Содержание

Введение_______________________________________________________ 3

Глава 1. Конкуренция и конкурентоспособность____________________ 5

1.1. Эволюция теоретических взглядов ученых-экономистов на конкуренцию_________ 5

1.2. Экономические модели конкуренции_________________________________________ 9

1.3. Конкурентоспособность, как категория. Ее уровни: конкурентоспособность товара      18

Глава 2. Качество. Основы управления качеством__________________ 22

2.1. Сущность качества и значение управления им в условиях рыночной экономики__ 22

2.1.1. Сущность и роль качества_____________________________________________ 22

2.1.2. Значение управления качеством________________________________________ 28

2.2. Анализ теории и практики управления качеством___________________________ 29

2.2.1. Системы бездефектного изготовления продукции и качества труда_________ 30

2.2.2. Комплексные системы управления качеством____________________________ 32

2.2.3. Развитие и преобразование комплексных систем управления качеством в многоцелевые системы управления________________________________________________________ 38

Заключение___________________________________________________ 42

Список литературы____________________________________________ 44



Введение

Данная работа посвящена изучению значения качества как основного фактора конкурентоспособности предприятия в рыночной экономике.

В условиях рыночных отношений в любых организациях и на предприятиях актуальность управления качеством определяется его направленностью на обеспечение такого уровня качества продукции и услуг, который может полностью удовлетворять все запросы потребителей. Высокое качество продукции и услуг является самой весомой составляющей, определяющей их конкурентоспособность. Без обеспечения стабильного качества, соответствующего требованиям потребителей, невозможно рационально интегрировать национальную экономику в мировое хозяйство и занять в ней достойное место. Процессы интеграции в современных условиях развития мирового сообщества объективно необратимы, поэтому современная концепция управления качеством продукции и услуг при достижении всех целей и задач функционирования предприятий и организаций предполагает ее обязательный приоритет среди других направлений управления.

Актуальность данной работы связана с тем, что с переходом к рынку, вопрос конкурентоспособности российских предприятий встал очень остро. Это раньше предприятие могло годами выпускать никому не нужную продукцию, не ставя под угрозу собственное существование. Теперь же, если предприятие начинает работать менее эффективно, чем конкуренты (отечественные или зарубежные), то такое предприятие становится сначала должником, а затем распродается.

Для того, чтобы избежать этой грустной ситуации, менеджеры должны постоянно следить за конкурентоспособностью. Именно этот вопрос и рассматривается в моей работе.

Вопрос конкурентоспособности предприятий имеет огромное значение как для отдельной фирмы, так и для страны в целом, так как из преуспевания предприятий, как из кирпичиков строится процветание экономики в целом.

В связи с задавленностью рыночной экономики во времена существования СССР, российские исследования по конкурентоспособности предприятий практически не проводились. Лишь в последние годы стали появляться публикации, затрагивающие этот важный вопрос. В западной литературе вопрос конкурентоспособности предприятий освещен довольно хорошо. Особенно полно раскрыта тема с точки зрения внешнего взгляда на фирму, как на цельный объект, хозяйствующий на рынке. Несколько меньшее внимание уделено внутренним факторам, влияющим на конкурентоспособность фирмы.

К сожалению, российская экономика до сих пор очень сильно зависит от государства и политиков, а потому теоретические разработки западных, да и российских экономистов не всегда применимы на практике.

Предметом данной работы является конкурентоспособность предприятия..

Объектом является предприятие в рыночной экономике.

Цель работы – исследовать значение фактора качества продукции в конкурентоспособности предприятия в рыночной экономике.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть экономическую природу и сущность конкуренции и конкурентоспособности.

 Охарактеризовать уровни: конкурентоспособность товара.

Выявить сущность качества и значение управления им в условиях рыночной экономики

Проанализировать теорию и практику управления качеством.

Глава 1. Конкуренция и конкурентоспособность

1.1. Эволюция теоретических взглядов ученых-экономистов на конкуренцию

В историю экономической мысли Адам Смит прочно и навсегда вошел своей книгой, о которой все слышали, но почти никто не читал,- “Богатство народов”,- стоящая ему девяти лет отшельничества и опубликованная в тот же год, что и Декларация Независимости США - 1776. По зрелом размышлении трудно сказать, который из этих документов имеет большее историческое значение. Декларация звучала, как призыв к созданию общества, основанного на “жизни, свободе и стремлении к счастью”. “Богатство народов” объясняло, как именно такое общество должно работать. И ведь именно эта книга принесла Смиту славу “отца экономической науки”.[1]

Еще задолго до написания книги своей жизни Смит просто и четко сформулировал ее главную идею: “Для того, чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужен лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей”. (Как же это актуально для нашей сегодняшней жизни!)

Смит начинает свое повествование в “Богатстве народов” с поразительного вопроса. Все участники рынка, как мы знаем, подгоняемы стремлением “сделать деньги” для себя - “улучшить свое положение”, как выражается Смит. Напрашивается вопрос: каким образом рыночное общество не развязывает руки заинтересованным только в себе, жадным только до наживы людям грабить своих сограждан? Как на такой опасной антисоциальной основе, как стремление улучшить лишь собственное положение, может выработаться нормальное социальное устройство?

Ответ вводит нас в самый центральный механизм рыночной системы - в механизм конкуренции. Каждому, помышляющему лишь об улучшении своего положения, а вовсе не о других людях, противостоит на рынке толпа людей с такой же мотивацией. В результате каждое действующее лицо на сцене рынка вынужденно принять цены, предложенные конкурентами.

При такой конкуренции, говорит Смит, производитель, который попытается запросить больше, чем другие аналогичные производители, не сможет найти покупателя. Не сумеет найти работы тот, кто запрашивает больше установленной на рынке труда платы. А хозяин, которому хотелось бы заплатить меньше, чем его конкуренты, не сможет найти работников. Таким образом, рыночный механизм дисциплинирует участников: покупатели сами набавляют цену, конкурируя с другими покупателями, и поэтому не могут объединиться против продавцов. Продавцы должны соперничать с другими продавцами и поэтому не могут навязать покупателям свою волю.

Но у рынка есть еще одна важная функция. Смит показывает, как рынок выдает товары, которые хочет получить общество, и в том количестве, которого жаждет общество, без того, чтобы кто-нибудь отдавал какие бы то ни было приказания. Допустим, потребитель хочет больше горшков и меньше сковородок, чем было предложено. Публика раскупит горшки, и в результате их цена поднимется. Напротив, сковородный бизнес будет выглядеть уныло: так как сковородники постараются отделаться от своей продукции, цены на “бедные” сковородки упадут.

Дальше вступают в действие восстановленные силы. Поднимаются цены на горшки - поднимаются и прибыли горшечного бизнеса; падают в цене сковородки, падают и прибыли. И снова начинает работать стремление к “улучшению”. Предприниматель в процветающем горшечном бизнесе начнет расширять производство, наймет больше рабочих, больше помещений, больше капитального оборудования, словом - начнет приобретать факторы производства. Владельцы же злосчастного сковородного бизнеса будут сокращать факторы производства: увольнять рабочих, отдавать земельные участки, сокращать капиталовложения.

Таким образом, производство горшков увеличится, а сковородок сократится, чего и хотела публика. Давление рынка словно бы Невидимой Рукой (пользуясь великолепным выражением Смита) направляет эгоистические действия людей на общественно полезную тропу. Так система конкуренции переводит эгоистическое поведение к общественно полезному результату. Невидимая Рука - эти слова характеризуют весь процесс - удерживает общество на верном пути, обеспечивая его производством нужных обществу товаров и услуг.

Эта иллюстрация Смита интересна и сегодня. Многие экономисты заняты тщательным изучением того, как работает Невидимая Рука. Не то, чтобы она работала всегда: есть в экономике области, где Невидимая Рука вовсе не использует своего влияния. В каждой рыночной системе, например, продолжает играть свою роль традиция, использующая и нерыночные способы вознаграждения - например, чаевые. И в бизнесах продолжает существовать командная система, да и государственная власть себя проявляет, - например в налогообложении. Кроме того, рыночная система не в силах предоставить обществу того, что не может быть закуплено в частном порядке, национальную оборону или закон и порядок. Смит это знал и подтвердил, что эти услуги должны предоставляться государством. Кроме того, рынок не всегда отвечает этическим и эстетическим критериям общества, или же поставляет товары, выгодные для производства, но вредные для потребления. Итак, отдадим должное глубочайшей проницательности Смита, показавшего своему поколению и всем последующим, что рыночная система - могучая сила, обеспечивающая регулярное снабжение общества всем необходимым.[2]

Он показал также, что эта система саморегулируется. Прекраснейшее следствие существования рынка в том, что он сам себе сторож. Если чьи-нибудь цены, заработные платы или прибыли выходят за установленные для всех пределы, сила конкуренции их оттеснит. Существует забавный парадокс. Рынок, высшая точка экономической свободы, является и строжайшим экономическим надсмотрщиком. К королю всегда можно обратиться с апелляцией - к рынку же апеллировать невозможно.

