Содержание

 

 

 

 

 

 

 

Введение. 3

1. Характеристика рынка капитала. 4

2. Спрос и предложение на рынке капитала. 6

3. Инвестиционные решения на рынке капитала. 11

Тесты.. 15

Заключение. 18

Список литературы.. 19

 

Введение

Капитал - в широком смысле - аккумулированная (совокупная) сумма товаров, имущества, активов, используемых для получения прибыли, богатства.

В хозяйстве существует так называемый рынок капитала, на котором даются и берутся напрокат деньги. Поскольку деньги берутся в долг в основном для приобретения капитальных благ, этот рынок и называют рынком капитала.

Отдача денег в долг называется предоставлением ссуды или кредита (от лат. creditum - "ссуда"). Соответственно, тех, кто дает деньги в долг, называют кредиторами, а тех, кто берет деньги в долг, называют заемщиками.

В нашей стране в период проведения экономической реформы значительное количество фирм испытывают острый недостаток собственных оборотных средств. Если в 1993 г. доля собственных оборотных средств во всех оборотных средствах составляла 11,5%, то в 1996 г. эта доля достигала отрицательной величины - 1,1%. Иными словами, собственных оборотных средств у предпринимателей не было. Нужно было занимать деньги в банке и приобретать соответствующий объем оборотного капитала. Происхождение такого опасного для денежного функционирования предприятия связано, с одной стороны, с недостатками в движении оборотных средств в плановой экономике, с другой, этот недостаток обусловлен кризисным состоянием всего народного хозяйства. В этот период цены на сырье и полуфабрикаты росли значительно быстрее, чем на готовую продукцию. Это приводило к тому, что, продав свою продукцию, российские предприятия получают меньше денежных средств, чем необходимо для закупки сырья. Постепенно все это вело к "проеданию" собственных денежных средств.

Целью данной работы является рассмотрение рынка капитала.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

-             Дать характеристику рынка капитала;

-             Рассмотреть капитал как фактор производства;

-             Объяснить спрос, предложение и равновесие на рынке капитала;

-             Рассмотреть инвестиции в капитал.

1. Характеристика рынка капитала

Капиталом предприятия называется стоимостная (денежная) оценка всего принадлежащего ему имущества[1].

Это означает, что в величину капитала фирмы помимо стоимости машин, оборудования, сооружений и т.д. включаются: стоимость принадлежащих предприятию других факторов производства (земля, патенты, торговая марка и т.п.). Величину капитала фирмы дополняют имеющиеся у нее денежные средства и их финансовые активы, которые могут быть в любой момент использованы для пополнения любого фактора производства.

Различные элементы капитала в процессе производства товаров и услуг ведут себя по-разному. Если взять, например, такую часть капитала, как сырье, материалы, то их участие в создании новых товаров скоротечно, то есть если они поступают в процесс переработки, они тут же меняют свою форму: из материала они превращаются в готовое изделие. В это же время машина, участвовавшая в превращении сырья, материалов в готовые изделия, остается прежней и в последующем повторяющемся цикле производства остается той же машиной, и так на протяжении длительного времени.

В этой связи капитал фирмы, предприятия делится на:

-                   оборотный - первая часть капитала, в которую входят сырье, материалы и аналогичные им другие элементы капитала;

-                   и основной - вторая часть капитала, в которую входят машины, оборудование, здания, сооружения.

К оборотному капиталу относятся все оборотные активы предприятия, а именно: сырье, материалы, топливо, электроэнергия, полуфабрикаты, денежные средства предприятия, используемые на оплату труда. Стоимость оборотного капитала, участвующего в создании товара, формирует будущую цену продукта и после его реализации вновь возвращается на предприятие, чтобы снова быть использованной.

Основной капитал, являясь главной составной частью имущества любой фирмы, всегда выступает в такой материальной форме, как здания, сооружения, постройки, машины, станки, оборудование, транспортные средства, всем тем, с помощью чего осуществляются многочисленные циклы производства. В нашей стране основной капитал принято также называть основными фондами. Когда речь идет об оборотном и основном капитале на передний план в характеристике особенностей указанных частей капитала фирмы выступает критерий времени.

