Содержание

Введение. 3

1. Кризис культуры и нравственности. 4

2. Обоснование актуальности проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи России. 6

3. Проблемы реализации духовно-нравственного воспитания в современных условиях  8

4. Система мероприятий по реализации Программы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в регионе. 10

5. Оценка эффективности региональной Программы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи России. 14

Заключение. 15

Список литературы.. 16

Введение

Человечество находится на рубеже XX–XXI веков. Но рубеж веков совпал и со стыком двух тысячелетий. Это широко ощущается на общем кризисе Мировой Цивилизации. Во всех отраслях деятельности человека, как вида живой природы, наблюдается проблемная напряжённость. Эта напряжённость как никогда актуальна сегодня. Актуальность проблем современного человечества заключается в том, что Цивилизация как таковая способна не просто самоуничтожиться, но и уничтожить всё окружающее жизненное великолепие.

По моему мнению, Цивилизация подошла к концу определённого этапа развития, когда ею был получен колоссальный опыт в науках. По большей части большинство самых грандиозных открытий было сделано в XX веке. Именно в этом веке стало популярным выражение в средствах массовой информации: « Это открытие способно перевернуть весь Мир...». В результате Человечество накопило огромный потенциал необдуманных и неосмысленных продуктов новаторства.

В нынешних условиях у Цивилизации два пути дальнейшей истории: либо уйти в небытие и затеряться невесомым прахом в мировом пространстве и унести с собой всё живое, либо осмыслить весь свой опыт и перейти от периода развития «Homo Sapiens – Человек Разумный» к периоду «Человек Мудрый». Но по многим признакам проблема выбора пути сейчас мало кого интересует. Как раз признаки такого разгильдяйства и безразличия Цивилизации к своему будущему я постарался отразить в своей работе. На сколько это мне удалось – судить Вам.

Сегодня Цивилизация столкнулась с серьезной  проблемой – проблема духовно-нравственного кризиса.

Цель работы – рассмотрение вопроса, связанного с духовно-нравственным кризисом современной цивилизации.


1. Кризис культуры и нравственности

Любое сложное явление общественной жизни не может быть оценено однозначно «хорошо» или «плохо», поскольку в нем может быть и то и другое. Многое зависит от критериев оценки. Так, в духовной культуре любого общества различаются два одинаково реальных облика: облик устойчивости, гармонии, единодушия, и облик перемен, конфликтов, напряженности и нерешенных проблем. Это следует иметь в виду при анализе и оценке состояния культуры любого общества, в том числе и нашего.

Кризисная ситуация, сложившаяся в России, с особой силой проявляется в духовной жизни общества. Положение в культуре нашего отечества оценивается как крайне тяжелое. При неисчерпаемом культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями и нашими современниками, началось духовное обнищание народа. Массовое бескультурье – причина многих бед. Упадок морали, ожесточенность, рост преступности и насилия – злая поросль на почве бездуховности.

Сегодня на культуру расходуется мизерная часть государственного бюджета. Многие очаги культуры закрываются, не имея возможности справиться с финансовыми трудностями. Большинство оставшихся, чтобы не угаснуть совсем, вместо того, чтобы нести людям искусство и творчество, вынуждены заниматься коммерцией.

Возрождение и дальнейшее развитие культуры и нравственности является важнейшим условием  обновления нашего общества. Но культура не стоит на месте, она постоянно изменяется. Отсюда возникает вопрос: какую культуру нам следует возрождать?

Ответить на вопрос не так просто, как может показаться на первый взгляд. Ведь ни в одном обществе не существует единой «истинной», «правильной», «идеальной» культуры. Нельзя из культурного наследия, складывающегося веками, что-то вычеркнуть, что-то оставить только по идеологическим соображениям. Как правило, жизнь сама отбирает наиболее ценные в нравственном и эстетическом смысле произведения. Чаще всего идеализация прошлого имеет место тогда, когда не хотят или не умеют по-настоящему оценить современные достижения.

В наше время новый, гуманный уклад жизни, основанный на лучших национальных традициях прошлого и настоящего, пока ещё робко, но прокладывает себе дорогу, отбрасывая все то, что мешало людям развивать их духовный мир, облагораживать повседневную жизнь, творить по законам красоты и нравственной чистоты.

Проблема защиты и сохранения культурного наследия прошлого, вобравшего в себя общечеловеческие ценности, - проблема общепланетарная, имеющая в каждой стране свои особенности. Для нашей страны эта проблема стоит наиболее остро. Борьба с религией, принявшая в 30-е годы прошлого столетия  характер стихийного бедствия, вылилась в массовое уничтожение церквей, в последующие годы заодно были снесены часть Китайской городской стены, Красные ворота и т.д.  Д.Лихачев заметил, что до известных пределов утраты в природе восстановимы. Иначе дело обстоит с памятниками культуры. Их утраты, как правило, невосполнимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, каждый памятник разрушается навсегда.