Поскольку рынок саморегулируется, Смит был против государственного вмешательства в дела конкуренции и прибыльности. Поэтому “лессэ фэр” стало фундаментом его философии, каким оно и сегодня является у консервативных экономистов. Однако преданность Невидимой руке не сделала Смита стандартным консерватором. Он осторожен, он не готов лечь костьми, чтобы не допустить государственного вмешательства. Более того, в “Богатстве народов” есть множество едких замечаний по поводу “низких и хищнических методов”, которыми пользуется класс предпринимателей, и выражается искреннее сочувствие к судьбе рабочего человека - не слишком популярная позиция в ту эпоху!

Меновая стоимость

Исходным пунктом анализа, как и у Смита, служит меновая стоимость, определяемая им первоначально как количество затраченного на производство товара труда. “Товары, обладающие полезностью, черпают свою меновую стоимость из двух источников: своей редкости и количества труда, требующегося для их производства”. (Редкость — для невоспроизводимых товаров, например, для картин Рафаэля). При этом “каждое улучшение в машинах, в инструментах, в зданиях, в добывании сырого материала сберегает труд... вследствие чего изменяется стоимость товара”. Всякое улучшение уменьшает количество труда, требовавшееся прежде для производства товаров, что вызывает падение его цены и стоимости.

Однако в знаменитом IV разделе “О стоимости” он указал, что наряду с непосредственным и прошлым трудом определяющее влияние на стоимость благ оказывает также величина капитала и продолжительность его вложения.

Стоимость и богатство

Рикардо различает стоимость и богатство. Богатство определяется количеством доступных потребительных стоимостей, тогда как стоимость — это меновая стоимость, которая “зависит не от изобилия, а от трудности или легкости производства. Труд 1 млн. человек на фабриках всегда произведет одну и ту же стоимость, но он не произведет всегда одного и того же богатства.... Изобретение новых машин, усовершенствование квалификации рабочего, лучшее разделение труда или открытие новых рынков, где можно более выгодно обменивать товары, все это дает возможность 1 млн. человек производить... вдвое или даже втрое больше богатства... Но на этом основании они еще не прибавили бы ничего к стоимости, так как стоимость каждого предмета повышается или падает... пропорционально количеству труда, затраченного на его производство... Увеличивая непрестанно легкость    производства,   мы   в   то   же  время  уменьшаем  стоимость  некоторых из

товаров, произведенных прежде, хотя этим же путем мы увеличиваем не только национальное богатство, но и производительные силы будущего”. Для граждан лучше всего, когда богатство растет, а его стоимость уменьшается.

Трудовая теория стоимости

Важно, что в стоимость товара Рикардо включает не только стоимость, созданную затраченным на него трудом, но и стоимость капитала, занятого в его производстве. От этого зависит и цена товара. “Цена товаров регулируется в конечном счете издержками производства, а не, как это часто утверждали, отношением между предложением и спросом. Конечно, отношение между предложением и спросом может временно повлиять на рыночную стоимость товара... Но это влияние будет носить временный характер”.

Так возникло положение классической теории, согласно которому цена товаров в короткий период времени определяется соотношением спроса и предложения, а в более длинный период — издержками его производства.

Впрочем, изложение Рикардо в этом пункте не было вполне последовательным, поэтому исследователи творчества Рикардо по-разному отвечают на вопрос о том, определяются ли в его теории издержки капитала только трудом, т. е. признает ли он чисто трудовую теорию стоимости?

В принципе Рикардо дает отрицательный ответна этот вопрос, однако на практике он часто считал для себя удобным придерживаться трудовой концепции издержек. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Развивая идею Смита о том, что стоимость полностью определяется трудом только в примитивных обществах, Рикардо сделал следующий шаг в этом направлении и конкретно показал, почему теория трудовых затрат не может полностью объяснить соотношения товарных цен.


1.2. Экономические модели конкуренции

В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур:

 1. Большое количество самостоятельных производителей некоторого однородного товара и масса обособленных потребителей данного товара. Структура связей такова, что каждый потребитель, в принципе, может купить товар у любого производителя, сообразуясь с собственной оценкой полезности товара, его ценой и собственными возможностями приобретения данного товара. Каждый производитель может продать товар любому потребителю, сообразуясь только с собственной выгодой. Ни один из потребителей не приобретает какую-либо существенную долю общего спроса. Данная структура рынка называется полиполией и порождает, так называемую, совершенную конкуренцию .

 2. Огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура называется олигополией, и порождает, так называемую, несовершенную конкуренцию. Предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей, является монополия. В случае, когда рынок представлен относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции .

 3. Единственный потребитель товара и множество самостоятельных производителей. При этом единый потребитель приобретает весь объем предложения товара, который поставляется всем множеством производителей. Данная структура порождает особый тип несовершенной конкуренции, называемый монопсонией (монополия спроса).

4. Структура взаимосвязей, где единому потребителю противопоставляется единственный производитель (двусторонняя монополия),вообще не является конкурентной, но также не является и рыночной.[3]

 По Смиту сущность конкурентного поведения производителей составляло "честное" - без сговора - соперничество производителей посредством , как правило , ценового давления на конкурентов. Не соперничество в установлении цены , а отсутствие возможности влиять на цену , является ключевым моментом в современной трактовке понятия конкуренции.

  Рассмотрим подробнее основные из вышеперечисленных рыночных структур.

Полиполия (совершенная конкуренция)

Большое число продавцов и покупателей одного и того же товара. Изменения в цене какого-либо продавца вызывают соответствующую реакцию только среди покупателей, но не среди других продавцов.

На рисунке представлен график функционирования рынка в условиях совершенной конкуренции.

В условиях совершенной конкуренции (см.рис.4), производство ведется до той точки, где цена, по которой потребитель готов купить последнюю произведенную единицу продукции, в точности равна альтернативным издержкам ее производства. Все возможные выгоды, получаемые от торговли, полностью реализуются в форме излишков потребителей и производителей.

Рисунок 4.

 Рынок открыт для каждого. Рекламные компании не так важны и обязательны, т.к на продажу предлагаются только гомогенные (однородные) товары, рынок прозрачен и отсутствуют какие-либо предпочтения. На рынке с подобной структурой цена - это заданная величина. На основании вышеизложенного можно вывести следующие варианты поведения участников рынка:

 Акцептант цены Хотя цена и формируется в процессе конкуренции среди всех участников рынка, но в то же время отдельно взятый продавец не оказывает никакого прямого влияния на цену. Если продавец запрашивает более высокую цену, все покупатели сразу же переходят к его конкурентам, так как в условиях совершенной конкуренции каждый продавец и покупатель обладают полной и правильной информацией о цене, количествах продукта, затратах и спросе на рынке.[4]

 Если же продавец запрашивает более низкую цену, то он окажется не в состоянии удовлетворить весь спрос, который будет ориентирован на него, в силу его незначительной доли на рынке, при этом прямого влияния на цену со стороны этого конкретного продавца не происходит.

 Если покупатели и продавцы поступают одинаковым образом, то они оказывают влияние на цену.

 Регулятор количества Если продавец вынужден согласиться с преобладающими на рынке ценами, то он может приспособиться к рынку путем регулирования объема своих продаж. В этом случае он определяет количество, которое он намерен продать по заданной цене. Покупателю также остается лишь выбрать, сколько он захочет получить по заданной цене.

 Условия совершенной конкуренции определяются следующими предпосылками:

- большое количество продавцов и покупателей , ни один из которых не имеет заметного влияния на рыночную цену и количество товара

- каждый продавец производит однородный продукт , который ни в каком отношении не отличим от продукта других продавцов

- барьеры для входа на рынок в долгосрочном аспекте либо минимальны, либо вообще отсутствует

- никаких искусственных ограничений спроса, предложения или цены существует и ресурсы - переменные факторы производства - мобильны

- каждый продавец и покупатель владеет полной и правильной информацией о цене , количествах продукта , затратах и спросе на рынке.

 Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Однако она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур . И в этом ее ценность.

 Для участников рынка в условиях совершенной конкуренции цена - это заданная величина. Поэтому продавец может лишь решать, какое количество товара он захочет предложить по данной цене. Это означает, что он одновременно акцептант цены и регулятор количества.

