Содержание

1. Что такое культура речи? Основные качества речи. Условия культуры речи. 3

2. Каковы языковые нормы необходимо знать. Устная и письменная речь, их отличия. 4

3. Звучащая речь и ее особенности. Техника речи. 5

4. Характеристика видов обучение. 6

5. Невербальные средства общения. 7

6. Какие основные стороны отражены в пословицах и поговорках. 7

7. Особенности служебно-делового общения. 8

8. Доказательность и убедительность. Основные виды.. 9

аргументирования. 9

9. Функционально-смысловые типы речи и их основные признаки. 10

10. Устная речь. Диалог, монолог – формы устной речи. 11

11. Общая характеристика функциональных стилей. 12

12. Слова ограниченного и неограниченного употребления. 13

13. Лексическая стилистика.  Что такое тавтология и плеоназм? Чем отличаются омонимы от многозначных слов. 15

14. С чем связано явление паронимии? Синонимы и антонимы – их функции в речи. 16

15. Стилистически окрашенная лексика. Из чего складывается стилистическая окраска слова?. 17

16. Чем объясняется заимствование иностранных слов? Чем отличаются историзмы и архаизмы? Классификация неологизмов. 18

17. Что такое образная речь? Роль тропов в языке. Определение основных тропов. 20

18. Классификация фразеологизмов. Их происхождение, среда употребления с точки зрения их эмоционально-экспрессивной окраски. 22

19.       Виды ораторского искусства. Этика  ораторского выступления. 24

20.  Функционально-смысловые типы речи и их основные признаки. 25

21.  Виды и назначение документов. 26

1.     Технические средства информирования, обслуживания демонстраций. 28

2.     Культура речевого общения. Нормы произношения и ударения. Дикция и выразительное чтение  29

3.     Морфологические формы в русском языке. Стилистическое использование имен существительных, имен прилагательных, числительных, глаголов. 30

Список литературы.. 33

 

1. Что такое культура речи? Основные качества речи. Условия культуры речи

С литературным языком тесно связано понятие "культура речи". Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи - своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов и т.д.

Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги. Культура речи содержит три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический.

Культура речи предполагает, прежде всего, правильность речи, т.е. соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются говорящими или пишущими в качестве образца. Языковая норма - это центральное понятие речевой культуры, а нормативный аспект культуры речи считается одним из важнейших. Однако культура речи не может быть сведена к перечню запретов и определений "правильно-неправильно". Понятие "культура речи" связано с закономерностями и особенностями функционирования языка, а также с речевой деятельностью во всем ее многообразии.

Культура речи вырабатывает навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами. Выбор необходимых для данной цели языковых средств - основа коммуникативного аспекта культуры речи. "Для каждой цели свои средства, таков должен быть лозунг лингвистически культурного общества", - писал Г.О. Винокур, известный филолог, крупный специалист по культуре речи.

Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, вопросы, благодарности и т.п., обращение на "ты" и "Вы" и т.д.). Этический компонент культуры речи накладывает строгий запрет на сквернословие в процессе общения, осуждает разговор на "повышенных тонах".

 

2. Каковы языковые нормы необходимо знать. Устная и письменная речь, их отличия.

Языковые нормы

Большое значение для культуры речи имеет понятие нормы.

Языковая норма — это правило, образец употребления слова, словосочетания, предложения.

Характерные особенности литературной нормы:

относительная устойчивость, распространимость,  общеупотребительность,  общеобязательность,

соответствие употреблению, традиции и возможностям языковой системы.

Языковые нормы не выдумываются учеными. Нормы отражают закономерные процессы, происходящие в языке, и поддерживаются языковой практикой.  Источники нормы: произведения писателей-классиков и современных писателей, анализ языка средств массовой информации, общепринятое современное употребление, данные живого и анкетного опросов, научные исследования ученых-языковедов. 

Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от диалектов, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять свою основную функцию - культурную.

Главная цель нормирования языка - сохранить его целостность и общепонятность, поэтому языковая норма определяет, как правильно (или допустимо) строить речь на данном языке и что является неправильным и недопустимым (напр., надо говорить печёт и документ и нельзя - док`умент и пекёт). Языковые нормы вырабатываются сообществом говорящих на данном языке людей и могут подвергаться с течением времени изменениям. Эти изменения в развитых литературных языках происходят достаточно медленно, и норма остается стабильной на протяжении десятилетий. Языковые нормы фиксируются в филологических словарях

Различие устной и письменной речи.

Различия между ними сводятся чаще всего к средствам выражения. Устная речь связана с интонацией и мелодикой, невербаликой, в ней используется определённое количество и «своих» языковых средств, она привязана к разговорному стилю. Письмо использует буквенные, графические обозначения, чаще книжный язык со всеми его стилями и особенностями, нормированностью и формальной организацией.


3. Звучащая речь и ее особенности. Техника речи

Звучащая речь

Звучащая речь является не только наиболее совершенным средством общения между людьми, но и представляет собой самостоятельную культурную ценность как особый памятник человеческой деятельности. При всем сходстве порождающих механизмов звуков человеческой речи ее разнообразие поражает. Это не только различия между звуковыми системами разных языков (где и сама звуковая оранжировка, и мелодика, и темп служат для передачи вполне конкретных и совершенно абстрактных значений, где из малого числа первичных звуковых единиц порождается практически бесконечное множество текстов); даже "внутри" звуковой системы одного языка существует тесная связь между звуковыми свойствами речи и культурно-социальными условиями жизни. Диапазон изменений свойств речи чрезвычайно велик и характеризует множество важных для понимания истории человеческой культуры факторов.

 

Техника речи

Техника речи - это "совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи; владение приемами эффективно использовать речевой аппарат".

    Составными частями техники речи являются:      1) постановка правильного речевого дыхания;      2) постановка речевого голоса, развитие тех его качеств, которые обеспечивают его звучность, выразительность;      3) работа над  дикцией; 4) работа над интонацией; 5) развитие речевого слуха.

