Содержание
1. Структура маркировки. Информационные знаки, применяемые для маркировки товаров. 3
2. Виды, критерии и методы идентификации. 8
Список литературы.. 14
1. Структура маркировки. Информационные знаки, применяемые для маркировки товаров
Общим для всех товаров является то, что в маркировке должны быть отражены сведения:
· Об изготовителях и предприятиях, обслуживающих товар (ремонтные мастерские и др.);
· О стандартах, которым соответствует товар;
· Информация о сертификации;
· Гарантии производителя;
· Срок службы (годности) товара;
· Основные потребительские свойства: по непродовольственным товарам – размеры, масса, потребляемая электроэнергия, функциональные возможности, безопасность и др.; по продуктам питания – состав, масса, объем, калорийность, противопоказания к применению.
При маркировке товара на изделия и упаковку наносятся специальные обозначения.
Инструкция по маркировке - документ, в котором излагаются требования к маркировке поставляемого товара покупателю, необходимые надписи, изображения и условные обозначения, помещенные на упаковке, бирках или на отгружаемом товаре, необходимые для надлежащей перевозки и сдачи груза покупателю. Маркировка должна содержать:
· обозначения, необходимые для адресата-получателя груза: наименование грузополучателя и грузоотправителя (или замещающие их условные знаки), вес нетто и брутто, номер контракта и наряда, номер данного места в партии. Это товарная маркировка;
· сведения, необходимые транспортной организации, перевозящей груз: наименование пунктов отправления и назначения, маршрут при перегрузках - грузовая маркировка;
· обозначения, необходимые во время перевозки: номера вагона и люков, номер транса, название судна и т.д. Эти обозначения делаются транспортной организацией и называются транспортной маркировкой; - обозначения, указывающие, как надо обращаться с товаром во время его перевозки, погрузочно-разгрузочных работ, хранения в пути, такие как: «не кантовать», «боится сырости», «боится света», «боится холода», «боится тепла», «верх», «осторожно стекло», «жидкость», «здесь открывать», «здесь поднимать», «крючками не брать». Такая маркировка называется специальной.
Маркировка должна содержать указание страны происхождения товара и соответствовать требованиям таможни в отношении размера надписей и их написания[1].
Требования к графическому оформлению маркировки на потребительской упаковке (на примере лекарственных средств)
Концентрация и содержание действующего вещества в лекарственном средстве должны быть в весовых, объемных или относительных величинах в соответствии с утвержденным НД для данного лекарственного средства;
1) активность лекарственного средства указывается в единицах действия (ЕД);
2) количество лекарственных средств в упаковке указывается в следующих единицах:
по массе - в микрограммах (мкг), миллиграммах (мг), граммах (г), килограммах (кг).
по объему - в миллилитрах (мл), литрах (л);
3) по количеству в потребительской таре - в ампулах, таблетках, флаконах, капсулах, штуках;
4) стерильность следует указывать на стерильных лекарственных формах на русском языке, надписью «Стерильно».
Требования к указанию номера серии лекарственного средства:
1) номер серии обозначается арабскими цифрами слитно, слово «серия» не пишется. Последние четыре цифры в номере обозначают месяц и год изготовления лекарственного средства. Цифры, предшествующие последним четырем, являются производственным номером серии. Размеры цифр по высоте должны быть не более 5 мм;
пример: 16140301
1614 - производственный номер серии,
0301 -март 2001 года:
2) при маркировке комплекта лекарственного препарата с растворителем на пачке следует указывать номер серии лекарственного препарата и номер серии растворителя, а также срок годности лекарственного средства, входящего в комплект, с наименьшим сроком годности;
3) срок годности следует указывать следующим образом:
«Годен до Х 2001» или (до Х 2001), (до Х 01), (до 10. 2001), (до 10.01). Римскими цифрами проставляется месяц, арабскими - две последние цифры года. Допускается проставлять месяц арабскими цифрами. 13. Требования к обозначению предприятия-производителя: 1) наименование и адрес предприятия-производителя следует указывать полностью или сокращенно;
2) производитель лекарственного средства может наносить на упаковку дополнительные сведения информационного или рекламного характера при условии, что это не препятствует восприятию основного (обязательного) текста; 14. Требования к качеству полиграфического исполнения оригинала графического исполнения:
1) при воспроизведении оригинала полиграфическим способом тиражные оттиски должны соответствовать утвержденному оригиналу;
2) качество полиграфического исполнения оригинала должно соответствовать требованиям технологических инструкций полиграфического производства и утвержденного НД на полиграфическое воспроизведение оригинала;
3) контролировать качество оттисков на соответствие оригиналу должны как предприятия-изготовители, так и предприятия-заказчики.