Монополия

Чистая монополия (Pure monopoly) - ситуация на рынке, когда существует только один продавец данного товара, который не имеет близких заменителей. Монополистический рынок является полной противоположностью совершенно конкурентному рынку. Для покупателей существует только один источник предложения - монополист.

Рисунок 5

В условиях монополии производство прекращается, не достигнув точки, где цена, по которой потребитель готов купить последнюю произведенную единицу продукции, в точности равна альтернативным издержкам ее производства. Излишек потребителя меньше, а излишек производителя — больше, чем при совершенной конкуренции. Некоторые потенциальные выгоды торговли остаются нереализованными.  Именно из-за этих чистых потерь монополия и считается одной из форм фиаско рынка.

Понятно, что, как и совершенная конкуренция, чистая монополия является некой абстракцией. Во- первых, практически не существует продуктов не имеющих заменителей. Во- вторых, редко когда на национальном (или мировом) рынке есть только один продавец. Хотя на более замкнутых рынках, к примеру, в маленьком городке, мы можем наблюдать явление чистой монополии. Например, в таком городе может быть только один врач - стоматолог. Необходимо отметить, что, как правило, деятельность таких монополий регламентируется муниципальными властями и правительственными организациями.

Фирма обладает монопольной властью (monopoly power) тогда, когда она имеет возможность воздействовать на цену своего товара, изменяя количество, которое она готова продать. Степень, до которой монополист может использовать свою монопольную власть зависит от наличия близких заменителей на его товар и его доли на данном рынке. Естественно, чтобы обладать монопольной властью фирме не требуется быть чистой монополией. Причем необходимо, чтобы кривая спроса на продукцию фирмы была наклонена вниз, а не была горизонтальной, как для конкурентной фирмы, так как иначе у монополиста не будет возможности изменять цену путем изменения количества предлагаемого товара. В крайнем, предельном случае кривая спроса на продукт, реализуемый чистой монополией, является направленной вниз кривой рыночного спроса на данный продукт. Существенное различие между монополистическим рынком и рынком конкурентным заключается в том, что монополист способен влиять на цену, выручаемую за товар, а конкурентный продавец такой возможности не имеет. Фирма с монопольной власть является фирмой, которая по своему усмотрению устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как данное, т. е. в отличие опять - таки от конкурентного продавца она не является ценополучателем.[5]

Рыночная структура (market structure) указывает на число покупателей и продавцов на рынке, на их доли в общем количестве покупаемого и продаваемого товара, степень стандартизации товара, а также легкость входа на рынок и выхода из рынка. Чистая монополия и совершенная конкуренция являются крайними формами организации рынка ( рыночной структуры ). Реальные рыночные структуры находятся между этими двумя крайними случаями.

 Один продавец противостоит многим покупателям, причем этот продавец является единственным производителем продукта, не имеющего, к тому же, близких товаров-заменителей. Такая модель имеет следующие характерные черты:

 а) продавец является единственным производителем данного товара (продукта)

 б) реализуемый продукт уникален в том смысле, что нет его заменителей

 в) монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки на рынок (монополист является законодателем цены, т.е. монополист назначает цену и покупатель при заданной монопольной цене может решать, какое количество товара он может закупить, но в большинстве случаев монополист не может назначать произвольно высокую цену, т.к по мере роста цен спрос снижается, а при падающих ценах спрос возрастает)

 г) на пути входа в рынок монополистом устанавливаются непреодолимые барьеры для конкурентов - как естественного, так и искусственного происхождения,

примерами естественных монополий могут служить предприятия общественного пользования - электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения, линии связи и транспортные предприятия. К искусственным барьерам относятся патенты и лицензии, предоставляемые некоторым фирмам на исключительное право функционировать на данном рынке

Монополистическая конкуренция

Относительно большое число производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию, т.е. на рынке присутствуют гетерогенные товары. В условиях совершенной конкуренции фирмы производят стандартизованную (однородную) продукцию, в условиях монополистической конкуренции производится дифференцированная продукция. Дифференциация затрагивает прежде всего качество продукта или услуг, благодаря чему у потребителя складываются ценовые предпочтения. Продукция может быть дифференцирована также по условиям послепродажного обслуживания ( для товаров длительного использования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы и т.п.

 Таким образом, фирмы на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не только ( и даже не столько) через цены, но и путем всемирной дифференциации продукции и услуг. Монопольность в такой модели заключается в том, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает в некоторой мере монопольной властью над своим товаром; она может повышать и понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов, хотя эта власть и ограничивается наличием производителей аналогичных товаров. Кроме того на монополистических рынках наряду с мелкими и средними достаточно крупные фирмы.

 При такой модели рынка фирмы стремятся расширять свою область предпочтений путем индивидуализации своей продукции. Это происходит прежде всего с помощью товарных знаков, наименований и рекламной компании, которые однозначно выделяют различия товаров.

Рис. 6. Долгосрочное и краткосрочное равновесие в условиях монополистической конкуренции


В условиях монополистической конкуренции каждая фирма является “искателем цены”, имея убывающую кривую спроса; но при этом отсутствуют входные барьеры для новых фирм. За короткий отрезок времени фирма, которая производит на уровне равенства предельных затрат предельному доходу, может получать чистый экономический доход, как показано в части (а). Однако в перспективе на рынке появляются новые фирмы. Это частично сокращает спрос “старых” фирм, понижая тем самым кривую спроса каждой из них. “Старые” фирмы могут также вести борьбу за сохранение своей доли рынка, используя средства, которые увеличат их издержки. Появление новых фирм будет продолжаться до тех пор, пока не установится долгосрочное равновесие, снижающее доходы так, как это показано в части (б).


 Монополистическая конкуренция отличается от совершенной полиполии по следующим признакам:

 - на совершенном рынке продаются не гомогенные, а гетерогенные товары;

 - для участников рынка нет полной прозрачности рынка, и они действуют не всегда в соответствии с экономическими принципами;

 - предприятия стремятся расширить свою область предпочтений путем индивидуализации своей продукции;

 - доступ к рынку для новых продавцов при монополистической конкуренции затруднен в силу наличия предпочтений.

Олигополия

Немногочисленность участников конкуренции- когда относительно малое (в пределах десятка) число фирм господствует на рынке товаров или услуг. Примеры классических олигополий: "большая тройка" в США - "Дженерал моторз", "Форд", "Крайслер".

Олигополии могут производить как однородные, так и дифференцированные товары. Однородность чаще всего преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента и т.д.; дифференциация - на рынках потребительских товаров.

 Немногочисленность фирм способствует их монополистическим соглашениям : по установлению цен, разделу или распределению рынков или по другим способам ограничения конкуренции между ними. Доказано, что конкуренция на олигополистическом рынке тем интенсивней, чем ниже уровень концентрации производства (большее число фирм), и наоборот.

 Важную роль в характере конкурентных отношений на таком рынке играют объем и структура той информации о конкурентах и об условиях спроса, которой фирмы располагают: чем такой информации меньше, тем более конкурентным будет поведение фирмы. Основное отличие олигополистического рынка от рынка совершенной конкуренции связано с динамикой цен. Если на совершенном рынке они пульсируют непрерывно и бессистемно в зависимости от колебаний спроса и предложения, то при ологополии имеют тенденцию к устойчивой фиксации и изменяются не так часто. Типично т.н. лидерство в ценах, когда их преимущественно диктует одна ведущая фирма, остальные же олигополисты следуют за лидером. Доступ к рынку новым продавцам затруднен. В случае соглашения олигополистов по поводу цен, конкуренция все больше смещается в направлении качества, рекламы и индивидуализации. [6]


1.3. Конкурентоспособность, как категория. Ее уровни: конкурентоспособность товара

Рыночное состязание предприятий и конкуренция стран, в которых они расположены, оказывают взаимное влияние. Интервенционистская политика сама по себе может нанести большой ущерб предприятию и в то же время конкурентоспособность такой страны, как Швейцария, не может быть делом только лишь политики, свой вклад в нее должны внести и сами предприятия. В основе этих главных аспектов конкурентоспособности лежит нечто, что можно назвать “мягкими” составляющими конкурентной борьбы, которые не могут быть оценены в денежном выражении и вообще трудно поддаются количественному определению.