Техника речи - весьма специфический раздел риторики. Здесь, как нигде, важны упражнения и упорная, длительная практическая работа над навыками произношения.


4. Характеристика видов обучение

Традиционное обучение

Этот вид обучения является самым (на сегодняшний день) распространенным (особенно - в средней школе) и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль - оценка. Этот вид обучения обладает целым рядом недостатков, которые будут рассмотрены ниже в сравнении с двумя другими видами обучения.

Дистанционное обучение

Дистанционная форма обучения (ДО) - это получение образовательных услуг без посещения ВУЗа, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и INTERNET. Дистанционное обучение можно использовать в высшей школе, а также для повышения квалификации и переподготовки специалистов. Учитывая территориальные особенности России и возрастающие потребности качественного образования в регионах, дистанционное обучение в самом скором времени займет прочное место на рынке образовательных услуг.

Развивающее обучение

Среди большого числа новаций, захлестывающих сегодня школу, развивающее обучение (РО) занимает достаточно стабильное положение и стоит на одном из первых мест по значимости и связываемых с ним ожиданий по повышению качества образования. Вместе с тем, теория и технология развивающего обучения далеки от завершения, особенно для среднего и старшего звена. Более того, понятие “развивающее обучение” существует на уровне довольно расплывчатого образа и трактуется далеко не однозначно даже специалистами.

 

5. Невербальные средства общения

Невербальное общение – общение без помощи слов часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться.

Невербальное общение – наиболее древняя и базисная форма коммуникации. Наши предки общались между собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов.

Невербальный язык настолько мощный и общий, что часто мы без труда понимаем собаку, что она хочет. Собака же предугадывает многие наши поступки, например, заранее знает, когда мы идем с ней гулять, а когда отправляемся на улицу без нее.


6. Какие основные стороны отражены в пословицах и поговорках

В пословицах и поговорках запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические,  художественные  и  воспитательные идеалы. Они хранят историю движения народа по пути цивилизации, отражают характер народа, его симпатии и антипатии, связи с соседними народами. Пословицы впитали в себя все тонкости оценочного отношения к действительности, ее восприятия и отражения. Именно этот  аспект языкового  сознания  фиксируется  в  широко известном высказывании К.Д. Ушинского о том, «что природа страны, ее история,  отражаясь  в душе человека, выражаются в слове». Люди исчезали, но слова, создаваемые  ими, вошедшие в сокровищницу - родной  язык, остались бессмертными».

«Русский  народ  создал  огромную  изустную  литературу - мудрые пословицы  и поговорки…Напрасно  думать, что  эта  литература  была  лишь  плодом  народного  досуга. Она  была  достоинством  и  умом  народа. Она  становила  и  укрепляла  его  нравственный  облик, была  его  исторической  памятью, праздничными  одеждами  его  души  и  наполняла глубоким содержанием всю  его  размеренную  жизнь, текущую  по  обычаям и обрядам, связанным  с  его  трудом, природой  и  почитанием  отцов  и  дедов». Слова  А. Н.  Толстого  очень  ярко  и  точно  отражают  суть  фольклора. 


7. Особенности служебно-делового общения

Деловое общение – это такое взаимодействие людей, которое подчинено решению определенной задачи (производственной, научной, коммерческой и т.д.), т.е. цель делового общения лежит за пределами процесса общения (в отличие от личностно ориентированного общения, предметом которого выступает именно характер отношений между его участниками).

 Принципы деятельности любой социальной организации (фирмы, учреждения) накладывают определенные ограничения на поведение людей. Отметим среди них наиболее важные: 1) достаточно жесткая регламентация целей и мотивов общения, способов осуществления контактов между сотрудниками, которая объясняется тем, что за каждым работником в организации нормативно закрепляется стандарт поведения в виде устойчивой структуры формальных прав и обязанностей, которому он должен следовать. 2) иерархичность построения организации: между подразделениями и сотрудниками закрепляются отношения подчинения, зависимости, неравенства. Одним из следствий действия этого принципа для речевой коммуникации оказывается проблема условий передачи точной и по возможности полной информации по звеньям иерархической пирамиды и, соответственно, эффективности обратной связи. 3) мотивация труда как условие эффективной деятельности организации. Необходимость в особых усилиях по стимулированию труда может быть объяснена объективной противоречивостью поведения и самоощущения человека в организации: в деловом общении он выступает одновременно и как конкретная личность и как носитель определенных профессионально-ролевых функций. В случае если его потребности как личности не удовлетворяются в процессе деятельности в данной организации или его собственные идеи и стиль поведения не совпадают с групповыми нормами, может возникнуть конфликт, снизиться интерес к выполняемой работе.

Наряду с такими способами мотивации труда персонала, как различные виды материального и морального поощрения, продвижение по службе, повышение квалификации за счет организации и проч., огромное мотивационное воздействие могут оказывать беседы руководителя с подчиненными: форма постановки задач, критические оценки, ответы на вопросы подчиненных. Они могут либо помогать сотрудникам ориентироваться в своей деятельности, побуждать их работать успешнее и прибыльнее, либо препятствовать этому.

 

8. Доказательность и убедительность. Основные виды

аргументирования

Доказательность

Доказательство – это логическая операция по обоснованию истинности суждений с помощью других истинных суждений.

Структура доказательства: Что доказывается; Чем доказывается ;выдвинутое положение; Как оно доказывается?

Убедительность

Для  того  чтобы  доказать  собеседнику  что-либо  или  переспорить  оппонента,  недостаточно  одних  лишь  сильных  аргументов,  фактов.  Какими  бы  убедительными  они  ни  казались,  без  тактического  обеспечения  процесс  убеждения  может  быть  затруднён  и  неоправданно  растянут  во  времени.  Кроме  общеизвестных  тактических  методов,  к  которым  прибегают  в  любой  дискуссии,  необходимо  запастись  личным  арсеналом  приёмов.  Среди  них  немало  вполне  корректных,  ещё  больше -  стоящих  на  границе  разрешённых  и  великое  множество  спекулятивных.  Деловым  людям,  а  также  всем  считающим  себя  воспитанными,  современными  (в  хорошем  смысле  слова)  полезно  знать  приёмы   убеждения  партнёра.