С помощью новейших достижений НТР, средств массовой информации духовные ценности, накопленные человечеством, становятся более доступными, но каждому человеку еще нужно «прикоснуться» к ним, чтобы стать духовно богаче. Все дело в том, что тот, кто ищет в культуре только развлекательность, не найдя её, легко находит заменитель. Культура организует человеческую жизнь, культура общества состоит из того, что необходимо знать и во что необходимо верить его членам, чтобы действовать взаимоприемлемым способом и исполнять социально значимые роли. Культура, нравственность создаются людьми, культуре обучаются, поскольку она не передается генетически, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. В результате усвоения культурных ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности и регулирование её поведения. Поэтому возрождение культурных и нравственных ценностей - одна из значимых задач любого общества, народа, государства.[1]


2. Обоснование актуальности проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи России

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

В последние десятилетия всему мировому сообществу, включая Россию, в качестве универсального образца устроения государства и человека предлагается деидеологизированный либеральный стандарт, сущность которого заключается в приоритете земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также над суверенитетом государств и патриотическими чувствами. Этот стандарт во многом определяет сегодня российскую образовательную политику. Традиционные основы воспитания и образования подменяются "более современными", западными:

- христианские добродетели - общечеловеческими ценностями гуманизма;

- педагогика уважения старших и совместного труда - развитием творческой эгоистической личности;

- целомудрие, воздержание, самоограничение - вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей;

- любовь и самопожертвование - западной психологией самоутверждения;

- интерес к отечественной культуре - исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям.

Нетрадиционная для отечественной образовательной системы идеология, основанная на принципе толерантности ко всему и во всем, подчеркивает приоритет интеллектуального развития над нравственным; изменяет традиционный смысл понятий "духовность", "нравственность", "добродетель"; предполагает возможность существования образования отдельно от воспитания. Место воспитания на основе традиций отечественной культуры занимает проведение образовательно-развлекательных кампаний в контексте либерально-демократических ценностей. Эти ценности оказывают определяющее воздействие на систему нравственных эталонов детей, молодежи, общества в целом.

Однако опыт показал: попытки формирования нравственных чувств, нравственной позиции на основе общегуманистического подхода и либеральных, "общечеловеческих" ценностей не приводят к успеху. Понятия добра и зла не могут быть представлены в "общечеловеческом смысле", - сами по себе они не являются абсолютными и не содержат нравственной оценки. Сегодня видно, что несостоятельна гуманистическая утопия, связанная с идеализацией Запада и верой в то, что рыночная экономика решит все социальные проблемы, создаст нравственное общество. "Гуманистические плоды" демократии, явленные в наши дни, как и опыт развития человечества на протяжении "безбожного" XX века, подтвердил, что улучшение внешних условий жизни, распространение научных знаний, изменение культурной среды сами по себе не в состоянии нравственно улучшить людей. Либерально-демократические ценности, вне четкой системы нравственных координат в эпоху технологического прогресса создают опасность разного масштаба катастроф, направляющих результаты прогресса против человечества.

Можно отметить также, что по данным статистики научно-технический прогресс и достижение высокого уровня жизни в развитых странах при одновременном, резком снижении нравственности и христианской религиозности приводит все больший процент людей к разочарованию в жизни, потере ее смысла, нравственным отклонениям, тяжелым расстройствам психики. Что это, как не следствие отказа от традиционных ценностей (в том числе и религиозных) в пользу секулярно-гуманистических?

Становится понятным, что мир, основанный на предлагаемой сегодня всем народам системе либеральных ценностей, не может быть устойчивым. Обозначенные негативные явления имеют тенденцию к усилению: процессы глобализации и технологизации все больше деформируют сознание сегодняшнего человека, вовсе лишая восприятие им окружающего мира нравственного критерия, или подменяя традиционную нравственную психологию созерцательного и вдумчивого восприятия примитивной психологией потребителя.

В России разрушительные последствия жизни без Бога - социального эксперимента ХХ века - и либерально-демократических изменений последнего десятилетия особенно очевидны. Духовно-нравственный кризис порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере нашей страны. Без изменения духовно-нравственного состояния общества невозможно продуктивное осуществление никаких реформ.[2]

3. Проблемы реализации духовно-нравственного воспитания в современных условиях

На сегодняшний день можно назвать немало препятствий в реализации духовно-нравственного воспитания на традиционной православной основе. Главными являются:

1. Отсутствие разработанной методологии православной культуры, ее искусственное сужение только до вероучительных аспектов.

2. Отсутствие в стране системы общественного духовно-нравственного воспитания, а также четко структурированного культурологического учебного курса (вкючающего рассмотрение всех компонентов православной культуры) для разных уровней системы образования.