В промышленно развитых странах эти составляющие играют, как правило, большую роль, чем в развивающихся. В то же время “мягкие” составляющие не поддаются политическому манипулированию, а их изменение требует больше времени, чем, например, такие трудноосуществимые мероприятия, как повышение производительности труда или построение инфраструктуры. Несмотря на отсутствие разработанных методик изучения, игнорировать эту группу факторов конкурентной борьбы нельзя. Среди них можно выделить следующие:

·        Трудовая этика. Конкурентоспособность во многом зависит от желания и умения трудиться. Во многих развитых странах недостает чувства того, что работа представляет собой нечто самоценное. Если речь идет о сопоставлении конкурентоспособности, то только высокого уровня производительности труда недостаточно. Например, Швейцарское общество в целом пресыщено: профессиональная работа не стоит слишком высоко в иерархии ценностей среди трудоспособного населения, а финансовые стимулы не являются достаточно действенным средством мотивации производительности труда.

·        Гибкость и готовность к самосовершенствованию. Безусловно, приверженность традициям, выверенным вариантам решений и т.п. имеют свои преимущества. Однако в борьбе с конкурентами, обладающими совершенно иной ментальностью, готовых быстро отреагировать на любое желание клиента и новые тенденции, эти преимущества сходят на нет.

·        Готовность работать в сфере обслуживания. Нежелание этого может оказаться фатальным для развития общества, особенно в случае, если это - одна из важнейших отраслей экономики. Общество должно понять, что работа в сфере обслуживания не означает унижения человеческого достоинства. Это обычная работа, необходимая для конкурентоспособности экономики, в которой клиент хочет и должен быть главным действующим лицом.

·        Уровень претензий. Население развитых стран привыкло рассматривать свой высокий жизненный уровень как нечто само собой разумеющееся. Такая позиция лишает общество всякой гибкости, снижает в конечном счете конкурентоспособность экономики. Это делает неуправляемыми государственный бюджет, систему социальных гарантий, уровень издержек на рабочую силу.

·        Открытость внешнему миру. Препятствия доступу иностранных товаров на внутренний рынок, возможности иностранным гражданам получить контрольный пакет акций в предприятии, склонность к переоценке собственных возможностей и достоинств, нежелание изучать мировой опыт и т.п. негативно влияют на экономику.

·        Мобильность рабочей силы. Высокий уровень жизни, развитая система социальных гарантий вызывают нежелание рабочей силы учиться, работать за границей, постигать опыт других стран. Отставанию страны в этом отношений способствует закрытость внутренних рынков рабочей силы от внешнего воздействия и вмешательства.

·        Дух конкуренции. Конкурентоспособность формируется там, где присутствует дух соревнования. Менталитет, например, швейцарцев полностью лишен такого качества. Они предпочитают картельные соглашения, а не споры и столкновения. Корпоративность явилась основой так называемых общественных договоров, благодаря которым в значительной мере были достигнуты успехи в прошлом. Однако в настоящее время и на перспективу складывается иная обстановка.[7]

При наличии разнообразного ассортимента  предлагаемых товаров и услуг всегда имеется возможность нового предложения, которое будет отличаться от уже имеющегося многообразия продуктов. Доскональное  изучение  разнообразия потребительских вкусов потребителей, отдельных их оттенков позволяет новым товаропроизводителям найти свою нишу на рынке.

Дифференциация продукта выступает своего  рода  компенсацией тех  недостатков,  которые присуще монополистической конкуренции и связаны прежде всего с издержками,  связанными с функционированием такой  рыночной  структуры. В  то же время дифференциация продукта, доведенная до крайней степени своего проявления,  с одной  стороны сбивает  с  толку потребителя,  усложняя процесс выбора,  с другой стороны,  может породить ложные ориентиры в выборе. Довольно  часто предпочтение  одним  товарам  перед  другими отдается исходя не из действительных качественных и потребительских свойств товара, а из цены,  считая  что последняя служит наилучшим показателем качества предлагаемых товаров и услуг.

Другой формой  неценовой  конкуренции является совершенствование конкурентами выпускаемых  продуктов  и  предлагаемых  услуг. Улучшение   качественных   характеристик  или  потребительских свойств товара обеспечивает расширение рынка реализации  продукции и вытеснение конкурентов, которые не заботятся о совершенствовании своей продукции.  Данная форма конкуренция имеет своим  следствием два  положительных момента,  помимо лучшего удовлетворения потребностей покупателей .Первый заключается в том, что удачное улучшение продукта  одной из фирм побуждает другие предприятия принимать необходимые меры с целью преодолеть временное преимущество этой фирмы. В  целом это содействует развитию научно-технического прогресса не только в сфере потребительских товаров,  но и непосредственно  в области  ресурсного и материально-технического обеспечения выпуска товаров непроизводственного назначения.

Таким образом, в зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур:

 1. Большое количество самостоятельных производителей некоторого однородного товара и масса обособленных потребителей данного товара..

 2. Огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю общего спроса..

 3. Единственный потребитель товара и множество самостоятельных производителей.

4. Структура взаимосвязей, где единому потребителю противопоставляется единственный производитель, вообще не является конкурентной, но также не является и рыночной.

 По Смиту сущность конкурентного поведения производителей составляло "честное" - без сговора - соперничество производителей посредством , как правило , ценового давления на конкурентов. Не соперничество в установлении цены , а отсутствие возможности влиять на цену , является ключевым моментом в современной трактовке понятия конкуренции.

Рыночное состязание предприятий и конкуренция стран, в которых они расположены, оказывают взаимное влияние. Интервенционистская политика сама по себе может нанести большой ущерб предприятию и в то же время конкурентоспособность такой страны, как Швейцария, не может быть делом только лишь политики, свой вклад в нее должны внести и сами предприятия. В основе этих главных аспектов конкурентоспособности лежит нечто, что можно назвать “мягкими” составляющими конкурентной борьбы, которые не могут быть оценены в денежном выражении и вообще трудно поддаются количественному определению.

Глава 2. Качество. Основы управления качеством

2.1. Сущность качества и значение управления им в условиях рыночной экономики

2.1.1. Сущность и роль качества

Качество — емкая, сложная и универсальная категория, имеющая множество особенностей и различных аспектов. В зависимости от цели использования и рассмотрения качества к таким основным аспектам можно отнести: философский, социальный, технический, экономический и правовой.

С философских позиций качество означает существенную определенность рассматриваемого объекта, благодаря которой он становится специфичным и отличается от другого объекта. Вместе с тем качество объединяет многие объекты в совокупность, т. е. делает их однородными. Категория качества выражает соответствующую ступень познания человеком объективной реальности. На начальном этапе исследования объект выделяется прежде всего каким-либо отдельным свойством или рядом свойств. С философской точки зрения, здесь свойство понимается как способ проявления определенной стороны качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он может взаимодействовать. В дальнейшем качество приобретает некоторое множество свойств. Поскольку каждый объект взаимосвязан с другими вещами и явлениями, он может обладать бесчисленным количеством свойств. Однако попытки определить качество как совокупность свойств не увенчаются успехом. Это в полной мере относится к конкретным материальным объектам. Что касается изделий, то категория качества не может сводиться только к отдельным свойствам, она должна выражать целостную характеристику функционального единства существенных свойств этого объекта. Таким образом, при философском подходе качество определяется всем тем, что объективно составляет относительно устойчивую, внутренне определенную сущность объекта.

Социальный аспект качества связан с отношением субъектов и/или всего общества к изучаемому объекту, например с восприятием и отношением определенных потребителей к соответствующей продукции или услугам. При этом качество может рассматриваться как категория, отвечающая законам спроса и предложения, зависит от уровня культуры, доходов потребителей и т.п.[8]

Технический аспект качества обусловлен количественными и качественными изменениями объекта исследования. Так, если философский аспект качества состоит в выделении совокупности качественно однородных объектов, то инженер, рассматривая понятие качества, вкладывает в его содержание конкретный смысл. Объектом исследования становятся технические закономерности в образовании и проявлении физических, электромеханических и других свойств предметов одинакового назначения. С инженерных позиций, качество исследуется в сопоставлении совокупности свойств выбранного объекта с аналогичным объектом, принятым в зависимости от цели исследования за некий эталон.

С экономических позиций качество рассматривается как результат потребления или потребительской стоимости исследуемого объекта. Поскольку потребности в качестве того или иного объекта разнообразны, постольку это качество оценивается потребителями по-разному Следовательно, с экономической точки зрения, важно знать, насколько качество соответствует потребности, иначе не всякое высокое качество — благо, т. е. между техническим и экономическим пониманием качества имеется противоречие. Оно носит диалектический характер и обусловливается дополнительной взаимосвязью производства и потребления объектов, поэтому целесообразно рассматривать совместно технический и экономический аспекты качества, тем более, что это важно при проведении оценки уровня качества.