Информационные знаки призваны информировать потребителя об опасных свойствах различных веществ и материалов, поскольку неправильное обращение с ними может привести к травмам, тяжелым заболеваниям и/или нанести ущерб окружающей среде. Данная информация может указываться также в сопроводительной документации.
Информация потребителей о том, что данный товар безопасен для потребления, отражается знаком безопасности.
Впервые такие знаки были введены в странах Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и поэтому на изделиях, выпущенных в этих странах и отвечающих требованиям безопасности, может дополнительно ставиться знак «СЕ».
В отдельных странах могут применяться и другие знаки. Так, в Германии введены знаки «Проверено на безопасность» и «Исследован на пригодность производства пищевых продуктов» и знак «СМА», подтверждающий «качество фирменного товара из немецких земель».
Свидетельством того, что продукция экологически чистая, служит знак «Голубой Ангел», который наносится на упаковку продукции производства Германии.
В тех случаях, когда необходимо отразить, что производство данного товара экологически чистое, а сама тара подлежит вторичной переработке, на упаковку наносится знак «Зеленая точка».
На изделиях производства США, Великобритании, Скандинавских стран ставится знак «ресайклинга», которым обозначаются изделия как подлежащие переработке, так и те, что уже получены из вторичного сырья (бутылки, контейнеры из полимеров, тазы и баки).
Маркировка пищевых продуктов должна производиться в соответствии с требованиями стандартов на упаковку и маркировку. Сведения, содержащиеся в маркировке различных групп пищевых товаров, включают: наименование и местонахождение предприятия-изготовителя и его товарный знак; наименование продукции или вида; сорт (при наличии); массу нетто; обозначение нормативного документа на продукцию; условия хранения; информационные данные о пищевой и энергетической ценности продукта; способ приготовления; краткую характеристику продукта; дату выработки; основной состав консервов или смесей (рецептура); срок хранения.
Текстовые элементы маркировки могут дополняться рисунками и информационными знаками.
Маркировка пищевых продуктов преимущественно размещается на упаковке, поскольку нанести ее собственно на товар не возможно (напитки) или затруднительно. Непосредственно на продуктах маркировка осуществляется клеймением штампами, печатями (мясо), выдавливанием букв (сыры).
Защита информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации»[2].
2. Виды, критерии и методы идентификации
Идентификация – это отслеживание, установление совпадения чего-либо с чем-либо. Применительно к товару под идентификацией следует понимать установление соответствия наименования товара, указанного на маркировке или в сопроводительных документах, предъявляемым к нему требованиям. Проведение качественной идентификации – очень сложный, емкий, длительный и зачастую дорогостоящий процесс[3].
Основным методическим принципом установления фальсификации является глубина исследований пищевых продуктов, близких по свойствам. Глубина исследований в этих случаях обусловлена главным образом тем, что многие стандартные методы испытаний пищевых продуктов не позволяют решать поставленную задачу. Подлинность некоторых продуктов можно доказать, только прибегая одновременно к помощи как стандартных, так и нестандартных методов оценки и определения нескольких характеристик и даже специфических свойств и признаков группы или типа продукта. Например, при исследовании натуральности меда приходится проводить органолептические испытания, определение влажности (водности), плотности неразведенного и разведенного в воде меда, титруемой кислотности, диастазного числа, инвертного сахара, а в некоторых случаях прибегают даже к микроскопированию цветочной пыльцы меда.