3. Проблема ограниченной представленности традиционной культуры в современном обществе: его идеологической, научной, художественной, бытовой сферах. Высокая степень секуляризованности современной массовой культуры.

4. Разрушение традиционного уклада жизни: основанных на православном мировосприятии обычаев, традиций, отношений (сердечных чувствований и настроений), правил доброй и благочестивой жизни, традиционного распорядка дня, недели, года.

5. Проблема малого числа подлинных носителей традиционной православной культуры, что связано с недостаточностью живого духовного опыта, отсутствием систематического культурологического и богословского образования даже в православной среде.

6. Неподготовленность (мотивационная, эмоциональная, интеллектуальная) большей части населения современной России к восприятию духовного содержания традиционной культуры. Как следствие - необходимость осуществления системы просветительских мер по подготовке общества к реализации православно-ориентированных педагогических программ.

7. Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей. Некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Как следствие - необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

8. Отсутствие согласованности влияния на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, Православной Церкви, государственных и общественных структур.

9. Кадровая проблема. Недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности педагогов в вопросах содержания и методики духовно-нравственного воспитания на традиционной основе. Как следствие - необходимость организации специальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

10. Политическая проблема: государство, призванное выполнять важную функцию в духовно-нравственном просвещении и воспитании, не имеет сегодня четкой идеологической позиции и позволяет заполнять духовно-нравственную сферу суррогатами и продуктами западной массовой культуры.

11. Экономическая проблема. В то время как огромные деньги тратятся на внедрение различных программ либерального характера, нет средств на разработку и создание учебно-методической и информационной продукции по традиционному духовно-нравственному воспитанию, преподаванию основ православной культуры; на духовно-нравственное просвещение населения и подготовку педагогов.

12. Управленческая проблема. До сих пор нет цельной программы по духовно-нравственному воспитанию в масштабах страны или региона, не сформулированы четкие цели и задачи, не обозначены приоритеты, отсутствуют соответствующие органы управления, организационно-экономические механизмы реализации духовно-нравственного воспитания на государственном и муниципальном уровнях.[3]


4. Система мероприятий по реализации Программы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в регионе

1. Нормативно-правовое обеспечение

Программа предусматривает подготовку и принятие региональных законодательных материалов по реализации системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, а именно: постановлений правительства региона, документов департамента образования, включающих вопросы духовно-нравственного воспитания. Важным моментом в создании нормативно-правовой базы Программы является заключение соглашений о сотрудничестве органов региональной исполнительной власти, управления образования с епархиальными структурами Русской Православной Церкви (во многих регионах такие соглашения уже существуют). В число мероприятий по нормативно-правовому обеспечению включены разработка и утверждение на региональном уровне программы совместных действий органов исполнительной власти, управлений и учреждений образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, церковных приходов, общественных организаций региона.

2. Финансово-экономическое обеспечение

Среди мероприятий Программы по этому разделу - определение объема, источников финансирования; решение вопросов финансирования и экономического обеспечения с учетом этапов, масштабов и сроков развертывания Программы в регионе.

3. Организационное обеспечение

Организационный механизм реализации Программы определяется ее официальным региональным статусом и учитывает тенденции регионального развития, а также сложившиеся к настоящему времени формы и методы духовно-нравственного просвещения и воспитания в регионе. Одной из первых организационных мер по обеспечению реализации Программы является создание Регионального Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию. В функции Координационного совета войдет уточнение перечня мероприятий по созданию системы духовно-нравственного воспитания в регионе, сроков их выполнения и объемов финансирования, а также координация Программы и обеспечение контроля за ее реализацией и целевым использованием финансовых средств.

Главными исполнителями программных мероприятий являются региональные Управления образования, культуры, здравоохранения, Епархиальное управление Русской Православной Церкви, научные, образовательные, методические учреждения региона. Органы управления

- разрабатывают подпрограммы с определением конкретных работ и необходимых затрат по каждому мероприятию;

- организуют создание опорных зон и экспериментальных площадок на базе медицинских, образовательных, социально-просветительных учреждений региона для апробации программно-методических материалов и внедрения духовно-нравственной компоненты в воспитательно-образовательную практику.

4. Информационно-просветительское обеспечение

Уровень духовно-нравственной культуры современного российского общества необходимо предполагает сопровождение Программы системой мер информационно-просветительского характера. Целью этих мер, как уже отмечалось, является формирование заинтересованности проблемой, подготовка к включению в реализацию Программы специалистов и населения региона, пробуждение личной и общественной инициативы.

Существенная роль в просветительской части Программы духовно-нравственного воспитания отводится пропаганде средствами массовой информации традиционных духовно-нравственных ценностей, добродетельного, благочестивого образа жизни. Возможно придание просветительской направленности ведущейся в большинстве регионов работе по православному краеведению: создание телепередач и публикаций о региональных святынях, досточтимых людях края с привлечением подлинных исторических материалов, архивных документов.