Правовой аспект качества относится к выработке НТД, порядка ее разработки, утверждения, внедрения и выполнения, а также учета. С правовой точки зрения, качество выступает как совокупность свойств объекта, отвечающих требованиям, установленным в НТД.

При определении термина «качество» следует учитывать различные аспекты его понимания. Однако из-за одностороннего подхода к этому вопросу в литературе (как в отечественной, так и зарубежной) можно встретить множество его формулировок. Например, в МС ИСО серии 9000 качество определяется как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

В ряде зарубежных литературных источников качество рассматривается как соответствие требованиям потребителей, а иногда качество объясняется как пригодность к эксплуатации. Однако подобный подход к определению качества отражает только одну его сторону; что, как правило, требует дополнительных пояснений.

Более предпочтительной и отвечающей современным представлениям о качестве применительно к продукции и услугам можно признать следующую формулировку: качество — определенная совокупность свойств продукции или услуги, потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетворять требуемым потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение.

При этом продукцию следует понимать как совокупность всего многообразия материальных ценностей, выступающих в виде существенного результата хозяйственной деятельности и предназначенных для удовлетворения определенных потребностей. Здесь продукция является обобщенным материальным понятием и включает изделия, продукты, технологии.

Услуги следует характеризовать как результат взаимодействия поставщиков (исполнителей, изготовителей) и их средств труда с потребителями по удовлетворению потребностей последних. К видам услуг можно отнести, например, транспортные, информационные, телекоммуникационные и др.

Необходимо также определиться с некоторыми другими понятиями и терминами, которые следует воспринимать однозначно. Это необходимо не только для научного познания, но и для практического применения. В настоящее время в развитых странах многие специалисты устойчиво тяготеют к четкой алгоритмизации терминологических определений в области качества и управления для однозначного их понимания всеми работниками.

В условиях рынка и конкуренции развитые страны мира воспринимают высокое качество как стратегический коммерческий императив и самый значимый источник национального богатства. Качество во многом определяет престиж государства, служит основой для удовлетворения потребностей каждого человека и общества в целом, является важнейшей составляющей конкурентоспособности. Только на его основе предприятие может выжить в условиях конкуренции и получать необходимую прибыль, поэтому представляется вполне объективным, что деятельность по повышению и обеспечению качества в условиях рыночных отношений должна быть приоритетной.

Причин, определяющих необходимость повышения и обеспечения качества, довольно много. Среди них отметим:

• существенное непрерывное возрастание личных, производственных и общественных потребностей;

• возрастание роли и темпов НТП в развитии науки, техники, производства, экономики и всего мирового сообщества;

• усовершенствование услуг, конструкций выпускаемой продукции и повышение значимости выполняемых функций;

• увеличение объемов производства продукции и оказываемых услуг и, как следствие, возможный рост стоимости брака и рекламаций;

• неприятие потребителями продукции и услуг с относительно невысоким уровнем качества;

• ужесточение требований к интенсификации производства и повышению его эффективности как необходимого фактора благополучного существования предприятий.

Наряду с перечисленными причинами необходимо отметить также усиление конкуренции на мировых рынках. Конкуренция является реальностью не только на внешнем рынке, но и в нашей стране. К этому следует добавить, что в настоящее время большая часть основных фондов промышленности России имеет низкий уровень качества, морально устарела и находится фактически на грани полного физического износа. Например, только около 6% основных фондов всех предприятий по своему «возрастному» уровню соответствуют среднестатистическим показателям мирового хозяйства.[9]

В последние годы в России во многом снизились темпы обновления выпускаемой продукции и уменьшилось количество ставящихся на производство изделий (рис. 1.), соответствующих лучшим мировым и отечественным достижениям. Так, в основном лишь каждый десятый образец новой осваиваемой продукции превосходит (или соответствует) по уровню качества лучшие мировые аналоги. Кроме того, много нареканий и рекламаций поступает со стороны отечественных потребителей на качество изготовления продукции и оказываемых услуг (дефекты, брак, несоответствие эксплуатационных показателей качества требованиям НТД и др.).

Общее положение в области качества как отечественных, так и импортируемых товаров в нашу страну также нельзя признать благополучным. Например, поданным Госторгинспекции, в I полугодии 1998 г. из 35 видов проинспектированных продовольственных товаров брак превышает 30%, а из 40 непродовольственных товаров по 11 позициям брак составил от 42 до 91%.


Рис. 1. Количество создаваемых (1 — СНПП) и осваиваемых (2 — ОНПП) образцов новой промышленной продукции, тыс. шт.


При ненадлежащем отношении к качеству товаров и услуг, как в условиях рынка, конкуренции и сравнительно открытой экономики, так и при иных системах хозяйствования, любое дело, как правило, потерпит неудачу и общество не будет стабильным.

Известный философ И. А. Ильин в книге «Путь духовного обновления» отмечал: «Качественность исчезает и не восполняется никаким количеством, ибо дурное множество есть не что иное, как обилие дурных вещей, состояний или усилий, которые никому не нужны. Без качества всякое обилие теряет свой смысл; оно прямо становится бедствием и опасностью подобно тому, как в наводнении, в налетах саранчи или в многословии глупца. Жизнь вообще имеет смысл и может совершенствоваться только тогда, когда бережется и растится качество; нет его — и гибель становится неминуемой. А качество творится и обеспечивается прежде всего и больше всего культурой личного духа. Невозможно создать хорошую ткань из гнилых нитей; нельзя построить прочный дом из трухлявого, рассыпающегося кирпича; больные и умирающие, стеная в унисон, не создадут прекрасного хорового пения. Где личный дух пренебрежен и унижен, общественность будет больною и творчески бессильною».[10]

Из приведенного высказывания можно сделать следующие выводы:

• качество в жизни должно быть и является главным;

• для создания и обеспечения высокого качества необходимо высококачественные сырье, материалы и т. п.;

• без обеспечения, сохранения и улучшения качества последствия могут быть необратимо тяжелыми;

• высокое качество обеспечивается, сохраняется и совершенствуется «культурой личности духа», которая прививается и проявляется только там, где человеку оказывается подлинное внимание и глубокое уважение.

Следует добавить, что из-за низкого КП, работ и услуг особенно тяжелыми могут быть экологические последствия, печальный примере тому — взрыв на Чернобыльской АЭС.

Общеизвестно, что во многих странах потребители покупают по достаточно умеренным ценам только такую продукцию, которая соответствует мировому уровню или превосходит его, имеет высокое качество изготовления и полностью удовлетворяет их запросам. При этом потребители хотят быть уверенными в том, что продукция стабильного качества и удовлетворяет всем требованиям НТД, т. е. в настоящее время изготовители должны в этом убедить потребителей. Те страны мира, которые уделяют серьезное внимание качеству, управлению им, а также убеждают в этом потребителей, имеют высокие как объемные, так и структурные показатели экспорта. Подтверждением тому могут служить не только традиционно технически развитые государства (США, Япония и страны Западной Европы), но и ряд стран Юго-Восточной Азии.

2.1.2. Значение управления качеством

Решение любой крупной проблемы невозможно без эффективного управления, которое предполагает сосредоточение внимания и сил на основном направлении. Весь опыт и потенциал науки, техники, промышленности, все знания и умения работающих следует направить на решение неотложной проблемы — повышение качества, удовлетворяющего потребителей, и соответственно создание конкурентоспособной продукции и услуг. В современных условиях в первую очередь это необходимо для совершенствования УК, которое неразрывно связано в конечном счете с повышением эффективности всего производства. УК как наука получило теоретическую основу в нашей стране в 70—80-е гг. В этот период проводились исследования, эксперименты и публиковались монографии, книги и статьи. Исключительно принципиальным выводом всех исследований по этим вопросам представляется то, что УК является неотъемлемой частью, функцией любого производства, независимо от используемых при этом методов управления и форм собственности. В любом случае систематическое повышение качества невозможно достичь только воздействиями локального, разрозненного характера, так как невысокое КП и услуг одной отрасли или даже одного поставщика ведет к созданию и изготовлению продукции такого же уровня качества в другой отрасли или на другом предприятии. Необходимо в УК применять воздействие комплексного характера, выработка и реализация которых возможны только при системном подходе к управлению, а такой подход позволит обеспечить качество, удовлетворяющее потребителей.

