Содержание


1. Этапы развития потребительских отношений в России. 2

2. Потребительское право как отрасль российского права. 2

3. Понятие и содержание потребительских отношений. 3

4. Связь потребительского права с другими отраслями российского права (конституционным, гражданским, административным и др.) 3

5. Сходство и различие в защите прав потребителей по ГК РФ и Закону «О защите прав потребителей». 4

6. Значение и роль договора как основы обязательств в потребительских отношениях. 4

7. Законодательство РФ о защите прав потребителей. 5

8. Право потребителей на информацию.. 6

9. Основные права потребителя при продаже товаров (надлежащее качество, безопасность и др.) 7

10.  Основные права потребителя при выполнении работ (услуг) 8

11. Право потребителя на возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги) 8

12. Защита прав потребителей в случае приобретения товаров ненадлежащего качества. 9

13.  Защита прав потребителей при выполнении работы и оказании услуги. 9

14. Государственная защита прав потребителей. 10

15. Негосударственная защита прав потребителей. 10

16. Судебная защита прав потребителей. 11

17. Информационное право для потребителя. 11

1. Этапы развития потребительских отношений в России

В 19-20 веках потребительские отношения в России строились на нормах, регулирующих договор купли-продажи. Продавец нес ответственность за качество продаваемой вещи, а также за то, если она не соответствовала цели, ради которой приобреталась. Если права потребителя нарушались, то договор попросту расторгался, а сторонам возвращалось все полученное по сделке. Потребительское право выделяет еще один этап развития потребительских отношений и потребительского права в целом - это советский период. Он характеризуется тем, что в этот период было издано множество подзаконных актов, регулирующих продажу отдельных товаров, правила торговли и пр. Но единого нормативного акта о защите прав потребителей не существовало. Лишь в 1991 году был принят закон «О защите прав потребителей», но он в силу не вступил, так как Советский союз распался. В 1992 году все же был принят закон «О защите прав потребителей», принятие которого явилось новым этапом развития потребительских отношений в России. В дальнейшем этот закон изменялся и дополнялся, в связи с развитием рыночных отношений в нашей стране, и, в конечном счете, консолидировал лучший опыт российского и зарубежного (международного) права.

2. Потребительское право как отрасль российского права

Потребительское право – комплексная отрасль права, состоящая из норм различных отраслей права (гражданского, административного, уголовного), регулирующих отношения по удовлетворению материальных, культурных и иных потребностей граждан.

Существует ещё одно определение потребительского права. Потребительское право – это самостоятельное направление права, представляющее собой совокупность норм, правил и инструкций, направленных на защиту потребителей на рынке товаров и услуг. Во многих странах существуют правительственные учреждения, занимающиеся защитой прав потребителей: во Франции - Министерство по делам потребителей, в Великобритании - ведомство генерального директора по вопросам частной торговли, в США - Федеральная комиссия по торговле. Кроме того, создаются ассоциации, кооперативы и движения потребителей, которые, в свою очередь, образуют международные объединения типа "Еврокооп" - Европейское сообщество кооперативов потребителей, насчитывающее около 20 млн. индивидуальных и коллективных членов.

Формирование в России свободного рынка товаров и услуг, переход к рыночным отношениям расширили сферу потребительской деятельности, тем самым дав дальнейшее развитие такой отрасли права как потребительское право.

3. Понятие и содержание потребительских отношений

Потребительские отношения – это общественные отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, услуг), которые устанавливают права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасности для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работе, услугах) и об изготовителях (исполнителях, продавцах), государственную и общественную защиту их интересов. Потребительские отношения являются предметом изучения потребительского права и регулируются гражданским законодательством и законодательством о защите прав потребителей. Данные отношения могут возникать из различных  договоров. К таким договорам относятся: договоры купли-продажи, поставки, подряда, аренды, комиссии, хранения, перевозки и другие. Положения об указанных договорах регламентированы гражданским законодательством.

4. Связь потребительского права с другими отраслями российского права (конституционным, гражданским, административным и др.)