Планируется представление в СМИ подробной информации о целях, задачах, ходе реализации региональной Программы. Увидеть преимущество отечественных традиций духовно-нравственного воспитания поможет создание в региональной печати, на телевидении, радио постоянно действующих рубрик с привлечением православных педагогов, врачей, священнослужителей, авторитетных общественных деятелей, ученых, представителей культуры и искусства.

Просвещение населения, в первую очередь родителей, возможно посредством

- организации лекториев по духовно-нравственному воспитанию,

- выпуска листовок и других печатных материалов для родителей,

- открытие православной психолого-педагогической консультативной службы.

Содержательной базой просвещения родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания могут стать получившие положительную экспертную оценку программы, разработанные специалистами Санкт-Петербургской Медицинской академии постдипломного образования, Семейного клуба родительского опыта "Рождество" (г. Москва), Психолого-медико-социального центра "Феникс" (г. Москва).

Духовно-нравственное просвещение различных категорий специалистов региона реализуется через

- проведение семинаров совещаний по Программе,

- распространение информационно-просветительских материалов,

- подготовку и проведение в регионе курсов повышения квалификации по духовно-нравственному воспитанию для работников образования, здравоохранения, культуры.

5. Научное обеспечение реализации Программы

В задачу научного обеспечения реализации Программы входит доработка и обобщение существующих проектов Концепции духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Эта Концепция станет основным документом, определяющим идеологию духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в современной России, а также методологической базой проведения научных исследований, разработки нового поколения программно-методических материалов по духовно-нравственному воспитанию, просвещению, образованию в традициях православной культуры.

6. Включение духовно-нравственной компоненты в региональную практику семейного воспитания

Система программных мероприятий по решению этой задачи направлена на возрождение традиционного уклада жизни семьи, совершенствование современного семейного воспитания на основе православных культурно-исторических традиций.[4]

5. Оценка эффективности региональной Программы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи России

В результате осуществления Программы ожидается

- снижение остроты духовно-нравственного кризиса в регионе,

- активизация духовно и культурного сознания населения, повышение уровня нравственной воспитанности детей и подростков,

- повышение престижа, поднятие авторитета региональной системы образования,

- создание в регионе системы общественного духовно-нравственного воспитания;

- укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания,

- развитие системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров на уровне региона.

Подводя итоги сказанного, повторим еще раз, что создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи необходимо для духовного возрождения России, возвращения поколению XXI века православной веры, свободы, семьи, родины, которые в бесплодном сомнении и заблуждении пытается отвергнуть современный мир.[5]



Заключение



В начале XXI  века стало очевидно, что Культура подошла к глубочайшему внутреннему кризису. Все линии человеческой культуры дошли до предельных концов, Цивилизация вышла за пределы многовековых этических ценностей. Культуре более не подвластно контролировать развитие Человека и сдерживать его «на опасных поворотах» исторического забега... Основная проблема XXI века – проблема отношения Культуры к бытию. На вершине техноэволюции Человека мучит противоположность между тем, «чтобы создавать и творить и тем, чтобы быть чем-то»

Цивилизация XXI столетия, независимо от краха наиболее одиозных тоталитарных режимов, это обесценение и утрата самой себя во имя самонаживления и неограниченности в свободах. Чем бы не занимался Человек, в «железной клетке» своей Цивилизации напоминает узника, который всё время ведёт подкоп для побега из своей камеры, но всякий раз оказывается в другой камере. Вышедшая из-под контроля Цивилизация, обрекает Культуру на «долю аутсайдера». А может это вовсе не очередной кризис, а её исторический тупик? Может Человечество накопила критическую массу энтропии? «Король оказался голым?..»


 

Список литературы





1.                     Капто А. С. Философия мира. - М.: Просвещение, 2001. – 239 с.

2.                     Кафели И. Ф., Сидоров С. А. Нравственность и культура поведения. – СПб.: Специальная литературы, 2002. – 285 с.

3.                     Кохановский С.Н. Философия. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 429 с.

4.                     Левяш И. Я. Культурология.– Минск: Тетра Системс, 2003. – 386 с.

5.                     Обществознание./Под ред. Сербиновского Б.Ю., Ростов-на-Дону, 2002. – 371 с.




[1] Обществознание./Под ред. Сербиновского Б.Ю., Ростов-на-Дону, 2002. – С. 207

[2] Кафели И. Ф., Сидоров С. А. Нравственность и культура поведения. – СПб.: Специальная литературы, 2002. – С. 118

[3] Кохановский С.Н. Философия. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 173

[4] Капто А. С. Философия мира. - М.: Просвещение, 2001. – С. 79

[5] Левяш И. Я. Культурология.– Минск: Тетра Системс, 2003. – С. 238