В СССР при централизованной плановой экономике, использующей административно-командные методы, официальной была концепция УК, направленная на достижение качества лучших мировых образцов. Между тем на практике хозяйственные руководители применяли более простую концепцию, которую утилитарно называли «лишь бы за ворота». Однако для реализации официальной политики при разработке ряда изделий устанавливали такой уровень качества некоторых деталей узлов, который совершенно не был нужен для конечной продукции и увеличивал себестоимость выпускаемой продукции. Вместе с тем необходимо признать, что большую часть основных положений, заложенных в эту систему, даже в настоящее время трудно переоценить, но для их эффективного использования следует осуществить, особенно для предприятий, ставящих целью создание конкурентоспособной продукции и выход на внешний рынок, радикальное преобразование КС УК. Необходимо отметить, что наряду с УК среди других целевых направлений управления предприятием важнейшими следует признать: обеспечение поставок продукции потребителям в срок; увеличение объемов производства продукции; снижение себестоимости выпускаемой продукции. Одни ко роль УК, в частности, и конкурентоспособность в целом исключительно велика в условиях рынка, что подтверждает практика передовых фирм зарубежных стран, где на первое место среди направлений менеджмента всегда ставится качество. При этом вся деятельность, особенно по повышению и обеспечению качества, ориентируется только на потребителей. В ведущих в промышленном отношении странах, где фирмы и компании функционируют в жестких условиях рынка и конкуренции, успешно действуют СК продукции и услуг. Во многом эти системы аналогичны отечественным КС УК, но в отличие от наших систем более эффективны. Состав и сущность СК регламентируются рядом МС по УК. Соответствие такой системы требованиям этих стандартов потребителями признается гарантией того, что изготовитель может поставлять продукцию стабильного качества и выполнять договорные условия. За рубежом стало непреложным правилом обязательное наличие у каждого поставщика продукции таких СК.[11]

Нашим предприятиям без подобного рода СК, удовлетворяющим требованиям МС, не обойтись. Следовательно, на предприятиях необходимо больше внимания уделять системному УК как важнейшему условию создания высококачественной продукции, удовлетворяющей требованиям отечественных и зарубежных потребителей. В управлении всегда выделялось главное направление, обеспечивающее успех и определяющее достижение всех целей управления. Таким направлением в настоящее время для условий рыночной экономики является УК.


2.2. Анализ теории и практики управления качеством


2.2.1. Системы бездефектного изготовления продукции и качества труда

В России внимание к качеству уделялось еще с давних пор. Так, Петр I принял указ от 11 января 1723 г. о поставке в армию оружия ненадлежащего уровня качества.

Развитие производства и увеличение объемов выпуска продукции на предприятиях обусловили необходимость создания специализированных органов надзора и контроля за качеством. Такие органы в виде ОТК в конце 20-х гг. XX в. стали сначала формироваться на военных заводах. В дальнейшем коллективы предприятий и организаций активно проводили широкий поиск рациональных путей организации систематической и планомерной работы в области качества, было проявлено много полезных инициатив. Принципы большинства из них получили признание, одобрение и широкое распространение.

К наиболее известным (начиная с 1955 г.) методам повышения и обеспечения качества, получившим во многих литературных источниках название систем, следует отнести: саратовскую систему бездефектного изготовления продукции (БИП); горьковскую систему КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий); рыбинскую систему научной организации труда, производства и управления (НОТПУ); ярославскую систему научной организации работ по увеличению моторесурса (НОРМ); львовскую систему бездефектного труда (СБТ). Все эти системы обладали рядом конструктивных новаций и достоинств, которые положительно воздействовали на качество труда, выпускаемой продукции и услуг. Среди них можно выделить следующие особенности.

1. Каждая система представляла собой комплекс взаимосвязанных мер организационного, технического, экономического, социального и правового характера, направленных на достижение цели обеспечения и повышения качества труда, продукции и услуг.

2. Введение в практику руководства периодически проводимых «дней качества», которые оказались действенной формой контроля и оперативным методом УК.

3. Проведение количественной оценки качества труда каждого работника и/или подразделений на основе конкретных показателей (процент сдачи продукции ОТК с первого предъявления П, коэффициент качества труда К и. т. п.). Так, показатели Я и встали определяться по следующим формулам:

                                                  (1.2.1.)

где А – общее количество, предъявленной ОТК исполнителем;

       Б – количество продукции, не принятой ОТК с первого предъявления4

                                         (1.2.2.)

где Кu коэффициент качества труда за определенный период, принятый за исходный;

кci – норматив снижения исходного коэффициента качества труда для i-го показателя;

Nci – количество случаев невыполнения за определенный период установленного i-го показателя качества;

n – количество показателей, характеризующих качество труда, по которым предусматривается снижение исходного коэффициента качества;

кni – норматив повышения (поощрения) качества труда для j -го показателя;

Nni - количество случаев достижения и перевыполнения за определенный период установленного j –го показателя качества;

m – количество показателей, по которым предусматривается увеличение исходного коэффициента качества (поощрение) за достижения и улучшение качества труда.

4 Внедрение высокоразвитого самоконтроля результатов труда непосредственно исполнителями и повышение их ответственности за качество.

5. Выполнение работ по совершенствованию изделий и повышении» уровня их эксплуатации с участием разработчиков, изготовителей и эксплуатационников на основе научной организации труда.[12]

Возможности и конструктивные принципы многих систем были столь очевидны, что некоторые из них нашли широкое распространение не только на отечественных предприятиях, но и в других странах, например система БИП была применена в США (как система «нуль дрфсктон»), Германии (как система «все без дефектов»), Франции, Японии, Чехословакии, Болгарии и др. Однако все эти системы, включая СБТ, обладали рядом существенных недостатков. Среди них ограниченная область применения по стадиям жизненного цикла продукции, по комплексу охватываемых функций и мероприятии (например, по маркетингу), неприспособленность функционирования в составе АСУП и т. п., а самое существенное — отсутствие комплексного подхода к решению проблемы качества и недостаточное использование в виде средства УК стандартизации. Наряду с пеpeчисленным необходимо отметить, что практически все данные системы в качестве объекта управления больше предусматривают качество труда, а не КП и услуг, поэтому полное решение проблемы качества возможно только при использовании системного подхода, сощипни и широком внедрении на единых соответствующих современным условиям принципах системного УК.


2.2.2. Комплексные системы управления качеством

В начале 70-х гг. Госстандарт СССР в сотрудничестве с организациями различных министерств и ведомств активно проводил работу но изучению и выявлению общих принципов и методологии УК. В результате решение проблемы качества было найдено в использовании системного подхода и создании на его основе КС УК. Это должно было обеспечить преемственность систем БИП, КАНАРСПИ, НОТПУ, НОРМ, СБТ и других, дальнейшее развитие и относительно более полное применение новых принципов управления. Масштаб решаемой задачи потребовал в тот период единой организации и централизованного научно-методического руководства разработкой и внедрением КС УК, обеспечивающего общую во всех отраслях экономики политику в области качества. Разработка и внедрение комплексных систем стали осуществляться на основе того круга знаний об УК и передового опыта промышленности, которые накоплены на начальном этапе использования системного подхода. Все это позволило выработать единые организационно-методические положения создания КС УК. При этом элементы этих систем стали рассматриваться как системы (подсистемы) более низкого порядка, а каждая система в свою очередь — как отдельный элемент более высокого порядка. Было определено, что система УК должна иметь конкретное назначение и соответственно содержать целевую функцию, задающую характер взаимодействия всех ее элементов. При реализации такой функции в системе УК всегда можно выделить объект управления (управляемую подсистему) и субъект управления (управляющую подсистему), между которыми должна осуществляться связь по прямому (от субъекта к объекту — управляющие информация и воздействия) и обратному (от объекта к субъекту — информация о состоянии объекта) каналам связи (рис. 2.). Разумеется, должны осуществляться и другие внутренние и внешние связи.

Важным и принципиальным исходным положением стало то, что УК — неотъемлемая часть управления производством, т. е. при системном подходе подсистема УК входит в СУ всем производством. Кроме того, непереоценимое значение в создании комплексных систем и развитии системного подхода в УК имело использование организационного проектирования. В процессе разработки проектов системы при соблюдении всех правил проектирования появлялась возможность реализовывать действительно комплексное УК и увязать все стороны деятельности предприятия в области качества. Особую роль при этом должен играть один из важнейших документов проекта системы — комплексный план повышения КП (в дальнейшем было рекомендовано разрабатывать программы «Качество»).[13]

Проектирование и внедрение КС УК были развернуты практически во всех отраслях народного хозяйства. Предприятия, работавшие в полном соответствии с выработанными наукой и практикой рекомендациями, добивались, как правило, высоких показателей в деле повышения и обеспечения качества. В результате функционирования систем УК увеличивался выпуск продукции высшей категории качества и соответственно уменьшался выпуск продукции первой категории; снижались объемы брака и количество рекламаций, и т. п.