Конституционное право – основная отрасль права любого государства, на его основе формируются другие отрасли права. Потребительское право не исключение. Гражданское право опосредует отношения рыночного, потребительского характера, являющиеся предметом потребительского права. Нормы административного и уголовного права, являющиеся источниками одноименных отраслей права защищают потребителей от наиболее существенных нарушений. Существует связь также связь с финансовым и информационным правом. Так, например, потребителям предоставляются следующие финансовые услуги: предоставление кредитов, открытие-ведение счетов клиентов-граждан, услуги по хранению ценных бумаг и других ценностей и др. Что касается информационных услуг, предоставляемых потребителям, то к ним относятся: предоставление информации о товарах и услугах, открытие и ведение сайтов, осуществление электронных расчетов, услуги в области электронной коммерции, оказание консультативных услуг в Интернет и др.

5. Сходство и различие в защите прав потребителей по ГК РФ и Закону «О защите прав потребителей»

Защита прав потребителя – это законодательная, административная и судебная охрана интересов потребителей товаров и услуг, главным образом от их нарушения изготовителями продукции (услуг) и продавцами. Закон РФ "О защите прав потребителей" позволяет гражданам добиваться реализации своих справедливых требований как в судебных, так и в специальных государственных органах. Основное регулирование отношений с участием потребителей регулируется нормами гражданского законодательства – Гражданским кодексом РФ. Принципиально подходы к защите прав потребителей ГК РФ и Закона «О защите прав потребителей» совпадают.  Но тем не менее имеются и некоторые различия. Так, например, закон «О защите прав потребителей» в отличие от ГК по качеству товаров (работы, услуги), выше поставил обязательные требования стандартов, а не условия договора.

6. Значение и роль договора как основы обязательств в потребительских отношениях

В гражданском праве понятие договора определяется, как соглашение двух или более сторон, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, разновидность сделки. С точки зрения потребительского права сторонами выступают потребитель и предприниматель (индивидуальный без образования юр. лица и юридическое лицо).

Термином "договор" обозначают и гражданское правоотношение, возникшее из договора, а также документ, в котором изложено содержание (условия) договора, заключенного в письменной форме.

Заключение договора позволяет учесть особенности взаимоотношений сторон, согласовать их индивидуальные интересы, а также создает юридические гарантии для его участников: одностороннее изменение условий договора не допускается, а их нарушение влечет обязанность возместить причиненные убытки.

Договор широко используется во внешней торговле, где он обычно именуется контрактом.

Договорный процесс начинается с направления другой стороне предложения заключить договор - оферты. Согласие с офертой именуется акцептом, и его получение считается заключением договора. Последнее возможно и путем подписания сторонами заранее приготовленного текста.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора стороны несут гражданско-правовую ответственность, заключающуюся в уплате предусмотренной законом или договором неустойки и возмещении причиненных убытков, что по общему правилу не освобождает от обязанности исполнить заключенный договор в натуре, т.е. в соответствии с его условиями.

7. Законодательство РФ о защите прав потребителей


Закон «О защите прав потребителей» в основном содержит нормы гражданского права, регулирующие имущественные отношения между гражданами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Вместе с тем в нем имеются также нормы других отраслей права (государственного, административного и др.), устанавливающие полномочия некоторых федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций и т.д., т.е. регулирующие отношения, не подпадающие под действие гражданского законодательства. При применении этих норм Закона следует руководствоваться основополагающими законами соответствующих отраслей права.

Новое содержание понятия "гражданское законодательство" полностью реализовано в ст. 1 Закона «О защите прав потребителей» (далее Закон), где ГК закреплен как основополагающий закон для отношений в области защиты прав потребителей.

В редакции статьи 1 1996 г. сохранен приоритетный характер Закона по отношению к другим федеральным законам, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей: другие законы должны приниматься в соответствии с ним и не могут ему противоречить. В случае коллизии должны применяться нормы Закона.

Статья 2 Закона закрепляет общепризнанный принцип приоритета международного права перед внутренним правом отдельной страны. Закон разработан на основе руководящих принципов для защиты интересов потребителей, принятых Генеральной Ассамблеей ООН (1985 г.), с учетом законодательства Европейского экономического сообщества о защите прав потребителей.

Если международным договором Российской Федерации предусмотрены иные правила в области защиты прав потребителей, чем те, которые предусмотрены Законом, следует руководствоваться нормами международного договора в соответствии со ст. 7 ГК.

8. Право потребителей на информацию

Закон устанавливает право потребителя на информацию по широкому кругу вопросов, включая ту, которая непосредственно не связана с качеством товара. Юридическое значение и ответственность за нарушение права потребителя на различные виды информации не идентичны.

Вопросам информации в Законе «О защите прав потребителей» посвящено пять статей, что указывает на важное значение, которое придает законодатель этому праву потребителя.

