данкэн разработали методику изучения изменения статуса индивида в течение его жизненного цикла. Так называемый социально-экономический цикл состоит из последовательности этапов — рождение в семье с определен­ным социальным статусом, детство, социализация, образование, поиск работы, профессиональные достижения, супружество и формирование, и функционирование новой семейной единицы. Причем результаты каждого этапа влияют на последующие. Чтобы понять конкретный вклад каждого этапа, Блау и Данкэн анализируют соответствующие данные с помощью статистичес­кой процедуры, называемой анализом пути.

Они рассматривают жизненный цикл индивида как временную последовательность, которую можно описать, пусть частично и грубо, посредством набора классификационных или численных замеров, выполняемых на следующих друг за другом этапах. При этой схеме вопросы, которые они постоянно задают, формулиру­ются так: как и в какой степени обстоятельства рождения обу­словливают последующий статус? Как достигнутый статус на оп­ределенном этапе жизненного цикла влияет на перспективы пос­ледующего этапа?

Блау и Данкэн делают вывод, что социальный статус родите­лей человека обычно оказывает небольшое непосредственное воз­действие на его профессиональные достижения. В основном вли­яние родительского статуса имеет косвенный характер, сказыва­ясь на уровне образования, а образование оказывает в свою очередь наибольшее влияние на профессиональную подготовку.

Другой существенный фактор — уровень, с которого человек начинает свою карьеру на лестнице профессионального статуса. Чем ниже занимаемая им ступенька, тем больший путь ему пред­стоит пройти и тем меньше вероятность того, что он доберется до самого верха. Возможность вступления в некоторые должнос­ти зависит от успехов на предыдущих. Во всех обществах есть способы «помнить» социально значимые аспекты биографии индивида, и эта информация используется для формирования его текущих возможностей.

Социологи, изучавшие процесс достижения статуса, пришли к заключению, что уровень образовательной и профессиональной подготовки определяется результатом двух взаимосвязанных процессов — формирования стремления к достижению статуса и воплощения этого стремления в реальном положении в иерархии статусов. Они установили, что практически все влияние социаль­но-экономического статуса семьи на образовательную и профес­сиональную подготовку ребенка исчерпывается личным воздейст­вием родителей и воспитателей на стремление ребенка в юношес­ком возрасте достичь определенного социального положения. Семьи, обладающие в этом смысле преимуществами, имеют боль­ше возможностей обеспечить моральную поддержку свои детям в приобретении знаний и навыков.

Но если так, то воздействие социального статуса родителей теряет значимость и не имеет непосредственного отношения к достижению статуса. Вместо этого основное влияние на после­дующую профессиональную подготовку оказывает уровень обра­зования. В целом социологические исследования дают основание полагать, что вклад образования в наследование сыном профес­сии отца состоит из двух отдельных моментов: зависимости между родом занятий и образованием отца и зависимости между родом занятий и образованием сына.

Однако некоторые социологи утверждают, что эти исследова­ния слишком оптимистичны и функциональны. В основе их лежит допущение, что рынок труда полностью открыт для инди­видов, которые приобретают определенное положение в силу своих способностей. Сторонники теории конфликта, напротив, считают, что вознаграждения, получаемые людьми, обусловлены их классовой принадлежностью. Классовый статус людей зависит от того, владеют они средствами производства или нет. Они также утверждают, что существуют два сектора экономики, или двойной рынок труда. В первичном, или центральном, секторе предлагаются «хорошие рабочие места» с высокой оплатой, со­циальным обеспечением и широкими возможностями для продви­жения по службе. Другой — вторичный, или периферийный, — сектор состоит из «плохих рабочих мест» с низкой оплатой, неудовлетворительными условиями труда и ограниченными воз­можностями для карьеры. Набор в эти два сектора осуществля­ется таким образом, что представители национальных мень­шинств и женщины чаще попадают в периферийный сектор.[9]

 

3.6. Бедность в России

Феномен бедности стал предметом исследования в современной отечественной социологии в начале 1990-х гг. В советский период понятие бедности применительно к советским людям в отечест­венной науке не использовалось. В социально-экономической ли­тературе официальное признание получила категория малообеспеченности, которая раскрывалась в рамках теории благосостоя­ния и социалистического распределения.