Основные виды аргументов

Существуют различные виды аргументирования. Они 'могут отличаться друг от друга методикой организации, структурой и композицией, механизмом обмена аргументами и др. Зачастую спор и диалог, полемика и дискуссия, дебаты и прения рассматриваются как синони­мы, однако необходимо их концептуально различать. Наша задача заключается в том, чтобы, во-первых, развести понятия видов аргументирования; во-вторых, выявить различные характеристики аргументирования; в-третьих, сформулировать схемы аргументирования по тем приз­накам, которые выделены на предыдущем этапе иссле­дования.


9. Функционально-смысловые типы речи и их основные признаки

Речь впредставляет собой монологическое повествование – информацию о развивающихся действиях, монологическое описание – информацию об одновременных признаках объекта, монологическое рассуждение – о причинно следственных отношениях.

Повествование - это динамический функционально- смысловой тип речи, выражает сообщение о развивающихся во временной последовательности действиях или состояниях и имеющий специфические языковые средства. Конкретное – это повествование о расчлененных, хронологически последовательных конкретных действиях одного или нескольких действующих лиц, например в судебной речи. Описание – это констатирующая речь, как правило, дающая статистическую картину, представление о характере, составе, структуре свойствах, качествах объекта путем перечисления как существенных, так и несущественных его признаков в данный момент.  Рассуждение (или размышление) – это тип речи, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются определенные положения. Рассуждение характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, которые образуют умозаключения или цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенных в логически последовательной форме.  Полемика – это двустороннее (многостороннее) публичное общение, свободный обмен мнениями, спор в процессе обсуждения какого-либо вопроса.



10. Устная речь. Диалог, монолог – формы устной речи

Устная речь

Устная речь - основная функциональная разновидность кодифицированного литературного языка. В ней проявляются вся неофициальная жизнь людей, все нюансы человеческого поведения, отношений с другими людьми, переживаний и настроений. Мгновенный, симультанный характер чувства – речи - мысли скрывает сложность процесса речевого общения, его зависимость от многих факторов: психофизиологических, возрастных, социальных, культурных, интеллектуальных, ситуативных.

Диалог и монолог

    Монолог - жанр, образуемый в результате активной речевой деятельности говорящего и не рассчитанный на активную одновременную реакцию слушателя.     Для монолога типичны значительные по размеру отрезки текста, состоящие из структурно и содержательно связанных между собой высказываний.

Диалог - жанр речи, состоящий из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником.      Для диалога важны достаточная информативность реплик (как недостаточность, так и избыточность сообщаемого делают общение неудачным), потребность в общении, соблюдение участниками диалога причинно-следственных связей в речевых действиях, в выборе темы, наличие общей памяти и общих языковых знаний.


11. Общая характеристика функциональных стилей

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль обслуживает потребности челове­ка в течение всей его жизни, от рождения до последнего дня. Родился человек — и на него оформляется первый документ — свидетельство о рождении. Далее — паспорт, свидетельство об образовании, различные справки и т. д. Даже самый торжествен­ный момент — вступление в законный брак — оформляется офи­циальным документом — свидетельством о браке.

Научный стиль

Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей литературного языка, которым присущ ряд общих условий функционирования и языковых особенностей; предварительное обдумывание высказывания, монографический характер, строгий отбор языковых средств, нормированность речи.

Разговорно-обиходный

Разговорная речь обслуживает сферу непринужденных отно­шений в семье, в быту, а также непринужденные отношения в профессиональной сфере. Этим определяются особенности содер­жания разговорной речи и конкретный характер мышления. Раз­говорная речь несет функцию общения, поэтому проявляется чаще всего в устной форме', при непосредственном участии гово­рящих, т. е. в диалоге, который не рассчитан на предварительное обдумывание. Значит, это неподготовленная речь (спонтанная).

Публицистический стиль

Публицистический стиль (от лат. publics — общественный) обслуживает сферу общественных отношений: общественно-по­литических, идеологических, экономических, культурных. Он ис­пользуется в средствах массовой информации: в газете, радио, телевидении, в общественно-политических и литературно-худо­жественных журналах, в лекциях, в речи выступающих в Думе, на собраниях, митингах. Наиболее популярной разновидностью публицистического стиля является газетный подстиль, как са­мый оперативный вид массовой коммуникации.

Газетно-публицистический

Спецификой газетной речи является сочетание стандартных и экспрессивных средств, так как в публицистических текстах чередуются, соче­таются обобщенная и конкретная информация, абстрактное и об­разное изложение, логическое и эмоциональное воздействие. В проблемной статье анализируется, насколько определенное явление, установившееся в обществе, соответствует требовани­ям времени, и в случае несоответствия рекомендуются пути его изменения. Направленность проблемной статьи всегда позитив­на, так как она доказывает необходимость замены старого явле­ния более прогрессивным.

Художественный

Человек образованный и впечатлительный не мог бы найти основы для художественной речи. Исходная точность искусства заключается в умении уловить частное, отметить то, что выделяет известный предмет из ряда подобных. Для внимательного и чуткого человека, в каждом незначительном деле найдется несколько тихих характерных черт, в них всегда есть готовый мате­риал для литературной обработки, а судебная речь, по удачному выражению оратора, «есть литература на лету».

 

12. Слова ограниченного и неограниченного употребления

Профессионализмы

Профессионализмы -- это принятые в определенной просиональной группе просторечные эквиваленты терминов: опечатка -- в речи газетчиков ляп; руль -- в речи шофёров баранка.

Немотивированное перенесение профессионализмов в общелитературную речь нежелательно. Такие профессионализмы, как пошить, пошив, заслушать или обилетить, табелировать (записать в табель) и другие, портят литературную речь.

Я уже третий год пошиваю в этом ателье.

Пошиваю -- шью, работаю швеёй.