В зависимости от типа испытуемого продукта в одних случаях может быть достаточным проведение качественного и количественного анализа характерной композиции веществ, определяющих природу продукта, одним-двумя подходящими методами (например, газожидкостной хромотографией жирных кислот растительных масел или сивушных масел и других органических примесей, присущих некоторым алкогольным напиткам). Если полученной информации недостаточно, исследование углубляют тем же или каким-либо другим способом (например, в растительных маслах определяют эфиры стеролов и даже их жирнокислотный состав или соотношение стеролов, токоферолов, а при испытании виноградных вин оценивают их буферную емкость, активную и титруемую кислотности и другие показатели качества, существенные для доказательства подлинности образца).
Таким образом, экспертиза пищевых продуктов с подозрением на их фальсификацию требует использования не только специальных физических, физико-химических и химических методов анализа, но и новых эффективных способов определения фальсификации и идентификации. В последнее время появилось много таких методов, особенностью которых является быстрота анализа и простота применения.
Так, фирмой «Hitachi» (Япония) разработан метод ядерно-магнитного резонанса (СМР-спектроскопия), с помощью которого можно определить фальсифицированные продукты по содержанию влаги, концентрации спирта, жира в шоколаде, а также выявить испорченные фрукты (апельсин можно видеть насквозь, не разрезая его).
Для установления происхождения вин, спиртов, ликеров, фруктовых соков, безалкогольных напитков, подслащенных продуктов разработан метод, основанный на том, что соотношение изотопов (углерода, водорода, кислорода, азота) меняется в зависимости от места и времени происхождения продукта. Уже получены положительные результаты при определении фальсификации фруктового сока.
В Англии этот метод успешно применяют для обнаружения добавки дешевого свекловичного сахара к винам и идентификации географического источника его производства.
В последние годы наметился значительный прогресс в области создания быстрых и надежных тестов для выявления идентификации пищевых патогенных микроорганизмов благодаря достижениям в области микроэлектроники, компьютерной технологии, фильтрационной техники, иммунологии и генной инженерии.
С помощью ферментного иммуноанализа можно быстро определить минимальные количества (следы) анализируемого вещества в составе пищевого продукта без дорогостоящей очистки и концентрации образца.
В настоящее время иммуноанализ применяют для обнаружения в продуктах остатков пестицидов, гербицидов, стимуляторов роста и антибиотиков.
Поскольку традиционные химические анализы стали значительно дороже, а для их проведения требуется высококвалифицированный персонал, иммуноанализ в данной ситуации служит хорошей альтернативой, обеспечивающей быстроту, точность, специфичность и чувствительность определения нежелательных веществ.
Последние достижения в биотехнологии и электронике ускорили развитие биосенсеров – приборов, способных давать быструю и точную информацию о наличии каких-либо веществ в исследуемом объекте.
В настоящее время создаются «нейросистемы» - компьютерные приборы, обладающее скорее способностями человека, чем компьютера. Нейрокомпьютеры основаны на сети крошечных процессоров, каждый из которых способен хранить информацию и работать с ней[4].
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что при всех имеющихся определенных достижениях в разработке методов определения фальсификации и идентификации унифицированные методики и разработки по их систематизации, созданию банков данных, обращению результатов испытаний продукции путем компьютеризации, которые облегчили бы работу исследователей и экспертов, отсутствуют.
В некоторых случаях при проведении идентификации могут проводиться работы по подтверждению технических характеристик контролируемых товаров и технологий экспериментальными методами[5].