Впервые провозглашая на законодательном уровне право потребителя на информацию, Закон предусматривает ее состав, качество, момент доведения до потребителя и язык, а также лиц, обязанных предоставлять соответствующую информацию.

Закон не раскрывает содержание понятия "необходимая информация", и при возникновении споров, очевидно, следует исходить из обычно предъявляемых требований, имея в виду прежде всего интересы потребителя. Однако в это понятие, безусловно, должна быть включена информация, которая, в соответствии с Законом, является обязательной. Важно подчеркнуть, что наличие у потребителя права требовать предоставления указанной информации означает одновременно обязанность соответствующих организаций предоставить ее. Невыполнение этой обязанности может повлечь ответственность виновных в соответствии со специальными или общими нормами законодательства. Закон устанавливает, что способы доведения информации до потребителя определяются спецификой отдельных сфер обслуживания, но во всяком случае, она должна быть доведена в наглядной и доступной форме. Информация может быть об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах).

9. Основные права потребителя при продаже товаров (надлежащее качество, безопасность и др.)

Безопасность использования товара (работы, услуги) является важнейшим элементом обеспечения возможности использовать его по назначению. Этой обязанности изготовителя (исполнителя) соответствует право потребителя на безопасность товара. В случае неисполнения этой обязанности, т.е. изготовления и реализации товара, не соответствующего требованиям по безопасности, в результате чего причинен вред жизни, здоровью или имуществу потребителя, изготовитель (исполнитель) обязан его возместить в соответствии со ст. 14 Закона «О защите прав потребителей».

Одним из способов обеспечения безопасности товара Закон предусматривает разработку и доведение до потребителя специальных правил использования товара, его хранения, транспортировки и утилизации. Эти правила должны быть разработаны изготовителем (исполнителем), если они необходимы для обеспечения безопасности товара.

Одним из важнейших прав потребителя, провозглашенных Законом, является право на получение товаров (далее - продукция) надлежащего качества, под которой понимается продукция, соответствующая по качеству требованиям, установленным в соответствии со ст. 4 Закона. Товар признается качественным в случаях: соответствия качества договору купли-продажи; пригодности для целей его  непосредственного использования, если в договоре отсутствуют условия о качестве товара.

10.  Основные права потребителя при выполнении работ (услуг)

Основными правами потребителя при выполнении работ (услуг) является право на выполнение работы (услуги) в срок, а также право на качественное выполнение работы (оказание услуги). В случае нарушения сроков выполнения работ (услуг), выявления в работе недостатков, исполнитель несет ответственность в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Законом «О защите прав потребителей». Потребитель вправе потребовать возмещения убытков.

11. Право потребителя на возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги)


Статья 1095 ГК РФ указывает на виды вреда, подлежащего возмещению вследствие недостатков товара, работы или услуги, круг лиц, имеющих право требовать возмещения такого вреда, а также устанавливает специальный состав для возникновения обязательства.

В указанных обстоятельствах подлежит возмещению как вред, причиненный личности - жизни и здоровью гражданина, так и имущественный вред, причиненный гражданину или юридическому лицу. Опираясь на нормы параграфа 3 главы 59 ГК, а также положения ряда других законов, в частности Закона о защите прав потребителей, к указанным видам вреда следует присовокупить также и моральный вред.

Требовать возмещения вреда вправе граждане и юридические лица независимо от того, состояли они или нет в договорных отношениях с продавцом или изготовителем товара, лицами, выполнившими работу или оказавшими услугу. Потерпевшими признаются исключительно граждане-потребители или юридические лица, приобретшие товар, заказавшие работу или услугу в целях собственного потребления, а не для целей регулярного извлечения прибыли по правилам ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК.

12. Защита прав потребителей в случае приобретения товаров ненадлежащего качества

Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

соразмерного уменьшения покупной цены;

замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

расторжения договора купли-продажи. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные Законом «О защите прав потребителей»,  для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

13.  Защита прав потребителей при выполнении работы и оказании услуги

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель несет ответственность, предусмотренную федеральными законами и договором. Если потребителю не предоставлена возможность получить при заключении договора информацию об услуге (работе), он вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок расторгнуть его и потребовать возврата уплаченной за услуги (работы) суммы и возмещения других убытков.