Деаликтизмы

В русской лексической системе выделяются группы слов, сфера употребления которых ограничена той или иной территориальной закрепленностью. Такие группы называют диалектными. В своей основе - это говоры крестьянского населения, которые до сих пор сохраняют отдельные фонетические, морфологические, синтаксические и лексико-семантические особенности. Это дает возможность выделить диалектизмы фонетические (ж[о]на вместо жена, п[и]сня, м[и]сто вместо песня, место; дум[а]т вместо думает в севернорусских говорах; н[я]су, р[я]ка вместо несу, река; [хв]артук вместо фартук и др. в южнорусских говорах); диалектизмы морфологические (например, видел сво[им] глаз[ам], говорил с умн[ым] люд[ям], где наблюдается совпадение окончаний твор. и дат. падежей мн. числа в северных говорах, и нисё[ть], пойдё[ть] вместо несет, пойдет или у м[и]н[е], у с[и]б[е] вместо у меня, у себя - в южных) и диалектизмы лексические, среди которых выделяются собственно лексические и лексико-семантические.

Терминологическая лексика

Термин – слово, словосочетание, обозначающее понятие специальной области знаний, обладающий следующими признаками:

Принадлежность текста к стилю изложения определяет, прежде всего, построение самого текста, например, характеризуя пространственные отношения, авторы книги предлагают следующую рубрикацию:

-              предлоги;

-              глаголы;

-              падежные окончания;

-              наречия;

-              и др.

 

 

13. Лексическая стилистика.  Что такое тавтология и плеоназм? Чем отличаются омонимы от многозначных слов.

Тавтология

Тавтология (греческое — tautologéō — «говорю то же самое») — термин античной стилистики, обозначающий повторение однозначных или тех же слов. Античная стилистика подводит многословие речи под три понятия: периссология — накопление одинаковых по значению слов, напр. синонимов; макрология — обременение речи излишними пояснениями, напр. придаточными предложениями; тавтология — буквальное повторение тех же слов. Новейшая стилистика применяет ко всем этим понятиям общее обозначение — тавтология. Пример тавтологии из кельтской поэзии, вообще широко пользующейся тавтологией как художественным приемом: «...Ибо в битве, в борьбе и в бою, казалось ему, они были равны...» «Легче пасть от копья силы, смелости и ловкости боевой, чем от копья позора, стыда и поношения»

Плеоназм

Плеоназм (греч. pleonasmos «излишество»), дублирование некоторого элемента смысла; наличие нескольких языковых форм, выражающих одно и то же значение, в пределах законченного отрезка речи или текста – а также само языковое выражение, в котором имеется подобное дублирование.

Отличие омонимов от многозначных слов

От многозначных слов следует отличать омонимы, кото­рые внешне напоминают многозначные слова по произношению и написанию, но не имеют ничего общего в значении. Ср.: следст­вие — «то, что следует из чего-либо, вывод или результат» и следствие — «собирание и проверка доказательств по уголовно­му делу».

Пост - «место, пункт, откуда можно наблюдать за чем-либо» и пост — «предписываемое церковными правилами воздержа­ние от мясной и молочной пищи». Значит, омонимы — это слова, одинаково звучащие, но совершенно разные по смыслу. Омонимы могут быть полными, если выражены одной частью речи и совпадают между собой во всех грамматических формах, напр.: привод— «принудительное доставление кого-либо в орга­ны расследования» и привод — «устройство для приведения в действие какого-либо механизма». Оба омонима — имена сущест­вительные мужского рода, изменяются по числам, склоняются.

 

14. С чем связано явление паронимии? Синонимы и антонимы – их функции в речи

Плеоназм

От омоформ и омографов следует отличать паронимы, т.е. слова близкие по звучанию и написанию, но различные по значению .

Например:

адресат (тот, кому адресовано) – адресант (тот, кто отправляет)

дипломат (должностное лицо) - дипломант (человек, получивший диплом)

контакт (соединение)- контракт (соглашение)

Синонимы

Синонимы (от греческого synonymos - одноименный), слова, различные по звучанию, но тождественные или близкие по смыслу, а также синтаксические и грамматические конструкции, совпадающие по значению. Синонимы бывают полные ("языкознание" - "языковедение") и частичные ("дорога" - "путь").

Антонимы

Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением: вопрос – ответ, глупый – умный, громко – тихо, вспомнить – забыть. Они обычно противопоставляются по какому-либо признаку: день и ночь – по времени, легкий и тяжелый – по весу, вверху и внизу – по положению в пространстве, горький и сладкий – по вкусу и т.д.

Отношения антонимии могут быть между словами (север – юг), между словами и фразеологизмами (победить – потерпеть поражение), между фразеологизмами (одержать победу – потерпеть поражение).

Различаются также разнокоренные и однокоренные антонимы: бедный – богатый, прилететь – улететь.

В группе фразеологических синонимов – антонимов меньшую часть составляют книжные фразы, а самую многочисленную – разговорные и просторечные фразеологизмы.

 

15. Стилистически окрашенная лексика. Из чего складывается стилистическая окраска слова?

Усиливают выразительность речи такие стилистические фигуры как лексические повторы. Они помогают выделить в тексте нужное понятие, придают художественной речи эмоционально-экспрессивную окраску (Герой- защитник, герой- победитель, герой-носитель всех высоких качеств, в которые его одевает народное воображение. А.Н.Толстой).

Часто одно и то же слово, употребленное дважды, или однокоренные слова противопоставляются в контексте и усиливают последующую градацию, придавая контексту особую значимость, афористичность (Не вечный для времен, я вечен для себя. Е.Баратынский).

Живым и неиссякаемым источником выразительности речи являются фразеологические сочетания, характеризующиеся образностью, экспрессивностью и эмоциональностью, что позволяет не только назвать предмет или явление, но и выразить определенное отношение к нему (Дерет он с живого человека шкуру... А.М.Горький).

Особенно ярко это проявляется у так называемых фразеологизмов- характеристик (блудный сын, одного поля ягода, не робкого десятка).