В дальнейшем, с развитием работ по системному УК, на ведущих предприятиях страны стали создаваться комплексные АС УК. Работы по развертыванию таких систем проводились в основном по пути как развития автоматизации процессов У К при разработке, производстве и эксплуатации продукции, так и решения вопросов и задач по УК в автоматизированных системах проектирования (САПР) и управления технологическими процессами (АСУТП). При этом в рамках комплексных АС УК тогда наметилась интеграция автоматизированных систем организационного УК с АСУТП.

Рис. 2. Простейшая модель системы управления качеством организации (предприятия):

1 — управляющие воздействия и информация по управлению качеством по прямому каналу связи; 2— информация о качестве состояния управляемой подсистемы по обратному каналу связи; 3 — качество ресурсов на входе системы; 4 — выход системы (качество продукции, услуг, выполненных обязательств); 5 — внешние задающие воздействия по управлению качеством; 6 — качество исходящей информации и документации (решений); 7 — информация о качестве внешней среды.


КС УК и АС УК широко и небезуспешно внедрялись и применялись на ряде предприятий различных отраслей народного хозяйства (табл. 1.).

В целом весь комплекс проведенных работ по массовому созданию и внедрению систем У К на уровне предприятий можно оценить положительно. Это был существенный шаг в развитии теории и практического применения системного подхода в УК. Однако как действующий порядок создания систем, так и сами системы в процессе их проектирования, внедрения и функционирования имели недостатки:

1) проявлялось слабое методическое руководство со стороны отраслевых головных и базовых организаций по УК и стандартизации;

2) на многих предприятиях руководители в вопросах создания и совершенствования систем УК проявляли пассивность, не вылепили для координации деятельности подготовленных инициативных работников, а иногда вообще не создавали штатные подразделения по УК;

3) из-за давления вышестоящих руководящих инстанций существовало формальное отношение к организации систем УК;

4) по многих случаях не проводился достаточно глубокий анализ состояния дел в области качества, что, естественно, приводило к поверхностному подходу при создании и функционирования системы, охвату крайне ограниченного круга функций и задач по УК, несоблюдению важнейших принципов управления;

5) оценка уровня КП и труда в рамках систем УК осуществлялась не всегда объективно (как из-за несовершенства используемых методов, так и по причинам, связанным с недостатками чрезмерно централизованного командно-административного руководства предприятиями);

6) внимание разработчиков системы сосредоточивалось главным образом на создании достаточно большого количества СТП, что приводило, как правило, к громоздкости системы. При этом основным критерием функционирования КС УК становился сам факт регистрации системы в органах Госстандарта;

7) недооценивалась роль учебы по УК, что вело к непониманию работниками всех проводимых работ в области качества, важности соблюдения и исполнения СТП. К тому же обучение проводилось во многих случаях не на должном уровне;

8) при согласовании НМД со всеми многочисленными заинтересованными службами и лицами все ценное и необходимое для обеспечения высокого качества, требующее больших усилий с их стороны, подвергалось выхолащиванию и исключению из этих документов;

9) не все подразделения предприятий и организаций участвовали в работах по повышению и обеспечению КП;

10) работу по УК в рамках системы во многих случаях возглавляли начальники ОТК, а не первые руководители предприятия, что создавало естественные противоречия между руководителями и ОТК в сипоте «на план» и «за качество» (в большинстве случаев не в пользу последнего);

11) системы не позволяли оперативно проводить «прослеживаемость» материалов, деталей, узлов и продукции при выявлении дефектов и отказов;

12) основополагающие принципы УК на предприятии в реальных условиях нередко предавались забвению и, соответственно, многие из них не реализовывались;

13) разработчики НТД по стандартизации часто ошибочно выбирали объекты стандартизации;

14) осуществлялись идеологизация и слабое стимулирование действий при реализации принципов УК;

15) в рамках КС УК недостаточно поощрялось производство высококачественной продукции;

16) управлением охватывался, как правило, далеко не полный перечень условий и факторов, влияющих на качество;

17) системы УК слабо взаимоувязывались с другими системами управления;

18) при создании и функционировании систем почти не учитывался человеческий фактор УК.[14]

Кроме того, при комплексном УК практически не уделялось внимание торгово-техническому обслуживанию и социально-психологическому влиянию свойств продукции на ее спрос, которые в совокупности с техническим уровнем и ценой продукции во многом определяют ее конкурентоспособность. Вместе с тем малая эффективность систем УК не только обусловлена указанными недостатками, но и в значительной мере связана с низким уровнем материально-технического, технологического и метрологического обеспечения производства.

Особые трудности вызывало МТС, что было связано с невозможностью выбирать добросовестного поставщика. Сложившееся положение не позволяло даже реализовывать право проверки у поставщика наличия возможности выпускать им продукцию стабильного уровня качества.

Главной причиной можно назвать ту, что весь механизм УК еще не был ориентирован так, как должен бы быть, т. е. на потребителя, и не направлен на выпуск конкурентоспособной продукции и оказания услуг высокого уровня качества со стабильными показателями. Вместе с тем опыт функционирования систем УК объективно показывает, что именно подобного рода системы являются тем инструментом, с помощью которого можно создать при широком использовании в управлении экономических методов эффективный механизм УК. Очевидно, что организация эффективно действующих систем УК в условиях плановой экономики, централизованного распределения продукции и отсутствия конкуренции на большинстве предприятий практически была не реальна.


2.2.3. Развитие и преобразование комплексных систем управления качеством в многоцелевые системы управления

Наряду с разработкой теории и накоплением опыта системного УК на уровне предприятия в экономике СССР в 70-80-е гг. осуществлялись работы по созданию систем УК более высокого уровня (отраслевые, республиканские и территориальные системы областного, городского и районного уровней управления). Все они методологически и организационно были разработаны для применения в условиях централизованной плановой системы во главе с партийными органами управления с теми же недостатками, что и для систем УК на уровне предприятий, однако проявлявшимися более очевидно. Главной причиной этого стали формальное отношение руководящих органов систем такого уровня к результатам их функционирования.

Анализ развития работ по УК в нашей стране показал, что следует более полно использовать системный подход в управлении не только качеством, но и всей деятельностью предприятия. Это требует развития методологии УК и перерастания систем УК в многоцелевые СУ предприятием. Такой опыт был накоплен в 70-80-е гг. в промышленности СССР. Его обобщение позволило разработать и в экспериментальном порядке апробировать комплекс государственных стандартов управления промышленным предприятием и производственным объединением, регламентирующих построение и функционирование СУ предприятием и ее подсистем. В соответствии с ними всю СУ предприятия можно представить в виде дву- или трехмерной модели, в которой среди целевых подсистем четко определено место целевой подсистемы УК (рис. 3). Внедрение таких СУ на основе стандартизации в определенной мере способствовало улучшению технико-экономических показателей работы, получению более высокого экономического эффекта их функционирования.

Большинство внедрявших такие системы предприятий считали, что:

• упорядочивалась деятельность управленческих работ;

• рационально распределялся состав функций управления среди подразделений;

• исключалось дублирование деятельности в аппарате управления;

• к ряде случаев позитивно изменялась ОСУ; повышалась творческая активность и расширялись демократические начала в управлении предприятием;

• повышались ответственность работников управления и дисциплина труда, улучшались исполнительность и организация контроля за исполнением решений и требований стандартов.[15]

В целом внедрение положений этих стандартов упорядочивало все системы, действовавшие ранее на предприятиях.

К основным недостаткам и трудностям при внедрении СУ на основе стандартизации в то время относили следующее:

Рис 3. Двумерная структурная функционально-целевая модель системы управления предприятием:

целевые подсистемы:

1-УК;

2 — управление выполнением плана производства и поставок продукции;

3 — регулирование затрат и управление ресурсами;

4 — управление развитием производства и совершенствованием управления;

5 — управление социальным развитием коллектива;

6 — управление охраной окружающей среды;

комплексные функциональные подсистемы:

1 — производственного руководства (организация основного, обеспечивающего и обслуживающего производства; оперативное управление производством);

2 — технического руководства (организация работ по стандартизации; управление технической подготовкой производства; управление технологическими процессами; организация метрологического обеспечения; технический контроль и испытание продукции);

3 — экономического руководства (перспективное и текущее технико-экономическое и социальное планирование; организация труда и заработной платы; организация финансовой деятельности; учет и отчетность; экономический анализ);

4 - руководства хозяйственными связями (материально-техническое снабжение; сбытпродукции);

5 - руководства капитальным строительством (собственное и подрядное);

6- руководства кадрами и творческой деятельностью трудового коллектива (организация работы с кадрами; организация творческой деятельности трудового коллектива);

обеспечивающие подсистемы:

1 — оснащения техническими средствами и оргтехникой;

2 — делопроизводства;

3 — организации и ведения нормативного хозяйства;

4 — информационного обеспечения управления;

5 — правового обеспечения;

6— хозяйственного обслуживания;

общие функции управления в подсистемах системы управления:

протезирование и планирование; организация работ; координация и регулирование; активизация и стимулирование; контроль; учет; анализ.