Основной капитал в отличие от оборотного не только функционирует более продолжительное время, но и имеет высокую стоимость. Это создает в рамках предприятия соответствующие финансовые проблемы, связанные с обновлением и приобретением основных фондов. Поскольку стоимость основных фондов переносится на вновь создаваемый продукт по частям и длительное время в количествах, равных износу соответствующего оборудования в виде амортизационных отчислений, то проблема инвестиций в новое оборудование является особым и сложным вопросом развития производства[2]. Эта сложность выражается в том, что разного рода новые капиталовложения могут осуществляться или за счет внутренних накоплений (экономии средств), или за счет внешних заимствований.

Важной особенностью оборотного капитала является то, что его элементы легко трансформируются в денежные средства, быстро и без особого труда меняют свою товарную форму на денежную - и обратно. На деньги закупаются сырье, материалы и другие компоненты оборотного капитала для последующей переработки и изготовления готовой продукции, после продажи которой на предприятие вновь возвращаются деньги.

Денежный эквивалент оборотного капитала называется оборотными средствами фирмы. Постоянное наличие достаточного объема оборотных средств является одним из важнейших показателей успешного ведения текущего бизнеса. Без оборотных средств невозможна дальнейшая закупка сырья, материалов, электроэнергии и других элементов оборотного капитала. С наличием достаточного объема оборотных средств связана и финансовая устойчивость предприятия. Стабильно работающие предприятия постоянно держат значительную часть денежных средств в банке. Это позволяет им осуществлять текущие закупки и платежи (собственные оборотные средства). Если же таковых недостает, то они, имея открытые кредитные линии в банках, приобретают необходимые средства путем получения кредита (заемные оборотные средства).

Организация любого производства невозможна без соответствующих капиталовложений в сооружения, здания, оборудование, машины и т.д. Дальнейшая работа, функционирование этих частей капитала требует постоянного обновления, ремонта, восстановления действующего основного капитала. В дальнейшем предприятие должно заменять действующий основной капитал, а также расширять его, если растет спрос на производимую продукцию. Другими словами, предприятие должно осуществлять инвестиции в основной капитал.

Инвестиции - это затраты на производство и накопление средств производства и увеличение материальных запасов.

Чтобы принять разумное решение о покупке соответствующего оборудования или строительства новой очереди завода, фирме необходимо сравнить прошлые и настоящие затраты, а также планируемые затраты с возможной отдачей от вложенного капитала. Принципиальное значение имеет глубокий анализ соотношения будущих затрат и доходов, связанных с капиталовложениями в основной капитал.

2. Спрос и предложение на рынке капитала

Давайте определим, каким образом формируются спрос и предложение на рынке капитала.

Спрос на капитал

Спрос на капитал предъявляют фирмы и население. При этом мотивы поведения их несколько различаются, но в результате они ведут себя схожим образом: при снижении ставки процента фирмы и потребители увеличивают спрос на кредиты.

Поэтому кривая рыночного спроса на капитал имеет отрицательный наклон, как и любая кривая спроса на благо или ресурс. Давайте рассмотрим, как это вытекает из поведения фирм и потребителей[3].

1. Фирмы предъявляют спрос на капитал для того, чтобы использовать его для приобретения капитальных благ (оборудования, материалов и т.д.) и получения прибыли. Они прибегают к услугам заемного капитала тогда, когда им не хватает своих собственных денег (например, вырос спрос на их продукт и фирмы хотят расширить производство). При этом чем дешевле фирме будет обходиться кредит, тем большее количество денег она захочет взять взаймы.

Например, фирма в розничной торговле при низкой ставке процента решит взять кредит и построить три новых магазина, при более высокой ставке процента она решит построить только два магазина, при еще более высокой - только один, а при некотором значении ставки процента вообще откажется от расширения производства.

2. Потребители берут деньги взаймы не для получения прибыли, а для покупки какие-либо потребительских благ. Делают они это в нескольких случаях.