Отдельного внимания заслуживают фразеологизмы, оценочность которых обусловлена их происхождением (дары данайцев, козел отпущения, дамоклов меч, прокрустово ложе). Чтобы понять обличительный характер фразеологизмов, надо знать историю возникновения устойчивого словосочетания. Каждый такой фразеологизм вызывает определенные ассоциативные связи, соотносится с героями античности, чем обусловлена их  смысловая насыщенность.

Увеличивает выразительные возможности фразеологизмов их способность вступать друг с другом в синонимические отношения. Сведение фразем в синонимический ряд или одновременное употребление лексических и фразеологических синонимов значительно усиливает экспрессивную окраску речи (Мы с вами не пара... Гусь свинье не товарищ, пьяный трезвому не родня...А.Чехов).


16. Чем объясняется заимствование иностранных слов? Чем отличаются историзмы и архаизмы? Классификация неологизмов

Заимствование иностранных слов

Наряду со словами славянских языков в русскую лексику на разных этапах ее развития входили и неславянские заимствования, например греческие, латинские, тюркские, скандинавские, западноевропейские.

Заимствования из греческого языка начали проникать в исконную лексику еще в период общеславянского единства Заимствования из латинского языка сыграли значительную роль в обогащении русского языка, особенно в области научно-технической, общественной и политической терминологии. Больше всего латинских слов пришло в русский язык в период с XVI по XVIII в., особенно через польский и украинский языки, например: школа, аудитория, декан, канцелярия, каникулы, директор, диктант, экзамен и др. (В этом немаловажной была роль специальных учебных заведений.)  Слова из тюркских языков проникали в русский язык в силу разных обстоятельств: в результате ранних торговых и культурных связей, как следствие военных столкновений. К ранним (общеславянским) заимствованиям относят отдельные слова из языков аваров, хазар, печенегов и др., например: ковыль, тушканчик, жемчуг, кумир, чертог, бисер и др.Скандинавских заимствований (шведских, норвежских, например) в русском языке сравнительно немного. Большая часть их относится к древнему периоду. Появление этих слов обусловлено ранними торговыми связями. Однако проникали не только слова торговой лексики, но и морские термины, слова бытовые. Так появились собственные имена Игорь, Олег, Рюрик, отдельные слова типа сельдь, ларь, пуд, крюк, якорь, ябеда, плис, кнут, мачта и др. Заимствования из западноевропейских языков образуют одну из многочисленных (после старославянской) групп. Заметную роль в XVII-XVIII вв. (в связи с реформами Петра I) сыграли слова из германских языков (немецкого, английского, голландского), а также из романских языков (например, французского, итальянского, испанского).

Архаизмы

Новые названия вытеснили прежние, и они постепенно забываются. Устаревшие слова, у которых есть современные синонимы, заменившие их в языке, называются архаизмами. Архаизмы принципиально отличаются от историзмов. Если историзмы – это названия устаревших предметов, то архаизмы – это устаревшие наименования вполне обычных предметов и понятий, с которыми мы постоянно сталкиваемся в жизни.

Историзмы

Слова, служившие названиями исчезнувших предметов, понятий, явлений называются историзмами.

Историзмы - это устаревшие слова, которые обозначают названия исчезнувших из современной жизни предметов, явлений, понятий, например: кольчуга, бойница, светец, земство, пищаль. Историзмы, в отличие от архаизмов, не имеют синонимов в современном русском языке. Это объясняется тем, что устарели сами реалии, для которых эти слова были наименованиями.

Неологизмы

Неологизмы - новые слова, которые еще не стали привычными и повседневными наименованиями соответствующих предметов, понятий.

Классифицируя новые заимствованные слова видно, что помимо слов собственно политического дискурса, подразделяющихся в свою очередь на подклассы (номенклатурные наименования чиновников, ведомств, территорий, терминологию электоральных трехногий, наименования политических партий, идеологических течений и их приверженцев и политический жаргон), в интересующую нас лексическую парадигму действительно входят (это видно из примеров) также некоторые заимствованные термины права, правовой жаргон, экономические термины, наименования религиозных движений, этнографические термины, технические термины, обозначающие реалии, получившие большую общественную значимость (в наших примерах - "Интернет"), философские, культурологические, социологические и психологические заимствованные термины, обозначающие реалии, имеющие заметное общественное или политическое значение.


17. Что такое образная речь? Роль тропов в языке. Определение основных тропов

Образная речь

Образность - один из основных признаков художественного произведения. Живость, красочность изображения. Речь его отличалась образностью, образный. Вторая часть сложных прилагательных в знач. имеющий форму, вид (того, что указано в первой части).

Понятие образности слова связано с явлением многозначности. Слова, называющие только один какой-либо предмет, считаются однозначными (мостовая, тротуар, троллейбус), а слова, обозначающие несколько предметов, явлений действительности, - многозначными. Многозначность в какой-то степени отражает те сложные отношения, которые существуют в действительности. Так, если между предметами обнаруживается внешнее сходство или им присущ какой-то скрытый общий признак, если они занимают одинаковое положение по отношению к чему-то, то название одного предмета может стать названием и другого (игла - швейная, у ели, у ежа; гибкий тростник - гибкий человек - гибкий ум).     

Троп

Троп – это оборот речи, употребление слова или выражения в переносном значении.

Важнейшие особенности тропов и их значение в речи.

1)                    Риторические тропы отражают ход познавательной деятельности человека. Рассматривая окружающий мир, человек обнаруживает в нем:

-              сходные явления и вещи и объединяет их одним словом (так образуется метафора)

-              группирует явления по их близости, смежности друг с другом (так образуется метонимия)

-              замечает невидимые взгляду явления (мир чувств, интеллектуальный мир)

2)                    Тропы отражают субъективный взгляд на мир, отражают его эмоции, настроения, оценки.

3)                    Риторический троп обладает смысловой емкостью, что помогает кратко передать сложное содержание.

4)                    Образный оборот нагляден, лучше остается в памяти, лучше воспринимается.

Риторические тропы дают возможность получить удовольствие от текста и включить в творческий процесс адресата.    

