Содержание

 

1. Классификация и ассортимент строительных товаров; особенности формирования и управления ассортиментом и конкурентоспособностью.. 3

2. Виды, способы и методы обнаружения фальсификации чая и кофе. 6

3. Экспертиза парфюмерно-косметических товаров. 13

Список литературы.. 16

1. Классификация и ассортимент строительных товаров; особенности формирования и управления ассортиментом и конкурентоспособностью


Строительные товары применяются при строительстве и ремонте жилых знаний, других объектов гражданского и промышленного назначения. Для этих целей используются материалы и изделия, которые по своим свойствам должны обеспечить зданиям и сооружениям выполнение своего назначения, т.е. защитить проживающих или работающих в них людей от воздействия внешней среды (влаги, повышенной или пониженной температуры, пыли, грязи и др.). при этом здания и сооружения должны быть прочными, долговечными и ремонтопригодными, а используемые материалы и изделия – безвредными. К некоторым видам строительных товаров предъявляются повышенные эстетические требования, так как они украшают здания и сооружения.

Строительные материалы (код 570000) классифицируют по назначению, технологическому признаку и способу изготовления[1].

По назначению строительные материалы делят на следующие группы:

- конструкционные, воспринимающие и передающие нагрузки;

- теплоизоляционные, обеспечивающие тепловой режим здания;

- акустические для звукопоглощения и звукоизоляции;

- гидроизоляционные и кровельные для создания водонепроницаемых слоев на кровлях и других конструкциях зданий;

- герметизирующие для заделки стыков в сборных конструкциях;

- отделочные для улучшения декоративных качеств строительных конструкций, а также для защиты их от внешних воздействий;

- специального назначения для специальных сооружений (огнеупорные, кислотоупорные);

- общего назначения, служащие разным целям (цемент, известь, бетон, древесина).

По технологическому признаку строительные материалы классифицируют с учетом вида сырья, из которого они сделаны, способа изготовления, свойства материала и области применения.

По способу изготовления различают материалы природные (древесина, природный камень), подвергаемые механической обработке; получаемые обжигом (керамика, минеральные вяжущие вещества), плавлением (стекло, металлы), путем переработки органического сырья (синтетические полимеры, растворители, битум, деготь) и органических вяжущих веществ (строительные пластмассы, органические кровельные и гидроизоляционные материалы).

Чтобы здание выполняло свое назначение и было долговечным, необходимо правильно выбрать материалы, как конструкционные, так и отделочные. При технико-экономической оценке планировочных и конструктивных решений проектные варианты сравнивают.

В качестве отделочных материалов при строительстве используют обои, обшивочные листы, слоистые пластинки, древесноволокнистые плиты, пленка поливинилхлоридная, изоплен, полиплен, пеноплен.

Обои получают нанесением на бумагу красочного фона или печатного рисунка устойчивого или неустойчивого к воде. Лицевая поверхность обоев может иметь тиснение.

Изоплен представляет собой пленочный материал на бумажной основе с одноцветным или многоцветным печатным или тисненым рисунком на лицевом поливинилхлоридном покрытии. Полиплен отличается от изоплена тем, что поливинилхлоридная пленка имеет пористость.

Пеноплен получают нанесением на бумагу несколько цветных слоев из поливинилхлорида с различными добавками.

Слоистый пластик – материал, полученный прессованием бумаги, пропитанный полимерами, с отделкой лицевой поверхности под дерево.

Строительные товары должны отвечать своему назначению, иметь показатели свойств не ниже установленных в нормативно-технической документации, обеспечивать надежность и безопасность в эксплуатации.

При приемке строительных товаров по качеству необходимо руководствоваться действующей НТД на отдельные виды.

Конкурентоспособность – это совокупность качественных и стоимостных характеристик изделия, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности покупателя. Конкурентоспособным является тот товар, комплекс потребительских и стоимостных свойств которого обеспечивает ему коммерческий успех. Абсолютно конкурентоспособными являются новые виды товаров, не имеющие аналогов на рынке.