Во-первых, они могут брать деньги в долг для обеспечения текущего потребления в случае непредвиденного уменьшения дохода. В этом случае деньги нужны для приобретения благ первой необходимости и, строго говоря, не являются капиталом. Подобные займы могут существовать в условиях неопределенности в получении дохода - например, в случае неурожая у земледельцев.

Во-вторых, потребители могут брать кредит для покупки капитальных потребительских благ, которые имеют относительно высокую цену и требуют откладывания денег из дохода в течение длительного промежутка времени.

Любой потребитель при заданной ставке процента сделает свой выбор, который определяется несколькими факторами. Во-первых, предпочтениями потребителя - более нетерпеливый потребитель, который желает побыстрее начать играть на рояле, скорее будет готов заплатить нужную сумму в виде процентов за то, чтобы начать потреблять это благо немедленно. Во-вторых, степенью определенности будущего - если потребитель плохо знает свои доходы в будущем, он может не решиться брать взаймы, так как у него могут возникнуть проблемы с возвратом долга. В-третьих, величиной дохода потребителя - чем беднее потребитель, тем скорее он решит подождать и не платить дополнительные деньги за приближение начала потребления.

Изменение ставки процента меняет выбор потребителей - чем ниже процент, тем больше потребителей решают взять деньги в долг и купить благо сразу, а не "терпеть" до того момента, пока накопят нужную сумму сами.

Таким образом, при уменьшении ставки процента спрос на капитал увеличивается, так как и фирмы, и население решают взять больше денег в долг.

Предложение капитала

Кривая предложения капитала имеет положительный наклон, который тоже определяется поведением потребителей и фирм.

1. Фирмы выступают в качестве кредиторов, если у них образуются временно "лишние" деньги, которые они не могут использовать c прибылью сами. Каковы причины появления "лишних" денег?

Одной из причин появления у отдельной фирмы временно свободных денежных средств может быть необходимость сберегать часть получаемой прибыли в виде амортизационных отчислений, предназначенных для покрытия затрат на капитальное благо. Например, если фирма владеет каким-то оборудованием, которое стоит 1 млн рублей и изнашивается в течение 5 лет, ей нужно в течение 5 лет собрать необходимую сумму для приобретения нового блага взамен изношенного. Например, она может откладывать каждый год из выручки по 200 тысяч, чтобы по прошествии этих 5 лет получить необходимый миллион. Таким образом, каждый год у фирмы будут появляться 200 тысяч рублей, которые при этом оказываются временно "лишними" и могут быть отданы в долг на рынке капитала.

Другим источником тоже может быть собственный капитал фирмы - в том случае, если фирма не может прибыльно его использовать сама. Например, в результате падения спроса на ее продукцию фирма решает несколько сократить производство и часть освободившихся денег отдает временно в долг на рынке капитала. Чем выше ставка процента, тем большая часть операций фирмы окажется неприбыльной и большее количество денег фирма согласится отдать в долг.

2. Потребители имеют мотивы для сбережения части своего дохода, аналогичные тем, которые побуждали их брать взаймы.

Во-первых, они могут откладывать деньги, чтобы компенсировать низкий доход в будущем - делать сбережения на старость. Потом они смогут увеличить свой уровень потребления за счет расходования этих сбережений.

Во-вторых, как мы уже говорили, потребители могут откладывать деньги на покупку капитального блага. Чем выше будет процент, тем большее количество потребителей откажутся брать кредит для покупки дорогой вещи и будут сберегать деньги - то есть выступят на рынке капитала не в качестве покупателей, а в качестве продавцов.

Владелец фирмы (как потребитель) в случае получения высокой прибыли может принять решение не тратить ее на собственные нужды, а использовать для получения дополнительного дохода. Например, отдать в долг на рынке капитала для получения прибыли в виде процентов.

В хозяйстве могут существовать владельцы денежных капиталов, которые используют их только для получения прибыли в виде процента и отдают деньги в долг, - таких людей называют рантье. Когда рантье возвращают его ссуды, он снова отдает деньги в долг и, таким образом, опять выступает в качестве кредитора. Рантье могут быть "вечными" продавцами или кредиторами на рынке капитала.

Таким образом, предложение заемных средств отчасти образуется за счет того, что у фирм и у потребителей образуются временно "лишние" денежные запасы.