Олицетворение (одушевление) – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека (чаще всего используется при описании природы). Аллегория (иносказание, аллюзия – «намек») – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. Используется в баснях былинах сказках.  Антономасия (переименование) – употребление известного имени собственного в значении нарицательного. Эпитет – образное определение предмета или действия. Гипербола – преувеличение размеров, силы, красоты. Литота (простота) – обратная гипербола, образ. выражение  намеренно преуменьшающее размер, силу, красоту. Мейозис (то же, что и литота) – фигура речи, преуменьшающая свойства, степень чего-либо. Парафраза (пересказ) – описательный оборот, который употребляется вместо какого-либо слова, предмета речи. Дисфемизм – троп, состоящий в замене нормативного, естественного слова на более вульгарное, фамильярное слово. Эвфемизм – вежливое, смягчающее обозначение чего-либо. Катахреза – троп, связанный с употреблением слов в значении им не принадлежащим, часто выступает как гиперболическая метафора. Каламбур (игра слов) – использование разных значений одного и того же слова или двух одинаково звучащих слов. Оксюморон – это фигура речи, состоящая в соединении двух антонимов (слов противоположных по значению), когда рождается новое смысловое единство (красноречивое молчание, живой труп). Анафора – фигура речи, состоящая в повторении начального слова в каждом предложении.


18. Классификация фразеологизмов. Их происхождение, среда употребления с точки зрения их эмоционально-экспрессивной окраски

Классификация фразеологизмов

Классификация фразеологических оборотов с точки зрения их семантической слитности.

Первая классификация фразеологических оборотов с точки зрения их семантической слитности была предложена Ш.. Балли, который выделил три типа фразеологизмов. В.В.Виноградов творчески переработал классификацию Балли, предложив три типа фразеологических оборотов: сращения, единства и сочетания. В. Н. Шанский предлагает классификацию фразеологизмов, состоящую из четырех групп, разработанную на основе классификации В.В.Виноградова. Данная классификация является сегодня общепринятой. Под семантической слитностью Н. М .Шанский понимает «соотношение, существующее между общим значением фразеологизма и «частными» значениями его компонентов».

Классификация фразеологических оборотов по составу.

Одна из наиболее характерных особенностей фразеологического оборота как воспроизводимой языковой единицы является постоянство его состава. Учитывая характер состава фразеологизмов (специфические особенности образующих их слов), Н. М. Шанский выделил две группы фразеологических оборотов: фразеологические обороты, образованные из слов свободного употребления, принадлежащих к активной лексике современного русского языка: «как снег на голову, через час по чайной ложке, подруга жизни, бросить взгляд, тоска зеленая, стоять грудью, взять за горло»;  фразеологические обороты с лексико-семантическими особенностями, то есть такие, в которых есть слова связанного употребления, слова устаревшие или с диалектным значением: «мурашки бегут, оторопь нашла, притча во языцех, в объятиях Морфея, вверх тормашками, души не чает, чревато последствиями, как кур во щи, разбить вдребезги».

Классификация фразеологических оборотов по структуре.

В качестве воспроизводимых языковых единиц фразеологические обороты всегда выступают как структурное целое составного характера, состоящее из различных по своим морфологическим свойствам слов, находящихся между собой в разных синтаксических отношениях. По структуре фразеологизмы Н. М. Шанский разделил на две группы:  соответствующие предложению; соответствующие сочетанию слов.

Классификация фразеологических оборотов по их происхождению.

Н. М. Шанский выделяет четыре группы фразеологизмов по их происхождению:  исконно русские фразеологизмы; заимствованные фразеологизмы; фразеологические кальки; ифразеологические полукальки.

Классификация фразеологических оборотов с точки зрения их экспрессивно-стилистических свойств.

Н. М. Шанский выделяет следующие группы фразеологических оборотов с точки зрения их экспрессивно-стилистических свойств:  межстилевые; разговорно-бытовые; книжные; архаизмы и историзмы

Стилистическая дифференциация фразеологизмов включает «оценочно-эмоционально-экспрессивные особенности, которые приобретаются ими (фразеологизмами) вследствие их предпочтительного и даже исключительного употребления в тех, а не других сферах и областях человеческого общения».

Употребление многих фразеологических оборотов в той или иной степени ограничено рамками определенного стиля языка (отпустить душу на покаяние, казанская сирота, топтаться на месте – принадлежность разговорно-бытовой речи, светило дня, вешние воды, уснуть вечным сном – принадлежность книжной речи). Многие фразеологические обороты не только называют то или иное явление объективной действительности, но и указывают на определенное отношение говорящего к этому явлению (неодобрение, ласка, ирония, риторичность и т.д.).



19.          Виды ораторского искусства. Этика  ораторского выступления

Роды и виды ораторского искусства формировались постепенно. Роды и виды красноречия выделяются в зависимости от сферы коммуникации, соответствующей одной из основных функций речи: общению, сообщению и воздействию. Существует несколько сфер коммуникации: научная, деловая, информационно-пропагандистская и социально-бытовая. К первой например можно отнести вузовскую лекцию или научный доклад, ко второй – дипломатическую речь или выступление на съезде, к третьей - военно-патриотическую речь или речь митинговую, к четвертой юбилейную – (похвальную) речь или застольную речь (тост). В современной практике публичного общения выделяют следующие роды красноречия: социально-политическое, судебное, социально-бытовое, духовное (церковно-богословское). Род красноречия это область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки.
 К социально-политическому красноречию относятся выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы.   Некоторые жанры красноречия носят черты официально-делового и научного стиля, поскольку в основе их лежат официальные документы. В таких речах анализируется положение в стране, события в мире, основная их цель дать слушателям конкретную информацию. Некоторому виду политической речи свойственны те стилевые черты, которые характеризуют официальный стиль: безличность или слабые проявления личности, книжная окраска, функционально - окрашенная лексика, политическая лексика, политические экономические термины.
В митинговых речах, имеющих призывную направленность, часто используется разговорная лексика и синтаксис.
Академическое красноречие – род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой. К этому роду относятся вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция. Конечно, академическое красноречие близко научному стилю речи, но в то же время в нем нередко используются выразительные, изобразительные средства.