Следовательно, если бы возникла необходимость предоставления конкурентоспособности в виде эмпирической формулы, то она бы приняла вид:

Конкурентоспособность = Качество + Цена потребления + Сервис + Новизна

Отправной момент оценки конкурентоспособности строительных товаров – формирование цели данной работы. Если необходимо определить положение строительных товаров в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по главным характеристикам. При исследовании, ориентированном на оценку перспектив сбыта строительных товаров на конкретном рынке, анализ предполагает использование информации, включающей сведения об изделиях, которые выйдут на рынок, динамику спроса, предполагаемые изменения в соответствующем законодательстве и т.д. Но независимо от цели исследования основой для оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий[2].

2. Виды, способы и методы обнаружения фальсификации чая и кофе


Чай - это продукт,  получаемый   путем  технологической обработки (завяливания,скручивания, сушки, для отдельных видов ферментации) флеши чайного куста ( побега с 2-3 листочками и почкой).

В зависимости от технологии обработки, определяющей степень ферментации, различают черный, красный, желтый и зеленый чай.

Черный чай имеет наибольшую степень ферментации, что обусловливает черный цвет сухого чая и разные оттенки коричневого цвета чайного настоя.

Красный чай имеет умеренную степень ферментации, а желтый - слабую.

Зеленый чай - неферментированный, вследствие чего его настои имеют светло-зеленый цвет.

Наименование чая определяется местом его произрастания - индийский, китайский, грузинский, краснодарский и т.д.

По внешнему виду различают чай байховый (рассыпной) и прессованный кирпичный или плиточный.

По качеству байховый чай делится на следующие сорта - букет, высший, 1-й и 2-й сорта и имеют оценку от 5,0 до 2,75 балла.

Приведенная ниже 10-бальная шкала оценки качества чая разработана и действует в соответствии с мировыми стандартами.







Таблица 1

10-бальная шкала оценки качества чая

 

Качество

Оценка, баллы

Мировая маркировка

Отечественная маркировка

Низший

1-2

DOST

3-й сорт

Ниже среднего

2,25-3,0

FANING

2-й сорт

Средний

3,25-4,0

-

2-й сорт

Хороший средний

4,25-5,0

BOP

1-й сорт

Хороший

4,75-5,0

BOP

Высший

Выше хорошего

5,25-6,0

PS

Экстра

Высочайший

6,25-8,0

P

Экстра

Уникум

10,0

OP

Букет


В соответствии с приведенной выше шкалой оценки можно сказать, что лучшими сортами чая наш потребитель не избалован. Однако чай, по качеству соответствующий 10 баллам (букет), настолько редкий, что его вряд ли пробовали когда-нибудь и короли. Что же касается чая азербайджанского и грузинского производства, то его качество не оценивается выше чем 3 баллами и на мировом рынке он не котируется; эти регионы производства чая не входять в число известных в мире.

Качественная фальсификация чая - с помощью пересортицы, а также полной либо частичной замены качественного чая спитым, либо замены высококачественного чая популярных наименований( индийского, цейлонского, китайского) низкокачественными наименованиями( грузинским, азербайджанским, краснодарским и т.д.) - самый распространенный ее вид.

Ассортиментная фальсификация встречается значительно реже и достигается путем замены чая растительным сырьем схожего внешнего вида.


 Таблица 2

Способы и средства фальсификации чая методы ее обнаружения

 

Способы и средства

Методы обнаружения

Замена:

высококачественных наименований чая наименованиями пониженного качества

Органолептические методы оценки вкуса, аромата и цвета настоя, при этом обращают внимание на наличие грубого вкуса и слабого цвета настоя, его непрозрачность и мутность. Чаинки неровные, плохо скрученные (для низших сортов)

высших сортов чая низшими сортами того же наименования

То же


спитым чаем

 

Органолептическая оценка. Определение экстрактивных веществ.