Идентификация осуществляется в случаях, когда:
· товары и технологии, по своим техническим характеристикам и описанию могут подпадать под действие контрольных списков, утвержденных указами Президента Российской Федерации;
· товары и технологии, которые по своим техническим характеристикам и описанию могут не подпадать под действие контрольных списков, но по своему применению и назначению могут быть использованы для создания оружия массового поражения и средств его доставки (статья 20 Федерального закона «Об экспортном контроле»);
· товары, которые по своим техническим характеристикам могут не подпадать под действие контрольных списков, но по присвоенному коду ТН ВЭД подпадают под перечень кодов ТН ВЭД, используемых в указанных списках[6].
Результаты проведенной идентификации могут быть оформлены в виде акта идентификации товара (технологии), как внутреннего документа для предприятия или организации, осуществляющих экспорт или заключения, содержащего схему проведения сопоставительного анализа характеристик объекта идентификации с характеристиками товаров и технологий, входящих в контрольные списки.
Правила заполнения акта идентификации следующие:
1. В графе «Наименование товара (технологии)» указывается полное общепринятое наименование объекта идентификации.
2. В графе «Обозначение товара (технологии)» приводится сокращенное наименование объекта идентификации, с указанием серии или модификации.
3. В графе «Код ТН ВЭД товара» указывается присвоенный код ТН ВЭД объекта идентификации.
4. В графе «Назначение товара (технологии)» кратко указываются все возможные виды использования объекта идентификации.
5. В графе «Основные технические характеристики товара (технологии)» указываются все технические и эксплуатационные характеристики объекта идентификации.
6. В графе «Наименование контрольного списка, под который подпадает товар (технология), номер позиции списка» указываются контрольный список и номер позиции после их выбора по Алфавитно-предметному указателю.
7. В графе «Ограничительные технические характеристики товара (технологии) соответствующего контрольного списка» в левой части – указываются технические и эксплуатационные характеристики объекта идентификации, аналогичные характеристикам из технического описания, приведенного в графе «Наименование» соответствующего контрольного списка, в правой части – указываются значения технических и эксплуатационных характеристик, приведенных в этом контрольном списке. По результатам анализа и сравнения указанных характеристик и с учетом технических примечаний, принимается решение о соответствии объекта идентификации контрольным спискам.
8. В графе «Потенциальная возможность использования товара (технологии) для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки (всеобъемлющий контроль)» указывается возможное использование объекта идентификации в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки.
9. В графе «Предложения по лицензированию» указывается необходимость получения лицензии, выдаваемой Минэкономразвития России, или разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации. В случае если объект идентификации не подпадает под действие экспортного контроля, в данной графе ставится прочерк.
10. В разделе акта идентификации «Сведения об исполнителях, осуществивших идентификацию» указываются данные сотрудников проводивших идентификацию.
Акт идентификации заполняется на каждый вид объекта идентификации, включая его комплектацию[7].
Список литературы
1. Алексеев Н.С., Ганцов Ш.К. и др. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров. М.: Экономика, 1988.
2. Лифиц И.М. Исследование непродовольственных товаров. М.: Экономика, 2003.
3. Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев Е.В., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение. М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2001.
4. Федько В.П., Альбеков А.У. Маркировка и сертификация товаров и услуг. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
5. Швандар В.А., Панов В.Л., Купряков С.М. и др. Стандартизация и управление качеством продукции. Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
[1] Федько В.П., Альбеков А.У. Маркировка и сертификация товаров и услуг. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. С. 111-112.
[2] Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев Е.В., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение. М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2001. С. 411.
[3] Лифиц И.М. Исследование непродовольственных товаров. М.: Экономика, 1988. С. 109.
[4] Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев Е.В., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение. М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2001. С. 409.
[5] Алексеев Н.С., Ганцов Ш.К. и др. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров. М.: Экономика, 1988. С. 14-15.
[6] Швандар В.А., Панов В.Л., Купряков С.М. и др. Стандартизация и управление качеством продукции. Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. С. 313.
[7] Швандар В.А., Панов В.Л., Купряков С.М. и др. Стандартизация и управление качеством продукции. Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. С. 456.