Судебное красноречие- это род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Обычно выделяют прокурорскую, или обвинительную, речь и адвокатскую, или защитительную, речь.

К социально-бытовому красноречию относится юбилейная речь, посвященная знаменательной дате или произнесенная в честь отдельной личности, носящая торжественный характер; приветственная речь; застольная речь; произнесенная на дипломатических приемах; надгробная речь.

Духовное (церковно - богословское) красноречие – древний род красноречия, имеющий богатый опыт и традиции. Выделяют проповедь (слово), которую произносят с церковного амвона или в другом месте для прихожан и которая соединяется с церковным действием, и речь официальную, адресованную самим служителям церкви или другим лицам, связанных с официальным действием.

 

20.  Функционально-смысловые типы речи и их основные признаки

Спор как вид аргументации также широко обсуждает­ся в литературе, однако однозначного определения его понятия в литературе нет. С. Поварнин квалифицирует спор как процедуру, в которой один доказывает, что какая­-то мысль верна, а другой — что она ошибочна. К этой точке зрения присоединяется А.А. Старченко, трактую­щий спор как отстаивание собственного тезиса и опровер­жение тезиса противника. Против такого определения возражает А.Н. Соколов. Он полагает, что характеристи­ка спора с позиции разногласия тезисов и доказательства истинности одного из них и ложности другого недостаточна.

Дискуссия как вид аргументации нередко отождест­вляется со спором и с полемикой. Многие авторы рас­сматривают ее как деятельность, которая в отличие от запора не разъединяет, а соединяет. Термин «дискуссия» в переводе с латинского означает «исследую». История науки показывает, что роль дискуссий в формировании научной картины мира очень велика. Признаки дискуссии связаны с организованностью, упорядоченностью, коллективной деятельностью по прояснению истинности и ложности каждого тезиса. Этот вид аргументации всегда стремится к всестороннему обсуждению предмета разногласий, а ее средствами служат не мнения сторон, а обоснованные позиции.

Полемика как вид аргументации (в переводе с древ­негреческого - враждебный, непримиримый) отличается от ранее проанализированных форм, хотя в литературе она порою освещается то как синоним спора, то как равнозначное понятию дискуссии. Обоснованной представляется точка зрения А.Н.Соколова, который задает вопрос: что означает выражение: «Книга носит полемический характеры лак видим, различие, полемичности и дискуссионности в этом случае не стилистическое, а концептуальное.


21.  Виды и назначение документов

Организационные документы – закрепляют конкретные функции, права и обязанности органов управления на длительное время.

Все организации и предприятия вместе с актами государственной власти управляют положениями, уставами, инструкциями и правилами.

В организационные документы входят: положения, уставы, инструкции, правила.

Положение – это правовой акт, который устанавливает основные правила организационной деятельности государственных предприятий и учреждений, а также их структурных подразделений.

Устав – это собрание правил, которые регулируют: основы организации и деятельности предприятий и учреждений определенной отрасли хозяйства; условия создания, состав, строительство и деятельность конкретного предприятия, организации, или учреждения определенной отрасли или сферы управления; конкретную сферу деятельности организаций.

Инструкция – это правовой акт, который издается органами государственного управления для принятия правил, которые регулируют организационные, научно – технические, технологические, финансовые и другие специальные виды деятельности учреждений, предприятий, отдельных их подразделений и служб, а также должностных особ или граждан.

Правила –  это служебные документы, которые определяют наставления или требования, которые регламентируют определенный порядок действия, поведения.

Распорядительные документы

Этот вид документов реализует нормы, права, обязательные для исполнения.  Распорядительные документы должны составляться в соответствии с нормативно – правовыми актами. Не один из них не может содержать положений, которые бы противоречили закону.

Постановление – это правовой акт, который принимается высшими и некоторыми центральными органами коллегиального управления, для решения наиважнейших принципиальных вопросов и устанавливает стабильные нормы, правила поведения.

В распорядительные документы входят: постановление, распоряжение, указание, приказ.

Распоряжение – это правовые акты, которые издаются персонально управляющим, головой коллегиального государственного органа, для решения оперативных вопросов.

Приказ – это правовой акт, который издаётся для исполнения действующих законов, указов, постановлений и решений правительства, приказов и инструкций высших органов.

Указания – это правовые акты руководящих органов государственного управления преимущественно информационно–методического характера, а так же связанные с организацией исполнения приказов, инструкций и других актов этих и высших органов управления.

 

1.                Технические средства информирования, обслуживания демонстраций

Демонстрация

Демонстрация – это логическая форма построения доказательства, которое, как правило, имеет форму дедуктивного умозаключения. Аргументация всегда должна быть истинной, в то время как заключение не всегда.

Правило демонстрации, то есть при связывании тезиса с аргументами, должны быть соблюдены правила того умозаключения, по схеме которого строится доказательство. Ошибки: смешение относительного смысла высказывания с безотносительным – высказывание истинное в конкретных условиях, рассматривается как истинное для всех других условий. Смешение собирательного смысла понятия с разделительным

Требования автономного обоснования аргументов означает, поскольку доводы должны быть истинными, то, прежде чем обосновывать тезис, следует проверить сами аргументы. При этом для доводов изыскивают основания, не обращаясь к тезису. Иначе может случиться, что недоказанным тезисом обосновываются недоказанные аргументы. Эта ошибка называется «круг в демонстрации» (circulus in demonstrando).