Равновесие на рынке капитала

Итак, на рынке капитала существуют некоторые кривые спроса и предложения. Пересечение этих кривых определяет равновесную ставку процента. Эта ставка определяет, какая часть потребителей и фирм, которые могут быть либо кредиторами, либо заемщиками, выступит в качестве первых, а какая - в качестве вторых.

Потребители тратят взятые в долг деньги на рынках потребительских благ длительного пользования, а фирмы - на рынках промежуточных благ.

Можно заметить, что в данном случае произошло как бы перераспределение покупательных возможностей среди участников хозяйства. Одни фирмы и потребители, которые обладали возможностью распорядиться частью общего продукта хозяйства, временно передали эту возможность другим фирмам и потребителям за плату в виде процента. При этом величина общего спроса на рынках благ не изменяется, а изменяется только структура.

Равновесие на рынке капитала может измениться при изменении любого из обстоятельств, определяющих положение кривых спроса и предложения.

Поскольку одним из основных факторов является информация о будущем доходе (для потребителей) и спроса (для фирм), относительно быстро равновесие может изменяться в результате изменения ожиданий будущих событий. Например, если в хозяйстве распространится информация о грядущей депрессии или подъеме в хозяйстве, потребители и фирмы могут резко изменить свое поведение на рынке капитала.

В более длительном периоде равновесие может смещаться в результате изменения менее подвижных факторов - например, степени бережливости потребителей (если люди будут менее заинтересованы в текущем потреблении и захотят больше денег отложить "на потом", сохранить для детей и т. д.)[4]. Или по мере увеличения доходов потребителей (если люди будут становиться богаче, они смогут откладывать большие суммы, например собирать деньги не на покупку велосипеда, а на покупку яхты или самолета). Или просто по мере роста хозяйства - чем больше фирм и потребителей будет в хозяйстве, тем большее количество участников будет на рынке капитала.

3. Инвестиционные решения на рынке капитала

На рынке капитала существует цена, которая показывает, сколько нужно заплатить за прокат денег. Поскольку и цена, и количество на этом рынке измеряются в одних и тех же единицах - деньгах, для измерения цены используют относительные величины - проценты.

Ставкой процента называется цена, которую нужно уплатить за использование денег в течение некоторого промежутка времени, выраженная в процентах[5]. Более того, процентная ставка – это количество денег, которое требуется уплатить за использование одного доллара в год.

Ставка (норма) процента рассчитывается как отношение величины заемного денежного капитала к величине ссудного процента, выраженное в процентах.

Рассматривая роль процентной ставки в принятии решений об инвестициях, мы предполагаем отсутствие инфляции. Если имеет место инфляция, то существуют различия между денежной, или номинальной, и реальной процентной ставкой. Номинальная ставка – это процентная ставка, выраженная в долларах по текущему курсу. Реальная ставка – это процентная ставка, выраженная в постоянных долларах или с поправкой на инфляцию. Реальная ставка равна номинальной минус уровень инфляции.

Процентная ставка является исключительно важной ценой в том смысле, что она одновременно влияет как на уровень, так и на структуру производства инвестиционных товаров.

В основе решения фирмы об инвестициях лежит расчет текущей стоимости будущих доходов. Фирма должна определить, превысят ли будущие прибыли ее затраты или нет. Альтернативной стоимостью инвестирования будет сумма банковского процента с капитала, равного объему предполагаемых инвестиций. В этом заключается суть инвестиционного решения фирмы. При этом выбор фирмы осложняется наличием ситуации неопределенности, возникающей вследствие того, что инвестиции, как правило, долгосрочны.

В финансовых и инвестиционных расчетах процесс приведения будущих доходов к текущей стоимости принято называть дисконтированием.

Введем общее правило дисконтирования. Для этого нужно знать ставку дисконта, которую обозначим как r. Дисконтная ставка выражает меру предпочтения того или иного экономического агента нынешних благ будущим. Понятно, что эта мера неодинакова для отдельных экономических агентов. Допустим, что дисконтная ставка равна ставке банковского процента i.