В случае обнаружения недостатков оказанной услуги (выполненной работы) потребитель вправе по своему выбору потребовать от исполнителя:

а) безвозмездного устранения недостатков;

б) соответствующего уменьшения установленной за работу цены;

в) безвозмездного повторного выполнения работы;

г) возмещения понесенных им расходов по исправлению недостатков своими силами или третьими лицами.

Потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки оказанной услуги (выполненной работы) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе расторгнуть договор, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги (выполненной работы) или существенные отступления от условий договора.

14. Государственная защита прав потребителей

С развитием рыночной экономики государственный контроль за качеством товаров, работ и услуг уменьшился  и поэтому увеличивается необходимость в государственной защите прав потребителей. Права потребителей защищаются государственными органами, которые контролируют соблюдение законодательства о защите прав потребителей. К таким органам относятся: федеральный антимонопольный орган и его территориальные управления, федеральные исполнительные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей. Прокуратура выполняет общие надзорные функции, а именно надзор за исполнением законодательства о защите прав потребителей. Эти органы рассматривают соответствующие обращения потребителей и хозяйствующих субъектов, проводят проверки и принимают меры к разрешению споров.

15. Негосударственная защита прав потребителей

К негосударственной защите прав потребителей относится общественная защита, которая осуществляется общественными объединениями потребителей. В такие структуры в добровольном порядке вправе объединяться граждане. Деятельность таких структур регламентируется Законом «Об общественных объединениях» и их уставами. Гражданское законодательство относит общественные объединения к некоммерческим организациям. Деятельность таких организаций строится на безвозмездной основе. Такие учреждения вправе обращаться с иском в суд и с жалобами, заявлениями в прокуратуру за восстановлением нарушенных прав потребителей. Они также вправе вносить в федеральные органы исполнительной власти предложения о мерах по повышению качества товаров, работ (услуг).

16. Судебная защита прав потребителей

В соответствии со ст. 11 ГК защиту нарушенных гражданских прав осуществляет суд. Это является основополагающим принципом, предусмотренным Конституцией РФ (ст. 46) и поэтому специального указания в законе «О защите прав потребителей» об этом принципе не требуется.

Закон предусматривает судебный порядок защиты нарушенных прав потребителя по иску самого потребителя, а также федерального антимонопольного органа, федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей или неопределенного круга потребителей. Правом на судебную защиту обладают отдельные потребители, группа потребителей, неопределенный круг потребителей.

17. Информационное право для потребителя

Потребность в информации (знаниях, сведениях, данных), возникает, когда цель, стоящая перед потребителем (пользователем) в процессе его профессиональной деятельности либо в его социально-бытовой практике, не может быть достигнута без определенного "управляющего воздействия", т.е. без вмешательства извне в виде информации. Таким образом, информационная потребность неразрывно связана с деятельностью потребителя информации, зарождаясь в ее "недрах" и трансформируясь вместе с ней. Информационная потребность удовлетворяется (полностью или частично) в ходе взаимодействия потребителя и информационной системы. Эти явления являются предметом изучения, исследования информационного права – комплексной отрасли российского права. Информационное право объединяет компьютерное право, правовую защиту информации, правовое обеспечение электронной коммерции. Современная потребность в информации диктует необходимость формирования разветвленных сетей комплексных информационных систем, содержащих все виды информации, необходимой для принятия управленческих решений любого уровня, масштаба и ориентации. Таким образом, исследование информационной потребности (как одной из маркетинговых функций информационной деятельности) превращается в процесс активного воздействия на потребительский спрос конечного потребителя.

Право на информацию - одного из важнейших гражданских прав цивилизованного мира. Кроме того, развитие рынка информационных продуктов и услуг, способных удовлетворить весь спектр разнообразных и многоплановых информационных потребностей, позволяет вовлечь информацию (сведения, знания, данные) в товарно-денежные отношения в качестве равноправного товара. Предметом изучения информационного права является электронная коммерция – покупка товаров и услуг через Интернет.


Список литературы

1.     Закон "О защите прав потребителей". - Собрание законодательства Российской Федерации N 3, 1996. - ст. 140

2.     Киселев Ю.В. Защита прав потребителей и ответственность за их нарушение. -  Финансовая газета. Региональный выпуск, N 13, 1999 г. - 63 с.

3.     Сковородко А. Права и обязанности покупателя. - Финансовая газета. Региональный выпуск, N 18, 2001 г. - 60 с.

4.     Парций Я.Е. Постатейный комментарий к Закону РФ "О защите прав потребителей". – М.: 2001 г. - 465 с.