Сегодня важной характеристикой общества является его соци­альная поляризация, расслоение на бедных и богатых. В 1994 г. соотношение душевых денежных доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных россиян составило 1:9, а уже в первом квар­тале 1999 г. — почти 1:15. Однако эти цифры не учитывают те 5% сверхбогатого населения, данных о которых статистика не имеет.

Соотношение денежных доходов и прожиточного минимума в 1994 г. составило 238%, в 1995 г. — 195 %, в 1996 г. - 206%, 2002 г. — 224%.

По данным официальной статистики, за 1993—1996 гг. чис­ленность безработных увеличилось с 3,6 млн. до 6,5 млн. (в том числе официально зарегистрированных в органах государствен­ной службы занятости — с 577,7 тыс. человек до 2506 тыс.).

Численность трудоспособного населения составило в 1994 г. 83 767 тыс., в 1995 г. — 84 059 тыс., в 1996 г. — 84 209 тыс., в 1997 г. — 84 337 тыс., в 2002 г. — 84 781 тыс. человек.

Численность экономически активного населения в 1994 г. со­ставила 73 962,4 тыс., в 1995 г. — 72 871,9 тыс., в 1996 г. — 73 230,0 тыс., в 2002 г. — 72 819 тыс. человек.

Численность населения с денежными доходами ниже прожи­точного минимума составляет 30,7 млн., или 20,8% численности населения РФ. По подсчетам независимых ученых и обществен­ных организаций, социально-экономическое положение в стране еще хуже, чем говорит статистика: за чертой бедности существу­ют более 50 млн человек. При этом за резко увеличилась неравномерность распределения населения по уров­ню дохода, что способствует усилению социально-политической напряженности в стране, является одним из конфликтогенных факторов. В 2002г. на долю 10% наиболее обеспеченного населе­ния приходилось 31,7% денежных доходов, тогда как на долю 10% наименее обеспеченного населения — всего 2,4%, т.е. в 13,2 раза меньше.

Согласно официальным статистическим данным, численность безработных составляла в 1994 г. — 5478,0 тыс., в 1995 г. — 6431,0 тыс., в 1996 г. — 7280,0 тыс., в 2002 г. — 8180,3 тыс.

В социальной структуре бедных выделяют как традиционные (многодетные и неполные семьи, пенсионеры, инвалиды, безра­ботные), так и нетрадиционные группы (семьи работников бюд­жетных отраслей народного хозяйства, имеющие двух и более детей, представители ряда профессий, которые не могут обеспе­чить себя необходимыми жизненными средствами за счет про­фессиональной деятельности, семьи, оказавшиеся в нужде из-за систематической задержки заработной платы). В основной своей массе — это работающие люди старше 28 лет, имеющие высшее или среднее специальное образование.

К наиболее типичным факторам, обусловливающим риск ока­заться в той или иной группе бедных, относят: потерю здоровья, низкий уровень квалификации, вытеснение с рынка труда, высо­кую семейную «нагрузку» (многодетные, неполные семьи и др.); индивидуальные особенности, связанные с образом жизни, цен­ностными ориентациями (нежелание трудиться, вредные привы­чки и т.п.).

В настоящее время социологические исследования, проводимые различными научными коллективами, аналитическими центрами, дают пеструю картину масштабов бедности в России. Причем оцен­ки доли бедных в составе населения колеблются от 50 до 80%. Это объясняется тем, что разные социологические группы опира­ются на различную теоретико-методологическую базу.[10]

 

Заключение


В итоге работы можно сказать, что поставленные задачи работы были выполнены:

1.                     Рассмотрена сущность и содержание социальной стратификации, ее  историческое развитие

2.                     Рассмотрена система социальной стратификации

3.                     Раскрыта сущность классовой системы современного общества и социальной мобильности

Для понимания характера эволюции социальной структуры чрезвычайно важно понять «вектор» ее развития, ввести критерий, но которому можно было бы оценить прогрессивность или консервативность со динамики. Здесь мы сталкиваемся с идеей о становлении социальной однородности как перспективе социально-структурных процессов.