Дальнейший ход рассуждений инвестора сведется к следующему: инвестировав сегодня какую-то сумму, допустим 1 рубль, фирма через один год получит (1 + r) рублей. Поэтому текущая дисконтируемая стоимость (PDV ), полученная по прошествии одного года составит

1 Руб. (1+r)

1руб\lang1024(1+r)2 через два года,

1руб\lang1024(1+r)n через п лет.

Отсюда общая формула дисконтирования будет иметь вид[6]:

 где П1,П2,….Пn - доход соответствующего года, n - число лет.

Формула 1. имеет весьма широкую сферу применения. С ее помощью можно определить величину будущих доходов, размер дисконтируемых убытков, стоимость акций, реальный доход по облигациям и т. д.

Рассмотрим причастность этой формулы к определению критерия принятия решений по инвестициям. Любая фирма на любом рынке вынуждена осуществлять инвестиции из-за снашивания основного капитала в процессе производства в расчете на увеличение своих прибылей. В связи с этим возникает вопрос о целесообразности осуществления инвестиций, принесут ли они фирме дополнительную прибыль или приведут к убытку?

Для ответа на этот вопрос необходимо сопоставить объем планируемых капиталовложений с текущей дисконтируемой стоимостью будущих доходов от этих вложений. Когда ожидаемые доходы больше величины инвестиций, фирма может осуществлять капиталовложения. При обратном соотношении этих величин лучше воздержаться от инвестирования во избежании убытков.

Поэтому условие осуществления инвестиций будет иметь вид[7]:

Ie < PDV, где Р - планируемый объем инвестиций.

Разница между величинами, представленными в формуле 1., принято называть чистой текущей стоимостью (NPV). Очевидно, что фирма принимает инвестиционное решение, ориентируясь на положительное значение чистой текущей стоимости, т. е. когда (NPV > 0).

Если при подсчете текущей дисконтированной стоимости взята рыночная процентная ставка, то в этом случае формула 1. дает капитальную цену производственного ресурса. Отметим, что капитал имеет две цены: капитальную и прокатную (арендную).

Однако, фирма в качестве ставки дисконта может использовать не только процентную ставку, но и другие ставки. Все зависит от спектра альтернативных вариантов вложения денег, которым располагает данная фирма. Она может имеющиеся в ее распоряжении деньги потратить не на обновление станочного парка, а вложить в какой-то другой объект, купить акции или облигации. Альтернативные вложения обеспечат иную норму прибыли, чем инвестирование в оборудование. Поэтому норма дисконта в широком смысле представляет собой альтернативные затраты в основной капитал и выражает ту норму прибыли, которую фирма могла бы получить от альтернативных капиталовложений.

Инвестиционное решение принимается в зависимости от соотношения предельной выгоды и предельных издержек. Предельная выгода от инвестиций – это ожидаемая норма чистой прибыли, которую фирмы надеются получить. Предельные издержки – это процентная ставка, то есть затраты на привлечение займа. Фирмы вкладывают капиталы во все проекты, где ожидаемая чистая прибыль превышает процентную ставку. Поэтому ожидаемая чистая прибыль и процентная ставка являются двумя основными факторами, определяющими расходы на инвестиции.

Кривая инвестиционного спроса строится путем агрегирования всех потенциальных инвестиционных объектов и ранжирования их в зависимости от ожидаемой нормы чистой прибыли. Перенося значения равновесной процентной ставки с рисунка 1. на кривую инвестиционного спроса на рисунке 2., мы находим величину инвестиций, которые окажутся выгодными предпринимательскому сектору. Будут приняты все инвестиционные объекты, ожидаемая норма чистой прибыли которых будет превышать равновесную процентную ставку.

Надпись: Реальная процентная ставка



10


8


6
 

Надпись: Реальная процентная ставка
И ожидаемая норма чистой прибыли



10


8


6
Тесты

1. Принятие решений об инвестициях фирмы основано на информации:

а)     О номинальной процентной ставке;

б)    Реальной процентной ставке;

в)     О предельной производительности капитала в денежном выражении;

г)     О внутренней норме окупаемости инвестиций, соотнесенной с процентной ставкой;

д)    О рыночной ставке процента.