1) непонимание многими специалистами необходимости создании таких систем;

2) недостаточную активность руководителей предприятий;

3) существование «психологического барьера», мешавшего отказаться от традиционно сложившихся форм и методов управления;

4) недостаточную управленческую подготовку специалистов и руководителей;

5) слабое методическое руководство со стороны головных и базовых организаций;

6) отсутствие специализированных подразделений по управлению (совершенствованию и координации). Только на некоторых предприятиях, внедрявших системы (28%), эта работа поручалась специальным подразделениям по вопросам совершенствования управления, в ни остальных — подразделениям по НОТ и УК, АСУ, ОТ и ЗП и др., г том числе отделам стандартизации, ПЭО, ОТК, УК;

7) сложность существующего административного порядка изменения на предприятии ОСУ;

8) крайне ограниченную самостоятельность и отсутствие соответствующих прав у руководителей по управлению предприятием и подразделениями;

9) отсутствие в условиях административно-командной системы заинтересованности и существенных стимулов у работников в деле совершенствования управления.

Главные недостатки вытекали из самой природы централизованной планово-распределительной экономики. Однако необходимо признать, что основные положения и требования, закрепленные и комплексе ГОСТ по управлению предприятием, явились существенным научным и практическим вкладом в методологию и методику совершенствования управления предприятием.[16]

Таким образом, в условиях рынка и конкуренции развитые страны мира воспринимают высокое качество как стратегический коммерческий императив и самый значимый источник национального богатства. Качество во многом определяет престиж государства, служит основой для удовлетворения потребностей каждого человека и общества в целом, является важнейшей составляющей конкурентоспособности. Только на его основе предприятие может выжить в условиях конкуренции и получать необходимую прибыль, поэтому представляется вполне объективным, что деятельность по повышению и обеспечению качества в условиях рыночных отношений должна быть приоритетной.


Заключение

Итак, выполнив исследование влияния фактора качества продукции на конкурентоспособность предприятия в рыночной экономике позволяет сделать следующие выводы.

Рыночное состязание предприятий и конкуренция стран, в которых они расположены, оказывают взаимное влияние. Интервенционистская политика сама по себе может нанести большой ущерб предприятию и в то же время конкурентоспособность такой страны, как Швейцария, не может быть делом только лишь политики, свой вклад в нее должны внести и сами предприятия. В основе этих главных аспектов конкурентоспособности лежит нечто, что можно назвать “мягкими” составляющими конкурентной борьбы, которые не могут быть оценены в денежном выражении и вообще трудно поддаются количественному определению.

При наличии разнообразного ассортимента  предлагаемых товаров и услуг всегда имеется возможность нового предложения, которое будет отличаться от уже имеющегося многообразия продуктов. Доскональное  изучение  разнообразия потребительских вкусов потребителей, отдельных их оттенков позволяет новым товаропроизводителям найти свою нишу на рынке.

Дифференциация продукта выступает своего  рода  компенсацией тех  недостатков,  которые присуще монополистической конкуренции и связаны прежде всего с издержками,  связанными с функционированием такой  рыночной  структуры. В  то же время дифференциация продукта, доведенная до крайней степени своего проявления,  с одной  стороны сбивает  с  толку потребителя,  усложняя процесс выбора,  с другой стороны,  может породить ложные ориентиры в выборе. Довольно  часто предпочтение  одним  товарам  перед  другими отдается исходя не из действительных качественных и потребительских свойств товара, а из цены,  считая  что последняя служит наилучшим показателем качества предлагаемых товаров и услуг.

Другой формой  неценовой  конкуренции является совершенствование конкурентами выпускаемых  продуктов  и  предлагаемых  услуг. Улучшение   качественных   характеристик  или  потребительских свойств товара обеспечивает расширение рынка реализации  продукции и вытеснение конкурентов, которые не заботятся о совершенствовании своей продукции.  Данная форма конкуренция имеет своим  следствием два  положительных момента,  помимо лучшего удовлетворения потребностей покупателей .Первый заключается в том, что удачное улучшение продукта  одной из фирм побуждает другие предприятия принимать необходимые меры с целью преодолеть временное преимущество этой фирмы. В  целом это содействует развитию научно-технического прогресса не только в сфере потребительских товаров,  но и непосредственно  в области  ресурсного и материально-технического обеспечения выпуска товаров непроизводственного назначения.

В условиях рынка и конкуренции развитые страны мира воспринимают высокое качество как стратегический коммерческий императив и самый значимый источник национального богатства. Качество во многом определяет престиж государства, служит основой для удовлетворения потребностей каждого человека и общества в целом, является важнейшей составляющей конкурентоспособности. Только на его основе предприятие может выжить в условиях конкуренции и получать необходимую прибыль, поэтому представляется вполне объективным, что деятельность по повышению и обеспечению качества в условиях рыночных отношений должна быть приоритетной.

Во всем цивилизованном мире качество, во многом определяющее конкурентоспособность, является стратегическим коммерческим императивом, и ему соответственно должно уделяться приоритетное внимание на всех уровнях управления. Особенно это необходимо понимать и реализовывать предпринимателям, управленческим работникам, всем работникам, а также представителям властных структур России.




Список литературы

1.                 В.В. Лукашевич. Основы менеджмента в торговле. М.: «Экономика», 2002. – 240с.

2.                 Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: Триада ЛТд, 2003. – 312с.

3.                 Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: ИНИТИ, 2002. – 245с.

4.                 Глухов В.В. Основы менеджмента. СПб.: Специальная литература, 2004. – 410с.

5.                 Ильенкова С.Д. и др. Управление качеством: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000. – 199с.

6.                 Круглов М.И. и др. Менеджмент систем качества. – М.:  ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 184с.

7.                 Лившиц И.Я. Введение в рыночную экономику. М.: Квадрат, 2003. – 367с.

8.                 Литвиненко В.С. Методы обеспечения конкурентоспособности продукции: Обзор зарубежной литературы // Стандарты и качество – 2003. - №8

9.                 Менеджмент / Под ред. А.А. Литвинюка, В.В. Лукашевича. Т. 1-2. М.: МГУК, 2002. – 341с.

10.             Мишин В.М. Менеджмент качества и конкурентоспособности продукции: Учеб. пособие. – М.: ГАУ, 2003. – 81с.

11.             Мишин В.М. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 303с.

12.             Мишин В.М. Управление качеством: Учебник. – М.: Экзамен, 2002. – 410с.

13.             Молчанов Н.Н. Оценка конкурентоспособности наукоемкой продукции // Вестник ЛГУ, сер. Экономика. – 2002. – Вып. 3




[1] Мишин В.М. Менеджмент качества и конкурентоспособности продукции: Учеб. пособие. – М.: ГАУ, 1998. – с.52

[2] Молчанов Н.Н. Оценка конкурентоспособности наукоемкой продукции // Вестник ЛГУ, сер. Экономика. – 1992. – Вып. 3

[3] Менеджмент / Под ред. А.А. Литвинюка, В.В. Лукашевича. Т. 1-2. М.: МГУК, 1999. – с.119

[4] Лившиц И.Я. Введение в рыночную экономику. М.: Квадрат, 1998. – с.183

[5] Лившиц И.Я. Введение в рыночную экономику. М.: Квадрат, 1998. – с.294

[6] Круглов М.И. и др. Менеджмент систем качества. – М.:  ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – с.85

[7] В.В. Лукашевич. Основы менеджмента в торговле. М.: «Экономика», 1998. – с.135

[8] Ильенкова С.Д. и др. Управление качеством: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – с.85

[9] Мишин В.М. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – с.211

[10] Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1. – М.: Русская книга, 1993

[11] Ильенкова С.Д. и др. Управление качеством: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – с.102

[12] Мишин В.М. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – с.245

[13] Ильенкова С.Д. и др. Управление качеством: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – с.112

[14] Мишин В.М. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – с.261

[15] Мишин В.М. Управление качеством: Учебник. – М.: Экзамен, 1999. – с.271

[16] Мишин В.М. Управление качеством: Учебник. – М.: Экзамен, 1999. – с.280