Добавление растительных заменителей:

низкокачественных частей чайной флеши (дробленых черешков листьев, чайной мелочи, крошки)

Визуальный осмотр (лучше с использованием лупы)

старого чая

Определение вкуса и запаха, при этом обращают внимание на специфические привкусы и запахи, свойственные старому чаю; цвет настоя - темный, мутный

мешаного чая из высушенных листьев кипрея, вишни, тополя, ивы, дуба, камелии и др.

Органолептическая оценка по вкусу и запаху, визуальный осмотр замоченных листьев

Подкрашивание сухого чая колером, другими красящими веществами

Перемешивание сухого чая с холодной водой, при этом красители окрасят холодную воду

 

В настоящее время на отечественном рынке находится значительное количество импортного чая, отличающегося красивой маркировкой, но порой невысоким качеством. Основными видами фальсификации для этих импортных наименований чая являются подмешивание низкокачественных компонентов (волокон, дробленых черешков) и продажа старого низкокачественного чая.

Наряду с фальсификацией сухого чая на предприятиях общественного питания применяется ряд способов фальсификации напитка (настоя). Наиболее часто а качестве имитаторов чайной продукции используется спитой чай. Массу спитого чая, высушенного до соответствующей влажности, смешивают с некоторым количеством доброкачественного чайного листа. Выявление такой подделки может быть произведено только лабораторным путем: оцениваются количество танинов, кофеина, форма и вид разваренных чайных листьев и т.п.

Для повышения экстрактивности чая в воду добавляют соду, которая умягчает ее и повышает выделение танинов из чайного листа. Выявить наличие соды можно с помощью лакмусовой бумажки, цвет которой изменится в присутствии щелочи, или путем добавления любой кислоты (например, уксусной), при этом будет выделяться углекислота (эффект шипучести)[3].

Кофе - это необжаренные или обжаренные зерна кофейного дерева.

Для того чтобы различать фальсификацию кофе по ассортиментной принадлежности, необходимо знать ассортимент кофе и его заменители, приведенные ниже:

Кофе в зернах:

1. Необжаренный и жаренный; Средства и способы - Искусственные подделки, имитирующие внешний вид и цвет: глиняные, керамические, пластмассовые, крахмальные; Методы обнаружения - Проверка: вид зерен на разрезе; растирание в ступке; интенсивное перемешивание с водой. Оценка по аромату только обжаренных зерен. Размалывание и оценка внешнего вида и аромата;

2. Средства и способы - Обработка поверхности зерен маслом для придания глянцевитости; Методы обнаружения - Оценка по запаху. Растирание зерен ладонями, на которых остается налет масла;

 

 

 

Кофе молотый:

3. Натуральный (без добавок); Средства и способы - Частичная или полная замена цикорием; Методы обнаружения - Размешивание в холодной воде, при этом цикорий окрасит воду;

4. С добавлением цикория; Средства и способы – замена зерносодержащими заменителями кофе, желудями; Методы обнаружения - Варка кофе и проверка кофейной гущи на наличие крахмального клейстера. Лабораторные методы испытаний: определение кофеина; микроскопирование тканей;

Приведенные способы фальсификации кофе требуют определенного пояснения.

Так, искусственные подделки, имитирующие внешний вид и цвет натурального кофе, применяются в основном для реализации конечному потребителю. Поэтому, покупая кофе, особенно у случайных продавцов, вскрывайте сразу упаковку и проводите органолептическую оценку по аромату и консистенции, а если можно, то и виду кофейных зерен на разрезе или разломе.

При покупке крупных партий самостоятельно отберите средние образцы методом случайной выборки (из разных упаковок и мест). Часть отобранного образца надо поместить в любой сосуд, лучше прозрачный, залить холодной водой и энергично размешать. Если зерна распались или появился осадок на дне, то это не кофе, а глиняные или крахмальные зерна. Пластмассовые и керамические зерна в воде не изменяются, а натуральные слегка набухают и окрашивают воду. Но главное - пластмассовые и керамические зерна трудно или невозможно разрезать ножом. На разрезе или разломе натуральных кофейных зерен отчетливо видны толстая кофейная оболочка и ядро. Можно растереть зерна в ступке, при растирании глиняных зерен получится землистый порошок, крахмальных - белый.