2. Рост процентной ставки вызывается:

а)     Ростом спроса на заемные средства;

б)    Ростом предложения заемных средств;

в)     Ростом объема спроса на заемные средства;

г)     Снижением объема предложения заемных средств;

д)    Все ответы неверны.

3. Чистая дисконтированная стоимость:

а)     Превышает текущую стоимость доходов;

б)    Меньше текущей стоимости доходов на величину инвестиций;

в)     Не учитывает альтернативные издержки использования капитала;

г)     Равна чистой будущей дисконтированной стоимости.

4. Прибыль инвестиций максимальна, когда:

а)     Ставка ссудного процента выше нормы окупаемости;

б)    Внутренняя норма окупаемости выше ставки ссудного процента;

в)     Внутренняя норма окупаемости равна ссудному проценту;

г)     Внутренняя норма окупаемости не равна ссудному проценту.

5. Если ставка ссудного процента растет, то:

д)    Индивидуальные сбережения должны увеличиться;

е)     Индивидуальные сбережения должны уменьшиться;

ж)   Индивидуальные сбережения останутся постоянными;

з)     Эффект замены для текущего потребления отрицателен, а эффект дохода положителен;

и)    Информации недостаточно.

Заключение

Итак, в данной работе был рассмотрен рынок капитала.

Для этого решены следующие задачи:

-             Дана характеристика рынка капитала;

-             Рассмотрен капитал как фактор производства;

-             Объяснен спрос, предложение и равновесие на рынке капитала;

-             Рассмотрены инвестиции в капитал.

Капитал как особый фактор производства объединяет любые материальные и денежные ресурсы, находящиеся в распоряжении предприятия. Поэтому его буквальное обозначение ("капитал", то есть "главный") соответствует его содержанию и функциям. Капитал - это станки, здания, сооружения, инструменты, сырье, которые соединяются между собой и встраиваются в определенную систему социально-экономических и организационно-технических отношений, целью развития которых является производство благ и получение прибыли.

Одной из главных особенностей рынка капитала является то, что любая фирма и любой потребитель может выступить на этом рынке как в качестве кредитора, так и в качестве заемщика. Во-первых, все фирмы и потребители используют этот "ресурс" в своей деятельности (и поэтому могут нуждаться в нем). Во-вторых, этот "ресурс" не требует производства (поэтому любая фирма или потребитель может обладать деньгами независимо от рода своей деятельности).

Фирмы предъявляют спрос на капитал для того, чтобы использовать его для приобретения капитальных благ (оборудования, материалов и т.д.) и получения прибыли. Они прибегают к услугам заемного капитала тогда, когда им не хватает своих собственных денег (например, вырос спрос на их продукт и фирмы хотят расширить производство). При этом чем дешевле фирме будет обходиться кредит, тем большее количество денег она захочет взять взаймы.

Список литературы

1.  Барр Р. Политическая экономия. - М.: Наука, 2002.

2.  Курс экономической теории / Под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой.-  Киров: Гранит, 2003.

3.  Майтепь Шломо. Экономика для менеджеров. - М.: Знание, 2004.

4.  Макконелл К, Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М.: ИНФРА – М, 2003.

5.  Максимова Б. Ф. Микроэкономика - М.: СОМИНТЭ, 2003.

6.  Шумпетер И. Теория экономического развития. - М.: Филинъ, 2002.


[1] Барр Р. Политическая экономия. - М.: Наука, 2002. – с. 45.

[2] Курс экономической теории / Под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой.-  Киров: Гранит, 2003. – с. 95.

[3] Макконелл К, Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М.: ИНФРА – М, 2003. – с. 258.

[4] Максимова Б. Ф. Микроэкономика - М.: СОМИНТЭ, 2003. – с. 52.

[5] Майтепь Шломо. Экономика для менеджеров. - М.: Знание, 2004. – с. 72.

[6] Курс экономической теории / Под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой.-  Киров: Гранит, 2003. – с. 185.

[7] Максимова Б. Ф. Микроэкономика - М.: СОМИНТЭ, 2003. – с. 135.