В те годы, когда в советской науке во все возрастающей мере проповедовался тезис о социальной однородности как цели развития, и мировой литературе преобладали другие взгляды. Достаточно в этой связи вспомнить классические труды Т. Парсонса, согласно которому изменения прогрессивного характера, увеличивающие способность общества воплотить в жизнь те или иные ценности, выражаются и дифференциации, т. е. образовании новых социальных групп, в том числе классов.

Задолго до Т. Парсонса К. Маркс следующим образом оценивал направленность общественной эволюции: «... ход абстрактного мышления, восходящего от простейшего к сложному, соответствует действительному историческому процессу». При этом отношения, присущие исторически более ранним и более простым сообществам, в более развитом обществе выступают «как более простое отношение развившегося организма», т. е. в социальной реальности: как отношения, отставшие от уровня развитости данного общества.

Каждый отдельно взятый человек ограничен в своих творческих и физических силах, возможностях хранить объем знаний, навыков, умений. Но человечество, благодаря способности разделять функции, специализировать и в то же время объединять людей, способно к непрерывному росту знаний, умений, творческого потенциала. Поэтому накопление человеческих знаний о мире, опыта производства и социальной жизни, достижений культуры позволяет расширить общие основания человеческой цивилизации, обеспечить ее прогресс.

Развитие производства требует возрастающей дифференциации деятельности людей, постоянно ведет к умножению и усложнению форм разделения труда. Взаимодействующие процессы дифференциации и интеграции в сфере труда приводят к функциональному обогащению и растущему разнообразию в деятельности людей.


 

Список литературы




1.                 Голенкова З.Т., Виктюк В.В., Гридчин Ю.В., Черных А.И., Романенко Л.М. Становление гражданского общества и социальная стратификация // Социс. 2004. - №6. – С. 23-28

2.                 Комаров М.С. Введение в социологию. – М.: Наука, 2004. – 388 с.

3.                 Никитин А. Р. Социология.- М.: Логос, 2002. – 340 с.

4.                 Осипов Г.В. Социология. - М.: ЮНИТИ, 2003. – 426 с.

5.                 Пригожин А.И. Современная социология. – М.: Интерпракс, 2003. – 371 с.

6.                 Социология. А.И. Кравченко. – М.: Логос, 2004. – 419 с.

7.                 Социология./Под ред. Ю.Г. Волкова. - М.: ИНФРА-ДАНА, 2004. – 342 с.

8.                 Социология./Под ред.  Н. Смелзера. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 394 с.

9.                 Социология./Под ред. Э.В. Тадевосяна. – М.: Знание, 2003. – 290 с.

10.            Фролов С.С. Социология. – М.: Наука, 2001. – 349 с.




[1] Социология. А.И. Кравченко. – М.: Логос, 2004. – С. 96

[2] Социология./Под ред. Ю.Г. Волкова. - М.: ИНФРА-ДАНА, 2004. – С. 175

[3] Никитин А. Р. Социология.- М.: Логос, 2002. – С. 194

[4] Социология./Под ред. Э.В. Тадевосяна. – М.: Знание, 2003. – С. 109

[5] Социология./Под ред.  Н. Смелзера. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – С. 136

[6] Осипов Г.В. Социология. - М.: ЮНИТИ, 2003. – С. 261

[7] Комаров М.С. Введение в социологию. – М.: Наука, 2004. – С. 130

[8] Пригожин А.И. Современная социология. – М.: Интерпракс, 2003. – С. 208

[9] Фролов С.С. Социология. – М.: Наука, 2001. – С. 115

[10] Голенкова З.Т., Виктюк В.В., Гридчин Ю.В., Черных А.И., Романенко Л.М. Становление гражданского общества и социальная стратификация // Социс. 2004. - №6. – С. 23-28