Кофе молотый легче фальсифицировать, чем кофе в зернах, поэтому встречается чаще фальсификация крупных товарных партий именно этого вида.

В любом случае и предприниматели, и конечные потребители кофе - покупатели должны внимательно изучить внешний вид кофе. Если есть возможность, положите небольшое количество молотого кофе на лист белой бумаги, разровняйте и внимательно осмотрите поверхность порошка. Обратите внимание на наличие включений разного цвета и строения, однородность цвета частиц, проверьте аромат.

При отсутствие специфичного кофейного аромата можно быть уверенным, что это не натуральный кофе, а его заменитель - молотый цикорий, обжаренные желуди, зерна ячменя, ржи и других хлебных злаков, винные ягоды. Все это доброкачественные заменители, которые не нанесут вреда здоровью потребителя. Обман носит чисто материальный характер. Цена фальсификата в 3-5 раз выше стоимости этого заменителя кофе.

Внешние признаки для обнаружения фальсификации кофе не очень надежны, поэтому продолжить идентификацию кофе можно в офисе, на складе, дома и т.п.

Для этого необходимо заварить кофе и проверить цвет и вкус настоя, а главное, «погадать на кофейной гуще». При варке цикория, хлебных злаков, содержащих крахмал, образуется гуща студенистой консистенции с полупрозрачными частицами. Гуща натурального молотого кофе состоит из отдельных, достаточно твердых частичек.

Примесь цикория в молотом кофе можно обнаружить еще несколькими простыми способами. Например, небольшое количество молотого продукта нужно залить холодной водой. Присутствие цикория можно обнаружить по окраске воды - выраженный коричневый цвет и вкус - горький. Натуральный жареный кофе почти не изменит цвета холодной воды (может появиться слабый коричневый оттенок от взвешенных мельчайших частиц) и не придает ей горький вкус.

Если простейшие методы обнаружения фальсификации не разрешили ваши сомнения, то тогда остается один путь: лабораторные испытания по определению массовой доли кофеина и микроскопия тканей (частиц) кофейных зерен, которые позволят надежно определить натуральность кофе по ассортиментной принадлежности. Проведение таких исследований стоит недешево, однако штрафы за реализацию фальсифицированного кофе еще больше.

3. Экспертиза парфюмерно-косметических товаров


Товарные экспертизы проводятся специалистами отделов экспертизы торгово-промышленных палат, бюро технических экспертиз или органами государственного надзора и контроля, которые в своей деятельности руководствуются соответствующими документами, регулирующими их физический статус.

Положением о проведении экспертизы установлено, что товарная экспертиза проводится при возникновении споров между изготовителем (продавцом) и покупателем по вопросам качества товара; повреждения товара при транспортировании; повреждения товара при авариях и стихийных бедствиях; порчи товара при длительном хранении; возврата покупателем товара, имеющего недостатки[4].

В зависимости от целей товарной экспертизы в ее процессе устанавливаются:

·        соответствие товара маркировке и сопроводительным товарно-транспортным документом (транспортная накладная, сертификат, приемный акт, счет-фактура и др.);

·        соответствие товара обязательным требованиям качества и безопасности, установленным в нормативно-технической документации;

·        характер дефектов и причины их возникновения – производственный или в результате неправильных условий эксплуатации;

·        уровень снижения качества товара или его пригодность для дальнейшего использования;

·        обоснованность утилизации или уничтожения недоброкачественной продукции и списания ее из подотчета материально ответственных лиц на результаты хозяйственной деятельности предприятия[5].