2.                Культура речевого общения. Нормы произношения и ударения. Дикция и выразительное чтение

Речевое общение возможно тогда, когда люди владеют одним или очень близкими языками. А владеть одинаковой речью означает относится к одному коллективу. На способность речи символизировать единство использующих ее людей, и основывается этикетная роль пустых разговоров. Однако бывает и так, что нам нужно выразить не единство с кем-либо, а как раз отсутствие его, подчеркнуть свою не причастность к какому-либо коллективу или то, что кто-то не входит в наш коллектив. В таких случаях иногда демонстрируют не знание, действительное или мнимое, чужой речи, невозможность воспринять ее, искажают, например, имя человека, отсутствие общности с которым хотели бы отметить.     Все формулы вежливости - это самостоятельные специальные этикетные средства. Самостоятельные потому, что каждая формула образует целое этикетное  высказывание.  Специальные, так как служат эти средства в первую очередь этикетным целям. А вот этикетный выбор темы - средство не самостоятельное и не специальное. Это, конечно, ясно: из одной лишь темы речь не состоит, а этикетная роль для нее - не главное. Есть среди этикетных средств речи и специальные несамостоятельные. Они видоизменяют речь, как бы приклеиваясь к отдельным ее единицам. Целых высказываний эти средства не образуют, зато четко маркируют речь, показывая в каком ключе, следует ее понимать.

Дикция

Дикция- ясность и четкость в произношении слов,  слогов, звуков. Она зависит от слаженной и энергичной работы всего речевого аппарата, который включает губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, голосовые связки. Если недостатки в речи органического происхождения, то помогут не учебно-тренировочные упражнения, а медицинское вмешательство.

  Для достижения выразительности звучания следует мастерски пользоваться логическими и психологическими паузами. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - безжизненна. Паузы, темп и мелодика речи в совокупности составляют интонацию. Монотонная речь вызывает скуку, понижение внимания и интереса.


3.                Морфологические формы в русском языке. Стилистическое использование имен существительных, имен прилагательных, числительных, глаголов

Морфологическая норма

Норма в широком смысле слова обозначает правило или руководящее начало. “Морфологическая норма регулирует словоизменение и словообразование”. При нарушении морфологических норм возникают речевые ошибки, которые связаны с употреблением разных частей речи. Возникновение ошибок обусловлено, прежде всего, “вариативностью норм в области морфологии”. В данной работе остановимся на морфологической норме и случаях ее нарушения, связанных с употреблением в речи местоимений.

Существительные

Имена существительные, как часть речи, могут быть названиями конкретных предметов, вещей, веществ, живых существ и организмов, явлений объективной реальности (весна, лето, холод, гром), отвлеченных свойств и качеств (храбрость, сила, синева), действий и состояний (питьё, скачок, уборка, отдых).

 Всем именам существительным присуще общее, одинаковое для всех значение – предметное. Имена существительные выражают отвлеченные свойства и качества (радость, доброта, внимательность и др.), самостоятельно, независимо от тех предметов, явлений или понятий, которым эти свойствам присущи.

 Действие или состояние в имени существительном выражено вне какой бы то ни было связи с производителем действия, вне времени протекания (питьё, уборка, посев, езда и т.д.).

Прилагательные

По значению и форме различают разряды прилагательных: качественные (красный флаг), относительные (гранитный монумент) и притяжательные (лисья нора).  Имена прилагательные зависят от существительных, согласуются с ними, т. е. ставятся в том же падеже, числе, роде, что и существительные, к которым они относятся (белый снег, новые проблемы, темными ночами). Имя прилагательное- часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? : Колокольчики мои, цветики степные! Что глядите на меня, темно-голубые? И о чем звените вы в день веселый мая, средь некошеной травы головой качая? (А. К. Толстой.) С какой стороны мы подошли, где именно охотничья избушка (М. Пришвин.).  Под признаком в грамматике принято понимать свойства (хрупкий), принадлежность (вороний), количества (пятилетний) и т. д., характеризующие предметы.

Глаголы

Глаголами называются слова, обозначающие действия или состояния лица, а также предмета и отвечающие на вопросы что делать? и что сделать? (бежать, убежать, рубить, отрубить, спать, заснуть и т. д.).

Глаголы могут указывать не только на действия и состояния, но и на признаки (зеленеет луг), количество (удвоили, утроили энергию), на отношение к кому-нибудь или чему-нибудь (уважал своего товарища).

В отличие от других частей речи глагол, называя действие, состояние, признак, количество, отношение к кому-нибудь или чему-нибудь, указывает, во-первых, на производителя, деятеля (субъекта) — кто-то или что-то ходит, читает, бьет, краснеет, во-вторых, на время совершения действия (бьют, ходил, читал). В-третьих, глагол располагает такими формами, которые позволяют оценивать действие, состояние, признак как реальное или только желаемое, возможное: удвоим, удвойте, удвоили бы; строим, стройте, строили бы.

Таким образом, глагол — часть речи, обозначающая действие или состояние в его отношении к лицу, времени и наклонению.

Числительные

Числительные

количественные - обозначают собственно количество или число: один, два, пять, пятнадцать, тридцать, семьдесят, двести, пятьдесят два и т. д.;  собирательные - обозначают количество как совокупность: двое, трое, шестеро, оба, обе и др.;  порядковые - числительные со счетно-порядковым значением: пятый, шестой, двадцатый, семьдесят пятое, тридцать вторая.

Количественные и собирательные числительные склоняются по образцу существительных или прилагательных.

 

Список литературы


 




1.                     Александров Д.Н. Риторика. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

2.                     Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. - М.: ЮНИТИ, 2000.

3.                     Дудников А.В. Русский язык. - М.: Просвещение, 2004.

4.                     Караулов Ю.Н. Культура речи и языковая критика. – М.6 Логос, 2002

5.                     Розенталь Д.Э. Пишите, пожалуйста, грамотно! Пособие по русскому языку. - М.: Астра, 2001.

6.                     Свиридов А. Д. Словарь иностранных слов.- М.: Просвещение, 2002.

7.                     Современный русский язык./Под ред. Д.Э. Розендаля. - М.: Высшая школа, 2004

8.                     Финкель А.М., Баженов Н.М. Курс современного русского литературного языка. – М.: ИНФРА-ДАНА, 2003.

9.                     Чуксина И.Г. Культура речи. Деловое общение.- Калининград: Рио БГА, 2001.

10.                Шевченко Л.А., Пипченко Н.М. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2001.