Парфюмерные товары должны изготовляться в соответствии с требованиями стандартов по утвержденным технологическим инструкциям и рецептурам. Парфюмерные товары должны изготовляться из доброкачественного сырья и по составу соответствовать утвержденной рецептуре. Содержание композиции для каждого наименования парфюмерных изделий обусловлено рецептурой, но оно должно быть не ниже норм, установленных ГОСТами для каждой группы изделий. Парфюмерные товары по внешнему виду должны быть однородны и прозрачны без помутнения при температуре -5°С. При температуре ниже -5°C допускается помутнение, которое должно исчезнуть при температуре -1820°С. Цвет и запах парфюмерных товаров должен соответствовать цвету и запаху контрольного образца. Стойкость запаха должна быть не менее установленной для каждой группы духов и одеколонов. Парфюмерные товары выпускаются одним сортом. При аттестации по качеству парфюмерные товары оценивают но 30-балльной системе. Причем за запах дается высшая оценка. Высшую категорию присваивают изделиям, получившим 2730 баллов, о том числе 5 баллов за внешнее оформление. Первую получившим 2026 баллов, в том числе 4 балла за оформление. Изделия, получившие менее 20 баллов, переводятся во вторую категорию. Эти изделия, если их качество не улучшится, снимаются с производства. Основными показателями, по которым проводится аттестация, являются: для духов всех групп и одеколонов групп экстра и А качество запаха, его стойкость, внешнее оформление (при строгом соблюдении норм по физико-техническим показателям); для одеколонов групп Б, В и душистых вод качество запаха, прозрачность жидкости и внешнее оформление. Внешний вид парфюмерных товаров определяют просмотром флаконов с парфюмерной жидкостью в проходящем свете электрической лампы мощностью 40 Вт на расстоянии 20 см от лампы и 40 см от наблюдателя при перевертывании флакона пробкой вниз. Цвет парфюмерных товаров определяют сравнением испытываемого и контрольного образцов, пользуясь при этом полосками бумаги, смоченными испытуемым и контрольным товаром. Стойкость запаха определяют органолептически, для чего берут полоску (5x10 см) предварительно простиранной марли, которую опускают в парфюмерную жидкость и просушивают в помещении с температурой +1520 °С. Парфюмерные товары должны соответствовать ГОСТам и разработанным техническим условиям: Изделия парфюмерные жидкие (одеколоны, духи, воды туалетные и душистые), ГОСТ 17237-93 П.п. 1.1., 1.3. в том числе: ГОСТ 27429-87 П.п. 1.2., 1.3. СанПиН 1.2.681-97 Изделия парфюмерные жидкие во флаконах с колпачком-пульверизатором ГОСТ 26891-86 ГОСТ № Р 51579-2000 Изделия косметические жидкие. Общие технические условия. Р 51578-2000 Изделия парфюмерные жидкие. Общие технические условия. 29188.6-91 Изделия парфюмерно-косметические. Газохроматографический метод определения этилового спирта 29188.0-91 Изделия парфюмерно-косметические. Правила приемки, отбор проб, методы органолептических испытаний. 27429-87 Изделия парфюмерно-косметические жидкие. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение

Список литературы


1.     ГОСТ Р 51303-97 Торговля. Термины. Определения. М.: Издательство стандартов, 1997.

2.     Бойко Т.С. Коммерческое товароведение: теоретические основы. Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 1999.

3.     Жиряев Е.В. Товароведение. СПб: Литерат, 2003.

4.     Красовский П.А., Ковалев А.И., Стрижов С.Г. Товар и его экспертиза. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998.

5.     Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев Е.В., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение. М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2001.



[1] Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев Е.В., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение. М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2001. С. 254-255.


[2] Жиряев Е.В. Товароведение. СПб: Литерат, 2002. С. 122-127.


[3] Жиряев Е.В. Товароведение. СПб: Литерат, 2002. С. 223-224.

[4] Красовский П.А., Ковалев А.И., Стрижов С.Г. Товар и его экспертиза. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. С. 155.


[5] Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев Е.В., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение. М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2001. С. 490.